За сколько дней должны предупредить о сокращении

За сколько времени должны предупредить о сокращении?

14.11.2018

Любой процесс сокращения регламентирует своевременное оповещение всех заинтересованных лиц и организаций. За сколько времени должны предупредить о сокращении? Этот момент зависит от характера процедуры и особенности трудовых взаимоотношений с работниками. Например, в отличие от обычных сотрудников сезонные работники уведомляются за две недели до момента расторжения договора. Уведомление работников производится по регламенту статьи 180 ТК РФ.

Уведомление

Для оповещения сотрудников о предстоящем сокращении работодатель обязан составить соответствующее уведомление. Оно не имеет унифицированного образца и может быть представлено в произвольной форме. В документе обязательно должна быть указана причина и точная дата увольнения. Данный документ составляется в двух экземплярах и передается работнику на подпись.

Важно знать! Если человек отказывается подписывать уведомление о сокращении, то работодатель обязан в присутствии нескольких свидетелей зачитать содержимое документа и составить соответствующий акт.

Данный документ необходим, чтобы заблаговременно оповестить человека о грядущем увольнении. В такой ситуации сотрудник сможет раньше начать поиски новой работы. Кроме этого, действующее законодательство позволяет после получения уведомления расторгать с работниками договор трудоустройства до истечения срока предупреждения. При этом, работодатель обязан предоставить человеку дополнительные выплаты за тот период, что он мог бы отработать, если бы не решил уволиться раньше срока.

Уведомление должно быть предоставлено под роспись каждому сотруднику из числа сокращаемых. Также в обязательном порядке потребуется уведомить профсоюз или профсоюзы, которые должны будут дать разрешение на сокращение работников. Вместе с данными сотрудников уведомление должно быть предоставлено и в центр занятости.

Требуется учесть, что уведомление составляется на основе приказа о сокращении и имеет все основные данные по процедуре. При наличии в уведомление могут быть включены свободные вакансии, на которые сотрудник претендует при наличии преимущественного права.

Сроки

Срок оповещения о предстоящем сокращении во многом зависит от типа договора, который заключен между сторонами. Так, работодатель обязан уведомить сотрудника, с которым заключен:

  • бессрочный договор трудоустройства, за 2 месяца при обычном и за 3 месяца при массовом увольнении;
  • договор на выполнение работ, носящих сезонный характер, минимум за 7 дней до даты прекращения сотрудничества;
  • срочный договор продолжительностью от 2 до 6 месяцев, за 3 дня до даты сокращения.

Важно знать! Лица, с которыми заключен договор трудоустройства с обязательным прохождением испытательного срока, должны быть уведомлены о сокращении минимум за 3 дня.

При этом, трудовое законодательство не запрещает работодателю направлять работникам уведомления за больший период времени, например, за 4 месяца до увольнения.

Стоит отметить, что массовость сокращения зависит от количества уволенных работников за конкретный период времени. Так Сокращение является массовым, если работодатель за:

  • 30 дней уволил 50 человек;
  • 60 дней сократил 200 работников;
  • 90 дней расторг договор трудоустройства с 500 сотрудниками.

Кроме этого, увольнение признается массовым, если за 30 дней количество уволенных сотрудников составило 1% от всего работоспособного населения конкретного региона, при условии, что их численность не меньше 5 000 человек.

Нюансы

Действующее законодательство обязывает работодателя при проведении процедуры сокращения направлять уведомления помимо работника в ЦЗН и профсоюзную организацию.

Так оповещение профсоюза осуществляется в соответствии со ст. 82 ТК России. Для этого составляется документ, в котором обязательно указывается основание для увольнения – ссылка на соответствующую статью ТК России и реквизиты приказа об увольнении. Кроме этого, в уведомлении обязательно должна быть обозначена дата сокращения, а также указаны ФИО, должность и дата рождения сотрудника, который является членом профсоюзной организации и подлежит увольнению.

Образец уведомления центра занятости о массовом сокращении _Страница_1 Образец уведомления центра занятости о массовом сокращении _Страница_2

Уведомление должно быть отправлено в профсоюз с помощью заказного письма с уведомлением о получении минимум за 2 при обычном и за 3 месяца при массовом сокращении сотрудников. После рассмотрения документа профсоюз должен отправить работодателю мотивированное мнение, в котором будет выражено (не) согласие с увольнением конкретного человека. Стоит отметить, что сокращение работника при наличии несогласия профсоюзного органа признается незаконным. В такой ситуации работник сможет через суд отстоять свои интересы, а также добиться восстановления в должности и получения денежной компенсации.

Уведомление в ЦЗН должно быть отправлено минимум за 1 месяц до сокращения. В документе должны содержаться основные сведения об увольняемых работниках, в том числе – ФИО, наличие образования, занимаемая должность, уровень квалификации, размер средней оплаты труда, возраст. Данные сведения позволят организации в кратчайшие сроки помочь уволенным гражданам найти новое место для трудоустройства. Кроме этого, с помощью такой информации составляются и постоянно обновляются статистически данные о занятости населения.

Действующее законодательство обязывает работодателя заблаговременно оповещать работника о предстоящей процедуре сокращения. Сделать это необходимо минимум за 2 или 3 месяца до дня увольнения. Также руководитель организации должен отправить уведомление в профсоюзную организацию и ЦЗН. Если данные обязанности руководителем будут проигнорированы, то сокращенный работник в судебном порядке сможет отстоять свои права и признать увольнение неправомерным. Такое право появляется и при нарушении директором фирмы сроков предупреждения. Например, если работник получил уведомление не за 2 месяца (данный срок установлен законом), а 1.5 месяца, то он может смело обращаться в судебную инстанцию с заявлением о нарушении его прав.

Твитнуть Поделиться Плюсануть Поделиться Отправить Класснуть Линкануть Запинить

Консультации экспертов ГАРАНТа
Налоговые и юридические аспекты
Thursday, 03 March 2016 01:33

На основании пп. 1 п. 1 ст. 189.26 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» назначена временная администрация Банка России по управлению кредитной организацией сроком на шесть месяцев с приостановлением полномочий исполнительных органов управления кредитной организации на три месяца.

Организация является бенефициаром и заказчиком по договору подряда. По условиям договора о представлении банковской гарантии принципал (подрядчик) представил банковскую гарантию, которая выдана на срок до 2017 года. Банковская гарантия выдана до введения моратория, но требование по ней заявлено организацией после.

Обязан ли банк в этом случае удовлетворить требование по банковской гарантии, которое было заявлено после введения моратория?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В течение срока действия моратория банк не вправе удовлетворять требование по данной гарантии (если из текста гарантии прямо не следует, что она вступает в силу с даты, приходящейся на период действия моратория).

Обоснование позиции:

Если кредитная организация не удовлетворяет требование кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации, Банк России вправе назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией (пп. 1 п. 1 ст. 189.26 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон N 127-ФЗ). Банк России вправе также ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев при условии приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации. Действие указанного моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации по управлению кредитной организацией (п. 1 ст. 189.38 Закона N 127-ФЗ).

Напомним, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ, и прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (ст.ст. 307, 407 ГК РФ).

Понятие денежного обязательства для целей Закона N 127-ФЗ является специальным, его определение приведено в ст. 2 Закона N 127-ФЗ. Согласно этой норме под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, предусмотренному ГК РФ. Напомним, что в силу независимой гарантии (в том числе банковской) гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства (п. 1 ст. 368 ГК РФ). Независимая гарантия вступает в силу с момента ее отправки (передачи) гарантом, если в гарантии не предусмотрено иное (ст. 373 ГК РФ). Денежные средства по банковской гарантии гарант обязан выплатить бенефициару после представления последним соответствующего требования и предусмотренных условиями гарантии документов в порядке и сроки, предусмотренные условиями данного гарантом обязательства (ст.ст. 374, 375, 368 ГК РФ).

Вместе с тем срок исполнения того или иного обязательства, в том числе и банковской гарантии, не влияет на момент возникновения обязательства как такового (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 12.08.2013 N Ф05-7412/12 по делу N А40-40114/2011). Обязательства по банковской гарантии возникают у гаранта в силу самого факта ее выдачи (п.п. 1, 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии (приложение к информационному письму ВАС РФ от 15.01.1998 N 27)). Поэтому для целей применения законодательства о банкротстве имеет значение момент выдачи банковской гарантии, являющейся основанием для последующего предъявления денежного требования (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.12.2015 N 305-ЭС15-12239).

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации в банковской гарантии не предусмотрено иное, денежное обязательство у гаранта возникает в момент ее выдачи. В этом случае, поскольку банковская гарантия выдана до введения моратория, на такое денежное обязательство банка распространяется мораторий в соответствии со ст. 189.38 Закона N 127-ФЗ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Михайлова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

Учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заказ был размещен путем проведения электронного аукциона.

Победитель электронного аукциона представил в обеспечение исполнения контракта банковскую гарантию в виде электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. Сомнений в действительности данного документа нет, сведения о гарантии содержатся в реестре банковских гарантий.

Достаточно ли в рассматриваемом случае электронного документа (документ на бумажном носителе не представлен)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательством не предусмотрена необходимость составления бумажного экземпляра банковской гарантии и предоставления такого экземпляра заказчику при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона. В приведенной ситуации достаточно представления банковской гарантии в виде электронного документа.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 данного закона. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Как установлено дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Закона N 44-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона N 44-ФЗ, с учетом требований, установленных указанными дополнительными требованиями.

В связи с этим отметим, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (ч. 1 ст. 60 Закона N 44-ФЗ). При заключении контракта победитель аукциона обязан представить (путем размещения в единой информационной системе, а до ее ввода в эксплуатацию — на официальном сайте) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона (ч. 3, ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, особенностью заключения контракта по итогам электронного аукциона является то, что банковская гарантия предоставляется лицом, с которым заключается контракт, в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью. Требовать в таком случае предоставления банковской гарантии, оформленной на бумажном носителе, заказчик не вправе. Косвенно сказанное подтверждается постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 N 08АП-6535/14, где рассматривалась аналогичная ситуация применительно к отношениям, основанным на положениях утратившего ныне силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», смотрите также, например, ответы на вопросы 3 и 4 в письме Министерства экономического развития РФ от 26.01.2015 N Д28и-128.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Таким образом, банковская гарантия, составленная в форме электронного документа и подписанная усиленной электронной подписью, равнозначна бумажному экземпляру банковской гарантии, а поскольку законодательство не предусматривает необходимости оформления бумажного экземпляра банковской гарантии при заключении контракта по итогам электронного аукциона, требовать представления такого экземпляра заказчик не вправе.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Земцов Евгений

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

Это интересно