Раздельный учет затрат

Содержание

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Участие в конкурсе и заключение государственного контракта

Государственный или муниципальный заказ (контракт) представляет собой гражданско-правовой договор выполнения работ, поставки товаров или оказания услуг для задач обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Данная сфера регулируется статьями 525–534 и 763–768 Гражданского кодекса РФ, Федеральными законами от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 722 и другими нормами законодательства.

Основные правила проведения аукционов по размещению госзаказа изложены в Законе № 44-ФЗ. Сроки подписания и выполнения государственного контракта, объем обязательств и стоимость товаров (работ, услуг), размер и порядок финансирования; а также способ обеспечения исполнения обязательств являются неотъемлемыми атрибутами этого юридического документа.

Согласно букве закона, статусом государственного заказчика может обладать государственный или муниципальный орган или бюджетное учреждение. При этом государственные корпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения обязаны размещать заказ в соответствии с разработанными в обязательном порядке «Положениями о закупках».

Как проходит государственный конкурс по определению поставщика (подрядчика) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

Первоначальным этапом является публикация государственным заказчиком на региональном или федеральном сайте извещения о проведении торгов и конкурсной документации, где указаны:

  • максимальная цена договора;
  • сроки поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг);
  • определение качества товаров (работ, услуг);
  • другие условия.

После этого будущие участники торгов направляют госзаказчику свои заявки на участие, которые проходят процедуру регистрации. После заседания конкурсной комиссии по открытию доступа к заявкам, а также заседания по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе происходит рассылка уведомлений об участии в торгах участникам размещения заказа. Затем проводится окончательное заседание конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок, содержащих котировки с указанием цен. На сайте оформляется и размещается протокол оценок и сопоставления заявок с направлением победителю одного экземпляра протокола и проекта госконтракта.

Следует отметить, что для участия в конкурсе обязательным условием является предоставление финансового обеспечения заявки в размере от 0,5% до 5% начальной (максимальной) стоимости контракта.

Порядок заключения госконтракта таков, что отказ или уклонение от его заключения приводят к штрафным санкциям, при которых средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, остаются у государственного заказчика или истребываются у банка, выдавшего гарантию обеспечения конкурсной заявки.

Процесс заключения государственного контракта также в обязательном порядке требует обеспечения его исполнения. Размер обеспечения может достигать 30% от начальной (максимальной) стоимости. Данное обеспечение может быть предоставлено либо в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, либо в форме банковской гарантии. Участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно выбирает наиболее удобный для него способ внесения обеспечения.

Исполнение государственного контракта

После подписания государственного контракта наступает этап исполнения. Напомним, что на этом этапе должна быть предоставлена денежная сумма до 30% первоначальной стоимости контракта в качестве обеспечения условий выполнения работ, поставки товаров или предоставления услуг. Обеспечением исполнения госконтракта может являться банковская гарантия. При этом обеспечение предоставляется заказчику до подписания контракта и является обязательным условием его заключения.

Форма обеспечения госконтракта выбирается участником открытых торгов самостоятельно, при этом разрешается предоставлять вступившую в силу банковскую гарантию, которая оформлена по форме банка-гаранта, при условии, что банковская гарантия содержит:

  • указание на госконтракт, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны контракта в качестве принципала и бенефициара по гарантии, названия предмета контракта и ссылки на протокол торгов, как основание заключения контракта;
  • указание на согласие кредитной организации с тем, что изменения и дополнения, внесенные в государственный контракт, не освобождают ее от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
  • указание на согласие гаранта с тем, что гарантия сохраняет свое действие вне зависимости от изменений организационно-правовой формы принципала;
  • условие, что гарант перечисляет бенефициару сумму обеспечения исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта в случаях нарушения поставщиком сроков, некачественного исполнения или одностороннего отказа от исполнения госконтракта и т.д.

Исполнение госконтракта — весьма напряженный рабочий процесс, требующий постоянных согласований и своевременной оплаты. Чаще всего используются две схемы:

  • исполнитель выполняет работы за свой счет, а заказчик оплачивает их по факту выполнения;
  • проект делится на этапы, заказчик перечисляет аванс исполнителю перед началом каждого этапа. Целевое расходование средств при этом обеспечивается банковской гарантией.

В тех случаях, когда исполнение госконтракта растягивается во времени или у заказчика меняются обстоятельства, и он отсрочивает перечисление авансового платежа, у исполнителя может появиться потребность в своевременном привлечении денежных средств либо получении новой банковской гарантии. Поэтому залогом успешного выполнения госконтракта во многом является наличие проверенного банка-партнера, способного своевременно предоставлять банковские услуги.

Расторжение государственного контракта

В соответствии с действующим законодательством государственный или муниципальный контракт должен содержать ряд обязательных условий:

  1. Объем работ.
  2. Стоимость работ.
  3. Начало и конец выполнения работ, включая промежуточные сроки.
  4. Размер и порядок финансирования.
  5. Форму обеспечения исполнения обязательств контракта.

Эти условия отнесены законодательством к существенным. По общим правилам Гражданского кодекса РФ, а именно согласно пункту 2 статьи 450, контракт может расторгаться решением суда по требованию одной стороны, если допущены нарушения существенных условий контракта, что означает причинение стороне ущерба, влекущего за собой значительную потерю выгоды, на которую сторона имела законное право рассчитывать при подписании госконтракта.

Например, этим существенным условием может оказаться срок начала и окончания работ или промежуточные сроки, если они занесены в госконтракт. Если же по какой-либо причине сроки не определены, сам договор признается ничтожным. Нарушение существенных условий государственного контракта влечет за собой право одной из сторон прервать договорные отношения в судебном порядке. Однако расторжение договора возможно и по обоюдному согласию сторон, при этом подписывается соответствующее соглашение о расторжении контракта.

Процедура участия в государственном конкурсе, последующее подписание госконтракта и его выполнение чаще всего невозможны без привлечения банковского финансирования: получения кредита либо предоставления банковской гарантии, что является максимально удобным для всех сторон. Необходимо лишь помнить, что подобный документ имеет установленные законом сроки действия, и, в случае если выполнение госконтракта затягивается, необходимо вовремя побеспокоиться о получении новой банковской гарантии.

Как привлечь банковское финансирование на выгодных условиях при работе с госзаказом?

С этим вопросом мы обратились к Андрею Тюрину — эксперту консалтинговой компании КСК групп:

«Профинансировать заявку на участие в государственном конкурсе и последующее исполнение госконтракта, не изымая из оборота собственные средства, подрядчик может двумя способами: получением так называемого тендерного кредита либо оформлением банковской гарантии. Кредитные предложения у различных банков существенно отличаются, в связи с чем выбор наилучших условий требует всестороннего и тщательного анализа.

КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Мы понимаем, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы с заранее просчитанным экономическим эффектом и в оговоренные сроки.

Когда для привлечения финансирования подрядчик в очередной раз обращается к помощи профессиональной команды экспертов КСК групп, он знает, что в большинстве случаев может рассчитывать на получение кредита или оформление банковской гарантии на привлекательных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.

Добиться этого удается благодаря тщательной подготовке сделки, включающей предварительную диагностику компании-клиента, которая осуществляется нашими экспертами на основании финансовой документации и бухгалтерской отчетности. Посредством тщательного анализа удается подобрать соответствующий банк, структурировать сделку и согласовать условия. Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка.

Тем самым мы помогаем не только привлечь финансирование, но и сэкономить на процентах по кредиту.

Отдельно стоит упомянуть об оперативности рассмотрения вопросов: мы всегда укладываемся в сроки, которые берем на себя».

P. S. Более полную информацию об услугах и кейсах КСК групп можно найти на сайте компании. Там же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании ответят на все интересующие вас вопросы и сориентируют по срокам и стоимости услуг.

Условия государственных контрактов об оплате: какие жалобы участников ФАС признает обоснованными

Рассмотрим некоторые условия оплаты государственных и муниципальных контрактов. Какие жалобы участников ФАС может признать обоснованными, а какие оставить без внимания

Многие исполнители муниципальных и государственных контрактов оказывались в такой ситуации, когда поставка товара проведена, услуги оказаны, работы выполнены, а денежные средства от заказчика не поступают. И вот в мае 2017 г. в нормы Закона № 44 были внесены изменения, сократившие срок оплаты государственных контрактов с СОНО и СМП до 15 рабочих дней. С остальными исполнителями заказчиков обязали проводить расчеты в 30-дневный срок.

Для заказчиков такие изменения стали сплошной головной болью, поскольку помешать оплатить товар либо работы им могут самые разные обстоятельства: распорядители не довели средства, или неотложные нужды потребовали экстренных трат. Как выйти из этого положения? В проекте контракта заказчики стали прописывать условия расчетов, которые удобны им. Да и подстраховаться никогда не помешает. Вот такая подстраховка в текстах контрактов может привести к наложению штрафных санкций на заказчиков со стороны ФАС.

Какие условия расчетов по госконтрактам ФАС считает незаконными и налагает штрафы на должностных лиц заказчиков

  1. С СОНО и СМП необходимо проводить расчеты в специально установленные сроки – в течение 15-дней (учитываются рабочие дни). Пример. Университету нужно было провести ремонт кровли. Для осуществления работ решено выбрать подрядчика из числа СОНО или СМП. На разбирательстве в ФАС специалист заказчика по закупкам утверждал, что он не знал об изменениях в законодательстве и новых сроках расчетов с подобными участниками. Если бы закупка проводилась для всех, то нарушения бы не было. Однако к закупке были допущены лишь некоммерческие организации и представители малого бизнеса. В проекте контракта прописано, что расчеты с подрядчиком будут проведены в 30-дневный срок после подписания акта приемки. Однако такой срок при закупках по Закону № 44 (ст. 30, ч. 8) не соответствует правилам контрактной системы. Именно на это было указано в решении ФАС по Республике Коми № 04-02/6130 от 27 июня 2017 года.
  2. Заказчик заплатит своевременно, если в бюджете будут средства. Пример. В сентябре 2017 г. администрация объявила о проведении аукциона на поставку водогрейных котлов и их установку. Расчет с победителем торгов обязались произвести в два этапа. На первый этап отвели 10 календарных дней, а оставшаяся от 3 млн. руб. сумма должна быть выплачена до 31.12.2016 г. Контролеры не обратили внимания на опечатку с годом. Однако прописанная в проекте госконтракта оговорка о перечислении денежных средств «…при их поступлении в бюджет Листвянского Муниципального округа» явилась одной из причин возбуждения дела. Контролеры разъяснили, что заказчики планируют проводить закупки только после доведения до них объема прав в суммовом выражении. Контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, а их оплата производится в пределах лимита бюджетных обязательств. Закупка не может быть спланирована и проведена, если нет лимитов. Поэтому условие, касающееся наличия средств в бюджете, не соответствует правилам контрактной системы (решение Иркутского ФАС № 1021 от 9 октября 2017 года).
  3. Заказчик произведет оплату в срок, который отсчитывается с момента проведения платёжек через казначейство. Пример. Учреждение проводило аукцион на работы, касающиеся строительства автомобильной дороги. В проекте госконтракта был указан верный срок –30 дней с момента подписания акта приемки КС-11. Однако следующий пункт содержал уточнение, что срок оплаты определяется датой, когда платежные документы проведут через казначейство. Контролерами указано, что проект контракта нарушает ст. 34, ч. 13.1 Закона № 44 (решение Курского ФАС № 244/2017 от 15 сентября 2017 года).
  4. Заказчик проведет оплату через 30 дней после ввода объекта в эксплуатацию. Пример. В соответствии с проектом госконтракта, заказчик планировал произвести текущий платеж в 30-дневный срок после подписания справки КС-3 и акта КС-2. Окончательный расчет он хотел произвести в 30-дневный срок после того, как объект введут в эксплуатацию. Вывод контролеров: не следует отсчитывать срок с момента, когда объект будет введен в эксплуатацию, в проекте контракта содержатся два различных срока оплаты (решение Тамбовского ФАС № РЗ-332/17 от 6 сентября 2017 года).
  5. Срок заказчик считает в банковских днях. Пример. Казенное учреждение не отреагировало на срок, оговоренный в ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44, и для составления проекта контракта применило старый шаблон. В соответствии с ним, оплатить работы подрядчику собирались в течение 30-ти банковских дней со дня подписания актов по форме КС-2 и КС-3. Этот срок превышал максимально допустимый. По этой причине жалоба была признана обоснованной (решение Белгородского ФАС № 363-17 от 18 сентября 2017 года).
  6. Заказчик проведет оплату в течение 30 рабочих дней. Пример. При разработке проекта госконтракта заказчиком было установлено, что окончательные расчеты с поставщиком (оплата в размере 70 процентов от всей суммы контракта) будут проведены в течение 30 дней (рабочих) со дня подписания акта приемки жилых помещений. Поскольку законом предусматривается условие о сроке оплаты услуг в течение 30 календарных дней, контролеры решили, что условие, касающееся оплаты заказчиком услуги в течение 30 рабочих дней, противоречит требованиям ст. 34, ч. 13.1 Закона № 44 (Постановление Омского ФАС по делу №03-10.2/29-2018/7.30 о применении штрафных санкций).

Случаи, когда ФАС не усматривает нарушений в условиях госконтрактов об оплате

Минфин РФ разъяснил, что контракт и документация не должны содержать условий об отсрочке либо рассрочке оплаты поставщику. Заключать дополнительные соглашения к контракту, регулирующие сроки оплаты, также нельзя (письмо Минфина РФ № 24-03-08/70438 от 26 октября 2017 года). Однако есть формулировки и условия заказчиков, не вызывающие претензий у контролирующих органов.

  1. Заказчик отсчитывает срок в банковских днях, и они не превышают максимально допустимого срока. Пример. В проекте контракта заказчик поставил условие: работы будут оплачены в течение 10 банковских дней после подписания акта приемки. Участник посчитал, что данная формулировка противоречит статье 34 части 13.1 Закона № 44 и направил жалобу в Антимонопольную службу. Сославшись на судебную практику, контролеры отметили, что законодательство не содержит понятия «банковский день». И если в договоре сторонами не уточнено это понятие, срок исчисляется в календарных днях. В данном проекте контракта это понятие не было уточнено, значит, заказчиком не нарушен обязательный срок оплаты (решение Липецкого ФАС № 316м/17 от 27 сентября 2017 года). Срок оплаты работ в банковских днях не допускается устанавливать, если момент их отсчета указан неправомерно. К примеру, условие «со дня поступления средств на счет Заказчика, но не позже 31.12.2017 г.» контролеры посчитали нарушением (решение Марийского ФАС № 02-02/57-17 от 16 ноября 2017 года).
  2. Заказчик произведет расчет с исполнителем после выплаты неустойки. Пример. Заказчик закупал токарные станки в рамках целевой программы в соответствии с Законом № 44. В проекте контракта было прописано, что полный расчет будет проведен в 10-дневный срок с момента исполнения поставщиком своих обязательств. Условились, что этой датой считается день подписания сторонами акта приемки товаров. Для себя же заказчик предусмотрел право рассчитаться после уплаты неустойки при условии просрочки поставщиком поставки товара. Такое условие один из участников аукциона посчитал ограничением и направил жалобу в ФАС. Однако он не явился на заседание комиссии, а доказательств того, что его права ограничивают, предоставлено не было (решение ФАС № 17/65114/17 от 13 сентября 2017 года).
  3. Из оплаты по госконтракту заказчик вычтет неустойку. Пример. В условиях контракта была прописана обязанность заказчика оплатить подрядчику работы после погашения им начисленной неустойки. Еще в одном пункте проекта контракта указано, что заказчик вправе удерживать пени и штрафы в бесспорном порядке. Комиссии ФАС заказчик пояснил, что такой порядок не отменяет 30-дневный срок, который установлен в проекте контракта. Заказчик своевременно расплатится, однако вычтет из оплаты сумму неустойки. Контролеры решили, что жалоба не имеет оснований (решение Мурманского ФАС № 06-10/17-225 от 14 августа 2017 года).
  4. По каждому этапу госконтракта заказчиком определен свой срок оплаты. Пример. Для пристройки к школе здания был объявлен аукцион. Срок выполнения строительных работ – до 31.12.2018 г. В контракте на возведение объектов капитального строительства должно содержаться условие о том, что выполненные подрядчиком работы оплачиваются поэтапно. При этом обязательный для всех сторон срок оплаты действует на отдельные этапы выполнения контракта. В поданной жалобе указано, что документация не устанавливает этапы и сроки оплаты работ в 2017 г. Однако уполномоченный орган пояснил, что, в соответствии с графиком, работы, которые нужно выполнить в 2017 г., будут приняты и оплачены в 30-дневный срок, но только в начале следующего года. Новосибирской ФАС доводы из жалобы не приняты (решение ФАС № 08-01-339 от 21 августа 2017 года). Также стоит обращать особое внимание на сроки окончательного расчета, указанные в графике оплаты работ и документации. При их несоответствии либо противоречии друг другу контролеры вынесут предписание (решение Новосибирского ФАС № 08-01-400 от 22 сентября 2017 года).
  5. Подрядчику дают 15 рабочих дней на расчет с СОНО и СМП. Пример. Администрацией выставлено требование о привлечении к выполнению контракта субподрядчиков из числа СОНО и СМП на 20 процентов от его общей цены. В ФАС поступила жалоба на документацию. Заявителем указано, что проект контракта должен содержать типовые условия, оговоренные в правительственном постановлении № 1466 от 23 декабря 2016 года и устанавливать 15-дневный срок расчета с субподрядчиками. Однако контролеры имели свою точку зрения. Оплатить субподрядчику работы за 15 рабочих дней обязан не заказчик, а подрядчик, заключающий договор субподряда. Заказчиком не проводится закупка специально для СОНО и СМП, а это значит, что установленный им 30-дневный срок расчета является правомерным.

Теги: ФАС, жалобы,

Количество просмотров: 1625

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ: 30 дней и 15 для СМП

Предыдущая редакция 44-ФЗ не предусматривала никаких ограничений, касающихся сроков оплаты поставленных товаров или оказанных услуг в рамках государственных контрактов. Заказчик мог устанавливать этот параметр, исходя из собственных интересов. С 1.05.2017 года в силу вступил 83-ФЗ, который устанавливает жесткие сроки оплаты по всем контрактам, заключаемым государственными предприятиями.

Варианты оплаты по договору

Сроки оплаты – это один из самых важных пунктов договора. В каждом документе должна быть прописана не только полная сумма контракта и валюта, но и время, в течение которого заказчик обязан ее выплатить. Возможны несколько вариантов оплаты:

  1. Единовременная. Подразумевает полный расчет с поставщиком после исполнения им взятых на себя обязательств.
  2. Авансирование. Предусматривает оплату заказчиком части суммы еще до того, как поставщик приступил к исполнению своих обязательств. Сумма аванса выбирается заказчиком. Однако постановлением правительства за номером 1551 устанавливаются некоторые ограничения. К примеру, при выполнении строительных работ или капитального ремонта сумма предоплаты не может превосходить 30% от полной стоимости договора. Окончательный расчет производится после поставки.
  3. Поэтапная. Применяется для договоров, предусматривающих определенный график поставки товаров или оказания услуг. Оплата производится после выполнения поставщиком каждой оговоренной в документе части своих обязательств.

Вариант оплаты выбирается, исходя из особенностей контракта и интересов сторон. В тексте договора должен быть прописан перечень документов, которым подтверждается факт поставки товаров или оказания услуг.

Сроки оплаты по контрактам, заключаемым на общих основаниях

Согласно части 13.1 статьи 34 заказчик должен оплатить полученные им в рамках государственного контракта товары или услуги не позднее чем через 30 дней с момента предоставления документов, подтверждающих факт выполнения поставщиком своих обязательств. К таким документам относят акт приема-передачи, товарные накладные, счета-фактур и так далее.

В законе предусмотрена возможность отступления от такого правила. Это допустимо только для ситуаций, установленных Правительством России. К примеру, иной срок оплаты устанавливается для закупок в целях обеспечения обороноспособности страны.

Сроки оплаты для СМП

Если в извещении установлено, что в закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства, то применяется часть 8 статьи 30 44-ФЗ. В ней установлено, что срок оплаты в таких ситуациях не может превышать 15 рабочих дней с момента исполнения поставщиком своих обязательств. Это же правило распространяется и на некоммерческие социально ориентированные организации (СОНКО).

Ответственность заказчика

Если в контракте прописаны сроки оплаты, превышающие установленные законом временные интервалы, то заказчик нарушает требования статей 30 или 34 44-ФЗ. Следовательно, он должен быть привлечен к ответственности контролирующими органами.

Для должностных лиц, впервые совершивших такое правонарушение, размер штрафа с августа 2017 года установлен в пределах от 30 до 50 тысяч рублей. При повторном нарушении сотрудник может быть отстранен от занимаемой должности на срок от одного до двух лет. Такие поправки были внесены в КоАП согласно вступившему в силу 189-ФЗ. Поставщикам рекомендуется внимательно перечитывать проект контракта еще на стадии подготовки заявки на участие в закупке. При выявлении факта несоответствия установленных сроков оплаты требованиям законодательства обращайтесь с жалобой в контролирующие органы.

Как действовать когда сроки установлены правильно, но была допущена просрочка по оплате — читайте .

Электронные торги и их обеспечение

ГК РФ, в частности ст. 447-1, позволяет заключать договор купли-продажи, арендный договор, договор подряда, оказания услуг на торгах. Торги с участием государственных организаций и МУП регулируются ФЗ №44 от 05-04-2013 г., рядом других нормативных актов.

Торги в форме аукциона предполагают, что победит предложивший максимальную цену, а начинаются торги с начальной минимальной цены, указанной в объявлении. Участники аукциона постепенно повышают цену лота, пока не выявится победитель. Торги, организованные как конкурс, выигрывает участник, предложивший наилучшие условия. В объявлении указывается максимально возможная цена. Конкурс проводится при участии конкурсной комиссии, сформированной заранее. Участники конкурса представляют комиссии индивидуальные проекты, выбирается наиболее экономичный и креативный.

Заявка, участвующая в торгах, должна быть обеспечена. Обеспечительная сумма для организатора торгов является гарантией участия в них. Размер суммы определяет организатор.

Конкурсы и аукционы обеспечиваются(по тексту ФЗ №44 ст. 44):

  • банковской гарантией;
  • денежными средствами.

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Возврат обеспечительной суммы происходит в следующих случаях:

  • по итогам конкурса или аукциона участник не признан победителем;
  • торги отменены по инициативе контролирующего органа, организатора;
  • участник принял решение не участвовать в них, либо снят с торгов, оказался единственным поставщиком, например, при проведении госзакупки.

Если участник признан победителем торгов, но отказывается заключать договор, который был предметом торгов, обеспечительный платеж не возвращается.

Бухгалтерский учет обеспечительных платежей

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

Проводки:

  • Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — списана сумма обеспечения.

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

Проводки:

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.

Если победитель не желает исполнять свои обязанности, избегает заключения договора, денежное обеспечение переходит заказчику — Дт 91-2 Кт 55 (76). При этом, если имела место банковская гарантия, делается внутренняя проводка Дт 76 (заказчик) Кт 76 (банк) – задолженность гасится банком, а затем победитель расплачивается с ним: Дт 76 (банк) Кт 51.

Затраты по обеспечению электронных торгов

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся корреспонденции счетов. Услуги электронной площадки как затраты, связанные с подготовкой торгов, в целях НУ можно принимать к вычету по НДС, если имеется счет-фактура и соблюдаются положения ст. 172 НК РФ. На основании банковских документов, акта и счета-фактуры от электронного оператора делаются бухгалтерские проводки:

  • Дт 76 (60) Кт 55 – электронная площадка сняла сумму за услуги.
  • Дт 26 (20, 44 и др.) Кт 76 (60) – сумма услуг эл. площадки (без НДС).
  • Дт 19 Кт 76 (60) – зафиксирован НДС на сумму услуг эл. площадки.

По налогу на прибыль организаторы относят такие расходы к прочим, связанным с производством и реализацией, по видам (ст. 264 НК РФ). В БУ делается запись Дт 91-2 Кт 60 (76).

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения торгов, носит возмездный характер. Комиссия отражается проводками:

  • Дт 91-2 Кт 76 (60) – зафиксирована банковская комиссия.
  • Дт 76 (60) Кт 51 – оплачена с расчетного счета банковская комиссия.

На заметку! Внесение обеспечительного платежа не учитывается в целях НУ, в доходах и расходах в расчетах базы по налогу на прибыль, НДС до тех пор, пока не определится победитель. Тогда он может получить вычет по НДС, если сумма является предоплатой (оплатой) за участие в конкурсе и предметом торгов было заключение договора. Аналогичный принцип действует при расчете налога на прибыль.

Приобретение ЭЦП отражается по Дт 97, с кредита счетов расчетов с поставщиками. При этом носитель, диск, если он выделен в документации, сразу списывается в затраты — Дт 20,26, 44 и т.п. Кт 60 (76). Электронный ключ, сертификат, стоимость гарантийного обслуживания списываются равномерно, в течение всего срока, пока будет использоваться ключ (как правило, год) — Дт 20,26,44 и т.п. Кт 97.

Главное

  1. Бухгалтерский учет обеспечения возможности участвовать в электронных торгах, задатков осуществляется на счете 76 либо на счете 55, с использованием субсчетов.
  2. Применение счета 55 носит исключительный характер, если речь идет о госзакупках согласно ФЗ №44.
  3. Для усиления контроля за движением средств используют забалансовый счет 009.
  4. Иные затраты, обеспечивающие участие в торгах, учитываются стандартными проводками БУ, согласно рекомендациям по применению Плана счетов, с учетом положений НК РФ.
  5. Бухгалтерские проводки зависят от стадии, в которой находится заявка, итогов торгов, от формы обеспечения участия в них.

Учет госзаказов в бухгалтерии

О раздельном учете госзаказов в рамках ГОЗ говорится в постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 № 47. Также руководствуйтесь ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Раздельный учет заключается в том, что организация, выполняющая заказ за счет бюджетных денег, должна учитывать затраты на его выполнение отдельно по каждому государственному заказу. Первичную учетную документацию оформляйте на предусмотренные заказом отдельные изделия, группы, а также работы и услуги (в зависимости от предмета контракта).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Фактические затраты группируйте в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.), соблюдая следующий порядок:

  • прямые затраты (на материалы, производственные услуги, расходы на заработную плату работников) включайте в себестоимость продукции;
  • накладные расходы включите в себестоимость пропорционально прямым затратам и другим показателям, характеризующим продукцию;
  • коммерческие расходы включите в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции.

Для прямых затрат на выполнение заказа используйте проводки: дебет 20, кредит 10 (70, 69, 60…). Косвенные накапливайте на одноименных счетах 25 и 26.

В учете госзаказа прямые и косвенные расходы отражайте в документах в момент возникновения. При этом не имеет значения, оплачены они или нет, направлены на получение дохода или нет. Расходы признавайте на основании первичных учетных документов. Все они должны быть указаны в рублях, даже если выражены в валюте.

Финансовый результат по гособоронзаказу определяйте отдельно по каждому госконтракту. Используйте такую формулу:

финансовый результат = цена госконтракта — фактические затраты на исполнение

Обратите внимание, что исполнитель по требованию заказчика обязан предоставлять документа, подтверждающие фактические расходы на исполнение госконтракта. Заказчик вправе потребовать подтвердить расходы по каждому этапу, а также по предыдущим заказам. Можно предоставить первичные учетные бумаги, а также сводные отчеты, накопительные регистры, карточки фактических затрат.

Как отследить цепочку кооперации в ГОЗ от Системы Госзаказ

Головной исполнитель или исполнитель по запросу заказчика обязан предоставить информацию о каждом привлеченном исполнителе государственного оборонного заказа. Читайте, что такое кооперация ГОЗ и как отследить цепочку исполнителей.

Спецсчета

Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители проводят через специальные счета. Открыть счета обязаны головной исполнитель и исполнители. Головной исполнитель выбирает банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Банк России ежемесячно размещает перечень банков, которые соответствуют критериям, на своем официальном сайте (ст. 8.1 Закона № 275-ФЗ).

Под каждый гособоронзаказ открывают отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа. Операции, которые не связаны с исполнением ГОЗ, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона № 275-ФЗ).

В распоряжениях на перечисление денег указывают код конкретного госконтракта. В платежном поручении код контракта прописывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства от 04.12.2015 № 07-04-05/05-822).

С 23 февраля 2019 года скорректированы правила работы со спецсчетами для участников закупок. Актуальный порядок смотрите в статье

Практика

В качестве примера из судебной практики рассмотрим постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А34-4674/2018 от 05.02.2019. В нем наглядно показано, как исполнителя оштрафовали за отсутствие раздельного учета.

Заместитель прокурора города Кургана по результатам прокурорской проверки возбудил дело об административном правонарушении по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ в отношении исполнителя по ГОЗ. С ним были заключены договоры поставки толстолистовой стали и металлопроката.

Как исполнитель по гособоронзаказу компания должна была вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту. Вместе с тем принятое на предприятии положение об учетной политике не свидетельствовало о ведении такого учета. В частности, отсутствовали доказательства формирования регистров на основе первичных учетных документов, идентифицирующих отнесение объекта бухучета к конкретному контракту.

Кроме того, заключая договоры с третьими лицами в рамках исполнения заказа, компания не уведомляла их о том, что договоры заключаются в целях выполнения гособоронзаказа. Эти договоры не содержали идентификатора госконтракта, из-за чего было невозможно достоверно определить финансовый результат по каждому контракту. В итоге компанию оштрафовали на 300 тыс. руб., с чем она не согласилась и обратилась в суд.

Суд выяснил, что общество заключило договоры с несколькими поставщиками. При этом в договорах с одним из них указан идентификатор госконтракта, как и в первичных учетных документах по этим договорам. В договоры с другим поставщиком не был включен идентификатор государственного контракта, не было его и в первичных учетных документах. Это привело невозможности определить, какие поставки по договорам относятся к исполнению госконтракта, а какие были необходимы для нужд общества.

В обоснование своей позиции исполнитель ГОЗ указал, что смысл раздельного бухгалтерского учета заключается в разделении учетных данных на уровне деятельности, относящейся и не относящейся к исполнению гособоронзаказа. Общество подчеркнуло, что вело сводные таблицы по гособоронзаказу, которые в доступной и наглядной форме представляют по месяцам финансовый результат, накладные расходы, прямые расходы, доход от реализации металлопроката.

Исполнитель приводил доводы о том, что отсутствие идентификатора госконтракта и неуведомление поставщиков о том, что договоры с ними заключены в рамках ГОЗ, само по себе не является нарушением. Однако суды двух инстанций с ним не согласились и оставили решение УФАС о 300-тысячном штрафе без изменения.