Внешний контроль качества

Контроль качества аудита

Организация контроля за качеством аудиторской деятельности

Контроль качества аудиторской деятельности направлен на предупреждение неправильной оценки аудиторского риска; достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора; обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Контроль качества аудиторской деятельности организуется на внешнем уровне (федеральном и уровне саморегулируемых аудиторских организаций) и на внутреннем уровне (внутри аудиторских организаций).

Уполномоченный федеральный орган (Министерство финансов Российской Федерации) обязан проверять систему внутреннего контроля качества работы индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций и саморегулируемых аудиторских организаций.

Информационной основой для проверки индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций являются ежегодные отчеты об аудиторской деятельности по форме № 2 «Отчет об аудиторской деятельности», утвержденной постановлением Росстата от 14.11.2006 № 66 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфина РФ статистического наблюдения за аудиторской деятельностью».

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны:

  • проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
  • участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

Проверка может быть плановой и внеплановой. Плановая проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № Э07-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Саморегулируемая организация аудиторов обязана не реже одного раза в квартал представлять в Министерство финансов РФ отчет о проведенных проверках качества.

Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских организаций предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению своей работы. Порядок внутреннего контроля качества регламентируется:

  • федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;
  • федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Во всех аудиторских организациях должна существовать система внутреннего контроля качества аудита. Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по их реализации декларируются внутрифирменными стандартами аудиторских организаций.

Внутренний контроль качества работы аудиторской организации подразделяется на предварительный, текущий, последующий и обеспечивается тремя факторами:

  • надлежащим руководством за ходом аудита со стороны руководителя аудиторской организации;
  • надзором со стороны аудиторов за действиями ассистентов во время проверки;
  • проверкой результатов проделанной работы. Предварительный внутренний контроль качества аудита осуществляется руководителем организации на стадии планирования.

Текущий внутренний контроль качества аудита осуществляется в форме контроля руководителя аудиторской группы за работой ее членов. На данном этапе контролируются:

1. Отдельные аудиторские направления, включающие в себя:

  • порядок соблюдения принципов аудита;
  • выполнение общего плана и программы аудита;
  • надлежащее документирование аудиторских доказательств;
  • обоснованность выводов, сделанных аудиторами.

2. Общий контроль качества аудита:

  • контроль личных качеств сотрудников;
  • обоснованное распределение обязанностей между членами группы;
  • соблюдение правил (стандартов) аудита.

При выявлении фактов неправильного выполнения задания руководитель проверки может заменить аудитора (или ассистента) на другого специалиста.

На стадии последующего внутреннего контроля качества аудита руководитель аудиторской группы проверяет работу, выполняемую ассистентами и аудиторами последующим направлениям:

  • соответствует ли выполненная работа программе аудита;
  • надлежащим ли образом оформлены полученные результаты в рабочих документах аудитора:
  • достигнуты ли цели аудиторских процедур;
  • соответствуют ли выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

Поскольку ответственность за проведенную проверку аудиторов и ассистентов несет руководитель аудиторской группы, он должен подробно изучить вопросы, отражающие:

  • достаточность аудиторских доказательств;
  • четкость выводов, сделанных аудиторами в результате проверки;
  • полноту отмеченных недостатков в учете;
  • полноту и сроки завершения аудиторских процедур в соответствии с программой аудита.

Внутренний контроль качества аудита

Понятие «качество аудита» можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выживания на рынке аудиторских услуг.

Для выполнения аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских стандартов в аудиторской организации осуществляется внутренний контроль качества аудита — политика и процедуры, принятые аудиторской организацией для обеспечения разумной уверенности в том, что все аудиторские проверки, выполненные аудиторской фирмой, осуществлялись в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой отчетности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, и согласно требованиям Федерального правила (стандарта) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. Принципы и конкретные процедуры контроля качества аудита реализуются как в рамках всей деятельности аудиторской организации, так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторская организация должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы для обеспечения проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии:

  • с федеральными законами;
  • федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудиторская фирма;
  • иными документами.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской фирмой, зависят от объема и характера деятельности аудируемого лица, его территориального расположения, организационной структуры, соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, а также и объем документации будут меняться. Однако принципы и процедуры внутреннего контроля качества аудита, представленные в Федеральном правиле (стандарте) № 7, являются обязательными для исполнения всеми аудиторскими организациями и включают в себя:

  • профессиональные требования — соблюдение работниками аудиторской организации принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
  • профессиональную компетентность — владение работниками аудиторской организации надлежащими навыками и обладание профессионализмом, необходимым для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
  • поручение заданий — возложение обязанностей по проведению аудита на работников, имеющих специальную подготовку и опыт, которые необходимы в конкретных условиях;
  • контрольные полномочия — направление в достаточной мере работы аудиторского персонала, осуществление текущего контроля на всех уровнях для обеспечения разумной уверенности в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;
  • консультирование — проведение в случае необходимости консультаций со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
  • работу с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, — постоянная работа как с потенциальными, так и существующими клиентами;
  • мониторингэффективности процедур-регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества.

До сведения работников аудиторской фирмы необходимо довести принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что они поняты и применяются на практике.

Федеральное правило (стандарт) № 7 определяет категории лиц, участвующих в контроле качества:

  • руководитель аудиторской проверки — аудитор, несущий ответственность за проведение аудита;
  • работники — руководящие сотрудники, другие специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской фирмы, а также в оказании сопутствующих аудиту услуг;
  • ассистенты аудитора — сотрудники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами.

Внутренний контроль качества работы осуществляется в отношении каждой аудиторской проверки, в том числе при проведении аудита. Для этого руководитель аудиторской проверки должен:

  1. применять такие процедуры контроля, которые соответствуют целям и задачам аудиторской проверки;
  2. анализировать профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;
  3. формулировать четкие указания о проведении аудиторами и их ассистентами соответствующих аудиторских процедур.

Важным средством доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита являются: программа аудита, смета затрат времени и общий план аудита.

Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

  • контролировать ход аудита в целях определения профессиональной компетенции ассистентов аудитора, понимания ими указаний по проведению аудита, выполнения работы в соответствии с общим планом и программой аудита;
  • получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проверки, оценивать их важность и вносить соответствующие изменения в общий план и программу аудита;
  • устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

При выполнении работы ассистентами аудитора результаты проверяются работниками, имеющими по крайней мере равный уровень компетентности, по вопросам:

  • на соответствие программе аудита;
  • надлежащее документальное оформление работы и результатов;
  • отражение всех важных аспектов аудита в аудиторских выводах;
  • достижение цели аудиторских процедур;
  • соответствие выводов результатам работы и подтверждение аудиторского мнения.

Контроль качества в отношении конкретной проверки включает в себя:

  • анализ общего плана и программы аудита;
  • оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, в том числе результатов тестов средств внутреннего контроля и поправок, внесенных в общий план и программу аудита;
  • документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, в частности результатов консультаций;
  • исследование финансовой отчетности, предлагаемых поправок и аудиторского заключения.

Оценка работы по проведению аудита может включать в себя дополнительные контрольные процедуры до предоставления аудиторского заключения, которые осуществляют работники, не участвующие в данной аудиторской проверке. Помимо внутреннего контроля качества аудиторских услуг в рамках каждой конкретной организации в настоящее время усиливается соответствующий контроль со стороны государства и общественных аудиторских объединений. Государством делегировано осуществление контроля за качеством аудиторских услуг, соблюдением стандартов аудиторской деятельности аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям. Например, в Аудиторской палате России (АПР) в настоящее время создан и функционирует комитет, осуществляющий соответствующие проверки в отношении аудиторских организаций — членов АПР. Проверки проводятся сертифицированными АПР уполномоченными экспертами в этой области. По результатам проверок выдается заключение о соответствии качества работы аудиторской организации требованиям нормативных правовых актов. Профессиональное аудиторское объединение выступает гарантом соблюдения аудиторами стандартов, а также принципов и процедур внутреннего контроля качества.


Контроль качества аудиторской деятельности

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Бухучет и аудит Сущность аудита и аудиторской деятельности
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Контроль качества аудиторской деятельности в Российской Федерации представляет собой целостную систему контрольных органов и мероприятий, включающую три уровня:

  • 1) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
  • 2) внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • 3) внутренний контроль качества работы аудиторов аудиторской организации.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:

  • — вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
  • — вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;
  • — вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;
  • — обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, кроме саморегулируемых организаций, также осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Предметом внешнего контроля качества является соблюдение аудиторской организацией требований Закона РФ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов. Принципы осуществления и требования к организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Контроль качества осуществляется в каждом отдельном случае как особое задание, выдаваемое на основе плана проверок утвержденного руководящими органами СРО аудиторов.

Внутренний контроль качества в аудиторской организации. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, использующие труд наемных специалистов, обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы аудиторов — субъектов профессиональной деятельности.

Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. В настоящее время требования к внутреннему контролю качества в аудиторской организации регламентируются:

  • 1) ФПСАД N 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» — в отношении всей деятельности аудиторской организации (в том числе, при оказании сопутствующих аудиту услуг);
  • 2) ФПСАД N 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» — в отношении проведения каждой аудиторской проверки.

Требования к контролю качества в отношении всей деятельности аудиторской организации основаны на соблюдении этических норм, обеспечении и поддержании должной квалификации, а также внедрении системы внутреннего контроля качества аудита. Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов: обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией; тические требования; принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества; кадровая работа; выполнение задания; мониторинг; документирование.

Требований к работникам аудиторских организаций в части соблюдения процедур контроля качества при осуществлении аудиторских проверок. Основной принцип обеспечения внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки заключается в следующем: аудиторская работа должна поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в данных условиях, а также отвечающим критерию независимости.

В ходе аудита устанавливаются процедуры контроля качества аудита. Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять текущий контроль работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа выполнена качественно. Для этого осуществляется закрепление контрольных функций за работниками аудиторской организации, в том числе и теми, которые не участвуют в аудиторской проверке. Качество аудиторской деятельности обеспечивается также организацией для аудиторов консультаций со специалистами в области налогообложения, правоведения, анализа хозяйственно-финансовой деятельности и прочих сопутствующих услуг.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Виды аудиторского контроля

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Понятие аудиторского контроля

Определение 1

Аудиторский контроль – вневедомственный и независимый контроль финансовой деятельности, проводимый специальной аудиторской службой (имеющей лицензию); вид предпринимательской деятельности.

Цель аудита – нормативное заключение о достоверности финансового-бухгалтерской отчетности лиц, установление соответствия порядка деятельности условиям ее осуществления по Законодательству РФ.

Задача проведения аудита – подтверждение полноты, правильности и реальности финансового-бухгалтерской отчетности, соблюдение требований законодательства.

По результатам проводимой проверки любого вида оформляется аудиторское заключение, которое может быть:

  1. Положительным без замечаний, когда проверяемое предприятие учитывает все правила ведения документации и подачи отчетности, отражающей реальное положение дел;
  2. Положительным с замечаниями, когда заключение, выдаваемое проверяемым лицом содержит недостатки и дает рекомендации для исправления;
  3. Отрицательным, когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется, не соответствует правилам и требованиям, а финансовая отчетность недостоверна.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды аудиторского контроля

В зависимости от субъекта проведения проверки, аудит подразделяется на:

  1. Внутренний, проводимый внутри организации, собственной аудиторской службой для повышения эффективности принятия решений в использовании ресурсов, максимизации дохода и рентабельности. Внутренний аудит проводится и финансируется по желанию руководителей, но не заменяет обязательные государственные проверки;
  2. Внешний, реализуется сторонними аудиторскими предприятиями на основании договора с заказчиком, налоговыми, страховыми или иными органами заинтересованными в качестве получаемой информации.

По обязательности, аудиторский контроль бывает:

  1. Обязательный, проводимый в сроки и по условиям нормативно-правовой базы государства в отношении акционерных обществ, кредитных и банковских учреждений, страховых организаций, фондовых и товарных бирж, прочих субъектов экономики.
  2. Инициативный, проводимый в виде внутреннего или внешнего аудита по инициативе предприятия.

Аудиторский контроль, в зависимости от метода его проведения:

  1. Фактический, в форме осмотра, инвентаризации, лабораторного анализа и пр.
  2. Документальный, проводится с помощью формальной проверки или проверки реальности отражаемых фактов. Формальная проверка подразумевает проверку правил ведения бухгалтерского учета, сопоставление реальных и отчетных показателей. Проверка отражаемых фактов включает анализ первичных и отчетных документов, регистров накопления информации, сканирование и встречную (взаимную) проверку.

В Российской практике распространены следующие виды контроля:

  • Финансовый аудит, проводимый с целью проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности и подтверждения/опровержения ее достоверности;
  • Ценовой аудит осуществляемый аудиторами для проверки правомерности установленной заказчиками или прочими контрагентами цены;
  • Налоговый аудит, подтверждаемый соответствие законодательству о налогах;
  • Аудит хозяйственной деятельности, периодически проводимый компанией для проверки документации и правил осуществления основной деятельности, получение рекомендаций от внешних аудиторов;
  • Управленческий аудит проводится с целью проверки основных показателей работы предприятия (управленческого аппарата), ресурсов используемых в данном процессе;
  • Специальный аудит, направленный на проверку отдельных сторон деятельности.

Предыдущая статья Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

6. Контроль качества аудита

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: Курс лекций Основы аудита.docx Скачиваний: 60 Добавлен: 13.03.2015 Размер: 209.35 Кб ☆ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 < Предыдущая Стр 11 из 16 11 12 13 14 15 16

6.1. Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита.

6.2. Внутрифирменный контроль качества аудита.

Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» преду­смотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых яв­ляются внешними, а третий — внутренним.

Внешние проверки контроля качества аудита могут выполняться:

• Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности.

• Аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, если право проведения таких проверок делегировано им Уполномоченным федеральным органом по регулированию аудитор­ской деятельности. Однако аккредитованные профессиональные аудиторские объединения могут проводить проверки только в отношении членов своих объединений.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливает­ся Уполномоченным федеральным органом.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» «Контроль качества работы аудиторских организаций и ин­дивидуальных аудиторов» и ФПСАД №7 «Внутренний контроль качества аудита» аудиторские организации и индивидуаль­ные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутрен­него контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для провер­ки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудитор­ской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или ин­дивидуальными аудиторами требований нормативных правовых ак­тов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в Уполномоченный федеральный орган.

Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата ауди­тора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудитор­ской деятельности.

Внешний и внутренний уровни контроля качества аудита обес­печивается контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Предварительный внешний контроль качества аудита осуществля­ется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляются путем организации постоянного надзора за деятельно­стью аудиторов и аудиторских организаций.

Ауди­торские организации и индивидуальные аудиторы должны представлять в Министерство финансов РФ отчеты о своей деятельно­сти до 15 апреля включительно года, следующего за отчетным.

Отчет включает три раздела: общие сведения; экономические показатели деятельности за отчетный период; данные об аудитор­ских проверках организаций, подлежащих обязательной годовой аудиторской проверке.

Требования к организации и функционированию внутренней системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских организациях и у аудиторов-предпринимателей, для того чтобы работа их соответствовала стандартам аудиторской деятельно­сти.

Внутрифирменный контроль качества обеспечивается:

• порядком распределения обязанностей сотрудников аудитор­ской организации в ходе осуществления аудита;

• установлением требований, предъявляемых к внутрифирмен­ной системе контроля качества аудита;

• установлением порядка контроля качества работы в ходе про­ведения аудита.

Руководителем ау­диторской организации является сотрудник входящий в состав ад­министрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации. Руководитель аудиторской организации выполняет сле­дующие обязанности:

• ведет переговоры с руководством экономического субъекта;

• назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъ­екта;

• выражает мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.

Руководитель аудиторской организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, определивших содержание выдан­ного этой организацией аудиторского заключения. Руководителем аудиторской организации может быть, лицо, аттесто­ванное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

На руководителя аудиторской проверки возложена обязанность руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкрет­ного экономического субъекта. Руководитель проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчетен ему.

Руководитель проверки несет ответственность:

• за организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;

• за процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);

• за соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудитор­ской деятельности и внутрифирменным требованиям;

• за доведение до сведения руководителя аудиторской органи­зации основных результатов аудита, которые могут повлиять на со­держание и выводы аудиторского заключения.

Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям дан­ного аудиторского задания.

Старший аудитор является сотрудником аудиторской организации, которому поручено или может быть по­ручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки. Старший аудитор подотчетен руково­дителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем. Старший аудитор несет ответственность: за подготовку, непосредственное осуществление и докумен­тальное оформление результатов аудиторских процедур; за организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки.

Старшим аудитором назначается, как правило, лицо, аттесто­ванное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

Рядовой участник проверки — это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. К ря­довым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие ауди­торы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не относящиеся к техническому персоналу, но те, кому не может быть доверена са­мостоятельная работа без руководства старшего аудитора. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита.

Аудиторские организации вправе установить иную структуру управления при условии, что она будет обеспечивать надлежащее распределение ответственности сотрудников за качество аудита и обеспечивать достоверность его результатов. Аудиторские организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут иметь упрошенную двухуровневую систему управления: руководитель аудиторской организации, как пра­вило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки.

Внутрифирменный контроль качества работы.

В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того что­бы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.

Особенности системы контроля качества работы аудиторской организации, ее внутреннее содержание и затраты времени и ресур­сов на ее функционирование могут зависеть от:

• размера аудиторской организации;

• ее специализации;

• ее организационной структуры;

• наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной удаленности;

• экономической эффективности применяемой системы кон­троля качества (получение осязаемых преимуществ при разумных затратах).

Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

• соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

• укомплектование аудиторской организации профессиональ­ными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навы­ками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обя­занностей;

• поручение аудиторских заданий профессиональным сотруд­никам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

• выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направ­ляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требова­ниям качества;

• получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

• разработку и применение в аудиторских организациях на по­стоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов, при этом должны приниматься во внимание как независимость ауди­торской организации и ее возможность проводить аудит на высо­ком качественном уровне, так и репутация руководителей прове­ряемого или предполагаемого для будущей проверки экономиче­ского субъекта;

• осуществление мероприятий по регулярным проверкам на­дежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведе­ния каждого профессионального сотрудника такой организации.

Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходи­мые для надлежащего выполнения этой работы.

Внутренний контроль качества аудита, также как и внешний, включает три вида контроля: предварительный, текущий и после­дующий.

Предварительный внутренний контроль осуществляется при под­готовке общего плана, расчете затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита.

Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.

Последующий внутренний контроль состоит в проверке результа­тов работы, выполненной каждым исполнителем.

Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обя­заны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Прове­ряющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

Другим методом последующего внутрифирменного контроля яв­ляется проведение повторной, бесплатной для проверяемого эко­номического субъекта, аудиторской проверки.

Руководители аудиторской организации могут поручать провер­ку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рам­ках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита круп­ных и сложных экономических субъектов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 < Предыдущая Стр 11 из 16 11 12 13 14 15 16

Соседние файлы в предмете

  • # 24.03.201676.8 Кб6культура речи 9 вариант.doc
  • # 13.03.2015127.47 Кб5Культура.docx
  • # 13.03.2015201.96 Кб5Культура.docx
  • # 24.03.201688.58 Кб19Культурол., тесты.doc
  • # 13.03.201543.93 Кб2культурология_рен.docx
  • # 13.03.2015209.35 Кб60Курс лекций Основы аудита.docx
  • # 24.03.2016402.43 Кб4курс эмм.doc
  • # 26.05.2015291.84 Кб11курс.раб.БУУ(метод.указан)2014г.doc
  • # 13.03.2015105.47 Кб3Курсач ебаный 1 курс.doc
  • # 13.03.2015113.15 Кб8Курсач ебаный по куклину макроэкономика.doc
  • # 13.03.2015304.13 Кб67Курсач ММБ.doc

Виды аудита. Место аудита в системе контроля. Обязательный аудит

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Бухучет и аудит Организация аудиторской деятельности
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Классификация видов аудита.

  • 1. Статус аудитора. Внешний аудит проводится независимыми аудиторскими организациями на договорной основе с экономическим субъектом с целью обязательной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации. Внутренний аудит проводится своими силами и преследует цель эффективного функционирования системы управления.
  • 2. Принцип инициативы проведения. Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и отчетности организации исходя из требований закона. Инициативный аудит проводится по решению администрации предприятия или его учредителей.
  • 3. Объем изучения. Финансовый аудит представляет оценку достоверности финансовой информации. Управленческий аудит — это проверка любой части процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Аудит на соответствие — проверка соблюдения конкретных норм, правил, инструкций, предписанных персоналу администрации, а также пунктов договоров, оказывающих действие на результаты деятельности предприятия.
  • 4. Периодичность осуществления. Первоначальный аудит проводится впервые в конкретной организации. Периодический аудит проводится в конкретной организации в течение ряда лет подряд.
  • 5. Метод проверки. Подтверждающий аудит. Системно-ориентированный аудит предполагает проведение экспертизы объектов проверки с учетом оценки состояния и эффективности системы внутреннего контроля. Базирующийся на риске аудит означает концентрацию усилий аудитора в ходе проверки преимущественно на областях, где риски выше. Внешний аудит проводится независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на договорной основе с целью выражения объективной оценки достоверности финансовой отчетности аудируемой организации. Внутренний аудит — это деятельность внутри организации по проверке и оценке ее работы в интересах внутренних пользователей: руководителей, менеджеров и т. д. Внутренний аудит проводится сотрудниками, работающими в организации, поэтому его нельзя назвать независимым. Тем не менее внутренний аудит независим от тех лиц, деятельность которых он проверяет.

Отличие аудита от других форм контроля.

Финансовый контроль — проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством, собственниками. Это одна из функций управления. Финансовый контроль по уровню подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудит).

Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Его основным направлением является исполнение государственного бюджета. Внутрихозяйственный (внутренний) контроль — это система постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, организованного им самим в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Может быть организован в виде внутреннего аудита, ревизионных комиссий и т.п.

Независимый контроль — аудит, осуществляемый внешними независимыми специалистами, направленный на выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

По форме контроля выделяются: ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза, аудит.

Ревизия — метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

Основные отличия ревизии от аудита состоят в следующем. Ревизия выявляет ответственность должностного лица, проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, выявляет лиц, виновных в нарушении, злоупотреблении, причины нарушений. По итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия. Ревизор имеет право высказывать обоснованное мнение о должностных лицах. Аудит выявляет отклонения, слабые стороны в бизнес-процессах организации, проверяется бухгалтерская (финансовая) отчетность. По результатам аудита принимаются решения о корректировке бизнес-процессов. Этические нормы аудита не позволяют высказывать свое мнение о должностных лицах и определять их виновность. Аудит — коммерческая деятельность, основанная на заключении договора. Оплачивает аудит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизия осуществляется на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Платит вышестоящее звено или государственный орган.

Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов. Данная экспертиза проводится за счет проверяемого предприятия независимо от его желания. Основное и принципиальное различие судебно-бухгалтерской экспертизы от аудита заключается в следующем: аудит проводится на основании заключенного договора, то есть на основе гражданского законодательства; судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов

Обязательный аудит — это вид аудиторской проверки, которая должна проводиться в каждом предприятии ежегодно. Обязательная аудиторская проверка должна проводиться только в тех случаях, которые прямо установлены соответствующими актами действующего законодательства РФ.

Обязательный аудит проводится в случаях, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по следующей системе показателей.

По критерию организационно-правовой формы подлежат проверке все открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала.

По виду деятельности проверке подлежат: кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

По финансовым показателям деятельности экономические субъекты подлежат проверке при наличии хотя бы одного из двух показателей: объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному году превышает 50 млн. рублей; сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

По другим критериям, установленным федеральными законами РФ.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее