Налоговое планирование

Содержание

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Экономика Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • • содержание налогового планирования;
  • • признаки и отягчающие обстоятельства проблемных контрагентов;
  • • цель, задачи и основные принципы налогового планирования;
  • • основные этапы и инструменты налогового планирования;

уметь

  • • определять основные налоговые проблемы;
  • • разрабатывать и планировать налоговые схемы;

владеть

• навыками расчета налоговых обязательств перед бюджетами различных уровней.

Планирование, независимо от того, является ли оно краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным, нельзя представить без налоговой составляющей, особенно в условиях нарастающего кризиса в российской и мировой экономике и последних изменений российского налогового законодательства.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора оптимального сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Последнее предусматривает различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жесткой фискальной политики российского государства на фоне мирового финансового кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию существенно сократить затраты.

Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования – управления финансами. Налоговое планирование осуществляется в целях оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь но конкретному налогу или по совокупности налогов, повышения объема оборотных средств, увеличения реальных возможностей для дальнейшего развития организации, повышения уровня эффективности ее работы.

Налоговое планирование также можно рассматривать как легальный способ снижения налоговой базы, налоговых платежей и минимизации налоговых рисков. Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в ПК РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах бухгалтерского учета (ПБУ).

Налоговое планирование следует производить не после осуществления какой-либо хозяйственной операции или по прошествии налогового периода, а до него, т.е. заблаговременно. Как минимум налоговое планирование должно начинаться на стадии подготовки к заключению любого договора, так как уже тогда компания или предприниматель должны учитывать, какие налоги и в каком объеме придется заплатить впоследствии.

Поэтому налоговое планирование следует рассматривать как составную часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние.

Эффективное налоговое планирование (НП) включает в себя:

  • • определение основных принципов;
  • • анализ проблем и постановка задач;
  • • определение основных инструментов, которые может использовать организация;
  • • создание налоговой схемы;
  • • осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

  • • соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
  • • снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов НП;
  • • использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;
  • • рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;
  • • своевременная корректировка в целях учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;
  • • понятность и экономическая обоснованность схемы как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

В качестве задачи налогового планирования, в частности, может выступать минимизация:

  • • налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору;
  • • налоговых потерь по совокупности налогов, исчисляемых па базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки);
  • • всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация.

В этих целях предварительно уточняются перечень налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы, проводится анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций, определяется и оценивается сумма налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

  • • предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;
  • • оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;
  • • цены применяемых сделок;
  • • дифференциация налоговых ставок по видам налогов;
  • • специальные налоговые режимы и системы налогообложения;
  • • льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;
  • • методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.

Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений.

В качестве ограничений могут служить производственная программа, объем продаж и т.д.

Решать данную задачу необходимо с использованием экономико-математических методов, методов статистики, математического программирования.

Организационно-правовая форма организации имеет большое значение для минимизации налогового бремени, так как в налоговом законодательстве для отдельных организационно-правовых форм предусмотрены существенные льготы по уплате отдельных налогов. Нс менее важно правильно определить вид деятельности.

При налоговом планировании следует также оптимизировать организационную структуру предприятия, поскольку она влияет на объем льгот. Например, от НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (работ, услуг).

Важно определить состав и величину взносов в уставный капитал отдельных учредителей, а также форму внесения взносов. В частности, для субъектов малого предпринимательства имеет значение доля другого юридического лица, не являющегося малым (она не должна превышать 25%). Необходимо правильно выбрать форму покрытия своей доли в уставном капитале. Так, например, если в уставный капитал вносят нематериальные активы, по которым срок службы определяется самостоятельно, варьируя этим, можно регулировать экономию на соответствующих налогах.

Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации, выбор показателей:

  • • начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  • • начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  • • списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);
  • • списание накладных, комплексных расходов, сроки уплаты налогов и сборов. Например, начисления на заработную плату в социальные внебюджетные фонды перечисляются до выдачи ее работникам;
  • • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

При использовании этих методов оптимизации необходимо как можно более четко прописать правовые основы оптимизации, чтобы избежать претензий налогового органа и доначисления налогов.

Налоговая политика государства и выбранный налоговый режим влияют на такие аспекты предпринимательства, как:

  • • виды выпускаемой продукции или услуг (например, существуют налоговые льготы при выпуске конкретных видов продукции и услуг);
  • • политика ценообразования (чаще всего налоги закладываются в стоимость продукции и услуг, ярким примером может служить беспошлинная торговля в магазинах DutyFree во всех международных аэропортах, где цены на товары существенно ниже, чем во всех остальных магазинах);
  • • стратегия маркетинга и производства;
  • • инвестиционная политика (инвестирование в определенных областях производства тоже может служить основанием для получения налоговых льгот);
  • • структура организации.

Сегодня все предприниматели России независимо от размеров бизнеса заинтересованы в практическом применении налогового планирования, поскольку стремятся снизить риски в предпринимательской деятельности.

Довольно высокие риски обусловлены:

  • • нестабильностью российского корпоративного законодательства;
  • • изменчивой политикой государства в отношении бизнеса;
  • • периодическими кризисными явлениями в экономике;
  • • нестабильностью и непредсказуемостью налогового законодательства, высокими налогами;
  • • высоким уровнем коррупции.

Основной задачей налогового планирования является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Один из возможных порядков налогового планирования на уровне организации включает в себя следующие этапы:

  • 1) анализ хозяйственной деятельности;
  • 2) определение основных налоговых проблем;
  • 3) разработка и планирование налоговых схем;
  • 4) подготовка и реализация налоговых схем;
  • 5) включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны и практические советы даются только в конкретном случае после предварительной экспертизы.

При правильной организации налогового планирования предприятие получает возможность придерживаться налогового законодательства, правильно рассчитывая налоги, сборы и другие платежи налогового характера; свести к минимуму налоговые обязательства; максимально увеличить прибыль; разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками; аффективно руководить денежными потоками; избегать штрафных санкций.

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют:

  • • на текущий налоговый контроль – мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы;
  • • контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;
  • • текущее налоговое планирование – мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
  • • стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) – составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  • • налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;
  • • «налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;
  • • специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать принципам, которые лежат в его основе.

И наконец, в зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно применения возможных инструментов оно делится на пассивное и активное.

Пассивное налоговое планирование предполагает альтернативную оптимизацию. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует несколько альтернативных норм, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо – налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства.

К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Налоговая оптимизация – процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Опыт зарубежных компаний в сфере налоговой оптимизации различает следующие стратегии:

  • • использование оффшорных зон для размещения предприятий;
  • • применение особых льгот и преимуществ конкретной юрисдикции. Если не удается избежать налогового присутствия, стоит присмотреться к возможностям в самой стране и выбрать наиболее оптимальный тип ведения хозяйственной деятельности (партнерство, представительство, компания, управляющая компания холдинга и т.д.);
  • • использование преимущества трансфертного ценообразования (иод ним понимают реализацию товаров или услуг в рамках группы связанных между собой лиц по ценам, отличным от рыночных). Законодательство многих стран регулирует порядок трансфертного ценообразования, однако надо в полной мере пользоваться тем, что предоставляется юрисдикцией;
  • • применение возможности по налоговому кредиту, отсрочке налогового платежа и др.

На практике существует три основных вида налоговой оптимизации: классическая оптимизация, минимизация налогов и противозаконная оптимизация.

Классическая налоговая оптимизация – важное направление финансово-экономической деятельности предприятия, призванное обеспечить корректное выполнение предприятием своих налоговых обязательств перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов.

Предприятие должно пользоваться всеми возможными простыми и доступными льготами, в том числе по рассрочке налоговых платежей. Иногда в экстренных экономических ситуациях предприятие может пойти и на задержки налоговых платежей, четко представляя себе последствия подобных действий и варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с налоговыми органами. НК РФ предоставляет организациям возможность отсрочек платежей для переноса текущих налоговых платежей на будущее, и уже дело руководства предприятия принимать решение о применении подобных механизмов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

К обычным критериям построения бизнеса в данном случае следует добавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов. Обычная ошибка предпринимателей, которые хотят экономить на налогах в соответствии с законом, – сначала разработать организационную и финансовую схему бизнеса, а потом в рамках готовой схемы минимизировать налоги.

В настоящее время налоговые органы ориентированы именно на выявление подозрительных признаков в ходе информационного взаимодействия и совместных с правоохранительными органами мероприятий. Такой подход позволяет государству судить по надводной части айсберга о том, что скрывается под водой, и тем самым противодействовать тщательно скрываемому уходу от налогов с использованием противоправных схем.

Необходимо отметить, что сегодня термин «недобросовестность налогоплательщика» не используется. Как уже говорилось выше, в соответствии с Постановлением ВАС № 53 используется термин «необоснованная налоговая выгода».

Если налоговое планирование выходит за рамки оптимизации налоговой нагрузки и законных способов, тогда планирование становится уклонением от уплаты налогов. Его также именуют «использование налоговых схем». Граница между налоговым планированием по оптимизации налогообложения и злостным уклонением от уплаты налогов определяется рамками налогового законодательства. Если оптимизация налогов проводится в рамках возможностей, предоставленных налоговым законодательством, то это законные способы получения налоговой выгоды, позволяющие снижать налоговую нагрузку. Если оптимизация проводится за рамками правового поля, то применяемые при этом налоговые схемы свидетельствуют о получении необоснованной налоговой выгоды.

Во избежание незаконных способов применения налоговой оптимизации налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на получение разъяснений от государственных органов. Налогоплательщики вправе получать письменные разъяснения (информацию) по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, при этом налогоплательщик вправе по своему усмотрению воспользоваться или не воспользоваться полученным от налогового органа разъяснением, т.е. данное разъяснение не является для налогоплательщика обязательным.

При организации налогового планирования необходимо соотносить мотивы планирования со стратегическими приоритетами предприятия. И, конечно, эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами и риском па его проведение. В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Достичь нулевого налогообложения конечно же нельзя. Но уровень налоговой нагрузки можно значительно снизить. С этой целью руководители хозяйствующих субъектов всегда должны следовать следующим золотым правилам:

  • 1) принцип разумности. Разумность означает, что «все хорошо – что в меру». Что-то заплатить придется. Применение грубых налоговых инструментов в конечном счете приведет либо к рискам налоговых проверок и налоговым санкциям, либо к уголовному преследованию;
  • 2) цена вопроса. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;
  • 3) комплексный подход. Выбрав инструмент снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;
  • 4) индивидуальный подход. Только зная все тонкости вашего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;
  • 5) юридическая чистота. Уделите внимание документальному оформлению операций, так как небрежность в оформлении может привести к применению более сурового порядка налогообложения. И, главное, подумайте, на чем лично вас могут поймать;
  • 6) заблаговременность. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него – заблаговременно.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

  • • обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;
  • • обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
  • • составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;
  • • нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;
  • • составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;
  • • обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
  • • составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

  • • еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;
  • • составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;
  • • составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;
  • • прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут. Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот. Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения. Во-вторых, по причинам системного характера. В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

  • Евсеева И. В. Влияние налогового планирования на предпринимательскую деятельность в России / И. В. Евсеева, К. А. Зырянова // Налоговое планирование. 2009. № 1.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • Налоговые риски и основные элементы международного налогового планирования

    Понятие налогового риска уже прочно вошло как в практику, так и в теорию налогообложения. При этом необходимо различать его содержание для налогоплательщиков и налоговых органов. Под налоговым риском для налогоплательщика понимается вероятность возникновения незапланированных расходов на…
    (Налоговые системы зарубежных стран)

  • Налоговое планирование и кросс-субсидирование проектов

    Еще одним примером кросс-субсидирования инвестиционных проектов являются некоторые случаи налогового планирования крупной корпорации. Под налоговым планированием будем понимать установление таких отношений между компанией или отдельными ее подразделениями с партнерами и контрагентами, которые позволяют…
    (Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках)

  • Налоговое планирование

    Планирование налогов основывается на организации функционирования налоговой системы страны и ее структуре, которые должны соответствовать целям налоговой политики. Одновременно налоговое планирование реализуется в налоговой политике государства, обусловливающей основы системы налогообложения, принципы…
    (Налоги и налогообложение)

  • Налоговое планирование на макроуровне

    Субъект планирования — государство, регулирующее налоговые поступления путем установления элементов налога. Конкретными вопросами планирования в центре и на местах занимаются финансово-налоговые органы. Налоговое планирование на макроуровне — это комплексный процесс определения общей суммы налоговых…
    (Налоги и налогообложение)

  • Налоговое планирование на микроуровне

    Субъектами планирования являются юридические лица, которые могут оказать воздействие на некоторые элементы налогов (например, на налогооблагаемую базу) с целью регулирования своих корпоративных или индивидуальных фискальных обязательств. Налоговое планирование на микроуровне — это правовые действия налогоплательщика…
    (Налоги и налогообложение)

  • Роль налогового планирования в управлении финансами хозяйствующего субъекта

    Современная организация налогового планирования на российских предприятиях помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых издержек отличается чрезмерно высокой ролью в формировании финансовых результатов конкретного хозяйствующего субъекта. Под налоговым планированием понимают прежде…
    (Налоговый менеджмент в организациях)

  • Классификация видов налогового планирования

    Изучая классификацию налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с одной стороны, ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой – выступающие индикатором…
    (Налоговый менеджмент в организациях)

  • Характеристика этапов налогового планирования

    Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые целесообразно рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, направленных на снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки…
    (Налоговый менеджмент в организациях)

  • Основные методы налогового планирования

    На практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный метод, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения. Метод ситуационного налогового планирования – наиболее простой…
    (Налоговый менеджмент в организациях)

  • Способы налогового планирования

    Рассмотрим более подробно основные способы налоговой оптимизации, используемые хозяйствующими субъектами. 1. Переход на упрощенную систему налогообложения (УСН). Этот способ предусмотрен налоговым законодательством Российской Федерации. Упрощенная система налогообложения подразумевает уплату…
    (Налоговый менеджмент в организациях)

Популярные страницы
  • Налоговые риски и основные элементы международного налогового планирования

    Понятие налогового риска уже прочно вошло как в практику, так и в теорию налогообложения. При этом необходимо различать его содержание для налогоплательщиков…

  • Налоговое планирование и кросс-субсидирование проектов

    Еще одним примером кросс-субсидирования инвестиционных проектов являются некоторые случаи налогового планирования крупной корпорации. Под налоговым планированием…

  • Налоговое планирование

    Планирование налогов основывается на организации функционирования налоговой системы страны и ее структуре, которые должны соответствовать целям налоговой…

  • Налоговое планирование на макроуровне

    Субъект планирования — государство, регулирующее налоговые поступления путем установления элементов налога. Конкретными вопросами планирования в центре…

  • Налоговое планирование на микроуровне

    Субъектами планирования являются юридические лица, которые могут оказать воздействие на некоторые элементы налогов (например, на налогооблагаемую базу)…

  • Роль налогового планирования в управлении финансами хозяйствующего субъекта

    Современная организация налогового планирования на российских предприятиях помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых издержек…

  • Классификация видов налогового планирования

    Изучая классификацию налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных…

  • Характеристика этапов налогового планирования

    Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые целесообразно рассматривать как четкую и однозначную…

  • Основные методы налогового планирования

    На практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный метод, численные балансовые методы и метод…

  • Способы налогового планирования

    Рассмотрим более подробно основные способы налоговой оптимизации, используемые хозяйствующими субъектами. 1. Переход на упрощенную систему налогообложения…

Налоговых поступлений в бюджетную систему

Главная | О нас | Обратная связь

1234

Приложение

1. Понятие прогнозирования и планирования
в налогообложении. Налоговое планирование
на государственном уровне

Изучив материал данной главы, вы сможете:

— дать определение понятиям «налоговое прогнозирование» и «налоговое планирование»;

— охарактеризовать прогнозирование и планирование в налогообложении на государственном уровне;

— раскрыть понятие и содержание налогового потенциала на федеральном и региональном уровнях;

— сформулировать отличия стратегического и тактического налогового планирование на макроуровне;

— систематизировать критерии и показатели оценки плановых проектировок налоговых доходов федерального бюджета.

1.1. Прогнозирование и планирование вналогообложении, его сущность и значение.

Использование понятий «прогнозирование» и «планирование» в налогообложении не всегда однозначно толкуется специалистами.

Под прогнозированием понимают предвидение, предсказание о становлении и развитии, распространении каких-либо явлений на основании изучения специально отобранных данных. Прогнозирование становится важнейшим методом изучения и использования всей системы общественных отношений, охватывающих различные масштабы: от глобальных на международном уровне, на уровне страны и ее различных сегментов (территориальных, отраслевых), а также на уровне хозяйствующих субъектов. Одним из сегментов использования прогнозов является налоговая система.

Планирование – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Применительно к сфере налогообложения данные термины характеризуются следующими определениями и содержанием.

Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и основывается на социально-экономическом прогнозировании развития Российской Федерации в целом и ее субъектов. Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.


Налоговое планирование на государственном уровне представляет собой творческий процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны финансовых ресурсов для решения общегосударственных и отраслевых задач на перспективу и ближайшее будущее.

Система налогового планирования рассматривается как единство двух подсистем: государственного налогового планирования, имеющего целью формирование доходной базы федерального и территориальных бюджетов, и налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов как элемента финансового менеджмента.

На государственном уровне налоговое прогнозирование и планирование осуществляется на основе выработки прогноза социально — экономического развития страны, субъектов, муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды. Налоговое планирование позволяет обосновать налоговые доходы проектов федерального, региональных и местных бюджетов

Теоретически прогнозирование предшествует планированию, однако в реальности все функции переплетены и осуществляются параллеьно. Поэтому правомерно рассматривать налоговое прогнозирование и налоговое планирование как единый адаптивный процесс.

1.2. Иерархия прогнозирования и планирования в налогообложении на государственном уровне

Государственное налоговое планирование представляет собой иерархическую систему, включающую составление консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджетов регионального уровня.

Взаимосвязь этих уровней обусловлена структурой государственного устройства и структурой налоговой системы РФ.

На каждом уровне при обосновании налоговых доходов необходимо тесное взаимодействие исполнительной и законодательной власти. Для всех уровней общими составляющими налогового планирования являются: оценка налогового потенциала, планирование налоговых поступлений по отдельным налогам.

Налоговое планирование является составной частью бюджетно-налогового процесса и представляет собой деятельность органов государственной власти и участников налоговых отношений по:

— определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов,

— корректировке действующей системы налогов и сборов,

— обоснованию содержания объектов налогообложения, состава налоговой базы и размеров налоговых ставок,

— совершенствованию налогового законодательства,

— разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет,

— контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства.

В процессе общегосударственного налогового планирования участвуют федеральные органы исполнительной власти и их региональные структуры: Минфин РФ, Министерство экономического развития и торговли (прогноз). На основе прогноза макроэкономических показателей и анализа обобщенных сведений о фактическом поступлении налоговых платежей осуществляют плановые проектировки налоговых доходов с учетом вносимых изменений в законодательство о налогах и сборах.

Наиболее полно методологические основы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны освещены в коллективной монографии под редакцией Ф.К. Садыгова.

1.3. Налоговый потенциал, понятие и значение в налоговом прогнозировании и планировании.

Налоговое планирование на макроуровне включает в себя оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему, которая осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов. Налоговый потенциал – отражает максимально возможную сумму начислений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства и представляет собой комплексный показатель, отражающий потенциальную способность налоговой системы генерировать бюджетные доходы (зависит от видов налогов и их отдельных элементов). Налоговый потенциал рассчитывается на основе прямой оценки показателей социально-экономического развития и их динамики с точки зрения формирования налоговых баз. Существуют и другие методы определения налогового потенциала, например, метод, основанный на косвенной оценке потенциальных налоговых обязательств налогоплательщиков в целом по стране или по региону на основе агрегирования проектировок, составленных по отраслям и хозяйствующим субъектам. То есть второй подход строится на агрегировании отдельных прогнозов с низовых уровней по восходящей линии. В ряде регионов вводится такой документ как налоговый паспорт организации, который рассматривается как важнейший инструмент налогового планирования на региональном уровне.

В связи с этим немаловажное значение имеет теоретическое обоснование и практическая реализация налогового потенциала, который является наиболее существенной частью финансового потенциала регионов. В широком смысле понятие «налоговый потенциал» — это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом смысле, оно представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество как объективных, так и субъективных факторов. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д.

В процессе налогового планирования учитывается большой перечень различных факторов, определяющих налоговый потенциал. Основную группу факторов составляют прогнозы социально-экономического развития государства, которые разрабатываются исходя из комплексного анализа накопленного национального богатства (НБ), социальной структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов, демографической ситуации, научно-технического потенциала и перспектив изменения указанных факторов. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатываются: по времени – на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, по территории – в целом по РФ и регионам, а также по народнохозяйственным комплексам: промышленность, АПК.

1.4.Стратегическое и тактическое налоговое планирование.

В процессе налогового планирования на макроуровне учитываются конкретные прогнозы социально-экономического развития: это динамика производства и потребления, уровень и качество жизни, экологическая обстановка, социальная структура, система образования, здравоохранения, социальное обеспечение населения.

На государственном уровне существует стратегическое прогнозирование, которое основывается на результатах научных исследований, анализа развития экономики и исполнения налоговых обязательств, фактических налоговых поступлений. Краткосрочное (оперативное) налоговое планирование включает разработку годовых бюджетов, а также прогнозы налоговых поступлений в разрезе кварталов, месяцев.

Налоговое планирование на государственном уровне представляет собой ряд последовательных взаимосвязанных этапов. Первый – это анализ налоговых поступлений, оценка эффективности налоговых поступлений. Следующий этап – формулировка вариантов налогового режима на предстоящий период с учетом сложившихся тенденций в экономике за истекший период. Это многоплановый и сложный этап. Затем оценка вариантов налогообложения в предстоящем периоде и их ранжирование. Четвертый этап – обоснование и выбор оптимального варианта. Есть разные критерии, но самый главный – это налоговая нагрузка. Следующий этап – расчет проекта налоговых доходов. Эти пять этапов являются базовыми для всех уровней государственной системы налогового планирования. Для федерального уровня существует еще один этап – определение необходимых объемов планируемых налоговых поступлений по уровням бюджетной системы. Завершающий этап – распределение налоговых обязательств по соответствующим статьям бюджетной классификации на соответствующий финансовый год.

1.5. Методика планирования налоговых поступлений по отдельным видам налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами

Все финансовые процессы в экономической и социальной сфере в той или иной мере воздействуют на налоговую систему. Практически все показатели социально-экономического развития страны влияют на состояние налоговой системы. Использование данных государственной статистики по таким показателям, как объем ВВП, объем промышленной продукции, инвестиции в основной капитал, уровень инфляции (индекс потребительских цен), объем сельскохозяйственной продукции, розничный товарооборот, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, темпы их роста, позволяют выявить многие факторы и оценить степень их влияния на поступление налогов и сборов.

В соответствии с бюджетной классификацией государственное налоговое планирование включает обоснование налоговых поступлений по отдельным налогам. Методика таких расчетов по отдельным налогам различается. Вместе с тем используются общие подходы. Они заключаются в следующем:

— обоснование налоговых баз на макроуровне с учетом предоставленных налоговых льгот для различных категорий налогоплательщиков и отдельных сфер деятельности;

— определение структуры налоговых баз применительно к разным налоговым ставкам, установленным по конкретному налогу;

— прогнозирование уровня налогового администрирования и обоснование возможной собираемости налогов;

— оценка налоговых поступлений (приходящихся на планируемых год) с учетом ранее проведенной реструктуризации налоговой задолженности.

В приведенном ниже расчете поступлений в федеральный бюджет налога на прибыль организаций на 2004 год (см. табл. 1) проиллюстрированы общие методические подходы к налоговому планированию по конкретному налогу на год.

Таблица 1

Расчет поступлений в федеральный бюджет налога
на прибыль организаций на 2004 год

№ п/п Показатели Суммы, млн.руб.
1. Прибыль для целей налогообложения по данным Минэкономразвития и торговли России 2 641 200,0
2. Прибыль с учетом корректировки для целей налогообложения 2 600 330,7
Суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством 217 465,7
4. Прибыль для расчета налога 2 382 865,0
5. Ставка налога (в процентах) 5,0
6. Сумма налога на прибыль 119 143,3
7. Сумма налога по доходам переходного периода 3 807,7
8. Сумма налога на доходы в виде дивидендов 25 036,0
9. Сумма налога на прибыль — всего 147 987,0
10. Расчетный уровень собираемости налогов (в процентах) 97,7
11. Сумма налога с учетом уровня собираемости 144 583,3
12. Дополнительные поступления по годовому перерасчету, в связи с проведение реструктуризации задолженности и взысканием налоговыми органами недоимки в ходе осуществления мероприятий по налоговому администрированию — всего 14446,5
13. Уменьшение налога на льготы, срок действия которых не истек на 1 января 2004 г. 572,8
Итого сумма налога 158 457,0

При планировании поступлений налога на прибыль в целом по Российской Федерации и по субъекту РФ алгоритм расчета налога на прибыль Нпр следующий:

Нпр= Кс + Дп)Р + Н + П), где

НП- прибыль для расчета налога по народному хозяйству страны или региону(по прогнозу);

Пк – прибыль с учетом корректировки в целях налогообложения;

С- суммы, исключаемые из прибыли, поскольку облагаются не по основной ставке;

Ѕ – ставка налога (например, в федеральный бюджет на 2005 г.- 6,5%);

Нд ‑ сумма налога на доходы в виде дивидендов и процентных доходов(по специальному расчету);

Дпп – сумма налога по доходам переходного периода (например, переход от кассового метода признания доходов и расходов к методу начисления);

Кс – расчетный уровень собираемости налога на прибыль, (прогнозный показатель в процентах);

Дп –дополнительные поступления;

Р – поступления от реструктурируемой задолженности;

Н – поступления от погашения недоимки прошлых лет

П‑ поступления в связи с перерасчетами.

В расчет прогноза суммы прибыли предприятий, учитываемой в расчете налоговой базы по налогу на прибыль, закладывается сальдированный финансовый результат по прибыли организаций, расположенных на территории Российской Федерации или субъекта федерации.

Исходными данными для ретроспективного анализа показателей прибыли и себестоимости являются данные статистической отчетности по форме №5-з.

Разработаны также методики планирования налоговых поступлений и по другим налогам.

1.6. Критерии и показатели оценки плановых проектировок налоговых доходов федерального бюджета.

С целью оценки обоснованности налоговых доходов федерального и консолидированного бюджета РФ используются различные показатели. При этом показатели целесообразно сгруппировать по их качественным характеристикам (критериям).

Критерий дает качественную характеристику развития любой системы. В нашем случае критерии отражают отдельные стороны проекта налоговых доходов в бюджет. Показатели, в свою очередь, – это непосредственное количественное измерение отдельных аспектов экономического явления (табл.2).

Основным показателем является уровень налоговой нагрузки по отношению к ВВП. Его величина позволяет оценить динамику налогового давления на экономику: снижение или повышение. Наряду с этим показателем целесообразно использовать и другие показатели, отражающие качество проектировок.

После расчета показателей проводится их оценка на соответствие положениям социально-экономической политики и налоговой политики страны. Например, размер доли налоговых поступлений в доходах бюджета зависит как от действующей налоговой системы, так возможностей государства, региона получать неналоговые доходы. Вместе с тем значительный уровень профицита (более 10% бюджета) в процессе планирования налоговых поступлений может повлиять на временное ослабление налогового бремени.

Таблица 2

Критерии и показатели оценки проектов планов

налоговых поступлений в бюджетную систему

Критерии Показатели
Финансовая оптимальность бюджета Сравнение проектов доходной и расходной частей бюджетов (сравнение абсолютных величин), уровень дефицита или профицита. Доля налоговых поступлений в доходах бюджетов.
Эффективность налоговых проектировок при составлении бюджета Уровень налоговой нагрузки по отношению к различным макроэкономическим показателям (ВВП, ВНД). Эластичность налоговых поступлений к темпам роста макроэкономических показателей. Налоговая составляющая в цене отдельных важнейших продуктов (например, энергоносители).
Социальная направленность проектировок налоговых поступлений. Уровень налоговой нагрузки на доходы физических лиц. Доля налогов в цене товаров (налоговая составляющая).
Совершенствование налогового администрирования Планируемый уровень собираемости налогов. Прогноз выведения из «тени» доходов различных категорий налогоплательщиков. Размер зарезервированных финансовых ресурсов для предоставления налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Обратим внимание, что по критерию «Социальная направленность проектировок налоговых поступлений» делают вывод о влиянии налоговых поступлений на уровень жизни населения с помощью показателей: уровень налоговой нагрузки на доходы физических лиц и доля налогов в цене товаров (налоговая составляющая).

2. Налоговое планирование в организации:
теоретические основы

Изучив материал данной главы, вы сможете:

— раскрыть понятие налогового планирования в организации;

— ознакомиться с особенностями правового обеспечения налогового прогнозирования и планирования;

— усвоить основные принципы налогового планирования;

— обосновать классификацию видов налогового планирования;

— иметь представление о зарубежном опыте налогового прогнозирования и планирования

2.1. Понятие налогового планирования в организации. Эволюция понятия налогового планирования в организации.

В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях. В условиях рыночной конкуренции налоговое планирование имеет объективный характер, продиктовано стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.

За период рыночных преобразований российской экономики (около пятнадцати лет) произошла эволюция представлений и практической реализации приемов налогового планирования.

В 90 – е годы прошлого столетия рекомендации специалистов и практиков отличались использованием, как правило, отдельных приемов и способов принятия управленческих решений, минимизирующих налоговые платежи. Понятие «налоговое планирование» отождествлялось с минимизацией налоговых обязательств и платежей.

В начале нынешнего века налоговое планирование стали рассматривать как элемент управления хозяйственно-финансовой деятельностью. При этом цель минимизации налоговых обязательств, все еще превалировала при выборе вариантов ведения хозяйственно-финансовой деятельности.

Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам привело к появлению нового подхода в налоговом планировании и соответствующего термину «оптимизация налогообложения».

Соответственно трансформировалось понятия налогового планирования. Так, в работе авторы определяют его как: «…использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, и законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств».

Однако до сих пор говорить об оптимальности в налоговом планировании можно в теоретическом аспекте, поскольку реализовать его на практике сложно. Оптимальное налоговое планирование предполагает организацию творческого процесса, учитывающего множество внешних (по отношению к налогоплательщику) факторов:

— состояние и тенденции развития налогового, таможенного и других видов законодательства;

— основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства;

— комплекс законодательных, административных и судебных мер, используемых налоговыми органами с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, их минимизации;

— состояние правопорядка в государстве;

— уровень правовой культуры налоговых органов;

— профессионализм налоговых консультантов.

Теоретические разработки, а также практический опыт, прежде всего, крупных компаний, в области оптимального налогового планирования позволят в будущем создать систему налогового планирования в организации, соответствующую понятию оптимизации.

Современное содержание налогового планирования на микроуровне характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной деятельностью. В связи с этим, налоговое планирование можно определить как «совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством».

2.2. Правовое обеспечение налогового планирования

Налоговое планирование следует осуществлять в строгом соответствии с национальным законодательством о налогах и сборах, а также учитывать международные нормы налогового права.

2.2.1. Национальное законодательство о налогах и сборах

Законодательство России напрямую не регулирует положения о налоговом планировании; оно лишь определяет границы, в которых оно осуществимо, а также оставляет предприятию право выбора политики налогообложения, его стратегии и тактики. Поэтому законодательными аспектами планирования в налогообложении являются все отрасли права, так или иначе касающиеся данной деятельности.

Налоговое планирование основывается на различных отраслях права. Главный аспект правового обеспечения налогового планирования заключается в том, что должно оно осуществляться при соблюдении налогового законодательства Российской Федерации.

В налоговом планировании широко используются положения, содержащиеся в таможенном, трудовом, земельном, водном, лесном кодексах.

В Таможенном кодексе регламентированы виды таможенных режимов, их содержание влияет на налогообложение внешнеэкономических операций. Например, временный ввоз товаров на таможенную территорию приводит к заметной экономии налоговых и таможенных платежей (ст.271-ст.277 Таможенного кодекса РФ).

В Трудовом кодексе различаются отношения между работодателем и наемными работниками в зависимости от вида заключаемого договора (трудовой или гражданско-правового характера). В соответствии с трудовым договором работодатель, выплачивая доходы, начисляет единый социальный налог. По договору гражданско-правового характера отношения между сторонами иные и другие налоговые последствия. На практике это приводит к искусственной замене трудовых отношений.

В действующем законодательстве о налогах и сборах существует прямая взаимосвязь между нормами налогового и гражданского права. Это означает, что в ряде случаев порядок расчета налоговой базы и срока уплаты налогов зависят от того, как конкретная хозяйственная операция трактуется гражданским законодательством, и, прежде всего, действующим Гражданским кодексом РФ.

В большинстве случае такие связи прямо установлены налоговым кодексом РФ (табл.3):

Таблица 3

Понятие налогового планирования

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Налоговое планирование
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

В последние годы все более важное место в повседневной практике различных предприятий и организаций занимает деятельность, именуемая налоговым планированием или налоговой оптимизацией. На многих предприятиях даже введена специальная должность для работников, отвечающих за данную деятельность, — специалист по налоговому планированию. К сожалению, результатом зачастую крайне непродуманных и неосторожных действий этих работников стало то, что о налоговой оптимизации сейчас принято говорить как о явлении, балансирующем на грани закона. Вопрос о возможных и допустимых способах минимизации налоговых платежей в последнее время достаточно часто обсуждается на страницах финансовой и юридической литературы. Актуальность данного вопроса обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому. В аспекте указанной проблемы особенно отчетливо проявляется различие частноправовых и публично-правовых интересов: для любого налогоплательщика налоговые платежи являются фактически изъятием части собственности, притом безвозмездным, в то время как для государства налоги — это основная составляющая доходов бюджета.

Крылатая фраза «сэкономленные деньги — это заработанные деньги» с точки зрения минимизации налоговых платежей приобретает для налогоплательщиков особое практическое значение.

Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.

Вопрос разграничения законной налоговой минимизации и незаконного уклонения от уплаты налогов не является исключительно российской проблемой. Даже в тех государствах, где налоговое право и практика налогообложения имеют многолетние традиции, названная сфера, как правило, остается до конца не урегулированной.

Прежде чем приступить к анализу обозначенной проблемы определимся с терминологией.

В современной юридической литературе при рассмотрении вопросов снижения налогоплательщиками общей налоговой нагрузки, уменьшения размера отдельных налогов, допустимых и возможных методов для достижения названных результатов и т.д. используются понятия «минимизация налогообложения», «оптимизация налогообложения» и «налоговое планирование».

Сразу оговоримся, что Налоговый кодекс РФ, равно как иные федеральные законодательные акты о налогах и сборах, ни одно из перечисленных понятий не используют. Соответственно, о нормативной терминологии в данном случае говорить не приходится. Данное обстоятельство вряд ли можно отнести к заслугам российского законодателя.

В научных источниках можно встретить совершенно различные трактовки названных понятий. Так, в частности, некоторые авторы фактически отождествляют понятия «минимизация налогообложения», «оптимизация налогообложения» и «налоговое планирование». Указанный подход, на наш взгляд, не совсем верен.

Более правильной представляется точка зрения А.В. Брызгалина, который рассматривает налоговую минимизацию (минимизацию налогообложения) как родовое понятие, включающее в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию) деятельность.

Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности — это процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств посредством выбора оптимального сочетания и построения различных правовых форм деятельности и размещения активов в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

Есть мнение, что налоговое планирование представляет собой совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью минимизации налогов.

Что касается соотношения понятий «оптимизация налогообложения» и «налоговое планирование», то, по нашему мнению, здесь можно поставить знак равенства. Попытки некоторых авторов провести различия между данными понятиями не основаны на конкретных существенных правовых признаках.

Таким образом, под минимизацией налогообложения следует понимать действия налогоплательщика, направленные на любое уменьшение размера налоговых платежей, без учета правомерности конкретных способов и схем. Соответственно, минимизация налогообложения может быть законной и незаконной.

Оптимизация налогообложения или налоговое планирование — совокупность правомерных и юридически обоснованных действий и решений налогоплательщика, направленных на построение оптимальной модели хозяйствования с целью снижения размера налоговой нагрузки.

В то же время неверно, на наш взгляд, понимать под минимизацией налогообложения либо налоговым планированием (оптимизацией налогообложения) уменьшение размера налоговой обязанности путем сокращения налогоплательщиком объемов хозяйственной деятельности (в том числе, снижения объемов реализации товаров, работ или услуг).

Налоговая минимизация и налоговое планирование как раз предполагают снижение размера налоговой нагрузки при сохранении «исходных параметров» хозяйственной деятельности. Иначе абсолютно эффективной налоговой минимизацией следовало бы считать полное прекращение налогоплательщиком предпринимательской деятельности, что, безусловно, противоречит здравому смыслу.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики Российского государства на фоне продолжающегося экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора оптимального сочетания и построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Самым важным фактором, влияющим на уровень налогового планирования, является информационное обеспечение деятельности предприятия.

Информационное обеспечение деятельности может быть достигнуто следующими путями:

  • 1) мониторинг нормативно-правовой базы и изменений в законодательстве;
  • 2) анализ разъяснений Минфина России, налоговых инспекций.

Некоторые компании игнорируют значимость контрольных мероприятий; между тем именно контрольные мероприятия позволяют оценить эффективность налогового планирования. Среди контрольных мероприятий можно назвать следующие:

контроль за своевременностью и правильностью исполнения налоговых обязательств;

исследование причин невыполнения обязательств.

К прогнозным мероприятиям можно отнести:

  • 1) составление годовых прогнозов налоговых обязательств организации;
  • 2) исследование причин неуплаты налогов, несвоевременной уплаты налогов, штрафов и пени;
  • 3) планирование налоговых обязательств при осуществлении сделок;
  • 4) планирование финансовых результатов организации;
  • 5) прогноз возможных рисков, причин отклонений показателей деятельности организации.

К рискам относятся рискованные сделки, отклонения, связанные с увеличением или уменьшением прибыли, а также количества прибыльных сделок, увеличение затрат, например затрат на оплату персонала, проведение капитального ремонта, открытие новых направлений деятельности. На планирование результатов деятельности также могут оказывать влияние схемы финансовых, документарных и товарно-материальных потоков. В связи с этим при осуществлении планирования требуется особое рассмотрение «узких мест» с точки зрения налоговых последствий, в том числе рассмотрение судебной практики.

Минимизировать риски позволит наличие локальных нормативных актов, закрепляющих порядок ведения учета, внутреннего документооборота и использования льгот. Локальные нормативные акты будут служить в качестве доказательственной базы при проведении налоговых проверок, а также позволят систематизировать ведение учета на предприятии, усилить контроль со стороны руководства. Это особенно касается больших предприятий, имеющих разветвленную филиальную и представительскую сеть.

Налоговое планирование должно осуществляться с соблюдением принципа полного соответствия фактического содержания хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика их документальному оформлению.

На основании изложенного обозначим основные аспекты, на которые следует обращать внимание налогоплательщикам при осуществлении налогового планирования, с тем, чтобы избежать претензий налоговых органов:

  • 1. Фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика всегда должно соответствовать их документальному оформлению.
  • 2. Хозяйственные операции налогоплательщика должны быть экономически оправданными и соответствовать «стандартам» предпринимательской деятельности. Так, например, налогоплательщику весьма проблематично будет обосновать экономическую разумность заключения договора поставки товара с неизвестной фирмой-поставщиком, при том, что налогоплательщик является официальным дистрибьютором соответствующей марки товара на определенной территории и имеет прямые договорные связи с фирмой-изготовителем этого товара на более выгодных ценовых условиях.
  • 3. Налогоплательщику следует максимально заботиться об обосновании цен товаров (работ, услуг), указанных в сделке, с тем, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цены. Достигается это путем составления в качестве приложений к хозяйственным договорам различных детализирующих смет, подробных перечней оказываемых услуг и т.д. с указанием цены каждой позиции. Иными словами заключенный договор не должен быть сухой констатацией определенной сторонами итоговой цены сделки.
  • 4. При построении различных схем налогового планирования следует избегать признаков взаимозависимости между участниками сделок, определенных ст. 20 НК РФ.
  • 5. Налогоплательщику во избежание ненужных конфликтов с налоговыми органами в обязательном порядке следует заботиться о получении максимальной информации в отношении своих контрагентов.

В частности, на этапе заключения сделки следует:

  • 1) получить от контрагента заверенные копии учредительных документов (решение об учреждении, устав, учредительный договор, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговом органе);
  • 2) собрать максимально возможный объем информации о коммерческой деятельности контрагента (рекламные материалы и ценовые предложения контрагента, распечатки официальных сайтов контрагента и т.д.);
  • 3) получить от контрагента документы, подтверждающие полномочия руководителя и главного бухгалтера (протокол об избрании руководителя, приказы о назначении на должность), с образцами подписей указанных лиц. В случае если счета-фактуры от контрагента будут подписываться иными лицами, соответственно, необходимо получить также заверенные копии доверенностей на данных лиц;
  • 4) нелишней будет также проверка «судебной истории» контрагента. Сделать это можно, во-первых, с помощью справочных правовых систем, в которых публикуются все более-менее значительные решения арбитражных судов округов, а во-вторых, путем направления контрагенту на стадии преддоговорных переговоров соответствующего запроса с просьбой указать все судебные споры контрагента;
  • 5) в отношении «сомнительных» контрагентов следует направлять запрос в налоговый орган по месту регистрации контрагента на предмет его (контрагента) добросовестности. Ответа, скорее всего, не последует, поскольку подобный запрос действующим законодательством не предусмотрен (но и не запрещен), однако указанный шаг поможет налогоплательщику доказать свою «осмотрительность и осторожность».

Для определения содержания и сущности налогового планирования немаловажно также рассмотреть различные виды налогового планирования.

Виды налогового планирования могут классифицироваться, в частности, по следующим основаниям:

  • 1. В зависимости от формы предпринимательской деятельности следует различать:
    • — налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей;
    • — налоговое планирование деятельности организаций.
  • 2. В соответствии со стадией хозяйственной деятельности различают:
    • — налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса (выбор формы предпринимательской деятельности, выбор территории ведения бизнеса, выбор системы налогообложения и т.д.);
    • — налоговое планирование на стадии развития бизнеса;
    • — налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;
    • — налоговое планирование на стадии ликвидации бизнеса.
  • 3. Исходя из объемов хозяйственной деятельности возможно выделить:
    • — налоговое планирование малого бизнеса;
    • — налоговое планирование среднего бизнеса;
    • — налоговое планирование крупного бизнеса;
    • — налоговое планирование в интегрированных структурах (холдинги, корпорации и т.д.).
  • 4. В зависимости от объектов налогового планирования следует различать:
    • — налоговое планирование деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в целом;
    • — налоговое планирование структурных подразделений (филиалов, представительств и иных территориально обособленных подразделений).
  • 5. Исходя из направленности и масштабов налогового планирования, следует выделить:
    • — стратегическое налоговое планирование, т.е. налоговое планирование всей деятельности организации (индивидуального предпринимателя) на продолжительный период;
    • — оперативное (текущее) налоговое планирование, т.е. налоговое планирование отдельной хозяйственной операции либо совокупности взаимосвязанных хозяйственных операций.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения

Важным аспектом деятельности предприятия является налоговое планирование и оптимизация налогообложения. Читайте в статье, что это такое и какие методы налоговой оптимизации существуют.

Что такое оптимизация налогообложения предприятия?

В общем понимании оптимизация налоговой нагрузки – это планирование экономико-хозяйственной деятельности фирмы, при котором организация рационально выплачивает все налоги, предусмотренные законодательством. Налоговое планирование подразумевает выбор между существующими методами ведения деятельности и размещения активов, направленный на максимальное снижение уровня возникающих налоговых обязательств.

Грамотное налоговое планирование опирается на следующие факторы:

  • планирование доходов и расходов фирмы;
  • использование отсрочек и рассрочек по выплате налоговых платежей;
  • оформление инвестиционного займа;
  • применение резервов;
  • использование доступных льгот и освобождений;
  • применение способов признания доходов и расходов.

Осуществляя налоговое планирование для целей минимизации расходов на обязательные платежи в пользу государственного бюджета, предпринимателю важно получить ответ на три основных вопроса:

  • в каком объеме, и в какие сроки необходимо производить перечисление налоговых выплат;
  • можно ли снизить налоговую нагрузку и как это сделать;
  • как предусмотреть и снизить налоговые риски.

Рационально построенная оптимизация налогообложения организации будет учитывать не только будущую экономию на выплате фискальных платежей, но и затраты на ее осуществление. Таким образом, эффективность налогового планирования всегда требует сравнения экономии в соотношении с понесенными расходами.

Методы налоговой оптимизации

Все существующие методы оптимизации налогообложения делятся на общие и специальные. Рассмотрим каждую группу.

К общим методам налоговой оптимизации относят:

  1. Замена налогового субъекта – использование для оптимизации фирму или ИП, работающих на упрощенной системе налогообложения.
  2. Изменение вида деятельности налогового субъекта – осуществление хозяйственных операций, которые в меньшем объеме облагаются налогом (к примеру, замена договора поставки на агентский договор).
  3. Замена налоговой юрисдикции – регистрация фирмы в регионе, где действуют определенные льготы.
  4. Разработка и принятие учетной политики фирмы с использованием возможностей, предусмотренных законодательно, или с применением неточностей и пробелов в законе.
  5. Организация договорной деятельности с учетом принятия мер по оптимизации налогообложения.
  6. Применение различных льгот или налоговых освобождений.

К специальным методам оптимизации относятся:

  1. Замена отношений – применение гражданско-правовых норм в процессе оформления хозяйственных операций.
  2. Разделение отношений – одно сложное по структуре экономическое действие разделяется на несколько.
  3. Отсрочка налогового платежа – основывается на тесной связи между формированием объекта налогообложения и календарного периода внесения платежей.
  4. Прямое уменьшение объекта налогообложения – чаще используется для оптимизации налога на имущество (к примеру, путем переоценки).

Для разработки учетной политики и определения оптимального метода налоговой оптимизации необходимо отслеживать изменения в налоговом законодательстве. Согласно ст. 3 НК РФ, все неточности в формулировках нормативных актов трактуются в пользу налогоплательщика, что позволяет оптимизировать налоговую нагрузку, применяя законные способы.

Вопрос № 13. Уровни, задачи и методы налогового планирования.

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: Блок 2.doc Скачиваний: 20 Добавлен: 15.05.2015 Размер: 1.02 Mб ☆ 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 < Предыдущая Стр 13 из 33 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 > >>

Налоговое планирование (НП) – является частью управления ФХД-тью предп-тия, процесс использования оптимальных нал. методов для достижения желаемого в будущем финансово-хозяйственного состояния пред-тия.

НП – это законный способ оптимизации (минимизации)налоговых обязательств с использованием предоставленных законом льгот и приемов сокращения налоговых платежей.

Сущность НП: признание за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в т.ч. пробелы в зак-ве) для максимального сокращения своих налоговых обязат-в.

Принципы НП:

1)платить min из положенного

2)уплачивать в послед. день установл. срока

3)использ. льготные режимы нал.обл-ния

4)снижать нал.обл-ние учетными методами

Модели поведения налогоплательщиков (в мировой практике):

а)уклонение от уплаты налогов;

-уменьшение нал. обязат-в способами, которые прямо или косвенно запрещены з-ном (напр., несвоевремен. уплата н-гов, незакон. использование льгот, сокрытие д-дов или отсутствие регистрации в нал. органах и др.)

б)обход налогов;

-уклонение от дох-ти или получение д-дов, которые подлежат нал.обл-нию (напр., орг-ция или физ. лицо не подлежит нал.обл-нию)

в)налоговое планир-ние (законный обход налогов);

г)выполнение нал. обязат-в (в соотв. с з-ном).

НП вкл. 2 напр-ния деят-ти:

1)нал. консалтинг

2)нал. мен-т.

Налоговый менеджмент: вкл.

*нал. логистику

*нал.оптимизацию

*нал. минимизацию

Налоговая логистика – д-ть по упр-нию рес-сами нал.плат-ка для достижения приемлим. нал. выплат.

Налоговая оптимизация – д-ть по созданию наиб. благоприят. модели исполнения нал. обязат-в путем оптимизации: схемы, порядка, размера, сроков выплат.

Налоговая минимизация – действия, позволяющие максимально уменьшить обязат. платежи в бюджет в виде налогов и аналогич. платежей.

МЕТОДЫ НП:

  1. метод прямого счета (трудоёмкий)

  2. расчётно-аналитические методы

  3. методы экономико-математич. моделир-ния

  4. комбинированный

Общие методы внутреннего планирования

Выбор учетной политики, разрабатываемой и принимаемой 1 раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки.

Оптимизация достигается путем:

· использования налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, размытых положений договора;

· использования нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

В налоговом планировании наряду с общими методами планирования (балансовый, расчетно-аналитический и т.п.) в связи с его оптимизационным характером применяется большая группа специальных методов, к которым относятся следующие методы:

1/Метод замены отношений. Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими альтернативными способами. Действующее законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность операции, как в экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения. Этот метод налогового планирования заключается в том, что операция, имеющая более жесткое налогообложение, заменяется другой операцией, позволяющей достичь этой же или максимально близкой цели, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. В качестве примера можно привести замену операции бесплатной передачи (дарения) товаров одним предприятием другому операцией поставки по цене 1 грн. (снижение налоговых обязательств по НДС при условии, что партнеры не являются связанными лицами).

2/Метод разделения отношений базируется на методе замены, но заменяется определенная часть операции, либо одна хозяйственная операция заменяется несколькими другими, что позволяет снизить общую сумму налоговых обязательств. Так, например, в целях уменьшения социальных взносов договор подряда с физическим лицом на выполнение работ из материалов подрядчика может быть заменен двумя договорами: договором предоставления услуг и договором купли-продажи материалов.

3/Метод прямого сокращения объекта налогообложения реализуется путем уменьшения базы налогообложения. Примером применения этого метода может быть продажа ТМЦ по заниженной цене (по цене ниже цены приобретения), что позволяет уменьшить налоговые обязательства продавца по налогу на прибыль и НДС.

4/Метод делегирования налогов предприятию-сателлиту заключается в передаче объекта налогообложения другому субъекту предпринимательской деятельности, связанному с налогоплательщиком. Этот метод связан, как правило, с размещением «налогоемких» видов деятельности на других предприятиях, контролируемых налогоплательщиком.

5/Метод отсрочки налогового платежа базируется на использовании элементов других методов. Его использование позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующий налоговый период. В качестве примера применения такого метода может быть приведено использование договора комиссии с привлечением посредника вместо заключения договора поставки, что позволяет отсрочить момент увеличения валового дохода у продавца.

6/Метод оффшора. Сущность метода состоит в переносе объекта налогообложения (отдельных операций, видов деятельности, имущества) под юрисдикцию с более мягким режимом налогообложения. Широко применяется не только во внешнеэкономической деятельности, но и на территориях приоритетного развития и в рамках специальных экономических зон.

7/Метод льготного предприятия — один из широко применяемых методов налоговой оптимизации, который заключается в переносе объектов налогообложения или видов деятельности под льготный режим налогообложения, связанный с особым налоговым статусом некоторых субъектов предпринимательской деятельности (субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, сельхозтоваропроизводителей, предприятий общественных организаций инвалидов и т.п.).

Метод использования учетной политики базируется на взаимозависимости налогового и бухгалтерского учета и заключается в том, что при помощи изменения учетной политики могут быть изменены размеры налоговых баз. Так, правильный выбор метода амортизации основных средств и установление заниженной ставки амортизации в бухгалтерском учете малого предприятия — плательщика единого налога позволяет уменьшить объект налогообложения при продаже основных фондов.

ПРЕДЕЛЫ НП – уст-ные гос-вом огранич-ния с целью снижен. уклонений от уплаты налогов.

  1. Законодательные ограничения НП

    1. Превентивные методы

(обяз-ть регистрир-тья в кач-ве нал.плат-ка, обяз-ть представлять деклар-ции, обяз-ть удерживать нал-ги у источника)

    1. Штрафные налоги (в США: нал. на неразумное аккумулирование прибыли и др)

  1. Адм. огр-ния

(оператив. вмешат-во в д-ть нал.плат-ков, напр-ную на уклонение)

  1. Судеб. механизм (в США судеб. доктрины: деловой цели, вытянутой руки, рассмотрения сделки по шагам, преобладания существа над формой)

  2. Качествен. огр-ния

(связ. с целесообразностью осущ-ния той или иной д-ти: предел рентаб-ти, предел цены)

  1. Количественные огр-ния

(возм-ть сниж-я отд-ного н-га и общего нал. бремени, напр. зат-ты на осущ-ние НП)

Российск. особ-ти НП: нал. учет выделен из бух. учета и, как прав., строится на на данных б/у.

Нал. учет строится на принц. целесообразности (б/у – из принц. полноты учета). Как правило, на рос. пред-тиях сущ-ет

параллельное ведение бух. и нал. учета

либо б/у корректируют для целей налогообложения (Из-за наличия корректировок нал. отчетность обладает бОльшей значимостью, чем бух-ская!)

Международное налоговое планирование: понятие, виды, методы.

Международное налоговое планирование (М/у НП) – допускаемое зак-вом снижение глобального нал. бремени эк. субъекта с целью максимизации совокупных дох-дов, получаемых этим субъектом во всех юрисдикциях деят-ти.

Задачи м/у НП:

1-учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях

2-изыскание наиб. рац. способов оптимизации таких налогов

3-эффектив. использ-ние урегулир-ния нал.обл-ния (дог-ра: об избежании 2-го нал.обл-ния, о возмещении уже уплачен. зарубежом налога)

4-максимизация глобального дох-да нал.плат-ка

5-создание структур для перераспределения прибыли

Важн. роль в м/унар. НП играют соглашения об избежании 2-го нал.обл-ния.

Они могут регулировать:

— нал. вопросы (сниж. нал. бремени)

-другие вопросы: таможен. тарифы, валют. ограничения, размещение м/унар. орг-ций

Такие договора заключены м/у Россией с Кипром (+США,, Япон, Данией, Испан, Чехией, Великобр, Швец, Швейцар, Китаем, Таиландом, Ираном) и другими странами

Метод оффшора – сов-ть приемов, направленных на перенос объектов нал.обл-ния под юрисдикцию более мягкого режима нал.обл-ния.

Оффшор – гос-во или иная юридически обособлен. тер-рия, привлекающая дпод свою нал. юрисдикцию предпринимателей зарубеж. стран по ср-вам устан-ния максимальн. нал. льгот.

Оффшорным статусом могут обладать нек. виды д-ти в рамках страны.

Например: Греция – судовладение, Лихтенштейн – банковские услуги.

Льготы, предоставляемые оф. зонами делятся на6

*налоговые

*неналоговые (напр, отсут-вие огр-ний по вывозу прибыли).

!!! Согласно Конституции и НК РФ в случае, если Положение м/унар. договора, закл-ного России противоречит внутреннему зак-ву, применяются нормы м/унар. дог-ра!

Договора, закл-ные Россией, предусматр. 2 сферы применения:

1=освоб-ние д-дов иностран. юр. лиц, получен. пассивно от ист-ков в России, из-под нал.обл-ния

2=освоб-ние от нал.обл-ния или возврат н-гов по д-дам, получен. зарубежом.

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 < Предыдущая Стр 13 из 33 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 > >>

Соседние файлы в предмете

  • # 15.05.201517.85 Кб3БЖД.docx
  • # 15.05.2015233.98 Кб11БЗД.doc
  • # 15.05.201519.21 Кб9билеты_1 куср_психология.docx
  • # 15.05.20153.41 Mб12БЛИЦ 1345-с 6 изм Актуально на 28.02.11.rtf
  • # 15.05.2015736.26 Кб18Блок 1.doc
  • # 15.05.20151.02 Mб20Блок 2.doc
  • # 15.05.2015837.12 Кб22Блок 3.doc
  • # 15.05.2015247.31 Кб6БП в РФ.pdf
  • # 15.05.201554.02 Кб3будь мужиком учи философию №3.docx
  • # 15.05.201570.39 Кб3БУДЬ МУЖИКОМ УЧИ ФИЛОСОФИЮ!!!!!!!!!.docx
  • # 15.05.201570.55 Кб3БУДЬ МУЖИКОМ УЧИ ФИЛОСОФИЮ! №4.docx