Валютный таможенный контроль

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Пример

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Пример

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5244 (165) от 28 июля 2010 г.
За последние три месяца в ФТС России поступило рекордное обращение граждан — около 3, 2 тысячи. Этот наплыв в ведомстве связывают с образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и вступлением в силу единого Таможенного кодекса. За это время новые правила провоза багажа для личного пользования и товаров для бизнеса обросли многими домыслами. Надо ли брать с собой за границу рецепт от лечащего врача, чтобы провезти лекарства? Сколько времени должны ждать предприниматели, пока им оформят таможенную декларацию? И как пройти таможенный контроль с компьютером, купленным за кордоном? Разобраться со всем этим корреспонденту «РГ» Татьяне Паниной помогли специалисты Комиссии Таможенного союза.
Прощай, дьюти-фри!
Российская газета: Самый задаваемый вопрос: отправляюсь в отпуск, какие сюрпризы ждут меня на таможне?
Сергей Глазьев, ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза: Если едете в Белоруссию или Казахстан, то вам не нужно будет заполнять таможенную декларацию и проходить таможенный контроль. Правда, зайти в международной зоне аэропортов в магазины беспошлинной торговли вы уже, увы, не сможете. Между государствами Таможенного союза все пассажирские авиаперевозки считаются внутренними.
Единственный вопрос, который вам могут задать таможенники, касается суммы провозимой валюты — на границе сохраняется валютный контроль. При этом, согласно законодательству, без декларации можно провезти до 10 тысяч долларов наличными, в том числе дорожными чеками. Если же у вас больше, то таможенники могут попросить заполнить декларацию, в которой среди прочего надо указать источник происхождения денег.
РГ: А по пластиковым картам, как и раньше, можно везти с собой сколько душе угодно?
С. Глазьев: Совершенно верно. Валютный контроль действует исключительно в целях борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем. Именно поэтому он касается только наличных денег — средства на карточках отражаются на ваших банковских счетах и контроль за законностью их происхождения лежит на финансовых, а не на таможенных органах. Поэтому таможня ими не интересуется.
РГ: А как с вещами? Внутри Таможенного союза по ним нет ограничений?
С. Глазьев: Везите, сколько хотите, если эти товары не подпадают под специальные запреты и ограничения, установленные национальным законодательством по неэкономическим мотивам. Такие запреты касаются культурных ценностей, оружия, наркотических средств и т.п.

РГ: Но если я пересекаю границу таможенной территории…
С. Глазьев: То на вас как на физическое лицо распространяются все процедуры таможенного контроля.
Без уплаты пошлин вы можете провезти товары общим весом не более 50 килограммов и стоимостью не выше 1, 5 тысячи евро. Если больше — придется оплатить пошлину в размере 30 процентов от стоимости товаров, но не менее 4 евро за килограмм. Кстати, теперь без пошлин вы можете возить товаров по норме сколько угодно раз. Раньше — не чаще одного раза в месяц. При этом имейте в виду, что со странами СНГ у нас действует режим свободной торговли и пошлин с произведенных в них товаров платить не надо.
Сахар и авто с доплатой
РГ: Хорошо, теперь, допустим, я предприниматель. Вернулась из отпуска, а здесь — нате пожалуйте — уже действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Что меня ждет в этом случае?
С. Глазьев: Для начала все-таки зайдите на сайт Комиссии Таможенного союза — www.tsouz.ru. На нем публикуются все документы, которые принимаются в Таможенном союзе и применяются унифицированно на его таможенной территории.
РГ: И на какие исключения из правил надо обратить внимание?
С. Глазьев: Еще год будут действовать изъятия из режима действия единой таможенной территории по отношению к ввезенным из-за границы автомобилям, на которые пошлины для физических лиц в Белоруссии и Казахстане меньше, чем в России. В связи с этим сохраняется необходимость контроля и оформления таких иномарок на российской таможенной границе. Если их захотят продать на нашей территории или использовать в коммерческих целях, придется заплатить разницу между низкими ставками нашего партнера по Таможенному союзу и российскими пошлинами.
К числу изъятий относятся также товары, в отношении которых государствами приняты защитные меры, не унифицированные с другими участниками ТС. То же касается неунифицированных изъятий из режима свободной торговли в основном с государствами СНГ. Но это считаные товарные группы: алкоголь, табак, трубы, сахар. И потребуется время, чтобы все привести к единому знаменателю. Мы берем на это полгода.
Кроме того, стороны договорились, что по 409 позициям товарной номенклатуры, импортируемых для Казахстана, в течение переходного периода будут сохранены пониженные ставки ввозных пошлин. В основном это товары фармацевтики и нефтехимии. Соответственно, если вы эти товары будете ввозить на территорию России или Белоруссии, то тоже придется заплатить разницу в пошлинах.
РГ: Единое экономическое пространство удастся создать в 2012 году, как планировалось?
С. Глазьев: Почему нет? Работа над документами продолжается. Это два десятка соглашений, которые установят правила функционирования общего рынка услуг, капитала, трудовых ресурсов. Все они должны быть готовы к 1 июля 2011 года и будут определять нашу дальнейшую интеграцию. Мы формируем общий рынок товаров одновременно с созданием одинаковых торгово-экономических условий их производства.
РГ: Не спешим? Слишком быстро мы хотим объединить такие разные экономики, как у России, Белоруссии и Казахстана.
С. Глазьев: Экономики и не должны дублировать друг друга. Преимущество Таможенного союза как раз в объединении особенностей. Белоруссия, например, добилась успеха в экспорте своих товаров в Евросоюз. Казахстан лучше всех научился привлекать иностранные инвестиции. Россия имеет развитый научно-технический потенциал и достаточно диверсифицированную экономику. И сочетание этих национальных преимуществ дает новое качество.
Заметим, что внутри одного государства тоже есть немалые различия между регионами, но это не вызывает сомнений в необходимости обеспечения единого экономического пространства на национальном уровне. Так, в каждом регионе Российской Федерации есть свои различия. Сравните, например, Приморье с Калининградской областью. Или Москву с Алтайским краем. Различия потрясающие. Но это не значит, что мы не можем жить в рамках одной страны и общего экономического пространства.
РГ: Однако национальные монополисты не в восторге от этих планов. Многие из них потеряют свои лидирующие позиции.
С. Глазьев: Создание единого экономического пространства так же, как и Таможенного союза, всегда связано с поиском баланса интересов. Ясно, что все вместе мы выиграем от общего рынка, а кто-то конкретный может проиграть. Но я уверен, что вся эта работа пройдет успешно, потому что здесь действует системная логика. Если мы хотим построить дом, то нужны и фундамент, и стены, и крыша, и окна. Все участники процесса это понимают.
РГ: И Белоруссия?
С. Глазьев: Да ей больше других выгодно единое экономическое пространство. И Таможенный союз нужен как воздух. У Белоруссии объем внешнеторгового оборота больше, чем ВВП. И любой барьер сразу бьет по конкурентоспособности республики. Соответственно, она больше других стремится к объединению, потому что больше других теряет вследствие дезинтеграции.
Проверка слуха
РГ: В СМИ прошло сообщение, что теперь мы не сможем привезти себе из-за границы компьютер, мобильный телефон или диктофон. Эти товары занесены в специальный список, поскольку они могут содержать шифровальные элементы. Правда, что на них надо получить разрешение ФСБ?
Александр Быков, начальник отдела нетарифного регулирования: Порядок перемещения указанных устройств действует с 1 января 2010 года. И действительно, первые месяцы возникали проблемы. К нам обращались как отдельные граждане, так и компании.
Но сейчас проблема потеряла свою остроту. Все крупные иностранные производители электронной техники сами предоставляют сведения о своем товаре и о наличии в них шифровальных средств. На основании этих данных, так называемых «нотификаций», свою проверку проводят соответствующие компетентные органы. И уведомляют нас о своем решении. На сайте Комиссии Таможенного союза уже опубликовано около 2, 5 тысячи таких уведомлений на компьютеры, мобильные телефоны, диктофоны и прочее. Поэтому таможеннику достаточно посмотреть этот список, чтобы решить судьбу вашей покупки.
РГ: Итак, прежде чем что-то покупать, лучше заглянуть на ваш сайт?
А. Быков: Если вы точно знаете, что хотите приобрести, можно и так поступить. Я бы так и сделал. Но, в принципе, крупные известные компании не продадут вам «запрещенную» технику. То, что они производят для массового потребления и реализуют в открытой продаже, не содержит «запрещенных» шифровальных элементов. А вот с техникой малоизвестных производителей на таможне может произойти казус. Ведь они, возможно, не предоставляли в соответствующие органы данные о своих товарах.
РГ: Говорят, еще с лекарствами возникают недоразумения. Якобы надо иметь рецепт, чтобы везти с собой необходимые для постоянного приема препараты.
А. Быков: Не совсем так. Вывоз лекарственных средств для личного применения с территории Таможенного союза не регламентируется и не лицензируется. То есть вывозить можно что угодно и без каких-то ограничений, за исключением сильнодействующих препаратов, а также наркотических или психотропных веществ. Вот их таможня контролирует. И при провозе таких лекарств вам надо иметь при себе либо рецепт, либо назначение врача на курс лечения этими средствами.
РГ: А какие есть ограничения для ввоза лекарств с коммерческими целями?
А. Быков: Все ввозимые на продажу препараты должны быть зарегистрированы, и на них надо иметь разовую лицензию, полученную сроком на один год в одном из государств Таможенного союза. В России выдачей лицензий занимается минпромторг, в Белоруссии — минторг, в Казахстане — минздрав. Кстати, в Казахстане и Белоруссии раньше лицензии получать не надо было. Но учитывая, что в Россию ввозится лекарств более чем на 10 миллиардов долларов с ежегодным увеличением на треть, уследить за таким объемом ввоза на основе одной регистрации нереально. Поэтому по просьбе России Казахстан и Беларусь согласились ввести в отношении лекарств лицензирование сроком на два года.
Вопрос ребром
РГ: Предприниматели опасаются, что на границе им могут сказать: начали новые правила, мы пока в них не разобрались, ждите. И придется им опять шуршать деньгами, чтобы быстрее прорваться со своим товаром. Такое возможно?
Юрий Кожанков, исполняющий обязанности начальника департамента статистики: Это несерьезный разговор. Предприниматели должны знать, что Таможенный кодекс Таможенного союза до 1 января 2011 года фактически оставил прежними правила декларирования товаров и их таможенной очистки.
Порядок подачи грузовой таможенной декларации, ее форма, инструкция по заполнению не изменились. Сейчас действует переходный период, в течение которого могут использоваться прежние формы разрешительных документов. Новая форма грузовой таможенной декларации и порядок ее заполнения станут обязательными с 2011 года.
Кроме того, новый Таможенный кодекс существенно упрощает взаимоотношения между декларантом и сотрудниками таможенных служб. К примеру, исчезло таможенное оформление — Кодекс предписывает совершать четко определенные таможенные операции. Предприниматель заявляет соответствующую таможенную процедуру в подаваемой таможенной декларации, а таможенник обязан ее зарегистрировать либо отказать в регистрации декларации не позднее двух часов с момента ее подачи.
Ранее действующее таможенное законодательство предполагало несколько иной порядок — вы подавали декларацию, таможенник ее принимал и только потом регистрировал, что создавало известную зону неопределенности. Таможенный кодекс Таможенного союза предписывает однозначные действия: обоснованно подана декларация — таможенник обязан зарегистрировать ее либо мотивированно — письменно отказать. Если не хватает какой-то бумажки и вам надо ее донести, то проверка товара начинается с момента регистрации ГТД. В этой связи момент регистрации крайне важен. Кодекс однозначно зафиксировал и срок дополнительной проверки декларации и товара — до 10 дней. Такое решение принимается на основании письменного распоряжения начальника таможенного органа. И это решение вы можете обжаловать в суде, для этого теперь есть реальные документы.

Валютный контроль в таможенном союзе

В связи с наличием определенных особенностей при оформлении сделок между компаниями — резидентами государств Таможенного союза часто возникают вопросы, как правильно оформить документы валютного контроля и предусмотрены ли льготы или послабления в валютном законодательстве для таких сделок.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) единую таможенную территорию Таможенного союза (далее — таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таможенное регулирование в Таможенном союзе — правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза к основным задачам таможенных органов относится осуществление таможенного контроля. Но таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств — членов ТС.

Как известно, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Подпунктом 13 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса установлено, что таможенный орган вправе потребовать документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов Таможенного союза. А это значит, что при оформлении сделок между компаниями государств — членов Таможенного союза необходимо руководствоваться положениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ).

Первоочередным документом, который необходимо оформить для осуществления операций между компаниями государств — членов Таможенного союза, является паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, а именно при осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте, в том числе за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них), по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Несоблюдение установленных правил оформления паспорта сделки либо нарушение установленных сроков его представления на основании ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Таким образом, представить документы для оформления паспорта сделки необходимо не позднее осуществления первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательств по контракту. Для оформления паспорта сделки необходимо представить в банк два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с Приложением 4 к Инструкции N 117-И, и контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту.

Оформлять паспорт сделки не нужно, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Банк ПС в день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в порядке, изложенном в Приложении 3 к Положению о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в:

  • паспорте сделки;
  • справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых со счета) резидента при осуществлении валютной операции по контракту, представляемых резидентом в банк ПС в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
  • расчетных документах, оформляемых и представляемых резидентом в банк ПС при осуществлении расчетов с нерезидентами в валюте Российской Федерации по контракту в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
  • справке о подтверждающих документах, справке о расчетах через счета за рубежом, справке о поступлении валюты Российской Федерации.

Ни Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», ни Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций не предусмотрены какие-либо послабления при оформлении между компаниями государств — членов Таможенного союза.

Таким образом, своевременное оформление и представление документов валютного контроля обеспечит беспрепятственное прохождение платежей между счетами контрагентов и исполнение обязательств по поставкам.

О.Мыльникова

Старший бухгалтер,

менеджер

группы Acsour