Внутренний финансовый контроль

Положение о внутреннем финансовом контроле

А. Гусев

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2017

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

К сведению

Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

Далее приведем пример положения о внутреннем контроле в учреждении, в котором отсутствует отдел внутреннего контроля.

Утверждаю

Руководитель учреждения

________________ / И. И. Иванов /

«31» декабря 2016 года

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

  • комиссия по внутреннему контролю;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

Методами последующего контроля являются:

  • инвентаризация;
  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
  • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
  • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5. Ответственность

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1

к Положению о внутреннем финансовом контроле

Комиссия по внутреннему контролю

Председатель комиссии:

Руководитель отдела бухгалтерского учета – главный бухгалтер

Е. В. Семенова

Члены комиссии:

Заместитель главного бухгалтера

Л. Ю. Сидорова

Ведущий бухгалтер

Н. А. Фролова

Юрист

Т. В. Попова

Приложение 2

к Положению о внутреннем финансовом контроле

План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

№ п/п

Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

Проверяемый период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Квартал

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инвентаризация активов

Год

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

К вопросу о предмете и методе внутреннего финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

29 (215) — 2014

Финансовый контроль

УДК 658.15

К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В.Н. ЖУКОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: vn-zhukov@mail.ru Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Развитие внутреннего финансового контроля, предопределенное происходящим усложнением всех форм бизнеса, распространением новых тенденций в управлении финансами коммерческих организаций и расширением общеметодологического аппарата экономической теории, неразрывно связано с необходимостью уточнения двух исходных положений науки о внутреннем финансовом контроле — ее предмета и метода. Данному вопросу посвящена предлагаемая статья.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, объект внутреннего финансового контроля, контролируемость, предмет внутреннего финансового контроля, финансовые и управленческие отношения, метод внутреннего финансового контроля, элемент метода

Внутренний финансовый контроль выступает функцией управления финансами организаций, содержанием которой является совокупность контрольных мероприятий, осуществляемых с целью выявления, корректировки и предупреждения отклонений реального состояния финансов от заданных параметров, а также оценки принимаемых в отношении них управленческих решений.

К объектам внутреннего финансового контроля относятся:

• финансовые ресурсы, т.е. совокупная величина собственного и заемного капиталов организации;

• финансовые потоки, т.е. движение финансовых ресурсов, обусловливающее изменение имущественного положения и (или) финансового состояния организации;

• финансовые инструменты, т.е. договоры, заключенные организацией с контрагентами; результатом при этом становится появление финансовых активов или финансовых обязательств;

• финансовые решения, т.е. набор предпринимаемых действий по управлению финансами организаций.

Одновременно с функцией управления финансами организаций внутренний финансовый контроль выступает самостоятельным научным направлением, подтверждением чему является наличие у него собственного предмета исследования.

Данное научное направление восходит к отечественным академическим традициям. Видный российский и советский финансист А.И. Буковец-кий в своей монографии «Введение в финансовую науку» (1929) справедливо выделил учение о финансовом контроле в «пятый отдел» финансовой науки 1. Приведенное мнение сегодня стало ак-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1 По Буковецкому, финансовая наука включает в себя девять учений (отделов): о расходах, доходах, публичном кредите, бюджете, финансовом контроле, финансовом управлении, местных финансах, союзных и федеральных финансах, финансовой администрации.

Финансовый контроль

29 (215) — 2014

туальным и для исследований в области частных финансов. Однако полемика, ведущаяся вокруг предмета внутреннего финансового контроля на протяжении последних лет, не привела пока к формированию единой точки зрения.

В вопросе о предмете внутреннего финансового контроля сформировались несколько подходов.

Многие исследователи стремятся раскрыть сущность предмета данного научного направления через призму экономических (производственных) отношений. Например, Т.Ю. Серебрякова указывает, что «предметом финансового контроля являются финансы субъектов экономики, отражающие производственные отношения в обществе, складывающиеся в процессе производства, распределения и потребления продуктов» . Такой подход ввиду абстрактности не позволяет выделить главной особенности предмета контроля и, кроме того, безапелляционно выводит за рамки исследования управленческие отношения.

Другие авторы , рассматривая контроль в контексте расширенного воспроизводства, пытаются возвести возникающие при этом проблемы в ранг предмета научных изысканий. Подтверждением сказанного может служить точка зрения Н.Д. Бров-киной, по мнению которой «финансовый контроль подобно любой экономической науке изучает проблемы расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, поэтому не может ограничиваться лишь качественными определениями экономических законов и категорий, он изучает их количественные соотношения» .

Характерной чертой приведенного подхода является признание первенства публичных финансов в экономическом развитии общества. На взгляд автора, эта точка зрения может быть справедливой, например для бывшей советской экономики, где негосударственные финансовые ресурсы сосредоточивались лишь в кооперативном секторе. Более того, автор разделяет критику Ю.Ю. Болдырева, высказывающего удивление по поводу невозможности применения финансового контроля в периоды кризисов, спадов и экономической деградации.

Некоторые исследователи отождествляют предмет внутреннего финансового контроля с теми или иными экономическими процессами. Например, по мнению С.И. Жминько, О.И. Швырева и М.Ф. Сафонова, «предметом финансового контроля на предприятиях выступают процессы формирования и использования финансовых ресурсов» .

Т.С. Маслова считает, что его предметом являются «процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно необходимого продукта, а также собственность как материальная основа всех этих стадий материального производства» . Как видно, для сторонников рассматриваемого подхода не существует различий между объектом и предметом исследования.

Устоявшейся следует считать и точку зрения В.В. Ковалева и других авторов, выделяющих в качестве предмета внутреннего финансового контроля финансовые показатели хозяйствующих субъектов — доходы, расходы, прибыль, рентабельность, налоговые платежи и пр. . Причина существующей некорректности вызвана стремлением объединить два методологических направления в исследованиях внутреннего финансового контроля — информационное и функционально-управленческое — в одно целое.

Ни один из приведенных подходов не дает четкого представления о предмете внутреннего финансового контроля, так как склонность большинства авторов к использованию универсальных экономических понятий затмевает то существенное, что отличает это научное направление от других разделов финансов.

По мнению автора, главным отличительным признаком рассматриваемой области исследований является контролируемость — комплекс условий, гарантирующих возможность субъектам управления адекватно реагировать на конкретное состояние и поведение управляемых объектов.

Условиями контролируемости выступают:

• наличие эталонов (стандартов) и внешних ограничений, характеризуемых определенными показателями или конкретными характеристиками, вытекающими из поставленной цели и позволяющими достичь ее эффективным способом;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• наличие технологии и контрольных методов для оценки фактического состояния контролируемых объектов;

• выявление отклонений между установленными эталонами (стандартами) и фактическими характеристиками состояния объектов;

• возможность влиять на объекты, регулировать или блокировать их функционирование для устранения выявленных нежелательных отклонений или ограничения возможности негативных событий.

29 (215) — 2014

Финансовый контроль

Применительно к финансовой сфере деятельности организаций проблемы контролируемости должны исследоваться в контексте финансовых и управленческих отношений.

Таким образом, согласно авторскому подходу, предмет внутреннего финансового контроля — это финансовые и управленческие отношения, связанные с обеспечением контролируемости финансов организаций.

Наряду с онтологической проблемой квалификации предмета центральное место в теории внутреннего финансового контроля занимает гносеологический вопрос выбора адекватного ему метода научного исследования.

Под методом внутреннего финансового контроля принято понимать совокупность способов получения и модернизации знаний о контрольной функции управления финансами организаций.

Сегодня в большинстве работ по контрольной проблематике прочно утвердилась точка зрения о дуальном содержании метода внутреннего финансового контроля, включающего в себя общенаучные и специфические (дисциплинарные) методы исследования .

К общенаучным методам относятся универсальные способы исследования, применяемые во всех научных областях, а именно философские методы2: наблюдение, описание, абстрагирование, конкретизация, гипотеза, аксиоматизация, формализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция, интерпретация, аналогия, моделирование, эксперимент и др.

В состав специфических (дисциплинарных) методов включаются частные способы исследования, область применения которых ограничивается рамками внутреннего финансового контроля, — методы документальной или фактической проверки, экспертиза, мониторинг, опрос и др.

Авторский подход к содержанию метода внутреннего финансового контроля состоит в необходимости расширения его структуры до четырех компонентов — философских, общенаучных, специфических (дисциплинарных) и междисциплинарных методов исследования. Для аргументации предлагаемой структуры приведем следующие доводы.

Во-первых, из состава общенаучных методов выделены философские методы (диалектика, ме-

2 Некоторые авторы справедливо рассматривают философские методы исследования в качестве самостоятельной группы методов .

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

тафизика, герменевтика, логический позитивизм, феноменология, эклектика, интуитивизм и др.), призванные задавать генеральную стратегию исследования. Благодаря этому существенно повышается мировоззренческий потенциал проводимых изысканий в области внутреннего финансового контроля.

Во-вторых, состав специфических методов исследования кардинально пересмотрен. В этом качестве предлагается рассматривать дисциплинарные научные методы исследования (методы количественных и качественных показателей, стоимостное измерение, сравнение, метод балансовой увязки, экономический анализ, мониторинг, контрольный эксперимент, ролевые и имитационные игры, статистические, математические методы, контрольное моделирование, тестирование, интроспекцию, методы экспертных оценок и др.), а не технические приемы и процедуры, используемые в практике внутреннего финансового контроля..

В-третьих, принципиально новым для исследований в области внутреннего финансового контроля становится применение междисциплинарных методов — системного, синергетическо-го, когнитивного, структурно-функционального, нормативно-функционального, институционального, исследования операций, морфологического, эволюционного, эвристического и др.

Междисциплинарный подход выступает передовым направлением в современной гносеологии. По справедливой оценке Е.А. Бушковской, систематизировавшей результаты исследований конца ХХ — начала XXI вв. в области синтеза наук, он нацелен на «рассмотрение предмета с разных сторон и разными методами, пронизывая дисциплины и образуя новый способ понимания предмета… Это вид знания и подход к курсу обучения, которые сознательно включают методологию и язык более чем одной дисциплины для рассмотрения центральной темы, проблемы, события, факта и опыта. В отличие от традиционного взгляда на сумму знаний отдельной дисциплины междисциплинар-ность не делает акцента на ограничения знания, а сосредоточивается на связях и взаимоотношениях между разными дисциплинами, изучающими свой предмет. С одной стороны, она углубляет дифференциацию, ведет к образованию новых областей исследования и даже новых дисциплин на «стыке наук». С другой стороны, это ведущий фактор интеграции современной науки» .

Финансовый контроль

29 (215) — 2014

Применение междисциплинарных методов исследования в области внутреннего финансового контроля обеспечивает:

• гносеологическую ориентированность на постоянно происходящее расширение границ предмета внутреннего финансового контроля за счет вовлечения им в свою орбиту общих проблем смежных научных областей — финансов организаций, финансового менеджмента, налогов и налогообложения, социологии, корпоративного управления, контроллинга, финансового права;

• нацеленность на исследование сложных и взаимосвязанных объектов, применительно к внутреннему финансовому контролю — финансовых ресурсов, потоков, инструментов и решений;

• синергетический эффект, проявляющийся в виде нового знания, создаваемого благодаря тесному взаимодействию, интеграции и кооперации частных дисциплин. Основываясь на приведенных выше аргументах, сформулируем уточненное определение метода внутреннего финансового контроля.

Метод внутреннего финансового контроля представляет собой совокупность способов получения и модернизации знаний о контрольной функции управления финансами организаций, включающих в себя философские, общенаучные, специфические (дисциплинарные) и междисциплинарные методы исследования.

Уточненный подход к содержанию предмета и метода внутреннего финансового контроля обеспе-

чивает консенсуальную согласованность онтологии и гносеологии научных изысканий в рассматриваемой области. Определенность в этих фундаментальных вопросах становится стартовой площадкой для любого прикладного исследования.

Список литературы

1. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля. М.: Магистр, 2011. 384 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2 . Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. Л.: Госфиниздат, 1929. 252 с.

3. Бушковская Е.А. Феномен междисципли-нарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 152-155.

4. Внутренний аудит / Жминько С.И. и др. Р/Д: Феникс, 2008. 320 с.

5 . Маслова Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. М.: Магистр, 2011. 336 с.

6. Метлов В.И. Проблемы взаимоотношения философского и научного (к опытам создания философии науки) // Философия и общество. 2010. № 3. С. 56-79.

7. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. Орел: Орловский государственный университет, 2010. 289 с.

8 . Серебрякова Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля. М.: ИНФРА-М, 2012. 328 с.

9. Финансы / С.А. Белозеров и др. / отв. ред. В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2013. 928 с.

Financial analytics: science and experience Financial control

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

THE SUBJECT AND METHOD OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL

Vladimir N. ZHUKOV

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

29 (215) — 2014

Финансовый контроль

1. Brovkina N.D. Osnovy fmansovogo kontrolya . Moscow, Magistr Publ., 2011, 384 p.

2. Bukovetskii A.I. Vvedenie vfmansovuyu nauku . Leningrad, Gosfiniz-dat Publ., 1929, 252 p.

4. Vnutrennii audit . Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008, 320 p.

Приложение № _____
к Приказу
от «__» _______ 20__ года № 186-од
«Об учетной политике на 20__ год»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ____________________
М. К. Сергеева
«__» __________ 20__ года

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Приказ № 157н)) и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:

– на соблюдение установленных действующим законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, регулирующими финансово-хозяйственную деятельность государственных (муниципальных) учреждения, требований к проведению в учреждении внутреннего финансового контроля;
– на повышение уровня ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
– на исключение ошибок и нарушений норм законодательства РФ в части ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
– на повышение результативности использования средств субсидий и средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности.

1.3. Основной целью проведения внутреннего финансового контроля является подтверждение достоверности бухгалтерского учета и составления отчетности, соблюдения норм действующего законодательства РФ, регулирующего вопросы финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Мероприятия внутреннего контроля призваны обеспечить в учреждении:

– соответствие документального оформления финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказов № 157н, Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»;
– своевременность и полноту отражения на счетах бухгалтерского учета первичных учетных документов;
– предотвращение ошибок и искажений показателей бухгалтерского учета и сведений, отраженных в отчетности;
– исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
– исполнение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
– соблюдение учреждением требований по распоряжению особо ценного имущества;
– сохранность первичных учетных документов и имущества, закрепленного за учреждение на праве оперативного управления.

1.4. Задачами внутреннего финансового контроля являются:

– оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений действующего законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность государственных (муниципальных) учреждений;
– выявление действий должностных лиц, снижающих эффективность использования учреждением имущества (денежных средств, нефинансовых активов);
– повышение результативности использования имущества учреждением;
– установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности требованиям нормативно-правовых актов.

1.5. Внутренний финансовый контроль в учреждении основывается на следующих принципах:

– принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативными актами;
– принцип независимости – работники, на которых приказом руководителя учреждения возложены обязанности по проведению мероприятий внутреннего финансового контроля при выполнении своих должностных обязанностей должны быть независимы от объекта контроля;
– принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документов и норм законодательных актов, устанавливающих правила ведения учета – предмета проверки;
– принцип ответственности – при проведении мероприятий внутреннего контроля проверяющий несет ответственность за ненадлежащее выполнение контрольных функций в соответствии с нормами законодательства РФ;
– принцип системности – проведение контрольных мероприятий деятельности учреждения производится регулярно в соответствии с планом проверок утверждаемым руководителем учреждения.

1.6. Внутренний финансовый контроль осуществляется созданной приказом руководителя комиссией, а в отдельных случаях по решению руководителя – внутренним аудитором, привлекаемым для независимой проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Система внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении:

– составления документов и расчетов, необходимых для составления Плана финансово-хозяйственной деятельности;
– составления, корректировки и выполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности;
– принятия в пределах показателей Плана финансово-хозяйственной деятельности обязательств, денежных обязательств;
– организации процесса заключения государственных контрактов и иных хозяйственных договоров;
– осуществления начисления и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также за принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, принятия решений о зачете (уточнении) платежей как в погашение задолженности учреждения перед своими контрагентами, так и по платежам в бюджет;
– ведения бухгалтерского учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета;
– проведения инвентаризаций;
– составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– обеспечения соблюдения условий, целей и порядка использования учреждением полученных субсидий, грантов и иных форм целевых средств, установленных при их предоставлении;
– контроля за исполнением судебных актов по искам по денежным обязательствам учреждения.

2.2. Система внутреннего контроля обеспечивает:

– соблюдение соответствия показателей строк Плана финансово-хозяйственной деятельности фактическим данным;
– полноту и своевременность составления документов и регистров бухгалтерского учета, формирования и оформления журналов операций;
– своевременность подготовки форм бухгалтерской отчетности, отражающих достоверные показатели финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
– предотвращение ошибок и искажения данных бухгалтерского учета и отчетности.

3. Организация системы внутреннего финансового контроля

3.1. Внутренний финансовый контроль, проводимый в учреждении, подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько правомерной и целесообразной будет операция. Целью предварительного контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.

В рамках мероприятий предварительного внутреннего финансового контроля проводятся:

– проверка финансово-хозяйственных документов;
– проверка и визирование проектов договоров;
– предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых средств и распоряжением имущества.

3.1.2. Текущий контроль осуществляется путем повседневного анализа исполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденного на текущий финансовый год, ведения бухгалтерского учета, оценки эффективности и результативности использования имущества работниками учреждения, уполномоченными на то возложенными на них должностными обязанностями. В рамках мероприятий текущего контроля проводятся:

– проверка денежных документов до совершения операций по расходованию денежных средств (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.);
– проверка наличия денежных средств в кассе;
– проверка полноты принятия к учету полученных в банке наличных денежных средств;
– контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности и правомерностью ее списания со счетов бухгалтерского учета;
– сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
– проверка ведения бухгалтерского учета;
– осуществление мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования.

3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений. В рамках проведения мероприятий последующего финансового контроля осуществляются:

– инвентаризация;
– внезапная проверка кассы;
– ревизия;
– проверка поступления в учреждение, наличия и использования денежных средств;
– документальные проверки завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2.1. Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

3.2.2. Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным руководителем учреждения, а также перед составлением бухгалтерской отчетности. График включает:

– объект проверки;
– период, за который проводится проверка;
– срок проведения проверки;
– ответственных исполнителей.

3.2.3. Внеплановые проверки проводятся в случае необходимости (например, при наличии информации о возможном нарушении).

3.3. Выявленные в ходе контрольных мероприятий нарушения законодательства РФ подлежат исправлению. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, устанавливают их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

3.3.1. Результаты проведения контрольных мероприятий оформляются:

– протоколом (по итогам проведения проверки предварительного и текущего контроля), в котором указываются перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации к недопущению возможных ошибок в дальнейшем;
– актом (по итогам проведения мероприятий последующего контроля).

3.3.2. Акт проверки включает в себя информацию:

– о предмете проверки;
– о периоде проверки;
– о дате утверждения акта;
– о лицах, проводивших проверку;
– о методах и приемах, применяемых в процессе проведения контрольных мероприятий;
– о соответствии предмета проверки нормам законодательства РФ, действующим на дату совершения факта хозяйственной жизни учреждения;
– о выводах, сделанных по результатам проведения проверки;
– о принятых мерах и осуществленных мероприятиях по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля. Даются рекомендации по недопущению возможных ошибок.

3.3.4. Акт предоставляется на утверждение руководителю учреждения. Ознакомившись с результатом проведения проверки, руководитель своим распоряжением устанавливает сроки устранения нарушений руководителям лиц, допустившим нарушения норм законодательства, выявленных по итогам проведения контрольных мероприятий.

3.3.5. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. В установленные руководителем учреждения сроки они устраняют допущенные ошибки.

4. Субъекты внутреннего финансового контроля

4.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется:

– руководителем учреждения и его заместителями;
– комиссией по внутреннему контролю (состав постоянно действующей в учреждении комиссии утверждается приказом руководителя учреждения);
– руководителями и работниками учреждения на всех уровнях.

4.2. Лица, ответственные за проведение мероприятий внутреннего финансового контроля, в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5. Функции и права комиссии по внутреннему контролю

5.1. На комиссию по внутреннему контролю возложены следующие функции:

– принимать непосредственное участие в проведении контроля всех типов;
– осуществлять методическое обеспечение системы внутреннего контроля;
– координировать деятельность подразделений в рамках внутреннего контроля;
– проводить оценку внутреннего контроля.

5.2. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по внутреннему контролю имеет право:

– проверять соответствие финансово-хозяйственных операций действующему законодательству;
– проверять правильность составления бухгалтерских документов и своевременного их отражения в учете;
– входить (с обязательным привлечением главного бухгалтера) в помещение проверяемого объекта, в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей, компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях;
– проверять наличие денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности в кассе учреждения и подразделений, использующих наличные расчеты с населением, проверять правильность применения ККМ, при этом исключить из сроков, в которые такая проверка может быть проведена, период выплаты заработной платы;
– проверять все учетные бухгалтерские регистры;
– проверять планово-сметные документы;
– знакомиться со всеми учредительными и распорядительными документами (приказами, распоряжениями, указаниями руководства учреждения), регулирующими финансово-хозяйственную деятельность;
– знакомиться с перепиской подразделения с вышестоящими учреждениями, другими юридическими, а также физическими лицами (жалобы и заявления);
– обследовать производственные и служебные помещения (при этом могут преследоваться цели, не связанные напрямую с финансовым состоянием подразделения, например, проверка противопожарного состояния помещений или оценка рациональности используемых технологических схем);
– проводить мероприятия научной организации труда (хронометраж, мониторинг, обследование, фотографию рабочего времени, использовать метод моментальных фотографий, осуществлять анкетирование, тестирование и т. п.);
– проверять состояние и сохранность материальных ценностей у материально ответственных и подотчетных лиц;
– проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов основных средств;
– проверять правильность оформления бухгалтерских операций, а также правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и сборов в государственные внебюджетные фонды;
– требовать от руководителей структурных подразделений справки, расчеты и объяснения по проверяемым фактам хозяйственной деятельности;
– осуществлять иные действия, обусловленные спецификой деятельности службы и иными факторами.

6. Ответственность субъектов внутреннего финансового контроля

6.1. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на председателя комиссии, утвержденной приказом руководителя.

6.2. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями ТК РФ.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к Положению о внутреннем финансовом контроле утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельных пунктов Положения о внутреннем финансовом контроле вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу. Преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1
к Положению о внутреннем финансовом контроле

График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности

Наименование мероприятия

Время проведения

Период, за который проводится проверка

Ответственный исполнитель

Ревизия кассы, соблюдения порядка ведения кассовых операций.

Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности

Ежемесячно, в последний рабочий день месяца

Месяц

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка соблюдения лимита денежных средств в кассе учреждения

Ежегодно

Год

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Ежемесячно, в последний рабочий день месяца

Месяц

Главный бухгалтер

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

На 1 января и на 1 июля

Полугодие

Главный бухгалтер

Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Ежемесячно, в последний рабочий день месяца

Месяц

Главный бухгалтер

Инвентаризация

Ежегодно, перед составлением годовых отчетных форм

Год

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Приложение 2
к Положению о внутреннем финансовом контроле

Программа внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Объект проверки

Проводимые мероприятия

Ответственные лица

Учетная политика

1. Проверка полноты и правильности отражения в приказе элементов учетной политики.

2. Контроль над практическим применением приказа об учетной политике.

3. Анализ соблюдения графика документооборота

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Организация бухгалтерского учета

1. Проверка наличия должностных инструкций с разделением обязанностей.

2. Оценка состояния постановки и организации бухгалтерского учета.

3. Проверка наличия положений об оплате труда, подотчетных лицах, командировках и т. д. и их соблюдения

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Ведение бухгалтерского учета

1. Проверка правильности применения плана счетов, утвержденного в учетной политике учреждения и методологии бухгалтерского учета.

2. Анализ правильности применения кодов ОКОФ по объектам, учитываемым на балансе учреждения.

3. Проверка материалов инвентаризаций и ревизий и отражения результатов в бухгалтерском учете.

4. Контроль за обоснованностью расходов, в том числе с точки зрения НК РФ.

5. Проверка правильности формирования себестоимости и применения методов ее калькулирования.

6. Анализ применения бюджетной классификации и целевого использования средств.

7. Контроль за исполнением Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Председатель комиссии по внутреннему контролю, главный бухгалтер

Налоги и сборы

1. Проверка расчетов по налогам и сборам, уплачиваемых учреждением.

2. Анализ правильности определения налоговой базы.

3. Контроль за правильностью определения налоговых ставок.

4. Проверка правильности применения налоговых вычетов.

5. Анализ правильности применения льгот.

6. Контроль за правильностью составления налоговой отчетности

Председатель комиссии по внутреннему контролю, главный бухгалтер

Возмещение материального ущерба

1. Проверка своевременности выставления претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу, порчу, недопоставку материальных ценностей и т. д.

2. Анализ обоснованности списания претензионных сумм на финансовый результат.

3. Проверка расчетов по недостачам, растратам и хищениям, проверка соблюдения сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, потерь, растрат.

4. Анализ полноты и правильности оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям.

5. Проверка правильности и обоснованности числящихся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам и хищениям.

Председатель комиссии по внутреннему контролю, главный бухгалтер

Бухгалтерская и статистическая отчетность

1. Проверка состава, содержания форм бухгалтерской отчетности данным, содержащимся в регистрах бухгалтерского учета.

2. Контроль за правильностью заполнения отчетных форм.

3. Анализ статистической отчетности

Председатель комиссии по внутреннему контролю, главный бухгалтер