Как получить статус резидента РФ

Содержание

Как получить справку о налоговом резидентстве

Многие забывают об очень тонком моменте: справка о резидентстве предназначена для другого государства, то есть, чтобы её там поняли, она должна быть написана на другом языке. Это называется апостиль на справку о резидентстве. К примеру, если вам нужна справка для Великобритании, то она будет носить уже другое название – «TaxResidenceCertificate». Но следует упомянуть еще об одной детали: апостиль нужно проставить на копию, заверенную нотариусом, если страна, для которой вам необходима справка о резидентстве, является страной-участницей конвенции в Гааге. Если данная страна не солидарна с постановлениями Гаагской конвенции и, соответственно, отвергает апостиль, то необходимо провести процедуру легализации.

Чаще всего, в наиболее распространенных случаях, справка о резидентстве рф нужна, когда физлицо или юрлицо выходит во внешнюю экономику, то есть начинает работу с представителями других стран или, собственно, с зарубежными организациями. Физическое лицо получает аналогичную справку о резидентстве для своих зарубежных контрагентов, чтобы избежать уплаты налогов в двойном размере. Справка о резидентстве юридических лиц рф тоже актуальна и востребована, так как делается, когда появляется потребность сотрудничества с зарубежными организациями. Документ предназначен и для работы с ближним зарубежьем (к примеру, с Казахстаном). Или обратная ситуация – подданный другого государства законно работает в РФ. Налоговым органам в своем государстве он должен принести именно справку о резидентстве в РФ. То же самое касается гражданина РФ, который приобретает что-то в другой стране или продает.

Утверждена форма сертификата о налоговом резидентстве РФ

Документ о резидентстве может оформляться на бумажном носителе или в электронной форме (через сайт ФНС России) в формате pdf. Указанный документ выдается на основании заявления организации, индивидуального предпринимателя или физического лица (или их представителя) с указанием цели его оформления. В частности, физическое лицо должно указать время пребывания на территории России за соответствующий период (к заявлению могут прилагаться копии документов, подтверждающих такое пребывание – обычно это загранпаспорта с отметками о пересечении границы).

Важно отметить, что выдача документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, производится при наличии документов о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогового резидента РФ. Речь идет о документах, подтверждающих получение доходов или владение имуществом в иностранном государстве (которыми, в зависимости от ситуации, могут быть договоры/контракты, копии платежных поручений, бухгалтерские справки, копии учредительных документов, решения общего собрания акционеров, подтверждающие выплату дивидендов, и др.). Если указанные документы оформлены на иностранном языке, они должны быть переведены на русский язык и заверены «в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Услуги нашего юридического центра заключаются в подготовке заявления и пакета документов, необходимых для получения справки о налоговом резидентстве, отправке их в Москву, подаче в МИ ФНС ЦОД, последующем получении справки, доставке ее в Санкт-Петербург и выдаче клиенту.

Чаще всего сертификат резидентства требуется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ведущим внешнеэкономическую деятельность — выполняющим какие-либо работы или реализующим иностранным контрагентам, с целью избежания двойного налогообложения. При этом, в зависимости от конкретной ситуации, справку о резидентстве РФ может затребовать как иностранный налоговый орган (в случае осуществления деятельности резидентом России на территории другого государства), так и иностранный партнер для уменьшения своих налогов в связи с тем, что его поставщик является резидентом РФ.

Как получить Сертификат налогового резидентства Великобритании

  • Название страны, Сертификат которой предполагается получить.
  • Вид дохода, под который будет выдано свидетельство.
  • Название и адрес нахождения компании.
  • Договор о получении указанной формы дохода (желательно).
  • Подтверждение того, что компания – не агентская и будет выплачивать налоги с указанного дохода.
  • Доказательство того, что у компании нет представительств в других государствах.

Также Сертификат используется для того, чтобы перечислять в английскую компанию дивиденды и другие виды доходов ( проценты, роялти ), по которым существуют пониженные налоговые ставки у источника или же источник выплаты доходов нерезиденту полностью освобожден от взимания налога (согласно договора об избежании двойного налогообложения).

В 2014 г. в Определении ВАС РФ от 28.04.14 г. N А40-16818/13 суд признал правомерным доначисление штрафов и пеней в обстоятельствах, когда налогоплательщик представил сертификат, датированный 2008 г., а доходы в пользу иностранной организации выплачивались в 2009 и 2010 гг. Суд указал, что сертификат не имел распространения на будущие периоды, поэтому российская организация неправомерно применила освобождение дохода от налогообложения. Данная формулировка судебного акта ставит под сомнение корректную формулировку нормы, касающейся предоставления сертификата до даты выплаты дохода иностранной организации, и доказывает правильность подхода о необходимости ежегодно подтверждать резидентство для использования положений международных соглашений.

Напомним, что некоторые комментарии в части оформления сертификата и регулярности его представления налоговому агенту были приведены в приказе МНС России от 28.03.03 г. N БГ-3-23/150 «Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций». В принципе налогоплательщики и суды руководствовались основными положениями, установленными этим приказом, согласно которым:

Сертификат о резидентстве зачем нужна

Где получить справку о резидентстве юридического лица? В настоящее время уполномоченным органом является МИ ФНС по ЦОД Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных.Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Зачем и в каких случаях требуется сертификат налогового резидента?Легализация нужна для случаев, если зарубежное государство не участник конвенции и не признаёт апостиль.Для подтверждения статуса резидентства и получения сертификата, вышлите нам через службу Пришел из Канады сертификат резидентства в целях избежания двойного налогообложения.Согласно позиции наших налоговых органов, такой сертификат для избежания двойного налогообложения не приемлем — нужна, дескать, легализация подписи местного налорга. У этого документа также много неофициальных названий сертификат налогового резидента, справка о резидентстве.Очень часто она нужна во внешнеэкономической деятельности. Зарубежные партнёры часто запрашивают такой документ, чтобы не платить налоги в своей Что такое сертификат налогового резидента, и где его можно получить? Сертификат налогового резидента, или справка о резидентстве официально подтверждает факт наличия фискальной связи между гражданиномКому именно нужно предоставлять этот сертификат? В ходе проверки налогоплательщик представил сертификат резидентства, выданный компетентным органом иностранного государства 28.05.2010.

Сертификат налогового резидента РФ, справка о резидентстве — получение в Санкт-Петербурге.Неофициально же его часто называют справкой о резидентстве, сертификатом резидентства, сертификатом налогового резидента и т.п. ФНС России указала: сертификат резидентства, выданный налогоплательщику, должен быть переведен на русский язык (п. 1 ст. 312 НК РФ). Верность такого перевода заверяется консульским учреждением РФ в соответствующей стране (подп. Справка (сертификат) о резидентстве может понадобиться и ФЛ — например, в случае получения российским гражданиномКроме того, вместе с оригиналом сертификата нужно представить его перевод, заверенный российским консульским учреждением. Мы своим партнерам из Казахстана предоставили справку ФНС РФ о постоянном местопребывании нашей организации на территории РФ. Их налоговые органы это вполне удовлетворило. На вопрос налогоплательщика о том, будет ли принят налоговым органом РФ в качестве подтверждения местонахождения иностранного юридического лица электронный сертификат налогового резидентства без штампа «Апостиль», ФНС разъяснила следующее. Некоторые вопросы апостилирования сертификатов о резидентстве.Обоснована ли позиция Налогового комитета Казахстана, требующего апостилирования сертификата о резидентстве от российских налогоплательщиков? Значит, налоги нужно будет платить в пользу этого государства. Выдачей справок занимается только одно ведомство на территории РФ МИ ФНС по централизованной обработке данных (ЦОД). Зачем нужна справка о резидентстве (сертификат налогового резидентства)? Электронные сертификаты резидентства могут предоставляться без апостиля.И также задавались вопросами: что делает зарегистрированный агент? сколько стоит номинальный сервис? зачем нужен апостиль? где лучше открыть счет?. Как сказано выше, согласно положениям ст. 312 Налогового кодекса РФ обязанность по представлению сертификатов резидентства возлагается на иностранных налогоплательщиков. зачем нужен сертификат о резидентстве:Подтверждение налогового резидентства, сертификат и справка о резидентстве РФ. Выдачей справок и сертификатов о резидентстве в России занимается Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой. Вопрос: насколько теперь практически рискованно не иметь апостиля на сертификате резидентства иностранной компании?Для налоговиков нужно еще и официальное письмо из ФНС, в которой бф были указани, что и как исполнять. При отсутствии такой обязанности у российской организации, учитывая, что ответственность за представление сертификатов резидентства после фактической выплаты дохода НК РФ не установлена, основания для начисления пеней отсутствуют.

Сертификат налогового резидента РФ, справка о резидентстве — получение в Санкт-Петербурге

Готовую справку о налоговом резидентстве МИ ФНС по ЦОД на руки не выдает, а отправляет по почте заявителю. Если заявителем является юридическое лицо, отправка осуществляется на юридический адрес, согласно данным об организации в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц). Заявителям — физическим лицам справки высылаются на адрес «прописки» (постоянной регистрации по месту жительства).

— простая незаверенная копия или скан выписки из ЕГРЮЛ с актуальными данными либо информация: полное наименования организации, ИНН или ОГРН;
— копия Устава организации;
— выписка из Устава, содержащая общие сведения об организации (наименование, адрес (место нахождения) и виды деятельности, осуществляемые в Российской Федерации);
— перевод выписки из Устава на английский язык (можно заказать в нашем Бюро переводов);
— копия договора (контракта) на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства;
— копия договора (контракта) на оказание услуг, в соответствии с которым предполагается возврат НДС из иностранного государства; — наименование государства, в налоговый орган которого будет представлена справка.

Как получить сертификат налогового резидентства рф

1. Перед отправкой SMS-сообщения Абонент обязан ознакомиться с Условиями предоставления услуг.
2. Отправка SMS-сообщения на короткие номера 7107, 7208, 7109 означает полное согласие и принятие условий предоставления услуг Абонентом.
3. Услуги доступны для всех казахстанских сотовых операторов..
4. Коды услуг необходимо набирать только латинскими буквами.
5. Отправка SMS на короткий номер отличный от номера 7107, 7208, 7109, а также отправка в теле SMS неправильного текста, приводит к невозможности получения абонентом услуги. Абонент согласен , что Поставщик не несет ответственности за указанные действия Абонента, и оплата за SMS сообщение не подлежит возврату Абоненту, а услуга для Абонента считается осуществленной.
6. Стоимость услуги при отправке SMS-сообщения на короткий номер 7107 — 130 тенге, 7208 — 260 тенге, 7109 — 390 тенге.
7. По вопросам технической поддержки SMS-сервиса звоните в абонентскую службу компании «RGL Service» по телефону +7 727 356-54-16 в рабочее время (пн, ср, пт: с 8:30 до 13:00, с 14:00 до 17:30; вт, чт: с 8:30 до 12:30, с 14:30 до 17:30).
8. Абонент соглашается, что предоставление услуги может происходить с задержками, вызванными техническими сбоями, перегрузками в сетях Интернет и в сетях мобильной связи.
9. Абонент несет полную ответственность за все результаты использования услуг.
10. Использование услуг без ознакомления с настоящими Условиями предоставления услуг означает автоматическое принятие Абонентом всех их положений.

ТОО на ОУР. Для участие в тендере в Кыргызстане есть список документов, где требуются следующие документы: сертификат налогового резидентства, выписка из реестра юридических лиц или из налогового реестра (сроком не более 3-х месяцев). Каков порядок получения этих документов?

Что такое налоговое резидентство?

Налоговое резидентство – это статус лица (физического или юридического) для целей налогообложения. Статус налогового резидента представляет собой «привязку» лица к определённому государству, которое имеет право на взимание налогов с доходов такого лица, то есть распространяет на данное лицо свою налоговую юрисдикцию.

Налоговое резидентство или его отсутствие определяется по критериям, установленным национальным налоговым законодательством. При этом страна налогового резидентства физического лица может не совпадать со страной его гражданства, а юридического лица – со страной его регистрации.

Например, в России для целей налога на доходы физических лиц налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (пункт 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ).

Что касается юридических лиц, налоговыми резидентами РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 246.2 НК РФ признаются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (для целей применения этого международного договора);
  3. иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация (если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения).

В каких случаях требуется сертификат налогового резидентства?

Основные случаи, в которых может потребоваться документальное подтверждение налогового резидентства лица или организации, следующие:

  • необходимость использования льготных положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) в отношении доходов, выплачиваемых в адрес иностранного лица. В этом случае сертификат должен быть предоставлен источнику выплаты доходов – налоговому агенту (withholding agent);
  • необходимость уточнения наличия/отсутствия или объёма налоговой обязанности лица в той или иной стране;
  • необходимость подтверждения наличия статуса налогового резидента того или иного государства для иных целей (например, для представления в обслуживающий банк в качестве доказательства статуса лица для целей автоматического обмена информацией по стандарту CRS).

Для юридических лиц сертификаты налогового резидентства наиболее востребованы в первом случае – при применении международных налоговых соглашений, предусматривающих освобождения или пониженные ставки налога, удерживаемого у источника выплаты дохода.

Доходы иностранной организации от источников в России

По общему правилу (согласно пункту 2 статьи 310 НК РФ), исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов. Речь идёт о доходах иностранных организаций от источников в Российской Федерации, к которым относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида;
  • доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках);
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
  • доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  • иные аналогичные доходы.

Другими словами, при каждой выплате любого из вышеуказанных доходов в пользу иностранной организации российская организация (налоговый агент) должна исчислить и удержать сумму налога по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 310 НК РФ.

Не подлежат обложению налогом у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме недвижимости в РФ и акций компаний с недвижимостью в РФ более 50%), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ.

Если доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, не облагаются налогом (или облагаются по сниженным ставкам) в соответствии с СИДН, соответствующие освобождения или льготы применяются при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, российскому налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ (то есть, сертификата о налоговом резидентстве).

Сертификат налогового резидентства при применении налоговых соглашений

При применении СИДН при различных трансграничных выплатах, сертификат налогового резидентства служит подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации, являющейся получателем дохода, выплачиваемого из России.

Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ, при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Предоставление иностранной организацией указанного подтверждения (а также подтверждения наличия фактического права на доход) налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Для получения такого подтверждения иностранная компания должна своевременно обратиться в компетентный (обычно – налоговый) орган своей страны в соответствии с процедурой, установленной местным законодательством.

Российская организация (налоговый агент), в свою очередь, должна располагать сертификатом налогового резидентства иностранного получателя дохода как на момент выплаты дохода и удержания налога, так и в последующем, для возможности его представления налоговому органу в случае проверки правильности исчисления и уплаты налога.

Например, российская компания приняла решение о выплате дивидендов своему участнику – люксембургской компании. Если люксембургская компания имеет фактическое право на указанный доход, а также напрямую владеет не менее 10% капитала российской компании и инвестировала в него не менее 80000 евро или эквивалентную сумму в рублях, российская компания вправе удержать налог у источника выплаты по сниженной ставке 5%, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 СИДН, заключенного между Россией и Люксембургом от 28 июня 1993 г. (вместо ставки 15%, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ). Для этого люксембургская компания должна своевременно (до даты выплаты дохода) предоставить дочерней российской компании сертификат, подтверждающий, что она является резидентом Люксембурга в смысле указанного СИДН. К слову, для применения в России такой сертификат не требует апостиля в соответствии с пунктом 3 Протокола к указанному СИДН от 21 ноября 2011 г.

Другой пример: российская компания арендует у нидерландской компании контейнеры для использования в международных морских перевозках. Согласно НК РФ, доход иностранной компании от предоставления в аренду контейнеров, подлежал бы налогообложению у источника в России по ставке 10% (подпункт 2 пункта 2 статьи 284 НК РФ). Однако, СИДН, заключенное между Россией и Нидерландами от 16 декабря 1996 г., допускает налогообложение такой категории доходов только том в государстве, резидентом которого является получатель дохода (пункт 1 статьи 8 СИДН РФ-Нидерланды), без взимания налога в стране источника выплаты. Таким образом, чтобы иметь право не удерживать налог у источника, российская компания должна получить от нидерландской компании подтверждение (сертификат) налогового резидентства последней в Нидерландах.

Прочие виды доходов от источников в РФ (напр., роялти, проценты по займам, доход от продажи недвижимости в РФ и др.) при невозможности применить освобождения, предусмотренные соответствующим СИДН (в том числе по причине непредставления сертификата резидентства получателя дохода), облагаются согласно НК РФ по ещё большей ставке – 20%.

Таким образом, от факта представления или непредставления сертификата о налоговом резидентстве напрямую зависит сумма подлежащего удержанию налога и итоговый размер дохода, который получит на руки иностранный контрагент.

Когда получить сертификат о налоговом резидентстве невозможно?

Несмотря на наличие у России СИДН более чем с 80 странами, далеко не каждый иностранный партнер в состоянии подтвердить российскому налоговому агенту страну своего налогового резидентства.

Если иностранная компания не удовлетворяет (или не полностью удовлетворяет) критериям налогового резидента по законодательству страны своей регистрации, она не сможет получить сертификат налогового резидентства, а российская компания (налоговый агент) будет не вправе применить льготные положения СИДН при исчислении, удержании и уплате в России налога у источника выплаты.

Ситуации, когда иностранная компания или иная структура не сможет получить официальное подтверждение своего налогового резидентства в стране своей регистрации, характерны:

  • во-первых, для компаний, не удовлетворяющих тесту налогового резидентства по законодательству страны своей регистрации. В основном такая ситуация имеет место в тех странах, где критерием резидентства является место «управления и контроля» над компанией. На практике речь идёт как минимум о наличии директора (или определенного числа членов совета директоров), являющихся резидентами страны регистрации компании и фактически (не номинально) управляющих ею с территории данной страны. Помимо указанного признака дополнительно анализируется и целый ряд других;
  • во-вторых, (что является частным случаем первого), для партнёрств, полностью состоящих из партнёров – нерезидентов по отношению к стране регистрации партнёрства. В силу принципа налоговой «прозрачности» такие партнёрства не могут считаться резидентами страны своей регистрации, так как их прибыль облагается налогом на уровне каждого из партнёров в странах их налогового резидентства.

Обязательно ли представление сертификата налогового резидентства до даты выплаты дохода?

В силу прямого указания абзаца 2 пункта 1 статьи 312 НК РФ основанием для освобождения дохода от удержания налога или удержания налога по пониженным ставкам является предоставление иностранной организацией – получателем дохода – сертификата своего налогового резидентства до даты выплаты дохода.

Если на дату выплаты доходов налоговый агент не располагал подтверждением резидентства иностранной организации, однако воспользовался освобождениями или пониженными ставками, предусмотренными СИДН, последнее может быть признано неправомерным, а налог доначислен исходя из ставок, предусмотренных НК РФ, что подтверждается судебной практикой.

Поскольку факт представления (или непредставления) сертификата о налоговом резидентстве российскому источнику выплаты напрямую влияет на размер налога и конечную сумму дохода, которую получит иностранный контрагент, обязанность иностранного контрагента своевременно предоставить сертификат российской стороне можно прописать непосредственно в тексте контракта (там же обозначив сроки, периодичность его предоставления, формальные требования к нему).

Требуется ли представлять сертификат налогового резидентства ежегодно?

В Письмах Минфина России от 19 августа 2015 г. № 03-08-05/47828 и от 2 декабря 2015 г. № 03-08-05/70230 отмечается, что согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 НК РФ, предусматривающей подтверждение постоянного места нахождения иностранной организации, она не содержит норм, ограничивающих период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду (что подтверждает практика арбитражных судов). Положением пункта 1 статьи 312 НК РФ предусмотрено только то, что подтверждение должно быть представлено иностранной организацией «до даты выплаты дохода», а не в каждом налоговом периоде.

Кроме того, суды делают выводы о том, что если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (Определение ВС РФ от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210).

Однако если за период, прошедший с момента выдачи подтверждения постоянное местонахождение иностранной организации изменяется, то согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести налоговый агент.

Нужен ли апостиль на сертификате налогового резидентства?

Ранее российские налоговые органы требовали обязательного проставления апостиля (либо наличия легализации) на сертификатах налогового резидентства иностранных компаний, основываясь на соответствующих методических рекомендациях (См. Приказ МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, отменен Приказом ФНС России от 19 декабря 2012 г. № ММВ-7-3/980@). Арбитражная практика также в целом следовала данной линии. Однако, такое требование являлось избыточным и прямо не основывалось ни на нормах международных соглашений, ни НК РФ.

В середине 2000-х годов ФНС России сообщала о наличии взаимных договоренностей о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство, лишь с некоторыми государствами: Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Азербайджан, США, Кипр, Словакия (Письмо ФНС России от 12 мая 2005 г. N 26-2-08/5988).

На сегодняшний день профильное ведомство (Минфин России) в целом признаёт избыточный характер требования апостилировать (легализовать) сертификаты налогового резидентства, которое ещё встречается на практике в силу «инерции» и следования общему принципу, согласно которому официальные документы иностранного происхождения для применения в России (и наоборот) должны быть легализованы или иметь апостиль.

Уже в 2009 году в Письме Минфина России от 1 июля 2009 г. № 03-08-13 указывалось, что «исходя из сложившейся практики, иностранные государства принимают без проставления апостиля официальные документы Российской Федерации, исполненные на официальных бланках компетентных органов и подписанные официальными уполномоченными лицами, в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения», тогда как «требование российской стороны проставления апостиля на вышеуказанных официальных документах иностранных государств может привести к тому, что … к российским официальным документам может быть предъявлено требование обязательного апостилирования, что значительно усложнит процедуру оформления таких документов для российских налогоплательщиков…».

Данный подход основан на положениях Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., согласно которой проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В ряде последних писем 2017-2018 гг. Министерство финансов РФ указывает на то, что принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля на сегодняшний день прямо позволяют СИДН, заключенные между РФ и следующими странами: Гонконг, Казахстан, Китай, Латвия, Люксембург, Мальта, ОАЭ, Сингапур, Швейцария.

Например, согласно пункту 3 Протокола от 20 декабря 2010 г. к СИДН между Россией и Латвией, «компетентные органы обоих Договаривающихся Государств не должны требовать проставления апостиля ни на каких документах, необходимых для применения настоящего Соглашения», к которым, безусловно, относится и подтверждение налогового резидентства.

Кроме того, ведомство отметило, что включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля.

На указанном основании Минфин России делает вывод о том, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резидентства.

Вышеуказанная позиция приводится в Письмах Минфина России от 3 апреля 2018 г. № 03-08-05/21444, от 28 ноября 2017 г. № 03-08-05/78765, от 16 января 2018 г. № 03-08-05/1523, от 1 июля 2009 г. № 03-08-13.

Несмотря на это, ФНС России в нескольких своих письмах предприняла ещё одну попытку обосновать необходимость апостилирования/легализации сертификатов о налоговом резидентстве, ссылаясь на особенности действия Гаагской конвенции 1961 г. и «отсутствие в действующем законодательстве РФ положений, отменяющих необходимость апостилирования иностранных официальных документов» (см. напр., Письмо ФНС России от 29 января 2016 г. № ОА-4-17/1265@). Минфин России в своем Письме от 21 апреля 2016 г. № 03-08-РЗ/23009 сообщил о том, что указанное письмо ФНС (и другие письма, содержащие аналогичную позицию) не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству РФ о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Минфина России.

Позднее, в Письме от 26 июля 2016 г. № 03-08-13/43631 Минфин России специально отметил, что принятие сертификатов резидентства без апостиля, рекомендованное письмами Минфина России от 05.10.2004 № 03-08-07, от 01.07.2009 № 03-08-13, а также сложившаяся многолетняя практика обоюдно принимать неапостилированные сертификаты, подтверждающие резидентство, представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции. Договоры по вопросу отмены апостилирования не требуют ратификации, поскольку не содержат правила иные, чем предусмотренные законом, и не противоречат Гаагской конвенции.

Таким образом, руководствуясь текущей позицией Минфина России, апостиль на сертификате налогового резидентства иностранной организации как правило не требуется. Однако, перед получением от иностранной организации сертификата всё же рекомендуется специально уточнить, имеется ли в тексте соответствующего СИДН (или протоколах к нему) либо на межведомственном уровне письменная договоренность о приеме документов без апостиля. Если такой договорённости нет, то некоторый риск оспаривания налоговым органом правомерности применения российской организацией льготных положений СИДН остаётся.

Подтверждение налогового резидентства российской организации

Возможны и обратные ситуации – когда получателем дохода выступают российские компании. Если требуется подтвердить налоговое резидентство российской организации для применения положений СИДН зарубежным источником выплаты дохода, российская организация получает «документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации» (так официально называется сертификат налогового резидентства в РФ) в ФНС России или уполномоченном ею территориальном налоговом органе.

Форма заявления на получение такого сертификата, форма самого сертификата, а также порядок его представления в электронной форме и на бумажном носителе утверждены Приказом ФНС России от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Форма заявления на получение сертификата является единой для юридических и физических лиц.

К заявлению могут быть приложены копии документов, подтверждающие получение доходов или право на получение доходов в иностранном государстве, владение имуществом в иностранном государстве, иные факты и обстоятельства, требующие подтверждения статуса налогового резидента РФ. К таким документам относятся, в том числе: договор (контракт); документы, подтверждающие право владения имуществом; решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов; копии платежных поручений или кассовые чеки, бухгалтерские справки или иные первичные документы.

К заявлению также могут быть приложены копии документов, подтверждающих пребывание физического лица на территории РФ в период времени, за который необходимо получить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ.

Если к заявлению прилагаются документы на иностранном языке, такие документы должны быть переведены на русский язык и заверены в порядке, установленном законодательством РФ (то есть нотариально).

Заявление подаётся в ФНС России или уполномоченный налоговый орган налогоплательщиком или его представителем на бумажном носителе лично, по почте или в электронной форме через официальный сайт ФНС России.

Срок рассмотрения заявления составляет 40 календарных дней со дня его поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается за один календарный год (предшествующий дню представления заявления в налоговый орган или текущий календарный год).

Для целей применения международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается по каждому источнику дохода, объекту имущества.

Выдача документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, производится по результатам рассмотрения заявления при наличии документов о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогового резидента РФ (примеры таких документов – см. выше) и оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в формате pdf.

Факт выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, может быть верифицирован через официальный сайт ФНС России путем ввода проверочного кода, содержащегося в указанном документе.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, оформляется только на русском языке, хотя первоначальный проект формы сертификата предполагал двуязычное исполнение (подстрочный английский текст). Поэтому для использования в иностранном государстве в большинстве случаев потребуется его перевод на соответствующий иностранный язык.

Теги: налоговое резидентство, двойное налогообложение

Приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ официально была утверждена процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ, форма и формат заявления на получение данного статуса, а также способы его представления в налоговые органы. Также был установлен срок оказания ФНС данной услуги – 40 дней.

Начиная с июля 2017 года, в обязанности ФНС стало входить подтверждение статуса резидента РФ по заявлению налогоплательщика, однако порядок данной процедуры подробно прописан не был. Руководствоваться приходилось старым информационным сообщением ФНС, подготовленным еще до внесения изменений в п. 1 ст. 32 НК РФ.

Рассмотрим подробно, кто признается налоговым резидентом и что изменилось в порядке подтверждения данного статуса в 2017 году.

Сравнительная таблица изменений, произошедших в порядке подтверждения статуса резидента РФ

Таблица № 1. Порядок получения подтверждения статуса резидента РФ до и после издания приказа ФНС 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Основания для сравнения

До декабря 2017 года

С декабря 2017 года

Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры

Информационное сообщение ФНС

Приказ ФНС от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Орган, выдающий необходимый документ

Межрайонная инспекция ФНС России по ЦОД

ФНС РФ или уполномоченный им территориальный налоговый орган

Срок выдачи уведомления

30 дней

40 дней

Заявление на выдачу документа, подтверждающего статус резидента

Официально формы указанного документа не существовало.

Организации, ИП и граждане должны были предоставить заявление, составленное в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов

Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1111048)

Уведомление, выдаваемое налоговой

Форма уведомления установлена не была. Заинтересованному лицу выдавалась справка установленного образца

Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1120008)

Способы сдачи документов в налоговую

  • Лично.
  • По почте
  • Лично.
  • По почте.
  • Через интернет

Срок, на который выдается уведомление

Уведомление может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие периоды в случае представления всех необходимых документов

За один календарный год

Рассмотрим более подробно новый порядок получения указанного уведомления из налоговой.

Заявление, представляемое для подтверждения статуса резидента

До декабря 2017 года формы заявления, представляемого организацией, ИП или гражданином в налоговый орган, не существовало вовсе, оно составлялось в произвольной форме с указанием необходимых документов, поименованных в вышеуказанном информационном сообщении ФНС.

Начиная с 9 декабря, заявление представляется по утвержденной ФНС РФ форме (номер КНД 1111048), с указанием следующих обязательных сведений:

  • Наименования юридического лица (ФИО ИП или гражданина).
  • Года, за который заявитель хочет получить уведомление.
  • Причину выдачи уведомления (для применения двустороннего международного договора или для других целей).
  • Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица, если у него нет ИНН.
  • Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории РФ.
  • Основания для признания организации налоговым резидентом РФ.

Какие разделы заявления заполняют ИП и обычные граждане

  • Титульный лист с указанием полных ФИО и ИНН, года, за который выдается уведомление, и способа его получения.

    Если ИНН у гражданина нет, он дополнительно заполняет раздел 1 страницы 002, где указывает сведения о документе, удостоверяющем личность (паспорте, свидетельстве о рождении, военном билете и т. д.)

  • Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории России (раздел 2 страницы 002).

Какие разделы заполняет организация

  • Титульный лист с указанием наименования организации, ИНН/КПП, года, за который выдается уведомление, и способа получения уведомления из налоговой.
  • Основания для признания организации налоговым резидентом РФ (раздел 3 страницы 002).

Форма документа на подтверждение статуса налогового резидента РФ ().