Трансфертное ценообразование

Главная » Статьи » Практика » Международный опыт

Напомним, что проблема международных трансфертных цен возникла в начале 1960-х гг. на волне обретения независимости целым рядом стран Азии и Африки. Тогда прямые методы экономического ограбления стран – бывших колоний компаниями из стран-метрополий ушли в прошлое, и появилась потребность в более тонких методах безналогового вывоза прибылей из новых независимых государств. Транснациональные компании стали применять намеренно заниженные цены на сырьевые продукты, поставляемые из этих стран на мировые рынки. В дальнейшем схема была дополнена созданием посреднических фирм в небольших, обычно в островных, государствах, которые привлекали иностранные компании и банки для регистрации на своей территории крайне заманчивыми финансовыми условиями (пониженные ставки и даже полная отмена налогов). В результате потери в налоговых доходах стали нести и сами развитые страны.

Первой страной, которая приняла специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х гг.). Однако то обстоятельство, что в этой стране находились или осуществляли деятельность транснациональные компании, а также учитывая тот факт, что соответствующее законодательство США существенно отличалось от законодательства других заинтересованных стран, побудило правительства многих государств искать приемлемые для большинства стран принципы и приемы, определяющие порядок налогового регулирования трансфертного ценообразования.

Этому примеру последовали и другие страны, компании которых особенно активно действовали на рынках развивающихся стран, – вначале Великобритания и Франция, а затем Канада, Япония, Австралия, Нидерланды.

А уже в 1976 г. вопрос трансфертного законодательства был урегулирован на международном уровне. В частности, основным международным документом выступают: Декларация стран – участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях от 21 июня 1976 г., руководящие разъяснения ОЭСР 1979 г. – Отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия», в котором особо подчеркивалась опасность применяемого многими транснациональными компаниями манипулирования «договорными ценами» в целях обхода налогового законодательства стран, на территории которых осуществляется их деятельность.

Официально провозглашенными основными целями ОЭСР являются:

  1. обеспечение высоких темпов экономического роста и высокой занятости в странах-членах;
  2. обеспечение экономического и социального благосостояния в странах-членах посредством координации их политики;
  3. стимулирование и координация усилий участников ОЭСР в поддержку развивающихся стран.

В ОЭСР придается исключительное значение взаимодействию с другими международными организациями. В деятельности ОЭСР участвуют представители Комиссии европейских сообществ в соответствии с протоколом между двумя организациями. Организация экономического сотрудничества и развития поддерживает отношения с МВФ, МБРР, ЕАСТ, МОТ, ФАО, другими организациями и стремится избегать дублирования их работы.

Основополагающим принципом Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является принцип «вытянутой руки» (arm’s length principle). Он состоит в следующем: взаимозависимые компании действуют «рука об руку» и в своих отношениях применяют цены, которые отличаются от рыночных. Независимые компании находятся друг от друга «на расстоянии вытянутой руки», применяя цены, которые формируются под влиянием рыночных факторов. Государство в свою очередь корректирует такие нерыночные цены, как если бы компании были независимыми (находились «на расстоянии вытянутой руки»). Следует отметить, что в большинстве стран мира налоговое законодательство содержит нормы, закрепляющие принцип «вытянутой руки» и порядок его применения.

При анализе нерыночных цен используются методы определения цены «на расстоянии вытянутой руки» (метод «сопоставимой неконтролируемой цены» и методы, основанные на оценке прибыли). При наличии достаточной и достоверной информации оптимальным методом считается «метод сопоставимой неконтролируемой цены». Данная методология трансфертного ценообразования вырабатывалась в течение десятилетий и во многих случаях достигла высокого уровня сложности.

Рассмотрим законодательство о ценообразовании в некоторых странах.

Основными законодательными актами США являются Кодекс внутренних доходов, Временные инструкции к Кодексу, Налоговый кодекс США «IRC».

Контроль ценообразования осуществляется следующим образом:

— контроль уполномоченными органами взаимозависимых лиц путем разделения, распределения валового дохода, скидок, надбавок, если орган определит, что такое распределение влечет уклонение от налогов;
— проверка экономии на затратах в случае действия в условиях юрисдикции, характеризующейся низкими затратами;
— проверка методов определения цен, не соответствующих принципу «вытянутой руки» (arm’s length principle);
— анализ финансовых коэффициентов налогоплательщика с данными статистики (SOI);
— проверка методов определения цен (метод сопоставимой неконтролируемой цены, метод цены перепродажи, метод «издержки плюс», метод распределения прибыли, метод сопоставления прибыли).

При этом уполномоченный орган вправе производить анализ распределения валового дохода, если доходы превышают 10 млн. долл. США в год.

В Великобритании основным законом является Закон о налоге на доходы физических лиц и корпораций Income and Corporation Taxes act.

Контроль ценообразования осуществляется следующим образом:

  1. контроль за ассоциированными лицами (лицо, связанное с компанией, которая контролирует иную компанию, прямо или косвенно владеющее 30% акций, заемного капитала);
  2. контроль за сделками с заинтересованностью;
  3. проверка методов определения цен, не соответствующих принципу «вытянутой руки» (arm’s length principle).

В Германии основными актами являются Положение о налоговом контроле, Закон «О налогообложении при заграничных отношениях».

Контроль ценообразования осуществляется посредством следующих мероприятий:

— контроль методов определения соответствия цен (метод сопоставимых рыночных цен, метод последующей реализации, затратный метод);
— проверка суммы товарообмена между взаимосвязанными лицами (не превышает 5 млн. евро и общая годовая сумма других сделок не превышает 500 тыс. евро);
— оценка круга взаимозависимых лиц (прямое или косвенное участие в 25% другой компании; лица, способные оказывать влияние на условия соглашения сделок, совершаемых другим лицом, наличие собственного интереса в сделках);
— сопоставление контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами с такими же сделками между независимыми третьими лицами, проводимыми по возможности при более или менее одинаковых условиях;
— определение цены «трансфертного пакета» осуществляется на ступени гипотетичной соразмерности.

При этом необходимо подчеркнуть, что в развитых странах контроль по линии трансфертного ценообразования для внутриторговых операций практически не применяется. Конечно, злоупотребления такой практикой среди налогоплательщиков вполне обычны, но в большинстве стран она легализуется (через концепции консолидированного налогоплательщика, налогоплательщика-домохозяйства и т.д.) либо нивелируется иными способами. Среди последних можно выделить унитарную систему налогообложения, применяемую на уровне региональных властей в ряде стран; налогообложение по основному месту деятельности компании (независимо от места ее регистрации); натуральные формы обложения (например, по условиям соглашений о разделе продукции); порядок налогообложения по каждому участку деятельности компании (последний, кстати, уже присутствует в российском законодательстве в части регулирования налогообложения «постоянных представительств», предусмотренного заключенными Российской Федерацией налоговыми соглашениями с другими странами).

Теги:

Трансфертное ценообразование в странах евразэс

Продолжаем публикацию статей, посвященных проблеме контроля за трансфертным ценообразованием <1>. В этом номере представлен сравнительный обзор правовых норм в области трансфертного ценообразования, действующих в Киргизии, Казахстане, Таджикистане, Беларуси и Российской Федерации. По мнению автора, выработке согласованного подхода к решению этой проблемы в рамках ЕврАзЭС может способствовать сближение и гармонизация национальных законодательств.

<1> См.: Пономарева Н.В. Контроль за трансфертным ценообразованием: затраты велики, эффект сомнителен // Налоговая политика и практика. 2010. N 5. С. 11 — 15; Раджабов Р.М. Сделки по передаче прав пользования товарным знаком: есть контроль? // Налоговая политика и практика. 2010. N 6. С. 47 — 53.

Система правового регулирования трансфертного ценообразования, разработанная в государствах — членах ЕврАзЭС, в силу своего слабого развития не предусматривает создание правовых институтов, которые были бы призваны сбалансировать права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков в отношении корректировки трансфертных цен по сделкам между взаимосвязанными лицами. В настоящее время выпущены лишь два совместных документа.

  1. Рекомендации по совершенствованию системы контроля за уплатой налогов крупными налогоплательщиками и трансфертным ценообразованием государств — членов ЕврАзЭС от 15.12.2005 — посвящены вопросам подготовки положений по совершенствованию и унификации системы контроля за трансфертным ценообразованием с учетом мирового опыта и общепризнанных международных стандартов, в частности Рекомендаций ОЭСР по вопросам налогового контроля за применением трансфертных цен для транснациональных компаний и налоговых органов.
  2. Межправительственный Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств — членов ЕврАзЭС от 06.06.2006 — предоставляет право налоговым органам государств — членов ЕврАзЭС обмениваться информацией о ценах на товары, условиях и сроках доставки, страховки, иной информации, необходимой для анализа цен по сделкам, в целях сравнения их с рыночными ценами на аналогичные товары, а также направлять в налоговые органы другого государства сведения таможенников о перемещаемых товарах, что увеличивает информационные возможности фискальных органов при оценке внешнеторговых операций.

В то же время в государствах — членах ЕврАзЭС с каждым годом появляется все больше корпоративных структур, для которых применение трансфертных цен — необходимое условие дальнейшего развития, в связи с чем проблема государственного контроля в том числе и взаимодействия в этой сфере встает во весь рост.

Теоретическая значимость исследования в области трансфертного ценообразования определяется его направленностью на установление единых принципов, выявление наиболее проблемных с точки зрения правового регулирования аспектов и выражается в разработке научно обоснованных подходов.

Сравнительный правовой анализ

В Республике Беларусь контроль в сфере ценообразования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и ст. 138-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК РБ) <2>, которая определяет сферу распространения контроля за трансфертными ценами, а также признаки рыночной цены, рынка товаров, связанности сторон, идентичности и однородности товаров (работ, услуг).

<2> Статья 138-1 введена с 1 января 1999 г. Ранее действовала норма п. 6. ст. 138 НК РБ.

Налоговым законодательством Республики Кыргызстан предусматривается только налогообложение сделок, осуществляемых по ценам ниже рыночных.

В Российской Федерации трансфертное ценообразование регулируется ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» Налогового кодекса РФ (НК РФ). Данная статья устанавливает основные принципы и методы расчета цены по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые определяются в соответствии со ст. 20 НК РФ.

В Республике Таджикистан, как и в Российской Федерации, трансфертное ценообразование регулируется Налоговым кодексом Республики Таджикистан (НК РТ), в частности ст. 32 «Рыночные цены».

В Республике Казахстан контроль при применении трансфертных цен с 1 января 2009 г. осуществляется на основе Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» (далее — Закон РК о трансфертном ценообразовании). В Налоговом кодексе Республики Казахстан (НК РК) трансфертному ценообразованию посвящены две статьи: 73 «Контроль при применении трансфертных цен» и 73-1 «Корректировка объектов налогообложения при применении трансфертных цен».

Остановимся подробнее на основных понятиях и методах контроля, предусмотренных в законодательстве каждой из рассматриваемых стран.

Взаимозависимые лица

В Республике Беларусь и в Российской Федерации понятие «взаимозависимые лица» раскрывается соответственно в ст. 20 НК РБ и ст. 20 НК РФ. Идентичны не только номера статей, но и предусмотренные в них правовые определения этой категории.

Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности либо деятельности представляемых ими лиц, а именно:

  • лица являются учредителями (участниками) одной организации;
  • одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля такого участия составляет не менее 20%;
  • одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению;
  • физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного.

Аналогичное определение взаимозависимых лиц содержит налоговое законодательство Республики Таджикистан (ст. 29 НК РТ).

Применяемое в законодательстве Республики Казахстан понятие несколько отличается. Процентное ограничение долевого участия в отношениях, оказывающих влияние на экономические результаты сделок (операций), составляет 10%, т.е. снижено вдвое.

Отметим также, что понятие взаимозависимости, как и все, что касается трансфертного ценообразования, регулируется Законом Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» (ст. 11), а не Налоговым кодексом.

Рыночная цена

Понятия рыночной цены, предусмотренные в налоговых кодексах во всех государствах — членах ЕврАзЭС, полностью идентичны.

Рыночной ценой является цена свободного рынка на товар (работу, услугу), складывающаяся в результате взаимодействия спроса и предложения, а также интересов сторон сделки, не являющихся взаимосвязанными лицами в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Отличие находим лишь в упомянутом выше Законе Республики Казахстан, согласно которому рыночная цена зависит от принципа «вытянутой руки».

Методы определения рыночной цены

Налоговые кодексы Российской Федерации и Республики Таджикистан устанавливают 3 метода определения рыночной цены товаров (работ, услуг):

  1. метод идентичных (однородных) товаров;
  2. метод последующей реализации;
  3. затратный метод.

Эти методы были заимствованы из Рекомендаций ОЭСР по вопросам налогового контроля за применением трансфертных цен для транснациональных компаний и налоговых органов (далее — Рекомендации ОЭСР).

Метод идентичных (однородных) товаров равнозначен методу сопоставимой неконтролируемой цены, принятому ОЭСР, метод последующей поставки (реализации) — методу цены перепродажи, затратный метод соответствует методу ценообразования «издержки плюс».

В законодательстве Республики Казахстан для определения рыночной цены товара (работ, услуг) предусматривается 5 традиционных методов:

  1. метод сопоставимой неконтролируемой цены;
  2. метод «затраты плюс»;
  3. метод цены последующей реализации;
  4. метод распределения прибыли;
  5. метод чистой прибыли.

При этом определена четкая иерархия по использованию этих методов органами налоговой службы.

В Республике Беларусь установлен только затратный метод обоснования цены: оцениваются издержки, которые несет поставщик товаров (услуг) в контролируемой сделке при передаче этого товара (этих услуг) связанному покупателю, и производится соответствующая надбавка к издержкам, включающая выполненные функции, использование активов и риски.

Государственный контроль за правильностью применения цен во всех государствах — членах ЕврАзЭС осуществляется по следующим сделкам:

  • между взаимозависимыми и взаимосвязанными сторонами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при исполнении обязательств по сделкам, осуществляемым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет по уступке требования);
  • при совершении сделок с лицами, которые зарегистрированы (проживающими) или имеющими банковские счета в иностранных государствах, законодательство которых не предусматривает раскрытие и предоставление информации при осуществлении финансовых операций, либо по месту регистрации (проживания) которых применяется льготный режим налогообложения, включая офшорные зоны;
  • при совершении сделок с юридическими лицами, которые имеют льготы по налогам или для которых установлена ставка, отличная от ставки, установленной налоговым законодательством;
  • при совершении сделок с юридическими лицами, имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующие году совершения сделки.

Конкретный перечень документов, необходимых для представления контролирующим органам в целях подтверждения обоснованности цен по сделкам, в законодательстве большинства стран сообщества не предусмотрен.

Как правило, при определении и признании рыночной цены на товары (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товар (работу, услугу) и биржевых котировках, базы данных государственных и местных органов власти, информация, представляемая налоговым органам налогоплательщиками.

В Республике Таджикистан, Российской Федерации и Республике Казахстан установлены ограничения отклонения цен (в сторону повышения или понижения) от рыночной цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) — соответственно более чем на 30% (ст. 32 НК РТ); в пределах до 20% включительно (ст. 40 НК РФ); более чем на 10% (п. 3 ст. 10 Закона РК о трансфертном ценообразовании).

Приоритетные отрасли (сырье, товары), подлежащие контролю

В Республике Беларусь существует перечень товаров, на которые устанавливаются предельные минимальные цены <3>. В основном это товары, имеющие стратегическое для республики значение и обеспечивающие стабильные валютные поступления: невоспроизводимые и трудновоспроизводимые ресурсы: лесоматериалы, минеральные удобрения, соль пищевая; говядина, свинина, молоко сухое, сахар, казеин; лен и льноволокно; кожевенное сырье; сырье пушно-меховое и выделанные меховые шкурки.

<3> Утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 N 1091 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь» и Постановлением Минэкономики от 02.12.2002 N 256.

В Республике Казахстан перечень товаров (работ, услуг), сделки по которым подлежат мониторингу, определяется уполномоченными органами, осуществляющими контроль при применении трансфертных цен. В данный перечень включены: нефть и нефтепродукты, нефтяные газы, цветные металлы, черные металлы, драгоценные металлы, руды и концентраты, продукты неорганической химии, хлебные злаки, хлопок, автотранспортные средства, сахар.

Налоговым законодательством Республики Кыргызстан не определены приоритетные отрасли экономики или товары, подлежащие контролю.

В Российской Федерации контролю подлежат любые сделки. Однако основное внимание при проведении контроля за трансфертными ценами уделяется крупнейшим налогоплательщикам.

Аналогичная ситуация в Республике Таджикистан, с той лишь разницей, что основное внимание при проведении контроля уделяется экспорту-импорту алюминия и хлопка, о чем свидетельствует введение в НК РТ отдельной гл. 43 «Налог с продаж», регламентирующей контроль поставок на внутренний и внешние рынки налогоплательщиками хлопкового волокна и алюминия первичного.

Выводы

Проведенный сравнительный правовой анализ показал, что законодательная база для регулирования контроля в области трансфертного ценообразования в наибольшей степени развита в Республике Казахстан и Российской Федерации.

Примечательно, что из всех государств — членов ЕврАзЭС только в Казахстане действует единый правовой акт — Закон, освещающий все положения, касающиеся трансфертного ценообразования. Аналогичный документ — законопроект «О контроле при применении трансфертных цен» — разработан в Республике Таджикистан и находится в стадии согласования.

Примечание. В рамках ЕврАзЭС в настоящее время готовится проект единого закона, посвященного контролю за трансфертным ценообразованием, который призван унифицировать законодательства государств — членов сообщества. В частности, предполагается ввести единые понятия взаимозависимых лиц, рыночной цены, установить единые методы ее определения.

При подготовке законопроекта активно используются Рекомендации ОЭСР, положения которых также нашли отражение во многих зарубежных законодательствах о трансфертном ценообразовании.

На наш взгляд, совершенствование системы контроля за трансфертным ценообразованием в государствах — членах ЕврАзЭС должно осуществляться в следующих направлениях:

  1. законодательного закрепления механизмов контроля за трансфертным ценообразованием и совершенствования действующего законодательства в этой области с учетом наработанного опыта в государствах — членах ЕврАзЭС;
  2. разработки единых методик определения рыночной цены на основе изучения международного опыта налогового контроля за корпорациями и последних тенденций в области трансфертного ценообразования, включения в число методов определения рыночной цены методов сопоставимой рентабельности и распределения прибыли;
  3. разработки механизмов обмена информацией о ценах на товары (работы, услуги) для объективного анализа их стоимости и контроля за формированием налоговой базы.

Литература

  1. Рекомендации по совершенствованию системы контроля за уплатой налогов крупными налогоплательщиками и трансфертным ценообразованием государств — членов ЕврАзЭС от 15.12.2005. URL: http://www.evrazes.com.
  2. Межправительственный Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств — членов ЕврАзЭС от 06.06.2006. URL: http://www.evrazes.com.
  3. Гусев В.В., Мамбеталиев Н.Т. О контроле за трансфертным ценообразованием в странах ЕврАзЭС // Налоговый вестник. 2006. N 4 (апр.).
  4. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 г. N 67-IV «О трансфертном ценообразовании» // URL: http://www.zakon.kz.

Н.Т.Мамбеталиев

К. т. н.,

советник

Комиссии Таможенного союза

ЕврАзЭС

Жизнь финансового директора в стиле value creation
Долгожданный законопроект внесен в госдуму

Трансферты включают межстрановую передачу материальных ресурсов, когда в обмен страна не получает никакого стоимостного эквивалента, т.е. в зависимости от направления трансферта он отражается в платежном балансе только по кредиту или по дебету. Трансферты бывают текущие и капитальные. Текущие трансферты включаются в счет текущих операций платежного баланса, а капитальные — в счет операций с капиталом.

Текущие трансферты (current transfers) — трансферты, не означающие передачу права собственности на основной капитал, не связанные с приобретением или использованием основного капитала и не предусматривающие аннулирование долга кредитором.

Проще говоря, текущими считаются все те трансферты, которые не являются капитальными, т.е. связанными с передачей права собственности на основные фонды или прощением внешнего долга. От размеров текущих трансфертов напрямую зависит уровень валового располагаемого дохода страны, что сказывается на масштабах потребления товаров и услуг. Если текущие трансферты означают отток средств из страны, валовой располагаемый доход, который можно было бы использовать на накопление и потребление, снижается, и наоборот. Текущие трансферты подразделяются на трансферты органов государственного управления и остальных секторов. Трансферты органов государственного управления включают текущие переводы по международному сотрудничеству, такие как перечисление денег государственными органами одной страны правительству другой страны для финансирования текущих расходов, безвозмездную передачу продуктов питания, одежды, медикаментов в рамках оказания межгосударственной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, передачу в дар военной техники, ежегодные членские и иные взносы в международные организации и пр. Текущие трансферты других секторов включают переводы денежных средств между частными лицами и негосударственными организациями. Денежные переводы осуществляются мигрантами, нанятыми на работу в принимающей стране, находящимися там более года и считающимися ее резидентами (напомним, что денежные переводы лиц, находящихся в стране менее года, показываются по статье «оплата труда»). Прочие текущие трансферты охватывают дарения, приданое, наследство, алименты, взносы частных лиц в научные, благотворительные и религиозные общества, негосударственную помощь в случае стихийных бедствий, распространение лотерейных билетов. Разумеется, чтобы попасть в платежный баланс, все эти операции должны осуществляться между резидентом и нерезидентом.

Краткие выводы. Итак, счет текущих операций является ключевым понятием международной экономики, показывающим, с одной стороны, результат взаимодействия страны с остальным миром за определенный промежуток времени, а с другой — баланс внутренних инвестиций и сбережений. Текущие операции платежного баланса состоят из четырех основных групп: операций с товарами, услугами, движения дохода и текущих трансфертов. Операции с товарами представляют собой группу счета текущих операций статей платежного баланса, суммирующую на базе фоб по рыночным ценам экспорт и импорт обычных товаров, товаров для дальнейшей обработки, ремонт товаров, приобретение товаров в портах транспортными организациями и немонетарного золота. Услуги — следующая группа статей счета текущих операций платежного баланса — включают транспортные услуги, поездки и ряд других услуг (связь, строительство, страхование, финансовые, компьютерные и личные услуги и пр.), оказываемых резидентами нерезидентам и наоборот. Доходы — менее значимая для большинства стран группа статей счета текущих операций платежного баланса, включающая платежи между резидентами и нерезидентами, связанные с оплатой труда нерезидентов, и операции, связанные с доходами на инвестиции. Наконец, текущие трансферты объединяют все трансферты, за исключением тех, которые предусматривают передачу права собственности на основной капитал или аннулирование долга кредитором. В основном это межправительственные гранты и международные денежные переводы частных лиц.