Утилизация основных средств

Утилизация основных средств

Основные средства, находящиеся в собственности организации, могут являться объектами как движимого, так и недвижимого имущества. Это разделение также повлияет и на процедуру их ликвидации, которая, к слову сказать, может произойти по различным причинам.

Необходимость утилизации ОС может быть обнаружена в момент инвентаризации (очередной или внеплановой). Однако это не единый случай. Процесс утилизации (ликвидации) происходит на основании п. 29 ПБУ 6/01 , п.п. 75 и 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н в следующих ситуациях, которые также указаны в письме Минфина России от 29.01.2014 № 07-04-18/01 :

  • данное ОС изношено до такой степени, что его ремонт просто нерентабелен, так что проще это ОС демонтировать;
  • в современных условиях некоторые виды ОС, такие как компьютерная техника или другие приборы на основе высоких технологий, очень быстро становятся морально устаревшими, и их тоже проще утилизировать, чем модернизировать;
  • данное ОС пришло в негодность вследствие стихийного бедствия, аварии или других чрезвычайных ситуаций (ЧС);
  • при проверке или инвентаризации имущества обнаружилась его порча;
  • ликвидируется не весь объект, а его часть, и поэтому ОС находится в стадии реконструкции;
  • если обнаружено хищение или недостача деталей, узлов и агрегатов, замена которых нецелесообразна, а использовать данное ОС без этих деталей невозможно.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Как организовать и оформить выбытие ОС, прописано в п.п. 77–79 Методических указаний по учету ОС № 91н.

При этом на момент списания стоимость ОС может быть еще не полностью списана в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по УСН. Однако несписанная стоимость ОС при его выбытии не уменьшает налогооблагаемую базу, так как данной статьи нет в закрытом перечне, приведенном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Но и перерасчета налоговой базы с доплатой налога согласно п. 3 ст. 346.16 НК РФ делать не надо, так как эта норма предусмотрена только для реализации недоамортизированного ОС.

Виды утилизации

Доступ к полным текстам статей осуществляется по подписке. Несколько статей каждого номера находятся в открытом доступе. Также Вы можете получить один из номеров журнала бесплатно. Если Вам понравился наш журнал, информацию по подписке можно получить . Вот список подписок, которые позволяют читать эту статью.

Юридические лица по закону обязаны вести бухгалтерский учет и отражать в нем все операции свой хозяйственной деятельности. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения от этой обязанности не избавлены. Поэтому, если возникает необходимость списать старый компьютер, его нельзя просто взять и вынести на помойку. Так что же с ним делать и как отразить это в бухучёте?

Представим себе организацию (скажем, консалтинговую или юридическую), применяющую систему «УСН «доходы»». И в этой организации стоит компьютер. Работает он, работает… А потом то ли ломается, то ли руководство решает вместо этого старого хлама купить себе что-то более современное. Покупает. А со старым компьютером что нужно сделать? Выбросить? Ответ неправильный. Точнее, не совсем правильный. Не думайте, что от старого компьютера очень просто избавиться.

Утилизация оргтехники

Допустим, вы решили компьютер всё-таки выбросить. Как это сделать? Просто выкинуть на помойку? Нельзя. В состав объектов основных средств, относящихся к оргтехнике, могут входить драгоценные металлы и их сплавы. А при списании объектов, в состав которых входят драгоценные металлы, организация предварительно должна извлечь из ликвидируемого объекта все детали и узлы, в которых они содержатся. Данное требование установлено в пункте 23 «Инструкции о порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», утверждённой . Данный документ вступил в силу 20 января 2017 года (в 10-дневный срок с момента опубликования на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 09.01.2017 г.) и распространяется в том числе и на организации, использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (то есть практически на все организации).

Изъятие деталей с драгоценными металлами можно осуществить собственными силами либо привлечь для этого специализированную организацию, занимающуюся проведением указанных работ. Однако, в ряде случаев самостоятельное изъятие драгоценных металлов из списываемой компьютерной техники невозможно, так как помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В этих случаях «Об отходах производства и потребления» запрещает организациям самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (согласно статьям 4 и 9 указанного Закона).

Считаете, что на вышеуказанные требования можно безнаказанно наплевать? Напрасно считаете. В соответствие со за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий влечет наложение административного штрафа за совершение операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере:

  • на должностных лиц — от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб.,
  • на юридических лиц — от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Также возможно привлечение к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. установлена ответственность за указанные нарушения в виде административного штрафа:

  • на должностных лиц организации от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.,
  • на юридических лиц — от 100 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Понятно, что к ответственности нарушителей законодательства можно привлечь только тогда, когда их в этом уличат. Думаете, что никогда не уличат? А что по этому поводу говорил незабвенный Джеймс Бонд, агент 007 — «Никогда не говори «никогда».

Учет операции по утилизации основных средств

Итак, допустим, организация решила быть законопослушной и сделать всё так, как ей велит закон. Заключила договор подряда на демонтаж оргтехники со специализированной организацией (согласно пункту 1 ). В итоге получилась куча хлама и запчасти, в которых должны находиться драгметаллы. Хлам вывозится, согласно договору, на свалку, а «золотоносные запчасти» остаются в организации… Факт хозяйственной жизни свершился!

Теперь следует отразить его в бухгалтерском учёте. Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в том числе по причине морального и физического износа, подлежит списанию с бухгалтерского учёта (согласно абзацам 1 и 2 пункта 29 раздела V «Учёт основных средств», а также пунктам 75 и 76 раздела VI «Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств», утверждённых Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). В соответствии с «Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций», утверждённой Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для учёта выбытия объектов основных средств к балансовому счёту 01 «Основные средства» может открываться аналитический «Выбытие основных средств», по дебету которого отражается стоимость выбывающего объекта, а по кредиту — сумма накопленной амортизации. Расходы, связанные со списанием объектов основных средств, отражаются в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому они относятся, в качестве прочих расходов (согласно пункту 31 раздела V ПБУ 6/01). Туда же списывается и остаточная стоимость (если она есть).

Стоимость работ (вместе с НДС — напомним, организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, поэтому его сумма, выставляемая поставщиками, сразу включается в стоимость выполненных работ (согласно пункту 2 и подпункту 3 пункта 2 )) по демонтажу списанного с учёта объекта основных средств, выполненных подрядчиком, признаётся организацией прочим расходом на дату подписания акта приёмки-сдачи выполненных работ (согласно пунктам 11 и 14.1 раздела III, а также пункту 17 раздела IV ПБУ 10/99 «Расходы организации», пункту 2 статьи 346.11, подпункту 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ). При этом в бухгалтерском учёте производится запись по дебету балансового счёта 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчёт 91/2 «Прочие расходы») в корреспонденции с кредитом балансового счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» (согласно «Инструкции по применению Плана счетов»). Материалы же, полученные в результате демонтажа оргтехники («золотоносные запчасти» и ещё что-нибудь полезное), приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету балансового счёта 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счёта 91 (субсчёт 91/1 «Прочие доходы») (согласно пункту 2 раздела I, пунктам 5 и 9 раздела II

Ответ от 16.03.2018

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, которые подлежат обязательной утилизации. В каждом случае при списании имущества необходимо руководствоваться положениями законодательства.

Как правило, почти во всех системных блоках, мониторах, в составе комплектующих деталей, изделий технического назначения, бытовых приборов, инструментов, оборудования, материалов в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы.

Согласно п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы необходимо учитывать. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Кроме того, в списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду такое имущество может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности выполняются организациями с лицензией на осуществление этой деятельности.

Учреждение может самостоятельно определить наличие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в штате нет специалиста, который способен дать заключение о наличии или отсутствии в списанном имуществе вредных веществ и отнесении отходов к классу опасности, для утилизации имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

При списании мебели учреждение может руководствоваться Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель относится к крупногабаритным твердым коммунальным отходам, вывоз которых обеспечивается региональным оператором (в т.ч. по заявкам потребителей) либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Порядок утилизации имущества должен быть определен в рамках учетной политики учреждения с учетом норм законодательства. В числе прочего он может включать:

  • перечень материальных ценностей, которые подлежат утилизации;
  • способы утилизации (самостоятельно или с привлечением специализированной организации);
  • сроки утилизации;
  • порядок вывоза отходов после утилизации объектов основных средств и т.п.

В соответствии с пп. 51, 52 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), выбытие объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта.

Вместе с тем пунктом 335 Инструкции № 157н прямо предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), следует учитывать на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета при принятии соответствующего решения, должен учитываться на счете 02, пока не будут проведены мероприятия (в т.ч. утилизация), предусмотренные актом о списании.

Таким образом, факт выбытия с балансового учета объекта основных средств и факт реализации мероприятий по утилизации (уничтожению) выбывшего объекта – два разных события хозяйственной жизни, которые происходят после утверждения решения о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта о списании должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации этих мероприятий необходимо подтвердить первичными документами.

Унифицированной формы первичного учетного документа, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н учреждение вправе локальными нормативными актами утверждать формы первичных (сводных) учетных документов для отражения хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 7 Инструкции № 157н.

Таким образом, учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, которые оно будет применять при утилизации или уничтожении нефинансовых активов своими силами, а также с привлечением сторонних организаций. Указанные документы позволят подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок в случае возникновения спорных ситуаций.

Если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, факты проведения таких работ могут быть подтверждены:

  • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований учредителя или положений учетной политики учреждения;
  • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору со специализированной организацией.

Если профильной комиссией учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) необязательно.