Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений

Автономные учреждения. Предпринимательская деятельность автономного учреждения

Действует Меню документа Разделы

  • Содержимое
  • Карта

Инструменты Навигация Присоединяйтесь! Зарегистрированных пользователей портала: 509 952. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

Дата документа 14.01.2015
Метки Методика

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Как известно, одной из форм некоммерческих организаций являются государственные или муниципальные учреждения, которые могут быть автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрено, что некоммерческие организации, следовательно, и автономные учреждения, могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
В данной статье рассмотрим основные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности автономными учреждениями, порядок использования полученной прибыли, а также порядок отражения операций при осуществлении предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете автономных учреждений.
То, что некоммерческие организации, к числу которых относятся и автономные учреждения, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, следует из статьи 50 ГК РФ. Напомним, что в силу пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Статьей 298 ГК РФ также установлено, что автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Деятельность автономных учреждений регулируется не только нормами ГК РФ, но и Федеральным законом от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ). Согласно статье 2 названного закона автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту. Цены — Правила — Сотрудничество — Проекты — Партнеры Google+ — Одноклассники — Instagram — Facebook — ВКонтакте — Twitter — Livejournal Правовая система «Референт» © 2019 119361, Россия, Москва, ул. Большая Очаковская, д.47а, стр.1 +7 (495) 780-71-81 portal@referent.ru

Ведется подготовка документа. Ожидайте

Любая деятельность, связанная с торговлей, в обязательном порядке должна быть согласована с соответствующими органами власти. Однако разрешение не всегда оказывается нужно. Если вы начинаете заниматься предпринимательством, то вам обязательно нужно знать, когда необходимо разрешение, а когда необходимость в этом документе отсутствует.

Если вы планируете вести торговлю, то вам необходимо узнать, в каких сферах требуется предоставить разрешение или получить лицензию. Иногда достаточно просто уведомить соответствующий орган гос. власти. Например, существует всего несколько типов деятельности, для ведения которых будет достаточно уведомления. К ним относятся:

  • Занятие торговлей в неспециализированных торговых точках, торговля продовольствием на рынках и в палатках;
  • Оптовая торговля продовольствием или непродовольственными товарами.

Для того, чтобы подать данное уведомление, необходимо подготовить специальный бланк и направить его в госорган. В данном документе будут указаны данные юридического и физ. лица, а также индивидуальный номер налогоплательщика и вся имеющаяся информация.

Если лицо, ведущее такую торговлю, не уведомляет власти в установленном порядке, то за этим обычно не следуют значительные санкции. В случае отсутствия разрешения на ведение торговли наказанием будет уплата штрафа.

Тем, кто собирается приступить к занятию торговлей на нестационарных объектах, можно не получать разрешение. Достаточно только договора на ведение данной деятельности.

ТОРГОВЛЯ СПИРТНЫМ

С торговлей алкоголем все немного сложнее. Прежде чем начинать приступать к торговле спиртным, следует оформить лицензию. Для этого нужно подать заявление особой формы. К данному заявлению прилагаются учредительные документы, а также документы, подтверждающие наличие уставного капитала организации более 1 млн. рублей. Также необходимо предоставить квитанцию об оплате госпошлины. Чтобы получить разрешение на торговлю спиртным, придется заплатить. Действует оно всего один год.

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

При организации торговли в розницу действуют особые правила. Прежде чем получить разрешение, нужно подать заявление особой формы, в котором будет указано название юр. лица, тип планируемого рынка, месторасположение объекта торговли. К нему также необходимо приложить стандартный набор документов.

Уведомление о начале деятельности

Чтобы начать свое дело в торговой сфере, не всегда обязательно получать разрешение на торговлю от государства. Только отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, и они указаны в законе. Но в некоторых случаях все же необходимо уведомить соответствующий госорган о своем открытии. Такое требование выставляется в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В этом нормативном акте есть перечень видов деятельности, по отношению к которым применяется уведомительный порядок в торговле. Но есть еще постановление Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16.07.2009 № 584, где перечень видов деятельности конкретизируется более детально.

В итоге он выглядит так:

Торговля в розницу:

  • в неспециализированных магазинах;
  • пищевыми продуктами в специализированных магазинах;
  • косметическими и парфюмерными товарами;
  • в палатках и на рынках.

Торговля оптом:

пищевыми продуктами;

  • непродовольственными товарами;
  • пищевыми продуктами.

Лицам, решившим вести один из названных видов деятельности, нужно не оформлять разрешение на торговлю, а просто поставить в известность соответствующий госорган.

Порядок подачи уведомления

Для наглядности возьмем в пример Москву.

Порядок, по которому подается уведомление в уполномоченный орган, зафиксирован в постановлении Правительства РФ № 584. Согласно ему, заявителю нужно предоставить 2 заполненных экземпляра уведомления в уполномоченный орган. Таким органом в Москве выступает управа района города или префектура административного округа, все зависит от того, где зарегистрирован заявитель. Форма уведомления приведена в том же постановлении.

Уведомление можно подать лично, отправить по почте или через интернет в виде электронного документа.

Два экземпляра подаются с тем учетом, чтобы тут же вернуть один заявителю с отметкой о вручении. При подаче электронного документа заявителю высылается подтверждение о вручении также в электронном виде.

В самом уведомлении указываются такие данные:

  • наименование юрлица или ФИО предпринимателя;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • юр. адрес и фактический адрес объекта торговли;
  • вид деятельности и перечень работ и услуг в рамках отдельного вида деятельности.

Заметьте: никаких документов к уведомлению прикладывать не надо. Такой порядок намного легче получения разрешения на торговлю.

Все сведения из уведомления служат для формирования Торгового реестра, который ведется согласно приказу Минпромторга от 16.06.2010 № 602.

Что ожидает продавца, не подавшего уведомление

Все давно уже уяснили, что отсутствие разрешения на торговлю (если оно требуется в обязательном порядке) тянет за собой наложение штрафов. А вот к уведомительному порядку относятся не так серьезно, хотя тут тоже предусмотрена своя ответственность.

КоАП РФ считает проступком нарушение правил уведомления о начале деятельности. А ответственность прописана в ст. 19.7.5-1. Тут есть два варианта:

  • Торговец вообще не подал уведомление, что грозит штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
  • Уведомление было подано, но содержало недостоверные данные. Тут уже могут оштрафовать на 20 000–30 000 рублей.

Во избежание проблем и лишних расходов следует соблюдать установленный порядок начала деятельности.

Разрешение на открытие нестационарного торгового объекта

Нестационарный объект торговли – это объект, который не имеет твердой привязки к земле, к примеру киоск, торговый автомат. И ставятся такие объекты только в отведенных местах, утвержденных специально разработанной схемой размещения. Каждый из объектов должен соответствовать типовым архитектурным решениям.

За размещение нестационарных объектов в Москве, когда речь идет о расположении их на земле, находящейся в госсобственности, отвечает Департамент торговли и услуг г. Москвы.

Чтобы начать торговать в таком нестационарном объекте, не нужно оформлять разрешение на торговлю, тут требуется заключение договора на осуществление торговой деятельности или на размещение нестационарного объекта торговли. Такой договор будет заключен с победителем аукциона, так как здесь действуют правила конкурсного отбора продавца.

Для участия в аукционе юрлицо или ИП должен подать заявление, форма которого устанавливается организатором торгов, и при этом иметь на счету деньги, необходимые для уплаты задатка на участие в аукционе.

Лицензия на продажу алкоголя

Если в ходе торговой деятельности предполагается продавать алкоголь, то придется получить соответственную лицензию, поскольку розничная продажа спиртосодержащей продукции требует специального разрешения на торговлю. Такая постановка вопроса соответствует нормам закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя в розницу на территории Москвы, нужно обратиться с заявлением в Департамент торговли и услуг этого города. Само заявление заполняется по установленной форме, а к нему прикладываются:

  • Учредительные документы. Если нет нотариально заверенных копий, то можно подать и простые копии, но с собой иметь оригиналы.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Документы, из которых видно, что уставный капитал компании не меньше 1 000 000 рублей

Следующие документы могут быть получены департаментом самостоятельно в рамках межведомственного объекта, и только когда это не получается, их должен донести заявитель:

  • Свидетельство о госрегистрации юрлица.
  • Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет.
  • Документы, из которых можно было бы определить, что у заявителя есть права на помещения для открытия торговых объектов и для хранения алкогольной продукции.

Разрешение на торговлю алкогольной продукцией выдается на платной основе, так, лицензия сроком на один год стоит 65 000 рублей.

Разрешение для организации розничного рынка

Еще одной формой ведения торговли можно назвать организацию розничного рынка, которая регулируется законом «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ» от 30.12.2006 № 271-ФЗ. Согласно этому нормативному акту, получить разрешение на организацию рынка можно, подав заявление, где должны быть указаны:

  • Наименование юрлица, его адрес и место расположения объекта, где планируется разместить рынок.
  • ИНН заявителя.
  • Тип организуемого рынка.

А список прилагаемых документов состоит из следующих позиций:

  • Учредительные документы.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Документ, подтверждающий наличие права на объект, где будет размещен рынок.

Если предполагаемое место размещения рынка отвечает плану организации рынков и заявитель выполнил все требования к оформлению и подаче соответственного заявления, то он имеет все шансы получить разрешение на торговлю.

Разрешение на торговлю требуется только в отдельных случаях, например, когда планируется продавать алкоголь. В большинстве своем предприниматели только обязаны уведомить соответственный госорган о начале своей деятельности. Но не стоит забывать, что если не нужно оформлять разрешение на торговлю, то она не будет контролироваться. Уполномоченные органы разрабатывают план проверок, чтобы проверять, соблюдаются ли требования, выдвигаемые к порядку организации и ведения торговли.

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Налоги бюджетного предприятия
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Налоги, уплачиваемые бюджетными организациями

Бюджетные организации являются плательщиками всех видов налогов в зависимости от видов деятельности. Это налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организации, земельный налог, водный налог, единый социальный налог, транспортный налог, государственная пошлина.

В качестве налогового агента бюджетные организации исчисляют и уплачивают НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам.

Рассмотрим данные налоги подробнее.

Налог на прибыль.

Порядок исчисления налога на прибыль регулируется 25 главой НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль (ст. 247 НК РФ).

Согласно ст. 50 ГК РФ бюджетные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Таким образом, бюджетные организации, получающие прибыль, являются плательщиками налога на нее.

Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ). К полученным доходам относятся доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы.

При этом остаток целевого финансирования, не использованный организацией, прибылью не является (см. ст. 251 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления.

Таким образом, доходы бюджетных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т.ч. таможенной декларацией, приказом о командировке и т.п.). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, можно учитывать только те расходы, которые непосредственно связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг) с предпринимательской деятельностью.

Расходы бюджетных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы, а также расходы, связанные с ведением основной (некоммерческой) деятельности.

Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, как и авансовые платежи по итогам отчетного периода, уплачивается не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, то есть срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

Бюджетные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Упрощенная форма декларации отличается от общей формы, утвержденной приказом МНС России от 07.02.2006 № 24н, количеством заполняемых листов.

Указанные бюджетные организации представляют декларации по налогу на прибыль упрощенной формы гласно п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение № 2 к приказу МНС России от 07.02.2006 № 24н). А именно:

— Лист 01 «Титульный лист»;

— Лист 02 «Расчет налога на прибыль»;

— Лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования»:

— Приложения №№ 1, 2, 3, 4, 5 к Листу 02 и Листы 03—06 предоставляются только в том случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, или в его состав входят обособленные подразделения.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налог на добавленную стоимость.

В соответствии с главой 21 НК РФ бюджетные организации являются плательщиками НДС, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность.

При этом целевые средства, полученные бюджетной организацией, не являются объектом налогообложения, так как согласно пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг, nepeдача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества бюджетным организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

— передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговые ставки по НДС определяются ст. 164 НК РФ. Налогообложение производится по ставкам 0, 10 и 18%. Самой распространенной является ставка 18%. Она применяется в случаях:

1) когда операции по реализации товаров (работ, услуг) не облагаются по ставкам 0 и 10%;

2) когда указанные операции по реализации и ввоз товаров не освобождены от налогообложения в соответствии со статьями 149 и 150 НК РФ, а также когда налогоплательщик не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Общий срок уплаты налога в бюджет установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (см. п. 1 ст. 174 НК РФ).

Налоговая декларация подается в тот же срок, который установлен для уплаты налога, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Пункт 6 ст. 174 НК РФ уточняет, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать НДС исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28.12.2005 № 1бЗн.

Налог на имущество.

Порядок налогообложения по налогу на имущество определен гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно порядку ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость этого имущества, учитываемого по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ).

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислении для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В соответствии с п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности), объекты основных средств бюджетных организаций не подлежат амортизации.

Вместе с тем решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645 дополнения, внесенные в п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности приказом Минфина России от 24.03.2000 № 31н, признаны недействительными (недействующими), не влекущими правовых последствий с момента его издания.

Кроме того, согласно п. 17 ПБУ 6/01, по объектам основных средств бюджетных организаций в конце отчетного года производится начисление износа по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете. А налог на имущество исчисляется и уплачивается ежеквартально с учетом остаточной стоимости имущества на конец каждого месяца, поэтому износ все-таки должен рассчитываться ежемесячно. Для обоснованности сумм остаточной стоимости следует составить ведомость по учету стоимости основных средств и их износу, начисленному по соответствующим нормам.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам (п. 1 ст. 376 НК РФ).

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от суммы величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Налог на имущество введен Законом Сахалинской области от 24.11.2003 № 442 «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 26.04.2004 № 496).

Налоговые ставки:

— 2% для организаций пищевой промышленности (за исключением предприятий, занятых в сфере производства подакцизной продукции и переработки рыбы);

— 2,2% для остальных организаций.

Уплата авансовых платежей и налога.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежеквартально не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают налог не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогом не облагается имущество:

— бюджетных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов на основе сметы доходов и расходов;

— органов государственной власти Сахалинской области;

— органов представительной и исполнительной власти муниципальных образований и иных органов местного самоуправления Сахалинской области;

— товариществ собственников жилья;

— религиозных организаций, используемое для осуществления благотворительной и иной деятельности, не приносящей доход;

— жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

— используемое (предназначенное) исключительно для оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

— предназначенное для выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов, при условии, что выручка организации от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции;

— предназначенное для производства, переработки и хранения сельскохозпродукции, при условии, что выручка организации от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции

Единый социальный налог.

На бюджетных учреждениях лежит обязанность уплачивать единый социальный налог. Порядок и условия его уплаты установлены гл. 24 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе бюджетные организации.

Пунктом 1 ст. 236 гл. 24 НК РФ определено, что в объект налогообложения по ЕСН включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (см. письмо МНС России от 22.07.2003 № 05-1-11.1143 «О едином социальном налоге»).

Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, — бюджетные организации применяют с 1.01.2005 г. базовую ставку 26,0% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. С 1.01.2002 по 31.12.2004 г. применялась базовая ставка 35,6% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. До 2001 г. отчисления предприятий во все бюджетные фонды составляли до 38,5% фонда оплаты труда; таким образом, четко прослеживается тенденция снижения налоговых ставок.

При исчислении ЕСН используются регрессивные ставки: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже применяемая ставка налога.

Налоговая база на каждое физическое лицо разделена на интервалы (до 280 тыс. руб.; от 280 001 руб. до 600 тыс. руб.; свыше 600 тыс. руб.), и для каждого интервала установлена отдельная ставка. Такие же интервалы установлены и для применения регрессивного размера тарифа страховых взносов.

С 1.01.2005 г. сокращено количество интервалов налоговой базы, а также изменены размеры ставок, применяемые к соответствующим интервалам, и их распределение между федеральным бюджетом и фондами социального и медицинского страхования.

Транспортный налог.

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом данного субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы Российской Федерации определяют его ставку в пределах, установленных НК РФ, а также устанавливают порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу (ст. 356 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в п. ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Так например, в Сахалинской области транспортный налог введен Законом Сахалинской области от 29.11.2002 № 377 «О транспортном налоге» (в редакции от 24.02.2004 № 481).

Уплата авансовых платежей и налога.

Организации исчисляют и уплачивают авансовые платежи по итогам отчетного периода в сроки не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября текущего года.

Сумма авансового платежа за отчетный период устанавливается в размере 1/4 суммы, исчисленной как произведение налоговой базы по состоянию на 1-е число первого месяца отчетного периода и налоговых ставок.

Разница между суммами авансовых платежей и суммой налога, исчисленного за налоговый период с учетом приобретенных в течение года и (или) снятых с регистрации транспортных средств, подлежит уплате не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, либо возврату налогоплательщику в порядке, установленном налоговым законодательством.

Физические лица уплачивают налог в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

От уплаты транспортного налога в Сахалинской области освобождаются:

— Герои Советского Союза, Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, — по одному транспортному средству (легковой автомобиль), а также их общественные объединения (организации) — по автотранспортным средствам, используемым для выполнения своей уставной деятельности;

— физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, владеющие и самостоятельно управляющие транспортным средством, — на одно транспортное средство (легковой автомобиль). Основание — Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— инвалиды всех категорий, владеющие и самостоятельно управляющие транспортным средством, или в случае управления данным транспортным средством супругой инвалида (супругом), — на одно транспортное средство (легковой автомобиль или мотоколяску);

— общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

— организации (предприятия) пассажирского автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки всех льготных категорий пассажиров в соответствии с законодательством (кроме такси), — по автобусам, осуществляющим перевозки пассажиров;

— профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

— родители, имеющие детей-инвалидов, пользующихся правом на обеспечение автотранспортом на основании заключения медико-социальной экспертизы, — на одно транспортное средство (легковой автомобиль или мотоколяску);

— граждане, получающие пенсии по старости и имеющие трудовой стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, владеющие транспортным средством, — на одно транспортное средство (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);

— ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны труда — на одно транспортное средство (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);

— учреждения интернатского типа, детские дома, дома ребенка, приюты, стационарные учреждения социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей органов социальной защиты населения, стационарные детские оздоровительные лагеря независимо от форм собственности;

— многодетные семьи, состоящие на учете в органах социальной защиты как «малообеспеченные», — на одно транспортное средство (легковой автомобиль)

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налог вый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 НК РФ.

Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (п. 11 Методических рекомендация по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Мощность двигателя определяется из технической документации на транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 18 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. При этом субъекты РФ вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования — срока эксплуатации).

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Земельный налог.

Согласно Земельному кодексу РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. До 1 января 2005 г. порядок платы за землю регулировался Законом РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» и издаваемыми в соответствии с ним правовыми актами.

Бюджетные организации, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, не признаются плательщиками земельного налога (ст. 388 НК РФ).

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Ставки устанавливаются муниципальными образованиями (городами федерального значения) и не могут превышать 1,5% по общему правилу и 0,3% в отношении отдельных земельных участков. НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

Бюджетные организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей) самостоятельно на основании кадастровой стоимости земельных участков, получаемой по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, о чем уведомляются в порядке, определяемом муниципальными образованиями (городами федерального значения) не позднее 1 марта календарного года (п. 14 ст. 396 НК РФ).

В Сахалинской области до 01.01.2006 г. земли облагались земельным налогом по ставкам, установленным Законом № 1738-1 (с последующими изменениями и дополнениями). Что касается ставок земельного налога, то они были установлены Федеральным законом от 9.08.94 г. № 22-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”. После этого в текст Закона № 1738-1 не вносились какие-либо изменения и дополнения, касающиеся индексации ставок земельного налога. Индексировались ставки земельного налога почти ежегодно начиная с 1995 г. соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете на 1995-1997 гг., 1999 г., в 2000 г. — Федеральным законом от 31.12.99 г. № 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год”, который установил, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2 (ст.18).

Для земель сельскохозяйственного назначения, а именно земель крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий, а также сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы) в 2000 г. ст. 18 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год” установлен коэффициент 1.2 к ставкам налога за земли указанных юридических лиц (в отличие от 1999 г., когда по ним не индексировались ставки налога).

Порядок применения коэффициента 1,2 к ставкам земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения рассмотрим на условном примере сельскохозяйственной организации ЗАО “Ниваагропродукт”, находящейся в Сахалинской области.

Согласно приложению № 1 к Закону № 1738-1 средний размер земельного налога в Сахалинской области составлял в 1994 г. 1360 руб. за 1 га пашни. С учетом проведенной в 1995-1997 гг. индексации ставок средний размер земельного налога по Сахалинской области в 2005 г. составлял:

1360 руб./га х 1,5 х 1,5 х 2 = 6120 руб./га, где:

1,5 — повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. № 562;

1,5 — повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. № 378;

2 — повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно Федеральному закону от 26.02.97 г. № 29-ФЗ.

С 01.01.2006 г. на Сахалине заработал новый земельный налог. Как известно, с 1 января 2006 года утратил силу закон «О плате за землю», что положило конец существованию старой системы налогообложения земельных участков.

В силу окончательно вступила 31 глава НК РФ. Для реализации в области этого закона администрацией приняты соответствующие меры. Финансовая проблема решена полностью за счет средств областного и федерального бюджета. Область взяла на себя обязательства финансировать в полном объеме работы по государственной кадастровой оценке пяти категорий земель, чтобы завершить эту работу уже в 2005 году. Бюджетом области на эти цели выделено 6,8 млн. рублей.

В Сахалинской области проведена государственная кадастровая оценка земель всех категорий. По трём категориям земель приняты постановления администрации области: земли сельскохозяйственных угодий, земли поселений и земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время муниципальные образования приняли решения по вопросам земельного налога. Например, в г. Южно-Сахалинске Администрация области рекомендовала главам муниципальных образований:

— завершить в 2005-2006 годах инвентаризацию земельных участков; обеспечить администрирование земельного налога в части принятия и опубликования представительными органами местного самоуправления муниципальных образований нормативных правовых актов о введении с 1 января 2006 года земельного налога в установленные сроки;

— предусмотреть ассигнования на инвентаризацию земель, проведение территориального землеустройства, мониторингу земель.

— Управление Роснедвижимости по Сахалинской области и управление Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области должны продолжить работу по подготовке и предоставлению в налоговые органы сведений о кадастровой стоимости и правообладателях земельных участков.

Водный налог

Порядок исчисления и уплаты водного налога регламентируется с 1 января 2005 г. главой 25.2 НК РФ «Водный налог».

Согласно ст. 121 Водного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 16.11.95 № 167-ФЗ, основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользование» водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются НК РФ в главе 25.2 «Водный налог».

Бюджетные организации, осуществляющие особое водопользование, являются налогоплательщиками водного налога(ст. 333.8 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Бюджетные организации являются налоговыми агентами по уплате НДФЛ. Обязанность удерживать налог с работников бюджетных организаций возложена на источник выплаты дохода.

Начисление сумм налога производится бюджетными организациями нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %.

Бюджетные организации обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее