Государственное унитарное предприятие

Содержание

Унитарное предприятие

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 06.08.2018 Email

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

  • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

  • создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

  • сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

  • закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

  • неделимость передаваемого имущества;

  • отсутствие членства;

  • наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

  • осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

  • осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

  • хозяйственного ведения;

  • оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

  • другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

  • прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

  • полученные кредитные и заемные средства;

  • начисленные суммы амортизационных отчислений;

  • осуществленные предприятием капитальные вложения;

  • полученные дотации из бюджета;

  • дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

  • добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

См. также:

  • Хозяйственное ведение
  • Дочернее хозяйственное общество

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Унитарное предприятие: подробности для бухгалтера

  • Актуальные проблемы закупочной деятельности унитарных предприятий … Действующее законодательство о закупках унитарных предприятий Основным законом, регулирующим закупочную … применения законодательства о закупках унитарными предприятиями Случаи или обстоятельства … предусматривалось. Таким образом, крымские унитарные предприятия, работающие преимущественно в соответствии … * Как видно, в недалеком будущем унитарные предприятия ждет существенное ужесточение закупочной деятельности … злоупотреблений при осуществлении закупок унитарными предприятиями можно достичь лишь …
  • Унитарным предприятиям о взаимозависимости … данной консультации ознакомим бухгалтеров унитарных предприятий с понятием «взаимозависимые лица … организации. Например, если унитарному предприятию принадлежит 90% уставного капитала … права собственника имущества соответствующего унитарного предприятия, не признаются взаимозависимыми … что руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки, если … отношениях с унитарным предприятием; в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях. …
  • Унитарное предприятие получило имущество в лизингУнитарное предприятие может безвозмездно получить в хозяйственное … техническую и технологическую модернизацию производства? Унитарное предприятие может безвозмездно получить в хозяйственное … предмет лизинга учитывается на балансе унитарного предприятия – лизингополучателя, оно начисляет амортизацию … 03-06/2/82886. Пример. Унитарное предприятие приобрело по договору лизинга оборудование … лизингового имущества в текущих расходах унитарного предприятия – лизингополучателя не учитывается. После …
  • Облегчены закупки лекарственных средств для унитарных предприятий … создания государственного или муниципального унитарного предприятия является необходимость осуществления деятельности … , в частности: – государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями, при наличии … указывается, что государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, осуществляют … 01.09.2017 государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе …
  • Осуществление лизинговой деятельности в Белоруссии через дочернее общество … создание коммерческой организации в форме унитарного предприятия либо общества с ограниченной ответственностью … . Унитарное предприятие В форме унитарных предприятий могут быть созданы в том числе и частные унитарные предприятия. Унитарным предприятием … лизинга, юридически собственником имущества, приобретенного унитарным предприятием, будет учредитель, но данное имущество … на данное имущество. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником …
  • Изменения законодательства о заработной плате … государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами … муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами … унитарные предприятия, государственные учреждения субъектов РФ, государственные унитарные предприятия субъектов РФ, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия … отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом …
  • Впервые – публикация сведений о среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в Интернете … учреждениям; муниципальным учреждениям; государственным унитарным предприятиям; муниципальным унитарным предприятиям. Где именно в Интернете … учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, расчет среднемесячной … федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства … главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов …
  • Роструд о трудовых договорах … ситуаций Руководители федеральных государственных унитарных предприятий Доля руководителя предприятия от … расторжения трудового договора****: – невыполнение унитарным предприятием утвержденных в установленном порядке показателей … власти, принятых в отношении унитарного предприятия в соответствии с их компетенцией … правоспособности; – наличие на унитарном предприятии по вине его руководителя более … и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий». Таким образом, в трудовые …
  • Минтруд разъясняет… … уровня соотношения зарплат (в частности, унитарными предприятиями), нужно проделать следующие действия: 1 … несправедливым обойти вниманием непосредственно крымские унитарные предприятия. Условия оплаты труда их руководителей … государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. Согласно данному постановлению соответствующая информация … главных бухгалтеров государственных учреждений, государственных унитарных предприятий РК (далее – Порядок) утвержден Постановлением …
  • О перечислении части прибыли УП ЖКХ в бюджет … отчетности? Как и любое другое унитарное предприятие, УП коммунального хозяйства должно … . В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия … -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161 … 161-ФЗ предусмотрено ежегодное перечисление унитарным предприятием в бюджет части прибыли, поэтому … за 2012 год отсутствуют. * * * Унитарное предприятие коммунального хозяйства обязано перечислять в …
  • Амортизационная премия как способ налоговой оптимизации … использования. Сразу отметим, что унитарному предприятию такая возможность предоставляется только в … использования. Сразу отметим, что унитарному предприятию такая возможность предоставляется только в … разногласий с налоговыми органами. Если унитарное предприятие использует указанное право, соответствующие … премия. Общее правило Предположим, унитарное предприятие решило продать основное средство, в … используемого при строительстве объекта Унитарные предприятия могут приобретать основные средства для …
  • Изменения в Законе №44-ФЗ 2018 года. Новые правила закупок … к чему готовиться. Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным … Закона № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с … .2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник закупки … на участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее … при разработке и утверждении соответствующими унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения …
  • Зарплата руководящего состава по новому … федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ … субъектов РФ; муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов … условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) … учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ …
  • Преобразование оператора связи из УП в АО: определение стоимости ОС … , созданного в форме унитарного предприятия, в акционерное общество? Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество … в порядке приватизации при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество, принимается к … путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий. Получается, государственное и муниципальное … существующего унитарного предприятия. Создание акционерного общества при приватизации в порядке преобразования унитарного предприятия является …
  • Новый, 2018 год – новые правила закупок … чему готовиться. Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным … № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с … 2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник … участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее … в Законе № 223-ФЗ Унитарным предприятиям стоит знать и об изменениях … есть и другие новшества. Унитарным предприятиям стоит знать, что с 31 …

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями и дополнениями)

  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Главная
  • Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Унитарное предприятие
    • Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
    • Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
    • Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
    • Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
    • Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
  • Глава II. Учреждение унитарного предприятия (ст.ст. 8 — 10)
    • Статья 8. Учреждение унитарного предприятия
    • Статья 9. Устав унитарного предприятия
    • Статья 10. Государственная регистрация унитарного предприятия
  • Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия (ст.ст. 11 — 19)
    • Статья 11. Имущество унитарного предприятия
    • Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия
    • Статья 13. Порядок формирования уставного фонда
    • Статья 14. Увеличение уставного фонда
    • Статья 15. Уменьшение уставного фонда
    • Статья 16. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия
    • Статья 17. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию
    • Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
    • Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
  • Глава IV. Управление унитарным предприятием (ст.ст. 20 — 28)
    • Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
    • Статья 20.1. Особенности осуществления прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли
    • Статья 21. Руководитель унитарного предприятия
    • Статья 22. Заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки
    • Статья 23. Крупная сделка
    • Статья 24. Заимствования унитарным предприятием
    • Статья 24.1. Открытие банковских счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретение ценных бумаг кредитных организаций федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем
    • Статья 25. Ответственность руководителя унитарного предприятия
    • Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
    • Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия
    • Статья 28. Хранение документов унитарного предприятия
  • Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий (ст.ст. 29 — 35)
    • Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия
    • Статья 30. Слияние унитарных предприятий
    • Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию
    • Статья 32. Разделение унитарного предприятия
    • Статья 33. Выделение из унитарного предприятия
    • Статья 34. Преобразование унитарного предприятия
    • Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия
  • Глава VI. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 36 — 38)
    • Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 37. Переходные положения
    • Статья 38. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

С изменениями и дополнениями от:

8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г., 2 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 13 июля, 23 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 18, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

В.Путин

Москва, Кремль

14 ноября 2002 г.

N 161-ФЗ

В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ определяется правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Устанавливаются следующие виды унитарных предприятий:

— унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие);

— унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Законом определяются правоспособность унитарного предприятия (ст.3), требования к фирменному наименованию предприятия (ст.4), его филиалам и представительствам, (ст.5), порядок участия в других юридических лицах. Отдельная статья посвящена ответственности унитарного предприятия.

Определяется общий порядок учреждения унитарного предприятия (ст.8), требования к сведениям, которые должны содержаться в его учредительных документах (уставе).

Глава III определяет источники формирования имущества унитарного предприятия и требования к размеру и составу уставного фонда унитарного предприятия.

Статьей 12 установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия — не менее чем 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Определяется порядок формирования уставного, резервного и иных фондов, а также условия и порядок увеличения или уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия.

Так как правоспособность государственного (муниципального) унитарного предприятия, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной, Законом устанавливается порядок распоряжения имуществом предприятия. Движимым имуществом (в том числе произведенной продукцией) такое предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом, недвижимым — только с согласия собственника. Такое предприятие может распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным (муниципальным) предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, как правило, самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги).

Глава IV Закона устанавливает порядок управления унитарным предприятием. Предусмотрены определенные требования, предъявляемые к руководителю предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит возглавляемое им унитарное предприятие.

Отдельная статья (ст.22) регламентирует порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность. Такие сделки могут осуществляться только с согласия собственника имущества предприятия.

Собственник имущества государственного (муниципального) предприятия имеет право получать часть прибыли от использования предприятием имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяется уставом предприятия.

Глава V Закона регулирует вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона в срок до 1 июля 2003 года. Созданные до вступления в силу Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 3 декабря 2002 г. N 230, в «Российской газете» от 3 декабря 2002 г. N 229, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральное казенное предприятие

Добавил: Nobby Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: роль и место строит. в эконом..doc Скачиваний: 15 Добавлен: 14.08.2013 Размер: 347.14 Кб ☆ 1 2 3 4 5 6 7 < Предыдущая Стр 8 из 13 8 9 10 11 12 13

Федеральное казенное предприятие может быть создано при выполнении одного из следующих условий:

  • если осуществляемая им деятельность допускается федеральными законами исключительно для государственных предприятий;

  • если преобладающая или значительная часть производимой предприятием продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляется для федеральных государственных нужд.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 ГК РФ.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (ст.115 ГК РФ).

Руководитель федерального казенного предприятия является государственным служащим, назначение которого на должность и освобождение от нее осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ для государственных служащих. Руководитель федерального казенного предприятия пользуется всеми правами и несет все обязательства, предусмотренные законодательством и уставом предприятия.

В случаях отказа государства от заключения с казенным предприятием государственного контракта или контрактов, обеспечивающих в совокупности закупку у предприятия не менее 50% производимой им продукции предприятие должно быть в течение 6 месяцев в установленном порядке ликвидировано или реорганизовано, в том числе путем преобразования в акционерное общество открытого типа.

Государственное коммерческое предприятие

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления (ст. 114 ГК РФ).

Имущество государственного коммерческого предприятия формируется за счет средств, выделяемых целевым назначением из соответствующего бюджета, имущества, передаваемого предприятию собственником, доходов от собственной предпринимательской деятельности, других источников.

В уставе государственного коммерческого предприятия указывается размер его уставного фонда, который не может быть менее 1000 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда или большей суммы, установленной законодательством РФ на дату регистрации предприятия.

Государственное коммерческое предприятие обязано:

  • формировать резервный фонд в размерах, определяемых его уставом и составляющих не менее 10% от его уставного фонда, направляя на эти цели остающуюся в его распоряжении прибыль до достижения резервным фондом установленной величины;

  • использовать средства резервного фонда исключительно на покрытие убытков, а также на возврат бюджетных ссуд и выплату процентов по целевым государственным кредитам в случае недостаточности средств предприятия;

  • перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и формирования резервного фонда в размерах, определяемых собственником в пределах 10% чистой прибыли предприятия.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Права государственного коммерческого предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 295 ГК РФ.

Степень имущественной обособленности у различных предприятий различна.

Так, степень имущественной обособленности государственных унитарных предприятий, не являющихся собственниками переданного им государственного имущества, выражается в закреплении за ними такого имущества на праве хозяйственного ведения. Ясно, что по отношению к этому имуществу предприятие обладает меньшей совокупностью прав, нежели собственник по отношению к своему имуществу.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Учреждения, не являющиеся собственниками закрепленного за ними имущества, владеют и пользуются им на праве оперативного управления. Права такого юридического лица по отношению к закрепленному за ним имуществу еще уже, чем при осуществлении права хозяйственного ведения. Такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Действовавшая ранее схема взаимоотношений государства и хозяйственных субъектов строительной отрасли предполагала возможность управления строительными организациями только через вертикальные структуры и связи управления посредством командно-административного воздействия. В настоящее время такая схема для основной массы функционирующих строительных организаций устарела.

Командно-административная система требовала от строительных организаций безупречного исполнения указаний “сверху”. При этом сами строительные организации обязаны были расходовать заработанные средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных размерах, получать сырье от закрепленных за ними поставщиков и передавать готовую продукцию заранее определенным потребителям по стабильным ценам, установленным вышестоящими органами управления. Потребитель к производителю был привязан планом и создавать конкуренцию в тех экономических условиях не мог.

При переходе на новые хозяйственные отношения при преобразовании прежних органов управления всех уровней была нарушена полностью управленческая вертикаль. Кроме того, при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества изменились принципы управления ими. Государство (или уполномоченный им орган) может прямо влиять на хозяйственную деятельность акционерного предприятия, владея контрольным пакетом акций.

Распределение строительных организаций по формам собственности представлено в нижеследующей таблице.

Таблица 4

Количество, тыс. ед.

Процентное отношение

Число организаций всего

127,8

В том числе по формам собственности:

частная

смешанная

индивидуальная

муниципальная

1 2 3 4 5 6 7 < Предыдущая Стр 8 из 13 8 9 10 11 12 13

Соседние файлы в предмете Промышленное и гражданское строительство

  • # 14.08.201395.74 Кб48ОТЧЁТ по практике.doc
  • # 14.08.201386.53 Кб15перечень литературы.doc
  • # 14.08.2013148.13 Кб15Пособие к СНиП II-25-80.docx
  • # 14.08.20133.36 Mб188Пособие по проектированию деревянных конструкций к СНиП II-25-80.docx
  • # 14.08.201359.9 Кб24разработка грунта в зимних условиях.doc
  • # 14.08.2013347.14 Кб15роль и место строит. в эконом..doc
  • # 14.08.2013179.2 Кб37Сейсмостойкость фундаментов.doc
  • # 14.08.201328.67 Кб27СИСТЕМЫ ФЕРМ И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ.doc
  • # 14.08.2013495.49 Кб14СНиП II-25-80.docx
  • # 14.08.201360.93 Кб62Стальные каркасы одноэтажных промышленных зданий.doc
  • # 14.08.201335.33 Кб33Строительные фермы.doc

Регистрация фирм в Москве



Регистрация ООО

Онлайн Консультация 8 (495) 532-83-49, 8 (499) 391-46-23Контакты

  • Главная
  • Карта сайта
  • Обратная связь



  • Пропустить

Регистрация унитарного предприятия

На данный момент времени практически на каждом шагу можно встретить унитарные предприятия. Создаются они юридическими лицами, различными муниципальными образованиями в самых важных отраслях экономики. Данные предприятия имеют очень большое социальное значение, поэтому на данный момент времени регистрация унитарного предприятия распространена среди юридических лиц.

Самое главное отличие унитарного предприятия от обыкновенной компании состоит в том, что оно является субъектом гражданского права, а не хозяйственной деятельности. Данный момент имеет очень большое значение, так как от него меняется весь функционал компании.

Под унитарным предприятием понимают коммерческую организацию, которая не имеет права собственности на то имущество, которое за ней закреплено. Лишь муниципальные и государственные предприятия могут быть унитарными. Они создаются в случае, когда:

  • необходимо проводить деятельность для решения социальных задач,
  • нужно использовать имущество, которое по закону нельзя приватизировать,
  • есть потребность проводить научные исследования, связанные с обеспечением безопасности государства, в том числе разработку специальных продуктов,
  • нужно производить продукцию, которая была ранее изъята из оборота.
  • Унитарное предприятие отличается также и тем, что его единственным учредительным документом является устав. Руководитель такой организации – это единственный орган управления. Он назначается собственником, то есть муниципальным или государственным органом. Унитарное предприятие не несет ответственности ни по каким имущественным и финансовым обязательствам его собственника.

    Итак, если вы как юридическое лицо решили создать свое собственное унитарное предприятие, то вам необходимо знать несколько моментов. В первую очередь вы должны понимать, какую фирму вы хотите создать: федеральное, муниципальное или субъекта Российской Федерации казенное предприятие. В зависимости от того, какой тип вы выберете, будет проходить регистрация унитарного предприятия.

    Для того, чтобы успешно пройти регистрацию, и в итоге создать предприятие, то вам следует заранее продумать несколько моментов. В первую очередь это касается того, кто может быть учредителем такой фирмы. Как уже было сказано, выступать в качестве основателя может юридическое лицо, а также страна (Российская Федерация) или же какое-либо муниципальное образование. В любом случае, кем бы ни создавалась фирма, необходимо дождаться окончательного положительного ответа о том, что регистрация прошла успешно, и можно спокойно начинать свою деятельность.

    Для успешной регистрации вам обязательно нужно подготовить определенный пакет документов. Полный список необходимых бумаг вам следует уточнять, так как каждый год количество и требования могут меняться.

    Регистрация такого предприятия проходит по средствам внесения всех необходимых данных в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Поэтому на учет в такую службу, как налоговая инспекция, вам придется стать в любом случае.

    Ничего сложного при регистрации нет. Вся процедура происходит по стандартной схеме, поэтому если вы сталкивались с регистрацией какой-либо компании, то для вас данный процесс пролетит очень легко, так как вы будете заранее знать, что и как делать.

    Для регистрации подаются следующие документы:

  • решение органа РФ, уполномоченного на создание таких предприятий,
  • устав будущего унитарного предприятия,
  • данные о стоимости и составе имущества, закрепляемого за будущим предприятием.
  • Так же интересной будет статья «Формы регистрации предприятий»

    Мы в соц. сетях

    Юристы компании

    Вы можете получить консультации по любым вопросам у наших юристов.

    • Тел. Москва: 8(495)532-83-49
    • Тел. Москва: 8(499)391-46-23
    • Тел. Серпухов: 8(926)85-11-000

    Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

    Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

    Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

    Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

    Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

    Как же создаются такие предприятия?

    Порядок создания унитарного предприятия

    Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

    Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

    Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

    На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

    Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

    Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

    Для чего создаются унитарные предприятия?

    Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

    Они могут открываться в следующих случаях:

    • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
    • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
    • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
    • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
    • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
    • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

    Как оформляется решение о создании УП?

    Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

    При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

    Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

    Остальные требования носят стандартный характер:

    • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
    • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
    • Информация о назначении руководителя.

    Что должен содержать устав предприятия?

    Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

    • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
    • данные о месте нахождения (населенный пункт);
    • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
    • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
    • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
    • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
    • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
    • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
    • Другие, специально предусмотренные законом требования.

    Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

    Уставный фонд унитарного предприятия

    Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

    Формирование уставного фонда УП

    Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

    Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

    Операции с уставным фондом УП

    Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

    Увеличение

    Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

    • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
    • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
    • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
    • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
    • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

    Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

    Уменьшение

    Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

    • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
    • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

    Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

    Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

    • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
    • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

    Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

    Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут Срочный вопрос Спросить юриста