Приказ об учетной политике

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено — бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов, оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров — унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств, порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов — порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях, при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Оформление документа об учетной политике организации

В настоящее время в обязанность любой организации входит формирование не только учетной политики для целей бухгалтерского учета (то есть бухгалтерской учетной политики) согласно требованиям Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, но и учетной политики для целей налогообложения (то есть налоговой учетной политики), разрабатываемой в соответствии с положениями гл.21 и 25 НК РФ.

Согласно п.п.5 и 9 ПБУ 1/98 бухгалтерская учетная политика организации должна оформляться организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) и утверждаться руководителем организации. О том, что налоговая учетная политика также должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации, говорится в п.12 ст.167 и ст.313 НК РФ. При этом следует учитывать то, что из всего многообразия организационно-распорядительных документов, рассматриваемого делопроизводством (согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 011-93) и включающего помимо упомянутых приказов и распоряжений большое количество других видов документов (положений, правил, инструкций, постановлений, решений, протоколов, актов и пр.), для оформления учетной политики могут подойти лишь некоторые из них.

Под оформлением документа в делопроизводстве (ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» утвержден Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28) понимается проставление определенного набора необходимых реквизитов (то есть обязательных элементов оформления документа), установленных правилами документирования для каждого вида документа. Состав реквизитов организационно-распорядительных документов и требования к их оформлению, а также требования к бланкам документов устанавливает ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст).

Организационно-распорядительные документы, применяемые для оформления учетной политики

Оформляя учетную политику организации с помощью приказа (то есть правового акта, издаваемого руководителем организации в целях решения основных и оперативных задач), следует учитывать, что одного приказа (подразумевается не количество таких документов, а вид документа) для этой цели будет недостаточно. Дело в том, что, равно как в Законе N 129-ФЗ, ПБУ 1/98, так и в НК РФ указано, что документ об учетной политике организации должен быть утвержден ее руководителем. Согласно нормам делопроизводства утверждение документа осуществляется проставлением грифа утверждения, который является реквизитом документа, придающим нормативный или правовой характер его содержанию. Приказ такого реквизита не имеет, но он может выступать в качестве документа, утверждающего другой документ. Также обращаем внимание на то, что в данном случае использование в качестве утверждающего документа распоряжения, упомянутого в Законе N 129-ФЗ, ПБУ 1/98 и НК РФ наравне с приказом и являющегося его «ближайшим родственником», с позиций делопроизводства является крайне нежелательным по ряду причин. Во-первых, в отличие от приказа, распоряжение имеет ограниченный срок действия. Во-вторых, оно касается узкого круга должностных лиц. В-третьих, важно, что распоряжение согласно деловой практике подписывается заместителями руководителя организации (иными уполномоченными на то должностными лицами). И, наконец, самое главное — оно практически не применяется для утверждения других документов организации. Таким образом, в качестве утверждающего организационно-распорядительного документа, применяемого для оформления учетной политики, по нашему мнению, следует рассматривать только приказ.

На роль утверждаемого документа при оформлении учетной политики как нельзя лучше подходит положение — правовой акт, устанавливающий системно связанные между собой правила по определенному вопросу, который подписывается руководителем подразделения, внесшего проект, а утверждается руководителем организации. Утверждаться положение может двумя способами:

путем издания приказа об утверждении данного положения с проставлением на последнем грифа утверждения документа, состоящего в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 из слова Утверждено (без кавычек), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера;

проставлением должностным лицом на положении грифа утверждения, состоящего из слова Утверждаю, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.

Отметим, что использование второго способа утверждения положения исключает промежуточное звено, которым в данном случае является приказ, и позволяет ограничиться лишь изданием соответствующего положения, утвержденного должностным лицом с использованием обязательного для этого документа реквизита «Гриф утверждения документа».

Таким образом, очевидно, что роль приказа в оформлении учетной политики весьма формальна, а основным документом, служащим для этой цели, является положение. Причем для оформления бухгалтерской и налоговой учетной политики могут разрабатываться как единый документ, так и два самостоятельных положения. Однако в любом случае, как видно из п.3 ст.6 Закона N 129-ФЗ и ст.167 гл.21, ст.ст.313 и 314 гл.25 НК РФ, перечень вопросов, которые должна охватить и бухгалтерская, и налоговая учетная политика, будет весьма широк и разнообразен.

В связи с этим при оформлении учетной политики нам представляется наиболее эффективным дифференцированный подход, позволяющий перераспределять и группировать ряд вопросов, касающихся учетной политики, в отдельные локальные нормативные акты организации, которые в совокупности будут являть собой единый пакет документов, отражающий все аспекты учетной политики данной организации.

При таком подходе, на наш взгляд, наиболее рациональным может быть вариант, при котором издается единый для утверждения бухгалтерской и налоговой учетной политики документ — Положение о бухгалтерской и налоговой учетной политике организации (далее — Положение). Причем методические аспекты учетной политики, влияющие на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и оценки ее финансового состояния, должны быть отражены в нем полностью, а организационно-технические вопросы, определяющие применение приемов и методов организации технологического процесса работы финансово-бухгалтерской службы (далее — ФБС), могут быть представлены выборочно. Оставшаяся часть организационно-технических вопросов может быть оформлена либо в виде приложений к Положению (в приведенной ниже таблице они выделены курсивом), либо в качестве самостоятельных документов (в таблице выделены жирным курсивом), на которые в Положении будет достаточно сделать отсылки.

Основные вопросы организационно-технического характера
Кто в организации осуществляет
ведение бухгалтерского и
налогового учета
Ведение бухгалтерского и
налогового учета
осуществляется структурным
подразделением организации —
бухгалтерией, возглавляемой
главным бухгалтером
Состав, подчиненность,
задачи и функции
бухгалтерии, а также ее
работников определены в
положении о бухгалтерии и
должностных инструкциях ее
работников
Как осуществляется контроль
хозяйственно-финансовых операций
организации
Порядок осуществления
контроля
хозяйственно-финансовых
операций определяется
положением о системе
внутреннего контроля
Какие должностные лица
организации наделены правами
подписи документов, образующихся
в ее хозяйственно-финансовой
деятельности
Перечень должностных лиц,
имеющих право подписи
документов, образующихся в
деятельности организации (в
том числе первичных учетных
документов), определен в
приказе генерального
директора
Каким образом регламентируются
правила документооборота в
бухгалтерии
Порядок получения, обработки
и передачи информации
определяется графиком
документооборота, который
может быть оформлен как в
виде самостоятельного
документа, так и в виде
приложения к положению о
бухгалтерской и налоговой
учетной политике
Как обеспечивается систематизация
бухгалтерского и налогового учета
Для систематизации и
накопления информации,
содержащейся в принятых к
учету первичных документах,
и отражения
хозяйственно-финансовых
операций на счетах
бухгалтерского учета и в
бухгалтерской отчетности
предназначены регистры
бухгалтерского учета
Для ведения бухгалтерского
учета в соответствии с
требованиями своевременности
и полноты учета и отчетности
используется рабочий план
счетов бухгалтерского учета
(содержащий синтетические и
аналитические счета),
который целесообразно
оформлять в виде приложения
к положению о бухгалтерской
и налоговой учетной
политике
Для систематизации и
накопления информации,
содержащейся в принятых к
учету первичных документах,
аналитических данных
налогового учета
(учитываемых в разработочных
таблицах, бухгалтерских
справках и иных документах
организации) предназначены
регистры налогового учета.
Формы регистров налогового
учета и порядок отражения в
них аналитических данных
налогового учета, данных
первичных учетных документов
устанавливаются в приложении
к положению о бухгалтерской
и налоговой учетной политике
Где представлены формы первичных
учетных документов, применяемых
для оформления
хозяйственно-финансовых операций,
по которым не предусмотрены
типовые формы первичных учетных
документов, а также формы
регистров бухгалтерского и
налогового учета и формы
документов для внутренней
бухгалтерской отчетности
Перечень и образцы форм
первичных учетных документов
(по которым не предусмотрены
типовые формы), а также
формы регистров
бухгалтерского и налогового
учета и формы документов для
внутренней бухгалтерской
отчетности представлены в
табеле форм документов и
альбоме форм документов
(формы регистров налогового
учета должны быть также
представлены согласно ст.314
НК РФ в приложении к
положению о бухгалтерской и
налоговой учетной политике)
Как осуществляются составление
первичных и сводных учетных
документов, ведение регистров
бухгалтерского и налогового учета
Какие установлены сроки их
хранения и где это отражено
Первичные и сводные учетные
документы составляются в
электронном виде, а затем
распечатываются на бумажные
носители (как для самой
организации, так и для
других участников
хозяйственных операций)
Регистры бухгалтерского и
налогового учета ведутся в
электронном виде, а по
окончании каждого отчетного
периода распечатываются на
бумажные носители.
Первичные и сводные учетные
документы, а также регистры
бухгалтерского и налогового
учета хранятся в организации
согласно срокам, указанным в
номенклатуре дел
бухгалтерии, являющейся
составной частью сводной
номенклатуры дел организации
Какова технология обработки
учетной информации
Обработка учетной информации
осуществляется
автоматизированным способом
при помощи компьютерной
программы «…», состоящей из
следующих модулей: …
Как регламентируется
инвентаризация имущества и
финансовых обязательств
организации
Порядок проведения
инвентаризации определен в
инструкции о проведении
инвентаризации имущества и
финансовых обязательств
Каким документом устанавливаются
конкретные сроки проведения
инвентаризации имущества и
финансовых обязательств
организации
Конкретные сроки проведения
инвентаризации
устанавливаются приказом
генерального директора
Какие сведения о
хозяйственно-финансовой
деятельности организации являются
коммерческой тайной
Перечень сведений,
составляющих коммерческую
тайну организации,
представлен в положении о
коммерческой тайне (согласно
п.4 ст.10 Закона N 129-ФЗ
содержание регистров
бухгалтерского учета и
внутренней бухгалтерской
отчетности является
коммерческой тайной, а
согласно ст.313 НК РФ
содержание данных налогового
учета (в том числе данных
первичных документов)
является налоговой тайной)

Как видно из таблицы, локальных нормативных актов организации, регулирующих отдельные организационно-технические аспекты ее учетной политики, может быть немало. Выбор видов этих документов ограничивается только требованием необходимости их утверждения руководителем организации. В отличие от Положения, которое может утверждаться каждый год, большинство локальных нормативных актов имеет срок действия более одного года (как правило, они действуют не менее пяти лет или до замены новыми), и, кроме того, они в выгодную сторону отличаются от Положения широтой и полнотой отражения проблемы, тем более что в подготовке таких документов могут участвовать все заинтересованные структурные подразделения организации, что позволяет учитывать их интересы и повышать качество документов.

Например, по инициативе ФБС организации может быть разработана инструкция о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В данном случае необходимость разработки самостоятельного локального нормативного акта, детально расписывающего процедуру инвентаризации и способного «работать» не один год, легко обосновать тем, что эта процедура регламентируется весьма стабильной нормативной базой и повторяется из года в год. Совместными усилиями руководителей ФБС и кадровой службы могут быть разработаны такие документы, как положение о бухгалтерии и должностные инструкции ее работников. А вот инициатором включения в качестве отдельного раздела в табель форм документов (документ организации, содержащий в систематизированном виде сведения об унифицированных формах документов организации) перечня форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета и документов для внутренней бухгалтерской отчетности должно выступить подразделение, отвечающее в организации за документирование и работу с документами. Это же подразделение, по нашему мнению, должно организовывать работу по составлению графика документооборота, охватывающего в качестве объекта регулирования согласно ГОСТ Р 51141-98 движение всех документов организации (а не только первичных документов, как это указано в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 N 105). Такой подход к данному вопросу объясняется, на наш взгляд, тем, что документально зафиксированная информация, необходимая для деятельности ФБС, может быть представлена не только первичными учетными документами, а всем имеющимся разнообразием видов документов, от организации движения которых с момента их создания или получения и до завершения исполнения или отправки зависит эффективное функционирование как ФБС, так и организации в целом.

Порядок подготовки и правила оформления приказов и положений, утверждающих учетную политику

Оформляя документ, утверждающий учетную политику, следует помнить, что на нем должна быть проставлена подпись руководителя организации, без которой этот документ не сможет иметь юридической силы и будет считаться только проектом. Согласно нормам делопроизводства обеспечение качественной подготовки проектов документов и их согласование с заинтересованными сторонами возлагаются на руководителей подразделений или иных ответственных лиц, подготавливающих проект, а ответственность за правильность их оформления несут секретариат, канцелярия или другое подразделение, обеспечивающее документирование и организацию работы с документами. Таким образом, исполнитель, разрабатывающий проект документа, в любом случае должен иметь представление об основных этапах его подготовки и правилах оформления.

Говоря о сроках подготовки документов, утверждающих учетную политику, следует учитывать, что принятая организацией бухгалтерская и налоговая учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Вновь созданная организация должна утвердить бухгалтерскую учетную политику не позднее 90 дней со дня своего создания (государственной регистрации), а налоговую учетную политику — не позднее окончания первого налогового периода, при этом и та, и другая будут считаться применяемыми со дня создания организации.

Согласно ПБУ 1/98 изменение бухгалтерской учетной политики должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. При этом оно может производиться по причине изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности организации, связанного с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Решение о внесении изменений в налоговую учетную политику (для цели исчисления налога на прибыль) при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (то есть с 1 января), а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства (ст.313 НК РФ).

Обязательными реквизитами приказа являются:

наименование организации, издающей приказ;

наименование вида документа;

дата подписания документа и его регистрационный номер;

текст (может иметь заголовок);

подпись руководителя организации.

При оформлении Положения используется практически тот же состав реквизитов, что и для приказов, однако к ним добавляется еще один реквизит — «Гриф утверждения документа», являющийся обязательным для этого вида документов.

Основными разделами Положения о бухгалтерской и налоговой учетной политике будут:

общие положения;

организационно-технические аспекты учетной политики;

методологические аспекты учетной политики.

В свою очередь, раздел, регламентирующий методологию бухгалтерского и налогового учета, также будет иметь определенную, достаточно сложную структуру, которую схематично можно представить следующим образом.

1. Учет основных средств

1.1. Способ (метод) начисления амортизации объектов основных
средств

1.2. Амортизация объектов основных средств, бывших в
употреблении

1.3. Ускоренная амортизация основных производственных фондов
(объектов основных средств)
(только для субъектов малого предпринимательства)

1.4. Амортизация объектов основных средств, являющихся
предметом договора лизинга

1.5. Амортизация объектов основных средств, используемых для
работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности

1.6. Амортизация основных производственных фондов (объектов
основных средств) по пониженным нормам

1.7. Переоценка групп однородных объектов основных средств по
текущей (восстановительной) стоимости

1.8. Порядок учета объектов основных средств стоимостью не
более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенных книг,
брошюр и подобных изданий

1.9. Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств

2. Учет нематериальных активов

2.1. Способ (метод) начисления амортизации нематериальных
активов

2.2. Способ отражения в учете амортизационных отчислений по
нематериальным активам

3. Учет материально-производственных запасов

3.1. Порядок отражения в учете поступления
материально-производственных запасов

3.2. Порядок отражения в учете транспортно-заготовительных
расходов, связанных с заготовкой и доставкой материалов

3.3. Способ отражения затрат на заготовку и доставку товаров до
центральных складов (баз), производимых до момента их передачи
в продажу
(только для организаций, осуществляющих торговую деятельность)

3.4. Порядок распределения расходов, связанных с хранением
материальных запасов, между товарами и другими материальными
ценностями
(только для организаций, осуществляющих наряду с другими видами
деятельности торговую деятельность)

3.5. Способ оценки остатков товаров и готовой продукции (в
продажных ценах) на конец отчетного периода
(только для организаций, осуществляющих наряду с другими видами
деятельности торговую деятельность)

3.6. Способ оценки товаров, приобретенных организацией для
продажи
(только для организаций, осуществляющих розничную торговлю)

3.7. Способ (метод) оценки материально-производственных запасов
при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец
отчетного периода

4. Калькулирование себестоимости продукции,
работ, услуг. Учет коммерческих
и управленческих расходов

4.1. Классификация затрат на производство продукции, работ,
услуг

4.2. Порядок списания (выбор баз распределения) косвенных
расходов, учтенных на счетах 25 «Общепроизводственные расходы»
и 26 «Общехозяйственные расходы», в дебет счетов 20 «Основное
производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29
«Обслуживающие производства и хозяйства»

4.3. Порядок списания (выбор баз распределения) общих расходов
для различных видов продукции, работ, услуг, учтенных на
счете 20, на затраты по конкретным видам продукции, работ, услуг

4.4. Порядок признания (списания) коммерческих расходов
(расходов на продажу)

4.5. Порядок признания (списания) управленческих расходов
(общехозяйственных расходов)

4.6. Порядок отражения в учете не списанных в прошлом отчетном
году коммерческих и управленческих расходов при переходе
организации с начала нового отчетного года на порядок признания
коммерческих и управленческих расходов полностью в
себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в
качестве расходов по обычным видам деятельности

5. Учет расходов будущих периодов, незавершенного производства,
готовой продукции, отгруженной продукции
(отгруженных товаров, сданных работ, оказанных услуг)

5.1. Порядок списания расходов будущих периодов

5.2. Порядок отражения в учете незавершенного производства

5.3. Порядок отражения в учете готовой продукции

5.4. Пересчет учетной стоимости остатков готовой продукции в
связи с изменением учетных цен

5.5. Порядок отражения в учете отгруженной продукции (сданных
работ, оказанных услуг)

6. Учет выручки от реализации (продаж)
продукции, товаров, работ, услуг

6.1. Порядок признания в учете выручки от реализации (продаж)
продукции, работ, услуг с длительным циклом изготовления
продукции, выполнения работ, оказания услуг

6.2. Момент определения налоговой базы при реализации
(передаче) продукции, товаров, работ, услуг для цели исчисления
налога на добавленную стоимость

6.3. Порядок определения даты получения дохода от реализации
продукции, товаров, работ, услуг для цели исчисления налога на
прибыль
(только для организаций, у которых сумма выручки от реализации
продукции, товаров, работ, услуг без учета налога на
добавленную стоимость в среднем за предыдущие четыре квартала
не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал)

7. Учет резервов

7.1. Резервы сомнительных долгов по расчетам с другими
организациями и гражданами за продукцию, товары, работы, услуги
с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации

7.2. Резервы предстоящих расходов

8. Учет финансовых вложений

8.1. Порядок учета затрат на приобретение ценных бумаг (кроме
сумм, уплачиваемых в соответствии с договором продавцу)

8.2. Порядок проведения корректировки оценки текущей рыночной
стоимости финансовых вложений
(только для финансовых вложений, по которым можно определить в
установленном порядке текущую рыночную стоимость)

8.3. Порядок списания разницы между первоначальной стоимостью и
номинальной стоимостью долговых ценных бумаг в течение срока их
обращения по мере причитающегося по ним в соответствии с
условиями выпуска дохода
(только по долговым ценным бумагам, по которым не определяется
текущая рыночная стоимость)

8.4. Способ оценки долговых ценных бумаг и предоставленных
займов

8.5. Способ (метод) оценки ценных бумаг при их выбытии, а также
на конец отчетного периода
(в бухгалтерском учете — только для ценных бумаг, по которым не
определяется текущая рыночная стоимость)

8.6. Порядок проведения проверки на обесценение финансовых
вложений

9. Учет займов и кредитов и затрат на их обслуживание

9.1. Перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и
кредитам в краткосрочную задолженность

9.2. Порядок учета процентов по заемным средствам на
приобретение материально-производственных запасов

9.3. Способ начисления процентов, дисконта по причитающимся к
оплате векселям и облигациям организации-заемщика

9.4. Порядок списания дополнительных затрат, производимых
организацией-заемщиком в связи с получением займов и кредитов,
выпуском и размещением заемных обязательств
(только для дополнительных затрат, являющихся именно текущими
расходами, а не включаемыми в стоимость инвестиционного актива)

10. Налог на прибыль и учет убытка

10.1. Порядок исчисления (уплаты) ежемесячных авансовых
платежей по налогу на прибыль

10.2. Выбор показателя для расчета доли прибыли, приходящейся
на обособленные подразделения организации

10.3. Порядок учета убытка, полученного в предыдущем налоговом
периоде, при определении налоговой базы текущего налогового
периода

Типичные ошибки при оформлении учетной политики

Одной из самых распространенных ошибок, встречающихся при оформлении учетной политики, является фиксирование всего многообразия ее аспектов непосредственно в тексте приказа, имеющего, как правило, заголовок «Об учетной политике». Объем такого приказа может составлять несколько десятков страниц. И хотя, как уже указывалось, подобный подход не представляется обоснованным как с позиций делопроизводства, так и с позиций соблюдения требований бухгалтерского и налогового законодательства о необходимости утверждения учетной политики, эту ошибку можно считать самой незначительной из всех остальных.

Не менее распространена ошибка в сроках издания документа, утверждающего учетную политику. Зачастую такой документ оформляется в первых числах года, в котором эта учетная политика уже должна действовать, что противоречит требованиям законодательства относительно сроков ее утверждения и применения.

Наиболее типичная ошибка, возникающая при составлении распорядительной части документов, используемых для оформления учетной политики, состоит в том, что ее разработчики переписывают в один локальный нормативный акт множество цитат из бухгалтерского и налогового законодательства, затрагивающих методологические и организационно-технические аспекты учетной политики, тогда как задача составителя учетной политики (которая представляет собой совокупность способов ведения учета) заключается, главным образом, в выборе и обосновании одного способа учета из нескольких альтернативных вариантов, предлагаемых законодательными и нормативными документами.

И, конечно, главной ошибкой является ведение бухгалтерского и налогового учета без соблюдения требований внутреннего документа организации об учетной политике. Как показывает практика, чаще всего такая ситуация складывается при формальном подходе к подготовке учетной политики со стороны руководителей ФБС, которых порой больше интересует сам факт наличия документа об учетной политике, нежели его содержание. Очевидно, что при таком положении дел, даже несмотря на то что в ряде случаев документ об учетной политике (как правило, подготовленный специально приглашенными для этой цели аудиторами) мог бы послужить образцом как по содержанию, так и по оформлению, он никогда не сможет стать основой для создания методологической базы, позволяющей эффективно вести бухгалтерский и налоговый учет в организации.

Ю.Ю.Костылева

Независимый управленческий

консультант

В.А.Костылев

Независимый управленческий

консультант