Порядок ведения кассовых операций

Содержание

Порядок ведения кассовых операций в 2018 году

Налог-налог 07 мая 2018 34641

Порядок ведения кассовых операций установлен единым для всех хозяйствующих субъектов, будь то организация или ИП, общережимник или лицо, применяющее специальные налоговые системы. Рассмотрим порядок ведения кассовых операций в 2018 году.

Какой НПА регламентирует порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации в 2018 году

Кого коснулись изменения в порядке ведения кассовых операций

Ведение кассовых операций: сравнение действующих и старых правил

Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций

Итоги

Какой НПА регламентирует порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации в 2018 году

Ведение кассовых операций в 2018 году по-прежнему осуществляется в порядке, утвержденном указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У). Напомним, оно действует с 01.06.2014. Тогда же утратило силу положение «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее — положение № 373-П).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 19.08.2017 в порядок ведения кассовых операций был внесен ряд изменений, которые мы подробнее рассмотрим ниже (указание Банка России от 19.06.2017 № 4416-У).

А об изменениях в учете подотчетных сумм читайте .

Кого коснулись изменения в порядке ведения кассовых операций

В той или иной мере нововведения в порядке ведения кассовых операций коснулись всех хозяйствующих субъектов. В частности:

  • индивидуальных предпринимателей и организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства (критерии малых предприятий вы найдете в этой статье);
  • организаций, не относящихся к малым;
  • организаций, имеющих обособленные подразделения;
  • лиц, использующих ККТ или бланки строгой отчетности (подробнее об учете денежных средств при использовании онлайн-касс читайте );
  • работодателей, выдающих деньги сотрудникам под отчет.

Рассмотрим теперь эти изменения подробнее.

Ведение кассовых операций: сравнение действующих и старых правил

Для наглядности представим основные изменения в порядке ведения кассовых операций в виде таблицы (сравнение действующих и прежних правил, в том числе с учетом внесенных указанием № 4416-У).

Операции, которых коснулись изменения

Текущий порядок ведения кассовых операций

Пункт НПА, на который ссылается текущий порядок ведения кассовых операций

Прежний порядок ведения кассовых операций

Обязанность устанавливать лимит остатка наличности в кассе

Индивидуальные предприниматели и организации — субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

Примечание: критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ

П. 2 указания № 3210-У

Никаких исключений для ИП и организаций-«малышей» не было. Все юридические лица и предприниматели должны были устанавливать максимально допустимую сумму наличных денег, которая могла храниться в кассе на конец рабочего дня, и сдавать сверхлимитную наличность в банк (пп. 1.2–1.4 положения № 373-П)

Порядок расчета лимита остатка кассы

Порядок ведения кассовых операций позволяет выбрать один из 2 вариантов расчета кассового лимита:

  • исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (для вновь созданных юрлиц — исходя из ожидаемого объема поступлений);
  • исходя из объема выдачи наличных денег (для вновь созданных организаций — исходя из ожидаемого объема выдач), за исключением сумм наличных, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендий и пр. работникам

Приложение к указанию № 3210-У

Старые правила ведения кассовых операций не предполагали выбора удобного варианта расчета лимита кассы. Второй вариант (по объему выдачи денежной наличности) дозволялось использовать лишь в случае отсутствия наличных поступлений. Об этом прямо говорилось в приложении к положению № 373-П

Оформление кассовых документов индивидуальными предпринимателями

Индивидуальные предприниматели, ведущие в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, могут не оформлять:

  • кассовые документы;
  • кассовую книгу.

В частности, это касается предпринимателей — плательщиков ЕНВД, ИП, применяющих патентную или упрощенную систему налогообложения, а также ИП, являющихся плательщиками ЕСХН (см. письмо ФНС России от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338).

Примечание: учет доходов и расходов ведут также предприниматели на общем режиме — в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (утверждена приказом от 13.08.2002Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430). Отсюда можно сделать вывод, что данное послабление касается всех предпринимателей без исключения

Пп. 4.1, 4.6 указания № 3210-У

Наравне с организациями ИП были обязаны:

  • оформлять проводимые кассовые операции приходными и расходными кассовыми ордерами (п. 1.8 положения № 373-П);
  • вести учет поступающих и выдаваемых из кассы наличных денег в кассовой книге (п. 5.1 положения № 373-П)

Способ ведения кассовой книги и кассовых документов

Кассовую книгу и другие документы можно оформлять:

  • на бумажном носителе с заполнением от руки;
  • на компьютере с последующей распечаткой на бумажном носителе;
  • в электронном виде с учетом обеспечения ее защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации.

В первых 2 случаях документы подписываются собственноручно ответственными лицами, а в последнем — подтверждаются электронными подписями.

Кассир проверяет, есть ли на кассовых документах подписи руководящих лиц (главбуха или директора). Подписи сверяют с образцами, но только если документ составили на бумаге.

Кассовую книгу может вести не только кассир, но и другой уполномоченный сотрудник

Пп. 4.7, 4.6 указания № 3210-У

Кассовая книга и другие кассовые документы могли быть только бумажными. Документы, оформленные на компьютере, в обязательном порядке распечатывались (п. 2.5 положения № 373-П).

Кассовую книгу обязан был вести только кассир

Внесение исправлений в документы по кассе

Новый порядок ведения кассовых операций дозволяет внесение исправлений в документы, оформленные на бумажном носителе, за исключением приходных и расходных кассовых ордеров. При этом исправление должно содержать дату внесения, фамилии, инициалы и подписи лиц, оформивших документы, в которые внесены исправления.

Внесение исправлений в документы, оформленные в электронном виде, после их подписания не допускается

П. 4.7 указания № 3210-У

Прежним порядком внесение исправлений не допускалось (п. 2.1 положения № 373-П).

Порядок исправления электронных кассовых документов не указывался

О том, как на ведение кассовых документов повлияло введение в применение онлайн-касс, читайте в статье «Нужна ли кассовая книга для онлайн-кассы?»

Порядок сдачи сверхлимитной наличности в банк

Наличные деньги для зачисления на счет сдаются:

  • в банк;
  • организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка

П. 3 указания № 3210-У

Помимо действующих вариантов (сдачи в банк или организацию, входящую в систему Банка России) была возможность перечисления денег на счет через организацию федеральной почтовой связи (п. 1.5 положения № 373-П)

Указание суммы прописью в расходном кассовом ордере

Согласно действующему порядку ведения кассовых операций при выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подготавливает сумму наличных, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер получателю только для проставления подписи. Требовать у получателя вписать полученную сумму в ордер от руки больше не нужно. Эта сумма может быть напечатана

П. 6.2 указания № 3210-У

Ведение кассовых операций в прежнем порядке требовало от получателя не только подписать ордер, но и собственноручно указать в нем получаемую сумму (рубли — прописью, копейки — цифрами) (п. 4.3 положения № 373-П)

Подробнее о правилах заполнения РКО читайте в нашей статье «Как заполняется расходный кассовый ордер (РКО)?»

Выдача денег под отчет

Для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юрлица или ИП, расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме либо распорядительному документу руководителя. Заявление или распорядительный документ должны содержать запись о сумме наличных и о сроке, на который они выдаются, а также подпись руководителя и дату.

Если на подотчетные суммы составляется заявление, то размер подотчетных средств и срок не обязан указывать руководитель. Это может сделать и сам подотчетник. А руководитель лишь подпишется и поставит дату.

Допускается выдача под отчет, если получатель не отчитался по предыдущему авансу

П. 6.3 указания № 3210-У

Согласно прежнему порядку ведения кассовых операций, сумму и срок подотчета должен был указывать собственноручно руководитель (п. 4.4 положения № 373-П).

Кроме того, до 19.08.2017 деньги под отчет выдавались исключительно на основании заявления работника и только при отсутствии задолженности по предыдущим подотчетным расходам

Оформление кассовых документов при расчетах с ККТ или БСО

Действующий порядок ведения кассовых операций закрепляет возможность оформления общего ПКО и (или) РКО по окончании проведения кассовых операций на всю сумму принятых наличных денег на основании фискальных документов, предусмотренных абз. 27 ст. 1.1 закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Если приходный кассовый ордер оформлен в электронном виде, то квитанцию кассир может отправить по просьбе вносителя денег на его электронную почту.

Если расходный кассовый ордер оформили в электронном виде, то получатель денег может проставить на документе свою электронную подпись

Пп. 4.1, 5.1, 6.2 указания № 3210

Положением № 373-П возможность составления сводного приходного ордера по БСО и иным аналогичным документам не предусматривалась.

П. 5.2 указания № 3210 утратил силу с 19.08.2017.

Возможность отправки квитанции на электронную почту, как и подписания РКО электронной подписью отсутствовала

Взаимодействие головной кассы с кассами подразделений

Организация, имеющая обособленные подразделения (ОП), вправе самостоятельно устанавливать порядок и сроки передачи в головную организацию копий листов кассовых книг ОП с учетом срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4.6 указания № 3210-У)

Свой лист кассовой книги с остатком наличных на конец рабочего дня подразделение должно было передать организации не позднее следующего рабочего дня (п. 5.6 положения № 373-П)

Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций

И в заключение несколько слов об ответственности. За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций предусмотрена административная ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ. Это штраф: для должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб., для юридических — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

При этом к нарушениям относятся:

  • осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
  • накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Подробнее об ответственности за нарушение порядка ведения операций по кассе читайте в статье «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».

Итоги

Порядок ведения кассовых операций в 2017-2018 годах претерпел ряд изменений. Часть из них коснулась порядка работы с подотчетниками. Другие изменения связаны с внедрением онлайн-касс и оптимизацией электронного кассового документооборота.

Порядок ведения и положение о кассовых операциях в РФ

Для бизнесмена чрезвычайно важно выяснить какой существует порядок ведения кассовых операций в РФ и какие законодательные акты регулируют его. Для начала нужно выяснить, что именно можно отнести к кассовым операциям. По большому счету кассовые операции — это те операции, где фигурируют как наличная, так и безналичная форма денежных средств при предъявлении платежных карт.

Зачастую одним из участников подобных операций является физлицо. Физлица могут выступать в качестве:

  • Покупателя или непосредственного заказчика какой-то услуги. В таких ситуациях деньги могут браться от клиента в качестве оплаты за товары или предоставленные услуги, или же возвращаться покупателю в случае оформления возврата ранее приобретенного товара.
  • Сотрудника. В таких ситуациях все деньги передаются сотруднику в качестве заработной платы или же командировочной компенсации. Также деньги могут передаваться сотрудником самой организацией в форме неиспользованных командировочных средств.
  • Должника или кредитодателя. В этой ситуации исходя из того, кем именно является физическое лицо (должником или займодателем), организация может принимать финансовые ресурсы либо же, наоборот, их выдавать.

Исходя из данной информации, все кассовые операции обладают двойственным смыслом так как они могут предполагать, как получение финансовых ресурсов, так и их выдачу.

В некоторых особых обстоятельствах, которые описаны в законодательных актах, участниками кассовых операций могут быть лишь юрлица или люди, имеющие официальный статус ИП.

Все кассовые операции, где фигурируют физические лица, проводятся согласно отдельным нормам законодательства. Поэтому важно изучить основные правовые документы, регулирующие эти процессы.

Порядок ведения кассовых операций

Действующая нормативно-правовая база

Все предприятия проводят операции с кассами согласно таким нормативно-правовым документам:

1. Указ Банка России № 3210-У.

Этот документ вполне допустимо считать основным правовым актом, регламентирующим все основные нюансы осуществления операций с кассами на территории РФ. В этом документе можно найти следующие указания:

  • Перечень процедур, проводимых в рамках операций с кассами;
  • Предел по остаткам денег, который регламентирован действующими законодательными нормами;
  • Существующий порядок использования самой разной кассовой документации;
  • Главные требования и правила, относящиеся к сохранности денежных средств предприятия.

Безусловно, этот список является не полным перечнем всех требований и условий, перечисленных в Указании № 3210-У. Этот нормативно-правовой документ является очень объемной информационной базой, все нюансы которой можно изучить лишь в ходе занятия правоприменительными практиками. Он регламентирует различные моменты, прямо связанные с использованием и сохранением финансовых ресурсов, хранящихся в аппаратуре.

2. Указ Банка России № 3073-У.

В этом нормативно-правовом информационном документе можно найти указания и требования, касающиеся регуляции расчетов наличными средствами на территории РФ. Также в нем указан перечень услуг, предоставляемых физлицам, где зачастую фигурирует расчет с помощью наличности. Это нормативно-правовое положение о кассовых операциях полностью регулирует движение наличности при проведении взаиморасчетов как между физическими лицами, так и между физлицами и юрлицами. В данном документе можно найти полный перечень указаний, требований, а также рекомендаций, затрагивающих регуляцию этого аспекта.

3. Закон № 53-ФЗ.

Данный закон, равно как и предыдущий указ БР, прямо регулирует вопрос использования наличных денег при взаиморасчетах. Также нужно учесть, что в законе № 54-ФЗ указаны нормы, относящиеся к применению техники контрольно-кассового формата или же документации, способной ее заменить.

Также законодатель допускает частичное использование устаревшего закона № 54-ФЗ, позволяющего некоторым видам бизнеса на законных основаниях не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов.

Правила ведения кассовых операций включают в себя все перечисленные правовые источники, которые занимаются регуляцией разного рода правовых взаимоотношений между участниками денежных расчетов. При рассмотрении практического использования этих нормативно-правовых документов, можно говорить о том. Что целесообразно изучать именно те акты, которые прямо регулируют работу кассы.

Схема учета кассовых операций

Функционирование кассы внутри предприятия

Касса является важной структурной составляющей любой коммерческой организации. Данная аппаратура обладает всеми нужными ресурсами и техническими возможностями для обеспечения:

  • Приема денег и их выдачи при соблюдении действующих законодательных норм;
  • Создания платежной документации при соблюдении законодательной и нормативной базы;
  • Полной сохранности денег, а также платежной документации, формируемой в результате проведения финансовых сделок;
  • Выполнения работником его прямых функций, прописанных в трудовом соглашении, заключенным между ним и работодателем.

Исходя из этого, работодатель возлагает на работника, работающего с кассовой аппаратурой, определенные обязательства и функции, касающиеся обеспечения нормальной работы предприятия, с точки зрения финансовых расчетов, а также материальную ответственность за сохранность наличности.

Функционирование кассового аппарата может регулироваться как законодательными актами, так и отдельными распорядительными внутриорганизационными документами, составленными согласно нормам действующего законодательства. Все предписания такой документации должны касаться:

  • Упорядочивания денежных средств, а также их целевого использования сотрудником, работающего с кассовым аппаратом;
  • Осуществление разного рода процедур, касающихся проведения проверок соблюдения законодательных норм и внутреннего порядка организации со стороны сотрудника, работающего с кассовой аппаратурой.

При рассмотрении отдельных внутриорганизационных норм, затрагивающих процесс работы с кассовыми аппаратами и их взаимодействием с сотрудниками, зачастую на предприятиях используют две основные нормы:

1. Регулирующие подотчетную выдачу средств в качестве денежного обеспечения сотрудника, отправленного в рабочую командировку.

Подобные нормы могут затрагивать следующие аспекты:

  • Формирование конкретного списка документации, позволяющей выдавать денежные средства под отчет;
  • Схему возвращения денежных средств сотрудником при его возвращении на работу с командировки.

2. Нормы, регламентирующие систему перемещения денег на банковские счета организации.

В этом случае нормы могут устанавливать следующие условия:

  • Лимит по количеству денежных средств, остающихся на счетах организации в банке;
  • Схему обработки полученной выручки внутри организации;
  • Систему передачи наличных денежных средств в банк, занимающийся обслуживанием организации.

3. Нормы, касающиеся использования контрольно-кассового оборудования на предприятии.

Такие нормы могут касаться следующих аспектов:

  • Системы использования контрольно-кассового оборудования;
  • Существующего порядка использования контрольно-кассового оборудования согласно действующим нормам российского законодательства;
  • Порядок сотрудничества плательщика налогов и государственных контролирующих органов при осуществлении проверки контрольно-кассовой аппаратуры.

Современный кассовый аппарат с POS-терминалом

4. Нормы, касающиеся формирования документации о проведении кассовых операций.

В рамках действующего законодательства вся информация о подобных операциях может храниться как в унифицированных бумагах, так и в электронном или бумажном виде в разработанном внутри предприятия формате. Руководству организации важно следить за правильным использованием этой документации сотрудниками, работающими с контрольно-кассовой аппаратурой.

В некоторых нормирующих положениях локального характера могут быть регламентированы нормы, касающиеся использования валют иностранных государств при осуществлении разного-рода операций с кассами.

Зачастую операции с кассовым оборудованием предполагают прием организацией финансов в формате наличных денег от клиентов в качестве платы за предоставленную услугу или проданный товар. В случае проведения таких финансовых расчетов в некоторых ситуациях действующее законодательство может накладывать требования об использовании кассовой аппаратуры.

Процедура составления документации, относительно операций с кассами

Согласно новым правилам, процедура документирования операций с кассами с использованием систем онлайн-касс допускается:

1. Оформление ПКО

  • Использование информации, хранящейся в цифровом виде внутри онлайн-кассы;
  • Дополнение ордера квитанцией, автоматически сформированной внутри онлайн-кассы.

Все записи об изъятии внутри контрольно-кассового аппарата сохраняются в следующих форматах:

  • Отчета (о проведении процедуры регистрации ККТ в ФНС, внесение изменений в параметры работы аппаратуры, начало и завершение рабочей смены, закрытие фискального резерва, а также о проведении текущих расчетов);
  • Чека и иных видов документов для внесения корректировок в записи об изъятии;
  • Подтверждения ОФД.

Каждый из перечисленных документов хранится внутри фискального накопителя, являющегося основным функциональным элементом онлайн-кассы. Все виды документов, являющиеся отчетной документацией, сохраняются в памяти фискального накопителя на протяжении пяти лет до момента вывода из эксплуатации кассового аппарата.

Конкретные типы форматов, использующиеся в онлайн-кассах, определяются фискальными органами. Согласно нормативным актам и законам требования к использованию и хранению таких данных могут со временем изменяться.

Действующие форматы, а также реквизиты, применяемые в онлайн-кассах, регламентируются согласно Приказу ФНС России № ММВ-7-20/229.

2. Оформление РКО с использованием электронного бланка.

Также нужно учесть, что расходный ордер кассовой операции может подписываться с помощью ЭЦП лица, выступающего в качестве получателя денег.

При этом организации, использующие онлайн-кассы, как и прежде могут применять бумажный формат кассовых ордеров. Но в современных условиях использование цифровых версий РКО и ПКО намного упрощает весь процесс проведения расчетов. С помощью внедрения автоматических систем заполнения учетной кассовой документации каждое предприятие может существенно повысить оперативность проведения и организации различных бизнес-процессов.

Одной из самых важных процедур в системе формирования документации о проведении кассовых операций, является создание отчета о закрытии рабочей смены. Нужно отметить, что эта отчетность не имеет никакой связи с необходимостью ведения кассовой книги. Он лишь указывает на то, что организация использует в своей деятельности контрольно-кассовую технику. При этом такая отчетность является одной из важнейших составляющих процесса документирования разного рода кассовых операций.

Еще не так давно, когда в организациях использовалась самая обычная кассовая аппаратура, после окончания рабочей смены все кассиры занимались формированием Z-отчетов. На основе информации, указанной в таких отчетах, в дальнейшем формировались журналы КМ-4, а также справки формата КМ-6.

Расчеты наличными

При этом все предприятия, использующие онлайн-кассы имеют право и возможность в ходе своей прямой профессиональной деятельности не применять документы формата КМ-4 и КМ-6. Вместо подобной документации в онлайн-кассах применяются иные форматы автоматического документирования проводимых кассовых операций. Также нужно учесть, что по окончании рабочей смены в онлайн-кассах не формируются итоговые Z-отчеты.

Вместо классического Z-отчета, в онлайн-кассе в автоматическом режиме после закрытия смены создается в электронном формате документ под названием «Отчетность о закрытии смены». При необходимости этот документ может быть распечатан на бумаге. На основе информации этого отчета торговое предприятие должно формировать ПКО, а также заняться отражением данных о приходном ордере в учетной кассовой книге.

К каким последствиям могут привести нарушения при ведении кассовых операций

Каждый предприниматель и каждый руководитель торгового предприятия должен понимать, что существует серьезная ответственность, которая наступает если ведение кассы осуществлялось с нарушениями. На сегодняшний день за неправильный учет наличных денежных средств, а также оформление отчетности по кассовым операциям существует административная ответственность, согласно ст. 15.1 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 5 тысяч рублей. Одновременно с этим, если нарушителем будет признано юридическое лицо, то на него может быть возложен штраф вплоть до 50 тысяч рублей.

К числу основных нарушений можно отнести:

  • Использование наличных денежных средств при расчетах сверх установленных лимитов;
  • Неоприходование или частичное неоприходование имеющихся наличных средств в кассовом аппарате;
  • Нарушение существующего законного порядка хранения наличности;
  • Скопление в кассовом аппарате денежных наличных средств, превышающее установленные лимиты.

Итоги

Вне зависимости от типа и формата деятельности торгового предприятия, использующего для расчетов контрольно-кассовое оборудование, необходимо тщательно следовать требованиям, указанным в действующей нормативно-правовой базе относительно кассовой аппаратуры.

При выполнении всех условий закона и осуществлении точного документирования всех кассовых операций, предприятие сможет избежать проблем с контролирующими и фискальными органами. Следует помнить, что при выявлении нарушений предприятие может серьезно пострадать из-за необходимости уплаты денежного штрафа. Именно по этой причине важно следить за изменениями в законодательной базе, регламентирующей работу и документирование кассовых операций на территории РФ.

Обзор документа

Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

29 мая 2014

1. Настоящее Указание на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2003, № 2, ст. 157; № 52, ст. 5032; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 25, ст. 2426; № 30, ст. 3101; 2006, № 19, ст. 2061; № 25, ст. 2648; 2007, № 1, ст. 9, ст. 10; № 10, ст. 1151; № 18, ст. 2117; 2008, № 42, ст. 4696, ст. 4699; № 44, ст. 4982; № 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, № 1, ст. 25; № 29, ст. 3629; № 48, ст. 5731; 2010, № 45, ст. 5756; 2011, № 7, ст. 907; № 27, ст. 3873; № 43, ст. 5973; № 48, ст. 6728; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, № 11, ст. 1076; № 14, ст. 1649; № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 49, ст. 6336; № 52, ст. 6975) определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее — наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций (далее — банк), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

В целях настоящего Указания под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4006; № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3615, ст. 3616; 2009, № 31, ст. 3923; № 52, ст. 6441; 2010, № 28, ст. 3553; 2011, № 27, ст. 3880; № 50, ст. 7343; 2013, № 27, ст. 3436, ст. 3477; № 30, ст. 4071; № 52, ст. 6961), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются настоящим Указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

2. Для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее — кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее — касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее — лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 23, ст. 2758; № 48, ст. 5739; 2010, № 19, ст. 2291; 2011, № 27, ст. 3873) (далее — платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3872; 2012, № 53, ст. 7592; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4084) (далее — банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее — обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица.

Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.

Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом.

Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым-пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.

Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплат социального характера (далее — другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

3. Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее — организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

4. Кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее — руководитель) из числа своих работников (далее — кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира (далее — старший кассир).

Кассовые операции могут проводиться руководителем.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств.

Программно-технические средства, конструкция которых предусматривает прием банкнот Банка России, должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых установлен нормативным актом Банка России.

4.1. Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее — кассовые документы).

Индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться.

4.2. Кассовые документы оформляются:

главным бухгалтером;

бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее — бухгалтер);

руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

4.3. Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии — руководителем), а также кассиром.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем.

4.4. Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее — печать (штамп), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

4.5. При наличии старшего кассира операции по передаче наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня отражаются старшим кассиром в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 с указанием сумм передаваемых наличных денег. Записи в книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 осуществляются в момент передачи наличных денег и подтверждаются подписями старшего кассира, кассира.

4.6. Поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии — руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.

Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии — руководитель).

Если индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовая книга 0310004 ими может не вестись.

4.7. Документы, предусмотренные настоящим Указанием, могут оформляться на бумажном носителе или в электронном виде.

Документы на бумажном носителе оформляются от руки или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее — технические средства), и подписываются собственноручными подписями. В документы, оформленные на бумажном носителе, за исключением кассовых документов, допускается внесение исправлений, содержащих дату исправления, фамилии и инициалы, а также подписи лиц, оформивших документы, в которые внесены исправления.

Документы в электронном виде оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ “Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; № 27, ст. 3880; 2012, № 29, ст. 3988; 2013, № 14, ст. 1668; № 27, ст. 3463, ст. 3477). В документы, оформленные в электронном виде, внесение исправлений после подписания указанных документов не допускается.

Хранение документов, оформленных на бумажном носителе или в электронном виде, организуется руководителем.

5. Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее — работник), проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.

5.1. При получении приходного кассового ордера 0310001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии — наличие подписи руководителя) и ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указания, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере 0310001.

Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.

Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира.

После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере 0310001, с суммой фактически принятых наличных денег.

При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир подписывает приходный кассовый ордер 0310001, проставляет на квитанции к приходному кассовому ордеру 0310001, выдаваемой вносителю наличных денег, оттиск печати (штампа) и выдает ему указанную квитанцию к приходному кассовому ордеру 0310001.

При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму наличных денег или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. Если вноситель наличных денег отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. Приходный кассовый ордер 0310001 кассир перечеркивает и передает главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) для переоформления приходного кассового ордера 0310001 на фактически вносимую сумму наличных денег.

5.2. Приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3599; 2010, № 31, ст. 4161; 2011, № 27, ст. 3873; 2012, № 26, ст. 3447; 2013; № 19, ст. 2316; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165), на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) на общую сумму наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), в порядке, предусмотренном в абзаце первом настоящего подпункта, оформляет отдельный приходный кассовый ордер 0310001.

5.3. Прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру 0310001.

6. Выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002.

Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.

6.1. При получении расходного кассового ордера 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии — наличие подписи руководителя) и ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указания, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере 0310002.

Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее — документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) или в доверенности.

При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере 0310002, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в доверенности; соответствие указанных в доверенности и расходном кассовом ордере 0310002 фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица, данных документа, удостоверяющего личность, данным предъявленного доверенным лицом документа, удостоверяющего личность. В расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает запись “по доверенности”. Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011).

В случае выдачи наличных денег по доверенности, оформленной на несколько выплат или на получение наличных денег у разных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, делаются ее копии, которые заверяются в порядке, установленном юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Заверенная копия доверенности прилагается к расходному кассовому ордеру 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011). Оригинал доверенности (при наличии) хранится у кассира и при последней выдаче наличных денег прилагается к расходному кассовому ордеру 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011).

6.2. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи.

Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере 0310002.

Кассир не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме наличных денег, если получатель наличных денег не сверил в расходном кассовом ордере 0310002 соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью, и не пересчитал под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги.

После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подписывает его.

6.3. Для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее — подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии — руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

6.4. Выдача из кассы юридического лица обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по расходному кассовому ордеру 0310002.

6.5. Предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).

Выдача наличных денег работнику проводится в порядке, предусмотренном в абзацах первом — третьем подпункта 6.2 настоящего пункта, с проставлением работником подписи в расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011).

В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, кассир в расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011) проставляет оттиск печати (штампа) или делает запись “депонировано” напротив фамилий и инициалов работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011), проставляет свою подпись на расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011) и передает ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю).

На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011) оформляется расходный кассовый ордер 0310002.

7. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

8. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию в “Вестнике Банка России” и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 28 февраля 2014 года № 5) вступает в силу с 1 июня 2014 года, за исключением абзаца пятого пункта 4.

8.1. Абзац пятый пункта 4 настоящего Указания вступает в силу с 1 января 2015 года.

8.2. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившим силу Положение Банка России от 12 октября 2011 года № 373-П “О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации”, зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2011 года № 22394 (“Вестник Банка России” от 30 ноября 2011 года № 66).

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. Набиуллина

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.
Регистрационный № 32404

Приложение
к Указанию Банка России
от 11 марта 2014 г. № 3210-У
«О порядке ведения кассовых операций
юридическими лицами и упрощенном порядке
ведения кассовых операций
индивидуальными предпринимателями
и субъектами малого предпринимательства»

Определение лимита остатка наличных денег

1. Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо — ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

*,

где:

L — лимит остатка наличных денег в рублях;

V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги с учетом наличных денег, принятых за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, обособленными подразделениями, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);

Р — расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

* — период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы * определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Например, при сдаче наличных денег в банк один раз в три дня * равен трем рабочим дням. При определении * могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности юридического лица (например, сезонность работы, режим рабочего времени).

2. Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо — ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

*,

где:

L — лимит остатка наличных денег в рублях;

R — объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях (юридическим лицом, в состав которого входят обособленные подразделения, при определении объема выдач наличных денег учитываются наличные деньги, хранящиеся в этих обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);

Р — расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

* — период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы * определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Обзор документа

Кассовые операции: новый порядок ведения.
Пересмотрен порядок ведения кассовых операций. Отметим основные нововведения.
Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии — руководителем), а также кассиром.
Исключены положения о ведении реестра депонированных сумм.
Расчет лимита остатка наличных денег остается прежним.
Субъекты малого предпринимательства и ИП могут не устанавливать лимит остатка наличности. Кроме того, предприниматели освобождены от обязанности вести кассовую книгу, а также оформлять приходные и расходные ордера.
Указание вступает в силу с 1 июня 2014 г. С этой даты утрачивает силу прежнее положение. С 1 января 2015 г. применяется следующее требование к программно-техническим средствам, конструкция которых предусматривает прием банкнот Банка России. Они должны иметь функцию распознавания не менее 4 машиночитаемых защитных признаков банкнот.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: