Инвентаризация кредиторской задолженности

Содержание

Проведение инвентаризации расчетов

Инвентаризация расчетов регламентируется пунктами 3.44 — 3.48 Приказа № 49, согласно которым проверяются расчеты со всеми дебиторами и кредиторами. Необходимо проверить данные по счетам 60, 62, 68, 70, 71, 73, 76, а также расчеты с иными дебиторами и кредиторами.

Отдельно приказ о проведении инвентаризации расчетов можно не составлять, если этот этап проводится в рамках инвентаризации всех объектов и обязательств организации.

образец приказа о проведении инвентаризации расчетов

До проведения инвентаризации необходимо вести постоянную работу по контролю за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, формировать документальное подтверждение. Часто предприятия обращают пристальное внимание на получение задолженности, но своевременное перечисление платежей имеет не меньшее значение, так как повлечет штрафные санкции, особенно в отношении бюджетных платежей, поэтому надо особое внимание обратить на налоговую инвентаризацию.

В рамках инвентаризации:

  • проводится проверка наличия документов;
  • осуществляется сверка с отражением в учете числящейся задолженности;
  • выявляется просроченная задолженность.

При наличии большого объема операций и количества контрагентов в целях внутреннего контроля организацией может быть установлено проведение инвентаризация расчетов чаще одного раза в год.

Инвентаризация по налогам и сборам

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с налоговым органом по платежам в бюджет.

Согласно подп. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ предоставление справок по платежам и проведение сверок являются обязанностями налоговых органов. Результаты совместной сверки налоговых платежей оформляются актом. Порядок проведения сверки установлен п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ в редакции от 21.01.2013 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Для проведения в организации инвентаризации расчетов по налогам и сборам необходимо получить акт сверки расчетов. Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ в редакции от 23.01.2014 утверждена форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

В акт инвентаризации включаются данные, исходя из акта сверки с налоговым органом, которые сверяются с отражением в учете. По результатам инвентаризации при необходимости предпринимаются меры по возврату переплаты из бюджета и погашению недоимки.

Инвентаризация расчетов с контрагентами

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с контрагентами – поставщиками, покупателями и иными дебиторами и кредиторами. Это может быть установлено в локальном порядке проведения инвентаризации расчетов с указанием сроков ежегодной инвентаризации и сроков начала процедуры сверки с контрагентами в рамках подготовки к годовой инвентаризации.

Акт сверки составляется в двух экземплярах и направляется всем дебиторам и кредиторам. Установленной формы не существует, поэтому организация может разработать собственную форму акта. Рекомендуется указывать достаточно подробно информацию, а не только сальдо на дату сверки.

Надо учитывать, что акт сверки – это не просто формальность для инвентаризационных документов, а документ, подтверждающий взаиморасчеты с контрагентом, и в случае разногласий акт сверки может фигурировать в суде. Поэтому необходимо отнестись ответственно и к разработке формата документа, и к внесению данных. В первую очередь необходимо указать данные контрагента, данные договора, чтобы не было разногласий, в рамках какой сделки и с кем проводится сверка. Можно подробно указать платежи, особенно если были просрочки, а также общую сумму за период. Зависит от того, насколько удобно это организации и отражает расчеты. Обязательно подписание акта сверки уполномоченным лицом контрагента. Рекомендуется проверить полномочия на подписание, особенно в случае наличия задолженности.

Инвентаризация расчетов с контрагентами является серьёзным этапом инвентаризации, и может быть выделена рабочая комиссия для проведения только этого этапа.

В процессе инвентаризации проводится сверка всех документов с данными учета, может обнаружиться ненаправление актов контрагенту или подписание с разногласиями. Поэтому надо проверить договорные условия, указание на сроки исполнения обязательств. Затем сверить их с отражением в учете задолженности и сопоставить с условиями договора.

В процессе инвентаризации выявляется и задолженность, срок взыскания которой истек. Надлежащее оформление результатов инвентаризации имеет важное значение для отражения не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Так, суд подтвердил правомерность доначисления налога на прибыль в связи с тем, что дебиторская задолженность была списана без документального оформления. В решении суда указано, в том числе, об отсутствии актов инвентаризации на конец налогового периода (Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 305-КГ15-13588 по делу N А40-29510/2014).

Помимо инвентаризации с покупателями, поставщиками, необходимо проверить расчеты с иными дебиторами и кредиторами, в частности, провести инвентаризацию расчетов с банками, особенно при наличии кредитных обязательств.

В случае выявления сумм с истекшим сроком давности акты инвентаризации будут одним из оснований для списания таких сумм на финансовые результаты организации.

>Инвентаризация расчетов по налогам и сборам, социальному страхованию

Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Сверка расчетов с внебюджетными фондами

Аналогичным образом можно сверить расчеты с внебюджетными фондами.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 29 Закона о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования») органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам.

Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в ПФР соответствующего письменного запроса.

Форма справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам рекомендована Письмом ПФР от 23.07.2010 N ТМ-30-24/7800 (заполняется на основании формы РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»).

Помимо сверки расчетов между плательщиком взносов и контролирующим органом может быть осуществлена совместная сверка расчетов, регулируемая положениями п. 9 ст. 18 Закона о страховых взносах.

Ее инициатором могут быть и организация, и орган ПФР либо ФСС.

Результаты такой сверки оформляются актами по формам 21-ПФР и 21-ФСС РФ (формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам Утверждены Приказом Минтруда России от 04.12.2013 N 712н).

Отметим, что положения Закона о страховых взносах не регламентируют порядок и сроки выдачи названных актов сверки плательщику страховых взносов.

Если выявлены расхождения между данными, отраженными в учете организации, и информацией, полученной из внебюджетных фондов, в учете делаются корректировочные записи. Основание — акт инвентаризации.

После урегулирования вопроса (например, принятия фондом решения о зачете либо о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов) в учете снова делаются корректировки. В этот раз основанием для внесения исправлений в бухгалтерские записи будет являться решение органа контроля за уплатой страховых взносов.

Имущество, относимое к ОЦДИ

В самом начале статьи следует обратить внимание на то, что все имущество, которым владеет образовательное учреждение, в соответствии с законодательством РФ, подразделяется на три группы.

————————————————-¬
¦ Имущество учреждения ¦
L—T——————T——————-T——
¦ ¦ ¦
¦/ ¦ ¦/
——————+—————-¬ ¦ ——————+——————¬
¦ Недвижимое имущество ¦ ¦ ¦ Особо ценное движимое имущество ¦
L———————————- ¦ L————————————
¦/
————————+————————-¬
¦ Иное движимое имущество ¦
L————————————————-

При этом под особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ) понимается имущество, без которого уставная деятельность бюджетного (автономного) учреждения будет существенно затруднена (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ <3>, п. 3 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ <4>).

<3> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
<4> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ, а также виды и перечни такого имущества устанавливаются учредителями с учетом Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538. В силу норм данного Постановления в состав ОЦДИ включается имущество по стоимостному критерию (например, для федеральных бюджетных и автономных учреждений это имущество от 200 000 до 500 000 руб.), а также имущество независимо от его балансовой стоимости, без которого деятельность учреждения будет затруднена.

Минфин по вопросам отнесения имущества к ОЦДИ обращает внимание, что имущество, приобретенное бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, также может войти в перечень особо ценного движимого имущества. В данном случае источник приобретения имущества не имеет значения (Письмо от 18.11.2011 N 02-03-10/5026).

Согласно п. 37 Инструкции N 157н <5> ОЦДИ учитывается на соответствующих счетах счета 100 00 «Нефинансовые активы» по аналитической группе синтетического счета объекта учета 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».

<5> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Таким образом, к недвижимому и особо ценному движимому имуществу, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, относится (ст. 298 ГК РФ, Письмо Минфина России от 22.10.2015 N 02-07-10/60698):

  • имущество, закрепленное за образовательным учреждением собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения (счета 4 101 20 000, 2 101 20 000);
  • имущество, приобретенное образовательным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств (которыми не признаются средства, полученные учреждением в рамках деятельности по оказанию платных услуг) (счет 4 101 20 000).

Инвентаризация имущества, относимого к ОЦДИ

Как уже было отмечено выше, в преддверии сдачи годовой отчетности образовательные учреждения проводят инвентаризацию в порядке, определенном их учетной политикой, исходя из положений законодательства РФ, а также особенностей осуществляемых им видов деятельности и инвентаризируемых объектов (п. п. 6, 20 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 30.04.2015 N 02-07-10/25594).

Напомним, что общие правила проведения инвентаризации предусмотрены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49).

Проверка имущества осуществляется посредством сопоставления его фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Эта информация фиксируется (отражается) в инвентаризационных описях, форма которых утверждена Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н <6>. Что касается ОЦДИ, сведения о нем рекомендуем вносить в отдельные ведомости. Напомним, что требование о включении в отдельную опись машин, оборудования, транспортных средств содержится в п. 3.4 Методических указаний N 49. В данном пункте рекомендовано кроме наименования имущества указывать заводской инвентарный номер по техническому паспорту организации-изготовителя, год выпуска, назначение, мощность и другую необходимую информацию, позволяющую идентифицировать объект учета.

<6> «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые в типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием их количества.

Далее хотелось бы обратить внимание на п. 3.6 Методических указаний N 49. В силу норм, приведенных в нем, на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, должна быть составлена отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). В дальнейшем на основании данной описи будет составляться акт на списание (выбытие), а в отдельных случаях — на реализацию этого имущества. Списание осуществляется после согласования с учредителем. При наличии согласия учредителя на выбытие особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным (автономным) учреждением на праве оперативного управления, учреждение, исходя из установленного порядка, вправе обратиться в Росимущество для проведения соответствующих процедур по реализации указанного имущества (Письмо Минфина России от 21.01.2014 N 02-08-07/1642).

В случае обнаружения в ходе инвентаризации неоприходованного имущества, относимого к ОЦДИ, либо его недостачи необходимо внести соответствующие изменения в данные бухгалтерского учета.

В Письме от 22.10.2015 N 02-07-10/60698 финансовое ведомство напоминает, что отнесение объектов основных средств к ОЦДИ или их исключение из ОЦДИ отражается по их первоначальной (балансовой) стоимости. При этом в бухгалтерском учете оформляются записи в соответствии с Инструкциями N N 174н <7> и 183н <8> по принятию (выбытию) имущества с одновременным отражением сумм начисленной амортизации.

<7> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<8> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Дебет

Кредит

Отнесено имущество к ОЦДИ

0 101 00 310

0 401 10 172

0 401 10 172

0 104 00 410

Выбыло имущество из состава ОЦДИ

0 401 10 172

0 104 00 410

0 101 00 410

0 401 10 172

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, выявленных при проведении инвентаризации, оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета. Таким документом является справка, содержащая обоснование внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен (Письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544).

Проверка расчетов с учредителем по ОЦДИ

При проведении инвентаризации также следует обратить внимание на состояние задолженности на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем». Напомним, что в соответствии с п. 238 Инструкции N 157н данный счет предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) образовательного учреждения.

При создании образовательного (бюджетного или автономного) учреждения учредитель передает ему в оперативное управление имущество, которое впоследствии используется учреждением для достижения определенных целей и выполнения задач, в соответствии с которыми оно создано.

С учетом разъяснений, приведенных Минфином России в Письмах от 22.10.2015 N 02-07-10/60698, от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» отражается показатель расчетов в объеме прав по распоряжению ОЦДИ в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости данного имущества.

Изменение показателей на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» осуществляется в случае поступления или выбытия ОЦДИ при составлении годовой бухгалтерской отчетности, реорганизационной отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже одного раза в год). При этом операции отражаются с использованием счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Дебет

Кредит

Изменен показатель в результате операций, произведенных с ОЦДИ:

  • увеличение в сумме балансовой стоимости поступившего имущества

4 401 10 172

4 210 06 000

  • уменьшение в сумме балансовой стоимости выбывшего имущества (методом «красное сторно»)

4 401 10 172

2 401 10 172

4 210 06 000

2 210 06 000

Обратите внимание, что в 2015 г. увеличение показателя, отраженного на счете 0 210 06 000, возможно только по КВФО 4 (по приобретенному имуществу за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания). По КВФО 2 (приносящая доход деятельность) показатели по счету 2 210 06 000 в части прав учредителя по распоряжению ОЦДИ в объеме основных средств, принятых к учету по счету 2 101 20 000 в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат. На это указали чиновники Минфина России в Письме от 22.10.2015 N 02-07-10/60698.

В то же время, как видно из приведенных корреспонденций счетов, уменьшение данного показателя, отраженного на счете 2 210 06 000, может осуществляться и по КВФО 2. Это связано с тем, что ранее при изменении типа за учреждением закреплялось все особо ценное имущество независимо от источника его приобретения.

Отметим также, что данные по кредиту счета 0 210 06 000 в учете бюджетного (автономного) учреждения должны сопоставляться с данными по дебету счета 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» в учете учредителя.

На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000, 2 210 06 000 учреждение направляет учредителю извещение по форме 0504805 в порядке, установленном учредителем и закрепленном учреждением в учетной политике.

Пример. Автономному образовательному учреждению из бюджета предоставлена субсидия на выполнение государственного задания в размере 50 000 000 руб. За счет указанных средств в июне 2015 г. учреждение приобрело дорогостоящее оборудование стоимостью 5 500 000 руб., которое было отнесено к особо ценному движимому имуществу. Срок полезного использования данного оборудования — 10 лет (120 мес.).

В этом же году учреждением по согласованию с учредителем было списано пришедшее в негодность оборудование стоимостью 230 000 руб. Амортизация на него была начислена полностью. При составлении годовой бухгалтерской отчетности учреждение скорректировало расчеты с учредителем на сумму поступившего и выбывшего имущества.

В соответствии с Письмом Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798 указанные операции отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы от получения субсидии на выполнение государственного задания на основании соглашения

4 205 81 000

4 401 10 180

50 000 000

Поступила субсидия на лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в ОФК

4 201 11 000 (увеличение забалансового счета 17 по статье 180 КОСГУ)

4 205 81 000

50 000 000

Отражена поставка оборудования

4 106 21 000

4 302 31 000

5 500 000

Произведена оплата поставленного оборудования

4 302 31 000

4 201 11 000 (уменьшение забалансового счета 18 по статье 180 КОСГУ)

5 500 000

Принято к учету оборудование

4 101 24 000

4 106 21 000

5 500 000

Начислена ежемесячная амортизация на принятое оборудование за 2015 г.

(5 500 000 руб. / 120 мес. x 6 мес.)

4 401 20 271

4 104 24 000

275 000

Списано пришедшее в негодность оборудование за счет начисленной амортизации

4 104 24 000

4 101 24 000

230 000

Скорректированы в конце года расчеты с учредителями:

  • в сумме балансовой стоимости поступившего оборудования

4 401 10 172

4 210 06 000

5 500 000

  • в сумме балансовой стоимости списанного оборудования (методом «красное сторно»)

4 401 10 172

4 210 06 000

(230 000)

Таким образом, при проведении инвентаризации имущества, относимого к ОЦДИ, следует обратить внимание:

  • на стоимость имущества, поступившего в учреждение в 2015 г., его источник и правильность постановки на учет как ОЦДИ. Напомним, что данная категория имущества не зависит от источника его приобретения;
  • на правомерность формирования показателя расчетов в объеме прав по распоряжению ОЦДИ, отражаемого на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем». Отметим, что имущество, относимое к ОЦДИ и приобретенное в 2015 г. за счет КВФО 2, в расчетах с учредителем не участвует.

Отражение в годовой отчетности ОЦДИ

Информация об ОЦДИ образовательного учреждения, в соответствии с Инструкцией N 33н, отражается в годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. Соответствующие показатели о наличии и движении ОЦДИ показываются:

  • в балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — баланс (ф. 0503730));
  • в сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) (далее — сведения (ф. 0503768)).

При заполнении баланса (ф. 0503730) указывается следующая информация:

Код строки

Показатель

Балансовая стоимость основных средств на начало и конец года

Балансовая стоимость ОЦДИ на начало и конец года

Показатели по строкам 010 и 012 в валюту баланса не входят

Амортизация, начисленная по основным средствам, на начало и конец года

Амортизация, начисленная по ОЦДИ, на начало и конец года

Показатели строк 020 и 022 в валюту баланса не включаются

Остаточная стоимость основных средств, в том числе ОЦДИ, отражается по строке 032. Показатель этой строки определяется как разница показателей строк 010 и 020.

Расчеты с учредителем указываются по строке 336. По ней отражается кредитовый остаток по счету 0 210 06 000 со знаком минус.

По строке 337 баланса приводится сумма амортизации, начисленная по недвижимому и особо ценному движимому имуществу. Данный показатель отражается со знаком плюс и в валюту баланса не входит.

Чистая стоимость ОЦДИ, недвижимого имущества учреждения обозначается по строке 338. При этом она должна быть равна сумме показателей строк 336 и 337.

Финансовый результат по начисленной амортизации в отношении особо ценного движимого имущества показывается со знаком плюс по строке 623.1 баланса (ф. 0503730).

Более детальная информация о движении (поступлении и выбытии) ОЦДИ, а также остатках на начало и конец года отражается в разд. 2 сведений (ф. 0503768) по строкам 312, 322, 332, 342, 352, 362, 372, 412, 422, 432.

Напомним, что отчетность с исправлениями по результатам камеральной проверки представляется учреждением учредителю вместе с сопроводительным письмом, содержащим указания о внесенных изменениях.

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Перед составлением годовой отчетности образовательному учреждению следует провести сверку расчетов с учредителем в объеме прав по распоряжению ОЦДИ.
  2. Нужно обратить внимание на то, что имущество, относимое к ОЦДИ и приобретенное в 2015 г. за счет КВФО 2, в расчетах с учредителем не участвует.
  3. Выбытие ОЦДИ осуществляется после согласования с учредителем. Уменьшение показателя, отраженного на счете 0 210 06 000 в сумме балансовой стоимости выбывшего имущества, осуществляется методом «красное сторно». При этом операции могут быть отражены как по КВФО 4, так и по КВФО 2.

С.Мухин

Эксперт журнала

«Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

>ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С УЧРЕДИТЕЛЕМ

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С УЧРЕДИТЕЛЕМ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения в течение всего года поступает имущество, относящееся к категории особо ценного. Объем прав по распоряжению данным имуществом должен быть отражен на счете учета расчетов с учредителем не реже одного раза в год. Бухгалтеру государственного (муниципального) учреждения следует знать об особенностях инвентаризации расчетов с учредителем.

Особо ценное имущество

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) как объект учета существует только в учете бюджетных и автономных учреждений. У казенных учреждений в бюджетном учете ОЦДИ отсутствует, и все имущество классифицируется как иное движимое.
Необходимость обособленного учета ОЦДИ возникла после вступления в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее — Закон № 83-ФЗ).
Законом № 83-ФЗ были внесены изменения в п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, согласно которым:

автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения;
бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением ОЦДИ, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Таким образом, отнесение объектов имущества к ОЦДИ является гарантией сохранения такого имущества в распоряжении учреждения в случае предъявления к нему требований кредиторов, что обеспечивает для учреждения возможность продолжать свою деятельность.
Отдельный учет ОЦДИ необходим также по причине того, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетного учреждения осуществляется в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон № 7-ФЗ). Аналогичные формулировки по финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания автономным учреждением содержатся и в п.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

Из этой статьи Вы узнаете:

1. Когда и зачем необходимо проводить инвентаризацию задолженности.

2. Какие документы и счета подлежат проверке в процессе инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

3. Как оформить проведение инвентаризации задолженности, чтобы наиболее эффективно использовать ее результаты.

Дебиторская и кредиторская задолженность, как часть активов и обязательств организации, подлежит обязательной инвентаризации, в соответствии со статьей 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом не секрет, что значимость инвентаризации часто недооценивают и проводят ее лишь «для галочки» перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, чтобы формально не нарушить закон. Однако в случае с долгами дебиторов и кредиторов такой поход неприменим и, более того, не выгоден самой организации. Главная причина, по которой инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности заслуживает особого внимания, в том, что эта процедура позволяет выявить сомнительные и безнадежные долги. Результаты инвентаризации используются в управленческом учете, как информационная база для работы с дебиторской задолженностью, а также в бухгалтерском и налоговом учете для создания резерва по сомнительным долгам и списания дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию. Поэтому очень важно своевременно и качественно проводить инвентаризацию задолженности, а также правильно оформлять ее результаты. Как это сделать – узнаете из этой статьи.

Сроки и цель проведения инвентаризации задолженности

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, или инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами, что фактически одно и то же, должна обязательно проводиться в следующих случаях (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (например, главного бухгалтера);
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации.

! Обратите внимание: Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности должна проводиться по состоянию на 31 декабря отчетного года включительно (Письме Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Таким образом, работа по инвентаризации задолженности может и, скорее всего, будет проводиться уже после 31 декабря, соответственно, и документы, оформляющие проведение инвентаризацию будут датированы более поздней датой. Однако в учете результаты инвентаризации, например, списание задолженности с истекшим сроком исковой давности или не подтвержденной документально, должны быть отражены той датой, по состоянию на которую проводится инвентаризация, то есть 31 декабря отчетного года (п. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Помимо обязательной инвентаризации, организация вправе выверять дебиторскую и кредиторскую задолженность в те сроки и с такой периодичностью, которые максимально отвечают потребностям учета, менеджмента и т.д. Например, если в организации предусмотрено поквартальное составление и предоставление бухгалтерской отчетности собственникам, то вполне логично проводить инвентаризацию задолженности на последнее число каждого отчетного периода. При этом порядок проведения инвентаризации (периодичность, сроки, количество инвентаризаций, конкретное виды расчетов, подлежащие проверке и т.д.) должен быть закреплен в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»).

Целью проведения как обязательной, так и добровольной инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности является:

  • документальное подтверждение сумм задолженности, числящихся на счетах бухгалтерского учета;
  • оценка дебиторской и кредиторской задолженности с точки зрения вероятности ее погашения, то есть выявление сомнительной и безнадежной задолженности.

Таким образом, инвентаризация задолженности предполагает не только «техническую» работу по сверке учетных данных с первичными учетными документами, но и последующий анализ полученных результатов.

Что и как проверять

На первоначальном этапе необходимо определить «фронт работ», то есть те счета бухгалтерского учета, которые подлежат проверке. В случае обязательной инвентаризации задолженности проверяться должны дебетовые и кредитовые сальдо на всех счетах расчетов. Если же инвентаризация проводится по инициативе самой организации, то перечень счетов может быть сокращен.

Счет бухгалтерского учета

Что проверяется
Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Суммы авансов и предоплат, выданные поставщикам и подрядчикам Задолженность по оплате приобретенных товаров, работ, услуг, в том по неотфактурованным поставкам
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги Суммы полученных от покупателей и заказчиков авансов и предоплат
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» Задолженность по непогашенным кредитам и займам, а также процентам по ним перед банками (организациями-заимодавцами)
68 «Расчеты по налогам и сборам» Суммы переплат по налогам и другим платежам в бюджет Задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Суммы переплат по взносам во внебюджетные фонды, задолженность ФСС РФ по возмещению расходов страхователя Задолженность по страховым взносам перед внебюджетными фондами
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Суммы переплат по заработной плате (с выяснением причин их возникновения), выданной заработной платы за первую половину месяца. Суммы начисленной, не выплаченной работником заработной платы, больничных, отпускных и т.д.
71 «Расчеты с подотчетными лицами» Выданные под отчет суммы, не подтвержденные авансовыми отчетами; соблюдение сроков пользования подотчетными средствами Суммы перерасходов по авансовым отчетам, подлежащие возмещению подотчетным лицам; целесообразность использования подотчетных средств
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Задолженность работников по возврату беспроцентных займов, по возмещению материального ущерба, причиненного результате недостач и хищений, брака, и т.п. Задолженность перед работниками по выплате компенсации за использование личного автотранспорта (иного имущества) в служебных целях и т.п.
75 «Расчеты с учредителями» Задолженность участников ООО (акционеров АО) по оплате доли в ООО (акций АО и т.п.) Задолженность перед участниками ООО (акционерами АО) по выплате доходов от участия в организации (дивидендов)
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Подлежащие получению доходов от участия в других организациях, суммы претензий, предъявленных поставщикам и подрядчикам, суммы НДС, начисленные при получении авансов и предоплат Депонированные суммы заработной платы, суммы НДС, принятые к вычету при перечислении авансов и предоплат поставщикам и подрядчикам

Суммы задолженности, числящиеся на счетах расчетов, должны быть подтверждены соответствующими документами:

  • первичными учетными документами, на основании которых числится дебиторская и кредиторская задолженность (товарные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, авансовые отчеты, платежные документы, бухгалтерские справки и т.д.),
  • приказами руководителя (на выплату компенсации за использование личного имущества, о привлечении работника к материальной ответственности и т.д.),
  • договорами (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, кредитные договоры с банками, договоры займа с другими организациями, договоры займа с работниками и т.д.).

При проверке документальной обоснованности дебиторской и кредиторской задолженности в процессе инвентаризации довольно часто возникает вопрос: обязательно ли составлять акты сверки расчетов с контрагентами? В соответствии с п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, «расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными». Это означает, что задолженность, отраженная в учете, должна быть подтверждена первичными документами, договорами, приказами, однако она необязательно должна совпадать с данными контрагента. Таким образом, составление и согласование актов сверки расчетов не является обязательным при проведении инвентаризации задолженности. Исключение составляют расчеты с банками и бюджетом.

! Обратите внимание: Сверка расчетов с банками и бюджетом должна проводиться в обязательном порядке перед составлением годовой отчетности. Об этом свидетельствует п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: «отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается».

Очевидно, что составлять акты сверки расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками имеет смысл, даже несмотря на отсутствие такого требования в законодательстве. Во-первых, это поможет быстрее обнаружить ошибки в собственном учете, а во-вторых, это способ напомнить дебиторам об их задолженности. Кроме того, подписание дебитором акта сверки свидетельствует о признании им долга и продлевает течение срока исковой давности для взыскания задолженности, что, несомненно, в Ваших интересах. При этом нужно помнить, что акт сверки не является первичным учетным документом, и никакие записи в учете не могут быть сделаны только на основании акта сверки (например, корректировка суммы задолженности).

Документальное оформление инвентаризации задолженности

С 2013 года организации вправе самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов, в том числе документов, оформляющих проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Принятые формы документов должны быть отражены в учетной политике организации и утверждены руководителем. Однако нет необходимости «изобретать велосипед», так как за основу можно взять формы документов, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

  • Приказ о проведении инвентаризации (Форма ИНВ-22);
  • Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами с приложением в виде справки (Форма ИНВ-17).

Поскольку инвентаризация задолженности проводится, в том числе, с целью выявления сомнительных и безнадежных долгов, в справку к акту инвентаризации расчетов целесообразно внести дополнительные сведения.

1. Для выявления сомнительной дебиторской задолженности:

  • период просрочки задолженности в днях;
  • наличие обеспечения.

Примечание: в графе «За что числится задолженность» необходимо указать: связана задолженность с реализацией товаров, работ, услуг или нет, поскольку это является одним из условий отнесения задолженности к сомнительной.

2. Для выявления безнадежной задолженности:

  • начало исчисления срока исковой давности (может не совпадать с датой возникновения задолженности, устанавливается по условиям договора);
  • сведения о прерывании срока исковой давности (дата, основание);
  • сведения об истечении срока исковой давности (с учетом прерываний);
  • основания для признания задолженности нереальной ко взысканию.

Перечисленные выше сведения помогут Вам без проблем определить сумму сомнительной дебиторской задолженности для создания резерва по сомнительным долгам, а также сумму безнадежной задолженности для ее дальнейшего списания. Кроме того, результаты инвентаризации задолженности вполне могут пригодиться в управленческих целях. Поэтому лучше тщательно продумать порядок оформления результатов инвентаризации задолженности с учетом потребностей Вашей организации, а также дальнейших учетных операций. Как Вы наверняка уже убедились, затраченное время и усилия на проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности окупятся с лихвой.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н

3. Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н

Федеральный закон и приказы Минфина РФ доступны на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/

4. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

5. Письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01

Текст письма Минфина РФ можно найти на официальном правовом портале Минфина РФ http://mfportal.garant.ru/

>Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками

Обязательную проверку расчетов проводите перед отчетностью, и когда наступит установленное законом событие. Например, если реорганизуют или ликвидируют учреждение. Полный перечень событий, когда необходимо проводить обязательную инвентаризацию, описан в пункте 20 Инструкции № 157н.

Не проводите проверку повторно перед годовой отчетностью, если уже проводили ее после 1 октября в текущем году.

Перед инвентаризацией расчетов с контрагентами подпишите с ними акты сверки. Отраженные в актах суммы сверьте с данными бухучета по счетам:

  • 205 00 «Расчеты по доходам»,
  • 206 00 «Расчеты по выданным авансам»,
  • 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Акт сверки составьте в разрезе договоров с контрагентами. Это позволит определить точную сумму задолженности.

Образец: Акт сверки взаимных расчетов между контрагентами

Когда подпишите с поставщиками акты сверок, проверьте обоснованность задолженности и сроки ее возникновения.

Если есть неучтенная задолженность или числится задолженность, которой нет, отобразите показатели в инвентаризационной описи.

Итоги инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками занесите в инвентаризационную опись (ф. 0504089). Выделите в ней задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Образец: Инвентаризационная опись расчетов с поставщиками и подрядчиками

Главные распорядители средств федерального бюджета и подведомственные им ПБС (в т. ч. казенные учреждения) ежеквартально инвентаризируют дебиторку по расходам. Как проводить такую инвентаризацию, разъяснили в Методических рекомендациях, они доведены письмом от 10.12.2015 Минфина России № 02-07-07/73609 и Казначейства России № 07-04-05/02-848.

Об итогах инвентаризации дебиторской задолженности необходимо своевременно отчитываться. Формы документов утверждены Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 15н:

  • расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191),
  • расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192).

Бюджетные и автономные учреждения отчитываются ежегодно по форме «Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам)» (ф. 0503793).

Как провести онлайн-инвентаризацию и сделать такую проверку законной, читайте в статье журнала Учет в учреждении.

Инвентаризация расчетов с персоналом по оплате труда

Цель инвентаризации расчетов по оплате труда – проверить, все ли суммы выданы в срок и нет ли переплаты. Поэтому при инвентаризации расчетов с сотрудниками необходимо обнаружить суммы невыплаченной зарплаты (депонированные суммы) и переплаты работникам.

Проверку расчетов начинайте с локальных актов учреждения, на основании которых начисляете зарплату и другие выплаты сотрудникам.

Фактически отработанное сотрудниками время определяйте по табелю (ф. 0504421). Данные о начислениях по зарплате – из расчетной ведомости (ф. 0504402). Сверьте сведения с данными платежной ведомости (ф. 0504403). В ней указаны суммы, которые бухгалтер уже перечислил на банковские карточки работников.

Если в учреждении деньги выдают через кассу, сделайте сверку расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) с расчетно-платежными ведомостями (ф. 0504401).

Проверку проводите по счетам:

  • 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам»;
  • 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Результаты проверки расчетов с персоналом по оплате труда занесите в инвентаризационную опись (ф. 0504089).

Образец: Инвентаризационная опись расчетов с персоналом по оплате труда

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

Ревизию расчетов с подотчетниками проводите аналогично проверке расчетов с персоналом по оплате труда. Проверьте целевое использование выданных сотрудникам денежных средств, переплаты и перерасход.

Проверку проводите по счету 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами». А итоги инвентаризации занесите в инвентаризационную опись.

Кроме целевого использования подотчетных сумм, ревизуйте сроки, в которые подотчетник отчитался по произведенным расходам. Работник должен сдать авансовый отчет (ф. 0504505) в течение трех дней с даты окончания срока, на который были выданы средства (п. 6.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).

При проверке смотрите, совпадают ли обороты по дебету и по кредиту по каждому подотчетному лицу. Сумма, которую сотруднику выдали подотчет, отражается по дебету счета 208 00.

Сотрудник должен сдать авансовый отчет на ту же сумму, которую он получил. Расход будет отражен по кредиту счета. В противном случае, остаток денег он должен сдать в кассу, а если был перерасход, его нужно сотруднику возместить. Если при проверке видно, что дебетовое сальдо по сотруднику неизменно в течение нескольких месяцев – проведите проверку. Возможно, где-то допущена ошибка или не произведен своевременно окончательный расчет с сотрудником.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»