Оспаривание результатов кадастровой стоимости

Содержание

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит По теме Читайте все материалы (183) по теме «Кадастровая стоимость для налогообложения: использование, оспаривание, изменение» подписаться. Есть обновление (+171), в том числе:

  • О вступлении в силу изменений, касающихся уплаты налога на имущество организаций
  • Налог на имущество физлиц: кому за 2019 год придется больше платить

10 сентября 2015 г. 14:04 E-mail Об авторе статьи Архив

А. В. Мандрюков
Журнал «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера» № 8/2015

Комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28.

В последнее время получили широкое распространение споры о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Стремясь минимизировать обязательные платежи, владельцы недвижимого имущества буквально заваливают суды соответствующими исками.

Комментируемое постановление содержит разъяснения Пленума ВС РФ по вопросам, возникающим у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Полагаем, данный материал также будет полезен субъектам хозяйственной деятельности (организациям и индивидуальным предпринимателям) и физическим лицам.

Порядок определения кадастровой стоимости

Понятие кадастровой стоимости дано в ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ – это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в отношении вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с гл. III.1 Федерального закона № 135-ФЗ и включает следующие этапы:

В отношении каждого объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) содержатся сведения о кадастровой стоимости. Так, согласно пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ дополнительными сведения об объекте недвижимости в ГКН являются сведения о его кадастровой стоимости.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно путем запроса сведений из ГКН в форме кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости (пп. 4.1 п. 2 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ). Кроме того, в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ № 504 кадастровая стоимость указывается и в кадастровой выписке, и кадастровом паспорте.

На что влияет кадастровая стоимость объекта недвижимости?

В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения и определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Действительно, в первую очередь кадастровая стоимость влияет на размер некоторых налогов, Так, она является базой для:

  • налога на имущество организаций (ст. 375 НК РФ);
  • земельного налога (ст. 390 НК РФ);
  • налога на имущество физических лиц (ст. 402 НК РФ).

Кроме того, кадастровая стоимость используется в следующих случаях:

  • для определения цены земельного участка в договоре купли-продажи участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ);
  • при определении начальной цены аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права его аренды (п. 12 и 14 ст. 39.11 ЗК РФ);
  • для определения цены и арендной платы земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, при его передаче сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ);
  • для определения цены и арендной платы земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ);
  • для определения цены доли земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящейся в муниципальной собственности, при ее продаже сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству (п. 4 ст. 12 Федерального закона № 101-ФЗ).

Таким образом, кадастровая стоимость является, прежде всего, экономическим показателем и существенно влияет на гражданский оборот.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости

Особенности рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости установлены ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ. Оспаривать кадастровую стоимость могут физические и юридические лица (если затрагиваются их права и обязанности), а также органы госвласти (ОГВ) и муниципального самоуправления (ОМС) в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В качестве органов, рассматривающих заявления об оспаривании кадастровой стоимости, предусмотрены суд и комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия). При этом физические лица не обязаны до суда обращаться в комиссию. Комиссия действует в соответствии с порядком, установленным Приказом Минэкономразвития РФ № 263.

Основанием для пересмотра комиссией результатов определения кадастровой стоимости является:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в ГКН, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (п. 13 комментируемого постановления).

Порядок оспаривания кадастровой стоимости в комиссии может быть представлен в виде схемы (ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ):

1. Обращение в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости

Основание – недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости

Основание – установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость

Приложения к заявлению:

– кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

Приложения к заявлению:

– кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

– нотариально заверенная копия право­устанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается правообладателем;

– документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

– иные документы

– нотариально заверенная копия право­устанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается правообладателем;

– отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа;

– положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет;

– иные документы

2. Рассмотрение комиссией заявления

3. Принятие решения

– об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

– о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости

– об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

– об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости

4. Направление уведомления о принятом решении заявителю и органу местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости

Особенности подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости в суде

Прежде всего, в п. 1 комментируемого постановления указано, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии.

Помимо требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений, может быть предъявлено требования об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии (п. 2 и 4 этого документа).

Следует отметить, что дела об оспаривании кадастровой стоимости в первой инстанции рассматриваются верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономного округа (пп. 8 п. 1 ст. 26 ГПК РФ). При этом заявление подается по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (п. 3 комментируемого постановления). Срок рассмотрения заявления – два месяца со дня его поступления в суд.

Заявления не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей, о признании нормативного правового акта недействующим.

Однако при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.

Согласно п. 6 комментируемого постановления с заявлением в суд могут обратиться:

  • юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности;
  • ОГВ и ОМС в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • бывший собственник объекта недвижимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление;
  • участник долевой собственности независимо от согласия других сособственников;
  • арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • арендатор имущества, находящегося в собственности граждан и (или) юридических лиц, если арендная плата за пользование имуществом рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, при наличии согласия собственника на такой пересмотр в письменной форме;
  • лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости;
  • прокурор в случаях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Состав участников определен в п. 7 комментируемого постановления. Так, по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной обязательно участвуют государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.

Кроме того, суд может привлечь к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда (собственника, сособственника, бывшего собственника, со­арендатора объекта недвижимости).

Обратите внимание

Немаловажным является вопрос о сроке исковой давности.

Установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Решения и действия (бездействие) комиссии могут быть оспорены в трехмесячный срок (п. 8 комментируемого постановления).

К заявлению в суд обязательно прилагаются (п. 11 этого документа):

  • кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подает правообладатель);
  • документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости);
  • отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также в необходимых случаях подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение (если подается заявление об установлении рыночной стоимости).

К сведениию

Юридические лица должны приложить к заявлению документы, свидетельствующие о соблюдении досудебного порядка (рассмотрения заявления в комиссии). Такими документами могут быть решение комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Если заявление не было принято комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Досудебный порядок не обязателен для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (п. 9 и 10 комментируемого постановления).

Не стоит забывать об уплате государственной пошлины, которая при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается (для физических лиц – 300 руб., для организаций – 2 000 руб.). Аналогичная позиция изложена в Определении ВС РФ от 11.02.2015 № 75-АПГ14-7.

Особенности судебного рассмотрения заявления об оспаривании кадастровой стоимости

Дела по заявлениям об оспаривании кадастровой стоимости рассматриваются по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Интересно, что ранее ВАС считал, что споры об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11).

Однако с 15.09.2015 (введение в действие Кодекса административного судопроизводства) такие дела будут рассматриваться в соответствии с гл. 25 КАС РФ. Так, согласно п. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Обратите внимание

Дело должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в ГКН результаты очередной кадастровой оценки (п. 15 комментируемого постановления).

В случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в ГКН результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования и оспорить результаты очередной кадастровой оценки. В этом случае необходимо обращаться с новым заявлением, соблюдя досудебный порядок.

Особенности судебного разбирательства:

Недостоверность сведений

Установление рыночной стоимости

Заявитель обязан доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости

Суд проверяет отчет об оценке объекта недвижимости на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки

Заинтересованное лицо (административный ответчик) обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы

В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались

В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось

В целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении

В соответствии с п. 28 комментируемого постановления установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в ГКН.

* * *

В заключение сформулируем основные выводы:

  • кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть оспорена путем подачи соответствующего заявления в специальную комиссию и суд;
  • юридические лица вправе обратиться в суд только после обращения в комиссию. Указанное требование не распространяется на физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
  • в суд могут быть предъявлены требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений, а также требование об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии.

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2014 № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории».

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Приказ Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Как оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости

Каждый человек, имеющий в собственности какую-либо недвижимость, платит налог на имущество или земельный налог. При этом вполне логично, что всем хотелось бы, чтобы размер этих выплат был экономически обоснован.

Разница в цене между недавно отремонтированной квартирой и аварийной в одном и том же доме не влияет на их государственную оценку. Как самостоятельно уменьшить кадастровую стоимость земельного участка или другой недвижимости — рассмотрим в статье.

Определение понятия

Под кадастровой понимается стоимость недвижимости, учтенная в государственном кадастре недвижимости и определенная в результате государственной оценки или споров о результатах ее определения.

Государственная оценка проводится по решению региональных органов власти или органов местного самоуправления с периодичностью не менее одного раза в пять лет. В городах федерального значения это происходит не реже одного раза в течение трех лет. При принятии решения о проведении оценки определяется перечень объектов.

Росреестр отбирает на конкурсной основе исполнителя оценочных работ, результатом которых является проект отчета об определении стоимости, предоставляемый исполнителем в Росреестр.

Справка. До утверждения проекта Росреестр предоставляет возможность в течение 20 рабочих дней любым заинтересованным лицам ознакомиться с данными и представить свои замечания по вопросу о том, как изменить кадастровую стоимость.

После утверждения проекта результаты оценки вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Узнать их можно, заказав выписку из ЕГРН, используя сервисы на сайте Росреестра, а также в филиале Росреестра или МФЦ.

Причины и основания для внесения изменений

На базе этой стоимости рассчитываются:

  • налоги: имущественный, земельный, на продажу недвижимости;
  • арендная плата;
  • выкупная стоимость земли;
  • штрафы и платежи (изменение целевого назначения, штраф за нецелевое использование и пр.);
  • государственная пошлина при обращении в суды и нотариальных действиях с недвижимостью.

Массовая оценка с периодичностью в несколько лет приводит к значительным расхождениям между кадастровой и рыночной стоимостью.

Отсутствие в ЕГРН данных о границах земельных участков не позволяет произвести точный расчет.

Завышенная, по сравнению с рыночной, кадастровая стоимость приводит к росту всех платежей, рассчитываемых от нее, что сказывается на расходах не только владельцев и арендаторов крупных объектов недвижимости, но и рядовых собственников.

Справка. Подсчитать размер переплаты по налогам можно, воспользовавшись налоговым калькулятором на сайте Федеральной налоговой службы и сравнив размеры налогов на базе кадастровой и рыночной стоимости своей собственности.

Требовать изменения кадастровой стоимости, согласно Федеральному закону от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеют право физические и юридические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления.

Оснований всего два:

  • недостоверность сведений, использованных при государственной оценке;
  • рыночная оценка недвижимости на дату ее кадастровой оценки.

Второе из оснований связано с п. 1.6 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2016 №358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», где говорится о том, что кадастровая стоимость недвижимости не должна превышать рыночную, а также п. 1.7 этого же приказа, где регламентируется отчуждение объекта недвижимости.

Зная, как оспорить кадастровую стоимость недвижимости для уменьшения налога, физические лица могут это сделать или в комиссии при Росреестре, или в суде.

Юридические лица и органы власти до обращения в суд подают заявление на рассмотрение комиссии по пересмотру кадастровой стоимости земельных участков или других объектов недвижимости.

Только если комиссия отклонила поданные документы или не рассмотрела их в течение месяца, организации и органы власти могут прибегнуть к обжалованию кадастровой стоимости недвижимости в суде.

Чем занимается кадастровый инженер.

Можно ли найти собственника земельного участка по кадастровому номеру и как это сделать.

Как можно получить или узнать кадастровый номер квартиры.

Чтобы пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков или оспорить кадастровую стоимость квартиры в судебном порядке, собирают комплект документов:

  • заявление;
  • выписка из ЕГРН, содержащая оспариваемую стоимость и дату ее определения;
  • копия правоустанавливающего документа, заверенная нотариусом;
  • документы, доказывающие недостоверность государственной оценки, или отчет о независимой рыночной оценке.

Внимание! Отсутствие какого-либо документа является основанием считать заявление неподанным.

Для уменьшения кадастровой стоимости недвижимости по любому из двух оснований, регламентированных законодательными актами, придется прибегнуть к услугам независимых оценщиков, что потребует времени и финансовых вложений.

К пакету документов обязательно следует приложить положительное экспертное заключение, подготовленное некоммерческой организацией, созданной в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Не все организации, предоставляющие услуги оценки, получают положительное экспертное заключение о выполненных ими работах, большинство заявлений отклоняется комиссией в связи с фактом отсутствия заключения.

Решившись действовать, необходимо принять во внимание факт переоценки с периодичностью в несколько лет: утверждение нового проекта государственной оценки означает автоматическую отмену решений судов по установлению кадастровой стоимости равной рыночной в предыдущих периодах.

Деньги и время, затраченные на решение вопроса о том, как снизить кадастровую стоимость земли или других объектов недвижимости, позволяют уменьшить расходы только на ближайшие нескольких лет. Оспаривать государственную оценку целесообразно, если затраты окупятся в течение одного года.

На основании положительного решения комиссии или суда заявитель имеет право требовать пересчета суммы налоговой базы с первого числа налогового периода (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ).

Справка. С 2020 года оценка будет проводиться по новым правилам. При этом регионы по своему усмотрению имеют право начать ее проведение уже с 2018 года. Правила предусматривают введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению стоимости государственным бюджетным учреждениям (ГБУ).

Законом о государственной кадастровой оценке (ГКО) вводится еще несколько изменений:

  • для исправления ошибок, допущенных при оценке, заявители будут обращаться непосредственно в ГБУ, при этом допускаются исправления таких ошибок только в сторону понижения;
  • увеличится срок подачи заинтересованными лицами замечаний по промежуточным отчетным материалам государственной оценки до 60 дней;
  • ответственным за проведенную оценку становится бюджетное учреждение;
  • для юридических лиц отменяется обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Следует отметить, что, согласно статье 24 Закона о ГКО, устанавливается переходный период его применения с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

В течение переходного периода такая оценка может проводиться в соответствии с Законом о ГКО или Федеральным законом №135-ФЗ. Судебное оспаривание кадастровой стоимости квартиры или другой жилплощади будет производиться по нормам того закона, по которому была установлена такая стоимость.

Целью оспаривания результатов государственной оценки недвижимости является, прежде всего, снижение налогооблагаемой базы, а также сумм выплат арендных платежей или выкупной цены.

Предусмотрев возможность оспаривать кадастровую стоимость, государство тем самым признало, что стоимость, определенная индивидуально в отношении каждого объекта недвижимости, объективнее той, что была выявлена методами массовой оценки.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас Нравится статья 0

Как оспорить завышенную кадастровую стоимость недвижимости

03.08.2017 / 16:41 Советы юриста

Для успешного оспаривания кадастровой стоимости в первую очередь необходимо определить основания. Согласно ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» такими основаниями являются: «недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости», а также «установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость».

Анна Коняева, руководитель юридической компании «Центр правового обслуживания»

Административный порядок оспаривания кадастровой стоимости

В административном порядке кадастровая стоимость оспаривается в специальных комиссиях Росреестра. Воспользоваться данной процедурой могут как физические лица, так и юридические лица. Для юрлиц административный порядок является обязательным (за исключением случаев, когда оценка произведена после 01 января 2017 г.).

По результатам будет вынесено одно из двух решений: либо отказ в пересмотре кадастровой стоимости, либо решение о пересмотре кадастровой стоимости

Алгоритм действий следующий:

Необходимо провести оценку рыночной стоимости объекта недвижимости или собрать документы, подтверждающие использование недостоверных сведений об объекте недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки. Именно на основании этих документов комиссия будет выносить свое решение. Далее необходимо подать в комиссию Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости следующий комплект документов:

— заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости;

— выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости или отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (на бумажном и электронном носителе).

Далее назначается заседание Комиссии, которая будет рассматриваться заявление. По результатам будет вынесено одно из двух решений: либо отказ в пересмотре кадастровой стоимости, либо решение о пересмотре кадастровой стоимости/решение об утверждении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости. В случае положительного решения вопроса, Комиссия в течение 5 рабочих дней направляет свое решение в орган, осуществляющий кадастровый учет и регистрацию прав на объекты недвижимости (при решении установить кадастровую стоимость объекта в размере рыночной также направляется отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости) для внесения изменений в части кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Необходимо отметить, что на практике обращение в Комиссию является лишь формальностью перед обращением в суд, поскольку Комиссия, в отличие от суда, в большинстве случаев отказывает в пересмотре кадастровой стоимости. Однако, для юридических лиц, решение Комиссии все же необходимо для последующего обращения в суд (п. 6 ч.1 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства).

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

При несогласии с решением Комиссии юридические лица обращаются в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса административного производства РФ.

Физические лица обращаются непосредственно в суд (без необходимости обращения в Комиссию, т.е. без обязательного соблюдения досудебного административного порядка, описанного выше). Законом предусмотрена возможность обращения физических лиц в Комиссию, но не обязанность (в отличие от порядка, установленного для юридических лиц).

К заявлению в суд необходимо приложить комплект документов практически идентичный тому, который предоставлялся в Комиссию (список указан выше), добавив всего несколько документов:

— положительное экспертное заключение на отчет, который ранее предоставлялся в Комиссию, заключение должно быть представлено на бумажном носителе и в форме электронного документа;

— решение Комиссии, которое будет являться подтверждением соблюдения досудебного порядка разрешения спора (физическим лицам не требуется).

В ходе рассмотрения спора в суде, исходя из практики участия в сопровождении данной категории дел, судом назначается оценочная экспертиза для установления рыночной стоимости недвижимости (либо по собственной инициативе, либо по инициативе одной из сторон процесса).

Весь процесс по оспариванию кадастровой стоимости – от обращения в Комиссию до вынесения решения судом занимает пять-семь месяцев. Наиболее неприятной стороной данной процедуры является ее частота: раз в два-три года в зависимости от того, в каком регионе находится объект недвижимости. Для городов федерального значения государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем раз в два года, для остальных регионов — не чаще чем раз в три года. Но на практике переоценка проводится каждые два и три года соответственно.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.06.2015 N 28 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ»

Опубликовано: 21 ноября 2017 Просмотров: 550

Кадастровая стоимость недвижимости может быть установлена путем оспаривания результатов ее определения, содержащихся в ГКН. Судам даны разъяснения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости.

Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (ГКН), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ).

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года — административным истцом в судебном порядке посредством предъявления определенных требований.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.

Указан перечень лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость (например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости).

Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в ГКН.