Сроки в налоговом кодексе

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

Сайт о налоговом планировании и оптимизации налогообложения Налоговое планирование
www.pnalog.ru Главная — Статьи

Одним из вопросов, которые существенно влияют на положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, является вопрос о порядке исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Ведь большинство обязанностей указанных лиц, так же как и реализация многих предоставленных им прав, подразумевают необходимость уложиться с соответствующими действиями в строго определенный срок.
Общие принципы исчисления сроков в налоговых правоотношениях установлены ст. 6.1 НК РФ. Действующая в настоящее время редакция этой статьи была введена с 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»).
Так, сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, могут определяться (п. 1 ст. 6.1 НК РФ):
— календарной датой;
— указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, а также
— периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами и днями.
В случаях, когда последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
При установлении срока в днях он исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Напомним, что продолжительность рабочей недели, согласно ТК РФ, может быть пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем. Общим выходным днем согласно ст. 111 ТК РФ является воскресенье, второй выходной день устанавливается при пятидневной рабочей неделе правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Перечень нерабочих праздничных дней приведен в ст. 112 ТК РФ. К таковым отнесены: 1, 2, 3, 4 и 5 января — новогодние каникулы; 7 января — Рождество Христово; 23 февраля — День защитника Отечества; 8 марта — Международный женский день; 1 мая — Праздник Весны и Труда; 9 мая — День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства.
При этом ТК РФ предусмотрен перенос выходного дня на следующий после праздничного рабочий день в случае его совпадения с нерабочим праздничным днем. Кроме того, в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ вправе осуществлять перенос выходных дней (ст. 112 ТК РФ). Так, в 2012 г. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 581 перенесены следующие выходные дни: с воскресенья 11 марта — на пятницу 9 марта, с субботы 28 апреля — на понедельник 30 апреля, с субботы 9 июня — на понедельник 11 июня, с субботы 29 декабря — на понедельник 31 декабря.

Календарная дата

Если речь идет о предельном сроке, который отводится на то или иное действие и установлен как конкретная календарная дата, ориентироваться, по всей вероятности, необходимо на график работы налоговой инспекции.
Прием налогоплательщиков (их представителей) при исполнении государственной функции налоговыми органами осуществляется ежедневно (с понедельника по пятницу), кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего дня, без обеденного перерыва (п. 18 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н). Следовательно, даже если у налогоплательщика суббота, на которую выпадает, к примеру, крайний срок сдачи отчетности, является рабочим днем, то последним днем исполнения указанной обязанности считается все же понедельник — ближайший следующий за ним рабочий день.

Примечание. Из положений Трудового кодекса РФ следует, что если праздничные дни для всех одни и те же, то выходные у налогоплательщиков могут и не совпадать. Следовательно, возникает различие и в рабочих днях. Значит ли это, что налогоплательщики с пятидневной и шестидневной рабочими неделями должны руководствоваться разными сроками исполнения обязанностей?

Пример 1. Режим работы налогоплательщика — «шестидневка» с одним выходным днем. В июле 2011 г. им с территории Казахстана ввезены товары.
При импорте товаров на территорию РФ из Казахстана у налогоплательщика возникает обязанность представления налоговой декларации по косвенным налогам (утв. Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н). И представить ее надлежит не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 8 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.). Поскольку импортированные товары приняты на учет в июле, то указанную налоговую декларацию надлежит представить до 20 августа. Суббота 20 августа 2011 г. у налогоплательщика является рабочим днем, в налоговой же инспекции этот день является выходным. Поэтому последним днем представления налоговой декларации для налогоплательщика становится понедельник 22 августа 2011 г.

В последнее время многие налоговые инспекции осуществляют прием налогоплательщиков также и по субботам два раза в месяц. В связи с этим возникает вопрос: если предельный срок сдачи отчетности выпадет как раз таки на эту самую рабочую субботу налоговиков, не будет ли именно этот день являться последним днем представления декларации?
Финансисты в разъяснениях, сославшись на п. 18 Административного регламента, указали, что руководитель или заместитель налогового органа в случае необходимости вправе принять решение о продлении времени приема налогоплательщиков (их представителей) при их обращении лично в налоговый орган. К примеру, продлить время работы телефонной справочной службы инспекции в рабочие дни до 20:00 часов и (или) организовать работу в один из выходных дней до 15:00 часов. Но это не приводит к изменению рассматриваемой нормы п. 7 ст. 6.1 НК РФ. На основании чего они констатировали, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, в данном случае понедельник (Письмо Минфина России от 22.07.2011 N 03-02-07/1-180).

Пример 2. Дополним условие примера 1: 20 августа налоговая инспекция принимала налогоплательщиков до 15 часов.
Несмотря не то что в субботу 20 августа у налоговиков был приемный день, предельный срок представления налоговой декларации по косвенным налогам за июль определяется по все той же норме п. 7 ст. 6.1 НК РФ. Следовательно, таким днем остается понедельник 22 августа 2011 г.

Срок, определенный периодом времени, исчисляемым

— днями

Сложности при исчислении срока в этом случае не возникнут, если срок рассчитывается в календарном исчислении, поскольку считаются как рабочие, так и выходные дни. Но, как было сказано, для этого необходимо наличие в норме НК РФ, устанавливающей срок, специального указания на календарные дни. Законодателем понятие «календарные дни» использовано в 39 статьях Налогового кодекса РФ. В части первой НК РФ их семь: п. п. 4, 8, 9 ст. 68, п. 3 ст. 75, п. 9.2 ст. 76, п. 10 ст. 78, п. 4 ст. 83, ст. 133, п. 1 ст. 135. Практически во всех случаях это понятие использовалось в положениях по исчислению пеней и процентов.
В части второй НК РФ понятие «календарные дни» связано с установлением различных сроков. И использовалось оно в п. 6 ст. 161, п. п. 5, 9, 13 ст. 165, п. п. 9, 9.1 ст. 167, п. 3 ст. 168, п. 4 ст. 179.2, п. 3 ст. 187.1, п. 7 ст. 198, п. 2 ст. 207, п. 11 ст. 214.3, п. 7 ст. 214.4, п. 3 ст. 220, п. 3 ст. 229, п. 1 ст. 231, п. 17 ст. 255, п. 4 ст. 266, п. 6 ст. 272, п. 6 ст. 277, п. 2 ст. 279, п. 4 ст. 280, п. 6 ст. 282, п. 3 ст. 284, п. 3 ст. 289, п. п. 2, 4 ст. 308, п. 7 ст. 333.32, п. 1 ст. 335, п. 4 ст. 346.3, п. 2 ст. 346.9, п. 5 ст. 346.13, п. п. 8, 10 ст. 346.25.1, п. 5 ст. 346.37, п. 4 ст. 346.39, п. 2 ст. 386.

Пример 3. Организация занимается производством табачных изделий. В декабре 2011 г. ею планируется установить новую максимальную розничную цену на один из видов данной продукции.
Плательщик акцизов обязан подать в налоговый орган по месту учета уведомление о максимальных розничных ценах не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены (п. 4 ст. 187.1 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 6.1 НК РФ установлена норма по началу течения срока. Обычно исчисление ведется начиная со следующего дня после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В приведенном же положении п. 4 ст. 187.1 НК РФ указана дата события, отсчет от которой должен вестись в обратном порядке. Поэтому исчисление срока 10 календарных дней начинается с предыдущего дня — 30 ноября — и ведется в обратном порядке. Десятый календарный день отсчета приходится на 21 ноября. Следовательно, последний день представления уведомления о максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации (форма уведомления приведена в Приложении N 1 к Приказу Минфина России от 25.08.2006 N 108н), приходится на предыдущий день, то есть на 20 ноября — воскресенье.
В случаях же, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Эта норма, на наш взгляд, устанавливается для всех случаев, как для общих, так и для тех, когда отсчет предельного сроке ведется в обратном порядке. Исходя из этого последним днем представления уведомления становится понедельник 21 ноября.

По умолчанию же сроки, определенные в НК РФ в днях, исчисляются именно в рабочих днях.

Пример 4. Организация 25 октября 2011 г. получила требование об уплате налога с общим сроком его исполнения.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Отсчет восьми рабочих дней начинается с 26 октября, поскольку требование было получено 25-го числа. Следовательно, налогоплательщику надлежит до 7 ноября включительно перечислить в бюджет указанную в требовании сумму налога.

Как было сказано выше, продолжительность рабочей недели, согласно ТК РФ, может быть пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем. И если логически продолжить суждения чиновников, изложенные в Письме Минфина России от 10.04.2009 N 03-05-04-01/13, то при установлении срока в днях для налогоплательщиков с пятидневной и шестидневной рабочими неделями крайний срок исполнения по уплате налога (авансовых платежей по налогу) может оказаться разным.
В упомянутом Письме финансисты разъяснили, как следует определять предельный срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу и налогу на имущество, если законодательством субъекта РФ о налогах и сборах или нормативным правовым актом муниципального образования о местных налогах и сборах установлен периодом времени, который исчисляется днями.
Вопрос возник в связи с тем, что с 1 января 2007 г. под понятием «день» в НК РФ понимается рабочий день. До этого данный термин толковался как «календарный день». Одновременно с введением новой редакции ст. 6.1 НК РФ законодателем были внесены изменения в нормы, в которых использовалось рассматриваемое понятие.
Напомним, что порядок и сроки уплаты:
— налога на имущество организаций и авансовые платежи по налогу устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ);
— земельного налога — представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (п. 2 ст. 387 НК РФ).
В соответствующие законы субъекта РФ о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципального образования о местных налогах и сборах никаких изменений внесено не было. И дни, которые ранее считались календарными, с учетом нововведений стали по логике рабочими.
Чиновники в указанном Письме привели пример: если в приведенных выше законах субъектов РФ и нормативных правовых актах муниципальных образований установлено, что авансовые платежи должны быть перечислены не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а работникам организации предоставляются два выходных дня в неделю, то предельным сроком для исполнения подобной обязанности за первый, второй и третий кварталы 2009 г. будут 14 мая, 11 августа, 12 ноября этого года.
Точкой отсчета для течения срока, как было сказано выше, является следующий день после означенных календарной даты или действия (события), которыми определено его начало. В периоды с 1 апреля по 14 мая, с 1 июля по 11 августа, с 1 октября по 12 ноября 30 дней можно получить, если не учитывать по два выходных каждую неделю и праздничные дни 1 и 9 мая и 4 ноября, приходящиеся на соответствующие периоды.
Если следовать логике, изложенной в Письме, то при шестидневной рабочей неделе налогоплательщику во избежание возможности начисления пеней налоговиками за несвоевременное перечисление авансовых платежей уплату причитающихся сумм надлежало осуществить не позднее 7 мая, 4 августа, 5 ноября, поскольку при исчислении срока уплаты налогоплательщику следовало учитывать свои рабочие дни.
Налогоплательщику, возможно, в суде удастся оспорить начисленные фискалами пени. Ведь большинство банков с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по субботам не работают. Но сказать с уверенностью, что судьи поддержат позицию налогоплательщика, нельзя. Тем более что были случаи, когда они, принимая решение, оперировали рабочими днями налогоплательщика.
Плательщик налога на игорный бизнес в силу п. 2 ст. 366 НК РФ обязан зарегистрировать объект налогообложения в ИФНС по месту его установки не позднее чем за два дня до даты установки. В деле же, которое рассматривали судьи ФАС Северо-Кавказского округа (рассматриваемые события происходили в 2005 г., на тот момент в приведенной норме п. 2 ст. 366 НК РФ существовало уточнение упомянутых двух дней — рабочие), налогоплательщик, зарегистрировав игровые объекты в пятницу, в понедельник их уже установил и начал использовать. Посчитав, что два рабочих дня с момента регистрации еще не прошли, фискалы привлекли его к налоговой ответственности по п. 7 ст. 366 НК РФ (норма утратила действие с 1 января 2007 г.). Игорный зал общества, как оказалось, работал круглосуточно, без выходных. Для налогоплательщика суббота и воскресенье являлись рабочими днями. На основании этого судьи посчитали, что общество не нарушило требования п. п. 2 и 3 ст. 366 НК РФ, и отказали налоговой инспекции в удовлетворении требований по уплате штрафа (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2007 N Ф08-180/2007-73А).

— месяцами, кварталами, годами

Со сроками, установленными в месяцах, кварталах или годах, возникает меньше споров. Но и там существуют свои нюансы.
Если срок установлен в годах, то его течение заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд (п. 3 ст. 6.1 НК РФ). Последняя норма не распространяется на календарный год.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года (п. 4 ст. 6.1 НК РФ).
Месячный срок истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Пример 5. Налогоплательщик подал жалобу в вышестоящий налоговый орган 29 ноября 2011 г. Для получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов руководителем налогового органа принято решение о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. В последний день продленного срока руководителем вынесено решение по жалобе.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный (месячный) срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Отсчет месячного срока начинается 30 ноября и заканчивается 29 декабря. Первым днем продления становится 30 декабря, последним же, 15-м, днем (рабочим) будет 27 января 2012 г. В этот день руководитель принял решение по жалобе.
О принятом решении налоговики обязаны сообщить в письменной форме лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия. Отсчет этих дней начинается 30 января. Исходя из этого последним днем для направления указанного письменного сообщения для фискалов становится 1 февраля 2012 г.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример 6. Федеральный закон, которым были внесены изменения в гл. 22 «Акцизы» НК РФ, был опубликован 30 января.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ).
Отсчет месячного срока начинается 31 января, закончиться же он должен, по сути, 30 февраля. Однако в феврале обычного года всего 28 дней. В таком случае срок истечет 28 февраля.
Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц (ст. 192 НК РФ).
Следовательно, изменения, внесенные в гл. 22 НК РФ законом, начинают действовать с 1 марта.

Последний час срока

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).
Понятие «организация связи» в НК РФ не раскрывается. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, в силу нормы п. 1 ст. 11 НК РФ применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Понятие «организации связи» раскрыто в Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи». Под организацией связи понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. В то же время положения Закона N 126-ФЗ, регулирующие деятельность организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности (п. 14 ст. 2 Закона N 126-ФЗ).
Оператором связи могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке в том числе и почтовых отправлений (п. п. 12, 32 ст. 2 Закона N 126-ФЗ).
Отношения в области почтовой связи регулируются в том числе и Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» (п. 2 ст. 17 Закона N 126-ФЗ). Согласно же ст. 2 Закона N 176-ФЗ:
— организации почтовой связи — это юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности;
— операторы почтовой связи — организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи.
Операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Законом N 126-ФЗ (ст. 17 Закона N 176-ФЗ).
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (п. 1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ).
Следовательно, если документы либо денежные средства были сданы юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, до 24 часов последнего дня срока, то срок не будет считаться пропущенным.
Напомним, что налогоплательщики в силу п. 4 ст. 80 НК РФ вправе направить в ИФНС налоговую декларацию в виде почтового отправления с описью вложения. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) почтовые отправления, согласно п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221), принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) под расписку в получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
Таким образом, при направлении декларации почтовым отправлением с описью вложения лицо, оказывающее услуги почтовой связи, должно выдать квитанцию, в которой в том числе указываются полное наименование налоговой инспекции и ее адрес. И именно эта квитанция будет подтверждением представления налоговой декларации в инспекцию.
Регистрируемые почтовые отправления, как было сказано выше, могут направляться с уведомлением о вручении. Факт получения налоговой декларации, по мнению судей ФАС Московского округа, можно подтвердить в том числе почтовым уведомлением о получении инспекцией документа (Постановление ФАС Московского округа от 10.12.2008 N КА-А40/10409-08).
Согласно упомянутому п. 4 ст. 80 НК РФ по просьбе налогоплательщика на копии бумажной декларации налоговая инспекция обязана проставить отметку о принятии оригинала и дату его получения.
Административный регламент ФНС России предписывает обязательное проставление отметки на копии налоговой декларации только в случае приема бумажного оригинала лично или через представителя (п. 141 Регламента). Действия должностного лица при представлении бумажной декларации почтовым отправлением расписаны в п. 146 Регламента. При этом отсутствует упоминание о необходимости проставления отметки на копии декларации.
ВАС РФ признал п. 141 Регламента не соответствующим НК РФ и недействующим в той мере, в которой содержащееся в нем положение — по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, — препятствует проставлению на копии налоговой декларации отметки о принятии налоговой декларации и дате ее получения (Решение ВАС РФ от 14.07.2011 N ВАС-5591/11). Следовательно, налогоплательщики, направляющие оригинал бумажной декларации по почте с описью вложений, вправе обратиться в налоговый орган за проставлением отметки о ее получении. Налоговая инспекция в свою очередь обязана поставить на копии отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема с оттиском штампа «Принята».

Сроки в налоговом праве

ЕГЭ 2019 Интересные тесты
Главная » Налоги » Сроки в налоговом праве


Вернуться назад на Налоговое право
Что такое время? Это одно из понятий физики. А что такое сроки? Это определенная продолжительность времени или предел времени. В повседневной жизни сроки используются в любой отрасли жизнедеятельности человека, в том числе и в налоговых правоотношениях. Любой налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен соблюдать установленные налоговым законодательством Российской Федерации сроки. В частности Налоговый кодекс РФ содержит достаточно большое количество положений об установлении определенных сроков. Обязательность соблюдения сроков субъектами права обусловлена угрозой наступления неблагоприятных последствий, которые предусмотрены законом. Любой срок в праве, в т.ч. и в налоговом, важен не сам по себе, а с точки зрения наступления определенных юридически значимых последствий.
Сроки, это периоды времени, которые определяются указанием на их продолжительность и могут исчисляться годами, месяцами, неделями, днями, часами, а иногда и более краткими периодами (минутами).
В налоговом праве сроки, представляющие периоды времени, исчисляются годами, кварталами, месяцами или днями, а также определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом сам по себе срок не является стимулом к своевременной уплате налога. Главным здесь является наступление неблагоприятных последствий в случае пропуска установленного законом срока. К таким последствиям относятся либо утрата права (в случае диспозитивности нормы), либо юридическая ответственность (в случае императивности нормы).
В Налоговом кодексе РФ в отношении сроков выделена отдельная статья, а именно статья 6.1. В данной статье отражены основные положения применения сроков в налоговом праве. Так течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия). Сроки, исчисляемые годами, кварталами, месяцами истекают в соответствующие месяц и число, либо число последнего года, квартала, месяца срока. Срок, который определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если в норме прямо не указано, что срок установлен в календарных днях. Рабочий день является таковым, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не признается выходным и (или) нерабочим праздничным днем. А если последний день срока приходится на день, признаваемым выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то окончания срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. При этом действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока и такое действие считается исполненным в установленный срок.
Практически каждый раздел Налогового кодекса РФ содержит определенные и различные сроки.
И так к основным срокам относятся следующие, и данный перечень не является ограниченным:
• срок уплаты налогов и сборов;
• срок взыскания налогов и сборов, штрафов и пени;
• срок представления налоговой отчетности;
• срок представления заявлений и уведомлений;
• срок проведения налоговых проверок и мероприятий налогового контроля;
• срок на представление возражений по актам налоговых проверок и мероприятий налогового контроля;
• срок на обжалование решений по результатам налоговых проверок и мероприятий налогового контроля.
У каждого установленного в законном порядке налога или сбора есть свой установленный срок уплаты, который наступает после окончания налогового (отчетного) периода. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, т.е. срок, по окончании которого определяется налоговая база и определяется размер налогового обязательства. Но в ряде случаев уплата налога (сбора) должны быть произведена в течение налогового периода. Так, например, налог (авансовый платеж) уплачиваемый с применения упрощенной системы налогообложения должен быть уплачен налогоплательщиком в течение налогового периода (год) и, причем в зависимости от фактической деятельности не один раз.
В случае неуплаты налогов, налоговый орган вправе, и он будет это делать, взыскать с налогоплательщика неуплаченную (исчисленную) сумму налога. Такое взыскание может проходить как в административном порядке, путем приостановки операций по счетам и выставления инкассовых поручений по принудительному перечислению в бюджет денежных средств со счетов налогоплательщика, так и в судебном порядке.
Кроме того у физических лиц возникает обязанность по уплате «имущественных» налогов, без представления налоговой отчетности в налоговый орган, после получения налогового уведомления на уплату налога, в котором будет указан срок уплаты.
Немаловажным обстоятельством является то, что при несвоевременной уплате налогов (сборов) на такую сумму будут начисляться пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. То есть пропуск срока уплаты налога влечет еще негативные последствия в виде дополнительно начисленных сумм пени.
А также своевременная, в установленный срок, уплата налога поможет избежать привлечения к налоговой ответственности по определенным статьям Налогового кодекса РФ или снизить штрафные санкции.
Установленный срок взыскания налогов и сборов, штрафов и пени в большей степени предназначен для исполнения и соблюдения налоговым органом, так как нарушение этого срока может повлечь за собой отмену взыскания, но в большинстве случает только в судебном порядке. Однако и налогоплательщику не стоит забывать про эти сроки, так как перед тем как налоговый орган начнет приостанавливать операции по счетам в адрес налогоплательщика должно быть направлено требование об уплате налогов (сборов), штрафов, пени, а у такого требования есть свой срок исполнения, и если налогоплательщик согласен с суммой подлежащей уплате, то ее надо будет уплатить до окончания срока исполнения требования и соответственно до взыскания со счетов, приостановки операций по счетам, взыскания за счет имущества.
Одними из основных сроков в налоговом праве, которыми должен пользоваться практически каждый налогоплательщик это сроки по представлению налоговой отчетности в налоговый орган.
При этом необходимо учитывать, что у каждого определенного налога установлены свои сроки по представлению налоговой отчетности, так, к примеру, по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС), срок представления составляет не позднее 20 число следующего месяца за налоговым периодом, а налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения представляется организацией не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для того чтобы налогоплательщик начал применять, к примеру, какой либо специальный налоговый режим или воспользоваться налоговой льготой необходимо представить в налоговый орган соответствующее заявление или уведомление, причем представляются такие документы опять же в установленные законом сроки. А от применения специальных налоговых режимов или использования налоговой льготы будет, зависит в каком размере будет уплачен налог (сбор) в бюджет.
Так, например, в отношении таких заявлений и уведомлений, налогоплательщики изъявившие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога или налога с упрощенной системы налогообложения должны представить уведомление о применении таких специальных налоговых режимов и срок представления ограничен определенной календарной датой. А организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога на вмененный доход должны в течение пяти дней со дня начала применения такой системы налогообложения, подать в налоговый орган, соответствующее заявление. Налогоплательщики, которые, например, хотят воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость (право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика) должны представить в налоговый орган в определенный срок соответствующее письменное уведомление и подтверждающие документы.
Практически каждый налогоплательщик, как осуществляющий предпринимательскую деятельность, так и нет, сталкивается с проведением в отношении него налоговой проверки и проведением мероприятий налогового контроля.
Налоговым кодексом РФ установлены две основные налоговые проверки, это камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка. У каждой из налоговых проверок есть свои установленные на законодательном уровне сроки, нарушение которых влечет признание (чаще всего только в судебном порядке) недействительными решения по итогам таких проверок. Кроме срока проведения проверок надо знать и пользоваться другими установленными сроками регламентирующие порядок проведения налоговых проверок, например срок вручения акта налоговой проверки, сроки на представление ответов на требования, сообщения, запросы налогового органа, выставляемые в ходе проведения налоговой проверки и т.д.
Налоговым органом может быть также принято решение в не рамок проведения налоговой проверки, а в результате проведения мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия налогового контроля имеют также свои сроки, и проводятся в основанном в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей. Так, например налоговый орган попытается привлечь к налоговой ответственности за нарушение срока представления документов (информации) по требованию налогового органа, или за несвоевременное представление сведений об открытии (закрытии) расчетного счета.
После получения акта налоговой проверки или акта по результатам мероприятий налогового контроля каждое лицо (налогоплательщик) вправе представить письменные возражения на такой документ, при этом срок представления таких возражений ограничен Налоговым кодексом РФ. Необходимо учитывать, что сроки представления возражений по акту налоговой проверки и на акт по результатам мероприятий налогового контроля разные. То есть, зная свою правоту, для не допущения получения негативного решения, необходимо представить письменные возражения, до истечения срока их подачи. Конечно, всегда можно заявить устные возражения или пояснения в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки или мероприятий налогового контроля, но это уже совсем другой вопрос, который в ближайшее время будет отражен в другой статье.
В случае получения решения налогового органа, которым предложено привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности или доначислены налоги, пени, а также имеют иные негативные последствия, то такое решение можно обжаловать как в досудебном порядке, так и в суде. Необходимо помнить, что на такое обжалование отведены определенные сроки, которые варьируются от 10 дней до года, нарушение которых повлечет отказ вышестоящего налогового органа и суда в обжаловании решений налогового органа. Приведенные в данной статье примеры сроков в налоговом праве, являются лишь небольшой частичкой массива установленных сроков в налоговых правоотношениях.
Таким образом, для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию с налоговыми органами в налоговых правоотношениях, надо досконально изучать налоговое законодательство РФ, следить за внесенными изменениями в Налоговый кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

| | Вверх

Статья 6.1 НК РФ. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

Новая редакция Ст. 6.1 НК РФ

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Комментарий к Статье 6.1 НК РФ

В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 6.1 НК РФ, регулирующая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, изложена в новой редакции.

В основном ст. 6.1 НК РФ повторяет ранее действовавшую редакцию. Не считая поправок технического и уточняющего характера, в данной статье реализованы две важные поправки.

Первая поправка состоит в том, что период времени, равный неделе, исключен из сроков, устанавливаемых законодательством о налогах и сборах. Так, ст. 6.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) содержала абз. 5, в соответствии с которым срок, исчисляемый неделями, истекал в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

Срок, исчисляемый неделями, например, был установлен п. 5 ст. 100 НК РФ для представления возражений на акт проверки:

«Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки».

Норма, изложенная в абз. 5 ст. 6.1 НК РФ, вызывала споры: что считать пятью рабочими днями, следующими подряд <1>.
———————————
<1> Заметим, что срок, устанавливаемый в неделях, также был установлен в п. 2 ст. 76 НК РФ, устанавливающим, что непредставление налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации влечет приостановление операций по счетам в банках. Пунктом 53 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 76 НК РФ изложена в новой редакции, а срок непредставления налоговой декларации также установлен в календарных днях. Срок, исчисляемый неделями, также был установлен в п. 2 ст. 79 НК РФ и ряде других случаев.

Пример. В отношении ООО «Колокольчик» была проведена выездная налоговая проверка. 19 июля 2006 г. (среда) представителю ООО «Колокольчик» был вручен акт проверки. По мнению налоговых органов, срок представления возражений по акту проверки в соответствии с нормой, изложенной в абз. 5 ст. 6.1 НК РФ, составляет 10 рабочих дней, следующих подряд, независимо от того, есть ли между ними выходные или праздничные дни, то есть двухнедельный срок истекает 2 августа 2006 г. в среду.

В то же время существовала иная точка зрения: течение срока, установленного абз. 5 ст. 6.1 НК РФ, начинается 24 июля 2006 г. и, соответственно, истекает 4 августа 2006 г., то есть 10 рабочих дней, следующих подряд.

С внесением изменений в ст. 6.1 НК РФ данная проблема была устранена. Заметим, что п. 71 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 100 НК РФ также была изложена в новой редакции и срок на представление возражений на акт проверки установлен в течение 15 календарных дней со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ, в редакции Закона N 137-ФЗ).

Во-вторых, в ст. 6.1 НК РФ введена норма, регулирующая порядок исчисления сроков, определенных днями. Так, в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Заметим, что отсутствие такой нормы в части первой НК РФ порождало многочисленные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Пример.

Ситуация.

Налогоплательщик 13 апреля 2005 г. известил налоговый орган об открытии расчетного счета в банке.

Решением от 17 июня 2005 г. налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 118 НК РФ, в виде штрафа, на основании которого ему направлено требование от 27 июня 2005 г. об уплате налоговой санкции в срок до 8 июля 2005 г.

Неисполнение указанного требования послужило поводом для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением.

Позиция суда.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации об открытии или закрытии счетов.

Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (ст. 118 НК РФ).

Согласно требованиям ст. 6.1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. В случае, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, законодатель в ст. 6.1 НК РФ, регулирующей порядок исчисления сроков, упоминает о нерабочих днях только в случае, когда последний день срока падает на нерабочий день, из чего следует, что выходные и праздничные дни при исчислении сроков во всех остальных случаях не исключаются из расчета срока.

Исходя из буквального толкования названных норм, суд кассационной инстанции полагает, что законодатель, устанавливая срок направления извещения об открытии или закрытии счета в банке, определял его не рабочими, а календарными днями, который с начала его исчисления течет непрерывно. Это значит, что нерабочие дни, если они приходятся на начало течения срока или встречаются на его протяжении, включаются в срок и не удлиняют его.

Налогоплательщик открыл расчетный счет в банке 30 марта 2005 г.

Десятидневный срок, установленный для письменного сообщения об открытии или закрытии счетов ст. 23 НК РФ, истекает 9 апреля 2005 г. Поскольку 9 апреля 2005 г. (суббота) является нерабочим днем, следовательно, срок истекает 11 апреля 2005 г.

Налогоплательщик известил налоговый орган об открытии счета 13 апреля 2005 г., то есть с нарушением десятидневного срока, установленного ст. 23 НК РФ.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2006 г. N Ф04-1845/2006(20692-А27-15).)

Приведем еще один пример. В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы, а лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Однако ни ст. 93, ни ст. 6.1 НК РФ не содержали ответа на вопрос: как исчисляется срок, предусмотренный ст. 93 НК РФ, в рабочих или календарных днях?

Минфин России в Письме от 23 ноября 2005 г. N 03-02-07/1-317 ответил на этот вопрос так: «В связи с тем, что в п. 1 ст. 93 НК РФ прямо не указано, что требование о представлении документов исполняется в течение пяти рабочих дней, такое требование исполняется в течение пяти календарных дней».

Однако арбитражные суды приходили к противоположным выводам. Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июля 2003 г. N Ф04/3562-1013/А46-2003 указано: «… в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Соответственно, срок следует исчислять в рабочих днях».

С введением в действие поправок в ст. 6.1 НК РФ данная проблема будет снята.

Статья 6.1 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) содержит следующие правила исчисления сроков:

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями (п. 1 ст. 6.1 НК РФ).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд (п. 3 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года (п. 4 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации

В статье 6.1 Кодекса определен порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Положения комментируемой статьи установлены во многом по аналогии с правилами гл. 11 части первой ГК об исчислении сроков, установленных гражданским законодательством, гражданско-правовой сделкой и судом.

Согласно ст. 190 ГК установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Как указано в п. 4 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, направленного информационным письмом Президиума ВАС России от 11 января 2002 г. N 66 <*>, в силу ст. 190 ГК срок может определяться указанием лишь на такое событие, которое должно неизбежно наступить, то есть не зависит от воли и действий сторон.

———————————
<*> Вестник ВАС РФ. 2002. N 3.

В соответствии со ст. 191 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьей 192 ГК установлено следующее в отношении окончания срока, определенного периодом времени:

срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. К сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами (п. 1 ст. 192);

к сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года (п. 2 ст. 192);

срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192);

срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока (п. 4 ст. 192).

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то согласно ст. 193 ГК днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Порядок совершения действий в последний день срока установлен в ст. 194 ГК:

если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (п. 1 ст. 194);

письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок (п. 2 ст. 194).