Бюджетный учет

Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

Поделитесь с друзьями: Бухгалтерия Рассмотрим, каковы основные правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, а также в чем заключаются особенности и принципы ведения бухгалтерского учета бюджетной сферы. 7 апреля 2018 Задорожнева Александра

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Наименование сравнительного параметра Бюджетное Автономное Казеное
НПА 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» 174-ФЗ «Об автономных организациях» БК РФ
Основной вид деятельности Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ)

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Основной источник финансирования Субсидирование Бюджетные средства
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств План финансово-хозяйственной деятельности Бюджетная смета
Расчетный счет В органах Федерального казначейства В ФК и коммерческих банках В ФК
Владение имуществом Право оперативного управления
Распоряжение объектами имущества По факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствам Ответственность своими активами за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Особенности ведения бухгалтерского учета для БУ

Бухучет в бюджетной сфере имеет ряд характерных особенностей. При его ведении и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • ведение бухгалтерского учета в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина № 65н от 01.07.2013. Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные регистры бухгалтерии закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Правила бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с даты регистрации организации.
  3. Основа бухгалтерского учета — бюджетный план счетов и инструкция, утвержденные Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Единый ПС действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином ПС есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации.

Поделитесь с друзьями:

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

  • 3 августа 2018
  • 8101

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах — методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы — образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Важно!

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

План счетов (ПС) – полный перечень используемых при работе с бухгалтерской отчетностью в бюджетной организации счетов.

Перечисленные счета используются для учёта бюджетных и внебюджетных источников финансирования. ПС для государственной компании существенно отличается от аналогичного в коммерческих организациях, на это следует обратить особое внимание.

Правила работы с отчетностью в бюджете описаны в официальном документе: едином Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений №174н и Инструкции к нему.

Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, прописанные в данном приказе, позволяют унифицировать работу всех учреждений и сделать процесс учета государственных денег максимально прозрачным.

Особенности формирования плана счетов бюджетного учреждения

Номер каждого счета в рамках ПС состоит из двадцати шести разрядов и формируется по следующей схеме: 1-17 – классификатор поступления (и выбытия) денежных средств, 18 – вид деятельности организации, 19-21 – код синтетического счета ПС, 22-23 – код аналитического счета ПС, 24-26 — код классификации операций сектора государственного управления (вид поступления).

В номер счета ПС включен код классификации, который позволяет проводить мониторинг передвижения государственных денег. План счетов бухгалтерского учета содержит порядка двух тысяч доступных счетов, однако на практике бухгалтеры пользуются далеко не всеми. Для текущей деятельности предприятие разрабатывает собственный ПС, в который входят только те счета, которые необходимы в процессе работы.

В работе учреждения активно используются счета, входящие в следующие группы:

  • Нефинансовые активы. Основные средства учреждения, его нефинансовые активы. План счетов бухгалтерского учета бюджета, в отличие от ПС коммерческих организаций, содержит отдельный счет для вложений в материальные запасы.
  • Финансовые активы. Операции с депозитами, акциями, ценными бумагами и т.д. Здесь же – работа с дебиторскими задолженностями.
  • Обязательства. Расчет со сторонними поставщиками и подрядчиками, операции по работе с кредиторами.
  • Финансовый результат. Информация о финансовых итогах деятельности учреждения: доходы-расходы, годовые итоги и т.д.
  • Санкционирование расходов. Учет государственных вливаний и обязательств.

Обращаем ваше внимание, что закон разрешает органам государственной власти и другим уполномоченным органам введение дополнительных разрядов в код аналитического счета ПС в случаях, когда это необходимо внутренним пользователям для работы.

Счета в плане счетов бухгалтерского учета бывают двух видов: активные (учет движения активов предприятия) и пассивные (учет источников формирования и движения средств предприятия).

Важно!

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 № 209н вносит ряд дополнений к Приказу №174н, в частности, расширяет количество счетов. Последние изменения следует учитывать при ведении бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются на основании правил, представленных в инструкции к единому плану счетов. При составлении проводок необходимо руководствоваться общими правилами бухучета, применяемыми для всех типов организаций. Смотрите таблицы типичных проводок в бюджетном учреждении:

  • Учет основных средств
  • Учет субсидий на госзадание, на иные цели
  • Учет расчетов с подотчетниками
  • Санкционирование доходов и расходов
  • Учет материальных запасов, кроме готовой продукции и товаров
  • Учет нематериальных активов
  • Учет непроизведенных активов
  • Резервы предстоящих расходов
  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Важно!

Проводки в бухгалтерском учете бюджета должны учитывать главный нюанс: в одной проводке нельзя использовать счета с различными источниками финансирования. В частности, недопустимо смешивать деньги, поступившие от государства и средства от собственной коммерческой деятельности. Данные счета принадлежат к двум различным сметам.

Нормативные документы и стандарты бухгалтерского учета в 2018

Бухгалтерский учет в бюджете строго контролируется законодательством.

Основные положения и требования к бухучету содержатся в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ формирует правовую основу, на которую должен опираться бухгалтер при работе со счетами.

При ведении учета нужно ориентироваться на Федеральные стандарты бухучета. В 2018 году было введено 5 стандартов. C 2019 будут действовать еще 5 новых Федеральных стандартов. Подробнее про них читайте на портале.

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Авторизируйтесь с помощью социальных сетей и получите расширенный доступ к сайту: вы сможете скачивать все необходимые вам формы и образцы в любое время!

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Отчетность за бухгалтерский учет

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения:

  • Баланс (ф. 0503730)
  • Справка по заключению счетов (ф. 0503710)
  • Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721)
  • Отчет о движении денежных средств (ф. 0503723)
  • Справка по косолидируемым расчетам (ф. 0503725)
  • Отчет об исполнении плана ФХД (ф. 0503737)
  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)
  • Пояснительная записка (ф. 0503760)

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Структура баланса

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

Скачать ф. 0503730 Баланс

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

Важно!

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.

Рекомендации по теме

Учет расходов учреждений

15.05.2006 | статьи | |

  • Владимир Захарьин, к. э. н.

опубликовано:

  • «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)» №19 (9129) 2006
  • Владимир Захарьин, к. э. н.

опубликовано:

  • «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)» №19 (9129) 2006

Расходы, осуществляемые учреждениями в рамках бюджетной (основной) деятельности, занимают наибольший удельный вес в общем количестве хозяйственных операций, производимых получателями бюджетных средств.

Несмотря на многообразие расходов, п. 217 Инструкции по бюджетному учету схема бухгалтерских записей, которыми оформляются соответствующие операции, определена только в общем виде:

— произведенные расходы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета сч. 040101200 «Расходы учреждения» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов: 010000000 «Нефинансовые активы», 020000000 «Финансовые активы», 030000000 «Обязательства».

Корреспонденция счетов бюджетного учета (Приложение № 1 к Инструкции по бюджетному учету) в данной части содержит примеры записей только по начислению сумм оплаты труда, списанию материальных запасов, начислению амортизации и принятию к учету расходов, произведенных через подотчетных лиц. Поэтому требования к организации и ведению бюджетного учета расходов, осуществляемых бюджетными учреждениями в рамках основной деятельности (в пределах выделенных ассигнований), нуждаются в некоторых пояснениях и комментариях.

При организации и ведении бюджетного учета расходов учреждения следует иметь в виду что структура аналитических счетов, открываемых к сч. 040101200, соответствует системе кодов экономической классификации расходов, используемых в Бюджетной классификации. То есть при возникновении вопросов, по какому счету (аналитическому) бюджетного учета отражать тот или иной вид расходов, необходимо руководствоваться Федеральным законом о Бюджетной классификации РФ или Указаниями по применению Бюджетной классификации РФ.

ВНИМАНИЕ!

В настоящее время действует Приказ Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н.

Из норм п. 217 Инструкции по бюджетному учету можно заключить, что все бухгалтерские записи по учету расходов учреждений можно условно разделить на три группы:

1. Учет расходов, уменьшающих стоимость нефинансовых активов — объектов ОС, объектов нематериальных активов, материальных запасов, а также увеличивающих суммы начисленной амортизации внеоборотных активов.

К этой группе операций, в частности, относятся:

— списание объектов ОС стоимостью до 1000 руб.: Д-т сч. 140101271 К-т счетов, открываемых к сч. 110101000;

— начисление амортизации объектов ОС и нематериальных активов: Д-т сч. 110101271 К-т счетов, открываемых к сч. 110400000;

— списание стоимости материальных запасов, использованных при осуществлении бюджетной деятельности: Д-т сч. 140101272 К-т счетов, открываемых к сч. 110500000.

ПРИМЕР 1

В мае в учреждении выдан в эксплуатацию хозяйственный инвентарь на сумму 1600 руб. (два предмета стоимостью менее 1 тыс. руб. каждый), начислена амортизация оборудования на сумму 20 000 руб., выданы горюче-смазочные материалы на сумму 3000 руб.

В бюджетном учете делаются записи: Дебет 140101271 Кредит 110109410 —1600 руб. — на сумму стоимости выданного хозяйственного инвентаря Дебет 140101271 Кредит 110404410 — 20 000 руб. — на сумму начисленной амортизации.

Дебет 140101272 Кредит 110503410

— 3000 руб. — на сумму стоимости выданных ГСМ.

Бухгалтерские записи по кредиту сч. 110507000 «Готовая продукция» в принципе также могут иметь место. Однако при этом выпуск готовой продукции (выполнение работ или оказание услуг) должен осуществляться в рамках бюджетной деятельности.

2. Операции, в результате которых происходит уменьшение финансовых активов (чаще всего денежных средств в кассе или на банковских счетах). В данном случае счета учета расходов (открываемые к сч. 140101200) корреспондируют со счетами, открываемыми к сч. 12000000.

Как правило, операции, отражаемые подобным образом, занимают незначительный удельный вес в общем объеме расходов учреждений (например, оплата услуг банков) либо оформляются в два этапа — при списании расходов применяются счета учета других дебиторов — с подотчетными лицами или счета учета расчетов по выданным авансам.

3. Третья группа операций отражается в учете посредством оформления бухгалтерских записей по счетам учета расходов в корреспонденции со счетами учета обязательств. Наиболее распространенными операциями являются расчеты по оплате труда (в том числе по выдаче пособий по временной нетрудоспособности, не подлежащих оплате за счет средств Фонда социального страхования РФ), а также расчеты за услуги, оказанные сторонними организациями. При отражении в учете операций по оплате труда по дебету сч. 140101211 учитываются суммы начисленной заработной платы — в корреспонденции с кредитом сч. 130201730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда». Так учитываются операции по начислению всех видов заработной платы (включая установленные законодательством и отраслевыми нормативными актами надбавки, доплаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии за результаты основной деятельности, а также оплату отпусков) работникам бюджетных учреждений, основного и дополнительного денежного довольствия военнослужащих, и т. п.

Принятие расходов к бюджетному учету осуществляется в соответствии с общим методом бюджетного учета, закрепленным в Инструкции по бюджетному учету, — методом начислений. То есть, расходы по оплате труда принимаются к учету в момент их начисления (а не фактической выплаты).

Суммы начисленной оплаты труда, не полученной в сроки, установленные трудовым законодательством, списываются: Д-т сч. 130201830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда» К-т сч. 130402730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами». При этом размер расходов (сумма, отнесенная в дебет сч. 140101211) не уменьшается.

Размеры и порядок выплат, осуществляемых работникам бюджетных учреждений, устанавливаются, как правило, ведомственными и отраслевыми нормативными документами, разработанными на базе основных требований трудового законодательства.

ПРИМЕР 2

В мае работник учреждения отработал 10 дней и 7 дней находился на больничном. За отработанное время из расчета должностного оклада причитается к выплате 2400 руб. Среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности у работника составил 220 руб. Общий стаж работы (учитываемый для исчисления пособия) за последние 12 месяцев превышает три месяца. Начислено пособие в сумме 1540 руб.

В бюджетном учете делаются записи: Дебет 130302830 Кредит 130215730

— 1100 руб — на сумму пособия в части, подлежащей возмещению за счет средств ФСС РФ

Дебет 140101211 Кредит 1030201730

— 2400 руб. — на сумму заработной платы работника, начисленной за отработанное время

Дебет 140101211 Кредит 130201730

— 440 руб. — на сумму пособия в части, подлежащей оплате за счет средств работодателя (отнесению на расходы учреждения).

В случае когда производится начисление оплаты труда работникам, занятым в предпринимательской деятельности, суммы начисленного за первые два дня временной нетрудоспособности пособия могут быть отражены по дебету сч. 210604440 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» или иных счетов учета расходов по предпринимательской деятельности — в зависимости от того, каким порядком формируется себестоимость продукции (работ, услуг).

Расходы по прочим выплатам учитываются на сч.140101212. К категории прочих выплат, в частности, относятся подъемные пособия при переезде на новое место работы (службы), оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно в установленных законом случаях, суточные при служебных командировках, полевые деньги, различные компенсации, не связанные непосредственно с исполнением трудовых обязанностей, и т. п.

Суммы начисленного ЕСН, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются на сч. 140101213.

Расходы по оплате учреждением всех видов услуг сторонних организаций, используемых для основной деятельности, учитываются на счетах, открываемых кеч. 140101220. Инструкция по бюджетному учету рекомендует открывать отдельные аналитические счета для учета услуг связи, транспорта, коммунальных и арендных платежей, в также расходов по оплате услуг по содержанию имущества. Оплата других услуг сторонних организаций отражается по аналитическому сч. 140101226 «Прочие услуги». В том случае, когда услуги сторонних организаций используются одновременно в основной и предпринимательской деятельности учреждения, необходима организация раздельного учета.

При аренде зданий и помещений расходы на оплату коммунальных услуг учитываются обособленно и отражаются по дебету сч. 140101223, что следует учитывать при заключении договоров аренды (при определении арендной платы и прочих платежей, осуществляемых как непосредственно поставщикам услуг, так и через арендодателя). Бухгалтерские записи оформляются в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (сч. 130207730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате арендной платы за пользование имуществом», сч. 130204730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг») и т. п.

Таким образом, в бюджетном учете расчеты по одному платежному документу могут оформляться несколькими бухгалтерскими проводками.

ПРИМЕР 3

Бюджетным учреждением в соответствии с договором аренды служебного помещения отражена задолженность перед арендодателем на общую сумму 22 тыс. руб., в том числе, арендная плата —15 тыс. руб., плата за коммунальные услуги -5 тыс. руб., плата за услуги телефонной связи и радиоточку — 2 тыс. руб.

В бюджетном учете делаются записи: Дебет 140101224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом» Кредит 130207730

— 15 тыс. руб. — начислена арендная плата

Дебет 140101223 «Расходы на коммунальные платежи» Кредит 13020630

— 5 тыс. руб. — на сумму подлежащих оплате коммунальных услуг

Дебет 140101221 «Расходы на услуги связи» Кредит 130204730

— 2 тыс. руб. — на сумму подлежащих оплате услуг связи.

Расходы, не отражаемые на других счетах сч. 40101200, то есть не связанные с оплатой труда, приобретением услуг учреждениями для собственных нужд и т. п., учитываются на сч. 140101290 «Прочие расходы».

ВНИМАНИЕ!

В новой редакции Инструкции по бюджетному учету код счета учета прочих расходов изменен с 280 (существовавший в 2005 году) на 290, что полностью соответствует аналогичному коду Бюджетной классификации.

Такими расходами, в частности, являются расходы на:

— уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов, уплату разного рода платежей, сборов, государственных пошлин, лицензий (в корреспонденции с кредитом счета расчетов с бюджетом);

— уплату штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и другие экономические санкции (в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов по принудительным изъятиям).

Тема 1.1. Основы организации бюджетного учета

12345678910

Раздел 1. Основы организации бюджетного учета

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

По учебным дисциплинам

КОМПЛЕКТ ЛЕКЦИЙ

«Бюджетный учёт и отчётность», «Бюджетный учет»

по специальностям СПО

080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), 080109 «Финансы»

(базовая и углубленная подготовка)

Составила: преподаватель колледжа-филиала Сергеева Т.А.

“Бюджетный учёт и отчётность”

№№ разделов, тем Наименование разделов и тем
1. Основы бюджетного учета
1.1 Основы организации бюджетного учета
2. Бюджетный учет в финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов
2.1 Учет поступлений и выбытий денежных средств в части кассовых доходов и расходов бюджетов
2.2 Учет поступлений и выбытий денежных средств в части источников финансирования дефицита бюджетов
2.3 Учет поступлений и выбытий денежных средств в части расчетов между бюджетами, внутриказначейских расчетов
2.4 Закрытие финансового года. Учет результа­та по кассовым операциям бюджета
2.5 Бюджетная отчетность финансовых органов и органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов
3. Бюджетный (бухгалтерский) учет в государственных (муниципальных) учреждениях разных типов
3.1 Организация учета в государственных (муниципальных) учреждениях разных типов
3.2 Учет операций по санкционированию расходов бюджетов
3.3 Учет денежных средств
3.4 Учет других финансовых активов
3.5 Учет операций с нефинансовыми активами
3.6 Учет обязательств
3.7 Учет результатов финансовой деятельности
3.8 Отчетность государственных (муниципальных) учреждений

ВОПРОСЫ

1. Реформирование бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации.

2. Понятие бюджетного учета. Основные принципы организации бюджетного учета.

3. Предмет и метод бюджетного учета. Значение и задачи учета.

4. Субъекты и объекты бухгалтерского учета.

5. Нормативно-правовое регулирование бюджетного учета и отчетности.

6. Единый план счетов бухгалтерского учета, его характеристика. Структура номера счета.

7. Первичные учетные документы, их состав и требования по оформлению, обработке, хранению.

8. Регистры бухгалтерского учета, их состав, порядок открытия, ведения, хранения. Главная книга, порядок ее открытия и ведения.

9. Автоматизация бюджетного учета.

1 вопрос. Реформирование бюджетного учета и

отчетности в Российской Федерации

2004 год стал для всей бюджетной системы Российской Федерации годом принятия значительного количества новых нормативных правовых документов, которые предусматривали новые механизмы функционирования бюджетной системы и построения бюджетного процесса, расставляли новые акценты в полномочиях его участников.

К их числу в первую очередь следует отнести изменения в Бюджетном кодексе РФ, которые диктовали совершенно новые требования к бухгалтерскому учету в сфере исполнения бюджетов.

Вторым документом, изменяющим ранее существовавшие подходы к управлению государственными финансами, стала Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренная постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249. Сутью провозглашенной реформы является переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Вследствие этого бюджетный процесс должен быть построен в соответствии с принятой в международной практике моделью «бюджетирования, ориентированного на результат в рамках среднесрочного финансового планирования». Её сутью является распределение бюджетных средств между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Основной целью проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Бюджетная реформа в России

Требования к государственным финансам: Направления реформы:
эффективность бюджетирование на результат
стабильность среднесрочное финансовое планирование
прозрачность реформа бюджетного учета
качество управления управление бюджетом

В рамках проводимой бюджетной реформы реформа бюджетного учета направлена на создание прозрачной и открытой для общества системы отчетности по операциям с государственными финансами.

Необходимо отметить, что основные признаки новой системы бюджетного учета были определены Бюджетным посланием Президента РФ «О бюджетной политике на 2003 год». Это интеграция плана счетов с бюджетной классификацией, объединение учета кассовых операций по исполнению бюджета и учета в бюджетных учреждениях с использованием метода начислений.

Еще одной причиной реформирования системы бюджетного учета стала необходимость представления отчетности по международным стандартам в связи с участием России в деятельности международных финансовых организаций.

Основными причинами реформирования бюджетного учета в РФ явились:

1. повышение роли государства в управлении экономикой и социальным развитием;

2. необходимость прозрачной и достоверной информации о деятельности государства;

3. требование Международных финансовых организаций представления отчетности по международным стандартам;

4. потребность внешних и внутренних пользователей;

5. изменение плана счетов в связи с появлением новых объектов бюджетного учета;

6. изменение и реформирование бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ.

Для реализации указанных изменений в бюджетном процессе должна быть создана такая система бюджетного учета и отчетности, которая могла бы не только отслеживать правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении бюджетных программ, давая тем самым возможность объективно оценивать активы и обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Необходимо отметить, что реформирование бюджетного учета продолжается. Изменения, вносимые в Бюджетный кодекс РФ, влекут за собой изменения на счетах бюджетного учета. Поэтому приказы МФРФ, регламентирующие порядок ведения бюджетного учета постоянно меняются.

2 вопрос. Понятие бюджетного учета.

Основные принципы организации бюджетного учета

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. (БК РФ ст. 264.1)

Основные принципы организации бюджетного учета:

1 принцип «Обеспечение единства бюджетного учета»

Подразумевает объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Все субъекты бюджетного учета должны применять единый План счетов. Этот принцип вытекает из требований Бюджетного кодекса РФ.

2 принцип «Применение метода начислений»

В практике бухгалтерского учета известны четыре метода учета. Они определены Международной федерацией бухгалтеров, зани­мающейся разработкой международных стандартов финансовой отчетности в государственном секторе.

v Кассовый метод v Модифицированный кассовый метод v Модифицированный метод начислений v Метод начислений

Учет по методу начислений значительно повышает прозрачность операций сектора государственного управления и дает информа­цию о финансовых последствиях принимаемых решений в налого­во-бюджетной сфере. В центре системы учета, основанной на ме­тоде начислений, находится администратор бюджетных средств, который должен учитывать не только расходы бюджета, но и посту­пления в соответствующий бюджет. В отчетность, составленную на основе учета по методу начислений, включается баланс активов и обязательств, отчет о финансовых результатах деятельности и от­чет о движении денежных средств.

Кассовый метод учета — это признание операций на основе движения денежных средств по счетам, а метод начисления — это признание операций в момент возникновения или изменения экономической стоимости активов и обязательств.

В отличие от кассового метода учета, который позволяет толь­ко отследить потоки денежных средств и не дает полного представ­ления об активах и обязательствах бюджетов бюджетной системы, метод начислений позволит оценивать результат исполнения про­грамм, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государ­ством услуг и затраты на возможное приобретение указанных ус­луг на рынке.

3 принцип «Интеграция Плана счетов с бюджетной классификацией»

В основе номера счета бюджетного учета лежит бюджетная классификация.

3 вопрос. Предмет и метод бюджетного учета.

Значение и задачи учета

Предмет бюджетного учета – это доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета и операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета.

Метод бюджетного учета – совокупность приемов и способов ведения учета.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Оно утверждает программы реформирования учета.

Методическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и утверждает нормативные и правовые акты о порядке ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Значение бюджетного учета: бюджетный учет обеспечивает качественное исполнение бюджета, отслеживает правильность расходования бюджетных средств, результативность их использования за каждый год и в целом при завершении бюджетных программ, давая тем самым возможность объективно оценивать активы и обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Задачи бухгалтерского учета:

· формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

· предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Пользователи бухгалтерской отчетности подразделяются на 2 группы:

1) внутренние, к которым относятся руководители, наблюдательные советы автономных учреждений, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, собственники имущества, на базе которого создано учреждение, участники бюджетного процесса, осуществляющие в соответствии с бюджетным законодательствам соответствующие полномочия;

2) внешние, т.е. приобретатели (получатели) услуг (работ), социальных пособий, кредиторы и другие.

Построение бухгалтерского учета в РФ основано на принципах, определяемых отношениями собственности, закрепленных законодательно и являющихся платформой построения механизма формирования учетной информации.

Принципы бухгалтерского учета:

· бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;

· бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;

· бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;

· информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях их изменяющих и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности;

· информация об имуществе, обязательствах, и операциях их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации;

· данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;

· рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяется при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период);

· в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. Существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;

· имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранении);

· обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество, учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

· бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Принципы бухгалтерского учета остаются неизменными, а цели бухгалтерского учета определяются этапами общественного развития. Основываясь на принципах бухгалтерского учета, определяются задачи, поставленные перед бухгалтерским учетом документами нормативного регулирования бухгалтерского учета.

4 вопрос. Субъекты и объекты бюджетного учета

Субъекты учета – это те участники, которые применяют Приказ Минфина России № 157н.

Под субъектами учета понимаются:

· органы государственной власти (государственные органы),

· органы местного самоуправления,

· органы управления государственными внебюджетными фондами,

· государственные академии наук,

· государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации,

· иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;

· финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов;

· органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений.

Субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией по бухгалтерскому учету, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

· методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

· порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

· формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные настоящей Инструкцией;

· порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

· иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

К объектам учета относятся:

— нефинансовые и финансовые активы;

— обязательства;

— финансовый результат;

— санкционирование расходов бюджетов;

— операции, приводящие к их изменению.

Для каждого субъекта учета в зависимости от закрепленных за ним бюджетных полномочий предусмотрены свои объекты бюджетного учета. Объекты бюджетного учета – это то, что подлежит учету.

5 вопрос. Нормативно-правовое регулирование

бюджетного учета и отчетности

Перечень нормативных документов, регламентирующих

бюджетный учет:

1 уровень – Нормативно-правовые акты, издаваемые высшими законодательными и исполнительными органами власти.

К этому уровню относятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, касающиеся вопросов ведения учета. Например, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2 уровень – Нормативно-правовые акты, издаваемые Министерством финансов РФ. Например, Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

3 уровень – Нормативно-правовые акты органов, организующих исполнение бюджетов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных органов исполнительной власти. Например, Письма Федерального казначейства с разъяснениями по вопросам бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию бюджетов и исполнению федерального бюджета.

4 уровень – Нормативно-правовые акты главных распорядителей бюджетных средствс учетом их отраслевых особенностей. Например, Приказ Федерального казначейства «Об утверждении правил организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций ГРБС, РБС, ПБС».

5 уровень – локальные акты, издаваемые самим бюджетным учреждением, принятия которых требует Инструкция по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета. Например, приказ руководителя об утверждении графика документооборота, учетной политики, инвентаризации, управленческом учете и т.д.

Задачи бюджетного учета

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Философия Задачи бюджетного учета

Задачи бюджетного учета

Бюджетный учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений; об операциях, приводящих к изменению указанных активов и обязательств. (12, с. 39)

Задачами бюджетного учета являются:

1. Формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности.

2. Формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений.

4. Обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На современном этапе развития бюджетного учета можно выделить пять уровней его правового регулирования. (12, с. 42)

Первый уровень правового регулирования составляют Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 26.04.2007 №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

На втором уровне правовое регулирование осуществляется Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 №148н и Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2008 №128н.

Указанные нормативные правовые акты Минфина России формируют единую государственную учетную политику для всех организаций сектора государственного управления и устанавливают единый для всех бюджетных учреждений порядок учета и отчетности. Государственная учетная политика реализуется Инструкцией по бюджетному учету №148н через План счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета; корреспонденцию счетов бюджетного учета; иные вопросы организации бюджетного учета.

Третий уровень правового регулирования составляют нормативные правовые акты, издаваемые органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по вопросам бюджетного учета (Приказ Минфина России от 23.09.2005 №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» и др.), а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов бухгалтерского учета (Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и др.).

Четвертый уровень правового регулирования формируют нормативные правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств соответствующего бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов, организующих исполнение данного бюджета.

К пятому уровню относятся локальные правовые документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету №148н. Такими документами являются приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота; приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации и др.

Сложившаяся в настоящее время система правового регулирования бюджетного учета является динамично развивающейся и связана с изменениями в законодательстве в связи с проведением бюджетной реформы, основными направлениями которой являются (12, с. 45):

— бюджетирование, ориентированное на результат деятельности учреждения;

— организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики;

— среднесрочное бюджетное планирование.

Данная реформа поддерживается новой системой бюджетного учета и отчетности, позволяющей отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти Российской Федерации. (4)

В результате проведенной Казначейством России совместно с Минфином России работы по совершенствованию методологии бюджетного учета разработаны единый План счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету, утвержденные Приказом Минфина России от 30.12.2008 №148н. Данный Приказ был введен в действие с 1 января 2009 г., и таким образом было обеспечено единство системы учета и отчетности дли всех участников бюджетного процесса на основе единой бюджетной классификации Российской Федерации.

Единый План счетов бюджетного учета содержит в себе полный спектр активов и обязательств, чистой стоимости сектора государственного управления, интегрирован с бюджетной классификацией Российской Федерации, а также предусматривает использование метода начислений при учете государственных операций. (5)

Учетные данные единиц бюджетной системы Российской Федерации, основанные на едином Плане счетов бюджетного учета, консолидируются в соответствии с правилами бухгалтерского учета для получения следующих отчетов:

— по операциям кассового обслуживания, составляемого органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета;

— главного распорядителя об исполнении бюджета;

— главного распорядителя, содержащего показатели финансовой деятельности.

Инструкция по бюджетному учету в секторе государственного управления позволяет: обеспечить формирование полной и достоверной отчетности о состоянии активов, обязательств и финансовых результатах деятельности учреждений, а также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы; консолидировать эту информацию в органах Казначейства.

Реформирование бюджетного учета позволило ввести в действие три критерия бюджетного учета, постоянно упоминаемые на протяжении последних лет в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а также названные в упомянутом Постановлении №249 (4):

1. Объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, что было сделано путем введения в действие Инструкции по бюджетному учету; (5)

2. Применение метода начислений;

3. Интеграция с бюджетной классификацией.

В отличие от кассового метода учета, который позволяет лишь отследить потоки денежных средств и не дает полного представления об активах и обязательствах бюджетов бюджетной системы, метод начислений позволяет оценивать результат исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государством услуг и затраты на возможное приобретение указанных услуг на рынке.

Учет по методу начислений значительно повысил прозрачность операций сектора государственного управления и дает информацию о финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере. В центре системы учета, основанной на методе начислений, находится администратор бюджетных средств, который должен учитывать не только расходы бюджета, но и поступления в соответствующий бюджет. В отчетность, составленную на основе учета по методу начислений, включается баланс активов и обязательств, отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств.

Для оценки влияния решений, принимаемых в налогово-бюджетной сфере, на состояние активов и обязательств, а также для оценки и формирования отчетности об исполнении бюджета План счетов бюджетного учета интегрирован с бюджетной классификацией.

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее