Свободная таможенная зона

Таможенный режим свободной таможенной зоны

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов АКГ «Интерком-Аудит»

03 августа 2007 г. 22:53 E-mail Об авторе статьи Архив ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

9.1.1. Общие положения

Федеральный закон №116-ФЗ (Приложение №11) содержит статью 37 «Таможенный режим свободной таможенной зоны». Частью 1 статьи 37 введено понятие свободной таможенной зоны. Свободная таможенная зона представляет собой таможенный режим, при котором:

· иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. К таким товарам не применяются также запреты и ограничения экономического характера, установленные Федеральным законом от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Попутно обратим внимание читателей на то, что иностранные товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны, которые не могут быть помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные таможенные режимы в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

· российские товары размещаются и используются на территории особой экономической зоны на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Согласно частям 2 и 3 статьи 37 Федерального закона №116-ФЗ (Приложение №11) под таможенный режим свободной таможенной зоны резидентами особой экономической зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности помещаются:

— товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств;

— товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;

— товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

Ввоз в особую экономическую зону резидентами товаров, предназначенных для осуществления промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, а также вывоз с территории особой экономической зоны любых товаров, как резидентами, так и нерезидентами, осуществляется с разрешения таможенных органов (часть 7 статьи 37 Федерального закона №116-ФЗ (Приложение №11)).

Сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, представляются резидентами в таможенный орган в письменной форме. Помимо сведений о товарах представляются сведения об операциях, совершаемых с этими товарами, а также о товарах, изготавливаемых в результате совершения этих операций. Такие сведения должны быть представлены в таможенный орган не позднее, чем за пятнадцать дней до начала каждого календарного года. В отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, сведения следует представить не позднее, чем за пятнадцать дней до подачи таможенной декларации (часть 11 статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)).

Представленные в таможенный орган сведения о номенклатуре товаров, их количестве и совершаемых с ними операциях, резидент особой экономической зоны вправе изменить и (или) дополнить. Сделать это можно в течение календарного года, но не чаще одного раза в квартал, сообщив измененные и (или) дополненные сведения не позднее, чем за пятнадцать дней до подачи таможенной декларации (часть 12 статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)). Обратите внимание, первоначально поданные сведения о товарах, а также измененные, дополненные сведения необходимо согласовать с органами управления особыми экономическими зонами.

Форма, в которой подаются сведения, утверждена Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 22 апреля 2006 года №105 «Об утверждении формы заявления резидента особой экономической зоны и требований к сведениям, указываемым в заявлении резидента особой экономической зоны». Товары, не указанные в заявлении резидента, не подлежат помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Рассматривать подробно положения статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) мы не будем, остановимся лишь на вопросах налогообложения.

Суммы ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость возвращаются таможенными органами (если освобождение от их уплаты или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации согласно таможенному законодательству) в следующих случаях (часть 17 статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)):

· при помещении резидентами под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;

· при помещении резидентами под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, приобретаемых у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

Таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы взимаются таможенными органами в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (в том числе продуктов их переработки) (часть 18 статьи 37 Федерального закона №116-ФЗ (Приложение №11)):

· при выпуске их для свободного обращения на остальную часть таможенной территории Российской Федерации;

· при их отчуждении в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

Таможенные пошлины, НДС и акцизы уплачиваются по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом. Акцизы уплачиваются в том случае, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) российских товаров, которые не были подакцизными при их помещении под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Таможенные пошлины исчисляются по выбору плательщика (часть 20 статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)):

— по ставкам, установленным для иностранного товара, ввезенного на территорию особой экономической зоны;

— по ставкам, установленным для товара, изготовленного на территории особой экономической зоны.

При этом выбранная система исчисления ставок таможенных пошлин должна быть указана в сведениях, представляемых в таможенные органы, о которых мы уже упоминали чуть выше, причем система исчисления ставок таможенных пошлин может быть изменена в том же порядке, что и сведения и товарах.

Таможенная стоимость и количество иностранных товаров для целей исчисления таможенных пошлин определяются на день их помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны. При этом добавленные при совершении незапрещенных операций стоимость и количество не учитываются, не учитываются также стоимость и количество российских товаров (часть 23 статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)).

Для целей исчисления НДС и акцизов таможенная стоимость и количество определяются на день принятия таможенным органом таможенной декларации (часть 24 статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)). Таможенная стоимость иностранных товаров определяется в общем порядке, однако, частью 25 статьи 37 Закона №116-ФЗ установлены следующие особенности:

1) при определении таможенной стоимости по методу определения стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже лицом, являющимся резидентом особой экономической зоны, лицу, не являющемуся резидентом особой экономической зоны;

2) для целей определения таможенной стоимости датой пересечения таможенной границы оцениваемыми товарами считается день принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны;

3) место прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется как место вывоза с территории особой экономической зоны или как территория особой экономической зоны при продаже товаров нерезиденту особой экономической зоны без вывоза товаров с территории особой экономической зоны».

Налог на добавленную стоимость и акцизы в отношении российских товаров взимается в следующих случаях (часть 26 статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)):

· при вывозе российских товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации;

· при отчуждении российских товаров в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

НДС и акцизы взимаются по ставкам, действующим на дату принятия таможенной декларации. Акцизы подлежат уплате в том случае, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Стоимость российских товаров для целей исчисления НДС и акцизов определяется на день принятия таможенным органом таможенной декларации. Причем стоимость товаров для целей исчисления НДС определяется в соответствии с НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без учета НДС, а в стоимость товаров для исчисления акцизов не включается стоимость акцизов (часть 28 статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)).

Обратите внимание!

НДС и акцизы не подлежат уплате, если российские товары перемещаются из одной особой экономической зоны в другую в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Частью 30 статьи 37 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) определено, что при вывозе иностранных и российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются. В этом случае в соответствии с таможенным режимом экспорта уплачиваются вывозные таможенные пошлины. Исключение составляют иностранные товары, ранее ввезенные на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства, и вывозимые в неизмененном состоянии.

9.1.2. Определение таможенной стоимости товаров

В предыдущем разделе мы обещали рассмотреть общий порядок определения таможенной стоимости товаров.

Порядок определения таможенной стоимости товаров установлен статьей 323 ТК РФ, согласно которой:

«Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров».

Таможенная стоимость определяется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон РФ №5003-1) (Приложение №15). Методы определения таможенной стоимости установлены статьей 12 Закона РФ №5003-1 (Приложение №15), из которой следует, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:

· метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

· метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

· метода по стоимости сделки с однородными товарами;

· метода вычитания;

· метода сложения;

· резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная на:

1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

· на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

· на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

· на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

· сырья, материалов и комплектующих, являющихся составной частью ввозимых товаров;

· инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

· материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

· проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Все вышеперечисленные дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

Метод по цене сделки с идентичными товарами.

Если не представляется возможным определить таможенную стоимость с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, используется метод по стоимости сделки с идентичными товарами.

Иначе говоря, для определения таможенной стоимости ввозимых товаров используется таможенная стоимость других товаров, идентичных с оцениваемыми.

Понятие идентичных товаров установлено в статье 5 Закона РФ №5003-1:

«идентичные товары — товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для отказа в рассмотрении таких товаров как идентичных, если в остальном товары соответствуют требованиям, установленным настоящим пунктом.

Товары не считаются идентичными, если они произведены не в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации.

Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда идентичные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории Российской Федерации».

Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При этом идентичные товары должны удовлетворять следующим условиям:

· идентичные товары проданы на экспорт в Российскую Федерацию (а не в какую-то иную страну);

· идентичные товары ввозятся на территорию Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.

Причем идентичные товары должны быть проданы в том же коммерческом режиме (опт, розница, иное) и в том же количестве, что и оцениваемые.

Если таких продаж нет, то используется иной коммерческий уровень и (или) иное количество, при условии проведения соответствующей корректировки.

Такая корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений, метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости товаров не используется.

Если имеются данные более чем одной стоимости сделки с идентичными товарами, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

Метод по цене сделки с однородными товарами.

Этот метод определения таможенной стоимости используется, если невозможно применить два вышеперечисленных метода. Отметим, что этот метод, по сути, аналогичен предыдущему, только вместо идентичных товаров используются однородные товары.

Понятие однородных товаров также определено статьей 5 Закона РФ №5003-1:

«однородные товары — товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации.

Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда однородные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории Российской Федерации».

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:

· качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

· страна происхождения;

· производитель.

Обратите внимание!

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров методами по цене сделки с идентичными или однородными товарами, товары не считаются идентичными или однородными:

· если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;

· товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных лицом — производителем оцениваемых товаров;

· если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.

Метод вычитания, метод сложения и резервный метод определения таможенной стоимости товаров мы не будем рассматривать, отметим лишь, что порядок определения таможенной стоимости по перечисленным методам установлен статьями 22, 23 и 24 Закона РФ №5003-1 (Приложение №15) соответственно.

Отметим, что таможенную стоимость товара декларант определяет самостоятельно, однако контроль над правильностью определения таможенной стоимости осуществляют таможенные органы, производящие таможенное оформление товара. Положение о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утверждено Приказом ГТК РФ от 5 декабря 2003 года №1399.

Наряду с тем, что таможенная стоимость товара является одной из составляющих налоговой базы для расчета НДС, она сама представляет налоговую базу для расчета таможенной пошлины.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка создания и функционирования особых экономических зон, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Особые экономические зоны».

пора учиться!

  • 15 января 2019 / Интернет «Международные стандарты в аудите», Квалификация «Специалист по международным стандартам в аудите» (IAPBE)
  • 22 января 2019 / Интернет Налогообложение Российской Федерации
  • 25 января 2019 / Интернет Дробление бизнеса: правовые проблемы, защита от претензий налоговых органов
  • 29 января 2019 / Интернет Сертифицированный главный бухгалтер по МСФО (IAB). Январский набор
  • 29 января 2019 / Интернет Как читать управленческую отчетность. Бесплатный вебинар.
  • 06 февраля 2019 / Интернет Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства
  • 11 февраля 2019 / Интернет Недобросовестные поставщики: как сохранить налоговые вычеты и не допустить нарушения законов
  • 13 февраля 2019 / Интернет «Система управления бизнес-проектами», Квалификация «Project management» (IAPBE)
  • 13 марта 2019 / Интернет Программа CIMA “Управление эффективностью операций”. Уровень Р1 (подготовка к майской сессии 2018 г.)
  • 14 января 2019 / Санкт-Петербург Профессиональный внутренний аудитор: современная организация, управление и методическое обеспечение (по программе профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю» 5 уровень)
  • 15 января 2019 / Москва Курс обучения “IPFM:МСФО.Базис”
  • 15 января 2019 / Санкт-Петербург Последние изменения в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО)

Ещё семинары и курсы