Дебет 10 кредит 43

prednalog.ru

Бухгалтерский счет 10 «Материалы» содержит в себе информацию о состоянии и движении материалов, сырья, топлива, инструментов, строительных материалов, спецодежды, инвентаря и пр.

Материалы принимаются на учет по фактической себестоимости (цене их приобретения) или учетным ценам. Сельхозпредприятия учитывают материалы по плановой себестоимости, которая в конце года корректируется до фактической себестоимости на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов», т.е. на этом счете отражается разница между фактической и плановой стоимостью.

Синтетический счет 10 – активный. К нему могут быть открыты субсчета по видам материальных ценностей, используемых в деятельности организации.

На субсчете 10-1 «Сырье и материалы» отражаются материалы, необходимые для производства основной продукции предприятия (стройматериалы — для подрядных организаций).

На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» отражаются материалы, необходимые для комплектации основной продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке.

Чем отличается счет 41 «Товары» и 10 «Материалы»? Если вы приобретаете материалы для изготовления основных изделий – это счет 10. Если же вы приобретаете материалы, которые впоследствии планируете продать и приобрести прибыль – это уже счет 41 «Товары».

На субсчете 10-3 «Топливо» отражаются действия с нефтепродуктами (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочными материалами, которые можно использовать для эксплуатации транспортных средств или нужд производства (в том числе выработки энергии, топлива и пр.).

На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» отражаются действия с тарой или материалов для ее изготовления и использования (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.).

На субсчете 10-5 «Запасные части» отражаются материалы и узлы для ремонта оборудования, транспортных средств, запасные автошины и пр.

На субсчете 10-6 «Прочие материалы» отражаются отходы производства (обрубки, обрезки, стружка, неисправимый брак, утильсырье, МЦ от выбытия ОС и т.п.).

На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» отражаются материалы, переданные в переработку на сторону, которые затем планируется использовать для производства изделий, а стоимость включать в себестоимость продукции.

Субсчет 10-8 «Строительные материалы» используется непосредственно организациями-застройщиками. На нем учитываются отражаются все стройматериалы, необходимые для строительства, монтажа, отделки строительного объекта и пр. материалы, используемых при строительстве.

На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» отражаются инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности и пр.

На субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» отражается специальный инструмент, спецприспособления, спецоборудование и спецодежда на складе.

На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» отражается специальный инструмент, спецприспособления, спецоборудование и спецодежда в эксплуатации.

Сельхозпредприятия могут открывать к счету 10 свои собственные субсчета для учета семян, удобрений, химикатов и пр.

Да и сами предприятия могут для своего удобства использовать любые субсчета для своего учета. Все зависит от нужд и запросов предприятия.

Поступление материалов в предприятие может осуществляться и через счет 15 (в зависимости от учетной политики предприятия).

Типовые проводки по дебету бухгалтерского счета 10 «Материалы»

Д-т 10 К-т 15 Учтены материалы по учетным ценам
Д-т 10 К-т 20 Отражен возврат материалов из основного производства
Д-т 10 К-т 26 Отражены в стоимости материалов общехозяйственные затраты, связанные с их приобретением
Д-т 10 К-т 40 Отражена готовая продукция для ее использования в качестве материалов
Д-т 10 К-т 60 Поступление материалов от поставщика
Д-т 10 К-т 71 Поступление материалов от подотчетного лица
Д-т 10 К-т 75 Поступление материалов в виде вклада в уставный капитал
Д-т 10 К-т 91 Оприходованы ранее не учтенные материалы в результате инвентаризации

Типовые проводки по кредиту бухгалтерского счета 10 «Материалы»

Д-т 08 К-т 10 Списаны материалы на строительство объекта ОС
Д-т 20 К-т 10 Списаны материалы в себестоимость в основное производство
Д-т 23 К-т 10 Списаны материалы в себестоимость во вспомогательное производство
Д-т 44 К-т 10 Списаны материалы в расходы на продажу
Д-т 76 К-т 10 Списание неправильно учтенных материалов в результате ошибки
Д-т 79 К-т 10 Материалы переданы филиалу (запись у головного подразделения)
Д-т 99 К-т 10 Списание материалов на убытки в результате пожара на складе

Предлагаю рассмотреть основные типовые проводки по счету 10.

  1. Поступили материалы от поставщика Д-10 К-60/76
  2. Отражен НДС по поступившим материалам Д-10 К-60/76.
  3. Поступили материалы от подотчетного лица Д-10 К-71.
  4. Оприходованы материалы, внесенные в качества вклада в уставный капитал Д-10 К-75.
  5. При инвентаризации выявлены неучтенные материалы Д-10 К-91
  6. Оприходованы материалы полученные вследствие ликвидации основного средства Д-10 К-91
  7. Получены материалы, переданные другой организацией на безвозмездной основе Д-10 К-98.
  8. Списаны материалы на непроизводственные нужны (улучшение условий труда) – Д- 91 К-10.
  9. Возвращены материалы из производства Д-10 К-20.
  10. Списаны материалы на строительство основного средства Д-08 К-10.
  11. Списаны материалы на основное производство Д-20 К-10.
  12. Списаны материалы на вспомогательное производство Д-23 К-10.
  13. Стоимость материалов учтена в составе расходов на продажу Д-44 К-10.
  14. Списана стоимость материалов пострадавших при чрезвычайных ситуациях (пожар) – Д-99 К-10.

Предприятие вправе списывать материалы на производство следующими методами оценки:

  1. по себестоимости каждой единицы;
  2. по средней себестоимости;
  3. по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
  4. по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО – с 2008 года не применяется).

Метод должен быть выбран и прописан в учетной политике.

Решим небольшую задачку на закрепление темы:

Завод по производству мебели закупил доски в количестве 7 штук по цене 100 рублей за м, без НДС. Начислено за доставку досок 150 рублей, без НДС. С расчетного счета было оплачено за материалы и доставку. На производство шкафа списано 3 доски по средней себестоимости.

Составить проводки.

Решение:

  1. Рассчитаем НДС на доски = 700*0,18 = 126 руб.
  2. Рассчитаем НДС по транспортным расходам = 150*0,18 = 27 руб.
  3. Транспортные расходы равномерно распределяются на доски.
  4. Рассчитаем сумму списанных досок по методу средней себестоимости: 850/7*3 = 364,29 руб.

Составим проводки:

  1. Оприходованы материалы от поставщика Д-10 К-60 – 700 руб.
  2. Отражен НДС по купленным материалам Д-19 К-60 – 126 руб.
  3. Отражены транспортные расходы – Д-10 К- 60 – 150 руб.
  4. Отражен НДС по транспортным расходам – Д-19 К-60 – 27 руб.
  5. На производство списаны материалы Д-20 К-10 – 364,29 руб.

Принцип формирования бухгалтерской проводки

Для построения проводок знайте: счета бывают активные и пассивные. Активные счета растут по дебету, а по кредиту уменьшаются. Пассивные — наоборот. Активные отражают имущество компании, а пассивные ее долги.

Рассмотрим принцип формирования проводок на примерах:

Вы приобрели у ООО “Поставщик” материалы на сумму 100 000 рублей.
В результате операции вырос актив — материалы, и пассив — долг перед поставщиком, так как деньги вы еще не заплатили. По смыслу операции понимаем, что использовать нужно счет 10 “Материалы” и счет 60 “Расчеты с поставщиками”.
Осталось только разобраться, что идет по кредиту, а что по дебету. Начните рассуждать с наиболее понятного для вас счета, вероятно, это 10 “Материалы”.
Счет 10 активный, так как он отражает имущество, и, значит, по дебету он растет. Количество материалов у вас увеличилось, следовательно, строим проводку:
Дт10 Кт60 на сумму 100 000 рублей.

Важно! Проводки всегда пишутся в денежном выражении!

Теперь нужно задолженность перед ООО “Поставщик” оплатить. Счет 60 — отражает наши долги, значит он пассивный. Поэтому уменьшение задолженности отражается уже по дебету.
Оплачиваем долг с расчетника — счет 51. Деньги на нем — это несомненно наше имущество, их уменьшение происходит по кредиту. Строим проводку:
Дт60 Кт51 на сумму 100 000 рублей — оплачена задолженность перед ООО “Поставщик”.

Виды проводок по влиянию на баланс

По влиянию проводок на структуру баланса, можно выделить 4 группы:

  1. Актив + X = Пассив + X (растет актив — растет пассив)
  2. Актив — X = Пассив — X (снижается актив — снижается пассив)
  3. Актив+X-X = Пассив (перераспределение актива)
  4. Актив = Пассив+X-X (перераспределение пассива)

Рассмотрим первую проводку Дт10 Кт60. В ее результате произошел рост актива (купили материалы) и рост пассива (вырос долг перед продавцом) на одну и ту же сумму.

Во второй проводке Дт60 Кт51 произошло снижение пассива (погасили долг) и снижение актива (денег на расчетнике стало меньше) также на одну и ту же сумму.

Помимо таких операций есть и более сложные примеры — перераспределение актива. Рассмотрим на примере.

Вы получили от контрагента оплату за деревянные шкатулки собственного производства на сумму 50 000 рублей.

Дт 51 Кт 62 на сумму 50 000 рублей — получили оплату от контрагента.Произошло перераспределение актива. Деньги на расчетнике увеличились, но одновременно снизилась и дебиторская задолженность.

Четвертый вид — это перераспределение пассива. Такие проводки встречаются реже. Например: Дт 84 Кт 82 10 000 рублей — создан резервный капитал из нераспределенной прибыли.

Примеры самых распространенных проводок

Важно! Некоторые операции могут быть учтены на нескольких счетах. Например, операция по оплате задолженности перед поставщиком может быть проведена по дебету 60 или 76 и кредиту 50, 51 или 52. Выбор зависит от ситуации, например, оплата перед поставщиком может происходить из кассы — 50, с расчетного — 51 или валютного счета — 52. Дебет же зависит от характера контрагента.

Учет основных средств

Дебет Кредит Смысл операции
08 60/76 поступило основное средство от поставщика
60/76 50/51/52 оплачена задолженность перед поставщиком
01 08 введено ОС в эксплуатацию
20/23/25/26/44 02 начисление амортизации

Нематериальные активы учитываются аналогично, только на счете 04 вместо 01.

Учет материально-производственных запасов

Дебет Кредит Смысл операции
10 60/76 Поступили материалы от поставщика
60/76 50/51/52 Оплачена задолженность перед поставщиком
20 10 Материалы переданы в производство
10 91 Получены материалы безвозмездно

Учет зарплаты

Дебет Кредит Смысл операции
20/23/25/26/44 70 Начислена зарплата работникам
20/23/25/26/44 68/69 Начислены НДФЛ и страховые взносы

Учет налоговых платежей

Дебет Кредит Смысл операции
19 60 Начислен входящий НДС
90 68 Начислен НДС от продаж
68 19 НДС предъявлен к вычету

Учет финансового результата

Дебет Кредит Смысл операции
90 41/43/10 Списана себестоимость товаров для перепродажи / готовой продукции / материалов
50/51 90 Получены деньги в кассу или на расчетный счет от продажи продукции
62 90 Продана продукция, сформирована дебиторская задолженность
90 68 Начислен НДС
90 44 Списаны расходы на продажу
90 99 Прибыль от продаж
99 90 Убыток от продаж
10 91 Получены материалы безвозмездно
91 99 Доход от прочей деятельности
99 91 Убыток от прочей деятельности
84 99 Непокрытый убыток
99 84 Получена нераспределенная прибыль

Разобраться с бухгалтерскими проводками порой бывает действительно сложно. Начните с изучения простых проводок, которые представлены в таблицах. Разберитесь с активными и пассивными счетами. Запишитесь на бухгалтерские курсы.

Ну а если времени и желания разбираться в этих “проводах” нет, то обратитесь в Контур.Бухту, к сторонним бухгалтерам. Этим вы не только обезопасите себя от ошибок и штрафов, но и получите больше времени для управления бизнесом.