Продажа основных средств НДС

НДС при приобретении основных средств

Приобретая ОС, предприятия, использующие различные системы налогообложения, по-разному учитывают стоимость объектов. Применение упрощенных режимов разрешает учитывать сумму НДС в первоначальной стоимости актива. Компании, применяемые ОСНО и являющиеся плательщиками налога, могут принять НДС к вычету, если выполняются такие требования:

  • Актив покупается для использования в облагаемых операциях;
  • Имеется составленный продавцом счет-фактура с выделенной суммой налога;
  • Объект принят к учету, и с этого момента еще не истекли 3 года.

Обязательным условием для возможности использования вычета НДС при приобретении основных средств является принятие объекта к учету в составе ОС на сч. 01. При закупе оборудования, требующего установки, принять к вычету НДС можно после отражения стоимости затрат на сч. 07, а если объект возводится силами компании или подрядных организаций, НДС по нему принимается к вычету с общей стоимости всех затрат, отраженных на сч. 08.

Пример: вычет НДС при покупке основных средств

20 февраля 2018 фирмой-налогоплательщиком приобретен автомобиль б/у с неисправным двигателем. ТС передано покупателю вместе со счетом-фактурой на сумму 472 000 руб. (в т.ч. НДС 72 000 руб.). 1 марта в автосалоне 2018 приобретен двигатель, который сразу же установили. Его цена вместе со стоимостью работ по счету-фактуре составила 200 600 руб. (в т. ч. НДС 30 600 руб.). 1 марта автомобиль был готов к работе.

Бухгалтер оформил покупки проводками в соответствии с хронологией событий:

Операция

Д/т

К/т

Сумма

Затраты по приобретению ТС

400 000

Входной НДС

72 000

НДС принят к вычету

72 000

Расходы на приобретение и установку двигателя

170 000

Входной НДС

30 600

НДС принят к вычету

30 600

Объект учтен в составе ОС

570 000

Операции регистрируются в книге покупок, а затем отражаются в декларации по НДС за 1 квартал 2018.

НДС при продаже ОС на ОСНО

Реализуя объекты ОС необходимо учитывать наличие амортизационной премии (если она начислялась ранее). Остаточная стоимость объекта имущества в таком случае будет равна первоначальной, уменьшенной на суммы износа и амортизационной премии.

Итог продажи может оказаться:

  • убыточным, если продажная цена объекта ниже остаточной;
  • прибыльным при стоимости продажи, превышающей остаточную.

Убыток от реализации актива в бухучете относят на прочие расходы. В налоговом учете он равными долями списывается на протяжении оставшегося срока службы, создавая отложенное налоговое обязательство. При продаже ОС по остаточной стоимости или ниже ее НДС не начисляется.

Пример учета НДС с продажи основных средств

В компании имеется объект ОС первоначальной стоимостью 600 000 руб. + НДС 18% — 108 000 руб. В январе 2017 оформлен ввод в эксплуатацию, СПИ составил 48 мес. Спустя год объект решено продать. Фактический срок службы его составил 12 мес., остаточная стоимость – 450 000 руб. (600 000 – (600 000 / 48 х 12)). Оставшийся период эксплуатации – 36 мес. (48 – 12). Реализован актив за 413 000 руб. (в т.ч. НДС 63 000 руб.).

Бухгалтер так отразит операции по продаже объекта:

Операция

Д/т

К/т

Сумма

Отражена первоначальная стоимость реализуемого имущества

01/выбытие ОС

01/ОС в эксплуатации

600 000

Реализован объект ОС

350 000

На цену продажи начислен НДС

63 000

Списана сумма износа, начисленного за период эксплуатации (12 мес.)

150 000

Списана остаточная стоимость актива

450 000

Отражен убыток от реализации (413000-63000-450000)

100 000

Поскольку результатом продажи стал убыток, то в налоговом учете бухгалтер рассчитает:

Операция

Д/т

К/т

Сумма

Отложенный налоговый актив (ОНА) (100 000 х 20%)

20 000

Ежемесячно до окончания срока службы объекта (36 мес.) убыток будет списываться равными долями в уменьшение ОНА (100 000 / 36 х 20%)

555,56

Нужно ли восстанавливать НДС при продаже товара по цене ниже себестоимости?

Цитата (МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 9 ноября 2015 г. N 03-07-11/64260): В связи с письмом о восстановлении налога на добавленную стоимость, принятого к вычету по товарам, реализуемым по цене ниже цены приобретения, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации(далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, без включения в них налога на добавленную стоимость.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 105.3 Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
Таким образом, при реализации товаров по цене ниже цены приобретения по договору, заключенному лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости, указанной в этом договоре.На основании положений пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
Учитывая изложенное, при осуществлении подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации товаров по цене ниже цены приобретения сумму налога, ранее принятую к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном Кодексом, восстанавливать не следует.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель
директор
Департамента
О.Ф. ЦИБИЗОВА