Внебюджетная деятельность бюджетных учреждений

Формирование и использование внебюджетных средств в сфере учреждений образования

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов в системе образования
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Развивающаяся в России рыночная экономика создает возможности осуществления многоисточникового, многоканального поступления средств в учреждения системы образования. Этому способствует проводимое в стране совершенствование законодательства, принятие новых нормативных правовых актов, регулирующих процесс привлечения и использования внебюджетных средств в сфере образования с учетом особенностей функционирования внутрироссийских и зарубежных финансовых источников.

Расширяется практика программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования.

Дополнительное поступление средств из внебюджетных источников позволяет усиливать информатизацию отрасли образования, укреплять учебно-лабораторную базу, расширять инфраструктуру, повышать оплату труда работников образовательных учреждений и закреплять кадры в системе образования.

Процесс привлечения и использования внебюджетных средств многообразный и весьма сложный. Чтобы наладить эффективное действие этого процесса, необходимо:

  • — в образовательных учреждениях: четко определить его направления и записать это конкретно в свои уставы; установить перечень структурных подразделений и привлекаемые и используемые ими внебюджетные средства; подготовить и утвердить подробные локальные нормативные акты по этим вопросам, формы заключаемых договоров; составлять сметы доходов и расходов и отчеты об их исполнении; выделить и закрепить кадры за каждым видом внебюджетной деятельности; организовать обучение этих кадров, обращая особое внимание на изучение нормативных правовых требований; организовать регулярный внутренний контроль на всех стадиях получения и расходования внебюджетных средств, обеспечение целевого, эффективного использования и сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • — в органах управления образованием придавать должное значение: вопросам, связанным с внебюджетными средствами, в том числе в своей нормотворческой деятельности; подготовке методических пособий; проведению анализа изучения практики привлечения и использования внебюджетных средств; подготовке и доведению до каждого образовательного учреждения обзоров этой практики и рекомендаций, обучению кадров, распространению положительного опыта в этом деле; поощрять образовательные учреждения и отдельных работников за результативную деятельность в этом направлении.

Рассмотрим положения законодательных и нормативных правовых актов, касающихся внебюджетных средств.

Основополагающими являются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в статье 161 которого определено, что:

  • — бюджетное учреждение (включая образовательное) — организация, созданная органами государственной власти или местного самоуправления для социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов;
  • — в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения (включая образовательное), получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг (а также образовательных), другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (редакция от 26.12.2014) глава 18 ст.161.

Более подробно права образовательных учреждений на привлечение и использование внебюджетных средств изложены в Федеральном Законе РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в частности:

  • — образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и юридических лиц;
  • — в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; порядок распоряжения имуществом, приобретенным образовательным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • — образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников;
  • — привлечение образовательным учреждением дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя;
  • — в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам;
  • — государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют долю своих бюджетных и внебюджетных средств, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование своих работников.

Особо подчеркнуто, что органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения об осуществлении операций со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученными учреждениями (включая образовательные), находящимися в их ведении.

Органы управления образованием принимают подзаконные акты, в которых конкретизируют положения законодательства в части привлечения и использования внебюджетных средств.

Так, Федеральное агентство по образованию утвердило порядок составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и внесения в них изменений учреждениями и организациями, находящимися в ведении Федерального агентства по образованию.

Руководителям указанных учреждений и организаций поручено: представлять эти утвержденные сметы в соответствующие управления Федерального казначейства по субъекту РФ; заключать и производить оплату договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах упомянутых выше смет доходов и расходов.

Утвержденным приказом Рособразования Порядком определено следующее: «Действующим бюджетным законодательством Российской Федерации не предусматривается возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет внебюджетных средств».

Для образовательных учреждений представляет практический интерес приложение к смете доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В составе источников образования таких средств упоминаются, в частности, доходы от:

  • — платной образовательной деятельности, предоставления платных дополнительных образовательных услуг;
  • — учебно-производственной деятельности мастерских, учебно-опытных хозяйств, агростанций, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица;
  • — предпринимательской деятельности: торговли покупными товарами, оборудованием; оказания посреднических услуг; долевого участия в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций;
  • — средств, поступающих в виде платы за проживание в общежитиях, в том числе в общежитиях гостиничного типа, жилых домах и жилых помещениях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах;
  • — выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказания услуг по договорам (государственным контрактам); по грантам на проведение научно-исследовательских работ;
  • — средств, поступающих от арендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и хозяйственных услуг и т.д.

Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам определяет направления использования этих средств в структуре показателей ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в том числе:

  • — оплата труда;
  • — начисления на оплату труда;
  • — приобретение предметов снабжения и расходных материалов (медикаментов, мягкого инвентаря и оборудования, продуктов питания, горюче-смазочных материалов);
  • — командировочные и служебные разъезды;
  • — транспортные услуги;
  • — оплата услуг связи;
  • — оплата коммунальных услуг;
  • — оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • — оплата текущего ремонта зданий и сооружений, оборудования и инвентаря;
  • — выплата стипендий;
  • — капитальное строительство;
  • — капитальный ремонт;
  • — приобретение нематериальных активов и т.д.

Во всех типах и видах образовательных учреждений имеются свои определенные источники и возможности поступления и расходования внебюджетных средств.

Они регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами. Возьмем, например, высшие учебные заведения — наиболее крупные образовательные учреждения, нередко представляющие собой сложный учебно-научно-производственный комплекс.

Анализ финансовых ресурсов вузов свидетельствует о том, что во многих госвузах внебюджетные поступления составляют сорок-пятьдесят процентов всех финансовых средств. Этому способствует и предусмотренная законодательством автономия вузов, понимаемая как их самостоятельность в осуществлении финансово-хозяйственной и иной деятельности.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 29), определено в частности:

  • — вуз в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности;
  • — платная образовательная деятельность вуза не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета; в противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем вуза;
  • — вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству и уставу данного вуза.

Следует подчеркнуть и такое важное обстоятельство, что внебюджетная деятельность государственных вузов и других образовательных учреждений осуществляется по достаточно жестким законам рынка. Она подчиняется действующим в условиях рыночных отношений нормам, и прежде всего по вопросам учета и отчетности, налоговых и договорных обязательств.

Организуя и развивая внебюджетную деятельность, государственные образовательные учреждения, естественно, сталкиваются с новыми для них вопросами: негосударственной собственности и доходами от ее использования, определением порядка распределения доходов из внебюджетных источников, в том числе по наиболее остросоциальному направлению — между своими работниками. А ведь далеко не все они активно участвуют во внебюджетной деятельности. Поэтому возможно возникновение социального неравенства, напряженных отношений в коллективе.

Актуальными для образовательных учреждений являются такие вопросы, как: развивая внебюджетную деятельность, избежать причинения ущерба их основной (образовательной, воспитательной, научной) работе; каким образом, в каком размере и по каким направлениям реинвестировать внебюджетные доходы в основную деятельность (ее бюджетную часть).

Существенное значение имеют и такие вопросы, как: оценка эффективности (включая финансовую) внебюджетной деятельности; организация соответствующих структурных подразделений; осуществление оперативного управления и действенного контроля в сфере внебюджетной деятельности.

Принимая во внимание, что объемы внебюджетных средств в системе образования постоянно увеличиваются и в целом по стране уже исчисляются в миллиардах рублей, расширяются направления внебюджетной деятельности, использования внебюджетных средств, полагаю целесообразным продолжать совершенствование законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.

В Бюджетном кодексе РФ статью 161 следовало бы именовать не «Бюджетное учреждение», а «Государственное учреждение» по аналогии с понятием «Государственное унитарное предприятие», применяемым в Гражданском кодексе РФ (статьи 113-115). Статья 120 ГК РФ названа «Учреждение» и в пункте 3 этой статьи упоминается «государственное учреждение», а понятие «бюджетное учреждение» вообще даже не применяется.

К тому же в статье 161 Бюджетного кодекса РФ в пункте 3 сказано, что в смете доходов и расходов бюджетного учреждения должны быть отражены все его доходы и в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности.

Практически государственные и муниципальные учреждения давно уже перестали быть чисто бюджетными и все в большем объеме привлекают и используют в своей деятельности средства из разнообразных внебюджетных источников. Поэтому все чаще в нормативных правовых актах упоминается многоисточниковое финансирование учреждений системы образования.

система образование финансирование

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

  • Текст документа
  • Статус

Действующий

АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ПРИКАЗ

от 3 октября 2012 года N 01-12/204

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить типовое Положение о внебюджетной деятельности Учреждения согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель
Н.ГОРДЕЕВ

Приложение. Типовое Положение о внебюджетной деятельности

Приложение
к Приказу
Агентства РК
по физической культуре
и спорту
от 3 октября 2012 года N 01-12/204

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ______________________________
(наименование учреждения)
__________ (Ф.И.О. руководителя учреждения)
«_____» ___________________________ 2012 г.

Типовое Положение о внебюджетной деятельности

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование учреждения)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение является локальным нормативным правовым актом ___________________________________________________ (далее — Учреждение), регулирующим порядок осуществления Учреждением внебюджетной деятельности.
Настоящее Положение о внебюджетной деятельности (наименование Учреждения), (далее — Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), (в случае утверждения Положения государственным автономным учреждением указывается — Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1), Уставом Учреждения и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.2. Внебюджетной деятельностью в целях настоящего Положения признается деятельность Учреждения по привлечению дополнительных финансовых средств за счет:
оказания платных услуг, предоставляемых сверх установленного Учреждению государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, по выполнению работ, оказанию услуг, относящихся к основным видам деятельности Учреждения, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в случае утверждения Положения государственным автономным учреждением указывается — Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (далее — дополнительные платные услуги по основным видам деятельности);
осуществления на платной основе иных видов деятельности, не являющихся основными видами деятельности Учреждения, посредством предоставления дополнительных платных услуг и иных услуг, предусмотренных уставом Учреждения. Указанная деятельность может осуществляться Учреждением лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах Учреждения (далее — иные виды деятельности). Иные виды деятельности осуществляются Учреждением на платной основе.
1.3. Доходы от внебюджетной деятельности используются Учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями Учреждения.
1.4. Учреждение самостоятельно расходует денежные средства, полученные при осуществлении внебюджетной деятельности, в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.
Поступление денежных средств от оказания платных услуг, в том числе платных услуг по основным видам деятельности Учреждения, предоставляемых сверх установленного государственного задания, не является основанием для уменьшения размера субсидий из республиканского бюджета Республики Коми, предоставляемых в качестве финансового обеспечения государственного задания, установленного Учреждению.
При оказании Учреждением в случаях, установленных законодательством, государственных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер указанных субсидий рассчитывается с учетом суммы, планируемой к поступлению от потребителей указанных услуг (работ) средств.
1.5. Дополнительные платные услуги по основным видам деятельности не могут оказываться взамен или в рамках услуг по основным видам деятельности Учреждения, осуществляемых на основании государственного задания, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет субсидий из республиканского бюджета Республики Коми. Кроме того, дополнительные платные услуги по основным видам деятельности не могут осуществляться, если их выполнение приведет к снижению уровня услуг по основным видам деятельности, предоставляемым на бесплатной основе.
1.6. Внебюджетная деятельность Учреждения может быть прекращена в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
1.7. При предоставлении платных услуг Учреждение сохраняет установленный режим работы, качество и количество предоставляемых на бесплатной основе услуг.

2. Виды внебюджетной деятельности Учреждения

2.1. К внебюджетной деятельности Учреждения относятся:
(приводится перечень видов деятельности, относящихся к внебюджетной деятельности, в соответствии с Уставом учреждения).
Например:
образовательные услуги;
услуги по организации и проведению культурно-массовых, спортивно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий на договорной основе;
и т.д.
2.2. Цены (тарифы) на платные услуги, предоставляемые в рамках внебюджетной деятельности, Учреждение устанавливает самостоятельно, за исключением цен (тарифов) на услуги по видам деятельности, относящимся к основным видам деятельности Учреждения, осуществляемым Учреждением сверх установленного Учреждению государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания по выполнению работ, оказанию услуг, относящихся к основным видам деятельности Учреждения, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (для автономных учреждений — пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях») для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Порядок определения указанной платы устанавливается Агентством (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении данного Учреждения).
Исключение также составляют цены (тарифы) на услуги, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», подлежащие государственному регулированию в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Определение платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности Учреждения, осуществляется в соответствии с приказом Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту от 31.12.2010 N 01-12/622 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью которых осуществляет Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту, для граждан и юридических лиц».
Формирование цен (тарифов) на платные услуги основано на принципе полного возмещения (или частичного возмещения) затрат учреждения на оказание данной услуги, при котором цена (тариф) складывается на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.
(Учреждение может назначать льготные цены. К примеру: порядок установления таких льгот организациями культуры осуществляется в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 N 31-РЗ «О льготах, предоставляемых отдельным категориям граждан при посещении государственных учреждений культуры Республики Коми»).
(Для сведения: Порядок расчета цен на услуги установлен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (утв. Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982). В соответствии с пунктом 4.1 Методических рекомендаций свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг).

3. Порядок осуществления внебюджетной деятельности

3.1. Предоставление платных услуг оформляется договором. Платные услуги могут оказываться также на основании абонемента, пропуска, билета (с указанием в них номера, суммы оплаты, количества дней и часов посещения) или иного документа, подтверждающего оплату потребителем услуги.
3.2. Доходы, полученные от всех видов внебюджетной деятельности за выполненные услуги (работы), а также благотворительные и спонсорские взносы, поступают в денежной форме на расчетный счет Учреждения.
Прием наличных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации; прием материальных ценностей — путем их постановки на баланс Учреждения.
3.3. Остатки неиспользованных средств на внебюджетных счетах по состоянию на 31 декабря текущего года являются переходящими, с правом их использования в следующем году.

4. Внебюджетные источники финансирования

К внебюджетным источникам финансирования относятся:
(приводится перечень в соответствии с Уставом учреждения).
Например:
— доходы от платных образовательных услуг;
— средства, полученные в результате использования имущества, переданного на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
— средства, полученные за предоставление платных услуг по культурно-массовым, спортивно-массовым и спортивно-оздоровительным мероприятиям на договорной основе;
— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе благотворительные взносы и добровольные пожертвования, поступившие в денежном и натуральном выражении, и другие целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
— средства, полученные от приносящей доход деятельности, предусмотренной Уставом Учреждения, в том числе средства, полученные от сдачи в аренду имущества бюджетным учреждением.

5. Основные направления расходования внебюджетных средств

5.1. Расходование внебюджетных средств осуществляется в соответствии с установленными настоящим Положением приоритетами по следующим направлениям:
а) выплата заработной платы работникам, непосредственно оказывающим платные услуги, уплата налогов и сборов в соответствующие законодательству Российской Федерации фонды, осуществление платежей за коммунальные услуги и содержание имущества, услуги связи;
б) материально-техническое обеспечение учебного процесса, хозяйственная деятельность и материально-техническое развитие нужд Учреждения, в том числе расходы на все виды ремонта основных средств, оплата ГСМ.
Распределение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта в случае финансирования их из двух источников (бюджетные средства — субсидии из республиканского бюджета Республики Коми и средства от внебюджетной деятельности) осуществляется: пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования);
в) осуществление выплат стимулирующего характера работникам Учреждения, а также оказание материальной помощи работникам Учреждения, в том числе руководителю Учреждения.
5.2. Вопросы оплаты труда регулируются «Положением об оплате труда работников (наименование учреждения)», утвержденным приказом Учреждения (указать номер и дату документа) с соблюдением положений Коллективного договора Учреждения (указать номер и дату документа при его наличии), в отношении руководителей Учреждений — «Положением о выплатах стимулирующего характера руководителям государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя в отношении которых исполняет Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту», утвержденным приказом Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту от 20 апреля 2012 года N 01-12/83.
5.3. Распределение средств для хозяйственной деятельности и материально-технического развития на нужды Учреждения первоочередно осуществляется на спортивные сооружения, приносящие доход.

6. Контроль и ответственность

6.1. Общее руководство и контроль за осуществлением внебюджетной деятельности Учреждения возлагается на руководителя Учреждения.
Контроль расходования внебюджетных средств осуществляется в разрезе показателей, установленных в плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.
6.2. Учреждение в лице руководителя, несет ответственность за своевременность:
— выплаты заработной платы и иных трудовых выплат, материальной помощи из внебюджетных средств, которые производятся в установленные плановые сроки выплат, действующие в Учреждении в соответствии с главами 19, 21, 27 Трудового кодекса Российской Федерации;
— выплаты налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды, иных налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
6.3. Ежеквартально главный бухгалтер представляет руководителю Учреждения информацию о поступлении и использовании внебюджетных средств.
Годовой отчет о поступлении и расходовании внебюджетных средств главный бухгалтер представляет руководителю Учреждения одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью.
6.4. Бухгалтерский учет и статистическая отчетность по внебюджетной деятельности Учреждения осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Номер документа: 01-12/204
Вид документа: Приказ Минспорта Республики Коми
Принявший орган: Минспорт Республики Коми
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный Интернет-портал Республики Коми http://www.rkomi.ru, 04.10.2012
Дата принятия: 03 октября 2012

Внебюджетная деятельность в бюджетных организациях

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Бухучет и аудит Внебюджетная деятельность в бюджетных организациях

ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь бюджетные организации кроме уставной деятельности (бюджетной) вправе заниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью.

Основным документом, которым следует руководствоваться в работе бюджетным организациям (нормативно-правовая база), является Инструкция о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2002 г. N 152 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция N 152). При исчислении налогов от приносящей доходы деятельности руководствуются Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК).

В соответствии с пунктом 5 Инструкции N 152 организации, имеющие внебюджетные средства, составляют сметы доходов и расходов внебюджетных средств (далее — сметы) по каждому виду деятельности по утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь форме. При этом по различным видам деятельности одинаковой направленности может составляться одна смета. При сдаче помещений (площадей) и имущества в аренду смета составляется отдельно.

В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по соответствующему виду деятельности в планируемом году. Остаток денежных средств по этому виду деятельности на начало года в смету не включается. Не учитываются также дебиторская и кредиторская задолженность, образовавшиеся по расчетам на начало года, и остатки товарно-материальных ценностей, купленных в предыдущем году.

В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с их распределением по кварталам, статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации.

Расходы на заработную плату планируются (по выбору организации) применительно к типовым штатам и штатным нормативам, нормам нагрузки, ставкам заработной платы и условиям оплаты труда организаций аналогичного профиля, осуществляющих свою деятельность на основе хозяйственного расчета или за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Расходы по отдельным статьям сметы: коммунальным платежам, оплате телефонных разговоров, приобретению инвентаря и оборудования и др. — определяются расчетным путем либо пропорционально сумме планируемых поступлений от приносящей доходы деятельности и объему ассигнований из бюджета или пропорционально объемным показателям по видам приносящей доходы деятельности и аналогичной деятельности за счет средств бюджета. При приобретении инвентаря и оборудования следует приложить перечень приобретаемых объектов.

Вопросы планирования доходов и расходов от приносящей доходы деятельности подробно изложены в главе 2 Инструкции N 152.

Для учета внебюджетных средств каждой организации открывается отдельный текущий счет, на который зачисляются все поступающие доходы от всех видов деятельности. С этого же счета производятся перечисления денежных средств безналичным путем в оплату счетов поставщиков товарно-материальных ценностей и оказанных услуг, а также выдача наличных денежных средств в кассу организации.

Открытие счетов и порядок их использования регулируются нормами Банковского кодекса Республики Беларусь.

Для отражения операций по бухгалтерскому учету от приносящей доходы деятельности бюджетные организации применяют соответствующие счета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2010 г. N 50, с изменениями и дополнениями.

Для учета денежных средств применяется субсчет 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам».

По дебету данного субсчета отражаются поступившие доходы, проценты банка за пользование денежными средствами, зачисляемые кредиты (займы), возврат кредиторской задолженности от поставщиков, авансовые платежи от суммы доходов будущих периодов.

По кредиту отражаются списываемые со счета суммы денежных средств в оплату счетов поставщиков товарно-материальных ценностей (оказанных услуг), перечисление платежей в бюджет соответствующего уровня, погашение задолженности по расчетам с кредиторами, перевод денежных средств ОАО «АСБ Беларусбанк» для зачисления их на карт-счета персоналу организации.

Синтетический учет по субсчету 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» отражается в книге журнал-главная формы 308 (приложение 18 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 8 февраля 2005 г. N 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (с изменениями и дополнениями; далее — постановление N 15)), аналитический учет ведется на многографных карточках формы 283 (приложение 31 к постановлению N 15). Причем отдельно учитываются доходы по видам деятельности и отдельно отражаются расходы по видам деятельности. Кроме того, расходы отражаются по статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь. Движение денежных средств на субсчете 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» (поступило, выбыло) отражается в мемориальном ордере 3 (накопительная ведомость по движению денежных средств на текущем счете по внебюджетным средствам формы 381, приложение 3 к постановлению N 15).

Для учета доходов от внебюджетной деятельности применяются субсчета 237 «Прочие источники» или 280 «Реализация товаров (работ, услуг)». Аналитический учет доходов ведется в карточках формы 283 по видам полученных доходов.

Для учета фактических расходов применяется субсчет 211 «Расходы по внебюджетным средствам». По дебету субсчета собираются расходы, понесенные организацией за текущий год на основании первичных учетных документов. Такими документами являются: расчетно-платежная ведомость на выплату заработной платы, отпускных, больничных листов, отчеты об израсходованных суммах подотчетных лиц, путевые листы на выданные горюче-смазочные материалы, акт о выполненных работах (оказанных услугах), меню-требование на выдачу продуктов питания обслуживаемому контингенту, ведомость на выдачу кормов и фуража животным, ведомость выдачи материалов на расходы организации и др. В конце месяца фактические расходы списываются с бухгалтерского учета в дебет субсчета 237 «Прочие источники» для определения результата исполнения сметы доходов и расходов внебюджетных средств: прибыли или убытка и начисления (образования) фондов — фонда материального поощрения и фонда производственного и социального развития.

Пунктом 28 Инструкции N 152 определено, на какие цели могут быть использованы средства начисленных (образованных) фондов. Инструкцией N 152 также установлены нормативы отчисления прибыли в фонды: до 40% — в фонд материального поощрения и оставшиеся средства — в фонд производственного и социального развития. Организация самостоятельно устанавливает проценты отчислений в указанные фонды, но не выше установленного уровня, что закрепляется в учетной политике организации.

Основной целью образования фонда материального поощрения является начисление и выплата премий работникам, в связи с чем организации следует разработать и утвердить положение о премировании с указанием условий и показателей, применяемых при премировании работников.

Средства фонда производственного и социального развития используются в первую очередь на пополнение материально-технической базы организации: приобретение объектов основных средств, нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств. Кроме того, в соответствии с положением пункта 28 Инструкции N 152 разрешается бюджетным организациям при отсутствии средств по бюджетной смете использовать средства фонда на погашение задолженности по текущим расходам организации, таким как коммунальные платежи, телефонные разговоры, приобретение материальных запасов и др. Однако здесь следует заметить, что на расходы по внебюджетной смете данные операции относиться не будут, а будут отражаться как использование средств фонда производственного и социального развития.

Для учета средств фондов применяются субсчета 240 «Фонд материального поощрения» и 246 «Фонд производственного и социального развития». Начисление средств фондов отражается по кредиту данных субсчетов, а использование средств фондов — по дебету этих же субсчетов.

Следует заметить, что поскольку бюджетные организации являются юридическими лицами и кроме бюджетной (уставной) деятельности они вправе заниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью, то они производят исчисление и уплату налогов в бюджет в соответствии с НК.

Бюджетные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, земельного налога и налога на недвижимость в случае сдачи своих объектов или объектов, являющихся историко-культурными ценностями, в аренду, а также уплачивают налоги и сборы, устанавливаемые местными Советами депутатов.

В связи с тем что бюджетные организации являются плательщиками отдельных видов налогов и они не наделены оборотными средствами (а в обороте у них находятся средства от полученных доходов по предпринимательской деятельности), то применение метода фактической реализации товаров (работ, услуг) «по отгрузке» у них проблематично. Поэтому бюджетные организации на сегодняшний день применяют метод «по оплате», что также отражается в учетной политике.

Зачастую бюджетные организации уплачивают штрафные санкции (в том числе за нарушения по бюджетной смете). Уплата штрафных санкций осуществляется за счет прибыли до распределения средств по фондам, т.е. в первую очередь, после чего начисляются фонды.

Кроме внебюджетной деятельности отдельные организации получают в свое распоряжение гуманитарную, спонсорскую помощь либо в виде денежных средств, либо в виде материальных ценностей. На все виды такой помощи обязательно составляется договор, в котором оговаривается, на какую цель получены средства или материальные ценности. Данные средства будут являться для организации целевыми и налогами облагаться не должны.

Учет таких средств осуществляется с применением субсчета 176 «Расчеты по целевым суммам на выполнение поручений». Этот счет является одновременно и источником получения средств, и на этом же счете будут отражаться расходы.

В соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. N 22 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция N 22), бюджетные организации ежеквартально составляют и представляют отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств формы 4 (приложение 25 к Инструкции N 22), по целевым средствам составляется отчет об использовании средств целевого назначения и иных средств формы 9 (приложение 30 к Инструкции N 22).

Примерная корреспонденция счетов по исполнению сметы доходов и расходов внебюджетных средств приведена в таблице.

бюджетный предпринимательский бухгалтерский

Таблица

N п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет субсчета

Кредит субсчета

1

Поступили доходы на текущий счет по внебюджетным средствам

111

237

2

Оплачен счет за коммунальные услуги (расходы предусмотрены сметой доходов и расходов внебюджетных средств — предоплата)

178

111

3

Получен акт за оказанные коммунальные услуги

211

178

4

Начислена зарплата работникам (расходы предусмотрены сметой доходов и расходов внебюджетных средств)

211

180

5

Начислены взносы на государственное социальное страхование от фонда оплаты труда, от фактически начисленной премии

211

171

6

Начислены налоги:

а) относимые на себестоимость продукции (работ, услуг)

211

173

б) уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг)

237 (280)

173

7

Начислены налог на прибыль, налоги, установленные местными Советами депутатов, 50% арендной платы

410

173

8

Списаны расходы текущего месяца

237 (280)

211

9

Поступили авансовые платежи

111

178

10

Зачислены авансовые платежи в доходы

178

237

11

Определен результат от реализации продукции (работ, услуг) (прибыль)

237 (280)

410

12

Образованы фонды, в том числе:

фонд материального поощрения — 40%

410

240

фонд производственного и социального развития — 60%

410

246

13

Перечислено за материальные ценности (основныесредства, отдельные предметы в составе оборотных средств, материалы)

178

111

14

Получены основные средства

010 — 019

178

и одновременно

246

250

15

Получены отдельные предметы в составе оборотных средств

070, 072

178

и одновременно

246

260

16

Начислена амортизация на объекты основных средств

250

020

17

Начислена премия работникам

240

180

18

Перечислены взносы в ФСЗН

171

111

19

Начислены пособия по временной нетрудоспособности, дородовый и послеродовый отпуск, пособие по случаю рождения ребенка, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, пособие на погребение

171

180

20

Перечислены денежные средства ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» для зачисления на карт-счета работникам

178

111

и одновременно

180

178

21

Начислены штрафные санкции

410

173

22

Уплачены штрафные санкции

173

111

23

Оказана финансовая помощь другой организации

410

111

24

Оплачен счет за коммунальные услуги (расходы сметой доходов и расходов внебюджетных средств не предусмотрены)

246

111

25

Получена гуманитарная помощь

111

176

26

Получены материалы за счет гуманитарной помощи

041 — 044,060 — 061

176

27

Выданы материалы в пользование, полученные за счет гуманитарной помощи

176

041 — 044, 060 — 061

28

За счет гуманитарной помощи получены основные средства

010 — 019, 176

176, 250

29

За счет гуманитарной помощи получены отдельныепредметы в составе оборотных средств

070, 072, 176

176, 260

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее