Реестр иностранных юридических лиц

Общие положения в части регистрации представительств иностранных компаний

Понятие аккредитации закреплено в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ. Результатом этой процедуры является выдача свидетельства компетентности лица в его сфере деятельности.

Юридические лица, зарегистрированные в иных государствах, могут получить аккредитацию, если страна их происхождения является стороной международного договора о взаимной аккредитации с Российской Федерацией. Цель аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний в системе аккредитации — обеспечить взаимное признание результатов национальной оценки государствами-участниками торговых отношений.

К сведению
Отличительные признаки филиалов и представительств иностранных юридических лиц закреплены в статье 55 Гражданского кодекса РФ. Представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его постоянной деятельности. Оно представляет интересы организации на территории иностранного государства. Филиал же — это подразделение, расположенное таким же образом, однако осуществляющее не только представительские, но и иные функции компании: хозяйственные, организационно-распорядительные и так далее.

С точки зрения системы налогообложения объем функций подразделения иностранной организации имеет существенное значение. Именно он определяет порядок и особенности отчисления налогов и обязательных платежей. Так, статья 306 Налогового кодекса РФ выделяет иностранные организации, создающие постоянное представительство и не имеющие такового.

Постоянное представительство — это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или иное подразделение, через которое юридическое лицо постоянно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России.

По общему правилу аккредитация таких подразделений осуществляется в ФНС России. Об этом свидетельствует постановление Правительства РФ от 16 декабря 2014 года № 1372.

Иной порядок аккредитации предусмотрен для:

  • представительств иностранной кредитной организации ;
  • представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации .

Нормативно-правовую базу по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц составляют законы и подзаконные акты государственных органов, уполномоченных на осуществление этой процедуры. Основополагающим является Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Более детальное представление о процедуре дают:

  • приказ ФНС России от 26 декабря 2014 года № ММВ-7-14/680@ (далее — приказ ФНС России «Об утверждении порядка аккредитации»);
  • положение Центрального банка Российской Федерации от 22 апреля 2015 года № 467-П «О порядке аккредитации Банком России представительства иностранной кредитной организации…»;
  • приказ Минтранса России от 6 февраля 2013 года № 25, утвердивший «Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аккредитации представительств иностранных организаций…».

Этапы аккредитации филиала иностранной компании

Процедура аккредитации представительства или филиала иностранного юридического лица представляет собой последовательность этапов. Наиболее существенные из них следующие:

  • оформление заявления и сопутствующих документов;
  • оплата государственной пошлины;
  • подача документов в установленном порядке;
  • рассмотрение вопроса налоговым органом;
  • принятие решения об аккредитации;
  • получение подтверждающих аккредитацию документов.

Рассмотрим указанные этапы по порядку.

Подача заявления

Процедура аккредитации начинается с подачи заявления в уполномоченный налоговый орган. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 26 декабря 2014 года № ММВ-7-14/681@. В этом документе отражается информация:

  • об иностранном юридическом лице;
  • о видах экономической деятельности компании;
  • о филиале, представительстве организации в России;
  • о банке, обслуживающем счета компании за рубежом;
  • о руководителе филиала/представительства;
  • об иностранных гражданах-сотрудниках компании;
  • о заявителе.

Заявление может быть подано лично или через представителя непосредственно в уполномоченный орган (сегодня это Межрайонная инспекция ФНС России № 47 по г. Москве) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 12 месяцев с даты принятия решения об открытии филиала.

Подача документов

Вместе с заявлением подаются документы:

  • учредительные документы иностранного юридического лица;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;
  • документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
  • решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;
  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • опись представленных документов (в двух экземплярах).

Согласно установленному порядку указанные документы должны быть представлены на русском языке. Допускается подача копий, заверенных нотариально.

Если документы выданы или удостоверены компетентными органами иностранного государства, то перед предоставлением в орган по аккредитации они подлежат консульской легализации или проставлению апостиля.

Документы, содержащие несколько листов, должны быть предварительно прошиты и пронумерованы. Не допускаются подчистки и исправления.

В случае если заявления и документы отправлены по почте — второй экземпляр описи направляется почтовым отправлением заявителю.

Что касается сроков изготовления указанных документов, то позиция ФНС России по этому поводу изложена в письме от 14.08.2015 № ГД-4-14/14339@.

Это важно!
ФНС разъяснила, что 12-месячный срок подачи документов для процедуры аккредитации начинается не с момента составления учредительных документов, а с момента заверения их в установленном законом порядке.

Оплата государственной пошлины

За аккредитацию филиалов и представительств иностранных организаций уплачивается государственная пошлина — 120 000 рублей (пункт 5 статьи 333.33 НК РФ). Кроме этого, установлен сбор за получение сведений из реестра аккредитованных филиалов и представительств. Он составляет 200 рублей.

Рассмотрение документов налоговым органом и принятие решения об аккредитации

Происходит в течение 25 рабочих дней со дня их получения. В результате этой процедуры может быть принято решение об аккредитации филиала, представительства или об отказе в этом. В первом случае сведения об аккредитации вносятся в реестр и в течение 5 рабочих дней заявителю на руки или почтовым отправлением предоставляются следующие документы в бумажной форме:

  • свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр.

Как свидетельствует статистика , процент отказов в предоставлении аккредитации достаточно высокий. При этом, как утверждают практики , он вырос после получения полномочия на осуществление этой процедуры ФНС. Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ отказ в аккредитации возможен, если:

  1. Не представлены необходимые документы.
  2. Документы поданы с нарушением срока, формы, формата или требований к их оформлению.
  3. Государственным органом установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация.
  4. Цели создания, открытия филиала, представительства противоречат Конституции, международным договорам, законодательству Российской Федерации.
  5. Цели создания, открытия филиала, представительства создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации.
  6. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения о котором внесены в реестр, прекращена в связи с грубым нарушением законодательства.

Самым распространенным поводом для отказа, как утверждают специалисты, является второй . Под несоответствие требованиям к оформлению документов ФНС подводит любые формальные отступления от установленного порядка. При этом государственная пошлина и поданные документы не возвращаются, что приводит к дополнительным затратам на их повторное оформление.

Сопутствующие аккредитации процедуры

Помимо описанных выше основных этапов аккредитации, представитель иностранной компании проходит иные сопутствующие процедуры. В силу специфики организации ведения бизнеса в Российской Федерации они не менее существенны. Речь идет, например:

  • об утверждении эскиза печати представительства иностранного юридического лица и ее изготовлении;
  • о получении письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности;
  • о постановке на учет в Пенсионном фонде России и Фонде социального страхования России.

Сегодня вопрос об использовании в хозяйственной деятельности печати решается организацией в индивидуальном порядке . Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества самостоятельно определяют, будут ли они работать с печатью. Вместе с этим судебная практика свидетельствует о том, что наличие в уставе сведений о печати обязывает общество использовать ее в своей деятельности . Эскиз печати утверждается приказом руководителя компании при условии, что в уставе говорится о ее существовании. Изготовлением печати занимаются коммерческие организации, которые, как правило, для выполнения работы требуют копии учредительных документов заказчика.

На заметку
Информацию об аккредитации филиала или представительства иностранной компании можно получить на сайте ФНС России онлайн по государственному номеру записи, ИНН/КПП или наименованию филиала или представительства.

Несмотря на существование Регламента от 16 марта 2006 года № б/н, который определяет порядок автоматического обмена информацией между Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, получение информационного письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности остается отдельной процедурой. Это связано с тем, что сведения, полученные из регистрирующего органа, вносятся в Статрегистр с квартальной задержкой. Чтобы получить этот документ на руки до этого момента, необходимо обратиться в уполномоченный орган со следующими документами:

  • свидетельство об аккредитации;
  • распорядительный документ о создании филиала, представительства;
  • положение о филиале, утвержденное иностранным юридическим лицом;
  • распорядительный документ о назначении главы представительства;
  • договор аренды помещения.

Документы подаются в виде копий, прием их осуществляется по предварительной записи .

Что касается постановки на учет филиала или представительства иностранного юридического лица как работодателя в соответствующих фондах, то по общему правилу сегодня это отдельной процедурой не считается.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1092 Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования должны направить по указанному заявителем адресу свидетельство о регистрации в течение 5 дней после внесения записи о регистрации организации. Если же документы вовремя не получены, необходимо обращаться в фонды по месту регистрации.

Как утверждают практики, аккредитация представительств юридического лица в России до сегодняшнего дня детально не урегулирована. Несмотря на внешнее обилие нормативов, в процессе прохождения процедуры организации сталкиваются с отсутствием соответствующей правовой базы, невозможностью адаптировать иностранные документы к требованиям государственных органов России, отсутствием консультационной поддержки со стороны этих органов, а также дороговизной и длительностью самой аккредитации .

>Реестр лабораторий

Реестр испытательных лабораторий

Испытательные лаборатории проводят исследования образцов продуктов производства и материалов, также компонентов окружающей среды на соответствие нормам, государственным стандартам и техническим регламентам. Каждая аккредитованная лаборатория вносится в реестр лабораторий, где проверить её наличие может каждый производитель товара, подлежащего сертификации или декларации.

Присутствие лаборатории в реестрах проверяют и органы сертификации. Ведь решение о выдаче документа, подтверждающего качество и безопасность продукции, во многом зависит от лабораторной экспертизы. Значит, лаборатория, занимающаяся проверкой товара на обязательную сертификацию, заведомо должна подтвердить высокий уровень оказания услуг и получить аттестат.

Если говорить конкретнее о характере деятельности испытательных организаций, которые могут проходить аккредитацию, то это могут быть:

  • лаборатории неразрушающего контроля (для исследования различного оборудования, строительных объектов и сооружений с применением радиационного, магнитного, теплового, ультразвукового, электрического и иных методик контроля);
  • лаборатории разрушающего контроля (занимающиеся проведением механических, статических, динамических, технологических испытаний, проверками твердости, антикоррозийных свойств продукции и т.п.);
  • аналитические лаборатории (занимающиеся исследованием воды, воздуха, почвы, отходов производства).

Аккредитация лаборатории не является непременным условием абсолютно для всех исследовательских организаций, зато она расширяет их правомочия и широту деятельности. Товары, даже не подлежащие обязательной сертификации, но прошедшие проверку в аккредитованной лаборатории, вызывают больше доверия у продавцов и потребителей. Это означает, что в интересах любой лаборатории пройти аккредитацию, получить аттестат лаборатории и оказаться в реестрах.

Для вашего удобства мы разместили на нашем сайте ссылки на Единый реестр лабораторий, исследующих качество продукции на соответствие ТР ТС и на национальные реестры аккредитованных лабораторий Таможенного союза:

Единый Реестр лабораторий по ТР ТС

Как проверить наличие аккредитации лаборатории реестре?

Проверка аккредитации лабораторий доступна в сети, причём ознакомиться с подробными данными о каждой аккредитованной лаборатории можно абсолютно бесплатно.

В Едином реестре лабораторий по ТР ТС нужно ввести в окна поиска известные данные и нажать «поиск». Если данные введены частичные, вы увидите список лабораторий, из которых нужно выбрать нужную. Как и в случае с сертификатами и органами сертификации, в реестре возле названия лаборатории будет обозначен её статус:

· зелёный круг – аттестат лабораторий действует (значит, в текущий момент она имеет право выдавать заключения на сертифицируемую и декларируемую по обязательной схеме продукцию);

· оранжевый круг – аккредитация лаборатории временно приостановлена (до исправления каких-либо нарушений или внесения корректив в документы, либо до продления истёкшего аттестата аккредитации);

· жёлтый круг – действие аттестата лаборатории временно ограничено (аккредитованная лаборатория может оказывать только определённые услуги, пока проверяющий орган не снимет ограничения после исправления нарушений или документальных несоответствий);

· красный круг – аттестат лаборатории аннулирован.

Для проверки аттестата лаборатории на сайте Росаккредитации нажмите на вкладку Реестры. Здесь нас интересует Реестр аккредитованных лиц, включающий обширный список органов сертификации, испытательных лабораторий, органов инспекции, провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сравнительных испытаний.

В итоге вы также переходите в Единый реестр лабораторий, но если после ввода в графы поиска известных данных вы поставите отметку «Только включённые в национальную часть Единого реестра», то круг поиска сузится до лабораторий в РФ.

Как происходит аккредитация испытательной лаборатории?

Роль лабораторий, испытывающих продукцию на соответствие Техническим регламентам, буквально является ключевой. Именно протоколом лаборатории товар признаётся не просто пригодным к использованию, но качественным и безопасным для людей и окружающей среды. Поэтому процедура проверки компетентности лаборатории очень серьёзная и происходит в несколько этапов:

    1. Заявитель направляет заявку об аккредитации в Федеральную службу по аккредитации.
    2. Аккредитующий орган назначает исполнителя, проверяющего документацию, юридический статус заявителя и квалификацию сотрудников. Большое значение имеет наличие современного оборудования и степень оснащённости лаборатории. Непременно проводится анализ подобных испытательных организаций, ранее получивших аттестат лаборатории.
    3. О своём решении исполнитель уведомляет заявителя в течение 10 суток. Если принимается положительное решение о выдаче аттестата, документы анализируются специальной экспертной комиссией. На этом этапе могут понадобиться дополнительные документы и данные от заявителя. В результате проверки выносится экспертное заключение, которое может содержать, помимо результатов анализа проверки, и указания о разногласиях с принятыми условиями проведения оценки квалификации. По рекомендации комиссии некоторые пункты заявки могут быть изменены. Но главное, чего добивается каждый заявитель – это итоговые выводы комиссии о соответствии информации о лаборатории всем критериям компетентности для исследования продукции подлежащей обязательной сертификации.
    4. Положительное решение экспертов вместе с программой аттестационной проверки направляется в Росаккредитацию. Заключение о следующем этапе проверки принимается именно Федеральным органом, который инициирует собрание аттестационной комиссии экспертов.
    5. Окончательная проверка осуществляется в течение 20 дней по программе Росаккредитации на территории лаборатории.
    6. Акт проверки лаборатории и экспертные заключения изучаются Федеральной службой. Если принимается положительное решение, то не позднее чем через 3 дня после составления приказа заявитель получает аттестат лаборатории, а испытательная организация вносится в реестр лабораторий.