Платежи в налоговую

Когда сдается декларация 3-НДФЛ и уплачивается налог

Когда физическому лицу нужно подавать декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию? Когда платится налог?

Подать в налоговую инспекцию декларацию и уплатить налог нужно при получении следующих доходов (п. 1 ст. 229 НК РФ).

1. Вы получили доход от другого физического лица или организации, которые не должны удерживать у вас налог, то есть не являются налоговыми агентами по НДФЛ (пп. 1 п. 1 ст. 228, ст. 24 НК РФ)
Например, это могут быть доходы от сдачи квартиры, комнаты или иного имущества в аренду (п. 1 ст. 226 НК РФ):

  • другому физическому лицу, которое не является индивидуальным предпринимателем;
  • иностранной организации, если она не имеет подразделения в РФ.

По общему правилу при выплате вам дохода любая организация или индивидуальный предприниматель должны удержать с вашего дохода налог и уплатить его в бюджет. Они именуются налоговыми агентами (ст. 226 НК РФ).
Не являются налоговыми агентами физические лица, которые не зарегистрированы как ИП, иностранные организации, которые не имеют подразделений в РФ. Поэтому вы должны подать декларацию и уплатить налог самостоятельно при получении от них доходов.

2. Доход получен от продажи имущества или имущественных прав (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ):

  • квартиры, дома, земельного участка, автомобиля и иного имущества, которое находилось в вашей собственности менее трех лет, в частности, по договору мены (п. 17.1 ст. 217 НК РФ);
  • имущественных прав: доли в уставном капитале, акций и др.

3. Вы получили доход из-за рубежа. При этом вы являетесь налоговым резидентом РФ, то есть находитесь в РФ более полугода в течение 12 месяцев (п. 2 ст. 207, пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ)

Например, к таким доходам относятся (п. 3 ст. 208 НК РФ):

  • проценты по вкладам в иностранном банке;
  • дивиденды от иностранных организаций, которые не имеют в РФ подразделений;
  • доходы от продажи зарубежной недвижимости.

4. Доход получен от организации, индивидуального предпринимателя, иных налоговых агентов, которые не перечислили за вас налог в бюджет (пп. 4 п. 1 ст. 228, ст. 226 НК РФ)

Так, если налоговый агент не смог удержать налог с выплаченного вам дохода, вы должны самостоятельно подать декларацию, исчислить и уплатить НДФЛ.

Например, работодатель выплатил вам часть дохода в натуральной форме, а дохода в денежной форме для уплаты налога недостаточно. О невозможности удержания НДФЛ работодатель обязан сообщить вам и налоговому органу (п. 5 ст. 226 НК РФ).

5. Доход получен в виде выигрыша в лотерее или в казино, игровых автоматах, тотализаторах и букмекерских конторах (пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ)

В этих случаях вам нужно будет подать декларацию, самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ.

Исключение — если вы получили денежный приз в стимулирующих лотереях (например, в лотерее от производителей той или иной продукции в рекламных целях). Организатор стимулирующей лотереи при выплате денежной суммы должен удержать из нее НДФЛ. Только если налог не будет удержан и организатор лотереи письменно сообщит вам об этом, вы должны будете подать налоговую декларацию и сами уплатить налог (пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ).

6. Вы получили вознаграждение как наследник или правопреемник (пп. 6 п. 1 ст. 228 НК РФ):

  • автора произведений науки, литературы, искусства;
  • автора изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

7. Доход получен в виде подарка от физического лица (пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ)

Подавать декларацию и уплачивать налог нужно, только если вам были подарены: недвижимое имущество (дом, квартира, земельный участок и др.), транспортные средства, акции, доли или паи.

Однако если даритель и одаряемый — члены семьи и (или) близкие родственники в соответствии с Семейным кодексом РФ, то по этим подаркам декларировать доход и уплачивать налог не надо (п. 18.1 ст. 217 НК РФ).

8. Доход получен жертвователем имущества при возврате этого имущества в виде денег от некоммерческой организации (пп. 8 п. 1 ст. 228 НК РФ)

Таким доходом является денежный эквивалент недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, которые ранее физическое лицо передало на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций.

Однако, если переданное вами недвижимое имущество до этого было в вашей собственности более трех лет, подавать декларацию и уплачивать налог не надо (п. 52 ст. 217 НК РФ).

Срок подачи декларации и уплаты налога

Декларацию по НДФЛ необходимо подать не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода. Если 30 апреля приходится на выходной день, то декларация должна быть представлена не позднее ближайшего рабочего дня (п. 1 ст. 229, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Декларацию вы сдаете в налоговую инспекцию по месту жительства (п. 3 ст. 228 НК РФ). Подать декларацию можно лично, через представителя или отправить по почте (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Если вы сдаете декларацию в инспекцию лично, подготовьте ее в двух экземплярах. На втором экземпляре инспекция поставит отметку о принятии с указанием даты приема и вернет его вам. Если декларацию подает представитель, то у него должна быть нотариально удостоверенная доверенность от вас (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Отправить декларацию по почте нужно ценным письмом с описью вложения. Датой сдачи декларации в этом случае будет являться дата отправки письма (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Сумму налога, которую вы рассчитали и указали в декларации, нужно уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода (п. 4 ст. 228 НК РФ).

За нарушение срока подачи декларации установлен штраф. За каждый месяц просрочки ее сдачи штраф составит пять процентов суммы налога, который должен быть уплачен на основании этой декларации. Однако штраф не может быть больше 30 процентов этой суммы и меньше 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).

Даже если сумма налога, которую вы рассчитали, равна нулю, при несвоевременной сдаче декларации будет начислен штраф. Он составит минимальную сумму — 1000 руб.

Если вы не уплатили НДФЛ в срок, налоговый орган может взыскать с вас штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Если же налоговый орган установит, что налог вы не уплатили умышленно, то размер штрафа может составить 40 процентов от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).

Кроме того, за каждый календарный день просрочки уплаты налога начисляются пени на сумму вашего долга. Ставка пеней равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ).

Даже если с вас взыскали штраф, помимо него вы обязаны уплатить налог и пени (п. п. 2, 5 ст. 75 НК РФ).

Транспортный налог 2019 – калькулятор

Калькулятор транспортного налога предназначен для расчета налога на машину по мощности двигателя (лошадиным силам), который ежегодно обязаны платить собственники транспортных средств Калькулятор ОСАГО
Таможенный калькулятор растаможки авто
Автокредит калькулятор . Существует федеральный закон, определяющий базовые ставки налога на авто. Но местные власти могут их увеличивать до 10 раз и вводить новые категории и условия его уплаты, а также устанавливать льготы.

Оплатить налог на авто за 2019 год физические лица должны не позднее 1 декабря 2020 года, а юридические лица – не позднее 5 февраля 2020 года.

Это интересно! На этих страницах вы можете узнать:

  • Как рассчитать страховку ОСАГО Росгосстрах
  • Как рассчитать таможенную пошлину на автомобиль
  • Как рассчитать стоимость авто в кредит – автокредитный калькулятор

Калькуляторы транспортного налога по регионам России
Калькулятор транспортного налога на грузовые автомобили
Калькулятор транспортного налога на катер
Калькулятор транспортного налога на моторную лодку
Калькулятор транспортного налога на мотоцикл
Калькулятор транспортного налога на снегоход
Калькулятор транспортного налога на трактор

Во сколько вам обойдется транспортный налог, зависит от типа транспортного средства и мощности его двигателя (т.е. от количества лошадиных сил). Кроме того, не забудьте, что ежегодно следует приобретать и полис ОСАГО. Стоит заметить, что «львиную» долю бюджета при владении транспортным средством съедает топливо, поэтому не лишним будет рассчитать расход топлива своего автомобиля.

Когда налог считается уплаченным? Чем грозит несвоевременная оплата по налоговым обязательствам?

Действующее законодательство предусматривает ряд наказаний, которые могут последовать в отношении налогоплательщиков в случае предпринятых ими попыток уклонения от уплаты налогов. Примеров создания видимости своевременных выплат по налоговым обязательствам среди плательщиков огромное количество.
Согласно ФЗ России, уплаченным считается тот налог, за который в банке было предъявлено платежное поручение на перечисление денежных средств в казну. В противном случае налоги не считаются оплаченными. Следовательно, если налогоплательщик, придя в Федеральную налоговую службу России, попытается обвинить ведомство в двукратном взыскании с него налоговых обязательств и не сможет предоставить свидетельства перечисления средств с его банковского счета в бюджет, ФНС обяжет его оплатить налог.
Вопрос же зависших в воздухе денежных средств налогоплательщик обязан решать с банком. Чаще всего такие случаи встречаются в рамках взаимодействия российских граждан с банками без лицензий. Госрегулятор отзывает лицензии у коммерческих банковских организаций. Это приводит к проблемам с перечислением денежных средств налогоплательщиков в бюджет.
В таких случаях даже после предоставления платежного поручения о перечислении денежных средств в бюджет налогоплательщикам приходится оплачивать налоги повторно. Ранее же потраченные средства необходимо взыскать с «проблемного» банка.
Сотрудники ФНС России часто сталкиваются с такими ситуациями. Нередко оплата налогов осуществляется накануне отзыва лицензий у российских банков. Выяснить это факт не составляет никакого труда. Достаточно посмотреть на дату решения Госрегулятора об отзыве лицензии и дату платежного поручения.
По мнению ФНС, добросовестные налогоплательщики предоставляют доказательства внесения средств для уплаты налогов посредством предъявления платежного поручения в ФНС.
Нередки случаи, когда на момент оплаты платежного поручения в банке у налогоплательщика обязательства по налогам отсутствовали. Это объясняется тем, что платежное поручение было направлено до конца налогового периода, в котором осуществлялась выплата. И такой способ оплаты налогов тоже легко может быть признан недобросовестным.
Недобросовестными плательщиками налогов ФНС признает и в том случае, если у плательщика налогов имеются другие счета в более благополучных банковских организациях, где остаток денежных средств от предыдущих оплат обязательств перед НС покрывает сумму налогообложения. А другой счет в «проблемном» банке, откуда якобы оплачен налог, не расходовался, включая и расчеты с контрагентами.
Такие обстоятельства не редкость, утверждают в ФНС, где предполагают распространение соответствующей схемы махинаций с уплатой налогов самозанятым населением. Она позволяет создавать формальные условия для признания исполнения налоговых обязательств плательщиками ФНС. Однако ошибочно предполагать, что служба «латает» эти прорехи в бюджете за счет собственных средств. Рано или поздно налоги придется платить. Возможно, к ним будут добавлены еще и штрафы.

1.2.2. Условия, при которых налог считается уплаченным.

  • •Глава 1. Общие условия уплаты налогов и авансовых платежей
  • •1.1. Порядок исчисления сроков уплаты налогов
  • •Раздел 14.2 «Порядок и сроки уплаты ндс в бюджет.
  • •1.2. Порядок уплаты (перечисления) налогов
  • •1.2.1. Общие правила уплаты налогов
  • •1.2.2. Условия, при которых налог считается уплаченным.
  • •1.2.3. Последствия неуплаты налога для налогоплательщика
  • •1.2.4. Уплата (перечисление) налогов налоговыми агентами
  • •Глава 10 «Порядок исчисления и уплаты ндс налоговыми агентами» Практического пособия по ндс
  • •Раздел 10.3 «Как исчисляют и уплачивают налог на прибыль налоговые агенты» Практического пособия по налогу на прибыль
  • •Глава 9 «Порядок исчисления и уплаты ндфл налоговыми агентами» Практического пособия по ндфл
  • •1.2.5. Уплата (перечисление) налога
  • •Раздел 14.5 «Уплата ндс и представление налоговых деклараций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения (филиалы, представительства)» Практического пособия по ндс
  • •1.2.7. Уплата (перечисление) налогов и авансовых платежей
  • •1.3. Форма и порядок заполнения платежного поручения
  • •1.4. Ошибки при заполнении платежного поручения
  • •1.5. Уточнение реквизитов налогового платежа.
  • •Глава 2. Недоимка (налоговая задолженность).
  • •2.1. Выявление недоимки налогоплательщиком
  • •2.1.1. Документ о выявлении недоимки
  • •2.2. Начисление пеней за несвоевременную уплату налога.
  • •2.2.1. Порядок начисления пеней
  • •2.2.2. Начисление и расчет пеней за несвоевременную уплату
  • •2.2.3. В каких случаях налогоплательщик освобождается
  • •2.3. Уплата недоимки и пеней.
  • •2.3.1. Особенности заполнения платежных поручений
  • •2.4. Принудительное взыскание недоимки и пеней
  • •2.5. Порядок признания недоимки, задолженности
  • •Глава 3. Требование об уплате налога (недоимки),
  • •3.1. Основание для выставления требования
  • •3.2. Форма требования об уплате
  • •3.3. Содержание требования об уплате
  • •3.4. Срок выставления требования об уплате
  • •3.5. Порядок выставления и направления налогоплательщику
  • •3.6. Срок и порядок исполнения требования
  • •3.6.1. Последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения)
  • •3.7. Уточненное и повторное требования
  • •3.8. Какие нарушения налогового органа при выставлении
  • •Глава 4. Взыскание налоговым органом недоимки
  • •4.1. Основания для взыскания
  • •4.2. Порядок взыскания (списания) недоимки, пеней, штрафов,
  • •4.2.1. Порядок и срок вынесения решения
  • •4.2.2. Порядок и сроки выставления (предъявления)
  • •4.2.3. Порядок и сроки исполнения банком поручения
  • •4.2.4. Порядок взыскания (списания) недоимки,
  • •4.2.5. Порядок взыскания (списания) недоимки, пеней,
  • •4.2.6. Порядок взыскания (списания)
  • •4.2.7. Взыскание (списание) недоимки, пеней, штрафов,
  • •4.2.8. Взыскание (списание) недоимки,
  • •4.3. Основания и порядок приостановления и возобновления
  • •4.4. Основания и порядок прекращения взыскания
  • •Глава 5. Приостановление операций
  • •5.1. В каких случаях налоговый орган может
  • •5.2. Банковские счета, по которым налоговый орган
  • •5.3. Платежи, на которые не распространяется
  • •5.4. Порядок наложения ареста на расчетный счет
  • •5.4.1. Порядок и срок вынесения налоговым органом
  • •5.4.2. Направление налогоплательщику решения
  • •5.4.3. Направление в банк решения о приостановлении операций
  • •5.5. Порядок и срок приостановления операций
  • •5.6. Исполнение банком решения
  • •5.7. Основания и порядок отмены ареста
  • •5.7.1. В каких случаях налоговый орган отменяет
  • •5.7.2. Порядок и сроки вынесения решения
  • •5.7.3. Порядок и сроки направления (вручения)
  • •5.8. Начисление и выплата процентов при нарушении
  • •5.9. Особенности приостановления операций
  • •5.10. Особенности приостановления операций
  • •Глава 6. Взыскание налоговым органом недоимки
  • •6.1. Основания для взыскания недоимки (пеней, штрафов)
  • •6.2. Порядок взыскания налоговым органом недоимки
  • •6.2.1. Порядок и срок вынесения налоговым органом
  • •6.2.2. Направление судебным приставам постановления
  • •6.3. Порядок исполнения судебными приставами
  • •6.3.1. Порядок и сроки вынесения судебными приставами
  • •6.3.2. Исполнение судебными приставами
  • •6.4. Имущество налогоплательщика, за счет которого
  • •6.4.1. Имущество налогоплательщика, за счет которого
  • •6.5. Порядок и сроки отмены налоговым органом
  • •6.6. Взыскание недоимки, пеней, штрафов
  • •6.7. Взыскание недоимки, пеней, штрафов за счет имущества
  • •Глава 7. Арест имущества налогоплательщика-организации
  • •7.1. Основания для наложения налоговым органом
  • •7.2. Имущество, на которое налоговый орган
  • •7.2.1. Стоимость имущества, подлежащего аресту
  • •7.3. Ограничения прав организации на владение
  • •7.3.1. Получение разрешения налогового органа
  • •7.4. Порядок наложения ареста на имущество организации
  • •7.4.1. Вынесение налоговым органом решения
  • •7.4.2. Получение налоговым органом санкции прокурора
  • •7.4.3. Уведомление организации об аресте
  • •7.4.4. Проведение ареста имущества
  • •7.4.5. Участие организации и ее представителя
  • •7.4.6. Участие понятых при наложении ареста
  • •7.4.7. Участие специалиста при наложении ареста
  • •7.4.8. Разъяснение налоговым органом прав
  • •7.4.9. Оформление налоговым органом ареста имущества
  • •7.5. Порядок и условия хранения
  • •7.6. Освобождение имущества от ареста.
  • •7.6.1. Порядок и срок уведомления организации
  • •7.7. Особенности наложения ареста
  • •7.8. Особенности наложения ареста на имущество
  • •7.9. Какие нарушения налогового органа
  • •7.10. Ответственность организации
  • •Глава 8. Взыскание недоимки (налоговой задолженности),
  • •8.1. В каких случаях налоговый орган
  • •8.2. Порядок взыскания налоговым органом недоимки
  • •8.2.1. Сроки подачи налоговым органом
  • •8.2.2. Срок подачи налоговым органом заявления
  • •8.2.3. Представление налогоплательщиком отзыва
  • •8.2.4. Порядок рассмотрения в суде
  • •8.3. Взыскание в судебном порядке недоимки
  • •8.4. Взыскание в судебном порядке недоимки
  • •8.5. Взыскание в судебном порядке
  • •8.6. Взыскание в судебном порядке
  • •8.7. Особенности взыскания недоимки (пеней, штрафов)
  • •Глава 9. Обжалование ненормативных актов
  • •9.1. Ненормативные акты (решения, постановления)
  • •9.2. Порядок и срок обжалования в вышестоящий
  • •9.2.1. Форма и содержание жалобы
  • •9.2.2. Порядок, сроки подачи и рассмотрения жалобы
  • •9.2.3. Порядок и срок административного обжалования
  • •9.3. Обжалование ненормативных актов
  • •9.3.1. Форма и содержание заявления в арбитражный суд
  • •9.3.2. Порядок и срок подачи в арбитражный суд
  • •9.3.3. Подача заявления (ходатайства)
  • •9.3.4. Решения арбитражного суда по итогам рассмотрения
  • •Глава 10 «Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей» Практического пособия по налогу на прибыль
  • •Раздел 8.3.1 «Авансовые платежи» Практического пособия по ндфл
  • •Глава 8 «Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу)» Практического пособия по налогу на имущество организаций
  • •Глава 8 «Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей» Практического пособия по усн
  • •Глава 10 «Порядок исчисления и уплаты ндс налоговыми агентами» Практического пособия по ндс
  • •Раздел 10.3 «Как исчисляют и уплачивают налог на прибыль налоговые агенты» Практического пособия по налогу на прибыль
  • •Глава 9 «Порядок исчисления и уплаты ндфл налоговыми агентами» Практического пособия по ндфл

Виды налоговых платежей

В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины. По своей природе это разные виды государственных изъятий. Налоговый кодекс разграничивает понятия «налог» (см. предыдущий параграф учебного пособия) и «сбор».

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Различия между налогами и сборами заключаются в следующем:

  • налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

  • налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы — как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

  • фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

  • в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

  • налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;

  • налоги — абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права.

Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

  1. Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

  2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей — это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

  3. Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

  4. Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств

Виды налоговых платежей

Платежи налогового типа (налоговые платежи) включают в себя не только налоги. Общая их система состоит из четырех однотипных, но имеющих свои особенности, видов платежей в бюджетную систему: собственно налоги, сборы, пошлины, другие обязательные (фискальные) платежи. Их специфика тесно связана с иной видовой классификацией налоговых платежей — регулярные и разовые, общие и целевые платежи.

Регулярные налоги и другие обязательные платежи уплачиваются постоянно, в установленные сроки по истечении определенного налогового или отчетного периода, до тех пор пока имеются основания для налогообложения — субъект, объект и налоговая база. К таким платежам относится основная масса платежей налогового типа. Разовые налоговые платежи взимаются единовременно, по мере того как возникает объект обложения и другие основания, но для них не установлен налоговый период. Примером разовых налоговых платежей могут служить государственная пошлина, а также в значительной части сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Рис. 4.1. Классификация налоговых платежей

Те налоги, которые установлены не с целью покрытия конкретного расхода, называются общими. Большая часть налоговых платежей развитых стран относится именно к такому типу налогов. В отличие от общих налогов за каждым видом целевого налогового платежа закрепляется определенный вид (виды) публичных расходов. К целевым налогам и платежам в России относятся: налоги — источники дорожных фондов (акцизы на продукты нефтепереработки, транспортный налог), поступающие в федеральный и региональные (местные) дорожные фонды для финансирования дорожных работ; страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды для финансирования расходов на выплату государственных пенсий, пособий и других социальных выплат и др.

Целевые налоги имеют свои достоинства и недостатки. С теоретических позиций в них наиболее наглядно проявляется возвратный, возмездный, ценовой характер налоговых платежей. Их использование в налоговой практике не лишено своих преимуществ по сравнению с общими налогами. Открытость общественного предназначения и целей взимания таких платежей дает государству преимущества психологического характера, выражающиеся в большей готовности налогоплательщиков уплачивать налоги, которые могут принести реально ощутимые блага (услуги), а не только осознание выполненного общественного долга.

Тем не менее налоговая система страны не может строиться только или в основном на целевых налоговых платежах. Во-первых, большую часть расходов по финансированию процесса воспроизводства общественных благ (услуг) сложно или практически невозможно справедливо распределить по конкретным налоговым источникам и отдельным налогоплательщикам — потребителям этих благ (публичных услуг). Придется настолько перестраивать налоговую систему, что никакие преимущества целевых налогов не покроют всех финансовых и трудовых затрат, связанных с коренной реорганизацией и функционированием такой системы налогообложения. Во-вторых, в связи с конкретной привязкой большинства расходов к соответствующим налоговым доходам возникнут дополнительные сложности в процессе планирования, утверждения и исполнения бюджета. В-третьих, правительство лишится возможности перераспределения средств, оперативного маневра доходными источниками в ходе исполнения бюджета в силу их строго целевого предназначения (недоимки по одним налогам и сверхплановые налоговые поступления по другим — это реальность, от которой нельзя застраховаться).

Названных причин достаточно для того, чтобы государство строило систему налогообложения на принципе рационального сочетания общих и целевых налогов, с акцентом на первые. Поэтому в современных налоговых системах развитых стран преобладают общие налоговые платежи.

Деление налоговых платежей на четыре вида: собственно налоги, сборы, пошлины и другие обязательные (фискальные) платежи — имеет под собой как формальное (юридическое), так и содержательное (экономическое) основание.

В НК РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Это и есть достаточно полное юридическое определение отдельного платежа в форме собственно налога.

Такие налоговые платежи устанавливаются, взимаются и администрируются исключительно в соответствии с налоговым законодательством, контроль за соблюдением которого осуществляют налоговые органы.

Сборы и пошлины также представляют собой самостоятельные виды платежей налогового типа, но они имеют ряд отличительных особенностей.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина (таможенная, государственная) — налоговый платеж, устанавливаемый за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг уполномоченным органом публичной власти.

Налоговый кодекс РФ не дает определения пошлины, понимая под ней, видимо, разновидность сборов. При этом пошлины непосредственно связаны с получением плательщиком индивидуальной выгоды (за исключением вывозных таможенных пошлин). Выгоды плательщиков сборов носят более аморфный характер.

Следует различать сборы и пошлины как налоговые платежи (налоговые сборы и пошлины) и сборы и пошлины неналогового типа (неналоговые сборы и пошлины). Последние отличаются от первых тем, что они являются исключительно разовыми платежами, у них отсутствуют законодательно установленные основные элементы налогообложения и они, как правило, устанавливаются не законодательно, а нормативными правовыми актами правительства с целью покрытия конкретных расходов государственных учреждений по оказанию определенных услуг, выдаче разрешений (лицензий) и проведению определенных мероприятий.

К неналоговым сборам и пошлинам относятся:

  • • сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на розничную продажу алкогольной продукции;
  • • прочие лицензионные сборы;
  • • плата за пользование водными объектами;
  • • таможенные сборы;
  • • плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
  • • разовые платежи при лесопользовании;
  • • разовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду;
  • • консульские сборы;
  • • патентные пошлины;
  • • плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, за выдачу копий договоров и иных документов;
  • • декларационный платеж;
  • • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы);
  • • плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий и сооружений1.

По сути неналоговые сборы и пошлины являются единственной платой за соответствующую услугу, оказываемую плательщику уполномоченным органом, за получение от него разрешения, информации или подтверждения прав плательщика.

По мнению российских специалистов, пошлины и сборы в отличие от общих налогов всегда имеют определенную цель и специальные интересы . Если бремя собственно налогов может распределяться как по принципу получения благ (услуг), так и по принципу платежеспособности в зависимости от вида и целевого характера налога, то бремя сборов и пошлин формируется и распределяется преимущественно на основе принципа полученных благ (услуг) и непосредственно не учитывает платежеспособность плательщиков.

Основными целями установления сборов и пошлин налогового типа являются не только обеспечение платности совершаемых органами публичной власти и должностными лицами юридически значимых действий в пользу плательщиков (включая предоставление определенных прав), но и государственное регулирование, учет и контроль определенных видов деятельности (природопользования, перемещения товаров через таможенную границу страны и др.), защита отечественных товаропроизводителей от внешней экспансии, имущественных и иных прав плательщиков. Экономический интерес плательщиков налоговых сборов и пошлин заключается в получении через уплату этих платежей конкретных прав, выгод или правовой защиты.

Налоговые сборы и пошлины отличаются от неналоговых прежде всего тем, что они регламентируются исключительно законодательными правовыми актами (Налоговым и Таможенным кодексами), т.е. имеют законодательно-правовую форму и все основные элементы налогообложения (плательщики, объект, база расчета, ставки, порядок исчисления и уплаты). Российское налоговое и бюджетное законодательство не относит таможенные пошлины к налоговым доходам бюджетной системы, несмотря на то, что им присущи все отличительные признаки налоговых платежей (см. параграф 2.2) с тем лишь отличием, что порядок их взимания регламентируется не налоговым, а таможенным законодательством.

Налоговые сборы могут быть регулярными, разовыми и комбинированными (сочетать оба порядка уплаты), а пошлины носят разовый характер. Существуют и другие, более значимые различия между этими двумя платежами налогового типа. Учитывая российское и западноевропейское налоговое и иное законодательство, а также позиции специалистов в области налогового права, можно провести четкое разграничение сферы распространения этих платежей.

Под сбором следует понимать налоговый платеж за обладание специальным правом или за предпочтение при оказании услуги органом публичной власти и управления (в России — это только сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов). Пошлины (таможенная и государственная) представляют собой платежи налогового типа, устанавливаемые за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг органом публичной власти и управления (ввоз или вывоз товаров при пересечении таможенной границы, выдача и регистрация документов, судопроизводство и многое другое). При этом пошлины непосредственно связаны с получением плательщиком индивидуальной выгоды (за исключением вывозных таможенных пошлин). Выгоды плательщиков сборов носят более аморфный характер.

Учитывая специфику налоговых сборов и пошлин по сравнению с общими налогами, при их установлении следует исходить из следующих практических соображений:

  • 1) размер сборов и пошлин по возможности должен быть соизмерим с выгодой плательщиков;
  • 2) величина ставок сборов и пошлин не должна ограничивать возможности юридических и физических лиц в реализации своих конституционных прав, но давать возможность получать плательщикам от государства полный перечень соответствующих благ (выгод) и услуг.

Еще одним видом налоговых платежей являются другие обязательные (фискальные)* платежи в бюджеты бюджетной системы, которые ни в учебной отечественной литературе, ни в налоговом и бюджетном законодательстве обычно не относят к категории налоговых. В большинстве случаев это противоречит и теории, и практике налогообложения. Такого рода платежам присущи, как правило, все основные отличительные признаки налоговых платежей (см. параграф 2.2), включая их законодательно-правовую форму и полный набор основных элементов налогообложения (плательщики, объект, период расчета, база исчисления, ставки, порядок и сроки уплаты).

В России к другим обязательным (фискальным) платежам налогового типа можно отнести:

  • • страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);
  • • плату за заготовку древесины, отпускаемой на корню, и другие виды лесопользования (лесные подати);
  • • регулярные платежи (плата) за негативное воздействие на окружающую среду;
  • • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (это единственный вид обязательных платежей, которые в соответствии с БК РФ отнесены к налоговым доходам).

Таким образом, другие обязательные (фискальные) платежи — это разновидность налоговых платежей, которым присущи все отличительные признаки налогов, но правоотношения по установлению, взиманию и администрированию которых регулируются не налоговым, а иным специальным законодательством. Плательщикам безразлично, на основе какого законодательства (налогового или неналогового) они обязаны уплачивать в бюджеты эти платежи, а поэтому они считают их налогами наравне с налогами и сборами, установленными НК РФ.

  • Статья 8 НК РФ.
  • Несмотря на название некоторых платежей — «плата», отличающееся от названий»сбор, пошлина», они, по сути, являются разновидностями сбора.
  • Налоговое право : учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристь, 2003. С. 29—30.
  • См.: Государственное право Германии. Т. 2. М. : ИГП РАН, 1994. С. 124; Налоговоеправо : учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристь, 2003. С. 30—33.
  • Термин «фискальные» применяется здесь нами в том смысле, что эти платежи регламентируются сейчас не налоговым, а иным специальным законодательством (пенсионным, лесным и т.д.), а поэтому официально считаются неналоговыми доходамибюджетов, за исключением роялти при выполнении соглашения о разделе продукции(добытых полезных ископаемых) как специального налогового режима.
  • 2 Термин «фискальные» применяется здесь нами в том смысле, что эти платежи регламентируются сейчас не налоговым, а иным специальным законодательством (пенсионным, лесным и т.д.), а поэтому официально считаются неналоговыми доходамибюджетов, за исключением роялти при выполнении соглашения о разделе продукции(добытых полезных ископаемых) как специального налогового режима.