НК РФ ст 231

Содержание

— во-первых, в них допущены опечатки: они отсылают к правилам ст. 45 НК. Анализ же показывает, что следовало отослать не к ст. 45 НК (она посвящена исполнению обязанности по уплате налогов и сборов и устанавливает лишь общие правила исполнения этой обязанности), а к правилам ст. 48 (она называется «Взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица»);

— во-вторых, в них говорится о том, что суммы налога на доходы физических лиц, не удержанные с физического лица (или удержанные не полностью), взыскиваются (а не удерживаются!) налоговыми агентами. Однако это противоречит названию ст. 231 «Порядок взыскания и возврата налога» (да и правилам последнего абзаца п. 2 ст. 45 НК). Логично было бы исходить (судя по названию ст. 231 НК) из того, что в ней речь идет именно о случаях удержания сумм налога на доходы физических лиц, не удержанных налоговыми агентами. Однако (с учетом правил ст. 3, 108 НК) возникшие сомнения, противоречия и неясности (между названием и содержанием ст. 231 НК) нужно толковать в пользу налогоплательщика. А это означает, что налоговые агенты вправе именно взыскать сумму налога на доходы физических лиц (а не осуществить удержание) с физического лица в порядке, предусмотренном в ст. 48 НК;

г) в соответствии со ст. 48 НК:

— налоговый агент вправе обратиться с иском в суд общей юрисдикции с иском о взыскании неудержанной суммы налога на доходы физических лиц за счет имущества физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика — физического лица;

— исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя);

— исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица может быть подано в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока уплаты налога;

— к исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования;

— рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

— взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 48 НК);

— взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица производится последовательно в отношении:

денежных средств на счетах в банке;

наличных денежных средств;

имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) правила п. 2 ст. 231 в определенной мере противоречат и правилам:

— п. 4 ст. 226 НК (о том, что сумма налога на доходы физических лиц удерживается налоговым агентом непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате);

— п. 5 ст. 226 НК (о том, что при невозможности удержать у налогоплательщика сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан в течение 1 месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания налога на доходы физических лиц и сумме задолженности налогоплательщика). Надо полагать, что это делается для того, чтобы налоговые органы приняли меры по взысканию суммы задолженности.

Еще раз подчеркнем, что, видимо, законодателю необходимо вернуться к уточнению содержания п. 2 ст. 231 НК (а Верховному Суду РФ и ВАС РФ, наверное, нужно определить свою позицию по этому вопросу), ибо указанные выше противоречия делают практическое применение правил п. 2 ст. 231 делом затруднительным и могут повлечь за собой и ошибки налоговых органов, и судебные ошибки.

3. Особенности правил п. 3 ст. 231 состоят в том, что:

а) они применяются, лишь если:

— налогоплательщик уклонялся от уплаты суммы налога на доходы физических лиц;

— в результате такого уклонения образовались суммы налога на доходы физических лиц, не уплаченные в соответствующий бюджет и не взысканные своевременно;

б) они (в отличие от правил п. 1, 2 ст. 231 НК) относятся к случаям, когда сумму налога на доходы физических лиц должен был удержать налоговый агент (и к случаям, когда сумму налога на доходы физических лиц должен был взыскать налоговый орган, и к случаям, когда сумму налога на доходы физических лиц должен был взыскать налоговый агент (с учетом правил п. 2 ст. 231). И здесь вынуждены отметить противоречие между названием ст. 231 НК (она говорит об особенностях удержания) и содержанием п. 3 ст. 231 НК (она говорит о взыскании сумм налога на доходы физических лиц). Приходится (исходя из буквального текста п. 3 ст. 231) делать вывод, что упомянутое в п. 3 ст. 231 взыскание может осуществляться как налоговым агентом (в соответствии с п. 2 ст. 231), так и налоговым органом (в соответствии со ст. 48 НК). Наверное, законодателю следует уточнить этот текст (ибо невозможно представить, как налогоплательщик может уклоняться от уплаты суммы налога на доходы физических лиц, если налоговый агент, при каждой выплате ему доходов должен удерживать сумму налога на доходы физических лиц, п. 4 ст. 226 НК);

в) упомянутые в п. 3 ст. 231 суммы налога на доход физических лиц взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник ряд вопросов: не противоречит ли п. 3 ст. 231 правилам ст. 113 НК (о том, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого совершено это правонарушение, прошло 3 года (срок давности)?

Нет ли противоречий между правилами п. 3 ст. 231 НК и ст. 196 ГК (о том, что срок исковой давности устанавливается в три года)?

Нет ли противоречий между правилами п. 3 ст. 231 НК и п. 3 ст. 48 НК (о том, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (напомним, что требование это направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки (по форме, утвержденной МНС, ст. 69, 70 НК) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов)?

Ответим на эти вопросы:

1) противоречий между правилами п. 3 ст. 231 и ст. 113 НК нет: дело в том, что в ст. 113 НК речь идет о сроке давности, установленном для привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.е. срок для применения к нему налоговой санкции), а не о сроке взыскания с физического лица задолженности (недоимки) по налогу на доходы физических лиц.

Противоречия между правилами п. 3 ст. 231 НК и ст. 196 ГК есть, но они разрешаются по правилам ст. 197 и 208 ГК (о том, что федеральным законом могут быть установлены иные сроки исковой давности как большей, так и меньшей, чем 3 года, продолжительности, а также требования, на которые сроки исковой давности не распространяются) и ст. 2 ГК, ст. 2, 11 НК (о том, что для целей налогообложения нормы ГК применяются к налоговым правоотношениям лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам законодательства о налогах и сборах). В связи с этим применению (в данном случае) подлежат правила п. 3 ст. 231 НК.

Противоречия между правилами п. 3 ст. 48 НК и п. 3 ст. 231 есть, они явные. С учетом того, что правила п. 3 ст. 48 НК — общие, а правила п. 3 ст. 231 — специальные, следует (впредь до устранения законодателем этих противоречий) исходить из правил п. 3 ст. 231: они имеют приоритет (кроме того, правила п. 3 ст. 231 приняты позднее правил п. 3 ст. 48).

О судебной практике по вопросу см. Вестник ВАС. 2000. N 10. С. 64 — 67.

Налоговый кодекс РФ (налогообложение физических лиц)

Часть 1 НК РФ (избранное)

Статья 11. Институты, понятия и термины

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

Статья 20. Взаимозависимые лица

Статья 21. Права налогоплательщиков

Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков

Статья 31. Права налоговых органов

Статья 32. Обязанности налоговых органов

Статья 34.2. Полномочия финансовых органов (Минфина)

Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц

Статья 38. Объект налогообложения

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

Статья 41. Принципы определения доходов

Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

Статья 48. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества физического лица

Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

Статья 80. Налоговая декларация (общее понятие)

Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию

Статья 83. Учет организаций и физических лиц

Часть 2 НК РФ. Глава 23. Налог на доходы физических лиц (избранное)

Статья 207. Налогоплательщики (резиденты и нерезиденты)

Статья 208. Доходы от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ

Статья 209. Объект налогообложения

Статья 210. Налоговая база

Статья 211. Налоговая база при получении доходов в натуральной форме

Статья 212. Налоговая база при получении доходов в виде материальной выгоды

Статья 213. Налоговая база по договорам страхования

Статья 213.1. Налоговая база по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с НПФ

Статья 214. Особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации

Статья 214.1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг

Статья 214.2. Налоговая база при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках

Статья 216. Налоговый период

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Статья 218. Стандартные налоговые вычеты

Статья 219. Социальные налоговые вычеты

Статья 220. Имущественные налоговые вычеты

Статья 221. Профессиональные налоговые вычеты

Статья 222. Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ по установлению социальных и имущественных вычетов

Статья 223. Дата фактического получения дохода

Статья 224. Налоговые ставки

Статья 225. Порядок исчисления налога

Статья 226. Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.

Статья 227. Особенности исчисления и уплаты сумм налога (авансовых платежей) отдельными категориями физических лиц (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами).

Статья 228. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога

Статья 229. Налоговая декларация (форма 3-НДФЛ и форма 4-НДФЛ)

Статья 230. Обеспечение соблюдения положений настоящей главы

Статья 231. Порядок взыскания и возврата налога

Статья 232. Устранение двойного налогообложения

Статья 233. Заключительные положения

Статья 231. Порядок взыскания и возврата налога

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 166-ФЗ в пункт 1 статьи 231 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.

В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.

До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.

Комментарий к Ст. 231 Налогового кодекса

В статье 231 НК РФ установлен порядок взыскания и возврата налоговым агентом налога на доходы физических лиц.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон N 229-ФЗ) пункт 1 статьи 231 НК РФ изложен в новой редакции.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2011 г.

До внесения изменений в пункте 1 статьи 231 НК РФ не были прописаны ни процедура, ни сроки возврата из бюджета налога на доходы физических лиц.

Сейчас в пункте 1 статьи 231 НК РФ подробно изложен порядок возврата излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц.

Абзац 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Абзац 1 пункта 1 статьи 231 НК РФ устанавливает, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 02.10.2012 N ЕД-4-3/16443@ «О предоставлении имущественного вычета» разъясняется, что возврат налога на доходы физических лиц производится за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в месяце, в котором налогоплательщик представил подтверждение права на имущественный налоговый вычет, и в последующие месяцы.

Аналогичный вывод также содержится в письме Минфина России от 18.10.2013 N 03-04-06/43608.

Важно!

Необходимо обратить внимание, что уведомление налогового органа о произведенном возврате излишне удержанной суммы налога положениями НК РФ не предусмотрено.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-04-06/24288 указывается, что, если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный пунктом 1 статьи 231 НК РФ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 07.03.2013 N 03-04-06/7028 рассмотрена следующая ситуация: организация при увольнении работников излишне удержала НДФЛ. Некоторые работники умерли. Возврат НДФЛ не был произведен. Вправе ли организация осуществить возврат излишне удержанного НДФЛ наследникам умерших бывших работников?

Минфин России применительно к такой ситуации указал, что возврат указанных сумм в ином порядке и иным, чем налогоплательщик, лицам, в том числе наследникам налогоплательщика, положениями статьи 231 и части первой НК РФ не предусмотрен.

Законом N 229-ФЗ статья 231 НК РФ дополнена пунктом 1.1, в котором предусмотрен порядок возврата налога на доходы физических лиц в случае перерасчета, если физическое лицо приобрело статус налогового резидента Российской Федерации.

В письме от 28.10.2010 N 03-04-06/6-258 контролирующий орган разъяснил, что начиная с 1 января 2011 г. возврат суммы налога налогоплательщику в связи с изменением его налогового статуса производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче им налоговой декларации по окончании налогового периода и документов, подтверждающих статус налогового резидента в данном налоговом периоде.

Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-06/6-48.

В письме Минфина России от 16.01.2013 N 03-04-06/4-11 разъясняется, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 231 НК РФ в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации перерасчет и возврат суммы налога производятся по итогам налогового периода налоговым органом при подаче налогоплательщиком налоговой декларации и проведении камеральной налоговой проверки в установленном порядке.

Анализируя пункт 2 статьи 231 НК РФ, Минфин России разъяснил, что на основании пункта 2 статьи 231 НК РФ направление налоговым агентом уведомления о невозможности удержать налог на доходы физических лиц не прекращает его обязательств по удержанию сумм налога.

Судебная практика.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указывается, что, если из норм части второй НК РФ не вытекают на этот счет специальные правила (например, из пункта 2 статьи 231 НК РФ), принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.

В случае если банк осуществляет выплату налогоплательщику каких-либо иных доходов, например процентов по вкладу, налог на доходы физических лиц с дохода в виде приза, превышающего 4000 рублей, должен быть удержан банком при выплате этих доходов и за счет них.

Учитывая, что налог на доходы физических лиц удерживается налоговым агентом с сумм доходов налогоплательщика при их фактической выплате, банк обязан удержать налог с сумм процентов по вкладу до их зачисления на текущий счет клиента (см. письмо от 20.02.2009 N 03-04-06-01/37).

В письме от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74 контролирующий орган пояснил, что сообщение в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика не освобождает общество от обязанностей налогового агента. Такая обязанность сохраняется вплоть до окончания соответствующего налогового периода, в котором обществом выплачивался доход физическому лицу.

Судебная практика.

В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2013 N 15АП-14415/2013 обращается внимание, что налоговый орган не вправе самостоятельно удержать у налогоплательщика суммы налога, необходимые к уплате в бюджет. Функции по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и уплате сумм налога возложены на налоговых агентов, поэтому налоговый орган вправе предложить организациям совершить указанные действия.

>
Ст. 78 НК РФ (2018 — 2019): вопросы и ответы
>Ст. 78 НК РФ: официальный текст

Что появилось в новой редакции ст. 78 НК РФ с комментариями 2018 года?

Последние новшества, изменившие ст. 78 НК РФ, связаны с включением с 2017 года в текст кодекса новой главы, описывающей правила работы со страховыми взносами, которые ранее подчинялись закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Включение в НК РФ приравняло страховые взносы к налоговым платежам и вынудило их подчиняться всем иным требованиям кодекса. В связи с этим в общие положения НК РФ, отраженные в ч. 1, были внесены дополнения, указывающие на обязательность их применения по отношению к страховым взносам.

Не стала исключением и ст. 78 НК РФ, в которой не только возникли указания на то, что она применима и к страховым взносам, но и появились новые положения, связанные с правилами возврата именно таких платежей, как страховые взносы:

  • переплата по взносам, предназначенным для определенного фонда, засчитывается в счет платежей в этот же фонд или возвращается плательщику (п. 1.1);
  • переплата по платежам на ОПС может не возвращаться, если ПФР сообщит о том, что она отражена в отчетности и разнесена по индивидуальным лицевым счетам (п. 6.1).

Дополнительно в статью введены положения о том, что:

  • суммы, уплаченные при погашении долгов по платежам, образовавшимся из-за уклонения от их уплаты, не считаются переплатой (п. 13.1);
  • правила, установленные статьей, применимы и к процентам, начисленным в пользу бюджета при признании неправомерно возмещенной в заявительном порядке суммы НДС по результатам камеральной проверки (п. 14);
  • правила, установленные статьей, применимы также при возврате НДС иностранным юрлицам (п. 16).

В 2018 году обновлены лишь некоторые пункты данной статьи:

  • П. 5 ст. 78 НК говорит о том, что сумма не уплаченного налога зачитывается налоговиками в счет недоимки по другому налогу не более чем за 3 года с даты уплаты налога.
  • П.17 ст.78 НК дополнен правилом о том, что с момента принятия решения о возврате налога на прибыль, удержанного ранее, до его перечисления налогоплательщику должно пройти не более 1 месяца.

Как выявляется излишняя уплата?

Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.

При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).

Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).

С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.

О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ с 2018 года — пример».

Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:

  • наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
  • переплата выявлена в ходе выездной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 № А56-31885/2010);
  • решением суда признан ничтожным договор, следствием чего стал факт переплаты (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 № А55-16126/2011);
  • решение инспекции о доначислении налога признано незаконным (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 № А40-94026/11-91-401);
  • суд выявил отсутствие обязанности уплачивать налог (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А81-4526/2010);
  • суд обязал инспекцию признать факт переплаты (постановление ФАС Московского округа от 02.02.2012 № А40-27537/11-91-123);
  • отказ ИФНС в возмещении признан недействительным (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П);
  • недействительными признаны инкассовые поручения (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 № Ф09-10148/08-С3);
  • факт переплаты стал очевидным после формирования правоприменительной практики (постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4258/2011);

От даты установления факта переплаты может зависеть отсчет срока обращения за возвратом налога.

Как определяют срок подачи заявления?

Срок подачи заявления, согласно п. 7 ст. 78 НК РФ, равен 3 годам с даты уплаты соответствующей суммы. Вместе с тем для ряда случаев такой подход неприменим. Например, когда:

  • Налог уплачивается авансовыми платежами, и его итоговая сумма за налоговый период определяется только по данным декларации, срок надо отсчитывать с даты сдачи декларации за налоговый (не отчетный) период (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, информация ФНС России от 07.09.2015).

Подробнее об этом — в статье «С какого момента исчисляется срок на возврат переплаты по налогу на прибыль?».

  • Переплата стала результатом перечисления сумм налога несколькими платежными документами. В этом случае срок может быть определен двумя путями: по каждому платежу отдельно (постановления Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04, ФАС Московского округа от 01.11.2008 № КА-А40/10257-08) или по дате последнего платежа (постановление ФАС Поволжского округа от 06.10.2009 № А55-16617/2008).
  • По сумме, заявленной к возмещению, заявление по которой до вынесения решения ИФНС о возврате денег налогоплательщиком не подано (п. 14 ст. 78 и п. 11.1 ст. 176 НК РФ), срок отсчитывается с даты решения ИФНС.

Об оформлении заявления на возмещение НДС читайте в материале «Как составить заявление на возврат НДС (образец, бланк)».

Каков порядок зачета (возврата)?

Рассмотрев заявление налогоплательщика, ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о соответствующем действии (пп. 5 и 8 ст. 78 НК РФ). Положительными результатами этого решения будут:

  • зачет переплаты, осуществленный в дату принятия решения о зачете;
  • возврат переплаты не позже 1 месяца со дня поступления заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).

О том, какие особенности имеет отсчет месячного срока для возврата переплаты, показанной в отчетности, читайте в статье «Минфин напомнил, как считать срок на возврат отраженной в декларации переплаты».

В некоторых случаях могут иметь место особенности правил отсчета сроков. Например, если переплата указана в декларации 3-НДФЛ и одновременно с ней подано заявление о возврате, то отсчет срока возврата начнется не с даты подачи заявления, а с даты фактического завершения камеральной проверки декларации либо по истечении срока такой проверки (письмо ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).

Зачет обнаруженной переплаты ИФНС может сделать самостоятельно, но это не лишает налогоплательщика права на подачу заявления, обусловленного собственной точкой зрения на погашение имеющейся недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Мнение заявителя при этом является приоритетным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 № А33-15051/2011).

Какое основное правило возврата содержит п. 6 ст. 78 НК РФ?

Вернуть переплату при наличии недоимки по другим платежам в тот же бюджет можно только после закрытия такой недоимки зачетом из суммы существующей переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Этот зачет ИФНС сделает сама (п. 5 ст. 78 НК РФ), и налогоплательщик получит только остаток заявленной им к возврату суммы, если она превысит сумму имеющей место недоимки, которую можно погасить зачетом.

Наличие такой недоимки не является для налогоплательщика препятствием для направления в ИФНС заявления о возврате переплаты (письмо Минфина России от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317).

Имеющаяся по другим платежам недоимка может также уменьшить сумму переплаты, которую плательщик хочет зачесть в счет грядущих платежей по налогу согласно возможности, предоставляемой п. 4 ст. 78 НК РФ.

Есть одно исключение из правила о проведении зачета для погашения недоимки ИФНС перед возвратом переплаты налогоплательщику: оно не применяется, если в отношении налогоплательщика открыто конкурсное производство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-4247/2012).

В чем особенности возврата НДФЛ?

Возврат сумм НДФЛ, который удерживается по месту работы, как правило, происходит в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ). Его осуществляет работодатель по заявлению работника, причем такой возврат в случае необходимости делают и уже уволенному работнику.

Если работодатель отказывается возвращать переплату, взыскать ее можно через суд. Подробнее об этом — в материале «Принудить агента к возврату НДФЛ можно через суд».

В ряде случаев при условии сдачи налогоплательщиком в ИФНС формы 3-НДФЛ возврат делает инспекция, руководствуясь при этом правилами ст. 78 НК РФ:

  • фирма-работодатель прекратила существование;
  • не заявлялся вычет на детей по месту работы;
  • намерение воспользоваться имущественным или социальным (по расходам на лечение или обучение) вычетом возникло позже года появления права на него;

Напомним, что благодаря Федеральному закону от 06.04.2015 № 85-ФЗ с 2016 года соцвычеты на обучение и лечение могут быть получены по месту работы.

  • есть основания для применения социального вычета по благотворительности и платежам в ПФР, предоставляемого только в ИФНС;
  • налогоплательщик-физлицо, отчитывающийся о доходах непосредственно перед ИФНС, уточняет отчетность.

Срок возврата налога (месяц) будет отсчитываться от дня завершения проверки декларации 3-НДФЛ вне зависимости от даты подачи налогоплательщиком заявления на возврат (письма Минфина России от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, № 03-02-08/30802, ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).

Подробнее о возврате НДФЛ читайте в статье «Порядок возврата подоходного налога (НДФЛ): нюансы»

Когда ИФНС платит проценты за задержку и как их рассчитывают?

Если ИФНС нарушит срок возврата, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ (1 месяц), то у налогоплательщика появляется право на получение пеней за каждый календарный день задержки платежа (п. 10 ст. 78 НК РФ), включая день фактического получения возврата. Это правило применимо и к возврату излишне удержанного НДФЛ (письма Минфина России от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 и ФНС России от 01.07.2015 № БС-4-11/11486@).

Их сумма рассчитывается по величине ставки рефинансирования ЦБ РФ (которая с 2016 года приравнена с ключевой ставке), соответствующей дням нарушения, исходя из того, что протяженность года считается равной 360 дням, а протяженность месяца — 30 дням (письмо ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@).

При этом существует постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13, в котором суд указывает, что проценты за просрочку возврата должны рассчитываться в общем порядке: от фактического количества дней в году (365 или 366). В связи с этим Минфин (письмо от 29.10.2014 № 03-02-08/54846) высказал намерение пересмотреть методику начисления процентов, установленную приказом ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (от 1/300 ставки рефинансирования), но пока она осталась прежней.

Налоговые льготы и вычеты при приобретении жилья, в том числе при инвестировании по ДДУ

Нормативная сторона рассматриваемого вопроса содержится в НК РФ, ст. 220. Если квартира куплена в новостройке, то есть путем вложения средств в строительство на первичном рынке, то оформлять вычет становится возможно только с момента получения акта приема-передачи готовой квартиры от застройщика.

Возврат налога НДФЛ при приобретении или строительстве жилья

Вернуть НДФЛ по приобретенной недвижимости со вторичного рынка возможно только при наличии установленного факта регистрации права собственности в уполномоченном органе, подкрепленного выпиской из ЕГРН (выписка из ЕГРН – единственный актуальный документ на недвижимость с 1 января 2017 года, введена взамен свидетельству о праве собственности и кадастровому паспорту, которые упразднены).

Предельная сумма, с которой государство позволяет вернуть налог — это 2 млн. руб. Умножив эту величину на 13 %, получаем 260 000 рублей.

260 тыс. рублей – максимальный размер льготы в расчете на 1 человека, которую возвращает государство как компенсацию понесенных расходов на покупку, строительство жилья единожды для каждого гражданина РФ.

При этом если цена на недвижимость меньше 2 млн. рублей, налог вернется с фактически понесенных расходов. То есть при стоимости квартиры в 1,5 млн., величина экономии составит 195 000 рублей.

Важно знать: при вычислении вычета нужно учитывать год приобретения жилья, то есть дату, отмеченную в акте приема-передачи, или выписке ЕГРН (свидетельстве о собственности).

До 1 января 2014 года налог на жилье возвращался единственный раз в жизни. 195 000 рублей при стоимости жилья в 1,5 млн. компенсирует дольщику государство, и он более никогда не может претендовать на вычет.

После 2014 года в это правило внесены коррективы – покупатель может подавать документы в налоговую столько раз, пока общий полагающийся ему вычет не составит 260 тыс. рублей. Появилось понятие многократного вычета (закон № 212-ФЗ от 23 июля 2013 года, который внес изменения в Налоговый кодекс по части имущественного вычета).

Возврат налога НДФЛ по процентным платежам по ипотеке

Еще одно важное изменение касается возмещения процентов по кредитам на приобретение жилья, например, ипотечным кредитам. При использовании кредитных средств до 2014 года лимита на возврат налога по ипотеке не было. Это означает, что лицо, подписавшее акт приема-передачи объекта недвижимости, приобретенного с использованием средств по ипотечному кредиту, до начала 2014 года продолжает использовать налоговый вычет по процентам по ипотеке в полном объеме (возмещает 13 % со всех процентных платежей по ипотеке за каждый из отчетных годов).

После 2014 года ограничение компенсации процентов по ипотечным сделкам составило 3 млн. руб., то есть сэкономить можно самое большее 390 тыс. рублей. Сумма до 390 тыс. рублей может быть возвращена из бюджета в пределах суммы уплаченного налога НДФЛ (13 % от зарплаты) за текущий год на основании подачи в ИФНС декларации с предоставлением справки от банка, в которой четко выделена процентная часть платежей по ипотеке.

При этом неиспользованный остаток, независимо от года покупки квартиры, сгорает и повторная подача на вычет по ипотечному кредиту, предметом ипотеки которого является другая квартира, дом – невозможно.

Налоговый вычет при рефинансировании ипотеки

Важное замечание касается того, что рефинансирование ипотеки не препятствует продолжению возмещать НДФЛ по указанным выше налоговым вычетам ст. 220 НК РФ.

Но, прежде всего, во втором кредитном договоре должна быть указана цель, что получение займа осуществляется в целях рефинансирования ипотеки. Заёмщик может перекредитовываться сколько угодно раз, это не запрещено законом, при этом, кредитная организация должна быть зарегистрирована на территории РФ.

Если клиент уже получал возмещение НДФЛ по текущему кредиту по справке от первого кредитора, то возмещение по кредиту другого банка он может получить только после завершения получения возмещений НДФЛ по процентам первого банка (вплоть до его погашения при рефинансировании).

Перевод ипотеки в новый банк повлечет за собой увеличивающуюся стопку документов для ИНФС: вместо одного кредитного договора будет два, чтобы инспектор смог отследить всю историю финансирования долга под жилье.

Что следует знать о процедуре получения имущественного вычета:

  • Вернуть налог можно лицам, имеющим официальный налогооблагаемый доход и не свыше уплаченного налога за соответствующий период. За год вернется столько средств, сколько подтверждено официальными доходами, но также и расходами.
  • Возврат налога за проценты по ипотеке можно получить только по мере уплаты кредита банку, то есть частями. Таким образом, возмещение НДФЛ по процентам по ипотеке обычно растягивается на несколько лет.
  • В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога подается в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Если гражданин в текущем году решил вернуть налоги, то он вправе подать три декларации за три предыдущих года и заявление за 1-й год из этих 3-х лет. При этом, излишне уплаченный налог вернут за три года, а неиспользованный остаток вычета перенесут на последующие налоговые периоды. Равно, гражданин вправе подать 3-НДФЛ за текущий год и неиспользованную часть перенести на следующие годы.
  • Сделки, совершенные после 2014 года, дают право поэтапно возвращать средства для разных объектов недвижимости. Если 260 тыс. рублей вы вернули от покупки первой квартиры, и для нее заемные средства не привлекались, то впоследствии можно оформить возврат с процентов по кредиту за приобретение второго жилья, если оно куплено с учетом банковского займа.
  • Если стороны сделки – близкие родственники (мать – дочь, бабушка – внук), вычет оформить нельзя, так как налог при сделках с взаимозависимыми родственниками не возвращается.
  • Осуществить возврат средств можно либо через работодателя, либо через ИФНС, но в обоих случаях нужно начинать с получения справки 2-НДФЛ от работодателя и с заполнения декларации для ИФНС.
  • Всем дольщикам, планирующим возмещение НДФЛ нужно понимать, что если стройка растягивается на несколько налоговых периодов и к моменту подписания акта о приемке квартиры пройдет более 3 лет, вычет в полном объеме получить невозможно. Возмещение налоговой инспекцией потраченных дольщиками средств осуществляется за последние три года.

Об обязанности уплатить НДФЛ с продажи объекта недвижимости

Как известно, НК РФ предусматривает не только налоговые вычеты на приобретение жилой недвижимости, но и ряд льгот при продаже недвижимости. Правила действуют для всех объектов недвижимости, включая нежилой фонд и апартаменты.

А именно, согласно изменения в ст. 217.1 НК РФ, теперь минимальный предельный срок владения объектом недвижимости, который при продаже освобождается от уплаты НДФЛ, составляет пять лет.

Из этого правила есть исключения, для которых срок владения по-прежнему сохранен на отметке 3 года:

  • право собственности на недвижимость получено налогоплательщиком-наследником или по договору дарения от гражданина, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником по Семейному кодексу РФ;
  • право собственности на получено в результате приватизации;
  • право собственности получено плательщиком ренты, который заключил договор для передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

Таким образом, при обеспечении владения объектом недвижимости на праве собственности (право супругов не требует регистрации на обоих супругов) свыше указанных сроков, их продажа не сопровождается уплатой налога на доходы физических лиц.

Для всех остальных случаев, согласно пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, продавец может использовать налоговый вычет из продажной цены в размере 1 млн. рублей – для жилой недвижимости и 250 тыс. рублей – для иных объектов недвижимости.

Нужно заметить, что согласно изменений в НК РФ в редакции закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ, для борьбы с занижением стоимости в договорах купли-продажи недвижимости была дополнена еще одна норма.

Если продажная цена объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором совершена сделка, умноженной на коэффициент 0,7 (т.е. меньше 70 % кадастровой стоимости), то в целях налогообложения цена принимается равной кадастровой стоимости с применением этого коэффициента.

Следует отметить, что законом субъекта РФ могут быть изменены как указанные выше минимальный порог владения объектов недвижимости, так и коэффициент, применимые для расчета справедливой цены продажи для целей налогообложения.

\r\n Это может быть полезным: