Нарушение сроков поставки

Претензия поставщику за нарушение сроков поставки

Претензионный порядок является основным способом досудебного урегулирования споров между контрагентами. Предъявление претензии не всегда является обязательным шагом по урегулированию спора (подробно о таких случаях рассказывается в другом материале), но зачастую это позволяет удовлетворить все требования без обращения в суд.

Договоры поставки широко распространены в деловом обороте. Споры по поводу их исполнения наиболее часто возникают по поводу нарушения сроков, являющихся существенным условием каждого договора рассматриваемого вида.

При несоблюдении сроков, согласно ст. 521 ГК РФ, поставщик обязан выплачивать неустойку до тех пор, пока не исполнит обязанность по поставке всех товаров, по которым была допущена просрочка. Однако недобросовестные поставщики зачастую отказываются платить за подобные нарушения. Обращение же в суд за взысканием неустойки и допоставкой товара нередко обходится в крупную сумму покупателю, что порой делает его проблематичным даже при том, что по итогу все судебные расходы оплачивает виновная сторона. Тем не менее гораздо быстрее добиться исполнения обязательств помогает обычно именно претензия поставщику за нарушение сроков поставки товара.

Правила составления претензии за нарушение сроков поставки, образец документа

Претензионный порядок урегулирования спора является эффективным только в том случае, если документ детально описывает условия и основания нарушения условий контрагентом. В связи с этим перед составлением претензии важно тщательно изучить договор поставки (особенно в части урегулирования споров), т. к. нередко подобные соглашения включают положения о сроках и порядке направления претензий, которые должны быть соблюдены покупателем.

Согласно ст. 521 ГК условия контракта могут включать дополнительные положения об ответственности за нарушение сроков поставки. Это означает, что стороны наделены правом по своему усмотрению устанавливать размеры и порядок выплаты неустойки.

Требований к оформлению претензии на законодательном уровне не установлено. В связи с этим документ может быть составлен в свободной форме, но с учетом того, что на практике делового оборота уже выработаны определенные требования к его структуре и содержанию, соблюдение которых превращает претензию в эффективный инструмент урегулирования споров.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

В первую очередь важно соблюдать структурированность текста. В данном документе, как правило, присутствуют 4 части:

  1. Шапка — верхняя часть претензии, включающая указание адресанта и адресата, их реквизитов (включая наименования, регистрационные номера, юридические и фактические адреса), а также наименования, места и даты составления документа.
  2. Основная часть, в которой должна быть отражена вся информация, подтверждающая доводы покупателя о нарушении поставщиком сроков поставки и вине в этом последнего. Как правило, в претензии указываются:
    • краткое содержание договора поставки c описанием ключевых условий;
    • объем фактически поставленной продукции;
    • размер денежных средств, выплаченных во исполнение договора;
    • дата и обстоятельства, при которых положения о сроках поставки были нарушены;
    • сроки нарушения поставки.
  3. Требования. Следует особенно выделить данную часть претензии, поскольку многие покупатели, даже детально изложив все условия нарушения поставщиком сроков, забывают указать конкретные требования, удовлетворение которых необходимо. Требования должны быть детализированы вплоть до указания конкретных действий поставщика и сумм неустоек, которые ему необходимо выплатить покупателю.
  4. Заключение. Последняя часть претензии обычно включает перечень приложений, которые направляются в качестве подтверждения доводов, приведенных в документе. Как правило, это заверенные копии документов об оплате, уведомлений о готовности товаров к отправке, а также доверенности на представителей. Кроме того, претензия должна быть подписана уполномоченным лицом с указанием его должности, Ф. И. О. и расшифровки подписи. Если претензия направляется от имени организации, необходимо поставить ее печать рядом с наименованием или подписью ответственного лица.

Составлять претензии лучше всего самостоятельно, учитывая конкретные обстоятельства исполнения договора и нарушения поставщиком его условий. Если же опыта в составлении документов подобного рода недостаточно, допустимо использовать образцы претензий о нарушении сроков поставки товара, один из которых вы можете скачать на нашем сайте.

***

Таким образом, подача претензии при урегулировании споров — эффективный инструмент удовлетворения требований сторон при неисполнении одной из них своих обязательств. Нарушение сроков по договорам поставки встречается довольно часто; направление претензии поставщику в таком случае помогает, как правило, избежать судебных тяжб и получить исполнение обязательств от другой стороны без лишних материальных и временных затрат.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Договор».

Предметом поставки является возмездная передача продукции покупателю для целей, не связанных с личным использованием. При этом покупатель вправе рассчитывать, что заказанный или оплаченный товар он получит с соблюдением сроков, указанных в договоре. В этом материале разберем, какая ответственность за нарушение срока поставки товара предусмотрена законом, и можно ли требовать расторжения договора по этому основанию.

В чем заключается нарушение

Срок по договору поставки определяется по взаимной договоренности сторон. При этом допускается указать точную дату, промежуточные сроки доставки отдельных партий, либо порядок определения таких условий.

Если в пунктах документа такое условие не указано, договор не утрачивает силу, а исчисление сроков будет происходить по принципам разумности и обычаев делового оборота.

В зависимости от обстоятельств, просрочка поставки будет определяться следующим образом:

  • нарушением признается просрочка даже на 1 день, при этом недопоставка товара в полном объеме в назначенный срок влечет самостоятельную ответственность;
  • санкции последуют при просрочке по отдельным этапам и партиям поставки, если они были заранее оговорены в договоре (например, с этой целью может составляться обоюдный график поставки);
  • если в пределах договорного срока поставлен некачественный товар, санкцию за просрочку не последуют, однако продавец будет отвечать за наличие дефектов и повреждений.

Если товар предназначен потребителю для личных или домашних нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, заключается не договор поставки, а купли-продажи. Однако санкции за нарушения условий соглашения будут практически идентичны.

Факт просрочки фиксируется покупателем, о чем необходимо уведомить поставщика. Дальнейший порядок привлечения к ответственности будет зависеть от условий сделки. Если стороны предусмотрели обязанности направления претензии, это правило должно соблюдаться до обращения в суд.

Что грозит за нарушение

Читайте: Виды ответственности за нарушение прав потребителей

Так как интересы покупателя нарушаются даже при незначительной просрочке, он может применить меры договорной или законной ответственности:

  • при заключении договора может определяться размер неустойки за пропуск срока поставки (она определяется в виде процента от суммы нарушенного обязательства за каждый день просрочки);
  • сторону могут предусмотреть штраф в фиксированной сумме за каждый случай нарушения сроков;
  • если в договоре отсутствует пункт о штрафных санкциях, можно использовать нормы ГК РФ о законной неустойке или процентах за пользование чужими денежными средствами;
  • если просрочка была допущена неоднократно, допускается расторжение договора в одностороннем порядке (для этого покупатель должен направить соответствующее требование поставщику, а затем обратиться в суд).

Поскольку покупатель заинтересован в получении товара, при выявлении просрочки, он может обратиться к другому поставщику. В этом случае расходы на приобретение аналогичного товара можно взыскать в качестве убытков.

При рассмотрении такого требования, суд будет проверять, соответствует ли стоимость продукции рыночным ценам или условиям первоначального договора.

Убытки за просрочку можно взыскать одновременно с возмещением штрафных санкций или расторжением договора. Если товар был предназначен гражданину, могут применяться дополнительные меры ответственности по Закону «О защите прав потребителя», в том числе штраф и компенсация морального вреда.

Ответственность сторон за нарушение договора поставки

Прежде всего надо сказать, что ответственность устанавливают сами стороны. Но до применения ответственности надо установить – а было ли нарушено обязательство? Выше мы говорили о том, что обязательство должно быть чётко сформулировано и установлены сроки его исполнения.

Важно! Например, если в договоре кроме общей фразы «поставщик должен поставить товар» нет конкретики – какой именно товар, в каком количестве, куда поставить, срок поставки, то предъявить претензии поставщику за непоставку не получится.

Если же будет указано наименование товара, причём не просто «мебель», а с подробным описанием или ссылкой на модель, с обязательством продавца доставить товар в определённые сроки, то в этом случае при несоблюдении сроков можно будет применить ответственность за нарушение договора поставки. Но, какие бы ни были в договоре указаны жёсткие санкции за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки, если не сможете доказать нарушение самого обязательства, то и санкции применить не сможете.

Важно! Самое важное – это не размер пени и штрафов, а грамотное формулирование условий договора, потому что требовать неустойку можно только в том случае, если будет доказано нарушение договора.

Как установить ответственность за нарушение договора?

Как правило, ответственность устанавливается в виде неустойки, то есть пени и штрафов, в виде фиксированной суммы или платы за каждый день нарушения. Если договором установлена неустойка, то доказывать убытки или последствия нарушения не требуется.

Но надо учитывать несколько важных моментов. Условие о неустойке должно быть чётко указано и однозначно трактоваться. Например, условие «штраф в размере 1% за день» может повлечь споры при требовании денежного возмещения. Так как, во-первых, штраф – это, как правило, фиксированная сумма за нарушение. Во-вторых, «за день» может означать как штраф при нарушении в один день, так и штраф за каждый день. В-третьих, не указано, от какой суммы берётся этот 1%.

Поэтому надо установить, за какое именно нарушение устанавливается санкция, как будет рассчитываться – за сам факт нарушения или за каждый день просрочки исполнения. Будет ли это в размере фиксированной суммы или в процентах, и тогда важно указать от какой суммы.

Но даже если в договоре не будут указаны пени за просрочку, можно будет взыскать пени согласно ст.395 ГК РФ.

Важно! Неустойка должна быть чётко указана, в разумных размерах и соответствовать сути нарушения.

Неустойка может быть снижена

Важно учитывать при установлении неустойки, чтобы это соответствовало сути договора и чтобы санкции были соразмерными допущенному нарушению. Например, за несвоевременное принятие груза покупателем можно установить ответственность за нарушение условий договора поставки в виде оплаты простоя машины, но установить штраф в двукратном размере от стоимости груза будет явно несоразмерно и может быть оспорено судом.

Также и в указанном выше примере неустойка в размере 1% в день означает 365% годовых, что явно превышает все рыночные ставки. Поэтому надо учитывать, что установление «драконовских» штрафов может повлечь обращение контрагента, который не отрицает нарушение обязательства, в суд с требованием снизить неустойку на основании ст.333 ГК РФ.

Таким образом, при заключении договора обязательно надо установить ответственность сторон за нарушения договора поставки, при этом стороны самостоятельно решают, какие санкции и за какие нарушения устанавливать. Главное, чтобы было чётко прописано – суть обязательства, сроки исполнения, при этом формулировка штрафных санкций должна быть однозначна, чтобы неустойку можно было точно рассчитать. Поэтому для составления или проверки договора желательно обратиться к юристу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Задать вопрос юристу