Обеспечительный платеж и НДС

Содержание

Онлайн консультация — Вопрос №6954, Антон

Ответ: Добрый день. По Гражданскому Кодексу задаток выполняет три функции: удостоверяющую факт заключения договора, платежную (выдается в счет платежей по договору стороной, с которой причитаются эти платежи) и обеспечительную (сторона, виновная в неисполнении обязательств, обеспеченных задатком, несет финансовые потери в кратном ему размере) (п. 2 ст. 381 ГК РФ). По сути, денежные суммы, называемые обеспечительным взносом/гарантийным платежом, могут служить для тех же целей. Если вносимые денежные суммы будут выполнять только обеспечительную функцию, то есть заказчик сможет использовать их лишь при неисполнении исполнителем своих обязательств по контракту, их правомерно квалифицировать как залог. По окончании срока действия контракта сумма залога полностью или за вычетом перечисленных удержаний возвращается заказчику. У аванса с точки зрения налогообложения иная роль. Обычно под авансом понимается предварительная частичная уплата заказчиком (покупателем) определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за поставленные ему товары, выполняемые для него работы, оказываемые услуги. В таком значении понятие аванса используется и в гл. 21 \»Налог на добавленную стоимость\» НК РФ. Для признания объектом обложения НДС внесенного заказчиком обеспечительного взноса, он должен выполнять платежную функцию, то есть должен быть зачтен в счет платежей по условиям контракта, а не в случае нарушения установленных им обязательств по контракту. С уважением, Наталья.

Гарантийное удержание в договоре подряда как способ обеспечения обязательств

Заказчик настаивает на пункте о гарантийном удержании в договоре подряда. Какие риски для подрядчика содержит такое условие.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

Заказчик может осуществить гарантийное удержание, если по договору подряда получил такое право. Гарантийное удержание относится к способам обеспечения обязательств, которые не перечислили в п. 1 ст. 329.1 ГК РФ. С точки зрения закона, участники сделки могут использовать какой-либо непоименованный способ, если на то нет прямого запрета. Также подобное удержание называют резервным. Условие удобно для заказчика, но для подрядчика имеет риски:

  • заказчик вправе не возвращать часть средств, если подрядчик своевременно не устранит недостатки работ,
  • не все суды поддерживают иски о взыскании суммы гарантийного удержания по договору подряда сразу после расторжения сделки.

Полезные материалы о гарантийном удержании в Системе Юрист

  • Расторгнутый договор подряда содержит условие о гарантийном удержании. Можно ли вернуть сумму данного удержания сразу после расторжения
  • Как заказчику сформулировать условие о гарантийном удержании

Гарантийное удержание по договору подряда действует до истечения срока гарантии

Конструкцию гарантийного удержания в договор подряда включают с целью, чтобы обеспечить обязательства подрядчика. Этот способ обеспечения обязательства состоит в том, что заказчик не выплачивает подрядчику сразу всю сумму по окончании действия договора. Для результата работ по подряду существует срок гарантии, и в течение этого периода заказчик удерживает часть денег у себя.

В условии о гарантийном удержании фиксируют, что заказчик придержит определенную часть средств, которые должен выплатить подрядчику. Как правило, указывают от 5% до 10% от общей суммы сделки. По окончании срока гарантии заказчик обязан перечислить деньги подрядчику в двух случаях:

  • если к качеству работ по подряду не возникло претензий,
  • если в течение гарантийного срока подрядчик оперативно устранил выявленные недостатки.

Когда заказчик может оставить себе гарантийное удержание. Спорные случаи

Образцы формулировок о гарантийном удержании по договору подряда:

  1. «При расторжении договора Заказчик имеет право удерживать сумму гарантийного удержания для обеспечения качества выполненных Подрядчиком до расторжения (прекращения) договора работ. Удержанные денежные средства подлежат возврату, за исключением сумм, потраченных на устранение дефектов, через 12 месяцев с момента расторжения договора».
  2. «Гарантийные обязательства Подрядчика наступают с момента подписания акта о начале гарантийного срока после выполнения всех работ по настоящему договору в полном объеме либо на следующий день после даты расторжения настоящего договора в случае расторжения настоящего договора».

Гость, знакомьтесь — Правобот!

Интеллектуальный сервис для подбора судебной практики. Думает, как юрист, только быстрее.

Познакомиться поближе

В условии о гарантийном удержании нужно указать момент возврата денег

Когда используют конструкцию о гарантийном удержании, указывают, в какой именно срок заказчик обязан перечислить остаток средств. Чаще всего этот момент привязывают к окончанию гарантийного срока. Формулировки условия могут быть такими:

  1. «Удержанные в качестве гарантийной суммы денежные средства подлежат возврату в течение 10 рабочих дней после оформления независимой гарантии на сумму гарантийных удержаний на период гарантийного срока эксплуатации, предусмотренного в пункте… настоящего договора».
  2. «50% от удержанной суммы Заказчик возвращает Подрядчику в течение 7 рабочих дней после даты завершения работ, указанной Заказчиком в акте приемки работ, и после предоставления Подрядчиком подписанной письменной гарантии при условии, что все работы завершены и все условия контракта выполнены. Оставшиеся 50% удержанной суммы Заказчик возвращает Подрядчику через 12 месяцев с даты завершения работ, указанной Заказчиком в акте приемки работ, при условии, что Заказчик не заявил о неустранимых недостатках в выполненных работах».
  3. «Удержанная сумма подлежит возврату Подрядчику после подписания акта приемки законченного строительством объекта в целом комиссией при условии оформления Подрядчиком в пользу Заказчика независимой гарантии на период гарантийной эксплуатации объекта (24 месяца после оформления акта приемочной комиссии)».

Если участники сделки не определят срок возврата денег, суд не расценит эту сумму как гарантийное удержание по договору подряда. Для взыскания гарантийного удержания подрядчику потребуется действовать по той же схеме, по которой от заказчика требуют погасить обычную задолженность. То есть нужно будет направить претензию, а затем подать иск.

Если в условии об удержании не прописать момент перечисления средств, заказчик должен будет вернуть данную сумму после того, как подрядчик сдаст работы (п. 1 ст. 711 ГК РФ). В случае просрочки перечисления суммы подрядчик сможет потребовать:

  • неустойку, если о ней сказано в договоре, либо;
  • проценты по ст. 395 ГК РФ.

Момент возврата суммы удержания подрядчику не следует связывать с событием, которое может не наступить (ст. 190 ГК РФ). Таком случае суд сочтет условие о гарантийном удержании несогласованным. Это значит, что заказчику потребуется выплатить всю сумму по договору подряда, а удержание части суммы будет неправомерным.

Суды по-разному решают споры о гарантийном удержании при расторжении договора подряда

Суды согласны, что гарантийное удержание по договору подряда можно использовать как непоименованный способ обеспечения обязательств. Но если при расторжении договора возникает спор о взыскании с заказчика, суды высказывают противоположные мнения.

В практике есть два подхода к взысканию гарантийного удержания с заказчика

Когда расторгают договор, исполнитель может потребовать от заказчика выплату всей суммы сразу. Даже тогда, когда стороны включили гарантийное удержание в договор подряда. Если заказчик отказывается платить, подрядчик обращается в суд. Но взыскать всю сумму целиком удается не всегда:

  1. Часть судов считает, что взыскание гарантийного удержания с заказчика допустимо, поскольку с расторжением сделки отпали основания для данного способа обеспечения.
  2. Другие суды отказываются удовлетворить такой иск. С их точки зрения, гарантийное удержание в договоре подряда распространяется не только на период действия соглашения, но и на период после. Подрядчик продолжает нести ответственность за качество работ, которые успел сделать. Поэтому нет причин для досрочного взыскания гарантийного удержания.

Бесплатные конференции в регионах

26 апреля — Новосибирск; 31 мая — Нижний Новгород

Тема: Как работать в 2019 году: Изменения для ООО и АО, процессуальная реформа и субсидиарная ответственность

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Добро пожаловать!

Обеспечительный платеж по предварительному договору аренды, который арендодатель получил в качестве гарантии для заключения основного договора аренды, не должен быть включен в налоговую базу по НДС, поскольку он не связан с оплатой реализованных услуг.

НДС облагаются операции по реализации товаров, работ, услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В налоговую базу при этом включаются денежные средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В арендных взаимоотношениях довольно часто применяют условие об обеспечительном платеже. Его используют как на этапе предварительного договора, так и уже после заключения договора аренды.

В комментируемом письме разъяснено, в каких случаях суммы обеспечительного платежа арендодатель должен включать в налоговую базу по НДС, а в каких – нет.

В соответствии со статьей 381.1 ГК РФ денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, по соглашению сторон может быть обеспечено внесением одной из них в пользу другой определенной денежной суммы, т. е. обеспечительного платежа.

На практике обеспечительный платеж еще именуют как “гарантийный взнос”, “страховой депозит” и т. д. Это деньги, которые обеспечивают обязательство, которое возникнет в будущем.

Обеспечительный платеж может взиматься арендодателем как гарантия возмещения в следующих возможных в будущем ситуациях:

  • порча имущества по вине арендатора;
  • задержка арендной платы или ее части;
  • погашение арендной платы за последний месяц (или иной период) перед завершением срока, на который заключен договор аренды.

Когда наступают прописанные в тексте договора обстоятельства, обеспечительная сумма (или ее часть) изымается арендодателем.

При ненаступлении в предусмотренный договором срок обстоятельств или прекращения обязательства обеспечительный платеж в общем случае подлежит возврату, но договор может предусматривать и другое. Например, использовать эти деньги в качестве штрафных санкций за нарушение условий договора или обеспечительного платежа по основному договору.

Платеж по заключенному договору аренды

Обеспечительный платеж в рамках заключенного договора аренды выполняет функцию предоплаты (аванса), полученной в счет предстоящего оказания услуг по аренде. Эти денежные средства включаются в налоговую базу по НДС:

  • заключения договора аренды, если платеж внесен до заключения договора и зачтен в счет обеспечительного платежа по нему;
  • получения денежных средств в случае внесения обеспечительного платежа после заключения договора аренды.

Пример. Зачет обеспечительного платежа

Между компанией-арендодателем и компанией-арендатором заключен предварительный договор аренды, в соответствии с которым стороны обязались в будущем заключить договор аренды. Арендатор для подтверждения своих намерений перечислил арендодателю обеспечительный платеж в размере 1 200 000 руб., который подлежит зачету в счет оплаты последнего месяца аренды по за-ключенному сторонами основному договору.

Договор аренды был заключен своевременно в срок, установленный предварительным договором.

Бухгалтер арендодателя сформирует проводки:

На дату поступления обеспечительного платежа

Дебет 51  Кредит 76
1 200 000 руб. – поступил обеспечительный платеж по предварительному договору;

Дебет 008
1 200 000 руб. – учтена сумма обеспечительного платежа по предварительному договору.

На дату заключения договора аренды

Дебет 76  Кредит 62 субсчет “Расчеты по авансам полученным”
1 200 000 руб. – зачтен обеспечительный платеж по предварительному договору в счет арендной платы по договору аренды;

Кредит 008
1 200 000 руб. – списана сумма обеспечительного платежа по предварительному договору;

Дебет 76 АВ  Кредит 68 “Расчеты по НДС”
200 000 руб. (1 200 000 руб. : 120% × 20%) – начислен НДС с аванса по договору аренды.

В последнем месяце договора аренды:

Дебет 62  Кредит 90.1 субсчет “Выручка”
1 200 000 руб. – отражена реализация услуг по аренде;

Дебет 90.3  субсчет “НДС”
200 000 руб. – отражен НДС по отгрузке;

Дебет 62 субсчет “Авансы полученные” Кредит 62
1 200 000 руб. – зачтен аванс;

Дебет 68 “Расчеты по НДС”  Кредит 76 АВ
200 000 руб. – возмещен НДС.

А есть ли доход? С точки зрения налога на прибыль, если обеспечительный платеж возвращается арендатору, эта операция не несет никаких налоговых последствий. Но если арендодатель в дальнейшем оставляет эту сумму у себя в качестве арендной платы или штрафа, он должен учесть ее как свой доход. И, соответственно, уплатить с нее налог.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

Получен гарантийный взнос (обеспечительный платеж) по договору аренды нежилых помещений в период по 31.12.2018 с НДС 20% (прописано по условиям договора аренды). Арендатор требует выписать днем оплаты счет-фактуру на 20% НДС. В соответствии с условиями договора обеспечительный платеж может быть зачтен в счет последнего арендного платежа либо, по выбору арендатора, возвращен ему по окончании действия договора аренды. Во избежание налоговых споров с суммы полученного обеспечительного платежа (к примеру, 500 тыс.) организация (арендодатель) уплачивает НДС как с авансового платежа.
Каковы особенности применения ставки НДС с 2019 года?

11 января 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
1. Указание в счете-фактуре, выставленном при получении в 2018 году обеспечительного платежа, ставки НДС 20/120% и суммы налога, исчисленной из этой ставки, считаем неправомерным.
2. При возврате в 2019 году обеспечительного платежа (рассматриваемого в качестве аванса), полученного в 2018 году, к вычету могут быть приняты суммы НДС, фактически исчисленные по ставке 18/118%.

Обоснование позиции:
Действительно, с 1 января 2019 года основная ставка НДС повышается с 18 до 20% (п. 3 ст. 164 в редакции, вступающей в силу с 01.01.2019). Каких-либо переходных положений для применения ставки 20% не предусмотрено. Поэтому, вне зависимости от даты и условий заключения соответствующих договоров, в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется налоговая ставка 20% (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ, письмо Минфина России от 06.08.2018 N 03-07-05/55290, ФНС России от 03.10.2018 N ЕД-4-20/19309, от 10.09.2018 N СД-4-3/17537@).
Сказанное в полной мере относится и к услугам по предоставлению в аренду имущества, оказываемым после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты (письмо Минфина России от 10.09.2018 N 03-07-11/64576).

Общий порядок применения ставки НДС при получении в 2018 году предварительной оплаты под отгрузку, приходящуюся на 2019 год
Прежде всего обращаем внимание, что изменение налоговой ставки не изменяет для налогоплательщиков порядок и момент определения налоговой базы по НДС. На что указывает и ФНС России в письме от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ (далее — письмо N СД-4-3/20667@), содержащем разъяснения и рекомендации по применению налоговой ставки по НДС в переходный период. Стоит отметить, что указанное письмо согласовано с Минфином России и доведено до нижестоящих налоговых органов*(1).
При реализации товаров (работ, услуг) сумма налога, в том числе предъявляемая покупателю продавцом, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, момент определения которой относится к соответствующему налоговому периоду (п.п. 1, 4 ст. 166, п. 1 ст. 168 НК РФ). В силу п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:
— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (далее — авансовый платеж, аванс).
Это значит, что при получении в 2018 году авансового платежа в счет предстоящего с 1 января 2019 года оказания услуг по аренде исчисление НДС с этого платежа производится по налоговой ставке в размере 18/118% на основании п.п. 3, 4 ст. 164 НК РФ в редакции, действующей на момент получения аванса. Что также сказано в п. 1.1 письма N СД-4-3/20667@.
Соответственно, с указанием именно этой (18/118%) ставки продавец обязан выставить в адрес покупателя счет-фактуру по авансу, полученному в 2018 году (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Что справедливо и для случаев, когда заключенный в 2018 году договор учитывает вступающие с 2019 года изменения и предусматривает уплату авансового платежа с учетом налога, исчисленного исходя из налоговой ставки 20%. ФНС, предвидя подобные случаи, разъясняет, что исчисление НДС с такого авансового платежа, полученного до 1 января 2019 года, также производится по налоговой ставке в размере 18/118% (последний абзац п. 1.1 письма N СД-4-3/20667@).
При оказании в 2019 году услуг, в том числе в счет полученного в 2018 году аванса, НДС «по отгрузке» должен исчисляться по ставке 20% на основании действующей в этом периоде редакции п. 3 ст. 164 НК РФ.
Одновременно при зачете суммы аванса в счет оплаты оказанных услуг у продавца возникает право на вычет суммы «авансового» НДС (п.п. 1, 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). НДС принимается к вычету в размере, ранее исчисленном с аванса по налоговой ставке 18/118%.
Заметим, что покупатель производит восстановление сумм НДС, принятых к вычету при перечислении до 2019 года авансового платежа, также исходя из старой налоговой ставки (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ, п. 1.1 письма N СД-4-3/20667@). Смотрите также Информацию ФНС России от 30.10.2018.

Обеспечительный платеж

Что касается гарантийного взноса (обеспечительного платежа), получаемого арендодателем в соответствии с договором аренды, то сказанное выше в полной мере применимо к указанным денежным средствам, подлежащим зачету в счет оплаты услуг по аренде за последний месяц аренды.
Обеспечительным платежом является определенная денежная сумма, которую одна из сторон в обязательстве вносит в пользу другой стороны в качестве обеспечения исполнения денежного обязательства, в том числе обязанности возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора (п. 1 ст. 381.1 ГК РФ).
При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства. В случае ненаступления в предусмотренный договором срок указанных обстоятельств или прекращения обеспеченного обязательства обеспечительный платеж подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 381.1 ГК РФ).
Стоит отметить, что обязанность (необходимость) начислять НДС с суммы полученного обеспечительного платежа неочевидна. Нормы главы 21 НК РФ не устанавливают порядка обложения НДС подобных денежных средств.
Вместе с тем официальные органы считают суммы обеспечительного платежа разновидностью аванса или на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ иной суммой, связанной с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), увеличивающей налоговую базу по НДС. Причем вне зависимости от того, что при ненаступлении обстоятельств зачета обеспечительный платеж возвращается покупателю (письма Минфина России от 16.08.2016 N 03-07-11/47861, от 21.09.2009 N 03-07-11/238, от 17.09.2009 N 03-07-11/231 и др.)*(2). На наш взгляд, такой вывод бесспорен только для случаев, когда по договору неиспользованная сумма обеспечительного платежа подлежит зачету в счет оплаты оказываемых услуг (письма Минфина России от 06.09.2018 N 03-07-11/63743, от 03.11.2015 N 03-03-06/2/63360). То есть в любом случае остается в распоряжении арендодателя.
В рассматриваемой ситуации организация придерживается официальной позиции и при получении обеспечительного платежа начисляет НДС, тем более что существует вероятность его зачета в счет последнего арендного платежа. Следуя приведенной в предыдущем разделе логике, при получении в 2018 году обеспечительного платежа, выполняющего функцию аванса*(3), НДС должен быть исчислен по ставке 18/118%.
Таким образом, указание в счете-фактуре, выставленном при получении в 2018 году гарантийного платежа, ставки НДС 20/120% и суммы налога, исчисленной из этой ставки, считаем неправомерным*(4).
Налоговые вычеты, на которые налогоплательщик может уменьшить сумму исчисленного НДС, установлены ст. 171 НК РФ. Как говорилось выше, положения главы 21 НК РФ не предусматривают особого порядка налогообложения сумм, полученных в качестве обеспечения исполнения обязательств. Соответственно, не предусмотрено и каких-либо специальных вычетов, связанных с возвратом обеспечительного платежа.
Если рассматривать обеспечительный платеж в качестве авансового платежа, то при его возврате считаем возможным применение п. 5 ст. 171 НК РФ. На основании данной нормы продавец может принять к вычету суммы НДС, исчисленные и уплаченные им с аванса, при расторжении договора и возврате соответствующих сумм авансовых платежей. Это значит, что при возврате такого обеспечительного платежа к вычету могут быть приняты суммы НДС, фактически исчисленные по ставке 18/118%, несмотря на то, что возврат денежных средств производится в 2019 году*(5). Что, по нашему мнению, вполне согласуется с общими разъяснениями в письме N СД-4-3/20667@.
Кроме того, при возврате обеспечительного платежа мы видим и альтернативный вариант — корректировка налоговой базы по НДС того налогового периода 2018 года, в котором были получены соответствующие суммы. Ведь при возврате арендатору незачтенных «обеспечительных» денежных средств утрачивается их функция как «средства платежа». А это значит, что основания включать их в налоговую базу по НДС в 2018 году отсутствовали. При таком подходе, на наш взгляд, у налогоплательщика есть право подать уточенную декларацию по НДС за период, в котором данные суммы были получены (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ). Однако оценить, как налоговые органы посмотрят на такую корректировку, мы не можем. Как не исключаем и вероятности претензий в случае применения вычета при возврате обеспечительного платежа.
Поскольку официальные комментарии по рассматриваемому вопросу (в том числе применительно к «переходному периоду» по НДС) нами не обнаружены, напоминаем о праве налогоплательщика на обращение за разъяснениями в территориальный налоговый орган или Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Наличие таких разъяснений в случае спора с налоговым органом считается одним из обстоятельств, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Переход на применение ставки НДС 20% с 2019 года.
— Энциклопедия решений. Обеспечительный платеж по договору аренды.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

14 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Размещено на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog/7905372/. Смотрите также письма Минфина России от 31.10.2018 N 03-07-11/78170, ФНС России от 02.11.2018 N СД-4-3/21415.
*(2) Подробнее смотрите в материале:
— Вопрос: Организация планирует заключить договор аренды. Договор находится на стадии рассмотрения. Арендодатель включил в договор сумму обеспечительного платежа, который не засчитывается в счет арендной платы, а возвращается при расторжении договора. Арендодатель может зачесть сумму обеспечительного платежа только в случае нарушения арендатором сроков оплаты платежа. При этом сумма обеспечительного платежа указана с учетом НДС. Правомерно ли арендодатель увеличил сумму обеспечительного платежа на сумму НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.).
*(3) Поскольку в данном случае при любом выборе арендатора сумма обеспечительного платежа в распоряжении арендодателя не остается, считаем возможным рассматривать ее именно в качестве авансового платежа, а не в качестве сумм, полученных в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой услуг по аренде (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
*(4) В силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, определяется налоговым законодательством, тогда как в рамках отношений между сторонами договора следует руководствоваться законодательством гражданским. Согласно правовой позиции, принятой во внимание ФНС России, налоговая ставка по НДС является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (определения КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П, ВС РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990, письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).
Поскольку применение той или иной ставки НДС в соответствующем периоде является законодательной обязанностью налогоплательщика, внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. При этом, как отмечает ФНС в п. 1 письма N СД-4-3/20667@, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров, работ, услуг. Безусловно, пересмотр цены возможен только по соглашению сторон (п. 4 ст. 421, п.п. 1, 2 ст. 424 ГК РФ).
*(5) Пример:
В декабре 2018 года был получен обеспечительный платеж в размере 500 000 руб., который предположительно может быть зачтен в счет оплаты последнего арендного платежа. Налогоплательщик, квалифицировав такой платеж как авансовый, правомерно исчислил НДС по ставке 18/118% — 76 271,19 руб., отразил эту сумму в декларации по НДС за 4 квартал 2018 года. и уплатил налог бюджет.
При расторжении (по окончании) договора аренды в 2019 году обеспечительный платеж возвращен арендатору:
— в полном размере (500 000 руб.). На основании п. 5 ст. 171 НК РФ арендодатель принял к вычету НДС в размере 76 271,19 руб.
— в размере суммы (например, 200 000 руб.), оставшейся от зачета в счет погашения арендной платы за последний месяц аренды (300 000 руб.). Вычет производится в размере: 30 508, 47 руб. на основании п. 5 ст. 171 НК РФ (200 000 руб. х 18/118%) и 45 762,71 руб.(300 000 руб. х 18/118%) на основании п. 6 ст. 172 НК РФ (с даты оказания услуг по аренде, в оплату которых зачтен платеж).

Вопрос: Признается ли объектом налогообложения НДС арендная плата при аренде земельного участка, находящегося в муниципальной собственности? Как в таком случае следует оформлять счет-фактуру? Облагаются ли НДС платежи, полученные арендатором указанного имущества от передачи его в субаренду? («Бухгалтерия в вопросах и ответах», 2005, n 1)

«Бухгалтерия в вопросах и ответах», 2005, N 1
Вопрос: Признается ли объектом налогообложения НДС арендная плата при аренде земельного участка, находящегося в муниципальной собственности? Как в таком случае следует оформлять счет-фактуру? Облагаются ли НДС платежи, полученные арендатором указанного имущества от передачи его в субаренду?
Ответ: В соответствии с п.3 ст.161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно п.5 ст.174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Вместе с тем в силу пп.17 п.2 ст.149 НК РФ платежи за право пользования природными ресурсами не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
При уплате арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, счет-фактура выписывается налоговым агентом (арендатором) с пометкой «без НДС» с соответствующей регистрацией в книге покупок и книге продаж.
Операции по договорам аренды земельных участков третьими лицами, а также передача земельного участка в субаренду облагаются налогом на добавленную стоимость на общих основаниях, так как данные операции являются операциями по оказанию платных услуг арендатором другому лицу.
Таким образом, платежи, полученные организацией от сдачи земельного участка в субаренду, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Г.В.Сомова
Аудитор
Подписано в печать
17.03.2005

Для целей исчисления и уплаты в бюджет НДС операции по передаче имущества в аренду признаются услугой.

Следовательно, по общему правилу если арендодатель является плательщиком НДС, то его доходы по арендной плате облагаются НДС. Исключением является ситуация, при которой арендодателем в аренду на территории Российской Федерации предоставляется помещение иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данная операция не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с положениями п. 1 ст. 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Прежняя редакция п. 1 ст. 149 НК РФ для целей применения освобождения от налогообложения предусматривала ограничения по виду помещений, передаваемых в аренду, а именно освобождение от налогообложения предусматривалось только в отношении передачи в аренду служебных и (или) жилых помещений. Действующая редакция п. 1 ст. 149 НК РФ ограничений по видам помещений не содержит.

РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ПРИБЫВАНИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ КАССОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Однако в абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ установлено, что рассматриваемое освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

ФНС России требования абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ определяет как принцип взаимности.

Данный принцип предусматривает предоставление иностранным гражданам и организациям, арендующим помещения в Российской Федерации, ровно такого же объема освобождений, какой установлен законодательством иностранного государства и действует в отношении российских граждан и организаций за рубежом. По мнению ФНС России, практически это означает, что если иностранное законодательство содержит ограничения по видам арендуемых помещений, по категориям арендаторов или арендодателей либо вообще не предусматривает данную льготу, то в отношении иностранных граждан и организаций, арендующих помещения в Российской Федерации, льгота будет действовать с такими же ограничениями или не будет действовать вовсе. Предоставление одним из государств освобождения в объеме, большем или меньшем того, которое применяется другим государством, недопустимо, поскольку при этом нарушается условие взаимности (Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). Судебной практики по данному вопросу нет.

Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются положения п. 1 ст. 149 НК РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Минфином России (абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ). Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации, утвержден совместным Приказом МИД России N 6498 и Минфина России N 40н от 08.05.2007 (ред. от 15.10.2009). Данный документ вступил в силу с 1 августа 2007 г., а для налогоплательщиков, уплачивающих НДС ежеквартально, — с 1 октября 2007 г.

АККРЕДИТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

Перечень включает 113 государств. При этом согласно Перечню освобождение от обложения НДС предусмотрено в отношении операций по передаче в аренду служебных (офисных) и жилых помещений без ограничения. Однако предусмотрены и некоторые особенности налогообложения рассматриваемой операции в зависимости от страны-арендатора.

Например

Исключение составляет Франция, где освобождение от обложения НДС предусмотрено только в отношении передачи в аренду немеблированных помещений, а также Чешская республика, где из числа необлагаемых операций исключена передача в аренду гостиничных номеров для проживания граждан Чехии. В отношении Испании предусмотрено освобождение от обложения операций по передаче в аренду только жилых помещений. На Острове Мэн (Великобритания) существуют ограничения по аренде для организаций, оказывающих финансовые услуги.

Таким образом, операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения в аренду иностранной фирме (арендатору), аккредитованной в Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС не признаются. Следовательно, при оказании услуг по аренде помещений гражданам и (или) организациям иностранных государств, включенных в Перечень, счета-фактуры выставляются без НДС.

Между тем операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения с мебелью для коммерческих нужд в аренду иностранной фирме (арендатору), например резиденту Франции, признаются объектом налогообложения по НДС у арендодателя в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом обложению НДС по налоговой ставке 18% подлежит стоимость оказанных услуг в виде арендной платы без включения в нее сумм НДС (п. 1 ст. 154 и п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичным образом с учетом установленных ограничений подлежит обложению НДС передача в аренду помещений иностранным фирмам — резидентам Чехии, Испании, Острова Мэн (Великобритания).

Что касается документального подтверждения права налогоплательщиков на освобождение от налогообложения рассматриваемых операций, перечень документов, подтверждающих правомерность применения такого освобождения, положениями гл. 21 НК РФ не установлен.

Официальная позиция фискальных органов заключается в том, что документом, подтверждающим льготу при сдаче помещений в аренду филиалу иностранной организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций (Письма УМНС России по г. Москве от 16.09.2004 N 24-08/60108 и от 21.06.2004 N 24-14/4/41004). В связи с этим необходимо учитывать, что сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведет Государственная регистрационная палата при Минюсте России (Устав федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденный Приказом Минюста России от 20.07.2011 N 269).

Правомерность применения названной льготы может быть подтверждена также:

  • копией разрешения на открытие представительства иностранной организации, выданного Государственной регистрационной палатой при Минюсте России или Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
  • копией свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой при Минюсте России (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2006 по делу N А56-29329/04).

Кроме того, документальным подтверждением правомерности применения указанного освобождения будет являться договор аренды, заключенный с иностранной организацией (Письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-07/69).

ДОГОВОР АРЕНДЫ ПОМЕЩЕНИЯ

СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ

Наличие документов, подтверждающих обоснованность применения освобождения от налогообложения рассматриваемой операции, имеет важное значение, поскольку является одним из обязательных условий применения льготы. По предоставлению в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, не имеющим аккредитацию в Российской Федерации, освобождение от налогообложения не предоставляется, и услуги по предоставлению в аренду помещений будут облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Обоснованность применения освобождения от налогообложения рассматриваемой операции может быть проверена налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки по факту представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за очередной налоговый период. Проверка обоснованности применения данной льготы будет проведена путем истребования соответствующих документов. Право налоговых органов истребовать данные документы обусловлено положениями п. 6 ст. 88 НК РФ, в соответствии с которыми при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на данные налоговые льготы.

В связи с этим во избежание неблагоприятных налоговых последствий при заключении договора аренды с иностранным гражданином или организацией арендодателю необходимо заранее запросить документы, подтверждающие факт аккредитации иностранной организации на территории Российской Федерации. У иностранного гражданина могут быть истребованы копия паспорта, вид на жительство, разрешение на работу и пр.

«Финансовая газета», 2012, N 8. Ведущий юрист ООО «РосКо — Консалтинг и аудит» С.Гаврилова