Система внутреннего контроля — это конкретные методики и процедуры, разработанные на предприятии для эффективности хозяйственной деятельности, для сохранения активов на предприятии и обеспечения применяемого уровня полноты информации.
Основная цель внутреннего контроля — защита интересов организации и их партнеров путем контроля за соблюдением сотрудниками организации законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам хозяйственным операциям и минимизации рисков предпринимательской деятельности.
Оценка системы внутреннего контроля в процессе аудита состоит в выявлении сильных и слабых сторон контроля клиента. Внутренний контроль считается эффективным на предприятии, если он предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет недостоверность в пределах определенного времени.
В соответствии со сложившейся международной практикой система внутреннего контроля включает три составляющие: надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля.
Таким образом, грамотное ведение бухгалтерского учета — важный контрольный фактор формирования финансовой отчетности организации.
Контрольная среда — это общее отношение руководителей или собственников клиента к созданию и поддержанию на своем предприятии системы внутреннего контроля, их конкретные действия и процедуры, направленные на это. За разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля несет ответственность руководство клиента. Аудитор в ходе проверки должен отвечать только за объективность оценки системы внутреннего контроля, но не за ее надежность и качество.
Контрольная среда включает в себя:
- — стиль и основные принципы управления организации;
- — организационную структуру организации;
- — распределение ответственности и полномочий;
- — кадровую политику и практику;
- — порядок подготовки бухгалтерской отчетности;
- — порядок подготовки внутренней отчетности для целей управления;
- — согласование с требованиями, установленными применяемым законодательством и внешними регулирующими органами.
Под отдельными средствами контроля следует понимать составные части системы контроля, установленные руководством клиента на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для надежного и эффективного управления предприятием.
Примерами средств внутреннего контроля являются:
- — разрешительные подписи руководителя и (или) главного бухгалтера на документах;
- — подпись главного бухгалтера на проверенном им журнале-ордере;
- — подготовка счетов-фактур (накладных и др.) в нескольких экземплярах под копирку;
- — сплошная нумерация создаваемых документов;
- — регистрация документов в специальных журналах;
- — подшивка копий документов в специальные папки;
- — надлежаще организованный документооборот;
- — встречные взаимопроверки бухгалтерских записей;
- — сверки расчетов;
- — инвентаризация; внутренняя ревизия и периодический анализ состояния активов и расчетов.
Аудитор должен убедиться, что средства контроля проверяемой организации достигают следующих целей:
- — хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства;
- — все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах, в том отчетном периоде, когда они имели место, и в соответствии с принятой учетной политикой;
- — доступ к денежным средствам и материальным ценностям возможен только с разрешения соответствующего руководства;
- — отслеживается соответствие между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием активов.
При надежной системе внутреннего контроля организации применяются такие процедуры внутреннего контроля как:
- — проверка наличия оправдательных и распорядительных документов для проведения хозяйственных операций;
- — проверка правильности оформления первичных учетных документов и наличия разрешительных записей;
- — арифметическая проверка правильности расчетов;
- — проверка правильности записи корреспонденции по счетам, по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах;
- — проверка соответствия данных в первичных учетных документах бухгалтерским записям;
- — инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей;
- — сверка расчетов;
- — выверка данных синтетического и аналитического учета;
- — проверка соответствия отдельных статей бухгалтерской отчетности записям в Главной книге;
- — проверка соблюдения утвержденного графика документооборота;
- — физическое ограничение несанкционированного доступа лиц к активам, к документации и записям по бухгалтерским счетам;
- — отслеживание изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнение плановых (сметных) показателей с фактическими и выяснение причин существенных расхождений.
Стандарты аудиторской деятельности предписывают порядок оценки системы внутреннего контроля в три этапа: общее знакомство с системой внутреннего контроля; первичная оценка системы внутреннего контроля; подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.
При первоначальном знакомстве с системами учета и контроля аудитор должен сделать выводы об их надежности и принять решение о том, будет ли он в ходе аудита полагаться на систему внутреннего контроля клиента.
Если аудитор оценит надежность системы контроля как высокую или среднюю, он может снизить трудозатраты на проведение аудиторских процедур по существу, что поможет сократить трудозатраты на проведение проверки.
Общее знакомство с системой внутреннего контроля охватывает понимание аудитором состояния бухгалтерского учета и контрольной среды проверяемой организации.
Если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля принимается решение о возможности попытки опереться в работе на систему внутреннего контроля проверяемой организации, осуществляется оценка надежности контрольной среды и первичная оценка надежности средств внутреннего контроля.
Оценка дается по каждому из факторов, составляющих отдельное направление контрольной среды. Если аудитор не может однозначно оценить влияние какого-либо фактора, допустимо выбрать две смежные оценки, например: «среднее» и «низкое». Общая оценка надежности контрольной среды по отдельному направлению и итоговая оценка надежности контрольной среды должны быть однозначными.
Оценка надежности средств контроля неизбежно субъективна, и аудитору необходимо самостоятельно разработать методику и приемы таких оценок. Анализируя опыт оценки системы внутреннего контроля клиента, при оценке системы внутреннего контроля клиента необходимо придерживаться следующих критериев, приведенных в Таблице 4.
Таблица 4 Критерии системы внутреннего контроля
|
Задачи внутреннего контроля
|
1. Реальность
|
Учетные хозяйственные операции действительно имели место, система внутреннего контроля препятствует отражению в учете несуществующих операций.
|
2. Полнота
|
В учете отражаются все совершенные хозяйственные операции, СВК не должна допускать пропуска хозяйственных операций.
|
3. Разрешение
|
На предприятии имеют место только операции, одобренные руководством, СВК предупреждает злоупотребления, растраты, хищения.
|
4. Своевременность
|
Все хозяйственные операции отражаются своевременно, СВК не допускает отношение сумм доходов и затрат к несоответствующему периоду.
|
5. Оценка
|
Все хозяйственные операции оцениваются адекватно, СВК избегает ошибок при подсчетах на разных этапах.
|
6. Классификация
|
Все хозяйственные операции должным образом разнесены в учете, правильно скомпонованы и сгруппированы, СВК не допускает отражения в учете операций, не соответствующих плану счетов.
|
7. Обобщение
|
Все записи о хозяйственных операциях должным образом включены в регистры, подведены по ним итоги и обобщены в синтетическом учете, СВК не допускает не соответствия данных аналитического и синтетического, искажения между учетными и отчетными данными.
|
Между надежностью средств контроля и риском средств установлена взаимосвязь: высокий степени надежности соответствует низкий риск; средней степени надежности соответствует средний риск; низкой степени надежности соответствует высокий риск.
Аудитор должен первоначально оценить надежность такого средства контроля, как высокую или среднюю. Оценив средство контроля как низкое, проверяются все документы, не принимая во внимание наличие средства контроля.
В дальнейшей работе следует подтвердить свою первичную оценку средства контроля, проводя аудиторские процедуры- тесты средств контроля. Тесты средств контроля могут представлять собой выборочную проверку документов на наличие разрешающих подписей, бесед с сотрудниками, ответственными за выполнение соответствующих функций, наблюдение за непосредственное ходом проведения бухгалтерских операций.
Если инструкции отсутствуют, молодые сотрудники часто делают ошибки, то аудитор оценивает надежность средств контроля как низкую и планирует тщательное изучение первичных документов. Если учетные сотрудники работают добросовестно, руководство уделяет серьезное внимание, старшие и опытные сотрудники надежно контролируют младших, то аудитор может оценить надежность средства контроля как среднюю или высокую, при этом сконцентрировав внимание на наиболее крупных статьях расходов, в остальном полагаясь на механизм внутреннего контроля. В ходе аудиторских процедур по существу, аудитор должен искать подтверждение верности своей первоначальной оценки надежности средства контроля и вносить коррективы в первоначальный план работы. Если окажется, что надежность средств контроля оказалась ниже предполагаемой, необходимо повышать количество элементов выборки, запрашивать у клиента дополнительные сведения.
Все этапы оценки системы внутреннего контроля должны быть аргументированы аудитором, давая оценку надежности всей системы внутреннего контроля и отдельным ее средствам.
ООО «***» относится к малым экономическим субъектам. Разработчики стандартов сочли целесообразным издать для этого рода предприятий отдельное Правило, в котором особенности систем учета и внутреннего контроля излагаются как составная часть всего комплекса аудитирования субъектов малого предпринимательства.
В результате появилось Правило (Стандарт) «Особенности аудита малых экономических субъектов», одобренное Комиссией при Президенте РФ 11 июля 2000 года, протокол № 1.
Для малых экономических субъектов характерен ряд особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведение аудита таких субъектов. Специфика бывает, как правило, вызвана следующими факторами:
- — ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;
- — преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.
При планировании процедур следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенности организации его системы и документооборота.
Во время аудита малых субъектов особое внимание необходимо уделять следующим потенциальным факторам риска:
- а) учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;
- б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;
- в) вследствие меньшего количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;
- г) возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерские учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;
- д) если субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги возможна ситуация, при которой выручка не фиксируется или занижается, а расходы — завышаются;
- е) при ограниченном числе сотрудников, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.
Поскольку документирование изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для малых экономических субъектов такое документирование может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием иных экономических субъектов.
Как и в случае аудита любых экономических субъектов, в ходе аудита следует оценить, позволяют ли системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля собрать аудиторские доказательства, необходимые для подготовки мнения аудитора.
В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как «низкой», если нет явных доказательств противоположного. Следует в меньшей мере полагаться на средства контроля малого субъекта, а в качестве основного способа сбора доказательств использовать аудиторские процедуры по существу.
На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения, рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема выборок.
Следует исходить из того, что мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу.
Необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:
- а) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности;
- б) упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- в) допустимость использования самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;
- г) меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность;
- д) воздействие особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.
При получении доказательств субъекта, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, следует рассмотреть:
- а) обоснованность ее применения;
- б) соблюдение порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;
- в) правильность исчисления валовой выручки или совокупного дохода.
|
Добавить комментарий