302 13 счет

Счет 302 в бюджетном учете

Счет 302 в бюджетном учете учитывает следующие положения:

  1. расчеты за проделанные работы с подрядчиками;
  2. расчеты соответствующего учреждения (бюджета) за оказанные услуги и поставленные материальные ценности с соответствующими поставщиками;
  3. расчеты, связанные с выплатами пособий, пенсий и других социальных выплат;
  4. расчеты по выплатам (начислению) стипендий и заработных плат.

Стоит отметить, что учет расчетов с поставщиками в случае бюджетных учреждений ведется в специальном документе — Журнале операций (по расчетам с подрядчиками и поставщиками). Допускается использование Карточки для учета расчетов и средств. Что касается расчетов по выплате зарплаты и стипендий, то они указываются в Журнале операций по оплате труда. Учет пособий, пенсий и других социальных выплат происходит в Журнале по пр. операциям.

Счета, которые дополнительно открываются к счету 302 в бюджетном учете

Расчеты по заработным платам осуществляются по 0 302 01 000. Прочие выплаты указываются в 0 302 02 000. Для расчетов по начислениям на оплату труда используется 0 302 03 000. В 0 302 04 000 записываются денежные расчеты по оплате услуг связи с соответствующими подрядчиками и поставщиками. Далее, для транспортных услуг (опять же в случае подрядчиков и поставщиков) используется 0 302 05 000. Приведем остальной перечень счетов, в зависимости от направления расчетов (в формате 0 302 ## 000):

  1. 24 — расчеты по покупке акций каких-либо компаний (допускаются другие формы участия в капитале);
  2. 23 — расчеты по покупке ЦБ с подрядчиками или поставщиками (кроме акций);
  3. 22 — расчеты по покупке различных материальных запасов с подрядчиками или поставщиками;
  4. 21 — расчеты по покупке каких-либо активов (непроизводственных);
  5. 20 — расчеты по покупке различных активов (нематериальных) с подрядчиками и поставщиками;
  6. 19 — расчеты по покупке основных средств;
  7. 18 — расчеты, связанные с другими расходами;
  8. 17 — расчеты по пособиям и пенсиям, которые выплачивают организации сектора гос. управления;
  9. 16 — расчеты, связанные с пособиями по соц. помощи населению;
  10. 15 — расчеты по пособиям, пенсиям и выплатам по социальному, пенсионному и мед. страхованию;
  11. 14 — расчеты по перечислениям в сторону различных международных организаций;
  12. 13 — перечисления правительствам иностранных государств и наднациональным организациям;
  13. 12 — расчеты другим бюджетам бюджетной системы РФ;
  14. 11 — расчеты по безвозвратным (безвозмездным) перечислениям компаниям (за исключением муниципальных и гос. организаций);
  15. 10 — расчеты по безвозвратным (безвозмездным) перечислениям муниципальным и гос. организациям;
  16. 09 — оплата других различных услуг;
  17. 08 — оплата услуг, связанных с содержанием используемого имущества;
  18. 07 — арендная плата за используемое имущество;
  19. 06 — оплата коммунальных услуг.

Порой на счете отражаются самые неожиданные вещи

Понятие бюджетного учета
Бюджетный учет представляет упорядоченную систему сбора, необходимой регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и не финансовых актов…

Субъект бюджетного учета
Специальная система учёта бюджетных средств, выделенных на решение хозяйственных задач, необходима для обеспечения информацией органов, контролирующих исполнение бюджетов РФ….

Проводки бюджетного учета
Отражение хозяйственной деятельности бюджетных организаций в проводках бухгалтерского учета имеет множество нюансов, отсутствующих в учетной практике коммерческих структур. Для…

Объекты бюджетного учета
Все финансово-хозяйственные операции, направленные на исполнение бюджетов всех уровней, которые подлежат учету бюджетоисполняющим органам – это объекты бюджетного…

Использование счета 500

  • 30 января 2014
  • 3316

Вопрос

Очень много вопросов возникает с применением 500 счетов, а именно: 1) при закрытии 2013 года возникла кредиторская задолженность по 302.34. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по кредиторской задолженности? 2) при закрытии 2013 года возникла дебиторская задолженность по 208.21, 206.34, 303.06. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по дебиторской задолженности? 3) в какой период лучше принять бюджетные и денежные обязательства по авансовому отчету?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом обязательства (денежные обязательства) учреждение может принимать к учету в пределах утвержденных плановых назначений. Так же при завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. А показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый следует перенести на аналитические счета санкционирования текущего года. Следовательно если обязательства (денежные обязательства) были приняты на 2013 год на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год, то на 2014 год обязательства (денежные обязательства) не переносятся. Если же обязательства (денежные обязательства) были приняты в 2013 году но на 2014 год (очередной финансовый год – счета 0.502.12.000, 0.502.22), то в 2014 году на основании справки по форме 0504833, показатели по данным счетам подлежат переносу на счета 0.502.11.000, 0.502.12) прямой проводкой. Принятые обязательства (денежные обязательства) по дебиторской задолженности при завершении текущего финансового года на следующий год не переносятся, так как дебиторка принята на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год. Обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам в соответствии с приведенным материалом нужно принимать в сумме начисленных обязательств (выплат). Следовательно, принимать обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам нужно на дату утверждения авансового отчета.

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению отразить в бухучете принятие и исполнение плановых назначений, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности

<…>

Исполнение Плана по расходам

Исполнение Плана ФХД по расходам предполагает принятие учреждением обязательств (денежных обязательств). Обязательства (денежные обязательства) принимайте к учету в пределах утвержденных плановых назначений.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утвердите в рамках формирования учетной политики (с учетом требований по санкционированию, установленных финансовым органом). Например, основанием для принятия обязательств могут быть приказы руководителя о премировании в межрасчетный период по формам № Т-11 и № Т-11а, заявления на выдачу подотчетных сумм, подписанные руководителем, и т. п.*

Аналитический учет сумм принятых обязательств (денежных обязательств) ведите в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064) в разрезе видов выплат (расходов), утвержденных Планом ФХД.

Такой порядок установлен пунктами 318, 320 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 163 Инструкции № 174н,пунктом 189 Инструкции № 183н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем году, формируйте с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств)* (п. 310 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, п. 162 Инструкции № 174н, п. 188 Инструкции № 183н).

Принятие обязательств

К принятым обязательствам текущего года относятся расходные обязательства, которые предусмотрены к исполнению в текущем финансовом году (в т. ч. принятые и неисполненные обязательства прошлых лет).*

В бухучете обязательства отражайте в следующем объеме:*

  • выплата зарплаты (вознаграждения) сотрудникам – в объеме утвержденных плановых назначений на эти цели (т. е. принимать данные обязательства ежемесячно не нужно);
  • выплата сотрудникам командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами – в сумме начисленных обязательств (выплат);*
  • внесение обязательных платежей в бюджет (налоги, сборы, пошлины, взносы и иные выплаты) – в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • возмещение вреда (причиненного учреждением при осуществлении им деятельности) и иные выплаты на основании вступивших в законную силу решений суда – в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • иные расходные обязательства – в сумме принятых обязательств.*

Полный перечень обязательств (и порядок их принятия) приведен в пункте 1 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155. В данном пункте разъяснен порядок принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения вправе применять данный порядок с учетом Инструкций № 174н и 183н (п. 3 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155).*

Принятие обязательств, исполнение которых предусмотрено Планом ФХД, отражайте на следующих счетах:*

  • 0.502.01.000 «Принятые обязательства»;
  • 0.502.02.000 «Принятые денежные обязательства».*

В 22 разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:*

  • 1 – текущий финансовый год;
  • 2 – очередной финансовый год;*
  • 3 – второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
  • 4 – второй год, следующий за очередным.

Такой вывод следует из положений пункта 163 Инструкции № 174н, пункта 189 Инструкции № 183н, пункта 309 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обратите внимание, что принятие обязательств отражается в учете корреспонденцией счетов 0.502.00.000 и 0.506.00.000. При этом, согласно положениям Инструкций № 174н и № 183н, счет 0.506.00.000 имеет детализацию по аналитическим кодам лишь на текущий и очередной финансовый годы. Поэтому в случае необходимости принятия обязательств на первый и второй годы, следующие за очередным, порядок их отражения в учете пропишите в учетной политике учреждения. Например, в 22 разряде номера счета 0.506.00.000 можно предусмотреть также аналитические коды 3 и 4.

В бухучете принятие обязательств (денежных обязательств) отразите следующим образом.

В учете бюджетных учреждений:

Принятие обязательств, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отразите проводками:*

Дебет 0.506.10.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.11.(в разрезе КОСГУ)*
– приняты суммы обязательств (внесены изменения) на текущий финансовый год (на основании договоров (соглашений), положений законодательства);

Дебет 0.506.20.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.21.(в разрезе КОСГУ)*
– приняты суммы обязательств (внесены изменения) на очередной финансовый год (на основании договоров (соглашений), положений законодательства).

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отразите проводками:*

Дебет 0.502.11.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.12.(в разрезе КОСГУ)*
– приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на текущий финансовый год (на основании документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), положений законодательства);

Дебет 0.502.21.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.22.(в разрезе КОСГУ)*
– приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на очередной финансовый год (на основании положений законодательства, документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)).

Уменьшение принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) отразите способом «красное сторно».*

Такой порядок установлен пунктом 167 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета502.00, 506.00).

<…>

Пример отражения в бухучете принятых в текущем финансовом году обязательств и денежных обязательств*

В январе ГУ НИИ «Альфа» заключило с ОАО «Производственная фирма «Мастер»» договор на поставку оборудования на сумму 580 000 руб. Источником финансового обеспечения выплаты по договору является целевая субсидия на приобретение оборудования.

Согласно утвержденной в учреждении «Альфа» учетной политике обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство – в момент получения товарной накладной.

В день подписания договора бухгалтер «Альфы» принял к учету обязательство:

Дебет 5.506.10.310 Кредит 5.502.11.310
– 580 000 руб. – приняты обязательства на основании подписанного договора поставки.

В феврале «Мастер» поставил оборудование и передал «Альфе» товарную накладную. На основании накладной бухгалтер «Альфы» принял к учету денежное обязательство:

Дебет 5.502.11.310 Кредит 5.502.12.310
– 580 000 руб. – приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования.

Перенос показателей при завершении года

При завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. Показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) годом, следует перенести на аналитические счета санкционирования в следующем порядке:*

  • показатели первого года, следующего за текущим, – на счета санкционирования текущего года;*
  • показатели второго года, следующего за текущим, – на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;
  • показатели второго года, следующего за очередным, – на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

Перенос показателей по санкционированию делайте в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).*

Такой порядок установлен в пункте 312 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.