Субсидия на выполнение муниципального задания

Субсидии на выполнение государственного задания

Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии на выполнение государственного задания (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Субсидии на выполнение государственного задания

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018) 1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640
(ред. от 19.07.2018)
«О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»
(вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») 44. Предоставление федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с федеральным бюджетным или автономным учреждением в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее — соглашение). Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Субсидии на выполнение государственного задания

Путеводитель по бюджетному учету и налогам. Практическое пособие по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений 4. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях доходов, Вопрос: О восстановлении на балансе ОС; об отражении в бухучете доходов от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
(Письмо Минфина России от 21.09.2018 N 02-07-10/67931) Вопрос: О восстановлении на балансе ОС; об отражении в бухучете доходов от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Начисление субсидий на муниципальное задание

admin 05.02.2018 05.02.2018Консультации

В бюджетах предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Субсидии рассчитываются, исходя из нормативных затрат на оказание учреждениями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание имущества (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). При расчете субсидии учитываются расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных на эти цели, расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается это имущество (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640). Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания определяются соглашением. Оно определяет права, обязанности и ответственность сторон, в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года (п. 44 Положения № 640).

Бухгалтерский учет

Доходы учреждения в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов, подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (разд. II, V указаний, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н).

Операции с субсидиями на выполнение задания учитываются по коду финансового обеспечения 4 (п. 21 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

Доходы учреждения в виде субсидии на выполнение задания, утвержденные Планом ФХД на очередной финансовый год, отражаются по дебету счета 4 507 20 131 и кредиту счета 4 504 20 131 (п. 177 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 206 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н). Показатели по санкционированию доходов очередного финансового года подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года в первый рабочий день текущего года (п. 312 Инструкции № 157н).

Для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году предназначен счет 4 401 40 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (п. 301 Инструкции № 157н). При заключении в текущем финансовом году соглашения о предоставлении субсидии на выполнение задания в очередном финансовом году доходы в виде субсидии отражаются в качестве доходов будущих периодов.

Согласно п. 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления. В учете учредителя признание обязательств и их отнесение на финансовый результат текущего года осуществляется при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии (письмо Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164). В свою очередь, бюджетное (автономное) учреждение начисляет доходы в виде субсидии на всю сумму по соглашению независимо от графика перечисления денег.

Поступление субсидии также отражается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств» как увеличение по коду 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (п. 365 Инструкции № 157н).

Документальное оформление

Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н).

Формы документов, обязательные для принятия к учету доходов в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, Приказом № 52н не предусмотрены. В таких случаях формы первичных (сводных) учетных документов устанавливаются учреждением самостоятельно в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н).

Согласно разъяснениям, данным в письме Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164, плановые назначения от получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются на основании заключенного соглашения. Доходы от получения субсидии на выполнение задания также начисляются на основании соглашения.

Поступление на лицевой счет (счет) субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания оформляется на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к выписке из лицевого счета учреждения.

Начисление и поступление субсидии на выполнение задания (соглашение на очередной год) (БГУ ред. 1.0)

Начисление и поступление субсидии на выполнение задания (соглашение на очередной год) (БГУ ред. 2.0)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями

Позднякова Вера Сергеевна,

аттестованный преподаватель-консультант по бюджетному учету и отчетности государственных и муниципальных учреждений

В соответствии с бюджетным законодательством финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг.

Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).

Государственные (муниципальные) задания по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг (работ) потребителям формируются и утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Показатели государственного (муниципального) задания используются:

  • при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
  • для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными правовыми нормативными актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Основной деятельностью бюджетных и автономных учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяются учредительными документами учреждений (уставом).

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом:

  • расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;
  • расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
  • мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными и автономными учреждениями полномочий по исполнению публичных нормативных обязательств в денежной форме перед физическим лицом осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с Указаниями о применении Бюджетной классификации в Российской Федерации, утвержденной Приказом МФ РФ от 01.07.2013 № 65н, финансирование бюджетных и автономных учреждений из соответствующего уровня бюджета должно исходить из соблюдения принципа финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений. Данный принцип заключается в едином подходе определения объемов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений, связанные с выплатами персоналу по трудовому законодательству Российской Федерации, с закупками на хозяйственные нужды учреждения и т.п. При этом отдельно выделяются целевые статьи на капитальные вложения, на выплаты социального характера (публичные нормативные обязательства), налоги и сборы и т. п.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ статья 69.2 БК РФ дополнена пунктом 4 следующего содержания: «Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ».

Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ внесены дополнения в статьи 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ, связанные с новыми условиями предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям.

Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Указания по применению Бюджетной классификации Российской Федерации» введены новые формы субсидий.

Таким образом, с 1 января 2014 года бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из соответствующих бюджетов 4 вида субсидий:

  • субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
  • субсидии на иные цели;
  • гранты в форме субсидий (новая форма субсидий);
  • субсидии на осуществление капитальных вложений (новая форма субсидий).

Данные виды субсидий бюджета имеют следующую кодировку в Бюджетной классификации Российской Феде­рации:

Коды КВР: 600 – предоставление субсидии бюджетным и автономным учреждениям

610 – субсидии бюджетным учреждениям

611 – субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

612 – субсидии бюджетным учреждениям на иные цели

613 – гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям

620 – субсидии автономным учреждениям

621 – субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

622 – субсидии автономным учреждениям на иные цели

623 – гранты в форме субсидий автономным учреждениям

Коды КВР: 460 – субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям:

461 – субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества бюджетными учреждениями

462 – субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества автономными учреждениями

464 – субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства бюджетными учреждениями

465 – субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства автономными учреждени­ями

С 1 января 2014 года субсидия бюджета, связанная с выполнением задания по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг, отражающая операции на бухгалтерском учете кодом 4 18 разряда, имеет некоторые отличительные особенности в наименовании и условиях предоставления субсидии:

Учет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 6

Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ). Финансовое обеспечение государственного задания бюджетных (нового типа) и автономных учреждений осуществляется за счет средств субсидий. Предлагаем ознакомиться с документами, регулирующими порядок их выделения, определением размеров субсидий, а также с отражением в бухгалтерском учете операций по их поступлению и расходованию.

Документы, регулирующие порядок выделения субсидий

Основными документами, регулирующими порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания, являются:

  • Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Положение N 671);
  • Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 N 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Положение N 182).

Указанными документами установлено, что субсидии на выполнение государственного задания выделяются бюджетным и автономным учреждениям их учредителями.

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждениями или приобретенного за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (п. 10 Положения N 671, п. 9 Положения N 182).

Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества федеральных государственных учреждений для отдельных учреждений культуры и искусства установлен следующими Приказами Минкультуры:

  • от 21.02.2012 N 127 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание Госфильмофондом России государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества»;
  • от 05.12.2011 N 1122 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание театрами, цирковыми организациями, организациями в сфере народного творчества, библиотеками, музеями, концертными организациями, самостоятельными творческими коллективами, филармониями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества»;
  • от 29.12.2011 N 1259 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание образовательными, научно-исследовательскими и иными учреждениями в сфере культуры, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества».

Кроме вышеуказанных документов, Письмом Минкультуры России от 28.12.2011 N 8949-01-39/01-АА доведен Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг федеральными государственными (муниципальными) учреждениями культурно-досугового типа, подведомственными органам управления культуры субъектов Российской Федерации (муниципальным образованиям), и нормативных затрат на содержание их имущества.

Перечень федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, которым с 01.01.2012 предоставляются субсидии на выполнение государственного задания, утвержден Приказом Минкультуры России от 02.12.2011 N 1112.

Заключение соглашения о предоставлении субсидии

Согласно п. 15 Положения N 671 и п. 10 Положения N 182 предоставление учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого федеральным учреждением и учредителем. Типовая форма соглашения, заключаемого в отношении:

  • федеральных бюджетных учреждений, утверждена Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания»;
  • федеральных автономных учреждений, — Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)».

Соглашением определяются порядок и условия предоставления учредителем субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — государственное задание). В нем указываются обязанности и права сторон. Перечислим их в таблице.

Учет субсидий, предоставляемых учреждению

Т. Сильвестрова

Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и их неиспользованного остатка, подлежащего возврату в бюджет.

В силу норм ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 4. Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели (учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 5). Для получения субсидий между учреждением и органом исполнительной власти, исполняющим функции учредителя, заключается соглашение. Разъяснения по отражению на счетах бухгалтерского учета начислений по доходам и поступлений сумм субсидий были приведены в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и возврата неиспользованного остатка субсидий, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436). Содержащаяся в данном письме корреспонденция счетов существенным образом отличается от применяемой сейчас учреждениями и установленной п. 93 Инструкции № 174н. О положениях этого письма мы и поговорим в статье.

Согласно нормам п. 93 и 94 Инструкции № 174н по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» в рамках получаемых сумм субсидий совершаются следующие бухгалтерские записи:

Начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет бюджетного учреждения

Поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения

Начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ,
бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов,
финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании
бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели

Начисление сумм доходов

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, начисление доходов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается в учете учреждения как доходы будущих периодов на основании соглашений, заключенных между учреждением и учредителем, при этом делается запись:

Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и отражается следующим образом:

Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Согласно нормам п. 301 Инструкции № 157н счет 401 40 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Инструкция № 174н в редакции Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н не содержит положений о применении счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» при начислении доходов в рамках сумм субсидий, полученных учреждением на выполнение государственного (муниципального) задания. Проект приказа Минфина о внесении очередных изменений в положения данной инструкции, размещенный сейчас на сайте для общественного обсуждения, тоже не предусматривает использование этого счета для отражения учета доходов по субсидиям.

Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на фразу, которую содержит Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436: при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается по дебету счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счетов 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Таким образом, фактически Минфин допускает два варианта отражения начисления сумм доходов, в рамках субсидий, получаемых учреждением. Отражение субсидий, выделенных учреждению, как доходов будущих периодов производится тогда, когда соглашение о предоставлении субсидии заключается в конце финансового года на следующий год (например, соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя на 2017 год заключено между учреждением и органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя в декабре 2016 года). В этом случае суммы субсидий фактически поступят в 2017 году, а в декабре 2016 года на дату подписания соглашения учреждение в учете отражает суммы доходов, планируемых к поступлению в 2017 году в качестве доходов будущих периодов. В случае, когда соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя заключается в текущем финансового году и в этом же году учреждению будут выделяться из бюджета субсидии (например, в январе 2015 года между учредителем и учреждением заключается соглашение о предоставлении субсидий на 2016 год), в учете суммы субсидий будут отражаться как доходы текущего периода.

В отношении целевых субсидий такой путаницы не возникает, поскольку доходы по таким субсидиям начисляются после того, как будет составлен и утвержден отчет о расходовании сумм целевой субсидии.

Возврат неиспользованных остатков сумм субсидий

Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ внесены изменения в ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, предусматривающие, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта РФ, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ средства в объеме остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), подлежат в установленном Правительством РФ порядке возврату в федеральный бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (п. 33) предусмотрено, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля 2016 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что федеральное законодательство обязывает бюджетные учреждения возвращать остатки сумм субсидий только в случае недостижения показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания. Советуем бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципалитетов для решения данного вопроса обратиться к нормативно-правовым актам, изданным на соответствующем уровне. Если учреждение по итогам года выполнило задание учредителя и у него остались неизрасходованные суммы субсидий, требование о возврате их в бюджет в федеральном законодательстве отсутствует. Возможно, такое требование содержится в нормативных актах отдельных субъектов РФ или муниципалитетов, хотя обычно нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов РФ копируют положения федеральных документов.

Из разъяснений Минфина, представленных в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, следует, что финансовое ведомство выделяет несколько оснований для возврата сумм субсидий:

  • возврат остатка сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
  • возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявленных в ходе проверки нарушений по расходованию средств целевой субсидий.

При отражении возврата неиспользованного остатка суммы субсидии в учете применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Заметим, что на сайте Минфина размещен проект приказа, которым будут внесены изменения в Инструкцию № 174н. В проекте предусмотрена проводка по возврату в доход бюджета остатков сумм субсидий посредством применения счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражается возврат остатков сумм субсидий по каждому из названных оснований (бухгалтерские записи в таблице приведены на основании информации, содержащейся в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436).

Неиспользованные остатки субсидий

Главная | О нас | Обратная связь

12345678

Тест Бюджетного учета

Целевые субсидии: возврат и учет

20 апреля 2015 7369

  • Темы:
  • Учет доходов и расходов в бюджетном учреждении
  • Поступления
  • Учет субсидий в бюджетном учреждении
  • Расчеты
  • Расчеты с учредителем

· Бюджетные инвестиции в капитальное строительство

· Проводки при внутреннем перемещении активов

· Учет библиотечного фонда в учреждении

· Забалансовые счета. Бухгалтерский учет объектов

· Как сохранить структуру баланса при реорганизации в форме выделения

Бюджетным учреждениям, помимо субсидий на выполнение государственного или муниципального задания, предоставляются и субсидии на иные цели. Как правило, такое финансирование имеет целевой характер. Отражение в бухгалтерском учете операций с целевыми субсидиями отличается рядом особенностей. О том, что делать с неиспользованным остатком таких субсидий и как организовать их учет, расскажет эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.

Право на целевые субсидии

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, закреплено в пункте 1 статьи 78.1. Бюджетного кодекса РФ. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются:

  • Правительством РФ – для субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местной администрацией – для субсидий из местных бюджетов.

Подробно о порядке учета субсидий – в статьях журнала «Учет в бюджетных учреждениях». Не забудьте оформить подписку!

Случаи предоставления целевых субсидий

За счет целевых субсидий чаще всего финансируются затраты учреждений на:

  • приобретение дорогостоящего оборудования;
  • капитальный ремонт и реконструкцию основных средств (зданий, сооружений);
  • проведение отдельных мероприятий, носящих непостоянный характер (конференций, семинаров, соревнований, юбилейных мероприятий и др.);
  • выплаты стипендий студентам;
  • компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отпуска и обратно, сотрудникам учреждений, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • выплату заработной платы административно-хозяйственному персоналу;
  • уплату налогов, оплату коммунальных расходов бюджетному учреждению, временно не оказывающему государственные услуги, например, в связи с реконструкцией принадлежащего ему имущества;
  • выплату вознаграждения после выполнения государственного (муниципального) задания;
  • компенсацию в текущем финансовом году задолженности по предоставлению учреждению субсидии на государственное (муниципальное) задание, выполненное в отчетном финансовом году;
  • мероприятия, связанные с ликвидацией госучреждений.

Основание – раздел 7 Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036.


О возможностях использования целевых субсидий читайте подробнее в статье «Восемь основных направлений расходования субсидии на иные цели».

Получается, что субсидии на иные цели выделяются целенаправленно для возмещения расходов, которые не предусмотрены нормативными затратами на оказание учреждениями госуслуг в рамках государственного (муниципального) задания. При этом приобретение зданий, строений, которые относятся к основным средствам, следует финансировать за счет бюджетных инвестиций. Отметим, что расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых выступают целевые субсидии, производятся после проверки:

  • документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
  • соответствия содержания конкретной операции кодам классификации операций сектора госуправления и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом для санкционирования этих расходов.

Неиспользованные остатки субсидий

Остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания и не израсходованных в текущем финансовом году, используются в следующем году на нужды учреждения (п. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ; далее – Закон № 83-ФЗ). Однако норм, позволяющих переносить остатки средств целевых субсидий на очередной финансовый год, бюджетное законодательство не содержит.

Остатки целевых субсидий перечисляются учреждениями в соответствующий бюджет РФ. В то же время они могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году, но только если соответствующий орган госвласти или местного самоуправления, реализующий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, подтвердит наличие потребности в направлении сумм остатков таких субсидий на те же цели. Об этом сказано в пункте 18 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.

Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета учреждениям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Казначейства России, утвержден приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н (далее – Порядок № 82н). Так, взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых соответствующим учредителем не принято решение о направлении их на те же цели в текущем финансовом году. Иными словами, такие остатки субсидий также перечисляются в бюджет (п. 2 Порядка № 82н).

Обратите внимание вот еще на что. Источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта РФ на предоставление бюджетным учреждениям целевых субсидий могут быть целевые межбюджетные трансферты. Если орган исполнительной власти субъекта РФ, реализующий функции и полномочия учредителя в отношении таких учреждений, установит отсутствие потребности в остатках целевых субсидий, то эти средства подлежат возврату в бюджет субъекта РФ для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет. Порядок и сроки возврата остатка целевых субсидий в таком случае устанавливает финорган субъекта РФ.