Зарплата в бюджетном учреждении

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2010, N 5

Премии, доплаты и надбавки в бюджетной сфере

Практика введения новых систем оплаты труда работников государственных учреждений бюджетной сферы в субъектах РФ свидетельствует о том, что имеют место два варианта подходов к решению вопроса об установлении системы стимулирования.

В целях стимулирования работников учреждений бюджетной сферы к качественному результату труда, к повышению квалификации, а также за выполненную ими работу в учреждении устанавливаются выплаты стимулирующего характера. К ним, как правило, относятся стимулирующие надбавки к окладу (должностному окладу), премии и иные поощрительные выплаты.

Система стимулирования, действующая в учреждениях бюджетной сферы, должна включать в себя следующие элементы:

— вводную часть, указывающую на цель и источники финансовых средств для стимулирования;

— круг работников, на которых распространяются стимулирующие выплаты (перечисление должностей (профессий) или по наименованиям подразделений, или по видам деятельности);

— периодичность выплат (ежемесячная, ежеквартальная, по результатам работы за год, единовременная);

— показатели (включая способы их применения);

— условия стимулирования;

— размеры стимулирующих выплат, в частности, в отдельных случаях размеры премий указываются в зависимости от шкалы поощрения в баллах;

— основания (перечень упущений в работе), которые могут служить поводом для снижения размера стимулирующей выплаты, и порядок их применения;

— подразделение или лицо, отвечающее за достоверность учета фактически достигнутых результатов применения системы стимулирования.

Общие положения

Системы стимулирования работников учреждений бюджетной сферы необходимо устанавливать с достаточно четкой регламентацией показателей и условий выплаты поощрения. При этом, как правило, должно быть исключено использование стимулирующих выплат в целях повышения уровня оплаты без связи с достижениями в результатах и эффективности деятельности учреждения и каждого конкретного работника.

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их реализации в учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Порядок и условия применения стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

При разработке системы стимулирования следует учитывать Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, предусмотренный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (ред. от 19.12.2008).

В данном Приказе к выплатам стимулирующего характера отнесены:

— выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

— выплаты за качество выполняемых работ;

— выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальные выплаты по итогам работы.

Указанный Перечень может быть расширен по согласованию с правительством субъекта РФ, например, за счет включения следующих выплат стимулирующего характера:

— стимулирующая надбавка за квалификационную категорию;

— стимулирующая надбавка за наличие ученой степени, почетного звания и награждение почетным знаком;

— стимулирующая надбавка за высокое профессиональное мастерство;

— единовременная премия за выполнение важных (особо важных), ответственных (особо ответственных) работ;

— единовременная премия за внедрение в работу достижений науки и передовых методов труда;

— единовременные премии к юбилейным датам, профессиональным праздникам и др.

Единовременное премирование, как правило, осуществляется за работу и результаты, не вытекающие из трудовых функций работника, а выполняемые по специальному распоряжению за выполнение особо важных заданий или добровольно по собственной инициативе (достижения специальных показателей).

Каждая стимулирующая выплата устанавливается к окладам (должностным окладам) работников учреждения без учета других доплат и надбавок к окладу (должностному окладу), повышающих коэффициентов.

Руководителям учреждений устанавливаются надбавки за работу, направленную на развитие учреждения, применение в его практической деятельности передовых методов труда, и производится премирование на основании оценки деятельности учреждения вышестоящим органом. Дополнительно к показателям оценки деятельности руководителей учреждений должны быть разработаны показатели (критерии) оценки результативности и качества работы руководителей структурных подразделений учреждения и ведущих специалистов.

Учреждения вправе самостоятельно определять виды и размер выплат стимулирующего характера в пределах соответствующих бюджетных ассигнований, при этом установление выплат стимулирующего характера производится с учетом показателей результатов труда, утвержденных локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников или коллективным договором.

Учреждения осуществляют выплаты стимулирующего характера работников из средств фонда оплаты труда, сформированного как за счет бюджетных средств, так и за счет приносящей доход деятельности. На стимулирование работников также может быть направлена экономия по фонду оплаты труда.

Виды надбавок

При планировании фонда оплаты труда предусматриваются дополнительные средства в размере установленного процента от планового фонда заработной платы (например, 10%), исчисленного по тарификации на 1 января планируемого года, на выплату надбавок за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, выполнение важных и срочных работ, напряженность в труде, а также на премирование.

Стимулирующая надбавка за квалификационную категорию устанавливается с целью стимулирования работников учреждений к качественному результату труда путем повышения профессиональной квалификации. Размер надбавки устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификационной категории. Пример шкалы размера стимулирующей выплаты (в процентах к должностному окладу):

— вторая квалификационная категория — 5%;

— первая квалификационная категория — 10%;

— высшая квалификационная категория — 15%.

Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается наиболее квалифицированным, компетентным, ответственным и исполнительным работникам учреждения в зависимости от сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.

Указанная надбавка устанавливается ежемесячно в процентах к окладу (должностному окладу) (например, до 300%). В течение текущего календарного года размер указанной надбавки конкретному работнику учреждения может быть увеличен (снижен) или ее выплата прекращена полностью в зависимости от изменения показателей его работы и (или) условий работы в порядке, установленном законодательством. Работникам, вновь принятым на работу в учреждение с установлением испытательного срока, указанная надбавка не устанавливается. Данная надбавка устанавливается приказом руководителя учреждения сроком не более чем один календарный год и выплачивается ежемесячно с даты, установленной приказом руководителя учреждения. Продление выплаты надбавки оформляется приказом руководителя учреждения.

Ежемесячная стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливается всем работникам в зависимости от общего количества лет в процентах к окладу (должностному окладу). В стаж работы, дающий право на установление и выплату надбавки, включаются время работы по основной работе независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности на аналогичных должностях, а также все время отпуска женщинам по уходу за ребенком и время срочной службы в армии, время обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и т. п., если таким периодам предшествовала и за ними непосредственно следовала работа в учреждении.

Пример. Шкала размера стимулирующей выплаты за выслугу лет (в процентах к окладу (должностному окладу)):

— при выслуге лет от 1 года до 3 лет — 10%;

— при выслуге лет от 3 до 5 лет — 20%;

— при выслуге лет свыше 5 лет — 30%.

Стимулирующая надбавка за присвоение ученой степени, почетного звания и награждение почетным знаком по соответствующему профилю выполняемой работы устанавливается в процентах к должностному окладу или в абсолютном размере и выплачивается ежемесячно.

Пример. Размер стимулирующей надбавки:

— за присвоение ученой степени кандидата наук — 10% должностного оклада (или 1000 руб.);

— за присвоение ученой степени доктора наук — 20% (или 2000 руб.).

Работникам учреждений бюджетной сферы может устанавливаться персональная надбавка стимулирующего характера с учетом уровня профессиональной подготовленности работника, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов, а также с учетом обеспечения финансовыми средствами. В положении об оплате и стимулировании труда работников учреждения осуществляется конкретизация указанных оснований назначения персональной надбавки. Размер указанной надбавки не может превышать значения должностного оклада работника.

Виды премий

Премия по итогам работы за период (месяц, квартал, полугодие, год) выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда по итогам работы с учетом показателей, входящих в систему оценки эффективности деятельности работников учреждения.

При премировании учитываются:

— успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

— инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

— качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

— выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения;

— качественная подготовка и своевременная сдача отчетности;

— участие в течение установленного периода в выполнении важных работ и мероприятий.

Премия по итогам работы за установленный период времени выплачивается в пределах утвержденного фонда оплаты труда в размере, определяемом руководителем учреждения, а также за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Решение о премировании работников принимается руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников в процентах к окладу (должностному окладу) (например, 30%):

— заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно;

— руководителей структурных подразделений учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителей по представлению заместителей руководителя;

— других работников, занятых в структурных подразделениях учреждения, по представлению руководителей структурных подразделений.

Единовременная премия за образцовое качество выполняемых работ выплачивается работникам (например, до 5 окладов (должностных окладов)) при:

— поощрении Президентом РФ, Правительством РФ, правительством субъекта РФ;

— присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации и субъекта РФ;

— награждении орденами и медалями Российской Федерации, награждении почетной грамотой министерства.

Размер премии устанавливается руководителем учреждения в каждом конкретном случае с учетом мнения представительного органа работников. Премия за высокие результаты работы выплачивается работникам единовременно по приказу руководителя учреждения. Максимальным размером премия за высокие результаты работы не ограничена.

Стимулирующая надбавка за высокое профессиональное мастерство устанавливается, как правило, высококвалифицированным рабочим по результатам оценки индивидуальных результатов труда в процентах к окладу (например, 30% оклада).

Единовременная премия за выполнение важных (особо важных), ответственных (особо ответственных) работ может быть выплачена по итогам выполнения указанных видов работ с целью поощрения работников за оперативность и качественный результат труда. Размер премии может устанавливаться как в абсолютном значении (например, за выполнение важных, ответственных работ — 500 руб.; особо важных, особо ответственных работ — 1000 руб.), так и в процентном отношении к окладу (должностному окладу) (например, за выполнение важных, ответственных работ — 10%; особо важных, особо ответственных работ — 20%). Максимальным размером премия не ограничена.

Премия за внедрение в работу достижений науки и передовых методов труда устанавливается работникам (в том числе рабочим) единовременно до процесса внедрения в работу современных методов обеспечения функционирования учреждения в абсолютном размере или в процентах к окладу (должностному окладу) (например, 100% оклада (должностного оклада)).

Оценка практики введения новых систем оплаты труда работников государственных учреждений бюджетной сферы в субъектах Российской Федерации свидетельствует о том, что имеют место два варианта подходов к решению вопроса об установлении системы стимулирования.

Первый вариант предусматривает сохранение принципиальных основ построения оплаты по тарифу, сложившихся на протяжении применения Единой тарифной сетки, при условии их корректировки в соответствии с новыми условиями хозяйствования и требованиями учета в оплате труда специфики видов экономической деятельности. При этом выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентах к окладу (должностному окладу) или в абсолютном размере.

Второй вариант предполагает установление повышающих коэффициентов за различные показатели стимулирования к окладам (должностным окладам): например, за квалификацию работника (присвоенную ему квалификационную категорию), масштабы управления (группу по оплате труда руководителей данного учреждения), уровень управления (руководитель учреждения, заместитель руководителя, главный специалист учреждения, руководитель структурного подразделения), наличие ученой степени и почетного звания.

При этом первый подход применяется, например, в бюджетных учреждениях Тверской и Ярославской областей. Второй подход — в учреждениях, подведомственных Роспотребнадзору, в бюджетных учреждениях Омской области, Удмуртской Республики.

Непременным условием признания премиальной системы эффективной является ее связь с задачами поддержания необходимых пропорций в росте производительности труда и средней заработной платы, а также другими задачами организации заработной платы.

Библиография

1. Волгин Н. А., Кокин Ю. П. Доходы населения и оплата труда в современной России: анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2008. 168 с.

2. Оплата труда в России и современном мире: проблемы, действия / Под общ. ред. В. И. Плакси, Р. Крумма, Н. А. Волгина. М.: Полиграф сервис, 2009. 242 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: правовые новации / Руководитель авторского коллектива постатейного комментария В. В. Куликов. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2007. 960 с.

4. Яковлев Р. А. Оплата труда в организации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: МЦФЭР, 2005. 525 с.

Л. Мосина

К. э. н.,

Ведущий научный сотрудник

НИИ труда

И социального страхования

В. Сковпень

К. э. н.,

Старший научный сотрудник

НИИ труда

И социального страхования

Подписано в печать

13.2.3. Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда

На счете 0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» отражаются расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда, в том числе начисленных работникам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и других выплат за счет средств государственного социального страхования, отнесенные в соответствии с Указаниями № 65н на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

Бюджетный учет операций по расчетам по начислениям на выплаты по оплате труда регламентирован п. 102 Инструкции № 162н (таблица 113).

Таблица 113

Бухгалтерские записи

по начислению и выплате пособий за счет средств социального страхования

№ п/п Дебет Кредит
1 Начисление пособий, подлежащих выплате за счет средств ФСС РФ:

— в части пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством

— в части пособий по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

КРБ 1 303 02 830

КРБ 1 303 06 830

КРБ 1 302 13 730

КРБ 1 302 13 730

2 Начисление НДФЛ КРБ 1 302 13 830 КРБ 1 303 01 730
3 Удержания из сумм пособий, подлежащих выплате за счет средств ФСС, по исполнительным листам или заявлениям работников КРБ 1 302 13 830 КРБ 1 304 03 730
4 Выплата работникам пособий по социальному страхованию
4.1 Выдача пособий из кассы учреждения КРБ 1 302 13 830 КИФ 1 201 34 610
4.2 Выплата пособий на банковские счета (карты) работников КРБ 1 302 13 830 КРБ 1 304 05 213
5 Депонирование сумм, не полученных работниками пособий по социальному страхованию КРБ 1 302 13 830 КРБ 1 304 02 730

Еще по теме 13.2.3. Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда:

  1. 52. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
  2. 18.АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
  3. 4.2. Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления
  4. 4.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда и стипендиям
  5. 4.6. Учет расчетов по обязательному социальному страхованию и социальной защите населения
  6. 13.6. Порядок составления отчета о финансовых результатах деятельности
  7. 4.1. Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления
  8. 4.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда
  9. ГЛАВА 9. Учет расчетов с персоналом по оплате труда
  10. Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда
  11. Глава 10 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям
  12. 8.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
  13. 9.1.2. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета расчетов по выданным авансам
  14. 10.1.4. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета расчетов с подотчетными лицами
  15. 13.1.3. Группировка расчетов по принятым обязательствам по счетам бюджетного учета
  16. 13.2.3. Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда

— Аудиторская деятельность — Банки — Бизнес — Бухгалтерский учет — Кредит — Маркетинг — Менеджмент — Философия — Финансы — Экономика ->Годовой отчёт для бюджетных организаций 2014

10.3. Проверка расчетов по счету 302 13 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»

На счете 302 13 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» отражаются суммы начисленных работникам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и других выплат за счет средств государственного социального страхования. Проверка расчетов, производимых с использованием данного счета, необходима не только в целях подтверждения их обоснованности, но и для исключения ошибок, поскольку данный вид расходов осуществляется за счет средств ФСС.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ. Так, в совместном Письме Правления ПФР N ТМ-30-24/5182, ФСС РФ N 15-03-10/08-1276П от 23.04.2012 отмечается, что суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом ФСС по результатам проверки правильности расходования средств фонда, признаются объектом обложения страховыми взносами на общих основаниях. Данное деяние влечет применение к учреждению штрафных санкций.
Для справки: согласно ст. 47 Закона о страховых взносах неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.
При проведении инвентаризации расчетов по счету 302 13 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» следует обратить особое внимание на наличие документов, подтверждающих данный вид расходов:
2) для пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам — листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией (п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Форма листка нетрудоспособности и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н (далее — Порядок N 624н);
3) для пособия по уходу за ребенком (п. 6 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ):
— заявление о назначении указанного пособия;
— свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки;
— свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;
— справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), — справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Полный перечень документов приведен в п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н.
Далее, следует учитывать: поскольку Федеральный закон N 255-ФЗ предусматривает несколько вариантов назначения пособий в зависимости от занятости работника, в дополнение к вышеперечисленным документам-основаниям работник должен представить в бухгалтерию учреждения справку о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, с места работы у другого работодателя (у других работодателей). Напомним, что в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи (как организации, так и индивидуальные предприниматели) были обязаны выдавать бывшему работнику справку о сумме заработка, на которую были начислены страховые взносы в день прекращения работы.
В то же время бухгалтер, осуществляющий расчет пособий, должен иметь в виду, что п. 7.2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ допускает, что если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, от другого работодателя в связи с прекращением им деятельности либо по иным причинам, то страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет в территориальный орган ПФР запрос о представлении сведений о заработной плате, об иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя. ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования представляет запрашиваемые данные страхователю, направившему запрос.
Форма заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 N 21н.
В дополнение к вышесказанному отметим, что если в ходе проверки будет обнаружено, что некоторые документы, например листки нетрудоспособности, утеряны, то произведенные расходы не будут приняты к зачету. По данной ситуации ФСС привел разъяснения в Письме от 17.07.2013 N 15-03-11/12-7761. Чиновники ведомства указали следующее. В соответствии с Порядком N 624н при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен оформляется дубликат листка нетрудоспособности.
При утере листка нетрудоспособности застрахованным лицом лечащим врачом и председателем врачебной комиссии оформляется дубликат листка нетрудоспособности до того, как листок нетрудоспособности будет представлен страхователю для расчета и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Иных случаев выдачи дубликата листка нетрудоспособности медицинскими организациями законодательством не предусмотрено.
Справки, представленные ГУЗ и ГБУЗ, содержат информацию о выдаче листков нетрудоспособности и не являются финансовыми документами, на основании которых произведены расходы на государственное социальное страхование.
Таким образом, при документальной проверке страхователя расходы на выплату пособия на период отпуска по беременности и родам, временной нетрудоспособности будут правомерно не приняты к зачету за счет средств государственного социального страхования в связи с отсутствием подлинников документов, подтверждающих расходы на государственное социальное страхование.
При выборочной проверке правильности начисления и выплаты пособий следует помнить, что в силу Федерального закона N 255-ФЗ:
— пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня выплачивается за счет средств работодателя (пп. 1 п. 2 ст. 3);
— предельная сумма заработка при исчислении пособий не может превышать установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов (ст. 14);
— пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу с учетом ограничений (в частности, в случае ухода за больным ребенком в возрасте до семи лет пособие выплачивается не более чем за 60 календарных дней в календарном году, для детей от семи до 15 лет — не более чем за 45 календарных дней) (п. 5 ст. 6);
— право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (ст. 11.1).
В ходе выборочной проверки могут быть выявлены как счетные ошибки при начислении пособий, так и ошибки неверного применения тех или иных норм законодательства РФ. Например, в соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ и п. 3 ст. 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов со дня рождения ребенка вправе получать:
— либо пособие по беременности и родам;
— либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком больше, чем размер пособия по беременности и родам.
Обратите внимание: выплата одновременно двух пособий неизбежно приведет к отказу в зачете произведенных расходов территориальными органами ФСС (Постановление ФАС ЗСО от 22.09.2011 N А27-595/2011).
Необходимо учитывать, что ФСС не принимает к зачету одновременно осуществленные расходы на выплату пособия по беременности родам и пособия по уходу за ребенком в случае выплаты последнего отцу, если мать находилась в отпуске по беременности и родам. Как указали арбитры в Постановлении ФАС ЗСО от 10.08.2011 N А45-21138/2010, предоставление отцу отпуска по уходу за ребенком до окончания послеродового отпуска матери для осуществления фактического ухода за ребенком не предусмотрено действующим законодательством.
Следующий момент, на который нам хотелось бы обратить внимание, — отсутствие в нормативных актах РФ порядка выплаты пособия по уходу за ребенком по нескольким местам работы. Данная ситуация явилась предметом рассмотрения в Постановлении ФАС СКО от 11.04.2013 N А53-20136/2012. До 01.01.2010 такое пособие выплачивалось как по основному месту работы, так и по совместительству. Лишь в новой редакции п. 2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Особое внимание следует обратить на то, что при расчете пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам важной составляющей является стаж работы сотрудника. Напомним, что согласно п. 6 ст. 7 и п. 3 ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.
На практике могут возникнуть ситуации, когда страховой стаж женщины составляет более шести месяцев, но расчетный период полностью состоит из количества календарных дней, подлежащих исключению из расчетного периода, то есть равен нулю. Как в этом случае исчислить пособие по беременности и родам? Чиновники ФСС в Письме от 25.10.2013 N 15-03-09/12-2985П по данной ситуации привели следующие разъяснения. Поскольку в данном случае произвести расчет среднего дневного заработка не представляется возможным и в рамках Федерального закона N 255-ФЗ застрахованные лица не могут быть лишены права на пособие по беременности и родам, по мнению фонда, можно исчислить пособие из заработка, равного МРОТ, установленному федеральным законом на момент наступления страхового случая.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ календарные годы (календарный год) расчетного периода по заявлению застрахованного лица могут быть заменены предшествующими годами (годом), в случае если это приведет к увеличению размера пособия.
В ходе выборочной проверки иногда выявляется такая ошибка. Вместо трех дней, которые следовало оплатить за счет средств работодателя, было оплачено только два дня, а остальные дни были отнесены к оплате за счет средств ФСС. Давайте рассмотрим, как исправить выявленную ошибку. Мы уже отметили выше, порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете изложен в п. 18 Инструкции N 157н. Что касается исправления базы по исчислению страховых взносов, то отметим следующее.
Статьей 17 Закона о страховых взносах определено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном данной статьей.
В рассматриваемом случае ошибка привела к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате в ФСС, следовательно, страхователь обязан подать уточненный расчет в соответствии с правилами, установленными Законом о страховых взносах, а также уплатить недостающую сумму страховых взносов и пени.
В заключение напомним, что суммы начисленных выплат по пособиям, выплачиваемым за счет средств ФСС, отражаются на основании расчетной ведомости (ф. 0301010), расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401) бухгалтерской записью: (п. 128 Инструкции N 174н): Дебет 0 303 02 830 / Кредит 0 302 13 730.
Аналитический учет расчетов по пособиям ведется учреждениями в журнале по прочим операциям (ф. 0504071) либо карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 257 Инструкции N 157н).
При инвентаризации расчетов по счету 302 13 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» также следует обратить внимание на наличие кредиторской задолженности. Она не должна превышать месячного размера задолженности за календарный месяц. Все неполученные суммы пособий должны быть перенесены на счет 304 02 «Расчеты с депонентами».

Способы взыскания с работающего сотрудника сумм вследствие бухгалтерской ошибки

————————————¬————————————-¬
¦ Счетная ошибка ¦¦ Несчетная ошибка ¦
L——-T——————-T———L———T——————T———
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
———+——-¬————+——-¬———-+——¬————+——-¬
¦ Сотрудник ¦¦ Сотрудник ¦¦ ¦¦ ¦
¦ не оспаривает ¦¦ оспаривает ¦¦Возвращает сумму¦¦ ¦
¦ основание ¦¦ основание ¦¦ переплаты ¦¦ Не согласен ¦
¦ удержания ¦¦ удержания и сумму¦¦ по требованию ¦¦ вернуть переплату¦
¦ и сумму ¦¦ переплаты, ¦¦ работодателя ¦¦ ¦
¦ переплаты ¦¦срок для удержания¦¦ ¦¦ ¦
L——-T———L———-T———L——————L———-T———
¦/ ¦/ ¦
———+——-¬————+————————-¬ ¦
¦ Работодатель ¦¦ ¦ ¦
¦ удерживает ¦¦ ¦ ¦
¦ переплату из ¦¦ ¦ ¦
¦ будущей ¦¦ ¦ ¦
¦ зарплаты ¦¦ Работодатель обращается в суд ¦<————
¦ сотрудника ¦¦ за взысканием переплаты ¦
¦(либо сотрудниꦦ ¦
¦ возвращает ¦¦ ¦
¦ переплату ¦¦ ¦
¦ наличными) ¦¦ ¦
L——-T———L———-T——————T——-
¦ ¦/ ¦/
¦ ————+——¬————+—————————¬
¦ ¦Суд вынес решени妦 Суд отказал во взыскании ¦
¦ ¦ о взыскании ¦¦ ¦
¦ L———-T——-L———-T—————————
¦/ ¦/ ¦/
———+——————-+——¬————+—————————¬
¦ Возвращенная сумма не облагается ¦¦ Невозвращенная сумма не учитывается ¦
¦ НДФЛ, страховыми взносами, ¦¦ при расчете налога на прибыль, ¦
¦ не учитывается при расчете ¦¦ не облагается страховыми взносами, ¦
¦ налога на прибыль ¦¦ но облагается НДФЛ, его удерживают с¦
¦ ¦¦ других доходов сотрудника ¦
L————————————L—————————————

Схема Готовим документы

Учреждение должно зафиксировать факт ошибки в акте специально назначенной комиссии (указывают, счетная ошибка или нет). Далее, если работник вернет ошибочно выплаченные суммы, инцидент будет исчерпан.

В противном случае для удержания переплаты из зарплаты следует составить (если сотрудник не оспаривает основание и сумму переплаты):

  • уведомление. В нем указывают срок удержания переплаты (не более одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения неправильно исчисленных выплат). В документе сотрудник проставляет свое согласие (несогласие) на удержание;
  • приказ об удержании переплаты (издается, если получено согласие сотрудника и срок удержания не истек).

Если срок принятия решения об удержании истек или работник отказывается добровольно вернуть излишне полученные суммы, взыскивать переплату работодателю придется в судебном порядке.

Все перечисленные документы оформляются в произвольном виде. Их образцы вы найдете в статье «Работнику излишне выплачена зарплата» («Зарплата», 2009, N 8). Там же представлен и пакет необходимых документов для случая, когда сотрудник уже уволился. В статье рассказано и о налогообложении переплаты.

Таблица 1. Возврат переплаты при счетной ошибке

——————T—————————T—————-T———-¬
¦ Содержание ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ операции ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+——————+—————————+—————-+———-+
¦ ¦ ¦ ¦ —-¬ ¦
¦Исправлена ¦2 401 20 211 ¦2 302 11 730 ¦ ¦900¦ ¦
¦ошибка, ¦»Расходы по заработной ¦»Увеличение ¦ L—- ¦
¦связанная с ¦плате» ¦кредиторской ¦ ¦
¦выявлением ¦ ¦задолженности ¦ ¦
¦переплаты ¦ ¦по заработной ¦ ¦
¦заработной платы ¦ ¦плате» ¦ —-¬ ¦
¦(метод «Красное ¦2 302 11 830 ¦2 206 11 660 ¦ ¦900¦ ¦
¦сторно») ¦»Уменьшение кредиторской ¦»Уменьшение ¦ L—- ¦
¦ ¦задолженности по заработной¦дебиторской ¦ ¦
¦ ¦плате» ¦задолженности ¦ ¦
¦ ¦ ¦по авансам по ¦ ¦
¦ ¦ ¦оплате труда» ¦ ¦
+——————+—————————+—————-+———-+
¦Поступили суммы ¦2 201 34 510 ¦2 206 11 660 ¦ 900 ¦
¦переплаты от ¦»Поступления средств в ¦»Уменьшение ¦ ¦
¦работника в ¦кассу учреждения» ¦дебиторской ¦ ¦
¦кассу учреждения ¦ ¦задолженности ¦ ¦
¦ ¦ ¦по авансам по ¦ ¦
¦ ¦ ¦оплате труда» ¦ ¦
+——————+—————————+—————-+———-+
¦Отражено выбытие ¦2 210 03 560 ¦2 201 34 610 ¦ 900 ¦
¦возвращенной ¦»Увеличение дебиторской ¦»Выбытия ¦ ¦
¦суммы переплаты ¦задолженности по операциям ¦средств из ¦ ¦
¦из кассы для ¦с финансовым органом по ¦кассы ¦ ¦
¦зачисления на ¦наличным денежным ¦учреждения» ¦ ¦
¦лицевой счет ¦средствам» ¦ ¦ ¦
¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+—————————+—————-+———-+
¦Поступили ¦2 201 11 510 ¦2 210 03 660 ¦ 900 ¦
¦денежные средств঻Поступления денежных ¦»Уменьшение ¦ ¦
¦на лицевой ¦средств учреждения на ¦дебиторской ¦ ¦
¦счет учреждения ¦лицевые счета в органе ¦задолженности ¦ ¦
¦ ¦казначейства» ¦по операциям с ¦ ¦
¦ ¦ ¦финансовым ¦ ¦
¦ ¦ ¦органом по ¦ ¦
¦ ¦ ¦наличным ¦ ¦
¦ ¦ ¦денежным ¦ ¦
¦ ¦ ¦средствам» ¦ ¦
L——————+—————————+—————-+————

Заметим, здесь и далее указывают:

  • КРБ — 1 — 17-й разряды кода Классификации расходов бюджетов по соответствующим принятым обязательствам;
  • КДБ — 1 — 17-й разряды соответствующего кода Классификации доходов бюджета 000 3 02 01000 00 0000 130 «Доходы от оказания услуг».

Обратите внимание: доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Поэтому дальнейших действий с переплатой производить не нужно.

Важен также следующий момент. В Плане счетов, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, нет счета 0 206 11 000 «Расчеты по авансам по оплате труда». Поэтому учреждение может в рамках формирования учетной политики ввести в состав рабочего плана счетов дополнительную аналитическую группу по синтетическому счету 20600 «Расчеты по выданным авансам» (п. 204 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

Таблица 2. Возврат переплаты, произошедшей по вине работника (1)

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Начислена
задолженность за
А.К. Павловым
2 205 31 560
«Увеличение дебиторской
задолженности по доходам
от оказания платных работ,
услуг»
2 401 10 130
«Доходы от
оказания платных
услуг»
900
Поступила в
кассу учреждения
возмещаемая сумма
2 201 34 510
«Поступления средств в
кассу учреждения»
2 205 31 660
«Уменьшение
дебиторской
задолженности
по доходам от
оказания платных
работ, услуг»
900
Отражено выбытие
возвращенной
суммы переплаты
из кассы для
зачисления на
лицевой счет
учреждения
2 210 03 560
«Увеличение дебиторской
задолженности по операциям
с финансовым органом по
наличным денежным
средствам»
2 201 34 610
«Выбытия средств
из кассы
учреждения»
900
Поступили
денежные средства
на лицевой счет
учреждения
2 201 11 510
«Поступления денежных
средств учреждения на
лицевые счета в органе
казначейства»
2 210 03 660
«Уменьшение
дебиторской
задолженности
по операциям с
финансовым
органом по
наличным
денежным
средствам»
900

При этом заметим, если бы сотрудник перечислял переплату непосредственно в банк, бухгалтер сделал бы проводки, которые приведены в табл. 3 на с. 104.

Выясняем причину, в результате которой возникла переплата.

Если возникла переплата по заработной плате, в первую очередь необходимо выяснить причину, в результате которой она появилась. Для чего это нужно сделать? Ответ на данный вопрос вытекает из норм, приведенных в ст. 137 ТК РФ. В силу положений, изложенных в этой статье, удержания из зарплаты работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

1) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет зарплаты;

2) для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного работнику в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

3) для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;

4) при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Что следует понимать под счетной ошибкой? Трудовое законодательство не содержит определения понятия «счетная ошибка». Как указал ВАС в Определении от 20.01.2012 № 59-В11-17, исходя из буквального толкования норм действующего трудового законодательства (ст. 137 ТК РФ) счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом). Таким образом, если бухгалтер, производя расчет зарплаты, неверно сложил выплаты, причитающиеся работнику, он совершил счетную ошибку.

Обратите внимание, что не являются счетными ошибками:

  • определение неверного расчетного периода для расчета сумм, причитающихся работнику;
  • ошибки в определении метода расчета заработной платы, послужившие основанием для последующих начислений;
  • технические ошибки;
  • повторная выплата зарплаты за один и тот же период.

Другими словами, если произошел сбой компьютерной программы, бухгалтер допустил техническую ошибку, повторную ошибочную выплату одной и той же суммы либо применил неправильные нормы законодательства при расчете заработной платы, вследствие которых произошла переплата, удержать такие излишне выплаченные суммы нельзя без согласия работника. Данные действия будут признаны неправомерными (см. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 22.07.2015 № 33-2153-2015).

Зачастую незаконные удержания из зарплаты производятся при увольнении. Напомним, что в силу положений ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при его увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Если работодатель при увольнении сотрудника не произвел удержание сумм оплаты за неотработанные дни отпуска, то он не вправе взыскать эти суммы с бывшего сотрудника в судебном порядке, за исключением случаев недобросовестности в действиях названного лица или счетной ошибки. Данные решения вынесены в апелляционных определениях Хабаровского краевого суда от 29.07.2015 по делу № 33-4733/2015, Новосибирского областного суда от 09.02.2016 по делу № 33-1022/2016.

Отражаем суммы переплаты в бухгалтерском учете.

Вне зависимости от возникновения причин переплаты она должна быть соответствующим образом оформлена в учете.

В соответствии с п. 80 Инструкции № 162н, п. 102 Инструкции № 174н, п. 105 Инструкции № 183н задолженность работника, возникающая при перерасчете ранее выплаченной ему заработной платы, отражается методом «красное сторно» следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счета 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»

Кредит счета 0 206 11 000 «Расчеты по оплате труда»

При этом операции по корректировке ранее начисленных отпускных (заработной платы), НДФЛ и страховых взносов отражаются методом «красное сторно».

Требования по возмещению ущерба, образовавшегося в связи с переплатой бывшему работнику зарплаты (в том числе с переплатой бывшему работнику за неотработанные дни отпуска при его увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск), отражаются записью (Письмо Минфина РФ от 09.11.2016 № 02-06-10/65506):

Дебет счета 0 209 30 560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»

Кредит счета 0 206 11 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по оплате труда»

Отметим, что приведенная в письме Минфина проводка по переносу задолженности со счета 0 206 11 000 «Расчеты по оплате труда» на счет 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» вводится в инструкции № 162н, 174н, 183н Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н.

Далее необходимо отметить: в своих разъяснениях в вышеназванном письме чиновники Минфина отмечают, что применяемая методология бухгалтерского учета не содержит каких-либо ограничений по кодам видов финансового обеспечения (КВФО) (деятельности), в рамках которых могут отражаться расчеты с использованием счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». Чиновники допускают оформление таких операций по КВФО 4 и 5.

Погашение задолженности по переплате зарплаты и отпускных при добровольном согласии работника производится:

  • либо посредством внесения наличных денежных средств в кассу или на лицевой счет учреждения;
  • либо посредством удержания из последующих начислений заработной платы. Обратите внимание, что общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% зарплаты, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).

В бухгалтерском учете погашение задолженности отражается по кредиту счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». При этом делаются стандартные записи, приведенные в инструкциях № 162н, 174н, 183н.

Суммы, списанные с балансового учета в связи с признанием судом виновного лица неплатежеспособным, отражаются по кредиту счета 0 209 30 000 и дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Рассмотрим пример по отражению данной операции в учете.

В бюджетном учреждении произошла переплата зарплаты работнику. Ввиду технической ошибки бухгалтер ошибочно дважды перевел денежные средства на банковскую карту работника. За ноябрь 2016 года ему была начислена зарплата в сумме 63 000 руб., из нее были удержан НДФЛ в сумме 8 190 руб. Однако вместо 54 810 руб. на карточку было перечислено 109 620 руб. Выплата зарплаты производилась за счет субсидии, выделенной для выполнения государственного задания

Работник, обнаружив переплату, вернул излишек в кассу учреждения.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ излишне выплаченная зарплата признается неосновательным обогащением и должна быть возвращена работником учреждению. В ситуации, описанной в вопросе, недобросовестности со стороны работника нет, поэтому удержать сумму по своей инициативе работодатель не может. В данном случае работодатель для взыскания излишне выплаченных сумм обязан проинформировать работника в письменной форме о механизме образования излишне выплаченных сумм и размере их удержания (или погашения). Кроме того, для производства удержаний работник должен быть согласен с их размером. Свое согласие он подтверждает письменно.

По условиям примера сумма переплаты произошла по причине двойного перечисления одной и той же суммы заработной платы, поэтому корректировка НДФЛ и страховых взносов не производится.

В учете были сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Операции по начислению заработной платы

Начислена зарплата работнику

4 109 60 211

4 302 11 730

63 000

Начислены страховые взносы в ФСС, ПФР, ФФОМС

(63 000 руб. x 30,2%)

4 109 60 213

4 303 02 730

4 303 06 730

4 303 07 730

4 303 10 730

19 026

Удержан из заработной платы НДФЛ

4 302 11 830

4 303 01 730

8 190

Перечислена заработная плата на банковскую карту

4 302 11 830

4 201 11 610

109 620

Корректировка переплаты заработной платы

Скорректирована переплата излишне выплаченных сумм заработной платы методом «красное сторно»

4 302 11 830

4 206 11 660

(54 810)

Отражена компенсация затрат учреждения

4 209 30 560

4 206 11 660

54 810

Отражено внесение излишне выплаченной суммы в кассу организации

4 201 34 510

4 209 30 660

54 810

Отражено внесение денежных средств на лицевой счет учреждения

4 210 03 560

4 201 11 510

4 201 34 610

4 210 03 660

54 810

В автономном учреждении при расчете зарплаты за ноябрь 2016 года была допущена счетная ошибка: вместо 25 000 руб. работнику организации была начислена зарплата в размере 26 000 руб.

В ходе рассмотрения причин возникновения ошибки было выявлено, что причиной стали неверные действия при сложении выплат. Возврат излишне начисленной работнику зарплаты был погашен путем удержания из зарплаты работника. Операции отражаются по КВФО 2 (приносящая доход деятельность»).

Порядок исправления счетной ошибки приведен в п. 18 Инструкции № 157н. В соответствии с приведенными нормами она подлежит исправлению методом «красное сторно» или дополнительной бухгалтерской записью в день обнаружения ошибки.

Отметим, что дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833), форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В ней отражается информация по обоснованию внесения исправлений. Кроме того, указываются (Письмо Минфина РФ от 10.12.2013 № 02-06-005/54148):

  • наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций);
  • его номер (при наличии);
  • период, за который составлен регистр.

Обратите внимание, что кроме корректировки начисленной заработной платы следует произвести пересчет суммы страховых взносов, начисленных на данные выплаты, и НДФЛ. Порядок исправления ошибки в начислении страховых взносов и НДФЛ аналогичен приведенному выше порядку. Нужно сторнировать ошибочные начисления методом «красное сторно» и отразить в учете дополнительной записью суммы правильно начисленных обязательных платежей. Укажем: ввиду уменьшения суммы базы по НДФЛ происходит уменьшение и начисленного налога, который подлежит возврату налогоплательщику.

В бухгалтерском учете были сделаны такие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Операции по начислению заработной платы

Начислена сумма зарплаты работнику

2 109 60 211

2 302 11 000

26 000

Удержан НДФЛ

(26 000 руб. x 13%)

2 302 11 000

2 303 01 000

3 380

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды

(26 000 руб. x 30,2%)

2 109 60 213

2 303 00 000

7 852

Отражена выплата суммы заработной платы путем перечисления денежных средств на пластиковую карту сотрудника

(26 000 — 3 380) руб.

2 302 11 000

2 201 11 000

22 620

Исправление счетной ошибки по выплате заработной платы

Исправлена счетная ошибка способом «красное сторно» при начислении заработной платы

2 109 60 211

2 302 11 000

(26 000)

25 000

Исправлена счетная ошибка способом «красное сторно» при начислении страховых взносов

(25 000 руб. x 30,2%)

2 109 60 213

2 303 00 000

(7 852)

7 550

Исправлена счетная ошибка способом «красное сторно» при начислении НДФЛ

(25 000 руб. x 13%)

2 302 11 000

2 303 01 000

(3 380)

3 250

Скорректирована переплата излишне выплаченных сумм заработной платы методом «красное сторно»

2 302 11 000

2 206 11 000

(870)

Отражена компенсация затрат по переплате заработной платы

2 209 30 000

2 206 11 000

Операции по погашению суммы переплаты

Отражено удержание излишне выплаченных работнику сумм

2 302 11 000

2 304 03 000

2 304 03 000

2 209 30 000

В учете учреждения возникла переплата бывшему работнику зарплаты в сумме 15 890 руб. Тот отказался возместить ее добровольно, учреждение обратилось в суд. Суд отказал в иске учреждению. На основании вынесенного решения последнему необходимо списать сумму переплаты в размере 15 890 руб.

При отказе суда во взыскании с бывшего работника задолженности по переплате она списывается с баланса учреждения. При списании суммы задолженности, признанной учреждением невозможной к взысканию, производится запись по дебету счета 4 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 339 Инструкции № 157н при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету (на счет 04) не принимается.

В учете сделана следующая запись: