Правовое регулирование торговой деятельности

Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Маркетинг Улучшение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. система органов, осуществляющих государственное регулирование, представлена на рисунке 4.

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования.

Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли .

В условиях рынка покупатели, пользуясь услугами торговых предприятий, приобретая необходимые товары, участвуют в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского законодательства.

Рисунок 4. — Система органов, осуществляющих государственное

регулирование

Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению, последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические .

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим видеть. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы.

Принципы механизма регулирования торговли в первую очередь соотносятся с социальными приоритетами государственного регулирования торговли, к которым относятся:

  • — формирование потребительского рынка;
  • — обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  • — создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации;
  • — изменение стратегии научно-технического и информационного развития;
  • — осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка .

В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей следует считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Торговые предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического обеспечения, включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, по мере становления рыночной экономики постоянно возрастают роль и значение гражданского права, регулирующего на основе юридического равенства стороны имущественно-стоимостных отношений.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности нор и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93 г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей.

Все законодательные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.

Особое место в законодательной сфере занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, признанный урегулировать все общественные отношения и являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно к различным сферам деятельности, в том числе торговой. Гражданский кодекс РФ ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки .

В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей путем принятия следующих федеральных законов: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», «О рекламе», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и т.п.

Среди законодательных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента РФ издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядка формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий.

Правительство РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, законов, указов Президента РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуации. К ним относят следующие постановления Правительства РФ: «О правилах продажи отдельных видов товаров», «О правилах продажи товаров по образцам», «О правилах комиссионной торговли непродовольственными товарами», «О правилах продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «О правилах оказания услуг предприятиями общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется не только путем разработки основных законов Российской Федерации, утверждения указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, но и посредством нормативных актов, принятых соответствующими министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и др.

Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Однако они могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия принятого законодательства.

Контроль за соблюдением торговыми предприятиями принятых государством законодательных актов возложен на Министерство торговли и внешнеэкономических связей Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию метрологии, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

В целом создается система правового регулирования взаимоотношений органов государственной власти всех уровней и самостоятельных субъектов торговой деятельности. Вместе с тем вопросы эффективного участия государства в регулировании торговой сферы решаются недостаточно активно и последовательно. Так, отсутствует единая государственная концепция развития торговли, ослаблено территориальное звено управления торговлей, нормативно-правовая база не в полной мере отвечает практическим требованиям организации торговой деятельности предприятий отрасли .

Стратегической целью государства в торговой сфере является создание необходимых условий для развития бизнеса, своевременного контроля за его экономической безопасностью на потребительском рынке. При этом механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми предприятиями и ориентацию на управление процессами, протекающими на потребительском рынке в целом, сведение административного воздействия в основном к нормативно-правовому регулированию, обеспечение равенства субъектов в торговой деятельности независимо от организационно-правовых форм и вида собственности.

К важнейшим задачам в области государственного регулирования торговой деятельности относятся:

  • 1 формирование конкурентной среды, обеспечивающей устойчивую систему товародвижения и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;
  • 2 защита внутреннего рынка на основе регулирования иностранных инвестиций и совершенствования таможенного законодательства, проведение маркетинговых исследований внутреннего рынка с целью обеспечения прогрессивных изменений в структуре экспорта и импорта, увеличение доли товаров отечественных производителей путем упорядочения системы расчетов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;
  • 3 всестороннее развитие и укрепление нормативно-правовой базы торговли, формирование оптимальных организационно-правовых форм предприятий, способствующих активизации предпринимательской деятельности;
  • 4 создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых образований путем формирования объединений торговых корпораций, холдинговых образований, торгово-финансово-промышленных групп, ориентированных на поддержку отечественных товаропроизводителей и перерабатывающую промышленность;
  • 5 определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), включая создание на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;
  • 6 совершенствование товародвижения и логистического обслуживания;
  • 7 эффективный контроль за торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей на основе соблюдения законодательства, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;
  • 8 совершенствование трудового законодательства, регламентирующего права и обязанности участников торговой деятельности;
  • 9 развитие механизма корпоративного управления, защита прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных обществ и перехода таких прав к более эффективным собственникам;
  • 10 развитие разнообразной торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности.

Многообразные и сложные поставленные задачи требуют своего решения на таком уровне управления, которое в состоянии их реализовать. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними этажами государственной власти может быть достигнута высокая восприимчивость и адекватность действий механизма государственного управления торговыми предприятиями.

Важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования. Органы контроля осуществляют свою деятельность по искоренению негативных проявлений в этой сфере.

Исходя из специфики торговых предприятий, деятельность которых в основном осуществляется на конкретной территории для удовлетворения потребностей ее населения, государственное регулирование торговли ориентировано на четкое разграничение компетенции федеральных и территориальных органов власти.

В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно работающих хозяйствующих субъектов в конкурентной среде.

Правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

Под воздействием проводимых в стране реформ происходят существенные изменения в экономической среде, что в свою очередь предполагает своевременное обновление законодательной базы, регламентирующей конкретную предпринимательскую деятельность в торговле.

Таким образом, муниципальное управление — это управление социальными общностями на основе территориального принципа. Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы. Потребительский рынок — важнейшее звено в механизме функционирования и воспроизводства территории муниципального образования. Сфера распространения этого института охватывает как область насыщения территории региона продукцией и услугами, так и структуру сложившего регионального рынка труда.

Главной целью управления потребительским рынком на уровне муниципалитета является гармонизация взаимодействия местных предпринимательских структур и муниципальной власти на базе выполнения на территории ключевых социальных стандартов удовлетворения населения товарами и услугами.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Договорные отношения торгового предприятия

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Маркетинг Управление коммерческими сделками
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров — экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.

Система хозяйственных связей включает участие торговых организаций в разработке планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; составление договоров; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно-правовых норм и др.

При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию (Положение о поставках товаров).

В условиях рыночной экономики осуществляется самостоятельное установление взаимоотношений между партнерами по договору на базе норм гражданского законодательства. В настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодек РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и т.д.

Однако сфера хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателями товаров требует определенного уровня государственного регулирования, в том числе посредством принятия и введения в действие законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечения недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установления льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя и т.п.

Понятие и виды договоров

Договор — это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является основным видом сделок. Значение договоров:

1) это одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей;

2) они опосредуют движение объектов гражданских прав от одних лиц к другим;

3) позволяют выявить истинные потребности в определенных товарах. Основной принцип заключения договора — свобода договора. Стороны вольны заключать или не заключать договор. Стороны могут заключить договор, предусмотренный законом, а также прямо не предусмотренный законом, но и не запрещенный им. Стороны вправе заключить смешанный договор, т.е. содержащий элементы разных видов договоров. Стороны свободны в выборе условий договора. Под содержанием договора понимаются взаимные права и обязанности сторон. Условия договора бывают существенные, обычные и случайные. К существенным условиям относится условие, определяющее предмет договора, а также условия, которые определены как таковые в законе или определенные самими сторонами. Обычные условия договора устанавливаются законодательством диспозитивно. Случайные условия договора характерны для данного индивидуального договора.

Все договоры можно классифицировать:

1) по моменту возникновения прав и обязанностей:

а) конценсуальные — заключаются по взаимному согласию сторон;

б) реальные — для заключения необходимо передать предмет договора;

2) односторонние и двусторонние (многосторонние);

3) возмездные и безвозмездные;

4) по субъекту, в пользу которого заключен договор:

а) договоры в пользу их участников;

б) договоры в пользу третьих лиц;

5) в зависимости от юридической направленности:

а) основной;

б) предварительный;

в) публичный договор;

6) договор присоединения.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)

Особой разновидностью договора является коммерческий договор. Особенность коммерческого договора состоит в том, что такой договор:

1) имеет особый субъектный состав: его сторонами являются не все лица, а только те, которые занимаются торговой (коммерческой) деятельностью;

2) имеет специальную цель — установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере торговли или содействия торговле.

Все коммерческие договоры можно классифицировать на следующие:

1) реализационные;

2) посреднические;

3) договоры, содействующие торговле;

4) организационные.

Реализационные договоры регулируют отношения в сфере доставки товаров от производителей к потребителям для предпринимательских и хозяйственных нужд. К ним относятся договоры:

1) оптовой купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ст. 454 ГК РФ);

2) поставки, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ);

3) мены, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой;

4) товарного кредита, по которому предусмотрена обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовым признаками;

5) контрактации сельскохозяйственной продукции, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК РФ).

Посреднические договоры регулируют отношения по совершению одним лицом в интересах другого лица действий по поводу товара. К указанным договорам относятся:

1) договор поручения, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия;

2) договор комиссии, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;

3) договор консигнации;

4) договор коммерческой концессии (франшизы), по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания (ст. 1027 ГК РФ) и т.д.

Договорами, содействующими торговле, являются договоры на:

1) создание рекламной продукции;

2) оказание рекламных и информационных услуг;

3) выполнение маркетинговых исследований;

4) хранение товаров, по которому товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности.

Организационные договоры имеют своей целью организацию торгового процесса. К ним относятся:

1) договоры органов государственной власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам организации торговли;

2) договоры исполнительных органов власти о межрегиональных поставках товаров;

3) договоры об исключительной продаже товаров;

4) договоры об организации деятельности по реализации товаров.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

4.2.Оптовая торговля и правовые основы ее регулирования

Каналы товародвижения на фармацевтическом рынке представ­лены одной или несколькими компаниями, которые принимают участие в доставке ЛС конечному потребителю и которые можно охарактеризовать как предприятия оптового и розничного звена товародвижения.

Оптовое звено в каналах товародвижения выполняет общие функ­ции: накопление и хранение товарных запасов; переформирова­ние материального потока, поступающего от производителей ЛС, в товарный поток для конечных потребителей; укрупнение объе­мов отгрузки ЛС; улучшение сервиса.

Специфические функции оптового звена товародвижения зави­сят от требований, предъявляемых к товару в конкретной отрас­ли, состояния и уровня развития отраслевого (фармацевтического) рынка. Например, на фармацевтическом рынке в оптовом звене
выполняются функции формирования товарных запасов и управ­ления ими, проверки качества, кредитования клиентов, исполь­зования различных типов продвижения нового ЛС на фармацев­тическом рынке (новым в РФ считается ЛС, применяющееся не более трех лет после регистрации и промышленного выпуска) и др.

Под оптовой торговлей понимают обеспечение институциональ­ных потребителей (организации и учреждения) материальными ре­сурсами (сырьем, продукцией производственно-технического назна­чения, товарами народного потребления), которое осуществляется непосредственно предприятиями-изготовителями, органами мате­риально-технического снабжения, посредническими организация­ми на основе заказов, предоставляемых указанными потребителями.

Оптовая торговля — это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием (ГОСТ Р 51303-99).

Директива Совета Европейского сообщества по правилам оп­товой реализации определяет оптовую реализацию лекарственных препаратов как любые операции, связанные с закупкой, хране­нием, снабжением и экспортом лекарственных препаратов, за исключением отпуска лекарственных препаратов населению.

В ЕС действуют Правила надлежащей практики оптовой реали­зации (GDP— Good Distribution Practice). В данном документе опре­делены основные принципы надлежащей оптовой реализации, обеспечивающие качество ЛС на всех этапах товародвижения, ре­гистрацию ЛС, выполнение условий хранения, гарантию достав­ки и т.п. В документе содержатся требования к уровню знаний и опыта персонала, занятого оптовой продажей ЛС. Перечислены основные документы, которые необходимы в процессе оптовой реализации: заказы, инструкции с описаниями различных логис­тических операций, отражающие движение ЛС.

В соответствии с GDP помещения и оборудование должны быть пригодными и достаточными для обеспечения сохранности и ре­ализации ЛС, контролирующие приборы — откалиброваны. Осо­бое внимание обращено на организацию приемки и хранения то­варов. Определены условия поставки заказчикам ЛС и требования к их транспортировке. Специальный раздел посвящен возвратам ЛС, в частности возврату недефектных товаров, а также оговоре­ны условия их повторной реализации. Описаны действия в крити­ческих положениях (процедуры срочных и несрочных отзывов то­варов, обнаружения поддельных ЛС), а также порядок проведе­ния самоинспекций.

В рамках Международной фармацевтической федерации подго­товлен проект документа «Надлежащая практика хранения» ( GSP— Good Storage Practice), который разработан с целью международ­ной гармонизации требований, прежде всего в части температур­ных режимов хранения и соответствующей маркировки лекарствен­ных субстанций, вспомогательных веществ и Л С. Такая гармони­зация необходима, так как трактовка температурных режимов хра­нения ЛС в разных странах неоднозначна. В фармакопее США ( USP — United States Pharmacopoeà) используются следующие ука­зания о режиме хранения Л С: хранить в морозильнике (от -20 до -10 °С), хранить в холодильнике (от 2 до 8 °С), хранить в прохлад­ном месте (от 8 до 15 °С), хранить при контролируемой комнат­ной температуре (от 20 до 25 °С). Термин «контролируемая ком­натная температура» обозначает условия, наиболее часто встреча­ющиеся в складских помещениях, аптеках и больницах США: в норме от 20 до 25 °С, при этом допустимы кратковременные ко­лебания от 15 до 30 °С.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует давать сле­дующие указания о режиме хранения. Хранить при температуре: не выше 8 °С (от 2 до 8 °С); не выше 15 °С (от 2 до 15 °С); не выше 25 °С (от 2 до 25 °С); не выше 30 °С (от 2 до 30 °С).

Поскольку режим хранения определяется производителем по результатам испытания стабильности ЛС, то условия хранения должны соответствовать указаниям, содержащимся на маркиров­ке.

На мировом рынке отсутствуют указания о режиме хранения фармацевтических продуктов. В GSP предлагаются принципы гло­бальной маркировки, связывающие условия хранения в испыта­ниях стабильности и указания о режиме хранения (табл. 4.1).

В зависимости от испытаний стабильности предлагаются до­полнительные специальные указания на этикетках: хранить в хо­рошо укупоренном контейнере; хранить в герметично укупорен­ном контейнере; хранить в защищенном от света месте; хранить в защищенном от влажности месте; хранить в защищенном от света и влажности месте; хранить, избегая высокой температуры; крат­ковременное хранение при температуре от… до…; транспортиров­ка, кратковременное хранение и обработка при температуре, не превышающей X °С.

В GSP специальные разделы посвящены условиям хранения, рекомендациям FIP относительно маркировки с указаниями на режим хранения, другим условиям хранения (персонал, помеще­ния, порядок хранения, мониторинг режимов хранения, сани­тарный режим), процедурам хранения и распределения.

Важно отметить, что принятые в последние годы российские документы в области организации оптовой торговли и хранения ЛС отвечают международным требованиям, хотя и существуют опре­деленные отличия, например в трактовке режимов хранения.

Правовые основы оптовой торговли лекарственными средства­ми в России определены Федеральным законом «О лекарствен­ных средствах» гл. VII «Оптовая торговля лекарственными сред-

Режимы хранения лекарственных средств по GSP

Условие хранения в испытаниях стабильности (средние значения) Рекомендации Я/Ядля всех стран, учитывающие существующие нормы 1СН*, иЯР, ЕС и ВОЗ
-15 °С Хранить в морозильнике (от-10 до-20 “С)
5 °С Хранить в холодильнике (от 2 до 8 ”С)
11 °С Хранить в прохладном месте (от 8 до 15 °С)
25 ”С при ОВВ 60 % Хранить при температуре не выше 25 °С (хранить при контролируемой комнат­ной температуре в соответствии с реко­мендациями иБР и ВОЗ, допускающи­ми отклонение до 30 °С в зависимости от климатических условий). Нормаль­ные условия хранения (ВОЗ, 1990) — сухие хорошо проветриваемые поме­щения с температурой (от 15 до 25 ‘С) или, в зависимости от климатических условий, до 30 °С

* ICH (International Conference on Harmonisation) — Международная конфе­ренция по гармонизации технических требований к регистрации лекарств для медицины.

ствами», Положением о лицензировании фармацевтической дея­тельности, к которой относятся оптовая торговля ЛС и другими нормативными актами.

Кроме того в нашей стране утвержден ОСТ 91500.05.0005—2002 «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основ­ные положения» (приказ Минздрава России № 80 от 15.03.2002 г.), который включает следующие разделы:

введение, где определяется сфера юрисдикции данного доку­мента;

термины и определения;

общие положения, где даны условия осуществления оптовой реализации (наличие помещений, оборудования, инвентаря, ли­цензии и т.д.);

требование к помещениям и оборудованию для оптовой тор­говли (состав и размер складских помещений, необходимое обо­рудование и приборы, размещение стеллажей в хранилище);

порядок приема на склад и отпуска со склада ЛС (работа при­емного отдела склада, организация зоны приемки, сопроводи­тельная документация при отгрузке товаров);

организация хранения Л С;

обеспечение качества на предприятии оптовой торговли ЛС, необходимость регулярного проведения внутренних проверок и назначение лица, ответственного за соблюдение правил оптовой торговли ЛС (уполномоченного по качеству).

По ГОСТу «Торговля. Термины и определения» предприятием оптовой торговли считается торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота то­варов.

В настоящее время на фармацевтическом рынке в качестве си­нонима понятию «оптовая торговля» используется термин «дист­рибуция» (от англ, distribution — распределение). Организации, за­нимающиеся оптовой торговлей ЛС и ИМИ, называют дистрибью­торами.

Еще по теме 4.2.Оптовая торговля и правовые основы ее регулирования:

  1. Стандарт деятельности предприятий оптовой торговли лекарственными средствами
  2. Формальные институты, создающие законодательно-правовую основу гарантий оказания фармацевтической помощи
  3. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФАРМАЦИИ
  4. Глава 1. Нормативно-правовые основы оказания психиатрической помощи. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЁ ОКАЗАНИИ
  5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  6. 5.3. Государственное регулирование и дерегулирование предпринимательской деятельности
  7. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ В СЕМЬЕ
  8. Регулирование рождаемости в семье
  9. Регулирование трудовых отношений внутри организации
  10. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЫХАНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРИСТУПОВ
  11. Лоскутова Е.Е.. Управление и экономика фармации. В 4 т.Фармацев тическая деятельность. Организация и регулирование: учеб, для стул. высш. учеб, заведений / [И. В. Косова и др.|; под ред. Е.Е. Лоскутовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издатель­ский центр «Академия»,2008. — 400 с., 2008
  12. ОСНОВА
  13. ОСНОВА
  14. ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  15. Часть первая. ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ
  16. Часть I. Духовные основы здоровья
  17. Основы электрофизиологии
  18. ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
  19. Методологические основы фармацевтического менеджмента

— Менеджмент и маркетинг —

Нормативное регулирование розничной торговли

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Маркетинг Сущность, цели и задачи розничной торговли
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Нормативное регулирование отношений между государством и торговыми организациями

В Российской Федерации государство достаточно основательно регулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это проявляется в регламентации законом организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимости государственной регистрации, лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др.

Среди Федеральных конституционных законов высшей юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции РФ), которая содержит нормы различных отраслей права, в том числе и коммерческого (ст. 8, 34).

Формирование розничного торговли в современной России началось с принятием Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года №65 «О свободе торговли».

До принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», субъекты Федерации принимали собственные законы о торговой деятельности на их территории.

Многие федеральные министерства издают приказы нормативного характера для детализации и реализации положений законов, постановлений Правительства и указов Президента РФ.

Министерство экономического развития РФ, которое ранее осуществляло функции нормативно-правового регулирования в сфере внутренней и внешней торговли, издало Приказ от 30 апреля 2009 г. №141 «О реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»».

В Российской Федерации с 1991 г. действует федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам.

Прямое регулирование цен на отдельные виды товаров применяется государством как метод государственного регулирования внутренней торговли в ныне действующем законодательстве.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, но в этом перечне отсутствуют продовольственные товары.

Государство регулирует договорно-обязательственные отношения между предпринимателями. Эти отношения строятся не только на принципе свободы договора, но и на принципе его законности.

Законом определяется порядок заключения, расторжения и изменения договоров, устанавливается ответственность за невыполнение договорных обязательств. Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года, разработанная Министерством промышленности и торговли РФ, представляет собой законодательный документ, направленный на эффективное (т.е. способствующее достижению целей государства) развитие сектора торговли.

Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами массового потребления, включенные в сектор G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Из спектра анализа оптовой торговли при этом исключена оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (топливо, металлы и т.д.), а также оптовая торговля машинами и оборудованием. Из области анализа розничной торговли исключена торговля моторным топливом.

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики и способствует модернизации экономики России. Основная цель — создание товаропроводящей системы обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее