НК РФ 88

Что изменено в ст. 88 НК РФ в 2015–2016 годах?

Главные новшества статьи 88 НК РФ, вступившие в силу с 2015 года (закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «Об изменениях законодательства»), были такими:

  • При выявлении нестыковок в отчетности по НДС, наводящих на мысль о занижении налога или завышении суммы возмещения, возникло право истребования первички (п. 8.1).
  • Добавлено право требования сведений от участников инвесттоварищества (п. 8.2).
  • Введено право доступа ИФНС на территорию и осмотра имущества при камеральных проверках НДС (п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ).

Закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» с 2015 года добавил:

  • редакционные правки в тексты п. 3, п. 4, п. 8.1, п. 8.3;
  • положения о непроведении камеральных проверок при налоговом мониторинге (п. 1.1).

Законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» в п. 2 ст. 88 НК РФ с 2015 года введена возможность осуществления проверки по данным ИФНС при непредставлении декларации.

В 2016 году в ст. 88 НК РФ добавлены:

  • новый п. 8.4, отразивший право ИФНС на истребование первичных документов, подтверждающих право на заявленный в декларации вычет акцизов по подакцизным товарам (закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 101-ФЗ);
  • дополнительная формулировка в п. 6, позволяющая налоговому органу требовать представления в течение 5 дней пояснений о примененных при расчете налога льготах (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Чем отличается камералка от иных форм контроля?

Особенности этого вида контроля состоят в следующем:

  • Он проводится в ИФНС, но допустим выезд к налогоплательщику для осмотра имущества.
  • Проверяют поступившую в ИФНС декларацию, но возможна налоговая проверка и при ее непредставлении.
  • Такая проверка — обязанность ИФНС, она не требует особых разрешений.
  • Продолжительность камералки — не более 3 месяцев.
  • Проверка состоит в арифметическом контроле, анализе правильности применения ставок и льгот, сопоставлении данных проверяемого отчета с другой отчетностью этого лица, сверке с отчетами других налогоплательщиков и увязке с прочей информацией, которой располагает ИФНС.
  • При отсутствии вопросов по представленному отчету проверка завершится без составления каких-либо документов по ней.
  • В случае каких-либо ошибок, нестыковок или подозрений в занижении налоговой базы лицу, подавшему декларацию, направят требование о представлении пояснений или внесении изменений в отчет. В ряде случаев запросят первичные документы.
  • Если полученные разъяснения не снимут возникших вопросов и будет установлен факт нарушения, то после завершения проверки в течение 10 рабочих дней ИФНС составит акт.
  • Проверка будет прекращена при представлении во время ее проведения уточненки за проверяемый период. Уточненку проверят по тем же правилам.

Однако запрошенные по ранее поданной декларации документы в ИФНС представить придется. Подробнее об этом — в статье «С подачей уточненки прекращается ”первичная” КНП, но не обязанность сдать истребованные в ходе нее документы».

  • Проведение повторной камералки одного и того же отчета невозможно (письмо Минфина РФ от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267).

Каковы последствия непредставления декларации?

К непредставлению декларации приравнивается ее подача позже установленного срока, а также несоблюдение формы подачи (п. 5 ст. 174 НК РФ). Возможные последствия этих событий:

  • Штраф в размере 5% от суммы налога, указанной в декларации, за каждый месяц (полный или неполный) со дня, установленного как срок ее представления, но не больше 30% от этой суммы и не меньше 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ) — после проверки представленной с опозданием отчетности. При этом руководитель получит административный штраф 300–500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
  • Прекращение операций по счетам (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ) — по прошествии 10 рабочих дней после истечения срока сдачи отчета, но не позже 3 лет после этих 10 дней. Отменят его на следующий день после представления декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
  • Штраф 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ) при подаче декларации по НДС не через ТКС. При этом руководителя накажут административным штрафом 300–500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
  • Проведение камералки без декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) по данным, имеющимся у ИФНС. Прекратится проверка при подаче запоздавшей декларации. Но данные, собранные в процессе проверки, начатой (или проведенной) до поступления отчета, будут использованы при контроле этого отчета. Если такая проверка завершится до получения декларации, то решение, принятое по ней, может стать обязательным для налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 № А65-14145/07).

За задержку сдачи пустого отчета также последует наказание. Читайте об этом в статье «За просроченную нулевую декларацию тоже будет штраф».

Что сделает ИФНС в случае нестыковок, обнаруженных в декларации (п. 3, п. 8.1, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)?

В ст. 88 НК РФ есть 3 пункта, отражающих варианты действий ИФНС при выявлении несоответствий в проверяемой отчетности:

  • П. 3, в соответствии с которым податель декларации получит требование о представлении в течение 5 рабочих дней пояснений или внесения исправлений в данные отчета. Это будет вызвано выявлением ошибок, противоречий в отчетности проверяемого лица или несовпадением его данных с информацией, полученной от других лиц, а также представлением убыточной декларации или уточненки с уменьшением суммы налога. Налогоплательщик, отвечая на запрос, может вместе с пояснениями представить любые документы, подтверждающие его правоту (п. 4 ст. 88 НК РФ).
  • П. 8.1, относящийся к декларации по НДС, при анализе которой обнаружены противоречия в отчетности проверяемого лица или несовпадение его данных с информацией, полученной от других лиц, что позволяет предположить факт занижения налога или завышения суммы возмещения. ИФНС потребует от подателя декларации предоставления всех первичных документов по операциям, вызывающим сомнение. Кроме того, налоговики так же, как и при проверке декларации, отражающей налог к возмещению, могут провести осмотр имущества (п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ).
  • П. 8.3, посвященный уточненкам, представленным позже 2 лет со дня, являющегося сроком сдачи первоначальной декларации, и отражающим либо уменьшение суммы налога, либо увеличение убытка. ИФНС затребует все документы, подтверждающие обоснованность сделанных изменений, и учетные налоговые регистры, отражающие данные первоначальной и уточненной деклараций.

На подготовку документов, запрашиваемых по п. 8.1 и п. 8.3, налогоплательщику отводится 10 рабочих дней. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличивается до 20 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

О том, как правильно заполнить декларацию по НДС, читайте в материале «Какой порядок заполнения декларации по НДС (пример, инструкция, правила)».

К чему приведет уточненный отчет, поданный во время камералки?

Право налогоплательщика на подачу уточненного отчета за тот период, по которому еще продолжается камералка, ничем не ограничено. Он обязан подать декларацию, если сам выявил факт занижения налога (п. 1 ст. 54 НК РФ), и вправе это сделать, если налог не занижен (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Поступление уточненки прекращает начатую (но не завершенную) проверку представленной ранее декларации по всем аспектам (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). В отношении уточненки проверку осуществят в том же порядке, который применялся для анализа поступившей ранее отчетности. Единственным отличием будет возможность использования ИФНС уже полученной при проверке периода информации.

Такой же порядок действует, если камералка завершена, нарушения выявлены, но акт проверяемому лицу не направлен. День составления акта фиксирует момент окончания проверки (постановления ФАС Уральского округа от 29.10.2013 № Ф09-10299/13, Северо-Западного округа от 15.10.2012 № А66-428/2012). Однако в зависимости от конкретной ситуации возможно вынесение решения без учета уточняющих сведений. При этом в отношении уточненки может быть назначена выездная проверка (постановление президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09).