Регистры учета основных средств

Порядок оформления регистров бухгалтерского учета основных средств

Все поступающие в бухгалтерию первичные документы проверяются по существу, законности, целесообразности формируемых в них хозяйственных операций. Затем осуществляется регистрация и экономическая группировка их данных в системе синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, то есть в Учетных регистрах.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Каждый регистр бухгалтерского учета ведется в течение одного финансового года с учетом переходящих остатков. Сроки хранения регистров бухгалтерского учета установлены действующим законодательством.

Учетные регистры – это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. В зависимости от строения учетные регистры делятся на:

Хронологические, информация в которых записывается в последовательности совершения операций; Систематические, в которых хозяйственные операции группируются по установленным признакам.

Учетные регистры ведутся в форме книг, журналов, ведомостей, карточек, машинограмм, отдельных листов и т. д.

1. Инвентарные карточки учета основных средств являются основным регистром аналитического учета основных средств (форма ОС-6). При оформлении инвентарной карточки следует помнить, что:

    Оборотная сторона предназначена для краткой индивидуальной характеристики объекта; На Лицевой стороне указываются: наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дата и номер акта о приемке, местонахождение, полная стоимость, норма износа, шифр затрат, сумма износа на дату приемки или переоценки объекта.

Впоследствии, в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннего перемещения объекта и причину выбытия.

Заполняются инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов – актов приемки-передачи, технической и прочей документации.

В инвентарных карточках, содержащих, кроме денежной оценки, норм амортизации и техническую характеристику объекта, ведут и аналитический учет. Следует отметить, что все объекты основных средств, за исключением сооружений, зданий и некоторых других, должны находиться в подотчете материально-ответственного лица во избежание порчи и недостач. В карточке учета, кроме поступления, также отражаются факты продажи, ликвидации объекта.

Зарегистрированные карточки помещают в Картотеку основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп – по местам нахождения, эксплуатации и по видам.

В местах использования основных средств ответственные лица ведут Инвентарные списки основных средств (форма ОС-13), в которых приводятся краткие сведения об объектах основных средств и учет их изменений.

На Арендованные основные средства в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открывают. Для аналитического учета поступивших основных средств используют копии инвентарных карточек арендодателя или же выписки из инвентарной книги.

2. Выбытие основных средств оформляют актом (при этом может быть также использован акт на списание основных средств формы ОС-4) и отражают в инвентарной карточке, которую затем изымают из картотеки. Причинами выбытия могут быть:

    Недостача основных средств (например, по результатам инвентаризации); Ликвидация части инвентарного объекта в связи с переоборудованием, модернизацией; Ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже после стихийных бедствий, а также вследствие его ветхости и износа; Передача основных средств другим предприятиям в случае реализации или при безвозмездной передаче.

Конец формы

Требования ПБУ 6/01

Требования ПБУ 6/01

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года N 26н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах. По этим правилам предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в целях бухгалтерского учета должны:
— формировать первоначальную стоимость основных средств;
— устанавливать срок их полезного использования;
— начислять амортизацию одним из четырех способов (кроме объектов, перечисленных в п.17 ПБУ 6/01).
Основные средства, стоимость которых не превышает 20 тыс.руб. или иного лимита, установленного в приказе об учетной политике, можно учесть в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и списать сразу по мере отпуска в эксплуатацию.
Тут же отметим, что в налоговом учете под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 тыс.руб. (Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ)
Согласно п.15 ПБУ 6/01 предприятие может один раз в год проводить переоценку группы однородных объектов основных средств. Переоценка проводится по текущей стоимости путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам, которые необходимо подтвердить документально.
Предприятие, перешедшее на упрощенку, может провести модернизацию или реконструкцию основных средств. Если после этого срок полезного использования основного средства, его мощность, качество применения и другие показатели увеличиваются, то затраты на восстановление объекта увеличивают его первоначальную стоимость (п.27 ПБУ 6/01).
Таким образом, в бухгалтерском учете первоначальная стоимость основного средства может увеличиться в результате переоценки, модернизации или реконструкции.
При этом необходимо помнить следующее. Если остаточная стоимость всех основных средств предприятия по данным бухгалтерского учета превысит 100 млн.руб., то предприятие потеряет право на применение упрощенной системы (пп.16 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса РФ). Величина остаточной стоимости проверяется на конец каждого квартала. Если обнаружится превышение установленного лимита, то предприятие автоматически переводится на обычную систему налогообложения с начала этого квартала.
По тем основным средствам, которые предприятие приобрело до перехода на упрощенку, сохраняется порядок бухгалтерского учета, который применялся в период общего режима налогообложения. Иными словами, бухгалтер продолжает ежемесячно начислять амортизацию исходя из первоначальной стоимости основного средства и установленного срока службы.
Если основное средство было приобретено в период применения упрощенки, то начислять амортизацию в бухгалтерском учете предприятие будет с 1-го числа месяца, который следует за месяцем принятия этого объекта к учету (п.21 ПБУ 6/01). При этом первоначальная стоимость объекта и срок его полезного использования определяются в соответствии с ПБУ 6/01.
При выбытии основного средства начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, который следует за месяцем списания основного средства с бухгалтерского учета.

Первичные документы по учету основных средств

Все хозяйственные операции, которые проводит организация, оформляются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В бухгалтерском учете основных средств необходимо использовать унифицированные формы, которые приведены в постановлении Госкомстата России от 21 января 2003 года N 7.
Поступление основных средств в организацию оформляется актом, составленным по форме N ОС-1 «Акт о приемке-передаче объектов основных средств», N ОС-1а «Акт о приемке-передаче здания (сооружения) и или N ОС-1б «Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)».
Для учета объектов основных средств предназначены инвентарные карточки (формы N ОС-6 и N ОС-6а). Малые предприятия могут использовать форму N ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств». В этих формах указываются первоначальная стоимость основного средства, срок его полезного использования, а также сумма начисленной амортизации.
Внутренние перемещения основных средств оформляются накладной по форме N ОС-2, а передача отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств — по форме N ОС-3.
При выбытии основных средств бухгалтер должен оформить акт о списании по форме:
— N ОС-4 — при списании одного объекта основных средств, кроме автотранспортных;
— N ОС-4а — при списании автотранспортных средств;
— N ОС-4б — при списании группы объектов основных средств.