Начисление арендной платы проводки
Содержание
Бухгалтерский учет договора аренды
смотреть видео Учет договора аренды осуществляется по определенным правилам ведения бухгалтерского учета. В разделе описаны бухгалтерские проводки для учета договора аренды у арендатора и арендодателя, описан порядок налогообложения. Дата актуализации: 2018-03-20 Полезная информация
Бухгалтерский учет у арендодателя
Учет договора аренды у арендодателя при передаче арендованного имущества арендатору происходит следующим образом — арендодатель переводит его в состав основных средств переданных в аренду для этого к счету 01 «Основные средства», открывается субсчет, на котором хранятся данные о сданном в аренду имуществе, при этом делаются следующие записи:
Дебет 01 с/сч «Имущество переданное в аренду» Кредит 01 – Имущество передано арендатору.
Учет договора аренды зависит от того, является ли аренда предметом деятельности арендодателя. В этом случае будет использоваться счет 90 «Продажи», если же аренда не является обычным видом деятельности и доходы, полученные по этому договору, не оказывают существенного влияния на общий финансовый результат арендодателя, то используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
а) Учет договора аренды в случае, когда аренда является предметом деятельности предприятия
Дебет 62 Кредит 90 – Отражена задолженность арендатора по арендной плате;
Дебет 20 Кредит 02 (70, 69, 71, 76) – Отражены расходы арендодателя по имуществу, переданному в аренду;
Дебет 90 Кредит 20 (26, 44) – Списаны расходы арендодателя;
Дебет 90 Кредит 68 – Начислен НДС по арендной плате;
Дебет 51 Кредит 62 – Поступила на расчетный счет арендная плата от арендатора.
б) Учет договора аренды в случае, когда аренда является отдельной хозяйственной операцией
Дебет 76 Кредит 91 – Отражена задолженность арендатора по арендной плате;
Дебет 91 Кредит 02 (70, 69, 71, 76) – Списаны расходы арендодателя по имуществу, переданному в аренду;
Дебет 91 Кредит 68 – Начислен НДС по арендной плате;
Дебет 51 Кредит 76 – Поступила на расчетный счет арендная плата от арендатора.
Бухгалтерский учет у арендатора
Учет договора аренды у арендатора происходит следующим образом — арендованные основные средства учитываются за балансом на счете 001 «Арендованные основные средства». При поступлении основных средств делается запись:
Дебет 001 – Получены основные средства от арендодателя.
После окончания сроков договора или при досрочном его расторжении при передаче арендованного имущества арендодателю при учете договора аренды делается обратная запись:
Кредит 001 – Арендованные основные средства возвращены арендодателю.
Арендованное имущество может использоваться как для производственных, так и для непроизводственных целей, в зависимости от этого в учете договора аренды расходы по арендной плате включаются в состав себестоимости либо отражаются как прочие расходы. Но необходимо помнить, что арендованное имущество для вспомогательного производства и на общепроизводственные цели отраженные на счетах 23 «Вспомогательное производство» и 25 «Общепроизводственные расходы» в конце месяца будут закрываться на счет 20 «Основное производство».
а) Учет договора аренды в случае, когда арендованное имущество используется в производственных целях
Дебет 60 (76) Кредит 51 – Перечислена арендная плата арендатору;
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 (76) – Начислена арендная плата за текущий месяц (без НДС);
Дебет 19 Кредит 60 (76) – Начислен НДС по арендной плате;
Дебет 68 Кредит 19 – Принят к вычету НДС по арендной плате;
Дебет 90 Кредит 20 (26, 44) – Расходы по арендной плате включены в состав себестоимости.
б) Учет договора аренды в случае, когда арендованное имущество используется в непроизводственных целях
Дебет 60 (76) Кредит 51 – Перечислена арендная плата арендатору;
Дебет 91 Кредит 60 (76) – Начислена арендная плата за текущий месяц (без НДС);
Дебет 19 Кредит 60 (76) – Начислен НДС по арендной плате;
Дебет 91 Кредит 19 – Возмещен НДС по арендной плате за счет собственных средств.
Если договор аренды нежилого помещения заключается на срок более года, право на аренду регистрируется.
В бухгалтерском учете сбор за регистрацию договора аренды учитывается в составе расходов будущих периодов на счете 97 и списывается в течение всего срока действия договора аренды. Для целей исчисления налога на прибыль расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (п.1 ст.272 НК РФ).
Дебет 60 Кредит 51 – Оплачен регистрационный сбор;
Дебет 97 Кредит 60 – Отражена сумма регистрационного сбора в составе расходов будущих периодов;
Дебет 44 Кредит 97 – Ежемесячно в течение срока действия договора аренды списываются расходы по регистрационному сбору.
При аренде транспортного средства у физического лица необходимо помнить, что арендатор является налоговым агентом по НДФЛ, поэтому в учете договора аренды с суммы арендного платежа удерживается НДФЛ. Если транспортное средство арендуется с экипажем, то на плату за управление и обслуживание начисляется ЕСН (кроме взносов в ФСС) и взносы в ПФР.
В бухгалтерском учете сумма НДФЛ будет отражаться следующей записью:
Дебет 60 (76) Кредит 68 — отражается сумма удержанного НДФЛ с суммы арендного платежа
Дебет 68 Кредит 51 — отражается перечисление в ИФНС суммы удержанного НДФЛ
Если транспортное средство арендуется с экипажем, то в учете договора аренды на плату за управление и обслуживание нужно начислить ЕСН (в том числе взносы в ПФ), кроме взносов в ФСС.
В бухгалтерском учете сумма начисленного ЕСН будет отражаться следующей записью:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 69 — начислен ЕСН
Арендные отношения отображаются в бухгалтерском учете обеих сторон договора.
Бухгалтерское сопровождение у арендодателя осуществляется в следующей последовательности:
— Выставление счета арендатору, прием авансовых платежей.
— Начисление арендной платы – выставление акта выполненных работ, начисление НДС.
— Начисление переменной части (при наличии), составление акта арендатору.
— Получение денежных средств от арендатора в счет оплаты переменной части договора.
Бухгалтерское отображение у арендатора:
— Перечисление денежных средств поставщику на основании счета или договора.
— Принятие услуг, учет затрат в расходах компании на основании акта арендодателя, принятие НДС к вычету.
Оплата переменной части арендного договора, учет затрат.
Для удобства ведения бизнеса на определенной территории многие юридические лица арендуют производственные и офисные помещения. Арендный договор подразумевает собой соглашение, согласно которому арендодатель (собственник имущества) предоставляет право арендатору использовать имущество (помещения, оборудование) без перехода права собственности за определенную плату. В договоре прописываются основные условия начисления платы (основная, переменная часть), возможность производить улучшения актива.
Дополнение от автора! Арендный договор, заключенный на срок более 12 месяцев, подлежит обязательной государственной регистрации (договор на 11 месяцев с последующей пролонгацией регистрации не подлежит).
Бухгалтерское сопровождение у арендодателя
Так как арендодатель является собственником помещений (оборудования), в бухгалтерском учете данные активы отображаются на сч.01. При передаче активов в аренду для дополнительного учета открывается субсчет для отражения сданного в аренду имущества.
Учет платежей арендодателя и оказания услуг отображается в бухгалтерском учете компании, в зависимости от основной деятельности юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ.
Если основной предпринимательской деятельностью фирмы является сдача имущества в аренду, то услуги аренды будут отображаться в составе продаж и учитываться на сч.90:
- Дт 62 Кт 90.01 — начисление услуг, отражение в учете задолженности арендатора.
- Дт 90.03 Кт 68 – начисление НДС к уплате в ИФНС России.
- Дт 20 Кт 02,70 и т. д. – начисление затрат.
- Дт 90.02 Кт 20 (44) – списание затрат арендатора (например, амортизация основных средств, переданных в аренду).
- Дт 50,51 Кт 62 – получение оплаты от арендатора.
- Дт 91.9 Кт 99 – отображена прибыль.
Если предоставление активов в аренду не является основной деятельностью компании, то в бухгалтерском учете поступления от аренды учитываются в составе прочих доходов, а бухгалтерское сопровождение расчетов представляется следующим образом:
- Дт 76 Кт 91.1 – начислена аренда, отображен долг арендатора.
- Дт 91.02 Кт 02 (76,70 и т. д.) – затраты по активам, переданным в аренду, учитываются в составе прочих издержек.
- Дт 91 Кт 68 – начисление налога на добавленную стоимость.
- Дт 50,51 Кт 76 – оплата арендатора.
Бухгалтерское сопровождение аренды в учете арендатора
Полученное во временное пользование имущество (помещения, оборудование) учитываются в бухгалтерском учете компании-арендатора на забалансовом счете 001.
Учет операций по договору аренды зависит от назначения использования арендованных средств.
Если арендуемые помещения (иные активы) используются в производственных целях:
- Дт 60 Кт 50,51 – взнос авансового платежа по договору.
- Дт 20 (23,25,26,44) Кт 60 – получен акт оказанных услуг по аренде (учитывается без НДС).
- Дт 19 Кт 60 – начислен входной НДС.
- Дт 68 Кт 19 – входной НДС принят к вычету.
Если активы, взятые в аренду, применяются для непроизводственной деятельности компании:
- Дт 60 Кт 50,51 – взнос авансового платежа.
- Дт 91.02 Кт 60 – принятие оказанных услуг по аренде (без НДС).
- Дт 19 Кт 60 – начислен входной НДС.
- Дт 91 Кт 19 – входной НДС возмещен собственными средствами фирмы.
Ремонт
Улучшения арендуемых активов могут быть подразделены на отделяемые и неотделяемые, причем неотделяемые улучшения могут быть выполнены только с письменного разрешения арендатора.
Ремонт средствами арендатора
Если арендатор выполняет ремонтные работы своими средствами, то все издержки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (Д 20,44) в корреспонденции со счетами:
- Учета материалов (Кт 10).
- Заработной платы сотрудников (Кт 70).
- Расходов на привлечение сторонних организаций для выполнения ремонтных работ (Кт 60,76).
Если договором аренды предусмотрено выполнение необходимых ремонтных работ средствами арендодателя, то в бухгалтерском учете арендатора данные издержки могут быть учтены в составе будущих арендных платежей.
Практический пример
Основной предпринимательской деятельностью ПАО «Ленинец» является предоставление офисных помещений в аренду. Был заключен договор с ООО «Кактус» на аренду ими офисного помещения 20 м2, основные условия которого: внесение ежемесячных авансовых платежей в размере 15 тыс. рублей (с НДС). Коммунальные платежи оплачиваются арендатором напрямую в коммунальные службы и в текущем месяце составили 5000 рублей (в т. ч. НДС 18% 762, 71 рублей).
Бухгалтерские проводки в учете ПАО «Ленинец»:
Дт 01 «передача имущества в аренду» Кт 01 – офис передан в аренду ООО.
Дт 51 Кт 62
15 тыс. рублей – получена оплата от ООО.
Дт 62 Кт 90.01
15 тыс. рублей – начислена арендная плата.
Дт 90.03 Кт 68
2288,14 рублей – начислен НДС к уплате.
Бухгалтерские проводки в учете ООО «Кактус»
Дт 60 Кт 51
15 000 рублей – перечислены денежные средства.
Дт 20 Кт 60
12 711,86 руб. – приняты оказанные услуги.
Дт 19 Кт 60
2288,14 руб. – принят входной НДС.
Дт 68 Кт 19
2288,14 рублей – НДС принят к вычету.
Дт 20 Кт 60
4237,29 рублей – приняты к учету коммунальные услуги.
Дт 19 Кт 60
762,71 руб. – принят входной НДС.
Дт 68 Кт 19
762,71 руб. – НДС принят к вычету.
Дт 60 Кт 50
5000 рублей – оплата коммунальных услуг произведена наличными.
Добавить комментарий