Положение об учетной политике

Содержание

Положение по учетной политике на 2019 год: законодательные требования

При составлении положения об учетной политике (УП) необходимо принять за основу требования законодательства, а именно положений следующих документов:

  • ст.313 Налогового кодекса РФ;
  • закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
  • нормативных документов, регламентирующих учетные алгоритмы по разным видам имущества организации и ее финансовых обязательств.

Разработка положения об учетной политике:

  • осуществляется главбухом или иным уполномоченным лицом и утверждается приказом (распоряжением) руководителя;
  • основывается на четырех базовых допущениях: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательного применения учетных принципов, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
  • должна способствовать выполнению 6 требований: полноты и своевременности отражения информации, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности;
  • должна содержать в своем составе обязательные элементы: рабочий план счетов, формы применяемой первички и учетных регистров, алгоритмы проведения инвентаризации, правила документооборота, способы оценки активов и обязательств, схемы контроля за хозяйственными операциями.

В положении об учетной политике могут найти отражение и иные необходимые для организации учета решения, например:

  • состав и разграничение обязанностей учетной службы организации;
  • применяемые программные средства;
  • технология сохранения учетной информации и защиты от несанкционированного доступа;
  • иные необходимые для организации учетного процесса аспекты.

Правила, отражаемые в учетной политике, обычно относятся к учетам 2 видов (бухгалтерскому и налоговому), между которыми не всегда существует тождество.

Структура положения об учетной политике организации

В отношении структуры положения об учетной политике обязательные требования и указания отсутствуют, поэтому перед его составлением разработчикам необходимо самостоятельно определить все основные структурные составляющие:

  • подлежащие отражению в учетной политике разделы, подразделы, пункты и подпункты;
  • степень детализации информации при описании учетных и организационных нюансов;
  • перечень вопросов, подлежащих отражению в учетной политике исходя из специфики деятельности организации;
  • вычленение из вышеуказанного перечня учетных алгоритмов, требующих отдельного оформления в форме приложений, если они содержат детализированное описание и носят самостоятельный характер (например, методика раздельного учета НДС).

О том, какие учетно-организационные вопросы часто выделяют в отдельные положения, читайте в материалах:

  • «Положение о служебных командировках — образец 2018»;
  • «Положение об оплате труда работников — образец-2018-2019»;
  • «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Нюансы разработки Положения об учетной политике

Организации обязаны вести два вида учета: бухгалтерский и налоговый. Поэтому в составе положения об учетной политике эти вопросам отводятся отдельные разделы, а при достаточном их объеме составляются два отдельных документа, каждый посвященный своей политике.

При формировании раздела, посвященного бухучету, важно помнить, что те организации, которые попадают по своим критериям в разряд «малых» (критерии малого бизнеса указаны в законе о развитии малого и среднего предпринимательства от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 265), могут существенно облегчить себе процесс разработки учетной политики — для них разрешена простая система учета (без двойной записи) и отчетности.

О том, какие нюансы упрощенного учета можно предусмотреть в учетной политике малой компании, читайте в статьях:

  • «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»;
  • «Упрощенная отчетность малого бизнеса».

В налоговом разделе УП приводятся избираемые организацией способы НУ. Если выбрать из предложенных НК РФ способов не представляется возможным — отсутствуют готовые методики по тем или иным аспектам, учетные алгоритмы разрабатываются организацией самостоятельно. Такие ситуации возникают, к примеру, если хозяйствующий субъект:

  • совмещает различные налоговые режимы — в учетной политике потребуется расписать методику раздельного учета доходов и расходов, получаемых при таких условиях деятельности организации;
  • использует какие-либо налоговые льготы — для отражения в учетной политике этих нюансов важно раскрыть не только условия, при соблюдении которых эти льготы могут организацией использоваться, но и возможные учетно-отчетные действия при утрате такого права, а также необходимые к оформлению в такой ситуации документы;
  • имеет филиалы, представительства и иные подразделения — сложная структура организации требует освещения в учетной политике особенностей уплаты налогов подразделениями, схемы обработки и передачи информации от филиалов при расчете и уплате налогов головной компанией и другие нюансы.

О принципах организации раздельного учета читайте в материалах:

  • «Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД»;
  • «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

См. также «Как составить налоговую политику организации?».

Положение по учетной политике на 2016 ППО

ОБРАЗЕЦ

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

№ __от ____20__г.

Положение по учетной политике на 2016

ППО «___»

Общие положения

1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность методологических принципов и правил, определяющих порядок и организацию бухгалтерского учета.

  1. Учетная политика в целях бухгалтерского учета в течение отчетного года изменению не подлежит. При изменении в течение отчетного года действующего законодательства изменение учетной политики происходит автоматически, если введен только один вариант.

Изменение учетной политики для целей налогообложения возможно в случае изменения налогового законодательства или применяемых методов учета.

3.Хозяйственная деятельность, требующая специального разрешения (лицензии), но осуществляемая без такого разрешения (лицензии) является незаконной. Доходы, полученные от незаконной деятельности, подлежат взысканию в бюджет.

4. Размеры ассигнований в разрезе статей расходов определяются в соответствии со стандартами номенклатуры и нормативов использования членских профсоюзных взносов (далее стандарты), утвержденные постановлением Федерации профсоюзов Беларуси № 438 от 30.11.2015 года. Обязательными являются нормативы отчислений установленных процентов профсоюзных взносов вышестоящим организациям.

5. Профсоюзному комитету Первичной профсоюзной организации (далее — ППО) предоставлена самостоятельность в использовании средств профсоюзного бюджета на свою уставную деятельность.

Утвержденные в смете расходы на нужды членов профсоюза в рамках уставной деятельности являются основанием для льготного налогообложения выплат за счет членских профсоюзных взносов.

6. Подготовленный проект сметы рассматривается руководящим органом и утверждается на конференции (собрании).

7. Профсоюзный комитет имеет право в течение года перераспределять средства по статьям расходов через резервный фонд, за исключением размера отчислений вышестоящему профсоюзному органу.

8.Обязанности председателя и казначея (бухгалтера), на период отсутствия (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность в связи с заболеванием и др.) не передаются другому лицу.

9. Первичная профсоюзная организация имеет право в установленном законом порядке хранить денежные средства в учреждениях банков.

Раздел 1. Организационно-технический аспект

1.1 Финансовая деятельность ППО ведется по смете составляемой на год и утверждаемой на собрании (конференции) членов профсоюза. Источником поступлений по смете являются:

— членские профсоюзные взносы;

— доходы от хранения средств на текущем счете, временно свободных средств на депозитном счете;

— средства, поступившие профорганизации в соответствии с коллективным договором на проведение социально-культурных, спортивных мероприятий, оздоровление работников, предусмотренных уставной деятельностью;

— средства, поступившие от вышестоящих профсоюзных организаций;

— пожертвования от физических и юридических лиц на уставную деятельность;

— другие источники финансирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

1.2. ППО не занимается предпринимательской деятельностью.

1.3. Порядок ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в первичной профсоюзной организации ведется казначеем (бухгалтером), избранным членами профсоюза на профсоюзном собрании (конференции).

Казначей (бухгалтер) подчиняется непосредственно председателю и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования казначея (бухгалтера) по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в профком необходимых документов и сведений обязательны для всех членов профсоюза.

Без подписи казначея (бухгалтера) денежные и расчетные документы, финансовые обязательства считаются не действительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между председателем и казначеем (бухгалтером) по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения председателя, который несет всю полную ответственность за последствия осуществления таких операций.

Права, обязанности и ответственность казначея (бухгалтера) определяются статьей 7 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» № 57-3 от 12.07.2013 г. с последующими изменениями и дополнениями от 04.06.2015г.

1.4. График документооборота.

Первичные учетные документы создают исполнители и поступают они в бухгалтерию по факту свершения хозяйственной операции.

Проверку первичных документов осуществляет казначей (бухгалтер) по мере оформления.

Сдачу в архив первичных документов производит казначей (бухгалтер).

1.5.Формы первичных документов.

Первичные учетные документы составлять по унифицированным формам первичной учетной документации. Оформление хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, осуществлять по установленным формам.

1.6. Учет бланков строгой отчетности.

Учет и использование бланков строгой отчетности вести в соответствии с Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 196. За порядок использования и учет бланков строгой отчетности, к которым относятся: приходный кассовый ордер (типовая форма КО-1), товарная накладная (типовая форма ТН-2) несет ответственность казначей (бухгалтер) ППО.

1.7. Форма бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в ППО ведется ручным способом либо автоматизированным способом в виде таблицы Excel с отражением фактов финансово-хозяйственной деятельности в книге Журнал-Главная либо в программе 1С-Бухгалтерия.

1.8. Проведение инвентаризаций.

В целях обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств, проводить не реже одного раза в год инвентаризацию имущества и денежных средств.

Даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, состав комиссий, порядок оформления, предоставления и рассмотрения результатов инвентаризации оговариваются в каждом конкретном случае решением профкома первичной организацией профсоюза.

Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств осуществлять в соответствии с Инструкцией, утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 в редакции от 22.04.2010 №50 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь».

1.9. Рабочий план счетов.

На основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, разработан и введен в действие Рабочий план счетов, в котором предусмотрены аналитические счета (приложение 1).

Раздел 2. Методический аспект

2.1. Учет долгосрочных активов.

В качестве основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

— активы предназначены для использования в деятельности организации, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;

— организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

— активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

— организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

— первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

К основным средствам в соответствии с действующим законодательством относить введенные в эксплуатацию внеоборотные активы, имеющие материально-вещественную форму, стоимость которых превышает 50 (30) базовых величин со сроком службы более 12 месяцев.

Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Минфином РБ от 30 апреля 2012 года № 26.

Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, в которую включается также налог на добавленную стоимость.

Основные средства, полученные и переданные безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете при наличии документа с указанием стоимости объекта или по рыночной стоимости.

Начисление амортизации осуществлять линейным способом.

Расчет амортизации производить исходя из годовой суммы износа в конце года.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 с изменениями от 07.08.2015г. № 345 «О вопросах переоценки основных средств, не незавершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» переоценку основных средств не производить.

2.2.Учет материалов.

В состав материалов включать предметы, служащие более одного года, стоимостью более 3-х базовых величин.

Способы погашения стоимости предметов.

Датой принятия ценностей на учет является дата, указанная в товарной накладной, счете-фактуре, акте передачи.

Предметы стоимостью до 3 базовых величин списывать в расход по мере их приобретения. Предметы на счете 10 «Материалы» учитывать по стоимости их приобретения.

Списание материалов со счета 10 «Материалы» осуществляется в случаях, если материалы пришли в негодность по истечении сроков хранения, если материалы морально устарели, выявлены недостачи, хищения или порча и в иных случаях.

Порядок учета и хранения драгметаллов определяется при списании основных средств и материалов.

2.3. Учет кассовых операций.

Налично-денежное обращение на территории РБ регулируется Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в РБ (Постановление Национального банка РБ от 29.03.2011г. №107 с последующими изменениями и дополнениями от 31.03.2014г.).

Расходование наличных средств, полученных по чеку, производится только на цели, на которые оформлен чек.

2.4.Учет доходов и расходов.

Осуществлять совместный учет доходов и расходов. Источником доходов являются вступительные и членские профсоюзные взносы, а также другие источники финансирования в соответствии с законодательством РБ.

2.5.Учет расходов организации.

Общехозяйственные расходы учитывать на счете 26 «Общехозяйственные затраты» по статьям затрат (приложение 2).

В книге «Журнал-Главная» записи производятся по дебету счета 26 с расшифровкой по статьям расходов.

Заключительная проводка по зачету суммы произведенных за месяц расходов на целевое финансирование: Дебет счета 86 – Кредит счета 26.

Счет 26 «Общехозяйственные затраты» на начало месяца сальдо не имеет, расшифровка по этому счету ведется до конца года помесячно с нарастающим итогом.

2.6.Признание операционных доходов и расходов.
Операционные доходы и расходы признавать по мере поступления.

Целевые поступления на содержание ППО и ведение им уставной деятельности, которые являются доходами организации, не учитываемыми при определении налоговой базы, в частности:

— отчисления от членских взносов;

— доходы от хранения временно свободных средств на депозитном счете;

— средства, поступившие профсоюзной организации в соответствии с коллективным договором на проведение социально-культурных, спортивных мероприятий, предусмотренных уставной деятельностью;

— пожертвования от физических и юридических лиц на уставную деятельность, являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы;

— внутрибюджетные поступления от вышестоящих профсоюзных органов.

Казначей (бухгалтер)

Приложение 1

Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности первичных профсоюзных организаций Белорусского профсоюза работников МПиКБП, не осуществляющих предпринимательской деятельности

Наименование счета

Номер счета

Номер и наименование субсчета

1

2

3

РАЗДЕЛ I.Внеоборотные активы

Основные средства

01

Амортизация основных средств

02

РАЗДЕЛ II. Производственные запасы

Материалы

10

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, прочие материалы, сувениры

РАЗДЕЛ III. Затраты на производство

Общехозяйственные затраты

26

Согласно стандартам номенклатуры и нормативов использования членских профсоюзных взносов, утвержденным постановлениями ФПБ

РАЗДЕЛ IV. Денежные средства

Касса

50

Расчетный счет

51

Специальные счета в банках

55

1. Депозитные счета

РАЗДЕЛ V. Расчеты

Расчеты по налогам и сборам

68

68.04. Подоходный налог

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

69

69.01. Расчеты с ФСЗН

Расчеты с персоналом по оплате труда

70

Расчеты с подотчетными лицами

71

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76

76.01.Расчеты с организациями

76.02. Расчеты с госстрахом

Внутрихозяйственные расчеты

79

79.01. Внутрихозяйственные расчеты по удержанным профсоюзным взносам

79.02. Внутрихозяйственные расчеты с вышестоящими профорганами (по финансированию выплат за счет другого профоргана)

РАЗДЕЛ VI. Источники собственных средств

Добавочный капитал

83

83.03 Фонд безвозмездного получения и передачи ТМЦ

Целевое финансирование

86

86.01. Отчисления от членских взносов

86.02. Прочие поступления

86.03. Финансирование от вышестоящих профорганов (перераспределение профсоюзных взносов)

86.04. Поступления средств от нанимателя согласно коллективному договору (хозоргана)

86.05. Целевое финансирование

пожертвования от физических и юридических лиц на уставную деятельность (для проведения определенного мероприятия)

86.01.01.Фонд помощи

86.01.02.Отчисления от профсоюзных взносов на целевые расходы

86.01.03.Резервный фонд

Забалансовые счета

Бланки строгой отчетности

006

Нормативная база

При разработке и осуществления внутренней политики, касающейся бухгалтерского учета, следует ориентироваться на акты четырех уровней:

  • Законы и иные акты федеральных органов власти нашей страны, включая президентские указы, документы, изданные различными ведомствами.
  • Стандарты. Прежде всего те, которые регулируют процессы бухгалтерского учета.
  • Постановления и инструкции, рекомендательные материалы Минфина и различных иных ведомств.
  • Внутренние правила самой организации.

Прежде всего, следует исходить из положений следующих НПА:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  • Важные нормы содержатся в Гражданском кодексе РФ и Налоговом Кодексе РФ.
  • Большую роль играет и Постановление Правительства РФ от 06.03.98 N 283 «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности».

Учетные стандарты считаются сводами основополагающих правил, которые устанавливают процедуры действий по учету и оценке одного или нескольких определенных объектов, а также содержат требования к составу сведений бухгалтерских отчетных документов. Они находятся на втором уровне законодательства.

Виды учетной политики

Обычно выделяют три вида данной политики предприятий:

  • по бухучету;
  • по налогообложению;
  • для отчетности, предусмотренной международными стандартами.

Последний вид применяется в международных организациях или на предприятиях с иностранными партнерами. Это распространенная практика, но она касается не всех. Поэтому будут описаны только первые два типа.

Для целей бухучета

В этом направлении политики освещаются организационные вопросы функционирования бухгалтерского дела на предприятии.

Бухгалтерам следует исходить из таких основных правил:

  • Полноценное отображение каждой деловой операции. Это позволяет оценить все факторы экономической активности и детально проанализировать их.
    Учет текущей хозяйственной активности. Он должен быть своевременным.
  • Приоритетное внимание на экономические основы деятельности, отражаемой в отчетности, по сравнению с их правовой формой.

Такой документ обычно содержит следующие разделы:

  • учет операций, связанных с внеоборотными активами и строительством;
  • учет материально-производственных запасов;
  • учет нематериальных активов;
  • бухгалтерское отражение ситуации с основными средствами;
  • принципы осуществления учета финансовых вложений;
  • правила отражения затрат, связанных с полученными займами и кредитами;
  • общие нормы учета, классификации доходов и распространения сведений о них;
  • нормы, особенности учета текущих и будущих затрат, правила определения их типов;
  • учет налогообложения прибыли — касается признания налоговых обязательств, учета налога на прибыль, правил раскрытия информации о нем в финансовой отчетности;
  • специфика составления отчетности;
  • различные приложения.

Для целей налогообложения

Налоговая учетная политика ведется для правильного определения налоговой базы и общих расходов по уплате налогов. Её применяют в любых ситуациях, когда допускается применение различных способов учета или законодательство не дает четких указаний на этот счет.

Структура рассматриваемого документа зависит от особенностей уплачиваемого налога.

Если речь идет о налоге на прибыль, то предусматривают следующее:

  • принципы и пути расчета доходов и расходов;
  • применяемые на предприятии методы начисления амортизации и ситуации, в которых используется амортизационная премия;
  • процедуры списания отработанных материалов и товаров, а также определения стоимости их приобретения;
  • способ оценивания стоимости незавершенного производства;
  • правила и процедуры отражения факта создания налоговых резервов.

Каково влияние на показатели бухгалтерской отчетности

Результаты изучения финансового положения основаны на данных балансовых статей и строк отчета о прибылях и убытках. Особенности учетной политики разных фирм затрудняют сравнение их показателей, фиксируемых в отчетной документации.

Кроме того, аналитик, готовящий окончательный документ для иных пользователей, должен делать пояснения о важных аспектах. В некоторых случаях учетную политику изучают банки и другие кредиторы.

Пример влияния методов рассматриваемой политики на показатели приводится в таблице.

Учетное правило Допустимые способы Специфика отражения в бухгалтерском балансе Отражение в отчетности о прибылях и убытках
Раздел расчета амортизации для основных средств
  • Линейный.
  • Расчет уменьшаемого остатка.
  • Списание стоимости в зависимости от срока полезного использования.
  • Пропорциональное списание по объему продукции.

При нелинейных расчетах суммы начисленной амортизации в начале эксплуатации будет выявлена меньшая остаточная стоимость на балансе.

Это приведет к снижению отражаемой стоимости внеоборотных активов.

Суммы будут больше, чем при других методах в начале эксплуатационного периода.

Это найдет отражение в увеличенной стоимости затрат за отчетный период и снижения величины прибыли без учета налогов (до налогообложения)

Подробную информацию про пособие по уходу за ребенком до полутора лет вы найдете в нашей статье.

Можно ли перечислять зарплату на кредитную карту? Узнайте .

Учетная политика организации в 2019 году

Бухгалтера и иные ответственные работники обычно знают её принципы и положения. Однако в 2019 г. был внесен ряд изменений, касающийся применения международных стандартов финансовой отчетности, приведения ПБУ в соответствие с положениями ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402.

Кем, как часто и как разрабатывается

За разработку учетной политики отвечает человек, в обязанности которого согласно распоряжениям руководства предприятием входит контроль за ведением бухгалтерского учета. Обычно это главбух.

Закон не указывает периодичность изменения УП. Но он определяет сроки её разработки и обстоятельства её изменения.

Ст. 8 упомянутого ФЗ о бухучете гласит, что её следует применять последовательно из года в год. В п. 9 ПБУ 1/2008 сказано, что её нужно принять не более чем за 90 дней с момента регистрации новой организации.

Методы, способы и процедуры, отдельные положения учетной деятельности, которые указаны в УП, вступают в силу с 1 января года, который наступает за годом её принятия. Дополнения вступают в действие сразу же.

УП меняется в следующих обстоятельствах:

  • При изменении требований законодательства России, федеральных или отраслевых стандартов.
  • При создании или переходе на новый метод учета, использование которого повышает качество информации об объекте, подлежащем данному учету.
  • При принципиальных изменениях среды функционирования субъекта хозяйственной деятельности.

Способ составления учетной политики не регламентируется правовыми нормами.

Но при её формировании обычно рассматриваются следующие ключевые вопросы:

  • методика учетных действий с товарами, применяемая в торговых организациях;
  • рабочий план счетов;
  • разработанные и применяемые в организации формы первичной документации — сегодня они необязательны, но в случае применения их нужно утвердить в рамках УП;
  • применяемые способы и методика учета ТМЦ;
  • методика расчета выручки от выполненных работ или оказанных услуг;
  • метод ведения учета и дальнейшего распределения полученных доходов и осуществленных расходов;
  • методы амортизационных расчетов.

Что входит в состав

В тексте УП фирмы должны быть отражены её правила по примерно такому кругу вопросов:

  • Список нормативных актов, которые она применяет для организации и ведения учетной деятельности. Обычно указывают закон о бухучете, различные стандарты, ПБУ, ведомственные распоряжения.
  • Положения о рабочем плане счетов. Он должен входить в УП как дополнение или приложение.
  • Формы «первички». То есть, первичной документации. Это же касается и форм регистров, применяемых для бухгалтерии и налогообложения. Организация может применять как стандартные шаблоны документов, так и разработанные самостоятельно.
  • Амортизационные проблемы. В УП указывают, периодичность амортизации и способы расчета.
  • Распределение функциональных обязанностей. Указываются должности людей, ответственных за различные действия по организации и ведению корпоративного учета.
  • Правила и нормы по стоимостным лимитам для основных средств, процедура их переоценки.
  • Учетные действия, касающиеся доходов и расходов организации.
  • Порядок и критерии выявления и исправления ошибок.
  • Правила учета сырья, готовой продукции и товаров.
  • Иное.

Структура чисто бухгалтерских разделов УП обычно примерно одинакова для всех субъектов хозяйствования. Но разделы, касающиеся налогообложения зависят от используемого режима.

Выделим общие позиции:

  • Сведения о налоговой системе. Если применяются несколько систем, то регламентируется порядок раздельного учета.
  • Описание способов уплаты налогов в подразделениях, размещенных вне основного офиса.
  • Перечень имеющихся льгот по налогам и ситуации их действия.

Методические аспекты

Есть два взгляда на методологическую сторону УП:

  • Согласно одной позиции методы сводятся к способам бухучета. Их выбор и широкое использование влияет на отражение ситуации с имуществом и финансового положения корпорации или фирмы.
  • Другая позиция более широкая. Согласно ей к методологии относят все моменты, влияющие на формирование оценки результатов функционирования организации с финансовой точки зрения и на анализ её имущества.

В любом случае при выборе или разработке методов следует учитывать следующие принципы учетной политики:

  • четкое выделение имущества организации;
  • постоянство её деятельности;
  • последовательная реализация УП, оптимальный выбор учетных методов и приемов;
  • четкое определение периода, к которому относятся хозяйственные операции.

Общие требования к составлению

Как уже упоминалось, законодательство не регулирует способы и пути формирования УП. Однако, есть общие принципы, которых следует придерживаться.

Некоторые из них уже упоминались:

  • постоянство деятельности;
  • полнота отражения всех фактов хозяйствования;
  • своевременность;
  • непротиворечивость — определяется как тождество информации аналитического учета сведениям об остаткам на счетах синтетического учета. Должно соблюдаться в последний календарный день месяца;
  • рациональность;
  • существенность — рациональное ведение хозяйства обеспечивается на основе имеющихся условий и размера организации;
  • выделение имущества организации из имущества собственников и других организаций;
  • осмотрительность — означает приоритетность признания расходов и обязательств над признанием доходов и активов, формирование скрытых резервов не допускается;
  • формирование оснований и источников, которые следует применять при создании УП — выбирается метод, разрешенный законодательством, допускаемый стандартами МСФО или предусмотренный ПБУ, если нет указаний в иных нормативных документах; при использовании МСФО могут применяться национальные нормы, не противоречащие им;
  • последовательность применения учетной политики;
  • приоритет содержания перед формой — следует отдавать приоритет не правовой форме факторов хозяйствования, а их экономическому содержанию и обстановке осуществления хозяйственной деятельности;
  • соблюдение организационной части УП — её оформляют в виде приказов и иной документации согласно правилам организации;
  • временная определенность фиксируемых событий хозяйственной деятельности.

Нужно ли сшивать документ?

УП не относится к документам, которые нужно обязательно сшивать. Но если она сшивается, то скрепляется печатью и подписями руководителей организации.

Ставится ли печать?

УП считается внутренним документом фирмы.

Поэтому на ней не ставят печать за исключением ряда случаев:

  • Например, её нужно ставить, если документ закрепляется грифом «Утверждено» с датой и подписью утверждающего. Тогда печать ставят на графе.
  • Если документ предоставляют сторонним пользователям, то делают копию и на ней ставят печать с записью «Копия верна».

Порядок и сроки утверждения

Напомним некоторые положения касательно процедуры и сроков утверждения. Закон не регулирует вопросы порядка, но есть положения, касающиеся сроков.

Кем утверждается

УП предприятия продумывается и создается главбухом или иным лицом, отвечающим за ведение бухучета. Но утверждает её руководитель организации.

Приказ об утверждении учетной политики

Ежегодно или нет

Есть мнение, что учетную политику нужно обязательно менять каждый год. Оно ошибочное. Политику достаточно принять один раз.

Она корректируется при таких обстоятельствах:

  • изменения в законодательстве, регулирующем правила организации бухгалтерского и налогового учета, стандартов;
  • разработке и реализации более качественных методов учета;
  • значительные изменения обстановки хозяйствования — например, при смене владельцев, реорганизации, отказе от некоторых направлений бизнеса, освоении видов деятельности.

Образец заполнения расчетно-платежной ведомости — в нашей статье.

Зачем нужен зарплатный проект? Читайте .

Что отражает порог рентабельности? Узнайте .

Каков срок для вновь созданной организации

Новые организации создают учетную политику за 90 дней с момента её создания и занесения сведений в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено ст. 313 НК РФ, а также п.9. гл.2 ПБУ 1/2008.

Нужна ли регистрация в ФНС

В ФНС сдается бухгалтерская отчетность. Стало быть, необходимость предоставления документа зависит от его включения в неё.

Перечень документов регламентируется п. 5 ПБУ 4/99. УП организации в нем не упоминается.

Однако в соответствии с п. 17, 24 ПБУ 1/2008 организация должна подавать пояснительную записку, в которой указываются принятые в рамках учетной политики способы бухгалтерского учета. С этой целью иногда организации прилагают свою УП в нарушение законных требований, касающихся полноты раскрытия информации в упомянутой записке.

Как происходит ознакомление?

Определенного порядка ознакомления с учетной политикой нет. Информация о ней публикуется в отчетности.

Срок действия

Период действия УП предприятия неограничен. В приказе устанавливается только начальная дата её функционирования. Выше указаны обстоятельства возможного изменения.

Как часто надо менять?

Менять учетную политику надо в зависимости от потребности в изменениях. Основания приводились выше.

Приказ на продление УП

Раскрытие информации

Организация обязана раскрывать выбранные способы бухучета, которые оказывают значительное влияние на анализ и решения пользователей отчетности. К таким относят способы, информация о применении которых необходима для точной оценки финансового состояния. Сведения об УП указываются в отчетности предприятия.

В отчетности раскрывают способы амортизации различных активов, оценки запасов и продукции, расчета прибыли. В целом, структура и конкретные сведения об учетной политике, которые подаются в отчетности, устанавливаются правовыми актами РФ.

Если в отчетности дается не вся информация, касающаяся учетной политики, то раскрывать нужно, как минимум, в аспектах, которые имеют прямое отношение к публикуемым сведениям. Допущения, применяемые согласно ПБУ 1/98, не подлежат обязательному раскрытию в бухгалтерских отчетных документах.

Необязательно подавать информацию об УП в промежуточной отчетности, если не было изменений по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда сведения были опубликованы. Изменения в УП, которые оказали или могут оказать серьезное влияние на финансовое состояние, движение наличности, подлежат публикации. Информация о них подается отдельно в отчетных документах.

Изменения, которые будут реализованы в следующем отчетном году, описываются в пояснительной записке, прилагаемой к отчетности.

Анализ и аудит

Учетную политику анализируют и подвергают аудиту в таких ситуациях:

  • независимая аудиторская проверка;
  • решение собственных задач фирмы — например, планирование, расчет налогов, ценовая политика;
    иные ситуации.

Анализ позволяет сделать следующее:

  • установить различия в базе расчета прибыли для учета и для выплаты налогов — изучают стоимостную оценку активов и доходов, расходов и обязательств;
  • выявить регулярных и периодических отличий в определении прибыли;
  • определить основных рисков в элементах учетной политики;
  • сформированть мнения об УП.

Что считается нарушением?

Нарушений учетной политики много. Поэтому нарушениями считаются многие действия.

Перечислим наиболее распространенные:

  • нет приказа об утверждении УП;
  • несоответствие приказа положениям правовых норм о бухучете;
  • недостаточное отражение сведений об учетной политике для её полноценной реализации;
  • отсутствие или неполнота данных об учетной политике в отчетных документах организации;
  • наличие необоснованных изменений учетной политики;
  • применение устаревших правовых норм и ссылки на них;
  • отсутствие определенной законодательной базы при разработке корпоративной УП;
  • осуществление учетной деятельности по старым нормам, которое может привести к наложению различных штрафов.

Как исправить?

Метод исправления обусловлен выявленными нарушениями.

Если нет приказа, то он принимается, устраняются нестыковки с законодательством, происходит отказ от изменений УП, осуществляется переквалификация или повышение квалификации персонала. Принимаются и иные меры.

Порядок внесения изменений

Согласно ПБУ 1/2008, учетная политика меняется также, как и принимается. Её меняют с помощью приказа по фирме.

Изменения начинают действовать с начала отчетного года, если его причины не обуславливают иную дату. Если они вызваны переменами в законодательстве, то они отражаются в отчетных документах по правилам, установленным измененным законодательством.

В иных случаях или при отсутствии правил, они отражаются ретроспективно. Фирмы, использующие упрощенную систему бухучета, имеют право на перспективную фиксацию движения денег, за исключенным обстоятельств, предусмотренных законом.

Во всех указанных ситуациях идет речь об изменениях, которые оказывают или могут оказать значительное влияние на результаты оценки финансового положения компании.

Приказ об изменении учетной политики

Особенности и примеры

Для кредитных организаций

Учетная политика кредитных учреждений имеет свои особенности, связанные с данным бизнесом.

Учетная политика Юникредитбанка

На примере от Юникредитбанка видно, что она может включать:

  • правила учета уставного капитала;
  • методологию оценки ценных бумаг;
  • учет операций с валютами других государств;
  • учет действий по размещению имеющихся средств и привлечению новых.

? Об этом читайте в нашей статье.

Как отметить отгул в табеле учета рабочего времени? Подробности — .

Для торговой фирмы

Торговой организации нужно учитывать следующие нюансы:

  • установление правил и процедур по учету товаров и торговой наценке;
  • методы списания себестоимости реализованных товаров;
  • учетные операции с тарой и упаковкой;
  • правила учетной деятельности по отношению к транспортным затратам;
  • учет продажных расходов;
  • регламентация особенностей учета НДС;
  • освещение важных или проблемных аспектов инвентаризации.

Примерная политика торговой фирмы прилагается.

Учетная политика для торговли на ОСНО

Учетная политика для торговой организации

Для некоммерческой организации

Ключевым принципом отнесения организации к некоммерческой служит отсутствие прибыли как цели деятельности.

Получение прибыли не считается самоцелью. Это учитывают и ПБУ.

Согласно закону, есть ряд ПБУ, которые не применимы к НКО:

  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
  • ПБУ 10/03 «Информация об участии в совместной деятельности»;
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Также есть ПБУ, от использования которых НКО могут отказаться:

  • 17/02 «Учет расходов на Ниокр»;
  • 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • 16/02 «Информация по прекращенной деятельности»;
  • 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»;
  • 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»;
  • 7/98 «События после отчетной даты».
  • 12/2010 «Информация по сегментам».

В учетной политике НКО учитывают, что они должны формировать такие виды отчетности:

  • бухгалтерская;
  • отчетность, которая сдается во внебюджетные фонды;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность для статистических органов;
  • специальные типы отчетности.

Образец 2019 для учетной политики НКО приложен.

Учетная политика для целей бухучета для НКО

Учетная политика для целей налогообложения для НКО

Для фирм на УСН

ИП и юрлица, находящиеся на упрощенной схеме налогообложения «Доходы 6%», рассчитывают единый налог исходя из полученных доходов без учета понесенных расходов. То есть, нужно детально описать механизм учета дохода и расчета суммы налога.

Основные элементы УП должны быть такими:

  • утверждение схемы налогообложения , соответствующей системе «Доходы 6%»;
  • описание процедуры и порядка учета налогооблагаемых доходов;
  • указание правил и способа учета доходов, появившихся вследствие переоценки валютных ценностей;
  • описание специфики учета денег, которые вносятся во внебюджетные фонды;
  • утвердить детально описанный порядок расчета авансовых выплат и налога;
  • включить в состав УП график уплаты налогов и сборов.

Образец УП на УСН

При схеме «Доходы минус расходы 15%»

При данной системе налог рассчитывается с учетом понесенных расходов. В таком случае в УП рассматриваются не только вопросы определения доходов и пути признания элементов расходной части. В УП такого предприятия особое внимание должно уделяться учету основных средств, затрат связанных с реализацией, товарно-материальных ценностей.

Составители УП понимают, что амортизационные отчисления учитываются как расходы, то есть они уменьшают налоги. Поэтому регламентируется порядок определения начальной стоимости основных средств в момент их постановки на учет. Также указывается способ начисления амортизации, определения срока полезного использования, необходимые формулы.

В положениях о бухгалтерском учете для учетной политики организации, касающихся ТМЦ, пишут о составе различных материальных расходов, стоимости продукции, подлежащей реализации, заготовительных работ и определяют порядок списания проданного.

В рамках затрат на реализацию определяют перечень реализационных расходов, периодичность контроля за соответствием суммы расходов установленному лимиту. Учитывая убытки, указывая права на списание убытков предыдущих периодов и порядок уплаты минимального налога.

Про сроки выплаты заработной платы вы можете узнать из нашей статьи.

Что показывает коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами? Подробности — .

Что показывает коэффициент оборачиваемости оборотных средств? Узнайте .

Для компаний на ОСНО

Компании и предприниматели выбирают ОСНО, если они реализуют продукцию крупным хозяйственным субъектам, которые работают и платят НДС, нуждаясь в вычетах по налогам.

Когда ОСНО становится основным налоговым режимом, предусматриваются разнообразные нюансы расчета доходов, налогов выплат, отражения сведений. Они могут быть прописаны в УП. УП для ОСНО по своей структуре намного проще.

Она формируется на основе таких правил:

  • составление в произвольной форме;
  • содержание ключевых аспектов процесса учета и отчетности, различных организационно-технических особенностей;
  • специфика налогового учета;
  • обозначение способов бухгалтерского учета. Их не описывают, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, который его не ведет;
  • соответствие нормам НК РФ;
  • самостоятельное определение структуры;
  • зависимость объема УП от детализации информации.

Пример учетной политики смотрите ниже.

УП на ОСНО

Для ООО

При создании учетной политики ООО руководствуются такими правилами:

  • обозначают методы учета, которые не подлежат изменению за год;
  • отображаются только моменты, выбор которых предусмотрен законодательством;
  • описываются возможности учета реализуемых операций или тех, которые планируется реализовать;
  • максимально возможное сближение методов бухгалтерского и налогового учета;
  • внесение дополнений по мере изменения хозяйственной деятельности.

Пример политики приложен.

Учетная-политика-ООО-ЕНВД-образец

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА)

Вести бухгалтерский и налоговый учет без документа об учетной политике организации фирма не вправе. Обязанность по ее формированию и утверждению распространяется исключительно на все российские компании, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Чтобы облегчить работу бухгалтеру, в статье мы рассмотрим типовую учетную политику производственной организации, уплачивающей налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, а также осуществляющей вид деятельности, подлежащий налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Оговоримся сразу, что понятие «типовой учетной политики», используемое в данной статье, достаточно условное, так как этот документ формируется любой организацией исходя из индивидуальных особенностей, присущих только ей. Тем не менее, практика показывает, что в деятельности фирм существует ряд хозяйственных операций, с которыми так или иначе приходится сталкиваться большинству коммерческих компаний. Это, в свою очередь, позволяет сформировать «общие» нормы учетной политики, которые при необходимости очень легко «привязать» к собственным потребностям фирмы.
Напомним, что с 01.01.2013 г. при ведении бухгалтерского учета все экономические субъекты, в число которых включены в том числе коммерческие и некоммерческие фирмы, обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), который обязывает компании формировать и утверждать специальный учетный регламент — учетную политику организации.
Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (статья 8 Закона N 402-ФЗ). Названная статья определяет лишь общие принципы формирования учетной политики, а конкретные правила ее формирования должны устанавливаться соответствующим федеральным стандартом бухгалтерского учета (далее — ФСБУ).
На сегодняшний день федеральные стандарты для организаций негосударственного сектора Минфином России еще не утверждены, но работа в этом направлении ведется в соответствии с Программой разработки ФСБУ на 2018 — 2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н.
Уже подготовлен ряд проектов ФСБУ, в том числе «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет аренды», а также «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» с текстами которых можно ознакомиться в интернете.
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, организациям негосударственного сектора следует применять правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные до его вступления в силу, то есть до 01.01.2013 г., причем положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами (пункты 1, 1.1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ).
Иными словами, на сегодняшний день роль федеральных стандартов играют положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России до 01.01.2013 г., и одним из таких документов является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее — ПБУ 1/2008).
Итак, пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из них, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.
Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, организация разрабатывает такой способ сама, используя последовательно следующие документы, названные в пункте 7.1 ПБУ 1/2008:
— международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО);
— положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
— рекомендации в области бухгалтерского учета.
Организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее — УСВБУ), при отсутствии в ФСБУ установленного способа учета при разработке собственного способа учета может руководствоваться исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008). Все иные компании так поступать вправе только в том случае, когда применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации (пункт 7.4 ПБУ 1/2008).
Для справки: под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей отчетности. Организация самостоятельно относит информацию к несущественной, исходя как из ее величины, так и из характера.
Поскольку в статье мы планируем рассмотреть учетную политику организации, совмещающей общую систему налогообложения и ЕНВД, отметим, что совмещение указанных налоговых режимов сопряжено с обязанностью хозяйствующего субъекта вести раздельный учет своих доходов и расходов.
Во-первых, такое требование следует из пункта 10 статьи 274 НК РФ, которым предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие в соответствии с НК РФ специальные налоговые режимы (в том числе «вмененку»), при исчислении налоговой базы по «прибыльному» налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к ЕНВД.
Из пункта 9 статьи 274 НК РФ следует, что при совмещении ОСН и ЕНВД налогоплательщик должен распределять общие расходы. Причем не исключено, что в отсутствие методики распределения общих расходов, налоговые органы при проверке «распределят» их сами без учета реальных обстоятельств дела. Такие случаи на практике имеют место, и не факт, что суд примет сторону налогоплательщика, о чем позволяет судить Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.11.2014 г. N Ф09-7399/14 по делу N А60-48458/2013.
Во-вторых, требование о ведении раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в части «вмененки» и деятельности, облагаемой налогами в соответствии с иными режимами уплаты налогов, содержит пункт 7 статьи 346.26 НК РФ. При этом законодательно определено, что учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рамках «вмененной» деятельности, осуществляется плательщиком ЕНВД в общеустановленном порядке. На это указывают и Письма Минфина России от 25.08.2014 г. N 03-11-11/42293, от 18.07.2012 г. N 03-11-06/3/50, от 02.04.2010 г. N 03-11-06/3/50 и ряд других.
Между тем, ответа на вопрос, как организовать такой учет фирме, совмещающей ОСН и ЕНВД, не содержит ни глава 25 НК РФ, ни глава 26.3 НК РФ.
В отсутствие методики ведения раздельного учета, закрепленной в НК РФ, налогоплательщик должен разработать свои принципы его ведения и закрепить их использование в своей учетной политике.
Для справки: с 01.01.2021 г. действие системы налогообложения в виде ЕНВД будет прекращено, на что указывает пункт 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Следовательно, применять «вмененку» организации и предприниматели могут еще в течение 2018 — 2020 гг.
Кроме того, организации, совмещающей ОСН и ЕНВД, необходимо организовать раздельный учет выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, с которых организация обязана исчислить и уплатить страховые взносы на обязательные виды социального страхования, поскольку страховые взносы, уплаченные организацией по видам бизнеса, с которых платится ЕНВД, налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают.
Для этих целей компания может своим приказом (иным распорядительным документом) «распределить» своих сотрудников по видам деятельности, нелишне, будет закрепить причастность каждого сотрудника к конкретному виду деятельности и в его должностной инструкции.
Организации — налогоплательщики ЕНВД вправе уменьшить сумму единого налога на сумму указанных в пункте 2 статьи 346.32 НК РФ расходов не более чем на 50%.
При использовании двух режимов налогообложения раздельный учет должен производиться по суммам уплачиваемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о чем сказано в Письме Минфина России от 17.02.2011 г. N 03-11-06/3/22.
В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов между видами предпринимательской деятельности распределение сумм страховых взносов производится пропорционально размеру доходов, полученных от соответствующих видов деятельности, в общем объеме доходов от осуществления всех видов предпринимательской деятельности.