УСН освобождение от НДС

Применение УСН освобождает от обязанностей по уплате некоторых налогов

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов АКГ «Интерком-Аудит»

17 мая 2007 г. 16:50 E-mail Об авторе статьи Архив ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

При применении организациями и индивидуальными предпринимателями УСН происходит не замена уплаты одного налога другим, а освобождение их от всех соответствующих обязанностей налогоплательщика по некоторым налогам (аналогично, как и при применении ЕНВД), например, от обязанности представлять соответствующие декларации, вести налоговый учет по налогу на прибыль, вести книгу продаж и книгу покупок, становиться на налоговый учет по местонахождению недвижимого имущества, вести индивидуальные карточки по ЕСН. В изменениях уточняется, от какого налога освобождается налогоплательщик при применении УСН (статья 346.11 НК РФ):

Для организаций Для предпринимателей
Налог на прибыль организаций Налог на доходы физических лиц
Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость
Налог на имущество организаций Налог на имущество физических лиц
Единый социальный налог Единый социальный налог

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН, ввозящие товары на таможенную территорию Российской Федерации, должны уплачивать НДС при осуществлении этих операций. Такая норма введена для того, чтобы не создавать для плательщиков налога по упрощенной системе налогообложения льготный режим налогообложения по импорту товаров. Все остальные операции при применении упрощенной системы налогообложения не подлежат обложению НДС.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм НДС. В том случае, если налогоплательщик, применяющий УСН, выставит покупателю счет-фактуру с выделением сумм НДС, то данный налогоплательщик в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ должен уплатить в бюджет НДС.

В письме ФНС России от 24 ноября 2004 года №03-1-08/2367/45@ «О порядке исчисления налога на добавленную стоимость» указано, что при переходе плательщиков налога на добавленную стоимость на УСН отсутствуют правовые основания для применения налоговых вычетов. Поэтому в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет согласно пункту 3 статьи 170 НК РФ.

В соответствии со статьей 171 НК РФ право на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, возникает в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых:

· для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения;

· для перепродажи.

Упрощенная система налогообложения может предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 НК РФ.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а иные налоги они уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (далее — ЕСН), установленные главой 24 НК РФ. Пунктом 1 статьи 236 НК РФ установлено, что объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам. Причем согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Поскольку организация, применяющая УСН, не является плательщиком налога на прибыль, на нее не распространяется пункт 3 статьи 236 НК РФ. На основании вышесказанного, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 16 февраля 2005 года №03-05-02-05/2, оплата стоимости путевок в санаторий, оказание материальной помощи сотрудникам организации, а также оплата обучения в вузе, связанного с получением второго образования, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (за исключением выплат, не связанных с трудовой деятельностью, например к юбилейной дате). Кроме того, как указано в письме Минфина России от 25 апреля 2005 года №03-03-02-04/1/102, оплата стоимости протезирования зубов также облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

По вопросу начисления страховых взносов на суммы компенсации транспортных расходов в связи с разъездным характером работы, Минфин России разъяснил следующее. Если в должностной инструкции работника или локальном нормативном акте организации указано, что работа физического лица по занимаемой должности носит разъездной характер, то денежные средства, выдаваемые ему под отчет на разъезды, связанные со служебной деятельностью, в черте города, не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, в остальных случаях они подлежат обложению в установленном порядке, поскольку в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность или возмещение командировочных расходов).

Пунктом 5 статьи 346.11 НК РФ установлено следующее:

«Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ».

Как следует статья 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, либо внебюджетный фонд налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

· правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) налоги;

· в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности;

· вести учет выплаченных доходов налогоплательщикам, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

· представлять в налоговый орган по месту учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации: неправомерное неперечисление либо неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

У организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему, налогообложения, могут возникнуть обязанности налоговых агентов в отношении:

1) налога на добавленную стоимость в случаях:

— приобретения товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков;

— аренды федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;

— реализации конфискованного имущества, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, если организация или индивидуальный предприниматель имеют специальные полномочия на осуществление такой деятельности;

— реализации по посредническому договору (с участием в расчетах) на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

Согласно статье 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога. Налоговая база определяется налоговыми агентами при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога по каждому арендованному объекту имущества. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов, скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база исчисляется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой на основании положений статьи 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Налоговыми агентами признаются также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, при реализации на территории Российской Федерации товаров указанных иностранных лиц. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них суммы налога.

Являясь налоговым агентом по приведенным выше основаниям, организация или индивидуальный предприниматель заполняет раздел 2. «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Расчет заполняется в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным приказом Минфина РФ от 7 ноября 2006 года №136н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения».

Поскольку данные налоговые агенты сами не являются плательщиками НДС, суммы налога, уплаченные ими в бюджет, не предъявляются к возмещению из бюджета и, следовательно, не указываются в декларации. Данные суммы включаются в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы. По строке 190 упомянутого раздела 2.2 показывается общая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период.

2) налога на доходы физических лиц.

Порядок исчисления налога налоговыми агентами определен в статье 226 НК РФ. Данной статьей установлено, что организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом всех особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ. Указанные организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения в Российской Федерации именуются налоговыми агентами.

Например, при выплате организацией, применяющей УСН, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения), она обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог и внести его в доход федерального бюджета (смотрите письмо Минфина России от 11 марта 2004 года №04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения»).

Исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата сумм налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».

На спецрежим — с освобождения от НДС: есть особенности

Главная → Бухгалтерские статьи

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 4 октября 2013 г.

Содержание журнала № 20 за 2013 г.Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

В ситуации, когда на УСНО и ЕНВД нужно перейти, имея неоконченные 12 месяцев освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ, некоторые оказываются случайно, в силу обстоятельств, а некоторые — намеренно, надеясь сэкономить на налогах.

Разберем вопросы, связанные с таким переходом.

В этой статье мы не рассматриваем вопросы перехода с освобождения от НДС на ЕСХН.

Придется ли доплачивать НДС при переходе на спецрежим

До истечения 12 месяцев с начала применения освобождения отказаться от него нельзяп. 4 ст. 145 НК РФ. Является ли таким отказом переход на спецрежим?

Нет, не является. Просто вы не признаетесь плательщиком НДС с момента перехода:

  • на упрощенку — по всей вашей деятельностип. 2 ст. 346.11 НК РФ;
  • на вмененку — по тем видам деятельности, которые вы перевели на ЕНВДпп. 2, 4 ст. 346.26 НК РФ. Если у вас есть и другие операции, по которым вы продолжаете применять общий режим, то по ним вы остаетесь плательщиком НДС и должны пользоваться освобождением до истечения 12 месяцев.

Таким образом, при переходе на спецрежимы вы не отказываетесь от освобождения — оно просто прекращается вместе со статусом плательщика НДС как одна из его «опций».

Не приводит переход на спецрежим и к утрате права на освобождение. Ведь условия его применения вы не нарушалип. 5 ст. 145 НК РФ. А значит, начислять НДС за период освобождения не нужно.

Сдавать ли после перехода на спецрежим отчетность, подтверждающую право на освобождение

По общему правилу по истечении 12 месяцев освобождения от НДС нужно отчитаться перед налоговой инспекцией. То есть сдать документы, подтверждающие соблюдение условий освобожденияпп. 4, 6 ст. 145 НК РФ:

  • выписку из баланса (книги учета доходов и расходов для предпринимателей);
  • выписку из книги продаж;
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Также нужно представить уведомление о том, продолжит организация (ИП) пользоваться освобождением еще 12 месяцев или нет.

Если этого не сделать, право на освобождение теряется с самого начала его применения — придется заплатить НДС за все время освобождения, а также пени и штраф за неуплату налогап. 5 ст. 145 НК РФ.

Должны ли отчитываться те, кто до окончания 12 месяцев освобождения перешел на спецрежимы? На наш взгляд, отчитаться нужно. Ведь какое-то время вы освобождением пользовались и должны подтвердить, что все условия для него были соблюдены. А вот когда это нужно сделать, зависит от спецрежима, на который вы переходите.

СИТУАЦИЯ 1. Вы перешли на упрощенку. Отчитаться нужно до 20 января, так как в связи с переходом на УСНО у вас 31 декабря досрочно заканчивается период освобождения от НДС. Ведь с 1 января и до окончания 12 месяцев с даты начала освобождения вы уже не плательщик НДС (так как на упрощенку переведена вся ваша деятельность). И даже если право на УСНО вы в середине года потеряете, то плательщиком НДС вы станете заново, с нуляп. 4 ст. 346.13 НК РФ. Поэтому право на освобождение, которое вы получили еще до перехода на УСНО, за вами не сохранится.

К документам приложите сопроводительное письмо о том, что в связи с переходом на УСНО и утратой статуса плательщика НДС вы отчитываетесь по освобождению до истечения 12 месяцев.

ВАС однажды заявил, что можно вовсе не отчитываться в случае перехода на упрощенкуПостановление Президиума ВАС от 27.10.2009 № 13243/08, но лучше все же отправить отчет, чтобы не спорить с налоговиками.

СИТУАЦИЯ 2. Вы перешли на вмененку. В момент перехода на ЕНВД отчитываться еще рано. Ведь нет гарантии, что у вас до истечения 12 месяцев не появятся не подпадающие под вмененку операции. Поэтому отправить в инспекцию пакет документов по освобождению нужно в общий срок — по истечении 12 месяцев с его начала.

Но тут возникает проблема: какие документы представить за ту часть 12-ме­сячного срока, которая приходится на период работы на ЕНВД? Ведь ни книгу продаж, ни журнал учета счетов-фактур по «вмененным» операциям не ведут, а ИП на вмененке не ведет книгу учета доходов и расходов. Вместе с тем полученная от «вмененных» видов деятельности выручка в подсчете 2-мил­лионного порога не участвуетПисьма Минфина от 26.03.2007 № 03-07-11/71, от 26.03.2007 № 03-07-11/72. Поэтому и подтверждать ее размер не нужно. Можно ограничиться письмом о том, что за период после перехода на ЕНВД у вас были только операции, облагаемые в рамках этого спецрежима.

Что если после перехода на ЕНВД у вас, помимо «вмененных» операций, были еще и операции, подпадающие под общий налоговый режим? Тогда в отношении последних вы должны соблюдать 2-мил­лионный лимит выручки и по истечении 12 месяцев освобождения сдать все названные выше документы за весь 12-ме­сячный период.

На спецрежиме выставлены счета-фактуры с НДС: теряется ли право на освобождение за период до перехода на спецрежим

Напомним, что и освобожденные от НДС, и спецрежимники, выставившие счет-фактуру с НДС, должны заплатить его в бюджет и сдать декларацию по этому налогуп. 5 ст. 173 НК РФ.

Если вы выставили такой счет-фактуру, перейдя на спецрежим с освобождения от НДС, то не повлечет ли это потери права на освобождение с самого начала его применения?

Нет, не повлечет.

Если вы перевели на ЕНВД не всю деятельность и у вас остались операции на общем режиме, то разовое выставление счетов-фактур по ним нельзя расценить как досрочный отказ от освобожденияПисьмо Минфина от 31.05.2007 № 03-07-14/16. А что касается операций в рамках упрощенки и вмененки, то по ним вы больше не являетесь плательщиком НДС и все ваши действия после перехода на спецрежим, в том числе и выставление счетов-фактур с НДС, уже ничего в освобождении изменить не могут.

Поможет ли освобождение не восстанавливать входной налог по ОС и НМА при переходе на спецрежимы

В квартале, предшествующем переходу на спецрежимы, нужно восстанавливать НДС по всему числящемуся на вашем балансе имуществуподп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Если вы переводите на ЕНВД только часть видов деятельности (а другие оставляете на ОСНО), то в первом же квартале нужно восстановить НДС по тому имуществу, которое будет использоваться для вмененкиПисьмо ФНС 02.05.2006 № ШТ-6-03/462@.

При переходе на освобождение тоже нужно восстановить НДС. Однако не по всему имуществу, а только по тому, которое было приобретено для облагаемых операций, но на момент начала освобождения еще не было в них использованоп. 8 ст. 145 НК РФ. Означает ли это, что если ОС (НМА) на этот момент успело хоть сколько-то поучаствовать в облагаемых операциях (по нему уже была начислена амортизация), то НДС с его остаточной стоимости восстанавливать не нужно?

Нет, при освобождении нужно восстановить НДС с остаточной стоимости всех ОС. Минфин придерживается такой же позицииПисьмо Минфина от 12.04.2007 № 03-07-11/106, и она находит поддержку в судебных решениях последних летПостановления ФАС СЗО от 13.03.2013 № А44-5629/2012; ФАС ВВО от 14.04.11 № А43-14553/2010.

Однако некоторые налогоплательщики ориентируются на более давние решения судов, признававших, что при освобождении от НДС не нужно восстанавливать налог с остаточной стоимости неновых ОСПостановления ФАС ДВО от 01.06.10 № Ф03-3642/2010; ФАС ПО от 21.11.2011 № А55-736/2011. И поступают так: ближе к концу года заявляют об использовании освобождения от НДС и входной налог по всем неновым ОС и НМА не восстанавливают. Затем сдают уведомление о переходе на спецрежим с начала очередного года. В результате на момент такого перехода они уже освобождены от обязанностей плательщика НДС. Входной налог с ОС и НМА так и остается невосстановленным. Предупреждаем: это весьма рискованно, инспекция наверняка при первой же проверке доначислит НДС.

Удастся ли при помощи освобождения «подстелить соломку» на случай утраты права на спецрежим

Нарушив условия применения УСНО или ЕНВД, вы задним числом — с начала соответствующего квартала — оказываетесь плательщиком НДСп. 4 ст. 346.13 НК РФ. За уже отгруженные с начала этого квартала товары (работы, услуги) вы покупателям НДС не предъявляли. И нужно:

  • <или>заплатить его за свой счет;
  • <или>пытаться получить его с покупателей, что не всегда просто.

А если незадолго до перехода на упрощенку либо вмененку вы воспользовались освобождением от НДС, то возобновится ли оно автоматически в случае потери права на спецрежим? В случае с упрощенкой — нет. Как мы уже сказали, общий режим в этом случае начинается с нуля. Придется сдать новое уведомление об освобождении, которое начнет действовать только с текущего месяцапп. 4, 6 ст. 145 НК РФ. А это значит, что если вы «слетели» с УСНО во втором или третьем месяце квартала, то освободиться от НДС с самого начала квартала уже не получится. А вот в случае с ЕНВД освобождение за вами сохраняется до истечения 12 месяцев. И вы можете возобновить его использование в случае потери права на этот спецрежим. Но возможно, лучше сразу же перейти на упрощенкуп. 2 ст. 346.13 НК РФ.

***

Как видим, переход на спецрежим с освобождения от НДС вряд ли создаст вам какие-то дополнительные трудности. А вот специально прибегать к освобождению от НДС незадолго до перехода на спецрежим в большинстве случаев нет резона.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «НДС — льготы / раздельный учет»:

2018 г.

2017 г.

2016 г.

ИНДЕКСЫ Ваше местоположение определено правильно?, изменить Москва Индекс
потребительских
цен

Используется
для индексации зарплаты

0.5% ноябрь 2018 г. МРОТ
по регионам

Используется для
регулирования зарплаты

18 781

Примечание

История

Ставка
рефинансирования

Используется для
расчёта отдельных показателей

7.75%

История

РАБОЧИЙ СТОЛ БУХГАЛТЕРА ОПРОС Хотели бы вы открыть свое дело?

Нет, свой бизнес – это слишком рискованно
Да, но мне не хватает знаний
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав организацию
Хочу открыть свое дело, зарегистрировав ИП
Хочу открыть свое дело, но как самозанятый
У меня уже свое дело

«ГЛАВНАЯ КНИГА»
РЕКОМЕНДУЕТ БЛИЖАЙШИЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Информации о мероприятиях в данный момент нет