Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

10.3 Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения (ст.281).

К нарушителям бюджетного законодательства в соответствии с БК РФ (ст.

282) могут быть применены следующие меры:

— предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

— блокировка расходов;

— изъятие бюджетных средств;

— приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

— наложение штрафа;

— начисление пени;

— иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ определены БК РФ, и к ним относятся (ст.283): неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств;

неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджетов;

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях:

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных средств;

несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

221

несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК РФ;

несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК РФ;

открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ;

иные основания в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Наиболее частое бюджетное правонарушение — использование бюджетных средств не по целевому назначению. Под этим понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закреплена в правовых актах, в заключаемых договорах или решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств. Получатель бюджетных средств не вправе самостоятельно перераспределять средства между предметными статьями.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются также: направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; взносы в уставный капитал другого юридического лица; расходование (перечисление или создание кредиторской задолженности) средств при отсутствии оправдательных документов; завышение объемов выполненных работ, расценок; выполнение работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией: направление средств на объекты (разработки), не включенные в адресные и целевые программы; недостача материальных средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование ГСМ и т.п.); просроченная дебиторская задолженность по перечисленным авансам за поставку товарно-материальных ценностей и оказание услуг; заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств или имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью.

За нарушения бюджетного законодательства предусмотрены различные меры ответственности, которые определены БК РФ (ст.282). При этом регулирование ответственности за нарушение бюджетного законодательства складывается из:

— определения органов, применяющих меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства (органы Федерального казначейства РФ, Арбитражный суд РФ, Счетная палата РФ);

222

— установления системы санкций и мер воздействия на правонарушителей (напомним позиции из ст. 281 БК РФ: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа, начисление пени и т.д.);

— определение процедуры применения мер принуждения (списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, и др.)

Не ставя задачу рассмотреть полностью Часть четвертую «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ» БК РФ, выделим лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее важные моменты. Остальные фрагменты студент должен посмотреть самостоятельно.

В соответствии со ст. 284 БК РФ руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств федерального бюджета:

— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;

— списывать в бесспорном порядке суммы процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок возврата которых истек;

— взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

— списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном БК и иными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 БК РФ:

— принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;

— выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

— привлекают к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях.

Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ, указанных выше, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, указанных выше, при неправомерном применении мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

223

Если бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право (ст.

2841) применять меры принуждения в соответствии с БК РФ.

Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном БК РФ, имеют право:

1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных БК РФ;

2) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

3) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на бюджетной основе, срок уплаты которых наступил;

4) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

5) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

6) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

7) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Действия органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и должностных лиц указанных органов могут быть обжалованы в установленном порядке.

Списание средств с единого счета бюджета (ст. 286) без распоряжения Федерального казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению арбитражного суда в случаях, установленных БК РФ. Очередность списания средств со счетов федерального бюджета определяется ст.255 БК РФ.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

При недостаточности на счете территориального органа Федерального казначейства средств для осуществления указанного списания в полном объеме денежные средства в размере несписанного остатка списываются со счета Федерального казначейства в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на счете Федерального казначейства, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов бюджетных обязательств по всем получателям бюджетных средств.

При недостаточности на счете Федерального казначейства средств для осуществления указанного списания списание денежных средств производится по мере их поступления на счет бюджета. Если указанное списание не удается осуществить в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств, доведенных на период, в котором состоялось решение арбитражного суда, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты бюджетных обязательств следующего периода.

Если по каким-либо обстоятельствам списание средств со счета бюджета не может быть осуществлено в соответствии с вышеуказанным пунктом, исполнительный лист возвращается предъявившему его лицу для предъявления его в Федеральное казначейство в следующем финансовом году для обращения взыскания на иное имущество.

224

Списание средств со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджеты (ст.287), осуществляется по решению арбитражного суда в случаях, установленных БК РФ. Порядок осуществления операций по списанию указанных денежных средств определяется в соответствии со ст. 286 БК РФ.

Списание средств со счета соответствующего бюджета осуществляется в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств.

При недостаточности на счете бюджета средств для осуществления указанного списка в полном объеме списание денежных средств производится в порядке, определенном для списания средств с единого счета федерального бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств175 (ст.289), выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе176 (ст.290), по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе177 (ст.291), влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Размеры штрафов и пени устанавливаются БК РФ и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Бюджетные санкции

225

предусмотрены также региональным законодательством, главным образом, законами об областных, краевых и других региональных бюджетах на соответствующий финансовый год. Расчет пени производится по следующей формуле:

П = (РСНД):100,

где П — пени в рублях; Р — доля ставки рефинансирования, установленная бюджетным законодательством и используемая для расчета пени; С — ставка рефинансирования (учетная ставка) банка России, действующая в течение срока нарушения, %; Н — сумма средств бюджета, использованных с нарушением бюджетного законодательства (сумма средств бюджета, предоставленная на возвратной основе, срок возврата которых истек, сумма несвоевременно перечисленных процентов, сумма несвоевременно перечисленных средств); Д — период просрочки платежа (неплатежа) или просрочки исполнения кредитными организациями платежных документов.

Период просрочки платежа (неплатежа) исчисляется со дня, следующего за днем установленного срока возврата средств бюджета, предоставленных на возвратной основе, процентов за пользование средствами бюджета, предоставленных на возмездной основе, по день их списания со счетов получателей бюджетных средств.

Таким образом, государственный финансовый контроль и его составная часть -бюджетный контроль — являются важнейшими функциями управления, которые позволяют целенаправленно воздействовать на процессы формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

226

Еще по теме 10.3 Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ:

  1. 2.5. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
  2. 10.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
  3. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  4. 49. Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства. Виды ответственности
  5. КАКАЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ?
  6. Статья 51. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах
  7. 2.5.4. Нарушение налогового законодательства в прошлом
  8. ОБВИНЕНИЕ В НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  9. 4.11. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение
  10. Глава 5 Ответственность за нарушение правил применения ККТ
  11. 7.3. Ответственность за нарушение кредитного договора
  12. 3. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
  13. Ответственность, предусмотренная НК РФ за нарушение сроков и уклонение от постановки на учет в налоговых органах