Нарушение закона о рекламе
Содержание
- Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
- Исключение статьи 182 УК РФ «заведомо ложная реклама»: экономическая целесообразность, юридическая ошибка или победа лобби
- Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы
- КоАП РФ Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
|
|
Исключение статьи 182 УК РФ «заведомо ложная реклама»: экономическая целесообразность, юридическая ошибка или победа лобби
«Реклама — не приправа к бизнесу,
а жизненно важная составная часть
нашей экономики».
Лорд Томсон
Сатушиев А.Х., адъюнкт кафедры уголовного права РЮИ МВД России, оперуполномоченный Управления уголовного розыска КМ МВД КБР.
Ранее действовавшая ст. 182 УК РФ, регламентировавшая уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу, исключена из уголовного закона (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ). Однако это не означало фактической декриминализации подобных деяний, поскольку использование в рекламе заведомо ложной информации относительно свойств реализуемой продукции, а также оказываемых услуг имеет место и на нынешнем этапе развития экономики. Не случайно в ст. 9 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» и по настоящее время сохраняется понятие заведомо ложной рекламы. Но сама гипотеза настоящей статьи не является дефиницией, и не раскрывает определение заведомо ложной рекламы. Здесь лишь оговаривается условие наступления юридической ответственности — это умышленное введение в заблуждение потребителя рекламы с использованием заведомо ложной рекламной информации. Так, в указанной статье говорится: «Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы» <*>.
<*> Федеральный закон РФ от 18 июля 1995 г. «О рекламе» N 108-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18 июня 2001 г. N 76-ФЗ, от 14 декабря 2001 г. N 162-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ).
Вместе с тем юридическая конструкция ранее действовавшей редакции ст. 182 УК РФ по своему содержанию была сформулирована значительно шире ст. 9 Федерального закона «О рекламе». Поэтому саму причину исключения из УК РФ указанного вида деяния необходимо рассматривать с позиции качества юридико-технической конструкции диспозиции соответствующей статьи.
Так, в указанной статье УК РФ о заведомо ложной рекламе состав преступления определялся как использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. В данном случае при описании субъективной стороны преступления применяется признак заведомости, в то время как в Федеральном законе «О рекламе» говорится об умышленном совершении деяния. Заведомость же, относящаяся к действиям по распространению ложной рекламной информации, подразумевает совершение деяния с прямым умыслом. Такой же позиции придерживаются ряд авторов, также признающих, что деяние может быть совершено только с прямым умыслом, хотя и не ссылаются на признак заведомости <*>. Здесь лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения. То есть при формальной законодательной конструкции можно говорить о конкретизации вида умысла. Ведь по смыслу ст. 9 Федерального закона «О рекламе» деяние можно было считать оконченным с момента совершения любых действий, направленных на распространение заведомо ложной рекламной информации относительно товаров, работ, услуг или их изготовителей. Однако, будучи материальным, состав данного преступления обязывал к толкованию формы вины по отношению к общественно опасным последствиям — значительному ущербу. Поэтому в комментариях можно встретить такое разъяснение, как: «Виновное лицо заведомо (достоверно) представляет, что излагаемая в рекламе информация полностью или частично не соответствует действительности, является ложной, предвидит, что вследствие этого может быть причинен значительный ущерб потребителям рекламы, государственным или общественным интересам и желает этого или (как правило) допускает наступление таких последствий» <**>. Аналогичное разъяснение можно встретить и у других авторов <***>. Однако такое разъяснение не точно, и поэтому следует признать необходимость конструирования состава преступления о заведомо ложной рекламе как формального. Во-первых, данный вид деяния относится к длящимся, и для его пресечения не обязательно наступление каких-либо общественно опасных последствий. То есть мы говорим о превентивной сущности конструкции данного состава преступления, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» недопустима сама заведомо ложная реклама, а не ее последствия. Во-вторых, в уголовном законе не указаны какие-либо критерии для признания причиненного ущерба значительным. То есть ущерб может быть причинен здоровью граждан, их деловой репутации, окружающей среде, имуществу граждан. Здесь мы имеем преступление со сложным объектом. Исходя из содержания деяния, основным, непосредственным объектом данного преступления мы признаем общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением нормальной предпринимательской деятельности и обеспечивающие добросовестную рекламу. Но по отношению к последствиям в виде значительного ущерба мы имеем неопределенный круг факультативных, непосредственных объектов преступления. Из этого следовало, что по признаку значительного ущерба ст. 182 УК РФ скорее коллизировала, нежели конкурировала с рядом специальных видов деяний против личности (при причинении вреда здоровью граждан, деловой репутации и т.д.) и некоторыми преступлениями против собственности (в случаях причинения имущественного ущерба). При том что целью любой рекламы является извлечение максимального дохода от реализуемых товаров, работ, услуг в кратчайшие сроки, ранее действовавшая редакция заведомо ложной рекламы являлась не более чем приданием юридической формы одному из множества способов активного обмана граждан. Ведь сообщение достоверных данных о рекламируемых товарах, работах, услугах удержало бы большую часть потребителей рекламы от их приобретения. То есть здесь заведомо ложная реклама целиком подпадает под действие состава мошенничества и квалифицируется по признакам ст. 159 УК РФ.
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное).
<*> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1999. С. 411.
<**> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. М., 2000. С. 386.
<***> Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. А.И. Рарога. М., 1996. С. 173.
Выше мы уже отмечали неточность некоторых авторов в определении формы психического отношения к последствиям заведомо ложной рекламы, поскольку при указанном количестве непосредственных, факультативных объектов преступления нельзя точно определить, по отношению к каким именно последствиям усматривается умысел, а к каким — неосторожность. Ведь непосредственные, факультативные общественно опасные последствия данного деяния находятся с действиями лица не в необходимом, а возможном причинении. На практике это вызывает затруднение при установлении необходимой причинно-следственной связи между действиями по распространению заведомо ложной рекламной информации и какими бы то ни было общественно опасными последствиями. И если принимать во внимание то обстоятельство, что перечень рекламной информации составляют сведения от звучания «товарного имени» до фактических свойств товаров, работ, услуг, то последствия от распространения такой информации не всегда находятся в прямой, причинно-следственной связи с действиями рекламодателя. Поэтому сложно в каждом конкретном случае достоверно установить, какие именно рекламные сведения повлияли на эмоциональную сферу потребителя и склонили его к приобретению товаров, работ и услуг, до наступления и обнаружения общественно опасных последствий. Ведь реклама воздействует на восприятие (впечатления), а не на рассудочные (логические) функции сознания. Поэтому истинная общественная опасность заведомо ложной рекламы состоит не в материальных последствиях, а в формировании нигилистического восприятия любой рекламной информации, у участников экономических отношений. Здесь очевиден вред, наносимый динамике спроса — предложения.
По признаку распространения заведомо ложной информации, содержащейся в сертификационных, официальных документах, деяние квалифицируется как умышленное использование официального документа, удостоверяющего соответствие рекламируемых товаров, работ, услуг, требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ). В данном случае также необходимо установить форму вины. Например, лицо может распространять рекламную информацию, заведомо зная, что рекламируемый товар, работа, услуга, а также их изготовители не обладают соответствующими качествами. Но при этом лицо может не располагать достоверными данными о негативных качествах предмета рекламы, не предвидеть связанные с этим общественно опасные последствия, хотя должно было и могло предвидеть эти последствия. Следовательно, неосторожная форма вины, возникающая при возможной причинности наступления общественно опасных последствий в виде имущественного вреда, предусматривает, скорее, гражданско-правовой деликт. Также к гражданско-правовому деликту следует относить и случаи наступления менее тяжких последствий, чем причинение тяжкого вреда здоровью человека. Привлечение в указанных случаях субъектов рекламной деятельности к гражданской ответственности исключает уголовную ответственность, а следовательно, и практику уголовного правоприменения.
Кроме того, включение корыстного мотива в состав данного преступления в качестве обязательного признака представляется излишним. Это связано с тем, что реклама, в том числе и заведомо ложная, по своему назначению служит популяризации товаров, работ, услуг, с целью создания спроса и их реализации. Поэтому корыстная заинтересованность, как признак преступления, исходит не из криминальной мотивации деяния, а составляет содержание и целевое назначение самой рекламной деятельности. В литературе говорится об обязательном стремлении рекламистов добиваться от потребителей рекламы усиления «плюс-мотивов» (способствующих покупке) и ослабления «минус-мотивов» (препятствующих покупке) <*>. То есть реклама не может являться таковой, по сути, без финансового (корыстного) интереса лиц, распространяющих соответствующую информацию. При этом заведомо ложную рекламу целесообразно выделять в качестве недобросовестной формы извлечения прибыли, как основная посылка в определении его противоправности.
<*> Рекламоведение. М., 1979. С. 32.
На сегодняшний день с учетом изложенного представляется возможным вновь включить в УК РФ состав преступления, предусматривающий ответственность за заведомо ложную рекламу, в следующей редакции: «Использование любых средств и осуществление любых мероприятий, направленных на распространение заведомо ложной рекламной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов)».
Платежи за пользование лесным фондом | ||
Цели и задачи почерковедческой экспертизы |
Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы
|
Административная ответственность устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, основанием ответственности является административное правонарушение, т. е. противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность.
Особенностью административной ответственности является возможность привлечения к ней не только физических, но и юридических лиц. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Общим составом административного правонарушения в сфере рекламы является состав, предусмотренный статьей 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» (КоАП РФ).
Объектом данного правонарушения являются общие и специальные требования к рекламе, установленные законодательством о рекламе.
Объективная сторона может быть выражена либо действием, либо бездействием рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламорас-пространителя в виде ненадлежащей рекламы или отказа от контррекламы.
Ненадлежащей является реклама, которая не соответствует требованиям законодательства. Это может быть недобросовестная, недостоверная реклама, реклама с иными нарушениями требований к содержанию, месту, времени, способу распространения рекламы.
Контррекламой является публичное опровержение недостоверной рекламы. Решение о контррекламе по действующему Закону о рекламе принимается только в судебном порядке по иску антимонопольных органов или иных лиц, чьи права и интересы нарушены. В своем решении суд определяет форму, место и сроки размещения опровержения. Отказ от исполнения соответствующего решения суда и образует состав данного правонарушения.
Субъектом данного правонарушения могут выступать физические (в том числе должностные) и юридические лица: рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Административное наказание за данное правонарушение применяется в виде штрафа: для граждан – в размере от 2000 до 2500 рублей; для должностных лиц – в размере от 4000 до 20 000 рублей; для юридических лиц – в размере от 40 000 до 500 000 рублей.
Органом, который вправе применить ответственность, предусмотренную статьей 14.3 (КоАП РФ), является Федеральная антимонопольная служба, а также ее территориальные органы (статья 23.48 КоАП РФ).
Другим административным правонарушением, характерным для сферы рекламы, является правонарушение, предусмотренное статьей 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» (КоАП РФ).
Объектом правонарушения в данном случае является порядок управления, предусматривающий обязанность исполнения предписаний контролирующих органов (их должностных лиц) в установленный срок.
В качестве объективной стороны правонарушения рассматривается бездействие субъекта, выразившееся в неисполнении предписания (решения) любого контролирующего органа (должностного лица) – часть 1 статьи, или антимонопольного органа (должностного лица) – часть 2 статьи, об устранении нарушений законодательства в установленный срок.
Субъективная сторона, как и в предыдущем правонарушении, может быть выражена в форме умысла или неосторожности.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица, а субъектами правонарушения в виде невыполнениия в установленный срок законного предписания, решения антимонопольного органа – должностные и юридические лица.
Применяемое за данное правонарушение наказание – штрафы или дисквалификация для должностных лиц. В частности, за невыполнение предписания антимонопольного органа установлены следующие наказания: для должностных лиц – штраф в размере от 18 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; для юридических лиц – штраф от 300 000 до 500 000 рублей.
В случае невыполнения предписания антимонопольного органа субъектом, применяющим административную ответственность, является сам антимонопольный орган. В случае невыполнения предписания иного контролирующего органа (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ) административная ответственность применяется в судебном порядке.
Следующий состав административного правонарушения предусматривает ответственность за непредставление сведений (информации), которые субъекты рекламной деятельности обязаны представлять в антимонопольный орган в соответствии со статьей 34 Закона о рекламе (статья 19.7 КоАП РФ).
«Непредставление сведений (информации)». Объектом правонарушения в данном случае также является порядок управления.
Объективная сторона для сферы рекламы характеризуется непредставлением или несвоевременным представлением в антимонопольный орган информации, необходимой для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, либо представлением информации в неполном объеме или в искаженном виде.
Субъекты и субъективная сторона данного правонарушения такие же, как и в правонарушениях, рассмотренных ранее.
Предусмотренное законом наказание заключается в наложении административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей. Применяется данное наказание в судебном порядке.
Следующее административное правонарушение, связанное с рекламной деятельностью, предусмотрено статьей 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» (КоАП РФ).
Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения по защите личности, общества и государства от злоупотребления свободой массовой информации.
Объективная сторона правонарушения может заключаться только в действии: изготовлении и/или распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и/или оказывающие вредное влияние на их здоровье.
Субъект и субъективная сторона правонарушения аналогичны изложенным выше.
Совершение такого правонарушения влечет наложение судьей административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения (на граждан от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 40 000 до 50 000 рублей).
Как уже отмечалось выше, в сфере наружной рекламы отношения могут регулироваться как федеральным, так и местным законодательством. Соответственно, административная ответственность за правонарушения в сфере наружной рекламы установлена как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так и законами субъектов Федерации.
Статья 11.21 «Нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги» (КоАП РФ) предусматривает, среди прочего, ответственность за установку рекламной конструкции без согласования с дорожными органами.
Объектом правонарушения в данном случае являются безопасность дорожного движения и установленный порядок использования полосы отвода автомобильных дорог.
Объективная сторона выражается в противоправных действиях: для сферы рекламы это установка рекламной конструкции без согласования с дорожными органами.
Субъектами правонарушения могут быть граждане и должностные лица, совершающие правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.
Совершение такого правонарушения влечет предупреждение или наложение в судебном порядке минимального штрафа (на граждан от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц от 3000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 50 000 до 80 000 рублей).
Закон города Москвы от 24 января 1996 г. № 1 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города» в статье 17 предусматривает ответственность за нарушение правил установки, содержания, размещения и эксплуатации средств художественного оформления и наружной рекламы.
Объектом правонарушения в данном случае является порядок установки, содержания, размещения и эксплуатации средств наружной рекламы.
Объективная сторона может быть выражена как действием, так и бездействием, нарушающим требования к средствам наружной рекламы и правилам их размещения, обязанности владельцев рекламных конструкций. Среди прочего, в состав правонарушения входит размещение наружной рекламы без оформления разрешительной документации.
Субъектами правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона – умысел либо неосторожность.
Административное наказание за данное правонарушение заключается в применении штрафа: для должностных лиц в размере от пяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – от десяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц рассматриваются административными комиссиями, в отношении юридических лиц – Объединением административно-технических инспекций города Москвы, его окружными и специализированными инспекциями.
Размещение недостоверной рекламы в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, может образовать состав административного правонарушения (статья 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей»).
Объектом правонарушения в данном случае являются права и интересы потребителей.
Объективная сторона для сферы рекламы характеризуется действиями, вводящими потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман. Административное правонарушение считается оконченным в момент, когда потребитель заключил договор розничной купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг (получил кассовый чек, квитанцию или иной документ, подтверждающий оплату).
Субъектом данного административного правонарушения может быть физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо. Вина правонарушителя является умышленной.
Административное наказание за данное правонарушение заключается в наложении административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
Еще один состав, нарушающий права потребителя, в том числе в случае распространения недостоверной рекламы, предусмотрен статьей 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» (КоАП РФ).
В отличие от предыдущего, объективная сторона данного правонарушения носит специальный характер и заключается в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Субъектами такого правонарушения могут быть должностные и юридические лица, форма вины – умысел или неосторожность, наказание – штраф.
Ответственность, предусмотренная статьями 14.7 и 14.8 (КоАП РФ), применяется органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Состав следующего правонарушения, связанного с рекламой, предусмотрен статьей 5.9 «Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности» (КоАП РФ).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением объективного информирования избирателей и участников референдумов.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии либо в бездействии, повлекших нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Наказание за данное правонарушение предусмотрено в виде налагаемого в судебном порядке штрафа: для граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; для должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей; для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
Другое правонарушение, которое может быть совершено в сфере рекламы, предусмотрено статьей 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров» (КоАП РФ).
Объектом правонарушения в данном случае являются здоровье граждан, нравственность, общественный порядок.
Объективная сторона включает, среди прочего, рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров с нарушениями требований федерального закона.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, совершающие данное правонарушение умышленно.
Ответственность, предусмотренная за такое правонарушение, – штраф с возможной конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, либо административное приостановление деятельности (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Наказание применяется судом либо должностными лицами органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
За нарушение специальных требований к рекламе ценных бумаг и финансовых услуг предусмотрена ответственность по статье 15.24 «Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства» (КоАП РФ).
Объектом правонарушения в этом случае являются права и законные интересы инвесторов, правила обращения и рекламы ценных бумаг.
Объективная сторона данного правонарушения включает, среди прочего, и такое действие как реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами.
Правонарушение совершается умышленно юридическими или должностными лицами. В качестве наказания в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен административный штраф, который налагается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области рынка ценных бумаг.
Из всех перечисленных правонарушений наиболее распространенным и характерным для сферы рекламы является правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» (КоАП РФ). Ответственность за данное правонарушение может применяться руководителем ФАС и его заместителями, а также руководителями территориальных органов ФАС и их заместителями.
Для применения ответственности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен определенный процессуальный порядок.
Согласно статье 28.1 (КоАП РФ), поводами к возбуждению дела об административных правонарушениях могут быть:
• непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
• поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
• сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях или закона субъекта Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручают под расписку копию протокола об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 (КоАП РФ), вправе составлять не только названные выше сотрудники антимонопольных органов, но и должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 28.3 КоАП РФ). После составления протоколы направляются в антимонопольные органы.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности – право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, присутствовать при рассмотрении дела.
Согласно статье 26.1 (КоАП РФ), при рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть установлены:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые законом предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В случаях если после выявления административного правонарушения законодательства о рекламе осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении (статья 28.7 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц (статья 29.6 КоАП РФ).
Порядок рассмотрения дела определен в статье 29.7 (КоАП РФ).
При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) в случае необходимости выносятся определения.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В постановлении (статья 29.10 КоАП РФ) должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья закона, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
В случае наложения административного штрафа в постановлении указывается также информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Постановление по делу о нарушении законодательства о рекламе должно быть вынесено в течение года с момента совершения административного правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде, арбитражном суде. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Основным административным наказанием, применяемым за правонарушения в сфере рекламы, является административный штраф.
Согласно статье 32.2 (КоАП РФ), административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 (КоАП РФ). Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении установленного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности.
Закон о рекламе (статья 38) устанавливает, что суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы страны в следующем порядке:
1) в федеральный бюджет – 40 процентов;
2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, – 60 процентов.
Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?;
ПОИСК ПО САЙТУ: |
КоАП РФ Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 29.06.2015 N 175-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей. 4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. (часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 200-ФЗ) 6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей. (часть 6 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 175-ФЗ) Открыть полный текст документа
Ст. 14.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства о рекламе
Управляющий партнёр юридической фирмы «Юрис» Станислав Солнцев
Можно ли переложить ответственность на другое лицо?
В нашей практике часто встречаются договоры, в которых рекламодатели передают всю ответственность за нарушение рекламного законодательства и законодательства об авторских правах рекламному агентству. Такие договоры нередко приносят ответчики по искам о защите авторских прав фотографов, которых мы представляем в суде, ожидая, что им удастся избежать ответственности. По стечению обстоятельств «рекламные агентства» часто не известны никому, не действуют или даже ликвидированы. Российское законодательство не предусматривает возможности исключить ответственность передав её какому-то другому лицу, в противном случае это бы означало возможность изменения виновного лица за нарушение антимонопольного, административного и даже уголовного правонарушения в сфере оборота интеллектуальной собственности.
В договорах со СМИ на размещение рекламы постоянно встречаются ссылки на то что СМИ, редакция или редактор несут ответственность за соблюдение указанного законодательства, в связи с чем у рекламодателей складывается впечатление, что им нужно полностью полагаться на СМИ. В действительности СМИ отвечает лишь как рекламораспространитель согласно Закону о рекламе за себя, что не исключает ответственность рекламодателя, который:
- Утвердил рекламный макет (письменное, по электронной почте или совершил иные действия свидетельствующие об этом)
- Не проявил достаточной осмотрительности при утверждении рекламного макета на предмет нарушения рекламного законодательства в целом;
- Не проверил законность используемых объектов авторских прав (тексты, изображения и др.)
Ответственность за использование объектов авторских прав наступает как в случае, когда рекламодатель сам их и предоставил, так и когда это сделало СМИ или другие лица. В случае предоставления третьими лицам объектов авторских прав без согласия их правообладателя, конечно, влечет не столь значительную ответственность, но является достаточно новым явлением. Такая практика появилась после судебного спора между ЗАО «Октябрьское поле» (правообладатель и истец) и Торговым домом «Перекресток», которого суд обязал заплатить 10 тыс. рублей за то, что одноименный магазин не проверил законность использования фотографии в журнале «ТВ-Парк», который продавался в этом магазине.
Рекламодатель несет ответственность за нарушение следующих требований:
- распространение недобросовестной рекламы;
- распространение недостоверной рекламы;
- нарушение общих требований к рекламе;
- нарушение правил защиты несовершеннолетних в рекламе;
- рекламу товаров, реклама которых запрещена;
- нарушение правил рекламы товаров при дистанционном способе продажи;
- нарушение правил рекламы стимулирующих мероприятий;
- в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах;
- нарушение сроков хранения рекламных материалов;
- нарушение законодательно установленных правил рекламы алкогольной продукции, оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовых услуг, ценных бумаг, договора ренты, услуг медиаторов.
Реклама на сайтах в сети Интернет
В отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация согласно Письму ФАС РФ от 29.07.2010 №АЦ/24295 «О ценовой информации, размещенной на сайте компании» может быть признана рекламой. Соответственно, если цена на услугу или товар указывается в информации, признаваемой рекламой, в этом случае она должна быть указана в рублях. Последнее особенно актуально для туристических компаний и иных организаций, в деятельности которых принято использование иностранной валюты в работе с потребителями.
Почтовые и смс-рассылки. Спам
Распространение рекламы по смс, электронной почтой и через различные интернет-мессенджеры (Skype, ICQ, Viberи др.) допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Не допускается автоматическая рассылка путем подборки адресов или номеров мобильных телефонов.
Баннерная реклама
Баннер как заведомо ограниченный по размерам рекламоноситель нередко становится объектом претензий со стороны ФАС. Основные претензии сводятся к тому, что рекламодателем предоставлена неполная информация. Несмотря на объективную невозможность размещения на таком рекламоносителе всей информации о товаре (услуге) суды поддерживают позицию антимонопольного органа о том, что отсылка к веб-сайту как источнику дополнительной информации для целей выполнения требований Закона о рекламе является недопустимой.
Контекстная реклама
Вопреки указанному выше про баннерную рекламу судебная практика по контекстной рекламе о неполноте информации преимущественно противоположная. Суды считают контекстную рекламу разновидностью «быстрых ссылок» на текст контекстной рекламы (то есть страницу рекламируемого товара или услуги), который содержит всю необходимую информацию в соответствии со ст. 28 Закона о рекламе.
Вы можете посмотреть или скачать презентацию об ответственности рекламодателей.
Если Вас проверяет антимонопольная служба, звоните +7 (4012) 52-46-17 или пишите на info@ju-ris.ru
Добавить комментарий