Аттестация муниципальных служащих

Статья 18. Аттестация муниципальных служащих
 

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» 1. Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. 2. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие: 1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года; 2) достигшие возраста 60 лет; 3) беременные женщины; 4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска; 5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта). 3. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю). 4. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования. (в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 63-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается. 6. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке. 7. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Открыть полный текст документа

Аттестация муниципальных служащих



Аттестация муниципальных служащих – кадровое мероприятие, во время которого работодатель и органы государственного контроля узнают о том, каков уровень подготовки специалистов, работающих на этих должностях, и что нужно сделать для того, чтобы улучшить качество работы всех сотрудников. Проведение аттестации муниципальных служащих – серьезный и комплексный процесс, для его проведения нужно соблюдать множество требований, указанных в соответствующих законодательных актах.

Аттестация работников муниципальных учреждений

Порядок, регулирующий аттестацию работников муниципальных учреждений, оговорен и регламентирован в законодательстве при помощи ст. 18 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007. Там говорится о том, что аттестация муниципального служащего проводится с целью определить, подходит ли работник должности, на которой он трудится.

Стоит отметить, что подобная проверка знаний обязательна не для всех. Категории работников, которые не должны проходить аттестацию, являются следующими:

  • Работники, которые трудятся на этой должности менее 1 года;
  • Сотрудники муниципального учреждения, которые достигли возраста в 60 лет;
  • Беременные сотрудницы;
  • Те, кто находится в отпуске по беременности и родам или для ухода за ребенком, который ещё не достиг возраста трех лет;
  • Сотрудник, который замещает одну из муниципальных должностей временно, на основании срочного трудового договора.

Те, кто находится в отпуске по беременности и родам или для ухода за ребенком, не проходят аттестацию. И даже в том случае, если у них отпуск заканчивается прямо перед аттестацией, то они всё равно имеют полное право её пропустить. Они должны проходить проверку знаний только когда закончится год с момента, как они вышли на рабочее место.

Аттестация муниципального служащего и тестирование на проверку навыков, как и любая подобная оценка знаний, начинается с нормативного документа – приказа. Его издает руководитель и в документе должна содержаться основная информация. Там должна быть утверждена процедура формирования аттестационной комиссии. Также для проведения проверки необходимо указать в приказе график, по которому будет проходить тестирование. Кроме этого, в приказе необходимо указать список сотрудников, которые должны пройти аттестацию и сообщить им о том, что началась подготовка означенной процедуры.

Также приказом работодателя утверждается такая немаловажная вещь, как состав аттестационной комиссии. Есть определенные нормы, которые диктуют, кто туда должен входить. В стандартном варианте, аттестационная комиссия состоит из представителей начальника предприятия, работника из юридического или правового отдела и кадровиков. Из них формируются следующие должности:

  • Сотрудник, исполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии. На него ложится ответственность о принятии окончательного решения и разрешении сложных вопросов.
  • Сотрудник, исполняющий обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии.
  • Секретарь аттестационной комиссии. Он ответственен за то, чтобы документооборот всей проверки был в полном порядке. Ему же отдают свои отчеты работники предприятия.
  • Рядовые члены комиссии, которые ответственны за то, чтобы решения, принимаемые на заседаниях, были объективными и независимыми.

Но в некоторых случаях к составу аттестационной комиссии могут подключаться и другие специалисты. Например, депутаты и представители органов муниципального образования, сотрудники органов государственной власти, а также независимые специалисты, подходящие для решения затруднительных моментов. Их присутствие в аттестационной комиссии возможно только при обоюдном согласии между ними и работодателем, который эту проверку проводит.

Для того, чтобы график проведения аттестации давал работникам всю необходимую информацию, нужно чтобы там было указано следующее:

  • Полное наименование структурного или территориального подразделения, где будут проводиться аттестация;
  • Список, куда будут внесены все служащие муниципального учреждения, которые должны будут пройти проверку знаний;
  • Точная дата и время проведения аттестации. Также необходимо указать место, где будет проходить заседания комиссии.
  • Срок, во время которого все работники обязаны собрать необходимые документы и передать их в комиссию. В этом же пункте начальство отмечает ответственных за сбор отчетов руководителей подразделений.

После того, как график утвержден и приказ издан, каждый работник, который должен пройти аттестацию, должен получить об этом уведомление. И не меньше, чем за месяц до начала проверки. Если это условие будет нарушено, то подобное может стать причиной для трудового спора или даже судебного разбирательства.

Прямые начальники сотрудников, которые будут проходить аттестацию, должны предоставить свои отзывы об этих работниках. Эти документы нужно отправить секретарю не позднее, чем за две недели до начала заседаний комиссии. В отзыве должна содержаться подробная информация о работнике.

  • Должность, которую занимает оцениваемый работник, и дата, когда он получил назначение на это место работы;
  • Перечень тех документов и проектов, в разработке которых принимал активное участие сотрудник, проходящий аттестацию;
  • Общая оценка сотрудника. Прямой руководитель работника должен оценить его личностные качества, а также результаты его трудовой деятельности.

Также к отзыву начальник сотрудника должен приложить точные сведения о том, какие муниципальные поручения выполнил и выполняет этот работник. И если сотрудник уже проходил аттестацию, то к отзыву нужно приложить результаты прошлой оценки его навыков.

После того, как отзыв попадает в аттестационную комиссию, работники кадровой службы обязаны ознакомить с его текстом соответствующего сотрудника. И муниципальный работник имеет полное право отправить дополнительные сведения, которые не были учтены в первоначальном тексте документа. Также он может сообщить, что считает отзыв совсем не соответствует действительности и работник с ним не согласен. В таком случае нужно изложить представителю кадровой службы суть проблемы и написать руководителю служебную записку, где необходимо указать на допущенные неточности и искажения.

Кроме всего вышеуказанного в аттестационную комиссию нужно доставить приказы по муниципальному подразделению, информацию о его положении и должностные инструкции человека, который проходит проверку.

Порядок проведения аттестации муниципальных работников

График утвержден, уведомления получены, отчеты собраны. Теперь начинаются заседания аттестационной комиссии. Но её собрания получают правомочность только в том случае, если обеспечена явка не менее двух третей от её общего состава. Если на заседании присутствует меньше людей, то все решения, принятые в таком составе, будут нелегитимны.

Аттестация должна проводиться в присутствии человека, которого она, собственно говоря, оценивает. Но если муниципальный работник не явился на заседание без уважительной причины, или вообще отказался от проверки знаний, то комиссия должна быть перенесена.

Неявка на аттестацию без уважительной причины, или отказ прийти на неё, являются поводом для применения к человеку дисциплинарного наказания. Тяжесть примененных санкций должен определить сам работодатель.

Во время аттестации комиссия занимается анализом полученных документов, а также собеседованиями с проверяемыми работниками. На этих встречах сотрудник муниципального учреждения должен рассказать о своей трудовой деятельности. Но если возникнет такая необходимость, то комиссия имеет полное право пригласить на заседание прямого руководителя сотрудника.

Отдельно стоит упомянуть принципы, на которых основывается оценка комиссией профессиональной деятельности муниципальных сотрудников. Во время аттестации специалисты обращают внимание на такие моменты, как соответствие работника тем требованиям по квалификации, которые выдвигаются к данной должности. Также комиссия обращает пристальное внимание на то, какова доля участия сотрудника в решении задач, поставленных перед его подразделением. Немаловажным фактором будет сложность работы, которую выполняет муниципальный рабочий и то, насколько эффективно он её выполняет.

Аттестационная комиссия принимает решение самостоятельно, для этого не нужно присутствие на заседании оцениваемого работника. Специалисты, проводящие проверку знаний и навыков, решают, какова квалификация каждого из опрошенных сотрудников обычным голосованием. Какое предложение получило большинство голосов – то и принимается. В редких случаях, когда голосованием решить ничего не получается, работник муниципального учреждения признается соответствующим критериям, которые выдвинуты к его должности.

Аттестации могут подвергнуть даже сотрудника, который состоит в комиссии. На то время, пока идет проверка знаний и навыков, его членство в комиссии приостанавливается.

Решения по результатам проверки

По результатам проведенной проверки все сотрудники разделаются на две группы:

  • Те сотрудники, которые соответствуют критериями, выдвигаемым к их должности;
  • Те сотрудники, которые этим критериями не соответствуют;

Также стоит отметить, что аттестационная комиссия имеет право давать рекомендации в отношении определенных сотрудников. Специалисты могут отметить, что некоторых работников нужно отметить поощрением за выдающиеся успехи в трудовой деятельности. Также они могут посоветовать продвинуть какого-нибудь сотрудника по карьерной лестнице, потому что он отличается не только рабочими достижениями, но и отменными знаниями. И ещё аттестационная комиссия может давать рекомендации на счет того, как улучшить общий уровень эффективности труда на предприятии. Это может касаться как повышения квалификации отдельных сотрудников, так и общих мероприятий, которые нужно провести на производстве.

Результаты, полученные по итогам аттестации, сообщаются сотрудникам сразу после того, как специалисты закончат голосование по всем вопросам. Подведенные итоги заносятся в специальную карту и подписывается всеми членами комиссии, после чего с её содержанием знакомят муниципального работника. Полученные аттестационный лист будет храниться в личном деле работника.

После того, как работодатель получит итоги аттестации, у него есть месяц, чтобы предпринять какие-нибудь действия относительно отдельных сотрудников его компании. Это касается как поощрений за хороший уровень качества трудовой деятельности, так и наказаний – понижений, переводов.

Стоит отметить, что если сотрудник не согласен на понижение, а вакансии для его перевода нет, то работодатель может уволить человека из-за несоответствия критериям, которые выдвигаются к занимаемой должности. Но если за один месяц начальник предприятия не увольняет и не понижает работника, то потом он уже не сможет использовать результаты проведенной аттестации, чтобы это сделать.

Но если работник не согласен с результатами аттестации, или с принятым решением, он может начать трудовой спор. Это мероприятие проводится в обычном порядке – в том, который установлен законодательством Российской Федерации. И если по итогу разбирательств стороны не приходят к согласию, то у работника появляется возможность обратиться за решением ситуации в суд.

Результатом судебного разбирательства может стать восстановление сотрудника на должности. Также судья может определить, что работодателю человека придется возместить работнику часть заработной платы. Причиной для подобного решения может стать любая ошибка, допущенная во время проведения аттестации человека. Поэтому работодателю нужно внимательно следить за тем, чтобы вся процедура проходила так, как указано в соответствующих Положениях.

Вторник, 24 Сентябрь 2013 10:14

Аттестация муниципальных служащих

Утверждено

решением Совета депутатов

МО «Красногорский район»

от 28.05. 2008г №170

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «КРАСНОГОРСКИЙ РАЙОН» УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации») и определяет порядок проведения аттестации лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Красногорский район» Удмуртской Республики (далее — муниципальные служащие).

2. Аттестация проводится в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной деятельности.

3. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих, в том числе решению вопросов, связанных с повышением их в должности.

4. Аттестации не подлежат муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

5. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

6. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация муниципального служащего.

7. Внеочередная аттестация может проводиться по решению представителя нанимателя (работодателя) в лице руководителя органа местного самоуправления или представителя этого руководителя, осуществляющего полномочия представителя нанимателя (работодателя), после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления;

2) об изменении условий оплаты труда муниципальных служащих.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

8. Для проведения аттестации муниципальных служащих по решению представителя нанимателя (работодателя) издается правовой акт органа местного самоуправления, содержащий положения:

1) о формировании аттестационной комиссии;

2) об утверждении графика проведения аттестации;

3) о составлении списков муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

4) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

9. Аттестационная комиссия формируется правовым актом органа местного самоуправления. Указанным актом определяется состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

10. В состав аттестационной комиссии включаются: представитель нанимателя (работодателя) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе из подразделения по вопросам муниципальной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы).

11. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

12. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

13. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя (работодателя) и доводится до сведения каждого аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.

14. В графике проведения аттестации указываются:

1) наименование органа местного самоуправления, подразделения, в которых проводится аттестация;

2) список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

3) дата, время и место проведения аттестации;

4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений органа местного самоуправления.

15. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

16. Отзыв, предусмотренный пунктом 15 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о муниципальном служащем:

1) фамилию, имя, отчество;

2) замещаемой должности муниципальной службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

3) перечне основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых муниципальный служащий принимал участие;

4) мотивированной оценке профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

17. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных муниципальным служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период.

18. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации.

19. Кадровая служба органа местного самоуправления не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Раздел 3. ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ

20. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки муниципального служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации муниципальный служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

21. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной деятельности муниципального служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о своей профессиональной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

22. Обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его профессиональной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

23. Профессиональная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

24. При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений, запретов, установленных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, — также организаторские способности.

25. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

26. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

27. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

28. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

2) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

29. Аттестационная комиссия может давать рекомендации:

1) о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе;

2) о повышении их в должности;

3) об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих;

4) о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации;

5) о включении в кадровый резерв.

30. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

31. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

32. Муниципальный служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

33. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле муниципального служащего.

34. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

35. Материалы аттестации муниципальных служащих представляются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

36. После проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт органа местного самоуправления или представителем нанимателя (работодателя) принимается решение:

1) о поощрении муниципального служащего;

2) в течение срока, определенного Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», о понижении в должности с согласия муниципального служащего.

37. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

38. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

39. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Последнее изменение Вторник, 24 Сентябрь 2013 10:21 Опубликовано в Муниципальная служба

Процедура проведения аттестации муниципальных служащих

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Право Совершенствование системы аттестации муниципальных служащих в управлении образования Центрального района г. Челябинска
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Порядок подготовки аттестации муниципальных служащих

В основном правовом акте, регулирующем труд работников, Трудовом кодексе РФ Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2009 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 января 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3; 2009. N 48. Ст. 5717 — отсутствует определение термина «аттестация». Из п. 1 ст. 18 ФЗ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что, аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальнлой службы О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Российская газета. 2007. 7 марта; 2009. 22 июля..

По сложившейся практике, аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель — определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности Заварихина С.А. Аттестация государственных служащих // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. N 17.

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие подготовительные процедуры:

1) организация разъяснительной работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;

2) мониторинг круга, составление списка гражданских служащих государственного органа, подлежащих аттестации;

3) утверждение графика и сроков проведения аттестации;

4) создание аттестационной комиссии;

5) подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;

6) проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих На государственной службе: оценивать не деятельность, а результаты // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 6.

В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых муниципальных служащих.

Предоставление в аттестационную комиссию документов и ознакомление членов аттестационной комиссии с представленными документами, а также должностным регламентом аттестуемого является важным элементом в объективной оценке профессиональных качеств государственного служащего.

К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

— мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;

— сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

— пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);

— аттестационный лист с данными предыдущей аттестации Ежевский Д.О. Правовые основы прохождения муниципальной службы в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. N 3.

В силу Положения п. 12 подготовка необходимых документов для проведения аттестации гражданского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период. Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее, чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих нецелесообразно.

1.2 Порядок проведения аттестации муниципальных служащих

Согласно ФЗ N 25-ФЗ аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года (ст. 18) О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Российская газета. 2007. 7 марта; 2009. 22 июля..

Распоряжением руководителя органа городского самоуправления устанавливаются сроки проведения аттестации, утверждается список муниципальных служащих, подлежащих аттестации, а также график проведения аттестации.

Список муниципальных служащих, подлежащих аттестации, а также график проведения аттестации доводится до каждого аттестуемого служащего не позднее чем за два месяца до дня начала аттестации под расписку.

Не позднее чем за один месяц до дня проведения аттестации муниципального служащего его непосредственный руководитель представляет в аттестационную комиссию отзыв, в котором дается оценка деятельности муниципального служащего. Сведения, которые должны быть отражены в отзыве о муниципальном служащем при проведении его аттестации

Кадровая служба (специалист по кадрам) органа городского самоуправления не менее чем за две недели до дня аттестации обязана ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с отзывом о его служебной деятельности под расписку.

После ознакомления с отзывом аттестуемый служащий вправе самостоятельно представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности, являющиеся, по его мнению, важными для оценки этой деятельности.

В случае несогласия с отзывом о служебной деятельности аттестуемый служащий вправе представить в аттестационную комиссию аргументированное заявление об этом.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию службой кадров (специалистом по кадрам) представляется аттестационный лист предыдущей аттестации муниципального служащего.

Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии в присутствии аттестуемого муниципального служащего.

В случае неявки аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии в назначенное время без уважительных причин аттестационная комиссия вправе провести аттестацию без присутствия этого служащего.

Заседание аттестационной комиссии начинается с определения (утверждения) порядка рассмотрения вопросов, вынесенных на заседание комиссии.

Аттестация муниципального служащего начинается докладом председательствующего или одного из членов комиссии, изучавшего представленные документы и материалы аттестуемого.

Члены аттестационной комиссии обсуждают представленные документы и материалы аттестуемого заслушивают его сообщение, сообщения приглашенных, задают вопросы. В целях более полного выявления профессиональных, деловых и личных качеств проводят собеседование, разбор конкретных ситуаций.

При необходимости и с его согласия в ходе аттестации с муниципальным служащим могут проводиться тестирование и (или) экзамен.

Обсуждение профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого применительно к его должностным функциям должно быть доброжелательным и объективным.

В случае представления аттестуемым муниципальным служащим в ходе заседания аттестационной комиссии дополнительных сведений о своей служебной деятельности или заявления о несогласии с представленным отзывом, аттестационная комиссия вправе принять решение о переносе аттестации этого служащего на очередное заседание.

На основании изучения и обсуждения представленных документов и материалов аттестуемого, заслушанных сообщений аттестуемого и приглашенных, ответов на заданные вопросы, проведенных тестирования и собеседования, разбора практических ситуаций члены аттестационной комиссии оценивают уровень профессиональной подготовки, деловые, личные качества аттестуемого муниципального служащего на предмет его соответствия функциональным требованиям по замещаемой должности, потенциальные (организаторские и другие) способности, в том числе на продвижение по службе. При этом члены аттестационной комиссии должны тщательно и взвешенно учитывать объем и современность профессиональных знаний, опыт и навыки работы, степень участия в разработках и реализации значимых проектов и программ, решении практических задач, стоящих перед подразделением, в котором работает аттестуемый, и перед органом городского самоуправления в целом.

Руководители органов городского самоуправления, иные приглашенные, присутствующие на заседании аттестационной комиссии, в голосовании не участвуют, но оценка ими деловых, профессиональных и личных качеств муниципального служащего учитывается членами аттестационной комиссии при принятии решения о его аттестации.

Голосование по принятию решения об аттестации и рекомендациям проводится при отсутствии аттестуемого, его непосредственного руководителя и приглашенных.

Решение по аттестации муниципального служащего и рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым или тайным голосованием простым большинством голосов от установленного численного состава аттестационной комиссии.

При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности.

Проходящий аттестацию муниципальный служащий, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует.

Документом, в котором отражаются результаты аттестации, является аттестационный лист-. муниципального служащего. Аттестационный лист подписывается членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии и принимавшими участие в голосовании.

Любой из членов комиссии вправе заявить особое мнение по процессу и результатам аттестации конкретного муниципального служащего. Особое мнение оформляется в письменном виде прилагается к аттестационному листу и является его неотъемлемой частью.

Аттестационный лист, оформленный в установленном порядке, не позднее чем через семь дней после проведения аттестации муниципального служащего представляется руководителю органа городского самоуправления, распоряжением которого сформирована данная комиссия. После принятия им решения по результатам аттестации аттестационный лист передается в службу кадров (специалисту по кадрам) вместе, с отзывом помещается в личное дело муниципального служащего для хранения.

Муниципальный служащий, прошедший аттестацию, в обязательном порядке должен быть ознакомлен с аттестационным листом (в т.ч. и с особым мнением) под расписку.

Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируется вся информация о ее работе и принятых решениях. Протокол заседания комиссии подписывается председательствовавшим на заседании и секретарем комиссии. К протоколу прилагаются все исходные документы и материалы, представленные для аттестации муниципальных служащих. Протоколы заседаний аттестационных комиссий хранятся в службе кадров или ином структурном подразделении органа городского самоуправления, ведущем работу с кадрами

1.3 Порядок принятия решений по результатам аттестации

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

На основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого муниципального служащего, его отношения к исполнению служебных функций, аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности муниципальной службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности муниципальной службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности муниципальной службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

В случае признания по результатам аттестации муниципального служащего соответствующим замещаемой муниципальной должности муниципальной службы руководители органов городского самоуправления /на основании вынесенных аттестационной комиссией оценок и рекомендаций по каждому конкретному муниципальному служащему вправе принять следующие решения:

а) соответствующим замещаемой муниципальной должности;

б) о повышении муниципального служащего в должности;

в) о присвоении муниципальному служащему очередного (внеочередного) квалификационного разряда или присвоении квалификационного разряда досрочно;

г) об изменении надбавок к должностному окладу, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами о денежном содержании муниципальных служащих города;

д) о включении муниципального служащего в резерв для выдвижения на вышестоящую должность;

е) о иных формах поощрения.

В случае признания по результатам аттестации муниципального служащего не соответствующим замещаемой муниципальной должности муниципальной службы и на основании рекомендаций аттестационной комиссии руководители органов городского самоуправления вправе принять одно из следующих решений:

а) оставить муниципального служащего в прежней должности с направлением его на профессиональную подготовку;

б) перевести муниципального служащего на другую муниципальную должность муниципальной службы, соответствующую уровню его квалификации, с его согласия;

в) уволить муниципального служащего в соответствии с действующим законодательством при его отказе от профессиональной подготовки или перевода на другую муниципальную должность муниципальной службы.

При принятии названных решений руководители органов городского самоуправления вправе одновременно принять решение о понижении муниципальному служащему квалификационного разряда.

Решения аттестационной комиссии должны быть приняты и оформлены распоряжением (приказом) руководителей органов городского самоуправления в срок не более двух месяцев со дня проведения аттестации муниципального служащего. Аттестационная комиссия вправе давать заключения о качестве, соответствии или несоответствии квалификационных характеристик конкретных муниципальных должностей муниципальной службы (по объему обязанностей и полномочий, уровню профессиональных требований и т.п.) установленным требованиям. После проведения аттестации муниципальных служащих председатель аттестационной комиссии обязан подвести итоги аттестации, обобщить вынесенные аттестационной комиссией рекомендации и предложения аттестуемых, составить отчет о работе аттестационной комиссии, который хранится со всеми материалами аттестации в службе кадров либо ином структурном подразделении, ведущем работу с кадрами.

По итогам аттестации аттестационной комиссией должны быть разработаны мероприятия по выполнению рекомендаций аттестационной комиссии и предложений служащих, поступивших в ходе их аттестации, которые утверждаются распоряжением (приказом) руководителей.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее