Реестр малого и среднего бизнеса

Основные цели реестра

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

  • снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
  • повышение качества проработки мер поддержки МСП;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Состав информации Единого реестра

Состав сведений, вносимых в Единый реестр, установлен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ и включает:

  1. наименование юридического лица или фамилию, имя и (при наличии) отчество ИП;
  2. ИНН;
  3. место нахождения юридического лица или место жительства ИП;
  4. дату внесения сведений о юридическом лице или об ИП в Единый реестр;
  5. категорию субъекта МСП (микропредприятие, малое или среднее предприятие);
  6. указание на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП;
  7. содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП в отношении соответственно юридического лица, ИП сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
  8. содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом, ИП;
  9. сведения о производимой юридическим лицом, ИП продукции (согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) с указанием на ее соответствие критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
  10. сведения о включении юридического лица, ИП в реестры (перечни) субъектов МСП – участников программ партнерства между лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, и субъектами МСП;
  11. сведения о наличии у юридического лица, ИП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, и (или) договоров, заключенных в соответствии с Законом о закупках;
  12. иные сведения, включаемые в Единый реестр в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо дополнительных административных процедур.
Сведения налоговой отчетности (в том числе по спецрежимам), представляемые организациями (предпринимателями) в ИФНС
Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Сведения, поступившие в ФНС от других ведомств в порядке информационного взаимодействия
Сведения, подаваемые организациями (предпринимателями) в добровольном порядке*

*

Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные (адрес электронной почты, телефон, сайт).

Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП

В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.

Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:

  • непредставлением организацией (предпринимателем) сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • отсрочкой до 01.07.2017 отнесения к субъектам МСП акционерных обществ, отвечающих условиям по предельной доле участия других организаций в их капитале (пп. «а» п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 12 Закона № 265‑ФЗ). Согласно Письму ФНС России от 07.09.2016 № СД-4-3/16672@ сведения о таких акционерных обществах будут включены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании Единого реестра;
  • мораторием до 01.08.2016 на условия для отнесения юридических лиц и ИП к субъектам МСП (п. 10 ст. 10 Закона № 408‑ФЗ). Статьей 5 и п. 3 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ в состав субъектов МСП с 23.06.2016 включены потребительские кооперативы всех видов, а не только сельскохозяйственные, как было в прежней редакции ч. 1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, вступившей в силу 01.01.2016. Сформированный 01.08.2016 Единый реестр содержит информацию только о сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Сведения об иных МСП (за исключением сведений о вновь созданных таких кооперативах) будут внесены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании реестра (ст. 11, п. 1 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом сведения о вновь созданных потребительских кооперативах (всех видов) будут вноситься в Единый реестр 10‑го числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании потребительского кооператива (ст. 5, п. 3 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ, п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.

Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП. Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.

В связи с тем, что нормы п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016, Письмом ФНС России № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта МСП. Налоговая служба сообщает, что впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 – 2018 годы).

Периодичность обновления сведений Единого реестра

Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:

  • внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, – наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Дополнение и изменение сведений субъектами МСП

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 – 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html. Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.

В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет». Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:

  • установить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий ему ключ электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи, и программу CryptoPro;
  • войти в сервис и пройти аутентификацию по ИНН, присвоенному субъекту МСП.

В Порядке пошагово описано создание нового документа, редактирование ранее сформированного документа, изменение его статуса, так что никаких затруднений с использованием электронного сервиса у пользователей возникать не должно. Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209‑ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия, что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Указанный классификатор для целей государственной регистрации юридических лиц и ИП используется с 11.07.2016 (см. также Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@).

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. (Изменения 9/2016 ОКПД 2, 10/2016 ОКПД 2, принятые приказами Росстандарта от 12.05.2016 № 310-ст, 311-ст, введены в действие с 01.07.2016 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014.)

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 03.07.2016 № 265‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2015 № 408‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 23.06.2016 № 222‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пункт 1 ст. 6 и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 408‑ФЗ.

Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 321‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

Реестр плательщиков единого налога

Сайт ProKey содержит информацию о программном обеспечении, которое используется для формирования и отправки бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Вы найдете детальное описание каждой программы, которая используется для подачи подачи электронной отчетности в налоговую, пенсионный фонд, органы статистики. Сможете выбрать подходящее Вашей организации программное обеспечение или сайт для формирования и (или) подачи бухгалтерской отчетности через Интернет.

У нас описаны как платные, так и бесплатные программы для сдачи отчетов в электронном виде.

Вы сможете скачать обновления и последние версии: Арт-звит плюс, ОПЗ, Соната, Медок.

Для каждой программы по формированию и отправке электронной отчетности подобраны инструкции по работе, приведены примеры.

Кроме того известно, что для отправки электронной отчетности необходима электронная цифровая подпись. Мы собрали наиболее используемые аккредитованные центры сертификации ключей: Мастеркей, Украина, Ключевые системы, ИВК, ИСД ГНС.

О каждом центре сертификации представлена информация:

  • о документах, которые требуются для регистрации
  • тарифы на услуги ЭЦП
  • процедура получения ЭЦП

Таким образом, Вы сможете выбрать программу для работы с электронной отчетностью на нашем сайте, не посещая множество других ресурсов в Интернете.

В разделе «Новости» — последние новости по системе Электронного администрирования НДС, изменения в работе программ электронной отчетности, появлении новых бланков бухгалтерской отчетности.

По всем вопросам обращаться на info@prokey.org.ua

Выписка из Реестра плательщиков единого налога: налоговики ставят условие

свидетельство единоналожника, выписка из Реестра единоналожников

С 2014 года свидетельство плательщика единого налога упразднено. Вместо него статус единоналожника теперь можно подтвердить выпиской из Реестра плательщиков единого налога. А можно и вовсе обойтись без бумажных подтверждений, поскольку информация из упомянутого Реестра находится в свободном доступе на сайте налоговиков (https://cabinet.sfs.gov.ua/cabinet/faces/public/reestr.jspx). Как видите, иметь на руках бумажную выписку на сегодняшний день вовсе необязательно.

Контрагент может в любой момент проверить информацию о вас в Реестре. Убедившись, что вы на самом деле единщик, он по праву не удержит с вас НДФЛ и военный сбор*.

* Налоговики то отзывают, то реанимируют в ЗІР консультацию о том, что для неудержания НДФЛ и военного сбора при выплате дохода единоналожнику контрагенту достаточно проверить на дату такой выплаты наличие сведений о нем в Реестре плательщиков единоного налога на сайте ГФСУ. С 14.03.2016 г.такая консультация снова реанимирована в категории 107.12 ЗІР. Это радует! О подтверждении предпринимательского статуса вы можете почитать в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 29 (статья «Электронное извлечение по предпринимателю: нужно ли заверять?»), № 21 (статья «Новая редакция Инструкции по уплате ЕСВ: для кого есть сюрпризы?») и № 10 (статья «Подтверждение ФЛП-статуса «по-новому»).

Но бывают разные ситуации. К примеру, выписку могут потребовать от предпринимателя-декретчицы в собесе или в других госорганах. В таком случае ее можно получить бесплатно. Для этого нужно пойти в свою налоговую (по месту жительства) и подать заявление. Форма такого заявления пока не утверждена на законодательном уровне, поэтому его можно составить в произвольной форме (категория 107.09 ЗІР). Впрочем, в налоговой вы наверняка уже найдете стандартный образец такого заявления.

Кстати, форма самой выписки из Реестра единоналожников тоже не утверждена, так что даже если вам ее и выдадут, это будет временный документ (категория 107.09 ЗІР).

Вместе с тем, если предприниматель стал единоналожником еще до 2014 года, то у него на руках есть действующее свидетельство единоналожника. Оно не утратило силу и по-прежнему подтверждает статус единоналожника. Сдавать его в налоговую или заменять на выписку из Реестра единоналожников смысла нет (при условии, что с 2014 года вы особо ничего не меняли в своей деятельности: ни видов деятельности, ни места, ни группу). Так что вместо выписки можно предоставить в госорган копию свидетельства единоналожника.

Но некоторые предприниматели, несмотря на наличие свидетельства единоналожника, хотят получить еще и извлечение из Реестра единоналожников (кто-то — для подстраховки, кто-то — по причине утери самого свидетельства). Что ж, согласно п. 299.9 НКУ для этого нет никаких препятствий: «По желанию зарегистрированный плательщик единого налога может бесплатно и безусловно получить выписку из реестра плательщиков единого налога» ( п. 299.9 НКУ).

А вот налоговики, несмотря на прямую норму п. 299.9 НКУ, где сказано, что выписка выдается безусловно, часто выдвигают условие. Мол, выписку выдадим только при условии сдачи старого свидетельства единоналожника.

Такая логика, очевидно, построена на тезисе о том, что старые свидетельства подтверждают пребывание плательщика на упрощенке до получения извлечения из Реестра плательщиков единого налога. Этот тезис звучал в письме Миндоходов от 23.01.2014 г. № 1538/7/99-99-17-02-02-17. Правомерно ли оно?

С точки зрения «буквы закона» — нет, неправомерно.

Ни один нормативно-правовой акт на сегодняшний день не требует от предпринимателя сдавать свидетельство единоналожника в обмен на извлечение из Реестра единоналожников — ни НКУ, ни Закон № 657**, о котором упоминают налоговики.

** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений» от 24.10.2013 г. № 657-VII.

Вместе с тем у налоговиков есть свой «внутренний документ», в котором подобное требование прописано. Он появился еще в 2014 году как проект приказа, которым планировали утвердить форму выписки из Реестра единоналожников и запроса на ее получение. Но этот проект почему-то так и застрял на проектной стадии. А вот на практике им вовсю пользуются. Именно поэтому налоговики и требуют вернуть свидетельство единоналожника, если вы отказываетесь от упрощенки или хотите получить выписку из Реестра.

В некоторых налоговых старое свидетельство обратно не требуют. Но это скорее исключение, чем правило. Впрочем, уточните этот момент у своего инспектора.

Но, откровенно говоря, их требование не лишено логики, поскольку бланк свидетельства — документ строгого учета, и налоговики обязаны о нем отчитаться. К тому же и предпринимателю, у которого будет на руках выписка из Реестра единоналожников, само свидетельство упрощенца уже ни к чему.

Поэтому, на наш взгляд, у вас есть два пути:

— либо спокойно работать со старым свидетельством единоналожника и забыть о выписке,

— либо, если вы уже точно решили брать выписку, — не спорить с налоговиками и сдать им старое свидетельство. Тем более что для вас это никаких негативных последствий не несет, а тратить время и деньги на судебные споры по этому поводу смысла нет.

Тем же, кто потерял старое свидетельство единоналожника, и поэтому не может его сдать, советуем поступить по старинке: написать заявление в милицию и письменно (в произвольной форме) сообщить налоговикам об утере.

Раньше налоговики выдавали дубликат. Сейчас, ввиду отсутствия бланков самого свидетельства, по всей видимости, они просто выдадут вам выписку из Реестра единоналожников, не требуя обратно потерянное свидетельство. Вот и все ☺.