Наличные расчеты

Лимит расчёта наличными

16855

В самом начале хотелось бы отметить, что Гражданский кодекс РФ не возбраняет производить расчеты наличностью, если это не противоречит принятым законом нормам. Далее рассмотрим все нюансы расчёта наличными средствами как между физическими лицами, так и юридическими.

Чем регулируется лимит на наличность

Государство в лице Центробанка России установило лимит на расчеты наличными денежными средствами. Нормативным актом, на основании которого закон определяет порядок расчетов, является Указание Центробанка РФ от 07.10.2013 г. № 3073-У. Этот документ пришел на смену действующему до него Указанию №1843-У от 20.06.07 г., с внесенными в него некоторыми существенными изменениями.

Но предельный лимит расчетов с помощью наличных денег не изменился – в рамках одного договора между участниками расчета он составляет 100 000 руб. (или соответствующее количество валюты, согласно действующему курсу ЦБ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Запрет на превышение этой цифры действует независимо от того, платите вы деньги или получаете. Но в случае выявления нарушений ответственной считается сторона, принимающая излишнюю наличность.

Лимитированные участники расчетов

На кого распространяется данное ограничение по приему-передаче наличных? Передавать суммы, превышающие стотысячный лимит, нельзя между:

  • юридическими лицами;
  • организациями и частными предпринимателями;
  • индивидуальными предпринимателями (ИП).

Физические лица могут обмениваться наличностью без ограничений. Расчет предприятий с физическими лицами без предпринимательской регистрации также не лимитирован.

ПОДЫТОЖИМ: в табличке приведены пары, в трудовых отношениях которых лимит на наличность является либо не является обязательным.

Лимит на наличные расчеты действует Нелимитированные участники расчетов
юр. лицо + юр. лицо физ. лицо + физ. лицо
юр. лицо + ИП юр. лицо + физ. лицо (не зарегистрированное, как ИП)
ИП + ИП физ. лицо + ИП

Ближайший прогноз

С целью сделать прозрачным контроль над дорогостоящими покупками обычных граждан (недвижимость, автомобили, драгоценности), Минфин России выступил с инициативой установить предельную сумму для наличных расчетов между физическими лицами. Сумма для наличных расчетов в рамках одного договора между физлицами планируется в 300 000 руб. Изменения, которые собираются внести в ст.861 ГК РФ, предусматривают и наказание в виде штрафа в размере превышенного лимита. Планировалось, что изменения вступят в силу с начала 2016 года, однако, этот проект пока еще не рассмотрен Государственной Думой.

Когда можно не думать о лимите?

Установленные ограничения на сумму наличности не применяются:

  • при выплате заработной платы;
  • при социальных начислениях, страховых выплатах;
  • при выдаче подотчетных средств;
  • при личных расходах владельца бизнеса, деньги на которые берутся из кассы.

В Указании ЦБ также приводятся дополнительные виды расчетов, где можно не беспокоиться о лимите наличных средств:

  • операции с помощью Банка России;
  • таможенные платежи, налоги и сборы;
  • кредитные выплаты.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В новой редакции Указания ЦБ есть новшество, играющее на руку банкам, но не совсем приятное для предпринимателей. Брать наличные деньги из кассы на цели, не упомянутые в специальном перечне, нельзя: сначала нужно сдать выручку в банк, а затем взять необходимую сумму уже оттуда. Банк при этом получит проценты за обе операции, государство – дополнительный контроль над движением средств, а предприниматель – очередное усложнение. Тем не менее, «Dura lex sed lex» («Закон суров, но это закон»).

Если в кассу предприятия или индивидуального предпринимателя поступили суммы не с их расчетного счета, а из других источников (выручка, займы, возврат неиспользованных подотчетных средств и т.п.), то брать наличные из этих денег для расчетов, не входящих в перечень ЦБ, не разрешается.

Рамки одного договора

Важное уточнение, касающееся наличного лимита, состоит в том, что превышать его нельзя в рамках одного договора.

Договор – это документ о соглашении между лицами (юридическим и/или физическим) об определенных действиях, призванных установить, прекратить или изменить определенные права и обязанности сторон.

Сумма операций по каждому такому документу не может превышать 100 000 руб., при этом не учитываются особенности его заключения.

  1. Вид договора. Не важно, о чем заключен договор – о займе, поставке товаров, оплате услуг – заявленная стоимость для оплаты наличными не может быть больше лимитированной.
  2. Сроки договора. Даже если договор подразумевает длительный расчет, превышать указанную сумму нельзя.
  3. Периодичность платежей. Рассрочка или другие платежи наличкой, разбитые по договору на несколько частей, каждая из которых меньше лимита, не будут правомерны, если их сумма превысит 100 000 руб.
  4. Дополнительные обязательства. Если у договора есть допсоглашение или вытекающие из него обязательства, например, неустойки, штрафы, пени, компенсации, их нельзя оплачивать наличными, если по этому договору уже совершена оплата на лимитированную сумму.
  5. Оформление. Один документ или обмен бумагами между сторонами – не имеет значения, общие обязательства не могут быть больше ста тысяч наличными.
  6. Способ расчета. Привезет ли деньги уполномоченное лицо, будут ли они выданы в кассе – больше 100 000руб. «в одни руки» не выдается.

Варианты дозволенных сочетаний

Из текста Указания ЦБ вытекает, что ограничение по «кэшу» касается действий именно по единственному договору без лимита по времени и количеству операций. Рассмотрим случаи, когда допускается расчет наличными средствами свыше установленного предела между юридическими лицами и/или ИП:

  • несколько заключенных договоров, пусть даже в один день, могут вместе составлять любое количество наличности (но каждый в отдельности не должен превышать лимит);
  • договор на сумму, большую установленной, позволяет выплатить наличными до 100 000 руб., а остальное надо оплатить безналичным способом;
  • ИП может брать деньги из кассы на собственные нужды в таком количестве, как сочет нужным (это не нужно оформлять отдельным договором, а только расходным кассовым ордером).

Нарушитель заплатит больше

ГК РФ в п.1 ст.15 определяет превышение лимита наличных расчетов как административное правонарушение. Если оно будет выявлено соответствующей проверкой, то сторона, принявшая наличность сверх меры, будет оштрафована. Санкции коснутся не только самой фирмы, но и недоглядевшего или злоупотребившего руководителя:

  • штраф юридическому лицу – до 40-50 тыс. руб.;
  • штраф руководителю – до 4-5 тыс. руб.

К СВЕДЕНИЮ! Срок, в течение которого можно опасаться ответственности за это правонарушение, составляет 2 месяца со дня подписания соответствующего договора.

Стоит быть очень внимательным при подписании договоров, изучить все статьи, по которым будут двигаться денежные средства, прежде чем принять решение о наличных расчетах.

Теги: деньги, касса Сохранить: Скопировать урл:

  • Редактор Мария Власова 9 января 2019 в 13:24 Весь декрет делится на 2 периода:
    1. отпуск по беременности и родам (по больничному листу) — 140 дней. Рассчитывается…

    Перенос года на начисления пособий

  • lyudmila 9 января 2019 в 12:28 Почему нельзя, я же проработала год и оклад другой сравнению 2013 ,2014 Перенос года на начисления пособий
  • Редактор Мария Власова 8 января 2019 в 21:00 Часовая или дневная производительность определяется как количество продукции, произведенной в… Производительность труда
  • levseverov 8 января 2019 в 12:09 Мы дарили косметику, коллектив мужской .
    Подарки партнерам на НГ
  • Григорий Б. 6 января 2019 в 15:26 Вопрос-то в чём? Тарифные ставки горнорабочих подземных в Кузбассе на 2019 год
  • Редактор Мария Власова 5 января 2019 в 12:25 Вы можете опираться на ст. 72.1 ТК РФ, а именно «По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может… Не дают уведомления о переходе на другую работу

Ассистентус — электронный журнал для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков

  • Производительность труда8 января
  • Тарифные ставки горнорабочих подземных в Кузбассе на 2019 год6 января
  • Закупка через ИП — есть смысл?2 января

Задать вопрос на форуме Акты, Ведомости, Заявления, Доверенности, Должностные инструкции, Журналы, Отчёты, Письма, Приказы, Протоколы, Справки, Уведомления и другие. Всего 784 документа.

  • Калькулятор страхового стажа и еще 8 калькуляторов.
  • Производственный календарь 2019 и еще 3 для регионов.
  • МРОТ, прожиточный минимум, КБК, ОКВЭД и другое.

Лимит для граждан на наличные расчеты: об инициативе Минфина России

20 декабря 2013

Доля безналичных средств в общем объеме денежной массы в нашей стране непрерывно растет, чему способствуют и реализуемые государством меры. Безналичные расчеты не только удобны, но и позволяют правоохранительным органам обеспечить контроль за осуществлением сделок – как связанных с предпринимательской деятельностью, так и не имеющих к ней отношения.

Именно цель повышения прозрачности расходов на дорогостоящие товары преследует резонансный законопроект об ограничении максимального размера расчетов наличными средствами между физическими лицами, разработанный Минфином России1.

Как сейчас…

В настоящее время предельный размер суммы при расчетах наличными деньгами с участием обычных граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не установлен. Правда, подобное ограничение существует, но только в отношении юридических лиц и ИП.

По общему правилу ст. 861 ГК РФ расчеты между хозяйствующими субъектами производятся в безналичной форме, но с некоторыми ограничениями. Так, указание Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», устанавливает лимит на максимальный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в размере 100 тыс. руб. для каждого договора.

… и что предлагается

Цели установления лимита наличных платежей при расчетах между гражданами:

  • снижение уровня криминогенности платежей за дорогостоящие покупки;
  • повышение прозрачности расходов на дорогостоящие предметы потребления и услуги;
  • обеспечение прозрачности оборота торгово-сервисных организаций;
  • усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов и легализацией доходов, полученных преступным путем

(из пояснительной записки к законопроекту «О внесении изменений в статью 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Законопроект Минфина России предполагает введение лимита на расчеты в наличной форме между гражданами вне рамок ведения ими предпринимательской деятельности в размере 600 тыс. руб., а с 1 января 2016 года – в размере 300 тыс. руб. (изменения вносятся в ст. 861 ГК РФ) в рамках одного договора.

Выбранные суммы не случайны – именно операции на сумму 600 тыс. руб. и выше подлежат обязательному контролю согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». О подобных операциях кредитные и прочие обеспечивающие расчеты организации обязаны не позднее чем через три дня сообщать в Росфинмониторинг с указанием вида, даты и основания совершения операции, сведений для идентификации совершающего операцию физического лица и т. д.

Кроме того, предполагается, что установление лимита наличных расчетов будет способствовать развитию экономики в целом.

Авторы инициативы поясняют, что подобные ограничения уже установлены во многих зарубежных странах (США, Франция, Бельгия, Италия, Греция, Мексика, Украина), при этом их размер колеблется в пределах от $1 тыс. до $20 тыс. (приблизительно от 33 тыс. до 660 тыс. руб.). А в Германии, Испании, Швеции, Литве и Республике Беларусь рассматривается возможность введения полного запрета на оплату покупок наличными денежными средствами.

Основной задачей введения подобного ограничения является стимулирование развития безналичных расчетов.

Число банковских карт в нашей стране непрерывно растет – так, на 1 января 2013 года кредитные организации эмитировали в общей сложности 239,5 млн карт. Для сравнения, по данным Банка России на 1 января 2008 года, этот показатель составлял около 103,5 млн карт – таким образом, за пять лет количество банковских карт увеличилось примерно на 232% и превышает в настоящее время численность населения России.

Вместе с тем, существуют и сдерживающие развитие безналичных расчетов факторы:

Более подробно о том, как планируется облегчить жизнь пострадавшим от мошенничества клиентам кредитных организаций, читайте в нашем материале «Возврат денег по несанкционированным транзакциям: что изменится с 1 января 2014 года»

1. Неразвитость инфраструктуры безналичных расчетов. По данным Банка России, за период с 2008 по 2013 годы количество банкоматов увеличивалось быстрее, чем количество электронных терминалов для безналичных расчетов в организациях торговли. На сегодняшний день по объему таких терминалов лидирует Московский регион (206,8 тыс. устройств на 1 октября 2013 года). Второе место со значительным отрывом занимает северная столица (60,9 тыс. устройств), за ней следуют Тюменская (44 тыс. устройств) и Свердловская (40,2 тыс. устройств) области. Аутсайдерами являются северо-кавказские регионы – Республика Ингушетия (47 устройств) и Чеченская Республика (71 устройство).

2. Недоверие граждан к безналичной форме расчетов. Клиенты кредитных организаций и прочих платежных операторов опасаются стать жертвами мошенничества в сфере безналичных платежей. К слову, количество инцидентов, связанных с нарушением требований безопасности при переводе денежных средств, только за первое полугодие текущего года возросло почти на 60% в сравнении с показателями 2012 года.

3. Высокая ставка торговой уступки, то есть комиссии в пользу кредитной организации за то, чтобы клиенты того или иного предприятия могли расплачиваться в безналичной форме за приобретаемые товары и оказываемые услуги. По данным проведенного в 2012 году исследования Высшей школы экономики «Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей» со ссылкой на Банк России, в большинстве стран и в среднем по странам Евросоюза межбанковская комиссия ниже, чем в России на 54% в системе MasterCard и на 80% – в системе Visa. В среднем в странах ЕС размер торговой уступки составляет 0,7-0,8%, тогда как в нашей стране он близок к 1,9%, а в отдельных случаях может достигать 3,2%).

Половина опрошенных компаний недовольна уровнем торговой уступки, считая его завышенным. Интернет-магазины хотели бы снизить ее в среднем на 1%, а прочие магазины – на 0,5%. В целом, отмечают эксперты Высшей школы экономики, считается, что величина торговой уступки не должна намного превышать стоимость обслуживания наличных платежей, которая для 2/3 опрошенных (66%) сегодня составляет не более 1%. Вместе с тем, безналичные операции, как правило, обходятся дороже в два и более раза2.

Цитата

Олег Казаковцев, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам о предполагаемом лимите наличных расчетов между гражданами:

«Без проработки, без нормальных пояснительных записок, без распределения функционала (кто за что отвечает) и без контроля за определенный промежуток времени получаются достаточно популистские вещи, которые сложно объяснять людям»

4. Низкая финансовая грамотность населения. В конечном счете она проявляется в нежелании доверять банку свои деньги, пусть и в пределах застрахованной суммы в 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»), оформлять банковские карты, пользоваться онлайн-банкингом и т.д.

Взгляд эксперта…

Специалисты в основном относятся к инициативе взвешенно и не предсказывают серьезных негативных последствий. По словам члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олега Казаковцева, прозвучавшим в пресс-центре РИА Новости на круглом столе «Будущее финансовых операций: наличные и безналичные расчеты» 26 ноября 2013 года, важно вовремя грамотно проинформировать потребителей о грядущих изменениях и обеспечить разумный размер комиссионного вознаграждения банков. Сенатор отметил, что при покупке на 1 млн руб. потребитель должен понимать, что около 20 тыс. руб. придется заплатить банку в качестве комиссионных при осуществлении расчетов.

С другой стороны, эксперт подчеркнул, что неверно все безналичные расчеты сводить к расчетам по банковским картам. Действительно, если деньги хранятся на вкладе в банке, то при необходимости рассчитаться за товар или услугу можно просто направить банку платежное поручение на перечисление средств в пользу третьего лица (например, автосалона при покупке автомобиля), и в этом случае вознаграждение банка будет намного скромнее. Правда, выразил недовольство Олег Казаковцев, оно все равно окажется несопоставимо больше по сравнению со стоимостью обслуживания платежного поручения организации, что нельзя назвать обоснованным и справедливым.

Другим вариантом может послужить пример многих некоторых крупных торговых организаций, установивших в своих офисах операционные кассы. Клиент, таким образом, может перевести привычные банкноты в безналичную форму на месте уже с помощью продавца.

Цитата

Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления:

«В 2005 году в обращении находилось 4,5 млрд банкнот, в 2011 году – уже 6,3 млрд, а к 2016 году прогнозируется до 7 млрд. Представляете – все это надо распечатать, разместить, просчитать, забандеролить, потом это все надо опять инкассировать, собрать, уничтожить… Кстати, уничтожение банкнот – это тоже отдельная, такая достаточно дорогостоящая процедура».

Сдерживающим для распространения безналичных расчетов фактором, по мнению ведущего эксперта Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Дмитрия Мирошниченко, служит и мощный фактор психологической инерции. Кстати, подчеркивает эксперт, он характерен не только для нас – к примеру, в странах англосаксонской системы до сих пор повсеместно рассчитываются чеками, хотя транзакционные издержки при этом еще выше, чем при организации наличного оборота. Вместе с тем, уверен финансист, люди со временем поймут выгоду безналичных расчетов.

Как отмечает ведущий эксперт Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Михаил Хромов, необходимо прежде всего создать такие условия, чтобы людям было выгодно хранить деньги не в наличной форме, а на банковской карте или на банковском счете, развивать инфраструктуру предоставления дистанционных услуг. Помимо этого, полагает экономист, необходимо бороться с монополистическими процентами за услуги банков по переводу средств.

…и обычных граждан

Авторы законопроекта поясняют, что предлагаемое изменение порядка расчетов с использованием наличных денег является безболезненной мерой для повседневной жизни потребителей, так как нововведение коснется исключительно приобретения дорогостоящих товаров – таких как автомобили, недвижимость и предметы роскоши.

Однако по данным опроса, проведенного 7 ноября 2013 года Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, почти половина экономически активных граждан (47%) выступает против предложения об установлении лимита расчетов наличными деньгами. Респондентов этой группы смущает «слишком высокий уровень контроля государства», а также необходимость уплаты комиссионного вознаграждения банку.

Цитата

Александр Молодцов, директор Центра прикладных разработок и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ:

«В законопроекте фактически нет целевых показателей. На самом деле непонятно, какое воздействие на экономику планирует законодатель оказать – на экономику и на людей. На сегодняшний день пока понятно очевидное негативное воздействие, скажем так, в политической плоскости. Если посмотреть, что пишут люди – они пишут: «Вот опять к нам лезут в карман!», «Да, конечно, несите в Мастер-Банк деньги» и так далее. Да, это «пугалка», но банковский сектор – он зависит от восприятия людьми его самого, как ни крути. И поэтому возникает вопрос вообще о целесообразности и своевременности принятия этого законопроекта именно в этот период»

Почти треть (30%) опрошенных оценивают законопроект Минфина России положительно. Россияне, в частности, видят в нововведении в качестве антикоррупционную меру и инструмент для отслеживания денежных потоков. Правда, при этом подчеркивается, что «система безналичных платежей недоразвита».

Еще 23% участника опроса затруднились высказать свое мнение по поводу инициативы3.

Наказание не дремлет

Помимо изменений в ст. 861 ГК РФ законопроект предусматривает и установление административной ответственности за нарушение предлагаемого порядка расчетов. Предполагается, что осуществление гражданами расчетов, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, сверх установленного лимита будет наказываться штрафом в размере суммы, уплаченной сверх этого лимита. Причем ответственность будут нести только те граждане, должностные лица или организации, которые приняли наличные деньги в нарушение закона.

Кстати, порядок определения суммы штрафа изменится и для должностных лиц и организаций – если сейчас ст. 15.1 КоАП РФ закрепляет фиксированные размеры штрафов (от 4 тыс. до 5 тыс. руб. и от 40 тыс. до 50 тыс. руб. соответственно), то в случае одобрения инициативы виновные лица будут обязаны выплачивать штраф в размере превышения предусмотренного для них лимита.

Предполагалось, что планируемые изменения порядка расчетов с участием граждан вступят в силу уже с 1 января 2014 года, однако пока законопроект находится на согласовании у профильных ведомств и даже не поступил в Госдуму. Очевидно, что работа над законопроектом, а также, хочется надеяться, над обеспечением безопасности безналичных расчетов и информированием граждан об их преимуществах продолжится и в новом году. Однако предсказать окончательный вид, который примет ограничение размера наличных расчетов между гражданами, пока невозможно.

Документы по теме:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  • Указание Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»
  • Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»

Новости по теме:

  • Граждан будут стимулировать совершать безналичные расчеты – ИА «ГАРАНТ», 27 ноября 2013 г.
  • Минфин предлагает снизить ограничение для расчетов наличными с участием физлиц до 300 тыс. руб. с 2015 года – ИА «ГАРАНТ», 28 февраля 2013 г.
  • Банк России выступает против ограничения размера наличных расчетов для физических лиц – ИА «ГАРАНТ», 6 ноября 2012 г.
  • Минфин России планирует ввести ограничения максимального размера платежа за наличный расчет для физических лиц – ИА «ГАРАНТ», 13 июня 2012 г.

1 С полным текстом законопроекта можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
2 С полным текстом исследования можно ознакомиться на корпоративном сайте Высшей школы экономики.
3 С полным текстом исследования можно ознакомиться на корпоративном сайте рекрутингового портала Superjob.ru.

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Бухучет и аудит Построение бухгалтерского учёта с поставщиками и подрядчиками на примере фирмы ОАО «Ангарскцемент»
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Формы расчетов между организациями

В соответствии со ст. 861 ч. 2 Гражданского кодекса РФ, расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могу производиться наличными деньгами (ст. 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а так же расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичной порядке.

Покупатели и поставщики в расчетах между собой могут применять следующие формы безналичных расчетов: платежное поручение, аккредитивами, чеками, по инкассо.

В расчетах между ними банки не вмешиваются в их договорные отношения.

Расчетными документами при осуществлении указанных форм расчетов является: платежное поручение, аккредитивы, чеки, платежное требование, инкассовое поручение.

К исполнению эти документы применяются банком независимо от суммы и в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. На первом экземпляре расчетного документа должны быть подписи, как правило, руководителя, главного бухгалтера, т.е. первых двух лиц, имеющих право подписи таких документов. Допускается наличие одной записи в случае, когда руководитель организации ведет учет лично.

При безналичной форме расчетов платежи между участниками текущих обязательств осуществляются путем предоставления в банк платежного требования в зависимости от того, кому принадлежат инициатива погашения долга.

Платежное поручение выписывается в случае, когда инициатива платежа исходит от плательщика при наличии на его расчетном счете денежных средств. Оформление платежного поручения имеет место по таким операциям, как уплата платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, перевод заработной платы отдельных работников на счета Сбербанка, погашение предварительной и последующей оплаты за ТМЦ, выполненные работы и оказанные услуги. Срок предоставления платежного поручения в банк — не позднее 10 дней с даты выписки.

Банк принимает платежное поручение к оплате независимо от наличия денежных средств на счетах плательщика. При наличие картотеки № 2 по мере поступления денежных средств допускается частичная оплата платежных поручений. В таких случаях банком в качестве расчетного документа дополнительно используется платежный ордер (ф. № 0401066), а на лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «частичная оплата». На обратной стороне данного платежного поручения указываются порядковый номер и дата платежного ордера, сумма остатка, заверенные работником банка.

Общая схема расчетов платежного поручения приведена на рисунке №1

Рисунок 1 — Расчеты платежными поручениями:

1- отгрузка ТМЦ; 2,3- передача платежного поручения; 4- выписка о списании суммы; 5- выписка о зачислении суммы; 6- операции по перечисления суммы

Расчеты по аккредитивам менее распространенная форма расчетов и применяется, как правило, для гарантированной оплаты поставщиков их поставок.

Аккредитивная форма расчетов есть условное денежное обязательство, принимаемое банком выполнить поручение плательщика по погашению своего долга перед конкретным поставщиком. Последний должен представить в банк необходимые документы, подтверждающие основания для выполнения данной операции.

Покрытые (депонированные) аккредитивы открываются в банке эмитента за счет средств поставщика или кредита банка на имя конкретного поставщика.

Поэтому аккредитивы не редко называют именными. Они переводятся банком-эмитентом в распоряжение исполнительного банка по месту нахождения поставщика. Исполняющий банк переводит средства аккредитива в полной сумме или частично на счет поставщика при условии выполнения последним обязательств в соответствии с условиями договора с плательщиком. Подтверждением этих обязательств является предоставление поставщиком в исполняющий банк необходимых документов (ТТН, сертификат и др.)

Непокрытые (гарантированные) аккредитивы предусматривают списание исполняющим банком, которому банком-эмитентом предоставлено такое право, средства с ведущего у него корреспондентского счета суммы в пределах выставленного аккредитива. Все условия, регулирующие порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву, устанавливаются в соглашении между банками.

Отзывные аккредитивы в основе своей означают возможный отзыв плательщиком, что может быть результатом того, что поставщик не выполняет свои обязательства в согласованные сроки или не в полном объеме. В последнем случае по письменному распоряжению плательщика банк-эмитент производит частичный платеж, а оставшаяся сумма аккредитива подлежит возврату на счет плательщика или направляется на частичное погашение кредита. Во всех таких случаях согласие на проведение подобных операций с аккредитивом со стороны поставщика не требуется. Оно обязательно только при открытии безотказного аккредитива.

Подтвержденный аккредитив предусматривает безотзывного аккредитива исполняющим банком по просьбе банка-эмитента.

Условия применения аккредитивной формы расчетов допускают предварительный акцепт уполномоченным лицом плательщика выставленных счетов поставщика, который исполняет свои обязанности по месту нахождения последнего.

Закрытие аккредитива осуществляется исполняющим банком при наличии одного из следующих условий: по истечении срока действия аккредитива независимо от суммы его наличия; досрочно по заявлению получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива, если это оговорено в договоре между ним и плательщиком; по распоряжению плательщика о полном и частичном отзыве аккредитива.

Рисунок 2 — Аккредитивная форма расчетов:

1 — заявление на аккредитив; 2 — депонирование средств; 3 — извещение об аккредитиве; 4 — отгрузка ТМЦ; 5 — документы об отгрузке; 6 — зачисление средств на счет поставщика

Неиспользованные суммы аккредитива по истечении срока их действия или в других случаях направляются на восстановление средств или частичное погашение обязательств на те счета, с которых они были взяты.

Платежное требование — расчетный документ, предусматривающий, что инициатива в погашении платежа в данном случае исходит от поставщика. Документ выписывается в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами при реестре направляется в банк покупателя. Последний оставляет у себя отгрузочные документы и помещает в карточку № 1. Платежные требования направляются плательщику для акцепта, т.е. согласия на отплату. При согласии оплатить плательщик заверяет все экземпляры платежных требований подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати и возвращает в банк.

Первый экземпляр служит основанием для списания средств с расчетного счета плательщика и после помещается в документы дня банка. Второй — направляется банку, обслуживающему поставщика, третий — вместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка в приеме и совершении оплаты.

Когда конкретная операция по платежу исполняется двумя банками — поставщика и плательщика, платежное требование выписывают в 4-х экземплярах.

Общая схема расчетов по платежным требованиям представлена:

Рисунок 3 — Расчеты платежными требованиями:

1- отгрузка ТМЦ; 2 — отгрузочные документы; 3- заполненное на акцептованную сумму платежное поручение; 4 — перевод денежных средств; 5 — выписка с расчетного счета о списании суммы; 6 — выписка с расчетного счета о зачислении

Представление на инкассо платежные требования, равно как и инкассовые поручения, при недостаточности средств на счете плательщика оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, предусмотренной действующим законодательством.

Плательщик вправе отказаться от акцепта предъявленных к нему требований на полную или частичную сумму.

Основания для полного отказа от суммы платежа следующие: продукция, выполненные работы и оказанные услуги реально не были заказаны; имеет место досрочное исполнение предъявленных обязательств без его согласия; сумма предъявленных обязательств рассчитана по ценам, не согласованным с покупателем; документально подтверждена поставка недоброкачественной продукции, что исключает применение ее по прямому назначению и т.п.

Инкассовые поручения — выписывают, как правило, налоговые, если клиент не уплачивает обязательные взносы. По решению налоговых органов, судебных органов на основании инкассового поручения банк списывает средства со счета клиента. Эта форма расчетов представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк поставщик (банк-эмитент) за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), а так же на основании инкассового поручения, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке)

Чек — денежный документ, дающий право банку списать денежные средства со счета чекодателя на счет предъявителя чека.

При расчете чеками в качестве плательщика выступает только банк, в котором чекодатель — лицо, выписавшее чек, имеет средства, позволяющие дать распоряжение банку произвести по его поручению платеж указанной в ней суммы чекодателю, т.е. кредитору. Обязательными реквизитами чека, придающими ему юридическую силу, являются: наименование в тексте документа слова «чек»; четко обозначенное поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; наименование плательщика и указание счета, с которого следует осуществить платеж; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя. Форма чека с приведенными реквизитами утверждается ЦБ РФ. При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов (передаточных данных), но не подписи индоссантов. Тем самым признается, что чековый индоссамент возлагает ответственность за оплату чека на индоссанта.

Лицо, оплатившее чек, имеет право потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.

Гарантия платежа (аваль) по чеку в полной и частичной сумме дается любым лицом, кроме плательщика, путем проставления на лицевой стороне чека или на дополнительном листе надписи «считать за аваль» с указанием, кем и за кого он дан. Если данной надписи на чеке нет, считается, что он дан за чекодателя.

Отказ в оплате чека должен быть удовлетворен одним из следующих трех способов:

— нотариусом в форме протеста или составления акта;

— указанием на чеке отметки плательщика об отказе оплатить;

— указанием на чеке даты инкассирующего банка и отметке о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен.

Общая схема расчетов с использованием чеков приведена:

Рисунок 4 — Расчеты чеками:

1- заявление на получение чековой книжки; 2- платежное поручение для депонирования средств; 3- депонирование средств; 4- выдача чековой книжки; 5- отгрузка ТМЦ; 6- выдача чека; 7- реестр чеков для оплаты; 8- требование на оплату; 9- перечисление средств

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Указание Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»

  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Главная
  • Указание Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»

Указание Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У
«Об осуществлении наличных расчетов»

На основании статей 4, 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6975) настоящее Указание устанавливает правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

1. Настоящее Указание не распространяется на наличные расчеты с участием Банка России, а также на:

наличные расчеты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

банковские операции, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России;

осуществление платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N АКПИ18-881 пункт 2 признан не противоречащим действующему законодательству в части не допускающей организаторам азартных игр в тотализаторе и в букмекерских конторах производить выплату выигрыша из поступивших в кассу денежных средств от других участников азартных игр. Решение обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Слушание дела назначено на 31 января 2019 г.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее — участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:

выплат работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;

выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

выдачи наличных денег работникам под отчет;

возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;

выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2012, N 53, ст. 7592; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084).

Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования.

3. Банковские платежные агенты (субагенты) не вправе расходовать наличные деньги в валюте Российской Федерации, принятые при осуществлении операций в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Платежные агенты (субагенты) не вправе расходовать наличные деньги в валюте Российской Федерации, принятые при осуществлении операций в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; N 48, ст. 5739; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 27, ст. 3873).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N АКПИ18-881 пункт 4 признан не противоречащим действующему законодательству в части не допускающей организаторам азартных игр в тотализаторе и в букмекерских конторах производить выплату выигрыша из поступивших в кассу денежных средств от других участников азартных игр. Решение обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Слушание дела назначено на 31 января 2019 г.

4. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

5. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов и физическими лицами осуществляются без ограничения суммы.

6. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее — предельный размер наличных расчетов).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. N АКПИ14-1478, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 апреля 2015 г. N АПЛ15-128, абзац второй пункта 6 настоящего Указания признан не противоречащим действующему законодательству

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при выдаче кредитной организацией наличных денежных средств по требованию о возврате остатка денежных средств, перечисленных на специальный счет в Банке России, порядок открытия и ведения которого определен Указанием Банка России от 15 июля 2013 года N 3026-У «О специальном счете в Банке России», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 года N 29423 («Вестник Банка России» от 28 августа 2013 года N 47).

Без учета предельного размера наличных расчетов осуществляется расходование в соответствии с пунктом 2 настоящего Указания поступивших в кассы участников наличных расчетов наличных денег в валюте Российской Федерации на следующие цели:

выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

выдачу работникам под отчет.

7. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Э.С. Набиуллина

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2014 г.
Регистрационный N 32079

Вводится новый порядок наличных расчетов в России в отечественной и зарубежной валюте.

Он не распространяются на наличные расчеты с участием Банка России, а также на расчеты между физлицами (кроме ИП), на банковские операции и на внесение таможенных платежей.

Лимит расчетов наличными, установленный для организаций и ИП, остался прежним — 100 тыс. руб. Уточнено, что он касается исполнения обязательств, предусмотренных договором, вытекающих из него и исполняемых как в период действия сделки, так и после его окончания.

Скорректирована формулировка, касающаяся траты поступившей в кассу наличности. Согласно новой формулировке организации и ИП не вправе тратить наличность, поступившую в кассу за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, а также в качестве страховых премий. Исключение — выдача денег из кассы работникам (в качестве зарплаты или наличные под отчет); оплата товаров, работ, услуг; выдача средств платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства и т. д.

Кредитные организации вправе расходовать поступающую в их кассы наличность в рублях без ограничений по целям расходования.

Уточняется, что при расходовании наличности из кассы лимит в 100 тыс. руб. не действует при перечислении работникам зарплаты, соцвыплат, при выдаче сотрудникам денег под отчет, а также в случае траты денег на личные (потребительские) нужды ИП.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.

Указание Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2014 г.
Регистрационный N 32079

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»

Текст указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 21 мая 2014 г. N 45