План счетов бюджетный

Счет 020500000 Расчеты по доходам

Счет 020500000 «Расчеты по доходам»

77. Для учета операций по расчетам по доходам применяются следующие группировочные счета:

020510000 «Расчеты по налоговым доходам»;

020520000 «Расчеты по доходам от собственности»;

020530000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»;

020540000 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба»;

020550000 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»;

020560000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»;

020570000 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

020580000 «Расчеты по прочим доходам».

Учет операций по расчетам по доходам ведется на счетах аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам», предусмотренные приложением N 1 к настоящему приказу, с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24 — 26 разрядах номера счета — подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).

78. Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

начисление доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 040110000 «Доходы текущего финансового года», 040140000 «Доходы будущих периодов»;

начисление сумм возвратов плательщикам излишне полученных доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040110000 «Доходы текущего финансового года», 040140000 «Доходы будущих периодов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам»;

начисление администратором доходов, распределяемых и зачисляемых в иной бюджет бюджетной системы Российской Федерации, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040110000 «Доходы текущего финансового года»;

суммы расчетов по поступлениям в доход бюджета возвратов дебиторской задолженности прошлых лет, у получателей бюджетных средств (администраторов доходов бюджета), осуществляющих отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» и кредиту, соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам», соответствующих счетов аналитического учета счета 020930000 «Расчеты по компенсации затрат», счета 030305730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;

перечисление сумм возвратов доходов бюджета плательщикам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 021002000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет», 021004000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет»;

начисление доходов в соответствии с условиями договоров и расчетными документами за выполненные и сданные заказчиками отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг отражается по дебету счета 020531560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)» и кредиту счета 040140131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)»;

начисление доходов от реализации продукции животноводства и земледелия по факту заключения договора купли-продажи, предусматривающего рассрочку платежа, отражается по дебету счета 020531560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)» и кредиту счета 040140131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)»;

начисление иных доходов, в том числе полученных пожертвований, грантов, благотворительных (безвозмездных) перечислений, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020550000 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 040110150 «Доходы от безвозмездных денежных поступлений текущего характера», 040140150 «Доходы будущих периодов от безвозмездных денежных поступлений текущего характера»;

начисление доходов от возврата остатков субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий, образовавшихся в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания (цели не достигнуты) отражается по дебету счета 020934560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от компенсации затрат» и кредиту счета 020641660 «Увеличение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»;

начисление доходов будущих периодов в форме грантов по соглашениям о предоставлении грантов в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) отражается по дебету счета 020589560 «Увеличение дебиторской задолженности по иным доходам» и кредиту счета 040140189 «Иные доходы будущих периодов»;

начисление задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) после завершения расчетов отражается по дебету счета 020571560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами» и кредиту счета 040140172 «Доходы будущих периодов от операций с активами»;

начисление доходов будущих периодов от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам (на всю сумму арендных платежей, указанных в договоре), отражается по дебету счета 020521560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» и кредиту счета 040140121 «Доходы будущих периодов от операционной аренды»;

начисление доходов будущих периодов от неоперационной (финансовой) аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам (на всю сумму арендных платежей, указанных в договоре), отражается по дебету счета 020522560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от финансовой аренды» и кредиту счета 040140122 «Доходы будущих периодов от финансовой аренды»;

начисление доходов будущих периодов от предоставления в аренду земель (операционная аренда), переданных арендаторам согласно заключенным договорам, отражается (на всю сумму арендных платежей, указанных в договоре) по дебету счета 020523560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» и кредиту счета 040140123 «Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами»;

при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма), в соответствии с которым были переданы объекты учета операционной аренды, сумма остатка предстоящих доходов от предоставления права пользования активом (на момент расторжения договора) отражается арендодателем по дебету счета 020521560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» и кредиту 040140121 «Доходы будущих периодов от операционной аренды» методом «Красное сторно»;

при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма), в соответствии с которым были переданы объекты учета неоперационной (финансовой) аренды, сумма остатка предстоящих доходов от ожидаемых арендных платежей (на момент расторжения договора) отражается арендодателем по дебету счета 020522560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от финансовой аренды» и кредиту 040140122 «Доходы будущих периодов от финансовой аренды» методом «Красное сторно»;

при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) земель, в соответствии с которым были переданы объекты учета операционной аренды (земля), сумма остатка предстоящих доходов от предоставления права пользования активом (на момент расторжения договора) отражается арендодателем по дебету счета 020523560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» и кредиту 040140123 «Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами» методом «Красное сторно»;

начисление арендодателем доходов по условным арендным платежам осуществляется по факту предъявления им арендатору (пользователю) соответствующих требований по возмещению расходов за содержание в соответствии с договором аренды переданного в пользование имущества и отражается по дебету счета 020535560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от условных арендных платежей» и кредиту счета 040110135 «Доходы по условным арендным платежам»;

начисление сумм доходов, требующих уточнения органами казначейства — администраторами невыясненных поступлений отражается при их поступлении по дебету счета 021002189 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам» и кредиту счета 020581660 «Уменьшение дебиторской задолженности по невыясненным поступлениям», при выяснении — по дебету счета 020581560 «Увеличение дебиторской задолженности по невыясненным поступлениям» и кредиту счета 021002189 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам»;

начисление администратором доходов от предоставления межбюджетных трансфертов согласно соглашению о предоставлении межбюджетного трансферта (Уведомлению по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) дебиторской задолженности по доходам от субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых без условий передачи активов, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (120550000, 120560000) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 040110100 «Доходы экономического субъекта» (040110150, 040110160), в части доходов текущего финансового года, 040140100 «Доходы будущих периодов экономического субъекта» (040140150, 040140160), в части доходов будущих периодов;

начисление администратором доходов от предоставления межбюджетных трансфертов согласно соглашению о предоставлении межбюджетного трансферта (Уведомлению по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) дебиторской задолженности по доходам от субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых с условиями при передачи активов, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (120550000, 120560000) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 «Доходы будущих периодов экономического субъекта» (040140150, 040140160);

начисление администратором доходов бюджета от предоставления межбюджетных трансфертов (администратором возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, предоставленных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее — администратор возврата неиспользованных целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет, целевые межбюджетные трансферты), возврата неиспользованных остатков целевого межбюджетного трансферта отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 «Доходы будущих периодов экономического субъекта» (040140150, 040140160) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (120550000, 120560000);

начисление администратором доходов от возврата неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет, администратором доходов от возврата организациями неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет дебиторской задолженности по возврату неиспользованного остатка целевого межбюджетного трансферта (целевой субсидии организации) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (120550000, 120560000) и кредиту счета 020651660 «Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», соответствующих счетов аналитического учета счета 020640000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям», счета 020680000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям»;

уменьшение дебиторской задолженности по доходам от предоставления целевых межбюджетных трансфертов в связи с уменьшением объема целевого межбюджетного трансферта отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 «Доходы будущих периодов экономического субъекта» (040140150, 040140160) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (120550000, 120560000);

поступление сумм доходов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020100000 «Денежные средства учреждения» (020121510, 020127510), счета 020134510 «Поступления средств в кассу учреждения», соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет», счета 030305830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;

списание в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, дебиторской задолженности по доходам, нереальной к взысканию, отражается по дебету счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность»;

списание кредиторской задолженности по доходам, невостребованной кредиторами по доходам, отражается по кредиту счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» с одновременным отражением списанной кредиторской задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами»;

распределение доходов в бюджет, отличный от кода элемента доходов, содержащегося в виде дохода распределяемого поступления, отражается учреждением, администрируемым доходы, распределяемые и зачисляемые в иной бюджет бюджетной системы Российской Федерации, по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040110000 «Доходы текущего финансового года» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет». При этом поступление распределенной части указанных доходов, по факту зачисления на счет соответствующего бюджета, отражается финансовым органом как администратором доходов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040110000 «Доходы текущего финансового года».

План счетов бюджетного учреждения

Главная » Бухгалтеру » План счетов бюджетного учреждения


Вернуться назад на Бюджетный счет
План счетов бюджетного учета не только охватывает все объекты бюджетного учета, как, например, стандартный план счетов, применяемый в коммерческом учете, но и отражает их изменение (уменьшение или увеличение).
Собственно, План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов:
1. Нефинансовые активы.
2. Финансовые активы.
3. Обязательства.
4. Финансовый результат.
5. Санкционирование расходов бюджетов.
План счетов представляет собой стройную иерархическую систему типов и видов всех без исключения активов и обязательств.
Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.
В бюджетных учреждениях для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также операций по централизованному снабжению материальными ценностями применяется План счетов, утвержденный Минфином России в составе Инструкции по бюджетному учету № 25н.
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов.
При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
• 1 — 17-й разряды — код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
• 18-й разряд — код вида деятельности:
а) бюджетная деятельность — 1;
б) приносящая доход деятельность — 2;
в) деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении — 3;
• 19 — 21-й разряды — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
• 22 — 23-й разряды — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
• 24 — 26-й разряды — код классификации операций сектора государственного управления.
Разряды 18 — 23 образуют код счета бюджетного учета.
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.
При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.
В новый План счетов включено около 2000 счетов. Столь значительное количество счетов обусловлено структурой нового бюджетного учета.
Следует отметить, что, в сущности, большинство счетов нового Плана счетов являются субсчетами первого, второго и третьего порядка. Например, если не принимать во внимание первые 17 символов, которые отводятся для кодов бюджетной классификации (КБК), то номер счета по учету основных средств бюджетной деятельности составит 110100000.
Первый знак «1» указывает вид деятельности (бюджетная). Следующие три знака (101), по существу, указывают номер счета «Основные средства». Последующие два знака показывают наименование объекта основных средств (жилые помещения — 10101, нежилые помещения — 10102, сооружения — 10103, машины и оборудование — 10104 и т. д.). Седьмой и восьмой знаки указывают характер движения объекта основных средств — увеличение числа машин и оборудования отражают на счете 10104310, а уменьшение — на счете 10104410.
Многие счета нового Плана счетов предназначены для распорядителей бюджета и казначейств. Ниже приведены наиболее применяемые счета в бюджетных организациях, сгруппированные в пять разделов — 0202, 0203, 0207, 0211, 0212.
Раздел 1 «Нефинансовые активы» включает в себя сведения об основных средствах, о непроизведенных и нематериальных активах, начислении амортизации, материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях.
В данный раздел включены счета:
• 010100000 «Основные средства»;
• 010200000 «Нематериальные активы»;
• 010300000 «Непроизведенные активы»;
• 010400000 «Амортизация»;
• 010500000 «Материальные запасы»;
• 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;
• 010700000 «Нефинансовые активы в пути».
Раздел 2 «Финансовые активы» объединяет информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную.
Для учета данной информации предназначены счета:
• 020100000 «Денежные средства учреждения»;
• 020400000 «Финансовые вложения»;
• 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам»;
• 020600000 «Расчеты по выданным авансам»;
• 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
• 020900000 «Расчеты по недостачам»;
• 021000000 «Расчеты с прочими дебиторами».
В разделе 3 «Обязательства» учитываются все виды кредиторской задолженности учреждения. Для учета данной задолженности используют счета:
• 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»;
• 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
• 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
• 030400000 «Прочие расчеты с кредиторами».
Раздел 4 «Финансовый результат» предназначен для отражения разницы между доходами и расходами учреждения за текущий год. В этом разделе показываются также финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета.
Основными счетами этого раздела являются:
• 040100000 «Финансовый результат учреждения»;
• 040101000 «Финансовый результат текущей деятельности»;
• 040102000 «Финансовый результат по резервному фонду»;
• 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
• 040104100 «Доходы будущих периодов».
В разделе 5 «Санкционирование расходов бюджетов» отражается информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. Вести учет на счетах этого раздела будут главным образом распорядители бюджетных средств и казначейства. В бюджетных учреждениях по данному разделу используется счет 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств».
Учет ценностей, временно находящихся в учреждении и не принадлежащих ему, осуществляется на забалансовых счетах. В этом разделе появилось несколько новых позиций (предусмотрены счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения, и т. д.).
Следует отметить, что новой Инструкцией существенно изменен порядок отражения операций на синтетических счетах. Если раньше хозяйственные операции по увеличению и уменьшению соответствующих активов и обязательств отражались на разных сторонах одного и того же счета, то в новой Инструкции для учета операций по движению каждого вида активов и обязательств предусмотрено использование разных счетов. Например, операции по увеличению запасов продуктов питания отражаются по дебету счета 010502340 «Увеличение стоимости продуктов питания», а операции по уменьшению запасов продуктов питания — по кредиту другого счета — 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания».
Вместе с тем по некоторым счетам бюджетного учета применяется обычный порядок отражения операций на счетах. Например, на счете 040100000 «Финансовый результат учреждения» доходы учреждения отражаются по кредиту счета, а расходы — по дебету. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по данному счету определяют конечный финансовый результат деятельности учреждения.
Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.

Бюджетная классификация
Бюджетная классификация КОСГУ
Бюджетный процесс
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерский баланс

| | Вверх

План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Планом счетов называют систематизирующий по установленным принципам перечень синтетических счетов БУ.

План счетов бюджетного учета состоит из 5 разделов плюс группа забалансовых счетов.

Разделы плана счетов:

Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. Достаточно большое количество знаков в номере бюджетного учета предопределило внедрение 20-значной бюджетной классификации. Структура Плана счетов представлена в табл. 1.

Структура счета Плана счетов бюджетного учета

Таблица 1

Разряд Наименование
1-17 Код классификации доходов, ведомственной функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов
18 Код вида деятельности

0 — при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности;

1 — бюджетная деятельность;

2 — предпринимательская и иная деятельность, приносящая

доход;

3 — деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений.

19-21 Код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета
22-23 Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета
24-26 Код классификации операций сектора государственного управления

Также введены новые объекты бюджетного учета (табл. 2).

Таблица 2

Объекты бюджетного учета

Объекты бюджетного учета Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств (администратор) Орган казначейства, финансовый орган
Нефинансовые активы +
Финансовые активы + +
Обязательства + +
Доходы +
Расходы +
Кассовые поступления +
Кассовые выбытия +
Финансовый результат + +
Санкционированные расходы + +
Юридические обязательства + +

В новую инструкцию заложены три критерия бюджетного учета, постоянно упоминаемые на протяжении последних лет в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также названные в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»:

— объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных организациях, а именно объединение Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 17.02.1999 г. № 15н и Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. № 107н;

— применение метода начислений;

— интеграция плана счетов бюджетного учета с бюджетной классификацией.

Реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета тесно связано с проводимыми реформами в бюджетной сфере: разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, реформой системы федеральных органов исполнительной власти, изменением системы предоставления социальных льгот, преобразований в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора. На первом этапе внесения изменений в бюджетную классификацию решается ряд задач по её совершенствованию, а именно: необходимость переориентации бюджетных средств путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса, приведение в соответствие структуры функциональной классификации расходов с основными функциями, согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и создание предпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией единого Плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего оценку деятельности сектора государственного управления.

С целью соблюдения единых признаков формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ приказом Минфина РФ от 10.12.2004 г. № 114н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов РФ. Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств. Вторая часть представляет собой функциональную структуру (раздел, подраздел, статья, подстатья, вид, группа, подгруппа) соответствующей бюджетной классификации. Три последних знака 20-значного кода являются классификацией операций сектора государственного управления, одобренной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 года № 249. В рамках бюджетной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов РФ; функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга; классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета .

В начале 90-х годов прошлого столетия в российской бюджетной системе сложилась очень тяжелая ситуация. Серьезно были ослаблены банковский учет движения бюджетных средств и контроль за их использованием. Отсутствовал стабильный порядок распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней. В результате сложилась ситуация, при которой исполнение бюджета практически вышло из-под контроля Правительства РФ. Поэтому необходимым и обоснованным стал переход на казначейскую систему исполнения бюджета, а также формирование новой структуры финансового контроля.

Государственная учетная политика реализуется через: план счетов бюджетного учета, порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета.

Статьей 215 Бюджетного Кодекса с 1 января 2000 года в Российской Федерации казначейское исполнение бюджетов признано единственно допустимым. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Органы федерального казначейства открывают лицевые счета главным распорядителям, распорядителям, получателям средств федерального бюджета, которые включены в Реестр получателей средств федерального бюджета. Поименованные лица являются клиентами федерального казначейства.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой, и представляется в орган исполнительной власти в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

Затем доводится уведомление о бюджетных ассигнованиях до получателей бюджетных средств. Планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации — это принцип прозрачности бюджета. Необходимо отметить, что бюджетная классификация Российской Федерации, обеспечивающая детализацию расходов бюджетов, постоянно совершенствуется. Так, Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 115-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» введена единая структура расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Причем им дано право производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения единства классификации. Отражение операций по исполнению бюджета учреждениями осуществляется в соответствии с новым Планом счетов бюджетного учета.

Проект классификации операций сектора государственного управления, представленный в Постановлении Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию с возможностью её применения для учета операций как по кассовому методу, так и по методу начислений . Другими словами, классификация операций сектора государственного управления — это такая группировка операций с бюджетными средствами, которая позволяет отражать в учете одинаковые по экономическому содержанию операции как в органах федерального казначейства, ведущих учет по кассовому методу, так и в учреждении-бюджетополучателе, ведущим учет по методу начисления. Всего восемь основных групп операций сектора государственного управления:

100 — «Доходы»;

200 — «Расходы»;

300 — «Поступление нефинансовых активов»;

400 — «Выбытие нефинансовых активов»;

500 — «Поступление финансовых активов»;

600 — «Выбытие финансовых активов»;

700 — «Увеличение обязательств»;

800 — «Уменьшение обязательств».

В свою очередь, группы классификаций операций сектора государственного управления (КОСГУ) имеют определенную детализацию в зависимости от операций с конкретными объектами бюджетного учета.

Например, классификация операций сектора государственного управления 300 «Поступление нефинансовых активов» имеет следующую детализацию:

310 — «Увеличение стоимости основных средств»;

320 — «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

330 — «Увеличение стоимости земли»;

340 — «Увеличение стоимости материальных запасов».

Согласно Плану счетов бюджетного учета классификация операций сектора государственного управления соответствует 24, 25, 26 разрядам каждого счета.

Наличие классификации операций сектора государственного управления в счете позволяет организовать “сквозной” аналитический учет доходов и расходов, активов и обязательств соответствующего бюджета.

Например, классификацию операций сектора государственного управления 310 «Увеличение стоимости основных средств» можно обнаружить в следующих счетах:

101 00 — «Основные средства»;

106 01 — «Вложение в нефинансовые активы»;

107 01 — «Основные средства в пути»;

304 00 — «Прочие расчеты с кредиторами»;

307 00 — «Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов» .

Благодаря классификации операций сектора государственного управления можно проследить движение бюджетных средств, направленных на увеличение стоимости основных средств, и определить эффективность использования бюджетных средств по операциям одинакового экономического содержания . Новый План счетов бюджетного учета, как уже отмечалось, состоит из пяти разделов:

Раздел I «Нефинансовые активы» включает в себя сведения обо всех основных средствах, о непроизведенных (земля, недра и др.) и нематериальных активах, о начисленной амортизации (понятие «износ» больше не применяется), о материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях. В новом Плане счетов теперь по аналогии с «коммерческим» учетом основными средствами в бюджетном учете будет признаваться любое имущество, предназначенное для использования в деятельности учреждения более 12 месяцев независимо от стоимости. Категория «Малоценные предметы» из Плана счетов исключена.

Раздел II «Финансовые активы» объединяет в себе информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную.

Раздел III «Обязательства» учитывает все виды кредиторской задолженности учреждения.

Раздел IV «Финансовый результат» предназначен для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения. Помимо результатов деятельности за текущий год в этом разделе показываются финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих и сведения по кассовому исполнению бюджета.

Раздел V «Санкционирование расходов бюджетов». В нем фиксируется информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. В основном вести учет на счетах этого раздела будут распорядители бюджетных средств и казначейства.

В разделе «Забалансовые счета» появилось несколько новых позиций. В частности, предусмотрены счета для учета обеспечения исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения (табл. 3).

Забалансовые счета

Таблица 3

Наименование счета Номер счета
Арендованные основные средства 01
Материальные ценности, принятые на ответственное хранение 02
Бланки строгой отчетности 03
Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов 04
Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению 05
Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности 06
Переходящие награды, призы и кубки 07
Путевки неоплаченные 08
Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных 09
Обеспечение исполнения обязательств 10
Государственные и муниципальные гарантии 11
Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками 12
Экспериментальные устройства 13
Расчетные документы, ожидающие исполнения 14
Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход 15
Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок 16
Поступления денежных средств на банковские счета учреждения 17
Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения 18

Всего в новом Плане около 2000 счетов. Такое «изобилие» обусловлено структурой нового бюджетного учета. По сути, абсолютное большинство этих счетов представляют собой не синтетические, а субсчета первого, второго и третьего порядка. В работе бухгалтер будет использовать последние 9 знаков в коде:

18 разряд — источник финансирования;

19, 20, 21 разряды — синтетический счет;

22, 23 разряды — аналитический счет;

24, 25, 26 разряды — коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Таким образом, организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти. Отражение операций по исполнению бюджета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, который предполагает ведение учета в соответствии со своей структурой, интеграцией с бюджетной классификацией, порядком формирования номера и кода счета, появлением счетов для учета новых видов активов и обязательств. Счета бюджетного учета построены по принципу вложенности показателей.

Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 354 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10 декабря 1999 г. N 354 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСПОЛНЕНИЯ СМЕТ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТА . В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 г. N 334 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., N 12, ст.421), и в целях упорядочения ведения бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, приказываю: 1. Утвердить прилагаемый План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, и ввести его в действие с 1 января 2000 г. 2. Управлению методологии бухгалтерского учета и отчетности и Главному государственному казначейству обеспечить приведение ведомственных нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности в соответствие с Планом счетов. 3. Считать утратившим силу разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь от 29 декабря 1997 г. N 15-5/900 «О порядке ведения бухгалтерского учета исполнения смет расходов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете». Министр Н.П.КОРБУТ УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства финансов Республики Беларусь 10.12.1999 N 354 План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета ———————-T——T——————————T——— Наименование счета ¦Номер¦ Наименование субсчета ¦Номер ¦счета¦ ¦субсчета ———————-+——+——————————+——— 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ———————-+——+——————————+——— Раздел I. Основные средства Основные средства 01 Здания 010 Сооружения 011 Передаточные устройства 012 Машины и оборудование 013 Транспортные средства 015 Инструменты, 016 производственный и хозяйственный инвентарь Рабочий и продуктивный скот 017 Библиотечный фонд 018 Прочие основные средства 019 Амортизация основных Амортизация основных средств 02 средств 020 Раздел II. Материальные запасы Продукция на складе, 03 Продукция на складе 030 отгруженная Продукция (работы, услуги), 031 отгруженная Оборудование, 04 Оборудование к установке 040 строительные Строительные материалы для 041 материалы для капитального строительства капитального Материалы длительного 043 строительства и пользования для научных материалы для научных исследований и на исследований лабораторном испытании Спецоборудование для 044 договорных научно-исследовательских работ Животные на 05 Животные на выращивании и 050 выращивании и откорме откорме Материалы и продукты 06 Материалы для учебных, 060 питания научных и других целей Продукты питания 061 Медикаменты и перевязочные 062 средства Хозяйственные материалы и 063 канцелярские принадлежности Топливо, горючее и смазочные 064 материалы Корма и фураж 065 Тара 066 Прочие материалы 067 Материалы в пути 068 Запасные части 069 Раздел III. Отдельные предметы в составе оборотных средств Отдельные предметы в 07 Предметы на складе 070 составе оборотных Предметы в эксплуатации 071 средств Белье, постельные 072 принадлежности, одежда и обувь на складе Белье, постельные 073 принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации Раздел IV. Затраты на производство Затраты на 08 Затраты на производство 080 производство Затраты на 082 научно-исследовательские работы по договорам Затраты по заготовке и 084 переработке материалов Раздел V. Денежные средства Текущие счета по 10 Текущий счет по бюджету 100 бюджету Текущий валютный счет по 101 бюджету Текущий счет по капитальным 102 вложениям за счет средств бюджета Текущий счет по взысканным 103 платежам в бюджет Текущий валютный счет по 104 взысканным платежам в бюджет Текущий счет на выплату 105 пенсий и пособий за счет фонда социальной защиты Текущий счет на выплату 106 пособий и компенсаций из бюджета Текущие счета по 11 Текущий счет по внебюджетным 111 внебюджетным средствам средствам Текущий счет по депозитам 112 Текущий счет по внебюджетным 114 фондам Текущий валютный счет по 118 внебюджетным средствам Касса 12 Касса 120 Валютные средства в кассе 121 Прочие денежные 13 Аккредитивы 130 средства Чековые книжки 131 Денежные документы 132 Финансовые вложения 134 Раздел VI. Внутриведомственные расчеты по финансированию Внутриведомственные 14 Расчеты по финансированию из 140 расчеты по бюджета финансированию Расчеты по финансированию за 142 счет других бюджетов Расчеты по финансированию 143 капитальных вложений Внутриведомственные 144 расчеты Расчеты по перечислению 145 заемных средств Расчеты по финансированию на 146 выплату пенсий и пособий за счет средств бюджета Раздел VII. Расчеты Расчеты с 15 Расчеты с поставщиками и 150 поставщиками и подрядчиками покупателями Расчеты по взаимным платежам 151 Расчеты с покупателями и 154 заказчиками Расчеты с заказчиками по 155 авансам Расчеты с 16 Расчеты с подотчетными 160 подотчетными лицами лицами Расчеты с разными 17 Расчеты по недостачам 170 дебиторами и Расчеты по социальному 171 кредиторами страхованию Расчеты по специальным видам 172 платежей Расчеты с бюджетом 173 Расчеты по депозитным суммам 174 Налог на добавленную 175 стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам Расчеты по целевым суммам на 176 выполнение поручений Расчеты с депонентами 177 Расчеты с прочими дебиторами 178 и кредиторами Расчеты в порядке плановых 179 платежей Расчеты с персоналом 18 Расчеты с персоналом 180 по оплате труда и Расчеты со стипендиатами 181 стипендиатами Расчеты за товары, проданные 182 в кредит Расчеты по вкладам в банках 183 Расчеты по договорам 184 добровольного страхования Расчеты по профсоюзным 185 взносам Расчеты с персоналом по 186 ссудам банков Расчеты по исполнительным 187 листам Расчеты по прочим удержаниям 188 Расчеты по выплате 19 Расчеты по выплате пенсий и 191 пенсий и пособий пособий Расчеты по взысканию 192 переплат пенсий и пособий Расчеты по удержанию из 194 пенсий Раздел VIII. Расходы Расходы по бюджету 20 Расходы по бюджету 200 Расходы за счет других 202 бюджетов Расходы по бюджету на 203 капитальные вложения Расходы на выплату пособий и 204 компенсаций за счет бюджета Расходы на выплату пенсий и 206 пособий Прочие расходы 21 Расходы к распределению 210 Расходы по внебюджетным 211 средствам Расходы по внебюджетным 212 средствам на капитальные вложения Расходы за счет внебюджетных 215 фондов Раздел IX. Финансирование и займы Финансирование и 23 Финансирование из бюджета 230 займы Финансирование из бюджета 231 капитальных вложений Финансирование из других 232 бюджетов Финансирование из бюджета на 234 выплату пособий и компенсаций Финансирование из фонда 235 социальной защиты Средства, направляемые в счет бюджетного финансирования 236 Прочие источники 237 Заемные средства 238 Раздел X. Фонды и средства целевого назначения Фонды экономического 24 Фонд материального поощрения 240 стимулирования Фонд производственного и 246 социального развития Фонд в основных 25 Фонд в основных средствах 250 средствах Фонд отдельных 26 Фонд отдельных предметов в 260 предметов в составе в составе оборотных средств оборотных средств Фонды целевого 27 Централизованные фонды и 271 назначения финансовые резервы Внебюджетные фонды 272 Раздел XI. Реализация Реализация 28 Реализация продукции (работ, 280 услуг) Реализация других 281 материальных ценностей Раздел XII. Доходы и финансовые результаты Прибыли и убытки 41 Прибыли и убытки 410 Использование прибыли 411 ——————————————————————- Забалансовые счета ——————————————T———————— Наименование счета ¦ Номер счета ——————————————+———————— 1 ¦ 2 ——————————————+———————— Арендованные основные средства 01 Товарно-материальные ценности, принятые на 02 ответственное хранение Бланки строгой отчетности 04 Списанная задолженность неплатежеспособных 05 дебиторов Материальные ценности, оплаченные по 06 централизованному снабжению Задолженность учащихся и студентов за 07 невозвращенные материальные ценности Переходящие спортивные призы и кубки 08 ——————————————————————-

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 N 50 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета»

Архив ноябрь 2011 года

| <<< Навигация

На основании подпункта 4.32 пункта 4 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь», Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций согласно приложению.

2. Внести в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2000 г. N 19 «Об утверждении Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость организациями, финансируемыми из бюджета» следующие изменения и дополнения:

в названии слова «организациями, финансируемыми из бюджета» заменить словами «бюджетными организациями»;

в пункте 1:

слова «организациями, финансируемыми из бюджета» заменить словами «бюджетными организациями»;

дополнить пункт словом «(прилагается)»;

пункт 2 исключить;

в Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной данным постановлением:

в названии слова «организациями, финансируемыми из бюджета» заменить словами «бюджетными организациями»;

в пункте 1 слова «Организации, финансируемые из бюджета (далее по тексту — организации),» заменить словами «Бюджетные организации (далее — организации)».

3. Часть первую пункта 5 Правил учета доходов, полученных учреждениями от осуществления приносящей доходы деятельности, и приобретенного за их счет имущества, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 декабря 2000 г. N 133 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 16, 8/4742; 2007 г., N 277, 8/17427), изложить в следующей редакции:

«5. Бюджетные организации осуществляют раздельный учет доходов, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности и приобретенного за их счет имущества на отдельных субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2010 г. N 50, в соответствии с порядком планирования, учета и использования средств, получаемых бюджетными организациями от приносящей доходы деятельности, устанавливаемым Министерством финансов Республики Беларусь.».

4. Внести в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 г. N 125 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету объектов основных средств в организациях, финансируемых из бюджета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 14, 8/7662; 2009 г., N 28, 8/20372) следующие изменения:

в названии, пункте 1 слова «организациях, финансируемых из бюджета» заменить словами «бюджетных организациях»;

в Инструкции по бухгалтерскому учету объектов основных средств в организациях, финансируемых из бюджета, утвержденной данным постановлением:

в названии, пункте 1 слова «организациях, финансируемых из бюджета» заменить словами «бюджетных организациях»;

в абзаце втором части четвертой пункта 21 слова «бюджетного финансирования» заменить словами «финансирования из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов»;

в грифе приложения слова «организациях, финансируемых из бюджета» заменить словами «бюджетных организациях».

5. Утратил силу.

6. Внести в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 1 апреля 2004 г. N 63 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств организациями, финансируемыми из бюджета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 74, 8/10937) следующие изменения:

в названии, пункте 1 слова «организациями, финансируемыми из бюджета» заменить словами «бюджетными организациями»;

в Инструкции по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной данным постановлением:

в названии, абзаце первом части второй подпункта 1.3.8 пункта 1, части пятой пункта 5, пункте 6, грифе приложения к Инструкции слова «организациями, финансируемыми из бюджета» заменить словами «бюджетными организациями».

7. Внести в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. N 71 «О внесении изменений и дополнения в План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, и утверждении Инструкции по применению отдельных субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 74, 8/10942) следующие изменения:

название изложить в следующей редакции:

«Об утверждении Инструкции по применению отдельных субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций»;

в преамбуле слова «организациями, финансируемыми из бюджета» заменить словами «бюджетными организациями»;

пункт 1 исключить;

в пункте 2 слова «исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета» заменить словами «бюджетных организаций»;

в названии Инструкции по применению отдельных субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, утвержденной данным постановлением, слова «исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета» заменить словами «бюджетных организаций».

8. Внести в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 8 февраля 2005 г. N 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 39, 8/12209; 2009 г., N 56, 8/20463) следующие изменения:

в названии слова «организациями, финансируемыми из бюджета,» заменить словами «бюджетными организациями»;

в преамбуле слова «организациях, финансируемых из бюджета (бюджетных организациях),» заменить словами «бюджетных организациях»;

в пункте 1 слова «организациями, финансируемыми из бюджета,» заменить словами «бюджетными организациями»;

в Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденной данным постановлением:

в названии, пункте 1 слова «организациями, финансируемыми из бюджета,» заменить словами «бюджетными организациями»;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов внебюджетных средств, по средствам целевого назначения и иным источникам ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2010 г. N 50 (далее — План счетов), с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств.»;

в пункте 29 слова «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 5 декабря 1995 г. N 54 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., N 3)» заменить словами «Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. N 180 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 16, 8/17745)».

9. Предложение первое пункта 75 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. N 180 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 16, 8/17745), изложить в следующей редакции:

«75. Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) финансирования из республиканского и (или) местных бюджетов внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались активы, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.».

10. Внести в Инструкцию о порядке отражения в бухгалтерском учете бюджетных организаций хозяйственных операций с объектами нематериальных активов, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июня 2009 г. N 78 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 162, 8/21165), следующие изменения:

в пункте 3:

часть первую изложить в следующей редакции:

«3. Отражение хозяйственных операций с объектами нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2010 г. N 50.»;

в части второй слова «организациями, финансируемыми из бюджета,» заменить словами «бюджетными организациями».

11. Внести в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. N 157 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях и внесении изменений в приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. N 354» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 43, 8/21916) следующие изменения:

из названия слова «и внесении изменений в приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. N 354» исключить;

пункт 2 исключить;

часть вторую пункта 2 Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной данным постановлением, изложить в следующей редакции:

«Бухгалтерский учет исполнения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств осуществляется бюджетными организациями в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2010 г. N 50 (далее — План счетов).»;

в части первой пункта 5 слова «организациями, финансируемыми из бюджета,» заменить словами «бюджетными организациями».

12. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. N 354 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 16, 8/2042);

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 г. N 124 «О внесении изменений в План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 13, 8/7661).

13. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр А.М.Харковец

Приложение
к постановлению
Министерства финансов
Республики Беларусь
22.04.2010 N 50

ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

———————+——T—————————————+——— ¦Наименование счета ¦Номер¦ Наименование субсчета ¦ Номер ¦ ¦ ¦счета¦ ¦субсчета¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел I. Основные средства ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Основные средства ¦ 01 ¦Здания ¦ 010 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Сооружения ¦ 011 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Передаточные устройства ¦ 012 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Машины и оборудование ¦ 013 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Транспортные средства ¦ 015 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Инструменты, производственный и ¦ 016 ¦ ¦ ¦ ¦хозяйственный инвентарь ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Рабочий и продуктивный скот ¦ 017 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Библиотечный фонд ¦ 018 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Прочие основные средства ¦ 019 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Амортизация ¦ 02 ¦Амортизация основных средств ¦ 020 ¦ ¦основных средств ¦ ¦ ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел II. Материальные запасы ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Продукция на ¦ 03 ¦Продукция на складе ¦ 030 ¦ ¦складе, отгруженная¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Продукция (работы, услуги) отгруженная¦ 031 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Оборудование, ¦ 04 ¦Оборудование к установке ¦ 040 ¦ ¦строительные ¦ +—————————————+———+ ¦материалы для ¦ ¦Строительные материалы для ¦ 041 ¦ ¦капитального ¦ ¦капитального строительства ¦ ¦ ¦строительства ¦ +—————————————+———+ ¦и материалы для ¦ ¦Материалы длительного пользования для ¦ 043 ¦ ¦научных ¦ ¦научных исследований и на лабораторном¦ ¦ ¦исследований ¦ ¦испытании ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Спецоборудование для договорных ¦ 044 ¦ ¦ ¦ ¦научно-исследовательских работ ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Животные на ¦ 05 ¦Животные на выращивании и откорме ¦ 050 ¦ ¦выращивании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и откорме ¦ ¦ ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Материалы и ¦ 06 ¦Материалы для учебных, научных и ¦ 060 ¦ ¦продукты питания ¦ ¦других целей ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Продукты питания ¦ 061 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Медикаменты и перевязочные средства ¦ 062 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Хозяйственные материалы и канцелярские¦ 063 ¦ ¦ ¦ ¦принадлежности ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Топливо, горючее и смазочные материалы¦ 064 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Корма и фураж ¦ 065 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Тара ¦ 066 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Прочие материалы ¦ 067 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Материалы в пути ¦ 068 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Запасные части ¦ 069 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел III. Отдельные предметы в составе оборотных средств ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Отдельные предметы ¦ 07 ¦Предметы на складе ¦ 070 ¦ ¦в составе оборотных¦ +—————————————+———+ ¦средств ¦ ¦Предметы в эксплуатации ¦ 071 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Белье, постельные принадлежности, ¦ 072 ¦ ¦ ¦ ¦одежда и обувь на складе ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Белье, постельные принадлежности, ¦ 073 ¦ ¦ ¦ ¦одежда и обувь в эксплуатации ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел IV. Затраты на производство ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Затраты на ¦ 08 ¦Затраты на производство ¦ 080 ¦ ¦производство ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Затраты на научно-исследовательские ¦ 082 ¦ ¦ ¦ ¦работы по договорам ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Затраты по заготовке и переработке ¦ 084 ¦ ¦ ¦ ¦материалов ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел V. Денежные средства ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Текущие счета ¦ 10 ¦Текущий счет по бюджету ¦ 100 ¦ ¦по бюджету ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Текущий валютный счет по бюджету ¦ 101 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Текущий счет по капитальным вложениям ¦ 102 ¦ ¦ ¦ ¦за счет средств бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Текущий счет по взысканным платежам в ¦ 103 ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Текущий валютный счет по взысканным ¦ 104 ¦ ¦ ¦ ¦платежам в бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Текущий счет на выплату пенсий и ¦ 105 ¦ ¦ ¦ ¦пособий за счет фонда социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защиты ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Текущие счета ¦ 11 ¦Текущий счет по внебюджетным средствам¦ 111 ¦ ¦по внебюджетным ¦ +—————————————+———+ ¦средствам ¦ ¦Текущий счет по депозитам ¦ 112 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Текущий счет по внебюджетным фондам ¦ 114 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Текущий валютный счет по внебюджетным ¦ 118 ¦ ¦ ¦ ¦средствам ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Касса ¦ 12 ¦Касса ¦ 120 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Валютные средства в кассе ¦ 121 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Прочие денежные ¦ 13 ¦Аккредитивы ¦ 130 ¦ ¦средства ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Чековые книжки ¦ 131 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Денежные документы ¦ 132 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Финансовые вложения ¦ 134 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел VI. Внутриведомственные расчеты по финансированию ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Внутриведомственные¦ 14 ¦Расчеты по финансированию из бюджета ¦ 140 ¦ ¦расчеты по ¦ +—————————————+———+ ¦финансированию ¦ ¦Расчеты по финансированию за счет ¦ 142 ¦ ¦ ¦ ¦других бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по финансированию капитальных ¦ 143 ¦ ¦ ¦ ¦вложений ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Внутриведомственные расчеты ¦ 144 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по перечислению заемных ¦ 145 ¦ ¦ ¦ ¦средств ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел VII. Расчеты ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Расчеты с ¦ 15 ¦Расчеты с поставщиками и подрядчиками ¦ 150 ¦ ¦поставщиками ¦ +—————————————+———+ ¦и покупателями ¦ ¦Расчеты по взаимным платежам ¦ 151 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты с покупателями и заказчиками ¦ 154 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты с заказчиками по авансам ¦ 155 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Расчеты с ¦ 16 ¦Расчеты с подотчетными лицами ¦ 160 ¦ ¦подотчетными лицами¦ ¦ ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Расчеты с разными ¦ 17 ¦Расчеты по недостачам ¦ 170 ¦ ¦дебиторами и ¦ +—————————————+———+ ¦кредиторами ¦ ¦Расчеты по социальному страхованию ¦ 171 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по специальным видам платежей ¦ 172 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты с бюджетом ¦ 173 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по депозитным суммам ¦ 174 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Налог на добавленную стоимость по ¦ 175 ¦ ¦ ¦ ¦приобретенным товарам (работам, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦услугам) ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по целевым суммам на ¦ 176 ¦ ¦ ¦ ¦выполнение поручений ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты с депонентами ¦ 177 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты с прочими дебиторами и ¦ 178 ¦ ¦ ¦ ¦кредиторами ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты в порядке плановых платежей ¦ 179 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Расчеты с ¦ 18 ¦Расчеты с персоналом ¦ 180 ¦ ¦персоналом по ¦ +—————————————+———+ ¦оплате труда и ¦ ¦Расчеты со стипендиатами ¦ 181 ¦ ¦стипендиатами ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты за товары, проданные в кредит ¦ 182 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по вкладам в банках ¦ 183 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по договорам добровольного ¦ 184 ¦ ¦ ¦ ¦страхования ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по профсоюзным взносам ¦ 185 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты с персоналом по ссудам банков ¦ 186 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по исполнительным листам ¦ 187 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по прочим удержаниям ¦ 188 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Расчеты по выплате ¦ 19 ¦Расчеты по выплате пенсий и пособий ¦ 191 ¦ ¦пенсий и пособий ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по взысканию переплат пенсий и¦ 192 ¦ ¦ ¦ ¦пособий ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расчеты по удержанию из пенсий ¦ 194 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел VIII. Расходы ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Расходы по бюджету ¦ 20 ¦Расходы по бюджету ¦ 200 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расходы за счет других бюджетов ¦ 202 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расходы по бюджету на капитальные ¦ 203 ¦ ¦ ¦ ¦вложения ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расходы на выплату пенсий и пособий ¦ 206 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Прочие расходы ¦ 21 ¦Расходы к распределению ¦ 210 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расходы по внебюджетным средствам ¦ 211 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расходы по внебюджетным средствам на ¦ 212 ¦ ¦ ¦ ¦капитальные вложения ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Расходы за счет внебюджетных фондов ¦ 215 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел IX. Финансирование и займы ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Финансирование ¦ 23 ¦Финансирование из бюджета ¦ 230 ¦ ¦и займы ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Финансирование из бюджета капитальных ¦ 231 ¦ ¦ ¦ ¦вложений ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Финансирование из других бюджетов ¦ 232 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Финансирование из фонда социальной ¦ 235 ¦ ¦ ¦ ¦защиты ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Средства, направляемые в счет ¦ 236 ¦ ¦ ¦ ¦бюджетного финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Прочие источники ¦ 237 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Заемные средства ¦ 238 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел X. Фонды и средства целевого назначения ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Фонды ¦ 24 ¦Фонд материального поощрения ¦ 240 ¦ ¦экономического ¦ +—————————————+———+ ¦стимулирования ¦ ¦Фонд производственного и социального ¦ 246 ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Фонд в основных ¦ 25 ¦Фонд в основных средствах ¦ 250 ¦ ¦средствах ¦ ¦ ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Фонд отдельных ¦ 26 ¦Фонд отдельных предметов в составе ¦ 260 ¦ ¦предметов в составе¦ ¦оборотных средств ¦ ¦ ¦оборотных средств ¦ ¦ ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦Фонды целевого ¦ 27 ¦Централизованные фонды и финансовые ¦ 271 ¦ ¦назначения ¦ ¦резервы ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Внебюджетные фонды ¦ 272 ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел XI. Реализация ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Реализация ¦ 28 ¦Реализация продукции (работ, услуг) ¦ 280 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Реализация других материальных ¦ 281 ¦ ¦ ¦ ¦ценностей ¦ ¦ +——————-+——+—————————————+———+ ¦ Раздел XII. Доходы и финансовые результаты ¦ +——————-+——T—————————————+———+ ¦Прибыли и убытки ¦ 41 ¦Прибыли и убытки ¦ 410 ¦ ¦ ¦ +—————————————+———+ ¦ ¦ ¦Использование прибыли ¦ 411 ¦ ———————+——+—————————————+———

Забалансовые счета

——————————————————————-+——- ¦ Наименование счета ¦Номер ¦ ¦ ¦счета ¦ +——————————————————————+——+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ +——————————————————————+——+ ¦Арендованные основные средства ¦ 01 ¦ +——————————————————————+——+ ¦Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение ¦ 02 ¦ +——————————————————————+——+ ¦Бланки строгой отчетности ¦ 04 ¦ +——————————————————————+——+ ¦Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов ¦ 05 ¦ +——————————————————————+——+ ¦Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению ¦ 06 ¦ +——————————————————————+——+ ¦Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ¦ 07 ¦ ¦ценности ¦ ¦ +——————————————————————+——+ ¦Переходящие спортивные призы и кубки ¦ 08 ¦ ——————————————————————-+——-

Право Беларуси 2009

карта новых документов