Профессиональная этика аудитора
Этика аудита
|
|
Профессиональная этика аудитора
|
Международные стандарты аудита, их группировка и краткое содержание
Международные стандарты аудита (MCA) способствуют приведению практики аудита и сопутствующих услуг к единой форме по всему миру. Они содержат основные принципы, необходимые процедуры и рекомендации по их применению.
Обеспечено единство структуры MCA, которая включает в себя:
· введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;
· разделы, излагающие суть стандарта;
· приложения (для некоторых стандартов).
MCA содержат те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе ауди-торской деятельности и подкреплены опытом практической работы огромного числа аудиторов разных стран. При этом совершенно не ставится задача сразу и в полном объеме ввести их, поскольку в каждой стране существуют конкретные экономические и политические условия, различные традиции и свой национальный менталитет, которые обязательно должны быть учтены при организации аудиторской деятельности. Все международные стандарты можно разделить на 4 группы: первая — это те, что могут быть приняты сразу, целиком и полностью; вторая — стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями; к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих условий (например, дальнейшего развития и совершенствования рыночных отношений) для своего введения, и наконец, четвертая — это стандарты, неприемлемые в данной стране в силу ее исторических традиций и национальной психологии.
MCA представляют собой основные рекомендации по процедуре про-ведения аудита и порядку составления аудиторского отчета. Они не являются подробными правилами, охватывающими всю аудиторскую работу, не содержат детализированных инструкций применения, а определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы.
Международные стандарты аудита применяются в аудите финансовой отчетности. MCA, адаптированные соответствующим образом, также при-меняются при аудите прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, и предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Кроме того, их используют для создания национальных стандартов аудита и сопутствующих ему услуг.
MCA способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, и унификации по мере возможности подхода к аудиту в международном масштабе. При разработке национальных стандартов MCA применяются к сведению, либо служат базой для их создания. Но каждая отдельная страна должна разработать такие национальные стандарты, которые были бы значительно приближены к международным.
В некоторых странах проявляют осторожность при формировании собственных и применении международных стандартов аудита. Так, например, в Канаде, Великобритании, Швеции, Ирландии и США, имеющих свои национальные стандарты, международные стандарты аудиторскими организациями применяются к сведению.
В то же время в других странах, например, в Австрии, Бразилии, Голландии, Индии, России и др., международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных подобных стандартов.
В странах, где не решено разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты воспринимаются в качестве национальных.
Ориентируясь на международные стандарты и национальные стандарты стран с развитой рыночной экономикой (США, Великобритания и др.) и учитывая свои специфические особенности, Палата аудиторов Республики Казахстан в 1993-1995гг. провела большую работу по разработке национальных стандартов, в результате на ее внеочередной конференции, состоявшейся 20-21 июля 1995 г., были приняты 12 Казахстанских стандартов по аудиту, которые имели силу нормативных актов и были обязательны для исполнения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами на территории нашей страны. Внедрение их позволило упорядочить, развить и совершенствовать аудиторскую деятельность в Республике Казахстан.
Однако в последующие годы экономическая ситуация в стране значительно изменилась. Развитие бизнеса, возрастание роли международной интеграции в сфере экономики, усиление интернационализации мирового хозяйства и финансовых рынков, расширение масштабов деятельности транснациональных корпораций требуют гармонизации, унификации (единообразия) и прозрачности применяемых в разных странах принципов бухгалтерского учета и аудита, перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и аудита. В связи с появлением этой необходимости на V Республиканской конференции Палаты аудиторов, состоявшейся в марте 2000 г., было принято решение о переходе аудита Казахстана на международные стандарты и принятии их в качестве национальных. В 2001 году были приняты и изданы 36 стандартов, разработанные Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП), и имевшиеся на момент выпуска официального перевода на русский язык в редакции 1999 г. Эти стандарты сыграли положительную роль, послужив в нашей стране развитию и совершенствованию аудиторской профессии, позволив ей руко-водствоваться гармонизированными стандартами в целях предоставления высококачественных услуг в интересах общества. В то же время отсутствие требования обязательности их использования приводило к разночтениям, произвольному толкованию ряда принципов и положений, недопониманию в бизнес-кругах. В 2009 году с официального разрешения МФБ Профес-сиональной аудиторской организацией «Палата аудиторов Республики Казахстан» был издан Сборник международных стандартов аудита и контроля качества, который содержит полный комплект стандартов аудита и контроля качества, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и выражения уверенности (СМСАВУ). Сборник включает все Международные стандарты аудита (МСА), которые были изложены в новой редакции с целью повышения их ясности, изложенный в новой редакции Международный стандарт контроля качества (МСКК) 1, Глоссарий терминов и предисловие, вступившие в силу 15 декабря 2009 года.
Это издание позволит обеспечить работу отечественных аудиторов и аудиторских организаций по единым обязательным для всех правилам и послужит дальнейшей интеграции в мировое аудиторское сообщество. Оно предназначено для аудиторов, бухгалтеров, руководителей и других специалистов организаций всех форм собственности, а также для студентов и преподавателей учебных заведений.
Во введении предисловия к Международным стандартам контроля качества, аудита, обзора, выражения уверенности и сопутствующих услуг отмечается, что целью СМСАВУ является разработка системы Между-народных стандартов, которая будет принята во всем мире.
Стандарты и положения СМСАВУ регулируют аудит, обзор, прочие соглашения по выражению уверенности и сопутствующим услугам, предоставляемые в соответствии с Международными стандартами. Они не имеют превалирующего значения над местными законами или норма-тивными актами, которые регулируют аудит исторической финансовой отчетности или соглашения по выражению уверенности по прочей информации в какой-либо определенной стране и которые необходимо соблюдать в соответствии с национальными стандартами этой страны. В случае если местные законы или нормативные акты отличаются либо противоречат стандартам СМСАВУ по какому-либо вопросу, соглашение, выполняемое в соответствии с местными законами или нормативными актами, не будет автоматически соответствовать стандартам СМСАВУ. Профессиональный бухгалтер не должен заявлять о соответствии стандартам СМСАВУ, если только он полностью не выполняет требования всех стандартов СМСАВУ, применимых к какому-либо конкретному соглашению.
Далее в предисловии говорится о правомочности стандартов СМСАВУ. Так, Международные стандарты аудита (МСА) должны применяться в отношении аудита исторической финансовой информации, Международные стандарты соглашений по обзору (МССО) должны применяться в отношении обзора исторической финансовой информации, Международные стандарты соглашений о выражении уверенности (МССВУ) – в отношении соглашений о выражении уверенности по вопросам, отличным от исторической финансовой информации, Международные стандарты соглашений по сопутствующим услугам (МСССУ) – в отношении соглашений о компиляции информации, согласованных процедур и соглашений о прочих сопутствующих услугах определенных СМСАВУ, Международные стан-дарты контроля качества (МСКК) должны применяться в отношении всех услуг, попадающих под действие стандартов соглашений СМСАВУ, к которым относятся МСА, МССО, МССВУ и МСССУ.
После введения приведен глоссарий, который содержит 230 терминов, использованных при изложении Стандартов СМСАВУ.
Далее излагается содержание Стандартов СМСАВУ, которые начи-наются со стандарта контроля качества (МСКК) в фирмах, выполняющих аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения по выражению уверенности и сопутствующим услугам (первый раздел).
Во втором разделе «Аудит и обзор финансовой информации» рас-сматриваются Международные стандарты аудита (МСА), которые подразделены на соответствующие группы. Группировка, наименование и краткое содержание Международных стандартов аудита приведены в таблице 2.
Таблица 2. – Группировка, наименование и краткое содержание Международных стандартов аудита
№ п/п | Код и группа МСА | Название МСА | Краткое содержание МСА |
200-299 | Общие принципы и ответственность | ||
1. | Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита | Данный МСА рассматривает общие обязанности и цели независимого аудитора, а также характер и масштаб аудита. Цель аудита состоит в том, чтобы повысить степень уверенности предполагаемых пользователей финансовой отчетности. МСА требует, чтобы аудитор получил разумную уверенность в том, что финансовая отчетность в целом не содержит существенных искажений, вызванных мошенничеством или ошибкой. | |
2. | Согласование условий соглашения по аудиту | Данный МСА рассматривает обязанности аудитора при согласовании условий соглашения по аудиту с руководством субъекта и, в случае необходимости, лицами, наделенными руководящими полно-мочиями. В письме-соглашения указываются: а) цель и масштаб аудита финансовой отчетности; б) обязанности аудитора; в) обязанности руководства субъекта; г) идентификация применимой основы предоставления финансовой отчетности и д) ссылка на ожидаемую форму отчета. | |
3. | Контроль качества аудита финансовой отчетности | Данный МСА рассматривает конкретные обязанности аудитора в отношении процедур контроля качества аудита финансовой отчетности и обязанности лиц, проводящих контрольный обзор качества выполнения соглашения. | |
4. | Аудиторская документация | Данный стандарт рассматривает обязанности аудитора подготавливать аудиторскую докумен-тацию по аудиту финансовой отчетности. В нем указывается, для каких целей служит аудиторская документация. Среди примеров аудиторской доку-ментации можно назвать: программы аудита, анализы, письма подтверждения и др. | |
5. | Обязанности ауди-тора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности | Данный стандарт рассматривает обязанности аудитора в отношении мошенничества при прове-дении аудита финансовой отчетности. При этом он рассматривает мошенничество, которое вызывает существенное искажение финансовой отчетности. | |
6. | Учет законнода-тельства и норма-тивных актов в ходе аудита финансовой отчетности | Определена ответственность аудируемой органи-зации за соблюдение законодательных и норма-тивных актов. Указаны требования к аудиторам при рассмотрении им соблюдения клиентом законодательства и нормативных актов. Установ-лена необходимость документирования обнаружен-ных фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов и указаны действия аудитора при выявлении фактов несоблюдения законо-дательства и нормативных актов, оказавших существенное влияние на финансовую отчетность. | |
7. | Обмен инфор-мацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями | Изложены обязанности аудитора по осуществле-нию обмена информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями, в отношении аудита финансовой отчетности. Установлен порядок со-общения информации аудитором лицам, наделен-ным руководящими полномочиями | |
8. | Информирование лиц, наделенных руководящими полномочиями, и руководства субъекта о недостатках в системе внутреннего контроля | Изложены обязанности аудитора надлежащим образом информировать лиц, наделенных руководящими полномочиями, и руководство субъекта о недостатках в системе внутреннего контроля, которые аудитор идентифицировал в ходе аудита финансовой отчетности. Указана цель аудитора при рассмотрении системы внутреннего контроля. Определены идентифицированные недостатки в системе внутреннего контроля, о которых аудитор обязан проинформировать лиц, наделенных руководящими полномочиями, и руководство субъекта. | |
300-499 | Оценка рисков и действия в ответ на оцененные риски | ||
9. | Планирование аудита финансовой отчетности | Описан процесс планирование аудита, разработки его общей стратегии и плана, порядок их документирования | |
10. | Идентификация и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды | Определены обязанности аудитора идентифици-ровать и оценить риски существенных искажений в финансовой отчетности на основе знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля субъекта: указаны цель аудитора и процедуры, которые он должен выполнить при оценке рисков. Рассмотрена система внутреннего контроля и изложено содержание ее компонентов. Показана значимость для аудита работы службы внутреннего аудита субъекта. | |
111. | Существенность в планировании и выполнении аудита | Дано определение понятию «существенность», раскрыта взаимосвязь существенности и аудитор-ского риска, показано применение понятие существенности в ходе планирования и проведения аудита финансовой отчетности. Дано определение понятию «аудиторский риск» и показаны факторы, влияющие на его величину. | |
12. | Действия аудитора в ответ на оцененные риски | Указана цель аудитора, рекомендован выбор процедур, отвечающих полученным оценкам рисков, названы элементы общего аудиторского подхода в отношении оцененных рисков существенных искажений. | |
13. | Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций | Рассмотрены вопросы аудита клиентов, использующих услуги одной или нескольких обслуживающих организаций. Эти услуги являются частью информационной системы клиента. | |
14. | Оценки искажений, выявленных в ходе аудита | Определена цель аудитора, названы причины возникновения искажений и дано разграничение их на фактические оценочные и прогнозируемые. Указаны действия аудитора при оценке эффекта неисправленных искажений и информировании руководства субъекта об искажениях и их направлении. | |
500-599 | Аудиторское доказательство | ||
15. | Аудиторское доказательство | Указана цель аудитора, даны определения понятиям, надлежащий характер и «достаточность» аудиторских доказательств, описаны источники и методы получения аудиторских доказательств, названы факторы, влияющие на уместность и надежность информации, на характер, сроки выполнения и масштаб аудиторских процедур. | |
16. | Аудиторское доказательство-специальное рассмотрение определенных статей | Указаны цель аудитора и его действия при аудите состояния запасов, а также на стадии завершения судебных процессов и исков, в которых участвует субъект. | |
17. | Внешние подтверждения | Указана задача стандарта, которая состоит в том, чтобы помочь аудитору в разработке и выполнении процедур внешнего подтверждения для получения уместного и надежного аудиторского доказа-тельства. Установлены условия использования аудитором внешнего подтверждения аудиторских доказательств. Определены действия аудитора при отказе руководства субъекта разрешению аудитору отправить запрос на подтверждение. | |
18. | Первичные соглашения по аудиту-начальное сальдо | Рассмотрены действия аудитора, обеспечивающие получение необходимых доказательств отсутствия ошибок в начальных сальдо. Дан пример заклю-чения с оговорками, если информация недоста-точна. | |
19. | Аналитические процедуры | Раскрыты цели, содержание и характер аналитических процедур в аудите. | |
20. | Аудиторская выборка | Указана цель аудитора. Дано определение понятию «аудиторская выборка». Приведены 4 приложения, в которых содержатся рекомендации по построению выборки и названы факторы, влияющие на объем выборки для тестов средств контроля и детальных тестов, изложены методы определения выборки. | |
21. | Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий. | Указана цель аудитора. Дано определение поня-тиям «расчетная оценка» и «справедливая стои-мость». Даны рекомендации по аудиту расчетных оценок, в том числе справедливой стоимости. Определены факторы, влияющие на степень неопределенности расчетной оценки. | |
22. | Связанные стороны | Определены действия аудитора, необходимые для получения доказательств существования взаимосвязанных сторон и операций между ними. | |
23. | Последующие события | Указана цель аудитора. Дано определение понятию «последующие события». Определены действия аудитора по выявлению событий, возникающих в период между датой финансовой отчетности и датой аудиторского отчета (заключения). | |
24. | Допущение о непрерывности деятельности | Указаны ответственность субъекта за оценку способности его продолжать свою непрерывную деятельность и обязанности аудитора по уста-новлению достоверности этой оценки и способ-ности субъекта непрерывно продолжать свою деятельность. Определены действия аудитора при наличии существенной неопределенности в способ-ности субъекта продолжать свою непрерывную деятельность и неадекватного ее раскрытия. | |
25. | Письменное представление | Дано определение понятию «письменное представление». Рассматривает обязанности ауди-тора в получении письменных представлений от руководства субъекта и , в случае необходимости, лиц, наделенных руководящими полномочиями, в ходе аудита финансовой отчетности. Определены действия аудитора в случае ненадежности пись-менных представлений и противоречия их другим аудиторским доказательствам. Приведен пример письма-представления. Указана необходимость документирования заявлений руководства. | |
600-699 Использование работы других лиц | |||
26. | Специфические вопросы – аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов отдельных компонентов). | Даны определения понятиям «группа», «компонент», «аудитор компонента». Указана необходимость установления уровня существен-ности для финансовой отчетности группы в целом и порога существенности для компонента. Определены действия аудитора в ответ на оценочные риски существенных искажений финансовой отчетности и при осуществлении процесса ее консолидации. Изложено содержание обмена информацией с аудитором компонента, руководством группы и лицами, наделенными руководящими полномочиями. Указаны вопросы, которые должны быть включены в аудиторскую документацию. | |
27. | Использование работы внутренних аудиторов | Охарактеризованы отношения внешнего аудитора со службой внутреннего аудита. Указаны функции службы внутреннего аудита (кроме общих вопросов сюда входят проверка, оценка и мони-торинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля). Даны рекомендации по использованию работы внутренних аудиторов и по ее оценке. | |
28. | Использование аудитором работы привлеченного эксперта | Дано определение понятию «эксперт». Предло-жены рекомендации по использованию в ходе проведения аудита работы эксперта, привлечен-ного аудиторской организацией. Перечислены примерные вопросы, которые могут быть осно-ванием для привлечения эксперта, и указаны аспекты определения необходимости привлечения эксперта. Указаны различия между внутренним и внешним экспертом. Рассматриваются компе-тентность, способность и объективность эксперта. Перечислены специальные процедуры по оценке соответствия работы эксперта целям проведения аудита. В приложении указаны вопросы для согласования между аудиторской организацией и внешним экспертом. | |
700-799 Аудиторское заключение и отчеты | |||
29. | Формирование мнения и представление отчета (заключения) по финансовой отчетности | Рассмотрена ответственность аудитора за форму-лирование мнения по финансовой отчетности, установлены формы и содержание аудиторского отчета (заключения). Указано, что должен оценить аудитор при проведении аудита финансовой отчетности. Определены условия, при которых может быть выражено мнение без оговорок. Указано, что должно быть включено в аудиторский отчет (заключение). Приведены примеры аудитор-ских отчетов (заключений) по финансовой отчетности (по полному компоненту и консо-лидированной финансовой отчетности). | |
30. | Модификация мнения в отчете (заключении) независимого аудитора | Дано определение понятию «модифицированное мнение». Устанавливает возможные модификации отчета (заключения) аудитора и определяет порядок их применения. Указаны условия опреде-ления типа модификации аудиторского мнения. В пяти приложениях приведены примеры ауди-торских отчетов (заключений) с модифици-рованными мнениями. | |
31. | Пояснительные параграфы и параграфы о прочих вопросах, требующих внимания в отчете (заключении) независимого аудитора | Приведены примеры обстоятельств, при которых может возникнуть необходимость в пояснительном параграфе. Указано, что включение в аудиторский отчет пояснительного параграфа не влияет на аудиторское мнение. Приведен пример аудитор-ского отчета (заключения), содержащего поясни-тельный параграф. | |
32. | Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность | Дано определение терминам «сравнительная информация», «сравнительные данные» и «сравнительная финансовая отчетность». Указаны действия аудитора при наличии модифицирован-ного мнения по финансовой отчетности предыдущего периода, аудит которой не проводился. | |
33. | Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность | Дано определение понятию «прочая информация». Указаны действия аудитора при выявлении существенных противоречий между прочей информацией и информацией, содержащейся в аудированной отчетности. Приведен примерный состав прочей информации. | |
800-899 Специализированные отчетности | |||
34. | Специфические вопросы – аудит финансовой отчетности, подготовленный в соответствии с основой специального назначения | Дано определение понятию «финансовая отчетность специального назначения». Изложены вопросы, рассматриваемые при принятии соглашения, планировании и проведении аудита и при формулировании мнения и представлении отчета (заключения). Приведены примеры основ специального назначения и аудиторских отчетов (заключений) по финансовой отчетности специального назначения. | |
35. | Специфические вопросы – аудит отдельных финансовых отчетов и специфических элементов, счетов или статей финансового отчета | Дано определение понятию «элемент финансового отчета». Изложены вопросы, рассматриваемые при принятии соглашения, планировании и проведении аудита, формулировании мнения и представления отчета (заключения). Приведены примеры специфических элементов, счетов или статей финансового отчета и аудиторских отчетов (заключений) по отдельному финансовому отчету и специфическому элементу финансового отчета, а также приведен пример отчета (заключения) независимого аудитора по аудиту отчета о поступлении и расходовании денежных средств. | |
36. | Соглашения по представлению отчета (заключения) по обобщенной финансовой отчетности | Дано определение понятию «обобщенная финансовая отчетность». Указываются процедуры, которые должен выполнить аудитор при проведении аудита обобщенной финансовой отчетности, дата аудиторского отчета (заключения) по обобщенной финансовой отчетности.приведены пять примеров аудиторского отчета (заключения) по обобщенной финансовой отчетности. |
Из таблицы 6 видно, что Международные стандарты аудита подразделены на шесть групп. Первая группа включает в себя восемь стандартов, вторая – шесть, третья – 11, четвертая – 3, пятая – пять и шестая три МСА. Всего сегодня действуют 36 МСА. Отметим, что Международные стандарты аудита не детализируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в ходе проведения аудита. Этой цели служат внутренние стандарты аудиторских организаций, значение и структура которых рассмотрены выше.
Общая теория этики является источником этических норм для людей любых профессий. Как показывает опыт, общественное доверие к качеству оказываемых услуг возрастает тогда, когда существуют высокие стандарты поведения к профессиональной деятельности. Поэтому во всех странах, где осуществляется аудиторская деятельность существует Кодекс этических профессиональных норм. Такой Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации, точно определяет критерии поведения в определенной ситуации, является декларацией твердых норм поведения и содействует их выполнению.
Так в США Кодекс профессиональной этики , принятый Американским институтом присяжных бухгалтеров (AICPA) является попыткой объединения этических стандартов идеального практического поведения аудиторов. Данный кодекс содержит общие этические принципы и цели к которым должен стремиться каждый аудитор, а также включает набор специфических обязательных правил, устанавливающих минимальный уровень поведения, которого должен придерживаться профессионал, чтобы избежать дисциплинарных взысканий.
Структура кодекса профессиональной этики аудиторов США подразделяется на четыре категории: концепции профессиональной этики; правила поведения; разъяснения правил поведения; этические нормы.
Концепции профессиональной этики отражают основные догматы профессионального поведения. Это идеальные стандарты этического поведения, содержащие анализ основных этических принципов, которые должен соблюдать дипломированный аудитор:
· независимость, честность и объективность;
· компетентность; и высокий технический уровень;
· обязательства перед клиентами;
· обязательства перед коллегами;
· другие обязательства.
Правила поведения устанавливают минимальный уровень приемлемого поведения. Это конкретные правила, которые должен выполнять каждый практикующий дипломированный бухгалтер для обеспечения минимально необходимого уровня оказываемых услуг. Отдельные правила могут быть обязательными для исполнения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?;
ПОИСК ПО САЙТУ: |
Юриспруденция / Аудит / 1.2 Принципы аудита
Основные принципы аудита можно разделить на две группы:
1) основные принципы, регулирующие аудит – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит;
2) основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.
Принципы, регулирующие аудит определены в п. 3 стандарта № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Так, стандарт определяет, что при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:
1) независимости;
2) честности;
3) объективности;
4) профессиональной компетентности и добросовестности;
5) конфиденциальности;
6) профессионального поведения;
7) профессионального скептицизма.
Независимость аудитора – предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме. Так, аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является, не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения.
Честность аудитора предполагает приверженность аудитора профессиональному долгу.
Объективность аудитора – это беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.
Профессиональная компетентность аудитора – это обладание необходимым объемом знаний и умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуаций.
Добросовестность аудитора – это оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.
Принцип конфиденциальности информации заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта
Профессиональное поведение аудитора – это поддержание высокой репутации профессии и воздержание от совершения поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии
Профессиональный скептицизм выражается в том, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает ауди
торские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений
К основным принципам проведения аудита относятся:
1) определение объема аудита;
2) планирование аудита;
3) оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
4) аудиторские доказательства;
5) аудиторская документация;
6) аудиторское заключение.
Определение объема аудита. Согласно п. 5 федерального стандарта аудиторской деятельности № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.
Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.
Планирование аудита. В соответствии со стандартом аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства.
Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля. Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, спланировать их деятельность, получив согласие клиента.
Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение,
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудитору необходимо дать оценку систем бухгалтерского учета и анутреннего контроля, принятым в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.
Аудиторские доказательства. Согласно требованиям федерального стандарта аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства», в ходе проверки ауди
тору необходимо собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
Аудиторская документация. Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» определяет, что важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, необходимы для аудиторских процедур (ведомости, схемы и т.п.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, а информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.
Аудиторское заключение. В соответствии с федеральным аудиторским правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского уче
та и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите».
Добавить комментарий