Проводки по материалам

Методы проведения

Вариантов поставки материалов может быть несколько. Рассмотрим сотрудничество именно с поставщиками (также можно получить МПЗ от учредителей в качестве взноса в уставный капитал или создать их собственными силами организации).

Договор поставки

Здесь также можно выделить поставку с оплатой после получения материалов и поставку по предоплате. В случае поставки с постоплатой выполняются следующие стандартные проводки:

  • Д10 К60 – поступили МПЗ на склад;
  • Д19.3 К60 – отразили сумму НДС в цене, уплаченной за поступившие МПЗ;
  • Д68.2 К19.3 – отнесли сумму уплаченного НДС к возмещению из бюджета;
  • Д60 К51 – погасили кредиторскую задолженность контрагенту.

Важно: в отраженную в 1 проводке сумму не включается НДС.

Если МПЗ были оплачены ранее, то Д60.02 К51 – отразили предоплату поставщику за МПЗ;

Далее теже самые проводки по поступлению материалов на склад и отражению и возмещению из бюджета НДС. И, наконец, последняя проводка Д60.01 К60.02 – засчитывается произведенная ранее предоплата.

Авансовый отчет

Авансовый отчет используется в организации для подтверждения подотчетным лицом расходования выданных ему сумм. Также к отчету должны быть приложены оправдательные документы (кассовые чеки и т.д.).

Таким образом, в данном случае МПЗ для компании приобретает подотчетное лицо. Проводки в данной ситуации будут следующие (стандартная схема):

  • Д71 К50 – выданы денежные средства из кассы подотчетному лицу;
  • Д10 К71 – поступили материально-производственные запасы от подотчетного лица;
  • Д19.3 К71 – отразили НДС;
  • Д68.2 К19.3 – отнесли НДС к возмещению.

Есть еще один вариант, как можно отразить поступление материалов от подотчетного лица, показав и действия поставщика. Этот метод учета позволит проанализировать поставки в разрезе поставщиков.

  • Д71 К50 – выдача средств подотчетному лицу на нужды компании;
  • Д10 К60.1 – поступили материалы от поставщика на склад (на основании первичных документов, приложенных к авансовому отчету);
  • Д19.3 К60.1 – отразили НДС;
  • Д68.2 К19.3 – отнесли НДС к возмещению;
  • Д60.01 К71 – отразили оплату поставщику подотчетным лицом.

Договор мены

Бывают случаи, когда товары поступают в организацию по договору мены. Тогда принять их на учет нужно следующим образом (в данном случае предусмотрен обычный порядок перехода права собственности на МПЗ):

  • Д10 К60.01 – поступили МПЗ от контрагента по договору мены;
  • Д19.3 К60.01 – отражается сумма НДС;
  • Д68.2 К 19.3 – отнесли налог на добавленную стоимость к возмещению;
  • Д62.01 К91.1 – отразили обмен МПЗ по заключенному договору;
  • Д91.2 К10 – списали передаваемые МПЗ;
  • Д91.2 К68.2 – отразили НДС, начисленный на передаваемые материалы;
  • Д60.01 К62.01 – зачли долг контрагента по заключенному с ним договору.

В качестве стоимостной оценки передаваемых по договору мены МПЗ берут цену, которую в схожих условиях компания использует для определения стоимости аналогичных материалов.

Оформление документов

Зачастую юридически грамотное составление документов при приемке МПЗ помогает разрешить споры между поставщиком и покупателем, если такие возникают, например, при ненадлежащем качестве поступивших материалов.

Рассмотрим случай, когда между поставщиком и покупателем заключен договор поставки. Если в данном случае материально-производственные запасы перевозятся, то обязательно вместе с ними поставщик привозит накладную или товарно-транспортную накладную.

Также он должен предоставить счет-фактуру (помните, что счет-фактура является основанием для оплаты материалов)

Далее сотрудник компании-покупателя (материально ответственное лицо) сверяет состав доставленного материала с накладной и счетом-фактурой и, если все в порядке, подписывает документы (каждый в 2 экземплярах) и один из экземпляров оставляет себе. Далее и в компании-покупателе, и в компании-поставщике экземпляры этих документов должны быть подписаны уполномоченным на это лицом, и на них должна быть поставлена печать.

Если же поступившие материально-производственные запасы не соответствуют описанию в сопроводительном документе или упаковка сильно испорчена, необходимо составить акт о приемке материалов.

Если все в порядке, компания-покупатель может составить приходный ордер со списком поступивших материалов.

Если материально ответственное лицо принимает товар за пределами склада компании-покупателя, то на это лицо должна быть оформлена доверенность на получение материалов.

Товарная накладная является документом-основанием для проводок 1, 2 и 3 в списке проводок при поставке по договору с постоплатой, приходный ордер – для 1, счет-фактура – для 2. Банковская выписка – для 4.

А если МПЗ приобретало подотчетное лицо? Тогда требуется авансовый отчет, о котором уже шла речь (в одном экземпляре), а также кассовые чеки и другие документы, подтверждающие факт оплаты. В процессе передачи подотчетным лицом материалов на склад выписывается приходный ордер.

Этот приходный ордер является основанием для проводки 2 в перечне проводок при поступлении материалов через подотчетное лицо по стандартной схеме, а также для ее проведения нужна товарная накладная. Для 1 проводки – расходный ордер. Для 3 – счет-фактура и товарная накладная. Для 4 – то же, что и для 3, а также требуется книга покупок.

Если же бухгалтер использует схему, куда включены расчеты с поставщиками, то для 5 проводки из этого списка потребуется бухгалтерская справка-расчет.

Если МПЗ поступили по договору мены, то накладные требуются для 1, 2, 3, 4 и 5 проводок; приходный ордер – для 1; счета-фактуры – для 2, 3, 4, 5 и 6; бухгалтерская справка-расчет – для 7.

Материалы поступили — документов нет

В этом случае действует особый порядок принятия материалов к учету, которые теперь называются неотфактурованными поставками.

В целях приемки материалов составляют акт по форме М-7, для приемки тары – акт по форме ТОРГ-5.

Акты следует создать в 3 экземплярах. Один из них отдается поставщику. Чтобы акт обладал юридической силой, необходимо создать комиссию, в которой должен состоять представитель компании-поставщика либо независимый эксперт.

Далее поступившие МПЗ необходимо принять к учету по определенной стоимости, другими словами, оценить. Если в качестве учетной цены в организации принята фактическая себестоимость, то МПЗ принимаются к учету по рыночным ценам.

Далее, после поступления документов, могут сложиться разные ситуация. Либо стоимость, указанная в документах, совпадет со стоимостью, по которой МПЗ были приняты к учету, либо не совпадает. В последнем случае записи учета нужно исправить.

Таким образом, различных нюансов у проводки «поступление материалов от поставщика» достаточно много, но разобраться в них не составляет большого труда.

Поступление товаров и услуг в 1С представлено в данном видео.

Задача: составить проводки

Цитата (kazakova-aliya):Здравствуйте! Учусь на курсах переподготовки второй месяц, до этого ни бум-бум в бухгалтерии.
Хотела попросить проверить мои проводки по домашней зачетной задаче.
В двух строках поставила ?, не знаю какую проводку применить.
Понятие «акцептован» преподаватель разъяснила как «оплачен».
1. Акцептованы счета поставщиков за поступившие на склад материалы 60/51
2. Акцептован счет автобазы за доставку материалов от станции до склада предприятия 60/51
3. Оплачены подотчетным лицом расходы по приемке материалов 15/71
4. Погашена с расчетного счета задолженность поставщика за материалы 60/51
5. Отпущены материалы по учетным ценам
в цеха основного производства 20/10
на ремонт оборудования 26/10
26 счет — это общехзяйственные (административно-управленческие) расходы. Не правильно использовать его для учета затрат по оборудованию цехов.
на цеховые нужды 25/10
на общехозяйственные нужды 26/10
6. Списывается сумма отклонений, относящаяся к отпущенным в производство материалам ?
Учет материалов организован с помощью счетов 15 и 16. Т.е. материалы от поставщиков учитываются по покупной стоимости на счете 15 (Дт 15 Кт), приходуются по учетным ценам (Дт 10 Кт 15). Разница, возникшая между покупной и учетной ценой, относится на счет 16. Накопленные на счете 16 отклонения относятся в Дт счетов затрат.
7. Получено с расч. счета в кассу для выдачи зарплаты работникам предприятия 50/51
8. Выдана из кассы зарплата работникам предприятия 70/50
9. Начислена зарплата:
производственным рабочим цехов основного производства 25/70
Затраты основного произвдства учитываете на счете 20
рабочим, занятым обслуживанием и ремонтом оборудования 25/70
персоналу основных цехов 25/70
работникам заводуправления 26/70
10. Удержан налог на доходы от зарплаты 20/68
Данной проводкой вы должны удержать из зарплаты работников. Счета затрат в данном случае не задействуются.
11. Отчислено в ПФР и др. фонды страхования 20/69
Страховые взносы начисляются на сумму зарплаты и относятся на те же счета затрат, куда была отнесена и сумма зарплаты.
12.Начислен износ ОС
оборудование цехов осн. производства 25/02
здание и сооружения цехов осн. производства 25/02
здание и сооружения общехоз. назначения 26/02
13. Оплачены подотчетным лицом расходы по уборке территории цеха 25/71
14. Акцептованы счета разных кредиторов за работы и услуги:
по обслуживанию цехов основного производства 25/76
общехозяйственного характера 26/76
Вышу вы писали, что акцептовано значит оплачено, а в данной операции отражате затраты.
15. Списываются общепроизводственные расходы по окончанию месяца 20/25
16. Списываются общехозяйственные расходы по окончанию месяца 20/26
17. Выпущена из производства готовая продукция 43/20
18. Отгружена со склада готовая продукция 90/43
Считаю в данной операции должна быть проводка по реализации — Дт 62 Кт 90, т.к. фактическую себестоимость реализованной продукции списываете в операции 21.
19. Перечислено с расч. счета за доставку продукции покупателям 60/51
20. На расч. счет поступила выручка за отгруженные товары 51/62
21. Списывается производственная себестоимость реализованной продукции 90/43
22. Списываются коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции 90/44
23. Начислен налог на добавленную стоимость от реализованной продукции 90/68
24. Списывается результат от реализации продукции за отчетный период ?
Составьте самолетик по счету 90. Садьдо по Дту или Кту счета будет означать прибыль или убыток получен от реализации продукции. Составляете соответствующую проводку Дт 99 Кт 90 или Дт 90 Кт 99.