Может ли благотворительный фонд заниматься коммерческой деятельностью

Содержание

Анатомия НКО: как устроен благотворительный фонд

55871 31.03.2016 / Марина ЛЕПИНА

Благотворительный фонд организация, конечно, некоммерческая, но – хозяйственная. Как правильно вести хозяйство? Сегодня мы говорим о финансах

Многие из нас даже не представляют, как устроен благотворительный фонд. Мы хотим посмотреть на средний фонд «в разрезе» — как через него «проходят» пожертвования, и что с деньгами жертвователей происходит «внутри фонда»? Это – читательский интерес.

Но и сами сотрудники НКО не всегда грамотно организовывают денежную сторону своей работы. Иначе не было бы финансовых скандалов внутри самого сектора.

Итак: любой благотворительный фонд организация, конечно, не коммерческая, но – хозяйственная. И каждый фонд должен знать, как правильно оформить пожертвования, какую сумму налога заплатить, сколько потратить на обеспечение работы аппарата, как оформить помощь pro bono, как вести бухгалтерию своего благотворительного магазина.

Павел Гамольский, президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» знает о НКО как о хозяйственной структуре все. Он рассказывает, как устроен фонд и дает советы.

Павел Гамольский

Сегодня мы узнаем о том, как:

  • Будет себя чувствовать фонд, если в публичной отчетности признается в том, что львиную долю собранных средств он потратил на собственное содержание
  • Какой процент на административные расходы считается в мировой практике необходимым и обоснованным
  • Чему могут нас научить староверы и хозяйственное устройство их предприятий
  • Как правильно написать завещание в пользу фонда
  • Может ли фонд жить с процентов
  • Как грамотно распорядиться остатками собранных средств, которые уже не нужны конкретному больному, на которого деньги собирались

Фонд как хозяйственная единица: от рождения до смерти

— Павел, вот фонд родился. Что он должен сразу сделать?

— После того, как фонд открылся, ему нужно в течение 30 дней с момента выбрать систему налогообложения. Это ключевой момент во всей дальнейшей деятельности фонда. Большинству фондов хотелось бы рекомендовать упрощенную систему налогообложения. И по нашим наблюдениям, большинство фондов именно такой режим и выбрало. Лишь 5 процентов фондов выбирают общий режим налогообложения. Дальше – до создания – нужно определиться еще с такой важной деталью: это будет просто фонд или благотворительный фонд? У благотворительного фонда есть ряд преимуществ и некоторое количество недостатков. Недостатки в том, что придется предоставлять дополнительную отчетность в органы юстиции; отчетность понятную, несложную, рассказывающую о программах фонда, что на самом деле только повышает прозрачность работы фонда. Второе ограничение, которое появляется у благотворительного фонда, — это норма статьи 16 Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: благотворительные организации не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% средств, расходуемых организацией за год.

— А преимущества – это налоговые послабления?

— Да, у благотворительного фонда есть три налоговых льготы. Первое и самое главное право – оказывать любое количество раз в год необлагаемую налогом благотворительную помощь в пользу физических лиц. Второе – право благотворительных фондов учреждать стипендии и не облагать их налогом на доходы физических лиц. И третий момент: только при условии применения упрощённой системы налогообложения благотворительные организации вправе уплачивать страховые взносы на обязательное страхование по пониженному тарифу – не 30%, а только 20%. Норма действует до донца 2018 года, но, возможно, будет продлена.

— Есть ли у фондов еще какие-то льготы?

— Если коммерческая организация получила от посторонних лиц деньги безвозмездно, она тут же обязана заплатить налог на прибыль – он составит на общем режиме налогообложения 20%, на упрощённом – 6%. А для некоммерческих организаций законодатель сделал существенное исключение, которое есть в мировой практике практически во всех странах. Утвержден перечень безвозмездных поступлений, которые при условии целевого использования не признаются доходом организации в целях налогообложения. Для подавляющего большинства фондов основной источник поступлений из этого перечня – это пожертвования.

Согласно гражданскому законодательству, пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. То есть мы можем пожертвовать деньги или материальные ценности. Но нельзя пожертвовать работу, нельзя пожертвовать услугу, нельзя пожертвовать освобождение от имущественной обязанности.

— Нужно ли заключать в этом случае договор дарения?

— По статье 574 Гражданского кодекса договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме, если даритель – юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 рублей. А если жертвователь – частное лицо, то какой бы ни была сумма – рубль, миллион или сто миллионов – заключение договора необязательно.

Оформление отношений с жертвователем-юрлицом может быть разным. Либо договор как единый документ, подписанный обеими сторонами. Второй способ – фонд пишет: «пожалуйста, пожертвуйте нам пять тысяч рублей», а коммерческая организация-жертвователь пишет в ответ: «мы согласны пожертвовать пять тысяч рублей на такие-то цели». При условии наличия обеих документов это называется «обмен письмами».

— Как используется фондами договор оферты?

— Третий вариант взаимоотношений – договор оферты. Гражданский кодекс РФ в пункте 2 статьи 432 говорит о том, что договор может быть заключён «посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной».

Попробуем объяснить сказанное.

Фонд размещает на своём сайте предложение сделать пожертвование на конкретную программу или помощь конкретному человеку, либо на уставную деятельность и содержание организации (в последнем случае степень доверия к организации больше, и степень свободы расходования средств тоже выше).

В свою очередь, физическое лицо, ознакомившись с этим предложением (офертой), соглашается с тем, что оно вносит пожертвование именно на этих условиях.

К сожалению, на основании публичной оферты нельзя получить пожертвование от юридического лица. Дело в том, что для пожертвований от юридических лиц на сумму более 3 тыс. руб. обязательна письменная форма договора. Договор считается заключённым, если в нём отражены все условия, обязательные в силу закона. Одним из таких условий для договора пожертвования (как частного случая договора дарения) является предмет дарения. Если речь идёт о деньгах – точный размер суммы пожертвования, если об имуществе – перечень этого имущества с описанием родовых признаков.

Если одно из существенных условий в договоре не отражено, то он не считается заключённым.

Хотя ситуации бывают разные. Бывало, когда в стране случалась большая беда, нужно было экстренно собрать крупную сумму денег. Вспомните наводнения на юге России четыре года назад. Тогда жертвовали и без договора, все: и физические лица, и юридические лица. В этой ситуации проверяющие органы закрыли на это глаза: милость выше справедливости.

— Как фонд должен оправдывать и показывать свои хозяйственные расходы?

— В фондах, не являющихся благотворительными, процент расхода средств на аппарат управления и на программную деятельность законодатель вообще не регулирует… А вот у благотворительных фондов законодатель подобные расходы не ограничивает, за исключением упомянутых ограничений на зарплату.

Но если фонд в публичной отчетности отчитается в том, что львиную долю собранных средств он потратил на содержание, административные органы никаких претензий к такому фонду предъявить не могут. А вот жертвователи отреагируют, конечно, вполне конкретно. И в интересах фонда все расходы показать как программные, а административные выделять отдельно с целью минимизации их общей суммы.

Но тем не менее от них никуда не деться. Офис нужно содержать: платить зарплату сотрудникам, покупать оргтехнику и т.п. Как же предупреждать потенциального жертвователя об административных расходах?

В публичной оферте, которую, действительно, мало кто читает, что неправильно, целесообразно написать либо общую фразу, которая не задевает имидж фонда, о том, что жертвователь уведомлен о том, что фонд часть полученных пожертвований будет тратить на административные расходы. Либо — что фонд определенный процент набранных сумм тратит на административные расходы. Мировая практика: от 10% до 20% на административные цели – это необходимые и обоснованные расходы.

— А если фонд «не удался», потерял жертвователей, или не сумел собрать их вокруг себя и своей идеи, что должны делать учредители?

— Фонд как организация, которая предназначена мировой практикой и российским законодателем для сбора средств, таит в себе два изначальных недостатка. Первая опасность: невозможность ликвидации по собственной инициативе. Бывает, что учредители утратили интерес к фонду по каким-то причинам: собственные проблемы, отсутствие денег, разочарование во всем и вся, и так далее. Но фонд ликвидировать можно только по решению суда. И за больше чем 25 лет работы в НКО я знаю буквально десяток случаев, когда доводили дело до конца и ликвидировали фонд по полной программе.

В начале 90-х организацию можно было относительно безболезненно бросить и не заниматься её отчетностью. Но сейчас могут прийти административные органы, судебные приставы, наложить штраф за несдачу отчетности. Для кого-то это может стать поводом для временного ограничения выезда за границу или для временного ограничения действия водительского удостоверения.

Второй недостаток – это обязательный аудит. С момента, когда фонд родился и зарегистрирован, у него появляется пожизненная обязанность проходить обязательный аудит. Довольно часто обращения поступают такого рода: наш фонд собирает всего 5000 рублей в месяц (или в год) – что нам делать с аудитом? Ведь аудит проводят коммерческие организации, это не бесплатно. Так вот: если создатели фонда не уверены в том, что они найдут деньги, в том числе, на аудит, не надо выбирать эту организационно-правовую форму. Чисто теоретически средства можно собирать и в другой организационно-правовой форме, хотя это не вполне красиво. В регионах часто создают общественную организацию, и она точно также собирает деньги с жертвователей и тратит их на добрые дела. В принципе, это допустимо.

Благотворительная лавочка: обсуждаем хозяйственные инициативы фонда

— Многие фонды имеют мастерские, благотворительные магазины. Как документально устраивается такое производство, хозяйственная деятельность?

— На каком-то этапе своей работы фонд понимает, что пожертвований недостаточно, и решает осуществлять приносящую доход деятельность. Это может быть и размещение денег на депозитном счете, и заключение договора с банком о том, что банк платит организации деньги за так называемый неснижаемый остаток денег на расчетном счете. А может быть и производство в мастерских, производство сувениров, это могут быть благотворительные магазины, и другие виды приносящей доход деятельности.

Если сотрудники или подопечные фонда начинают что-то изготавливать, и потом это что-то начинает продаваться, — это уже активная приносящая доход деятельность, по которой могут возникать доходы и расходы. В нашем законодательстве очень нечетко прописаны процедуры того, как некоммерческая организация может разделить доходы и расходы на приносящую доход деятельность, и доходы и расходы по основной уставной деятельности.

Поэтому начиная с того момента, когда мастерская уже стала приносить стабильный доход и, следовательно, нести стабильные расходы, целесообразно создать коммерческую организацию, обычное ООО, и всю приносящую доход деятельность перевести туда. Это существенно снизит все налоговые и административные риски некоммерческой организации.

Благотворительные магазины тоже правильнее создавать в форме коммерческих организаций. А всю прибыль от этого магазина можно уже направлять на уставную деятельность благотворительной организации – например, в форме пожертвования.

— Эта коммерческая организация должна быть структурой фонда или должна существовать отдельно?

— Это сложный вопрос. Дело в том, что если фонд будет учредителем этого ООО, то такое ООО, как и любая организация, в составе учредителей которой более чем на 25% есть другие юридические лица, не может применять упрощённую систему налогообложения. Поэтому общая рекомендация такая: если актив фонда достаточно надежен и предан друг другу, то можно создавать такую коммерческую организацию отдельно, чтобы ее учредители были просто физические лица – граждане России.

Примерно так действовала структура многих предприятий староверов. С начала до середины XIX века в старообрядческих кругах России существовала такая практика – заводы и фабрики формально принадлежали физическим лицам, число которых было достаточно невелико, но при этом была постоянная ротация акционеров.

То есть по мере того, как эти физические лица отходили от дел или переставали проявлять преданность своему вероисповеданию, община отстраняла их от владения акциями предприятия, но формально это преподносилось государству как продажа акций, а реально руководила этой организацией община. Доход от фактически общинных предприятий перечислялся церкви.

— Законно ли для благотворительного фонда проводить аукцион?

— Истинной волей того, кто приобрел вещь на благотворительном аукционе, является желание помочь некоммерческой организации, по сути это является пожертвованием. Но, несмотря на это, налоговое законодательство воспринимает эту операцию как операцию по продаже физическому лицу материальных ценностей.

В итоге с суммы продажи организация должна заплатить на упрощенной системе налогообложения 6%, а на общем режиме – 18% НДС и 20% налог на прибыль, итого 38%. Расходов же по такой операции не будет никаких. Ведь на аукцион выставляется вещь, которая либо имеет крайне низкую стоимость приобретения или изготовления, либо вообще подарена.

— Частый вопрос внутри сектора — может ли фонд положить собранные средства на депозит и жить с процентов? Или это может делать только фонд целевого капитала – а они устроены как-то иначе?

— Если организация заключила договор с банком о том, что банк платит ей за неснижаемый остаток на расчетном счете, то у организации никаких рисков не возникает. Никто не сможет сказать, что она отвлекла деньги жертвователей. При фактическом получении дохода от банка (а эта сумма существенно ниже, чем процент по депозиту), платится налог по ставке 20% или 6% в зависимости от налогового режима.

Следующий момент – это депозит. Для того, чтобы положить деньги на депозит, очень желательно обосновать, что именно эта сумма, которая кладется на депозит, именно на тот период, на который оформляется договор, организации не понадобится в силу благотворительных программ, в силу финансового плана, в силу пожелания жертвователей. И если организация это напишет как можно более подробно в протоколе своего руководящего органа, то всё хорошо, риски снижаются до самого минимума. А дальше с фактически полученных процентов организация уплачивает налог в обычном порядке, о котором мы говорили выше.

— Фонды пользуются помощью pro bono от фирм. Должна ли эта помощь документально оформляться, и каким образом?

— В 2011 году в Налоговом кодексе РФ появилась формулировка, что безвозмездно полученные услуги для некоммерческих организаций являются видом целевых поступлений, но только при одном условии – при условии заключённого договора.

Например. Фонд договорился с неким СМИ (а это, как правило, коммерческая организация) о бесплатной публикации материала о нем, то есть сам выступил инициатором такой публикации, а не СМИ запросила интервью или статью о фонде. В этом случае, если между СМИ и фондом договора не будет оформлено, такое поступление бесплатной услуги от СМИ не соответствует требованиям нормы Налогового кодекса РФ и облагается налогом.

Однако в случае, если лицо, предоставившее безвозмездно эту услугу, никак не оформило её оказание, то рисков у фонда не возникает. Например: для фонда сделан перевод с иностранного языка на русский язык, следы такой договоренности pro bono есть? Если нет, то и рисков нет. Если кафе предоставило фонду помещение для проведения мероприятия, но нет следов, что кафе часть времени потратило не для обслуживания платных посетителей, а предоставило его фонду, то нарушения нет. Риски во всех этих случаях – не для компаний, а для фонда, который получает услугу безвозмездно без заключения договора.

— Можно ли написать завещание в пользу фонда?

— Есть широко распространённая в мировой, и всё более широко распространяющаяся в российской практике форма завещания в пользу фонда. С точки зрения налогообложения государство в 2002 году высказалось, что имущество, полученное по завещанию некоммерческой организацией, признается целевым поступлением.

Тут есть тонкости. Если завещанное имущество используется благотворительным фондом в собственной деятельности, проблем не возникает. А вот если это имущество будет потом продано, то целесообразно при жизни того человека, который оформлял завещание, в тексте самого завещания записать, что он даёт согласие на последующую продажу этого имущества благотворительной организацией. Если этой фразы там не будет, то существует риск обвинений фонда в нецелевом использовании такого наследства.

Допустим, фонд получил в порядке наследования по завещанию квартиру. И продаёт её через какое-то время за 5 миллионов рублей. Налоговый орган может сказать, что вам завещанное имущество передавалось на уставную деятельность, а вы эту квартиру продали. И потребует заплатить налог, во-первых, с суммы продажи квартиры, а во-вторых, в размере так называемого нецелевого использования, т.е. с суммы рыночной стоимости квартиры на дату принятия к учёту. Поэтому, чтобы избежать этой опасности, нужно просить автора завещания прописывать в нём все детали, в том числе право фонда продать эту квартиру и направить деньги на уставную деятельность.

— Есть ли такие нюансы работы фонда, которые прописаны не официальными правилами, а практикой?

— Думаю, это так называемое целевое использование средств. Что это такое, не знает никто.

Этого не написано ни в одном законодательном или нормативном акте, но есть четыре основных момента, которые выработаны практикой, жизнью.

Момент первый: все расходы должны производиться на осуществление деятельности, которая соответствует уставу организации и законодательству. То есть даже если какой-то расход очевиден с точки зрения логики и здравого смысла, но не соответствует уставу, такой расход не может быть осуществлен данным фондом. Он будет нецелевым. Скажем, организация создана для поддержки детей, а возникла необходимость оказать помощь взрослому человеку. При всей очевидности социальной полезности этого действия фонд этого сделать не сможет.

Второй момент – все расходы фонда должны производиться в соответствии с собственным финансовым планом. Это документ, который административные органы проверяют одним из первых. Вы его можете детализировать хоть до недели, но он должен быть рассчитан как минимум на год.

Третий момент. Все расходы должны быть документально подтверждены. Если какой-то расход очевиден, общественно полезен, но не подтвержден документами, возникает риск обвинения в нецелевом использовании средств.

И последний момент. Все расходы должны относиться только к основной уставной деятельности организации. Очень спорным и сложным является вопрос, как начать приносящую доход деятельность за счет полученных пожертвований.

Что делать с остатком?

— У многих фондов возникают сложности с распоряжением «остатками» – той частью перечисленных денег, которые по той или другой причине уже не нужны конкретному больному…

— Если деньги поступают с формулировкой «на уставную деятельность» — такая формулировка покрывает все виды расходов. Но часто жертвователи хотят жертвовать не вообще в организацию, а именно на помощь конкретному ребёнку, на оказание помощи конкретной программе. И в этом случае общее правило такое: то, что получено на определённые цели, без изменения воли жертвователя не может быть перераспределено…

— Что делать НКО в таком случае? Распределять эти деньги по другим больным? Оставлять себе? Оставлять семье?

— Связаться с каждым физическим лицом, которые пожертвовали деньги семье, в принципе невозможно ни при каких обстоятельствах, и узнать их обратную связь тоже невозможно. Невозможно сделать задним числом новую публичную оферту, поскольку старая была сделана до того. Исходя из этого опыта, в публичной оферте стоит упомянуть о том, что в случае невозможности использования средств на помощь конкретной семье жертвователь передает право фонду эти пожертвования использовать на оказание помощи другим лицам, оказавшимся в такой ситуации.

Есть опыт одного благотворительного фонда, который более десяти лет успешно действует в столице и помогает деткам с особо тяжелыми заболеваниями. Имея тесное деловое сотрудничество с руководством медицинского учреждения, на базе которого действует фонд, этот фонд обращается с просьбой к администрации медицинского учреждения.

Администрация дает фонду ксерокопии первых страниц медицинских карт, где написано, что ребенок скончался. На основании этих документов фонд созывает правление, и оно принимает решение перераспределить средства, которые невозможно использовать на оказание помощи конкретному ребенку, на других детей. Хотя это и не соответствует законодательству — ведь жертвователь передавал деньги на оказание помощи только конкретному ребенку.

Получается, единственным законным выходом из этой ситуации было бы вернуть деньги этому жертвователю. Теоретически это сделать возможно, поскольку реквизиты жертвователей в системах перечисления денег хранятся. Ведь есть же возможность получить назад деньги за неиспользованные авиационные, железнодорожные билеты. Но непросто.

Опять же, возврат денег – это, конечно, не выход. Выходом было бы изначально оговоренное право фонда в исключительной ситуации изменить целевое назначение денег на оказание помощи лицам, оказавшимся в такой же ситуации.

НКО и закон: насколько грамотны наши фонды

— Как фонду доказать свою прозрачность?

— Есть несколько форм отчетности, но все они – для государственных органов. А вот отчет для пользователей отчетности, для жертвователей публикуется в СМИ и на собственных сайтах. Вот здесь форм никаких не существует и степень подробности деталей организация определяет сама, исходя из своего понимания о том, что должно знать общество, что должны знать жертвователи. Если организация хочет расписать все свои расходы, в т.ч. административные, с максимальной степенью детализации, и это, безусловно, ее право, и этот вопрос она решает сама.

— Как вы оцениваете российский Закон о благотворительности? Нуждается ли он в дополнениях, изменениях?

— Закон этот замечательный, его написали очень хорошие люди более 20 лет назад. В принципе это работающий закон.

Другое дело, что в связи с кардинальным изменением всего гражданского законодательства, наверное, он уже устарел. Но по большому счету, жить благотворительным организациям он не мешает. Думаю даже, если этот закон пересматривать, то, что будет предложено, может быть еще хуже. Вообще этот закон за 21 год существования претерпел всего девять поправок. Это рекордно маленькое число!

— По вашей оценке, стали ли сегодня НКО более грамотными в финансовых вопросах? Или, наоборот, стали делать больше ошибок?

— Страна, в принципе, становится более грамотной. И Министерство экономического развития России потратило определённые усилия на то, чтобы со всех точек зрения обучить некоммерческие организации. Очень много интернет-ресурсов, форумов.

Но примерно 10-15 процентов фондов – и чаще это маленькие НКО – продолжают их совершать. И все же число организаций, которые неправильно оформляют безвозмездные поступления, существенно снижается.

Рисунки Дмитрия Петрова.

Категории: Благотворительные фонды, НКО, Образование в благотворительности, Эксперты по благотворительности

Вам понравилась статья? Поддержите работу сайта!

Перевести средства
на работу сайта
Рассказать о нас в социальных сетях:

© 2004 — 2019 «Милосердие.ru» Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте miloserdie.ru
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57850 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.04.2014 г.
Портал Милосердие.ru использует объявления и веб-сайт для сбора не облагаемых налогом пожертвований через РОО «Милосердие», ОГРН 1057700014679, Целевое финансирование (010), (140), (171)
Обратная связь 16+

Благотворительность в России: как создать фонд помощи

Юридическая консультация > Административное право > Благотворительность в России: как создать фонд помощи

Известно, что в любом более или менее развитом обществе бюджетные средства распределяются по принципу приоритетности. Тем не менее, часто случается так, что некоторые важные с социальной точки зрения процессы не получают должного финансирования. К счастью, сегодня внести свой вклад в развитие медицины, спорта или культуры может любой желающий. Это стало возможно благодаря существованию специальных благотворительных фондов. Что же это такое?

Благотворительными фондами называют специальные некоммерческие организации, аккумулирующие денежные средства с целью их дальнейшего адресного распределения между нуждающимися. С социальной точки зрения такие движения просто необходимы. Ведь государство не всегда может собственными силами обеспечить нормальное функционирование отдельных механизмов, важных для общественной жизни.

Меценатом благотворительного фонда может стать каждый. На практике это значит, что абсолютно любой желающий может добровольно пожертвовать денежные средства, оказав спонсорство какой-то отдельной сфере социальной жизни (например, медицине, науке или искусству) или даже конкретной группе малоимущих граждан. А за тем, чтобы все перечисленные финансы достигли своих адресатов, будет внимательно следить не только само общество, но и специальные государственные структуры.

Благотворительность в России

Фонд помощи как способ благотворительности

Для большинства крупных стран такая проблема, как недостаточная гибкость бюджета, и по сей день остается очень актуальной. Из-за невозможности оперативного реагирования власть имущих на актуальные события, многие важные аспекты социальной жизни в таких государствах остаются без должного финансирования. К сожалению, не является исключением в этом смысле и Российская Федерация. Именно поэтому деятельность благотворительных фондов в нашей стране так востребована.

Самостоятельно создавая соответствующие организации, неравнодушные люди берут на себя обязанности по поддержке государственной культуры, науки и спорта. Они же – оперативно обеспечивают социальную защиту отдельных категорий нуждающихся граждан. Через руки российских благотворителей ежегодно проходят суммы в сотни миллионов долларов, которые затем распределяются ими на наиболее актуальные для общества нужды.

Сегодня наибольшую известность, благодаря своей деятельности, получили следующие российские фонды:

  1. фонд Владимира Потанина (финансовая поддержка студентов);
  2. фонд «Вольное дело» (программа «Храмы России» и прочие известные проекты, касающиеся самых различных сфер социальной жизни);
  3. фонд «Династия» (финансирование образовательных программ и науки в целом);
  4. фонд «Виктория» (поддержка детей-сирот);
  5. фонд «Связь времен» (сохранение российского культурного наследия).

С юридической точки зрения

Фонд помощи — некоммерческая организация

С точки зрения законодателей, благотворительным фондом можно считать любую некоммерческую (то есть – основанную без цели получения прибыли) структуру, специализирующуюся на оказании какого-то конкретного типа социальных услуг.

Согласно статье 118 Гражданского кодекса РФ, открыть подобную организацию может любое юридическое или физическое лицо. К слову, в последнем случае благотворителю даже не обязательно являться гражданином страны.

Любопытно, что, согласно все тому же российскому законодательству, описываемые фонды могут заниматься и предпринимательской деятельностью. Причем – делать это как от своего имени, так и через специально основанное для этого акционерное общество, либо – ООО. На этот счет существует лишь несколько ограничений:

  1. как минимум 80% от всей получаемой такими предпринимателями прибыли должно перераспределяться на финансирование благотворительности;
  2. сфера предпринимательской деятельности фонда (как и специфика оказываемых им благотворительных услуг) должна быть четко обозначена во всей документации организации с использованием кодов ОКВЭД;
  3. предпринимательская деятельность благотворительного фонда не должна выходить за рамки устава организации (статья 49 ГК РФ).

Как открыть благотворительный фонд?

Каждый желающий может создать фонд помощи

Как ясно из всего сказанного выше, чисто теоретически – основать свой благотворительный фонд может любой желающий. Однако на практике для этого нужно соблюсти некоторые условия. Если говорить более конкретно, речь идет об обеспечении финансирования фонда.

Иными словами, прежде чем открывать подобную организацию, благотворитель должен убедиться, что социальные услуги, которые он собирается оказывать, вызовут интерес у предполагаемых меценатов. Именно поэтому в роли основателей фондов обычно выступают люди уже имеющие некоторый опыт филантропической деятельности.

Как только благотворитель определится с фронтом предстоящих работ, он может начать составлять бизнес-план для своей организации. Здесь важна не только четкая идея, касающаяся адресности услуг фонда. Имеет значение и список предполагаемых меценатов. Этот момент может стать критичным, так как без щедрых пожертвований молодая организация банально не сможет обеспечить даже собственную хозяйственную деятельность, ведь 80% ее доходов будет аккумулироваться на благотворительные нужды.

Так или иначе, как только бизнес-план будет готов, основатель фонда сможет зарегистрировать свое детище в Министерстве Юстиции РФ. Согласно законам о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях, данный шаг является строго обязательным. Для осуществления же самой процедуры учредителю понадобятся следующие документы:

  1. заявление на регистрацию фонда (форма РН0001);
  2. документированное решение о создании организации и утверждении соответствующих учредительных бумаг;
  3. устав будущего фонда (в трех экземплярах);
  4. квитанция об уплате госпошлины в размере 4 тысяч рублей;
  5. доказательство наличия у фонда фактического адреса (свидетельство о праве собственности на офисное помещение либо гарантийное письмо от арендодателя оного).

Как правило, решение об учреждении благотворительного фонда выносится Министерством Юстиции в течение двух недель. Еще столько же времени упомянутому государственному органу требуется на заверку всех необходимых регистрационных документов. Что же касается, собственно, официальной деятельности, ее организация сможет начать, как только у ее учредителей окажутся на руках следующие бумаги:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • свидетельство о регистрации в Министерстве Юстиции;
  • заверенный Министерством Юстиции устав фонда;
  • выписка из ЕГРЮЛ (ее получение возможно лишь после налоговой регистрации предприятия, о которой мы подробно поговорим чуть ниже).

О налогообложении для благотворителей

Благотворительные фонды — это доброе дело!

Согласно российскому законодательству, как любые другие юридические лица, благотворительные организации, хотя и на льготных условиях, но подвергаются налогообложению. При этом основанием для постановки фонда на соответствующий учет служат его учредительные документы. Чтобы процедура регистрации осуществилась, учредителю организации нужно будет лишь отправить свою заявку в налоговую службу. Как же это сделать?

Алгоритм подачи документов для регистрации будет напрямую зависеть от того, планирует ли благотворительный фонд вести какую-либо предпринимательскую деятельность (иначе говоря – получать дополнительный приток денежных средств). Если такие доходы учредителем организации запланированы, ему предстоит выбрать подходящий для своего детища тип налогообложения.

В своем заявлении в регистрационную службу ему предстоит указать желаемую процентную ставку для обязательных выплат. В зависимости от предмета налогообложения она может быть следующей:

  • 6% — для совокупных доходов;
  • 15% — для разности доходов и издержек.

Если же благотворительный фонд не планирует заниматься предпринимательской деятельностью, процедура подачи заявки существенно упрощается. Более того, учредитель может полностью избавить себя от «головной боли», связанной с оформлением документов, прибегнув к услугам посредников.

Сегодня многие юридические компании готовы предоставить благотворителям свои услуги по регистрации фондов за весьма скромную плату. Однако вернемся к описанию процедуры оформления организации в налоговой службе. Как долго будет рассматриваться соответствующая заявка?

Обычно налоговая служба успевает отреагировать на любое подобное обращение в течение недели. По итогам рассмотрения заявки благотворительному фонду присваивается индивидуальный номер налогоплательщика, а также государственный регистрационный номер. При этом учредитель организации получает на руки соответствующую выписку из госреестра, необходимую для оформления доверенности ИФНС.

После этого благотворителю останется лишь зарегистрироваться в службе статистики, а также фондах – пенсионном и социального страхования. Затем он сможет выбрать банк для обслуживания счетов организации и приступить, наконец, к запланированной деятельности.

Что касается, непосредственно, налогообложения благотворительных фондов, то оно имеет некоторую специфику. Все платежи проводятся в рамках, так называемой, суженной базы. Благодаря этому любые добровольные пожертвования, сделанные в адрес фонда, налогами облагаться не будут. Чтобы это работало не только в теории, а и на практике, все поступающие на счет организации благотворительные взносы должны быть оформлены должным образом. Справиться с подобной задачей обычно может лишь очень опытный бухгалтер, имеющий серьезный опыт учетной работы.

В этом видео вы узнаете, как происходит создание фонда и как можно создать фонд с ноля:

Поделиться ВКонтакте Класс WhatsApp Telegram Получите бесплатную юридическую помощь прямо сейчас. Звоните! Давайте дружить в соц. сетях! Facebook Вконтакте Google + Одноклассники Мы в Facebook

Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
Дата создания: 11 августа 1995 года. Источник: http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=1995033000&docid=97

Википроекты: Википедия Данные

11 августа 1995 года № 135-ФЗ

Российская Федерация Федеральный закон

О благотворительной деятельности и благотворительных организациях

Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ,

от 04.07.2003 № 94-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.12.2006 № 276-ФЗ,

от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 23.12.2010 № 383-ФЗ, от 05.05.2014 № 103-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы её поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Особенности правового регулирования отношений, возникающих при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, устанавливаются иными федеральными законами.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Благотворительная деятельность

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статья 2. Цели благотворительной деятельности

1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);

охраны окружающей среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

содействия добровольческой деятельности;

участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодёжи;

содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи;

поддержки общественно значимых молодёжных инициатив, проектов, детского и молодёжного движения, детских и молодёжных организаций;

содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

3. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.

Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности

1. Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Законодательство о благотворительной деятельности не распространяется на отношения, возникающие при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.

2. Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Осуществление благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в период избирательной кампании, кампании референдума регулируется настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора её целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм её осуществления.

Статья 5. Участники благотворительной деятельности

Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путём поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Статья 6. Благотворительная организация

1. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путём осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

2. При превышении доходов благотворительной организации над её расходами сумма превышения не подлежит распределению между её учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Статья 7. Формы благотворительных организаций

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если её учредителем является благотворительная организация.

Статья 7.1. Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности

1. Условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.

2. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.

3. Договоры, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наём жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. В этом случае соответствующий договор должен быть заключён в письменной форме.

Раздел II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 8. Учредители благотворительной организации

Учредителями благотворительной организации в зависимости от её формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.

Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации

1. Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

2. Не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства.

3. Решение об отказе в государственной регистрации благотворительной организации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией

1. Высшим органом управления благотворительной организацией является её коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.

2. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:

изменение устава благотворительной организации;

образование исполнительных органов благотворительной организации, её контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение благотворительных программ;

утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и её годового отчёта;

принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;

принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).

3. Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника её исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации

1. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляются в установленном законом порядке.

2. Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество.

3. При ликвидации благотворительной организации её имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в её уставе или если иное не установлено федеральным законом.

Раздел III. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 12. Деятельность благотворительной организации

1. Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.

2. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.

3. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

4. Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

5. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать своё имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Статья 13. Филиалы и представительства благотворительной организации

1. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

2. Создание российской благотворительной организацией филиалов и открытие представительств на территориях иностранных государств осуществляются в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их благотворительной организацией и действуют на основании утверждённых ею положений. Имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельном балансе и на балансе создавшей их благотворительной организации.

4. Руководители филиалов и представительств назначаются высшим органом управления благотворительной организацией и действуют на основании доверенности, выданной благотворительной организацией.

5. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их благотворительной организации. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несёт создавшая их благотворительная организация.

Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций

1. Благотворительные организации могут объединяться в ассоциации и союзы, создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей в реализации уставных целей.

2. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций является некоммерческой организацией.

3. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

4. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций не отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций.

Статья 15. Источники формирования имущества благотворительной организации

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

взносы учредителей благотворительной организации;

членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

доходы от разрешённой законом предпринимательской деятельности;

абзац утратил силу;

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учреждённых благотворительной организацией;

труд добровольцев;

иные не запрещённые законом источники.

Статья 16. Имущество благотворительной организации

1. В собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами; результаты интеллектуальной деятельности.

2. Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в её собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

3. Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

4. В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

5. Имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

Статья 17. Благотворительная программа

1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утверждённых высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

2. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки её реализации.

3. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учреждённых благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешённой законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц — участников благотворительной деятельности.

2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 — 6. Утратили силу.

7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности

1. Благотворительная организация ведёт бухгалтерский учёт и отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием её деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о её государственной регистрации, отчёт о своей деятельности, содержащий сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведённых налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

3. Ежегодный отчёт представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о её государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчёт о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

4. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчётам данной благотворительной организации.

5. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчётам.

6. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчёта и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

7. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах её имущества, её расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

8. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

Статья 20. Ответственность благотворительной организации

1. В случаях нарушения настоящего Федерального закона благотворительная организация несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих её целям, а также настоящему Федеральному закону, орган, принявший решение о государственной регистрации данной благотворительной организации, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.

3. В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение статьи 12 настоящего Федерального закона, взыскиваются в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и подлежат использованию на благотворительные цели в порядке, определяемом муниципальными органами социальной защиты.

5. Споры между благотворительной организацией и гражданами и юридическими лицами, перечислившими ей средства на благотворительные цели, об использовании этих средств рассматриваются в судебном порядке.

Статья 21. Осуществление международной благотворительной деятельности

1. Участники благотворительной деятельности вправе осуществлять международную благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

2. Международная благотворительная деятельность осуществляется путём участия в международных благотворительных проектах, участия в работе международных благотворительных организаций, взаимодействия с зарубежными партнёрами в соответствующей сфере благотворительной деятельности, а также в любой иной форме, принятой в международной практике и не противоречащей законодательству Российской Федерации, нормам и принципам международного права.

3. Благотворительная организация вправе открывать счета в учреждениях банков других государств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Благотворительная организация имеет право на получение благотворительных пожертвований от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от иностранных и международных организаций. Использование указанных пожертвований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 22. Благотворительная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право выступать участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на благотворительные организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Уставы благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют лишь в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 24. О перерегистрации благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона

Уставы благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Перерегистрация благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена до 1 июля 1999 года с освобождением таких организаций от регистрационного сбора. Благотворительные организации, не прошедшие перерегистрацию в течение указанного срока, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.

Статья 25. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин

Москва, Кремль

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изменениями и дополнениями)

  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Главная
  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изменениями и дополнениями)

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 — 7.1)
    • Статья 1. Благотворительная деятельность
    • Статья 2. Цели благотворительной деятельности
    • Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности
    • Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности
    • Статья 5. Участники благотворительной деятельности
    • Статья 6. Благотворительная организация
    • Статья 7. Формы благотворительных организаций
    • Статья 7.1 (утратила силу)
  • Раздел II. Порядок создания и прекращения деятельности благотворительной организации (ст.ст. 8 — 11)
    • Статья 8. Учредители благотворительной организации
    • Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации
    • Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией
    • Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации
  • Раздел III. Условия и порядок осуществления деятельности благотворительной организации (ст.ст. 12 — 17)
    • Статья 12. Деятельность благотворительной организации
    • Статья 13. Филиалы и представительства благотворительной организации
    • Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций
    • Статья 15. Источники формирования имущества благотворительной организации
    • Статья 16. Имущество благотворительной организации
    • Статья 17. Благотворительная программа
  • Раздел III.1. Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности (ст.ст. 17.1 — 17.5)
    • Статья 17.1. Права и обязанности добровольца (волонтера)
    • Статья 17.2. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности
    • Статья 17.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)
    • Статья 17.4. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления
    • Статья 17.5. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)
  • Раздел IV. Государственные гарантии благотворительной деятельности (ст.ст. 18 — 22)
    • Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления
    • Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности
    • Статья 20. Ответственность благотворительной организации
    • Статья 21. Осуществление международной благотворительной деятельности
    • Статья 22. Благотворительная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации
  • Раздел V. Заключительные положения (ст.ст. 23 — 25)
    • Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 24. О перерегистрации благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 25. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 мая 2018 г. — Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г., 5 мая 2014 г., 5 февраля 2018 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ «О меценатской деятельности»

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Особенности правового регулирования отношений, возникающих при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, устанавливаются иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент

Российской Федерации

Б.Ельцин

Москва, Кремль

11 августа 1995 года

N 135-ФЗ

Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами МСУ, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в РФ.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Оказание помощи коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является.

Определены цели благотворительной деятельности и ее участники. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Рассмотрены формы таких организаций.

Регулируются вопросы создания и прекращения деятельности благотворительной организации: ее учредители, регистрация, высший орган управления, реорганизация и ликвидация.

Благотворительные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они созданы. Контроль за соответствием деятельности целям осуществляет регистрирующий орган. Благотворительные организации вправе создавать филиалы и открывать представительства, объединяться в ассоциации и союзы. Определены источники формирования имущества благотворительной организации.

Закон содержит положения о поддержке благотворительной деятельности органами государственной власти и органами МСУ.

В случаях нарушения Закона благотворительная организация несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Определены основания ликвидации организации в принудительном порядке.

Рассмотрены вопросы осуществления международной благотворительной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Благотворительные организации, созданные до вступления в силу Закона, должны перерегистрироваться до 1 июля 1999 года (регистрационный сбор не уплачивается). Организации, не прошедшие перерегистрацию в течение указанного срока, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 августа 1995 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3340

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.