Сертификат налогового резидентства РФ

Нужно ли предоставить справку о подтверждении нашего постоянного пребывания в Российской Федерации для резидента респ. Беларусь?

Данная справка нужна вашему контрагенту для избежания двойного налогообложения. Российским законодательством обязанность организации получить такую справку не установлена. Поэтому целесообразность ее получения организация должна оценивать самостоятельно.

Порядок получения такой справки установлен информационным сообщением ФНС от 23.11.2012 «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ФНС РОССИИ ОТ 23.11.2012

С 18.02.2008 выдачу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации (далее — Подтверждение), осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее — МИ ФНС России по ЦОД).
Выдача Подтверждения осуществляется российским организациям, филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям иностранных организаций, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации (далее — обособленные подразделения иностранной организации), гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, поставленным на учет в налоговых органах и осуществляющим уплату на территории Российской Федерации налогов и сборов, предусмотренных договорами (соглашениями, конвенциями) об избежании двойного налогообложения (далее — Соглашения).*
Выдача Подтверждения осуществляется путем:*
— выдачи справки установленного образца;
— заверения подписью должностного лица и печатью уполномоченного налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства, в случае, если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили Федеральнуюналоговую службу о наличии таких форм, либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства.
Подтверждение выдается в одном экземпляре за исключением следующих случаев:
— если в соответствии с законодательством иностранного государства требуется одновременное представление в налоговый орган иностранного государства двух и более экземпляров Подтверждения, то при условии, что компетентные органы указанного государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу об указанных положениях законодательства, выдается соответствующее число экземпляров Подтверждения;
— если налогоплательщику необходимы два и более экземпляров Подтверждения за один календарный год для направления нескольким контрагентам, при наличии соответствующего пакета документов по каждому из контрагентов, выдается по одному экземпляруПодтверждения на каждого контрагента.
Подтверждение может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.

Перечень документов, необходимых для получения Подтверждения

Для российских организаций и обособленных подразделений иностранных организаций: *

а) заявление на бланке организации с указанием:
— полного наименования организации, адреса (места нахождения) организации, ИНН, КПП, ОГРН;
— календарного года, за который необходимо Подтверждение;
— наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется Подтверждение;
— перечня прилагаемых документов.
Заявление должно быть подписано руководителем организации или его уполномоченным представителем.
Справочно . В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить оригинал документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации по данному вопросу.

б) копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:
— договор (контракт);
— решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
— уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).
Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.
Справочно . Если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи подтверждения уже представлялась ранее в МИ ФНС России по ЦОД, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

Проставление апостиля на справки о резидентстве: вопросы-ответы

Является ли апостилирование справки о резидентстве обязательным условием легализации документа за границей?

Для всех стран Гаагской Конвенции апостиль на справку о резидентстве является обязательным условием принятия документа. Однако, с некоторыми государствами у России действуют договоренности о взаимном признании основных документов. В качестве примера можно привести некоторые страны СНГ, а также Болгарию, Чехию, Тунис и др..

Для этих стран апостилирование документов не требуется.

Всегда ли нужен перевод справки о резидентстве на иностранный язык?

Наличие перевода справки на язык принимающего государства зависит от требований законодательства той или иной страны. В случае необходимости специалисты нашего бюро на высоком профессиональном уровне обеспечат и перевод, и апостилирование справки о резидентстве.

Сможете ли вы апостилировать уже переведённую копию справки о резидентстве?

Да, мы сможем проставить апостиль на переведенной и нотариально заверенной копии справки. В подобных случаях стоимость и сроки оговариваются в индивидуальном порядке.

Нужно ли апостилировать справку о резидентстве для предоставления в Казахстане?

Да, поскольку в настоящее время, несмотря на действующие договоренности о взаимном признании документов, казахские органы власти требуют апостилированные документы о резидентстве. В связи с этим министерство юстиции начало приняло решение о проставлении штампов апостиля для Казахстана.

Как ускорить процедуру апостилирования справки о резидентстве?

  • Предоставить юристам Бюро переводов «Оптимум» оригинал либо заверенную нотариусом копию справки о резидентстве;
  • Согласовать детали заказа и оплатить стоимость услуги;
  • Забрать готовую справку с апостилем в офисе нашей компании.

Как показывает практика, процедура апостилирования справки о резидентстве при самостоятельном оформлении занимает от пяти до семи рабочих дней.

Специалисты бюро переводов «Оптимум» хорошо знакомы со всеми нюансами процесса перевода и апостилирования документации, что позволяет свести к минимуму временные затраты на легализацию справок о резидентстве в международном формате.

Вид документа

Цена на апостиль

Апостиль на справку о резидентстве

3300 рублей

Срочный апостиль

8000 рублей

>Некоторые вопросы апостилирования сертификатов о резидентстве

Справки о подтверждении постоянного местопребывания в России

В соответствии с ч. 5 ст. 219 НК Республики Казахстан «если иное не установлено … международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов … подлежит дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок».

Согласно статье 3 Гаагской Конвенции «единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля».

В соответствии со статьей 13 Минской Конвенции и статьей 12 Кишиневской Конвенции «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения».

В силу пп. ii п. и ч. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18 октября 1996 года «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» уполномоченным органом Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации.

Информационным сообщением Минфина РФ от 23 декабря 2003 года последний делегировал полномочия выдавать подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации российских организаций Министерству Российской Федерации по налогам и сборам.

Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. 15) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам реорганизовано в Федеральную налоговую службу.

Информационным сообщением ФНС на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных возложены полномочия по выдаче подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.

В соответствии с данным информационным письмом сообщением ФНС «выдача Подтверждения осуществляется путем:

— выдачи справки установленного образца;

— заверения подписью должностного лица и печатью уполномоченного налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства, в случае, если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу о наличии таких форм, либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства».

Таким образом, справки о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации формально соответствуют требованиям Минской Конвенции 1993 года и Кишиневской Конвенции 2002 года.

Позиция Налогового комитета Казахстана

В силу разъяснений, изложенных в Письме Минфина РК, «нормы Кишиневской (Минской) конвенции … не применяются к налоговым правоотношениям».

В соответствии с пп. 20 п. 13 Положения о Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан (утв. приказом Министра финансов РК от 24 апреля 2008 года № 201) комитет в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке осуществляет разъяснение и дает комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 20 НК РК органы налоговой службы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.

Согласно п. 1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 1 «О судебной практике применения налогового законодательства» «такие разъяснения и комментарии, в том числе уполномоченного органа, не относятся к нормативным правовым актам. Они подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам налогового законодательства».

Таким образом, согласно позиции Налогового комитета Минфина РК для Республики Казахстан необходимо апостилировать сертификаты о резидентстве, выданные российскими налоговыми органами. При этом разъяснения, устанавливающие необходимость апостилирования, носят ненормативный характер и их положения могут быть оспорены в суде.

Правомерен ли запрос налоговой справки-подтверждения страны резидентства иностранного контрагента

Главная → Статьи → Правомерен ли запрос налоговой справки-подтверждение страны резидентства иностранного контрагента

В организации проводится выездная налоговая проверка. Один из иностранных контрагентов получает от организации платежи за право пользования программным обеспечением. Среди прочих документов в своём требовании ИФНС указала на необходимость представления справок-подтверждений страны резидентства иностранных контрагентов.
Насколько обоснованы требования ИФНС в части представления справки-подтверждения страны резидентства указанного контрагента? Каким нормативным актом регламентируется обязанность налогоплательщика запрашивать у иностранных контрагентов такие справки перед заключением доходных или расходных контрактов? Какие штрафные санкции предусмотрены за невыполнение обязанности по запросу указанной справки?

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Этому праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщиков по представлению в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В частности, налогоплательщик при проведении выездной налоговой проверки, согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, обязан обеспечить должностным лицам налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом необходимые для проведения проверки документы могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). Для этого налогоплательщику вручается требование о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Касаемо такого документа, как справка-подтверждение страны резидентства иностранных контрагентов: согласно п. 1 ст. 312 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

При представлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Несоблюдение условий, предусмотренных п. 1 ст. 310 НК РФ, обязывает налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет. При последующем подтверждении местонахождения иностранного юридического лица производится возврат ранее удержанного налога в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 312 НК РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 9999/10, Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2015 № Ф05-7741/15 по делу № А40-126625/2014).

Отсутствие на момент выплаты дохода указанного подтверждения или наличие подтверждения, оформленного ненадлежащим образом, и неудержание налога из доходов иностранной организации может повлечь для налогового агента ряд неблагоприятных налоговых последствий в виде:
– привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ;
– начисления пени за несвоевременную уплату налогов в бюджет в соответствии со ст. 78 НК РФ;
– предложения налогового органа уплатить налог с дохода, выплаченного иностранной организации (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.06.2015 № Ф04-20803/15 по делу № А75-7491/2014).

Следует отметить, что суды, как правило, находят предложения налоговых органов по уплате в бюджет налогов с дохода, полученных иностранными компаниями, неправомерными, так как налоговые агенты должны удерживать налог из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 310 НК РФ). При этом арбитры указывают на возможность привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, и начисления ему пени (постановления Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 14977/09, Арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2015 № Ф10-1903/15 по делу № А62-5052/2014, ФАС Московского округа от 21.02.2011 № КА-А40/393-11 по делу № А40-43967/10-129-228 (определением ВАС РФ от 14.06.2011 № ВАС-6791/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

В случае если впоследствии налоговый агент представит в налоговый орган соответствующее подтверждение, то пени за период с момента выплаты доходов до получения подтверждения от иностранного контрагента начисляться не должны (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-08-13/40642, определения ВС РФ от 12.01.2015 № 8231-ПЭК14, СК по экономическим спорам ВС РФ от 23.09.2014 № 305-ЭС14-1210, постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2014 № Ф05-12941/14 по делу № А40-186084/2013).

И хотя НК РФ не рассматривает отсутствие указанного подтверждения как правонарушение и не устанавливает специальных мер ответственности за это, необходимо иметь в виду, что в случае отсутствия на момент выплаты дохода документа, подтверждающего факт резидентства иностранной организации для целей применения международного соглашения об избежании двойного налогообложения, налоговый агент обязан исчислить и удержать налог с дохода, выплачиваемого иностранной организации, по установленной НК РФ ставке (письмо Минфина России от 26.01.2015 № 03-08-05/2197 и письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2006 № 20-12/54168@). Вышеизложенный порядок подтверждения резидентства подлежит применению в отношении иностранных организаций всех стран, с которыми у России заключены Соглашения об избежании двойного налогообложения.

Тем самым испрашиваемая справка необходима как подтверждение правильности исчисления (удержания) налоговым агентом налога – при ее отсутствии налог удерживается без учета льгот, предоставляемых международными соглашениями; при этом ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения) несет налоговый агент (смотрите также письмо Минфина России от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236).

К сведению:

Пунктом 3 ст. 93 НК РФ предусмотрено, что в случае, если проверяемый налогоплательщик не имеет возможности представить истребуемые документы в течение указанного срока, он в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления документов в указанный срок с пояснением причин, по которым эти документы не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течение которых они могут быть представлены. При этом, по мнению контролирующих органов, НК РФ не предусматривает оснований для оставления требования о представлении документов без исполнения и не содержит положений, позволяющих налогоплательщику не представлять запрашиваемые налоговым органом и имеющиеся у него документы (смотрите, например, письма Минфина России от 14.10.2013 № 03-06-06-01/42704, от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336, ФНС России от 20.02.2015 № АС-3-2/636@). Эту позицию разделяют и судьи (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 13.02.2014 № Ф05-43/14, от 09.09.2013 № Ф05-10417/13 (определением ВАС РФ от 06.02.2014 № ВАС-18263/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано), от 22.02.2012 № Ф05-29/12, ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2009 № А29-2848/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2008 № Ф04-6005/2008(12805-А45-29)).
Отказ проверяемого налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (при отсутствии признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119, 129.4, 129.6 и п. 1.1 ст. 126 НК РФ) (п. 4 ст. 93 НК РФ).
При рассмотрении дел, связанных с непредставлением налогоплательщиками документов, истребованных налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки, судьи, как правило, принимают во внимание следующие обстоятельства: отсутствие доказательств того, что организация располагает документами и не представляет их умышленно; подтверждение причин, по которым у организации отсутствуют документы; а также принимались ли ею меры по восстановлению утраченных документов. Судьи придерживаются мнения, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал истребованными налоговым органом документами и представил эти документы не в установленный срок либо уклонялся от их представления. Так, например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2013 № Ф03-4082/2013, рассматривая дело, в котором налогоплательщик в ходе выездной налоговой проверки не полностью исполнил требование ИФНС о представлении документов (не представил договор и товарные накладные), судьи отметили, что организация располагала истребованными налоговым органом документами и могла представить их в установленный срок, и пришли к выводу, что организация уклонялась от исполнения требования ИФНС и правомерно привлечена налоговым органом к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.

При отсутствии вины налогоплательщика суды, как правило, признают применение штрафных санкций неправомерным. В частности, в случаях, когда истребуемые документы не могут быть представлены налогоплательщиком ввиду их утраты вследствие произошедших пожара, аварии, кражи или иных чрезвычайных событий, судьи считают, что у налоговых органов отсутствуют основания для привлечения такого налогоплательщика к ответственности, так как отсутствует такой необходимый элемент состава правонарушения, как вина налогоплательщика (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 12.08.2013 № Ф05-9193/13, от 14.06.2013 № Ф05-5455/13, от 26.11.2012 № Ф05-7591/12, от 22.10.2012 № Ф05-11831/12, от 08.12.2010 № КА-А41/15038-10, ФАС Поволжского округа от 29.08.2013 № Ф06-7214/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 07.03.2013 № Ф08-670/13, от 28.12.2011 № Ф08-7870/11, от 08.12.2010 № А63-16697/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2012 № Ф01-4072/12, ФАС Центрального округа от 19.03.2012 № Ф10-644/12, от 24.08.2009 № А62-945/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.2009 № А33-12556/08).

Если организация не планирует представлять документы по требованию налогового органа без пояснения причин, по которым эти документы не могут быть представлены, о наличии каких-либо смягчающих или исключающих вину обстоятельствах речи не идет. В подобных обстоятельствах суды признают решения налоговых органов о доначислении налогоплательщикам налогов и привлечении их к налоговой ответственности обоснованными. Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.12.2013 № Ф08-7709/13 судьи поддержали требования ИФНС, указав, что отказ представить документы налоговому органу не был мотивирован наличием каких-либо объективных причин, препятствовавших исполнению организацией этой обязанности. Более того, руководитель организации намеренно противодействовал проведению мероприятий налогового контроля с целью избежать проверки. Умышленные действия налогоплательщика носили недобросовестный характер. Представив документы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, организация не обосновала невозможность представления документов налоговому органу, преследовала цель злоупотребить правом (использовать права, предоставленные добросовестным участникам гражданского оборота ст.ст. 200 и 201 АПК) и использовала право представить в суд документы для получения налоговых вычетов по НДС вне налогового контроля без проведения налоговым органом необходимых контрольных мероприятий для проверки их достоверности. У суда между тем отсутствуют полномочия проводить контрольные налоговые мероприятия в условиях, когда у налогоплательщика отсутствовали объективные причины, объясняющие невозможность представления документов в налоговый орган (смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 № 1621/11).

Ответ подготовил: Волкова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Услуги иностранной компании с сертификатом о резидентстве в Ирландии без апостиля

Вопрос:

Иностранные компании предоставили документы, подтверждающие резидентство, но на них отсутствует апостиль, документы не на русском языке. Будут ли выплаты в пользу иностранной компании за участие в конференции облагаться налогом от источников в РФ на территории Российской Федерации?

Как будет действовать Соглашение об избежание двойного налогообложения с Ирландией? Будет ли применяться по аналогии с США?

Если сертификат налогового резидентства не предоставлен, какие последствия?

В том числе случай, если оплата контрагенту уже произведена.

Ответ:

1) Взаимоотношения с юридическими лицами резидентами Ирландии регулируются Соглашением между Россией и Ирландией от 29.04.1994.

Доход от предпринимательской деятельности облагается налогом на территории организации резидента. То есть при участии в выставке в Ирландии выплата будет являться доходом Ирландской компании на территории Ирландии.

В отношении НДС и налога с доходов от источников в РФ ситуация складывается аналогичная, как и в аналогичных операциях при применении Соглашения об избежании двойного налогообложения с США.

2) Российская организация при выплате иностранной фирме дохода должна исполнить обязанности налогового агента по удержанию налогов. При этом применять нормы международных соглашений РФ можно, только если иностранная организация представит налоговому агенту документ, подтверждающий ее постоянное местонахождение в соответствующем государстве согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ.

Минфин отметил, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, является достаточным подтверждением того, что эта организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, даже в том случае, когда в международном Соглашении не содержится правил об апостиле и ином подтверждении легальности такого документа.

Апостилем является международная стандартизированная форма подачи сведений о законности заверяемого документа.

Компетентным будет являться орган стороны международного Соглашения согласно норме этого Соглашения.

В отношении сертификатов налогового резидентства имеют место достаточно подробные разъяснения в Письме Минфина России от 03.04.2018 N 03-08-05/21444.

Согласно письму апостиль не требуется по ряду международных Соглашений указанному в письме.

Стоит в отношении проставления апостиля учитывать позицию, указанную в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2008 N 14556/07, так как во многом оно является основополагающим в этом вопросе.

Минфин соглашается со ссылкой на письма от 05.10.2004 N 03-08-07, от 01.07.2009 N 03-08-13, что вместо документа заверенного апостилем возможно использование документа заверенного компетентным органом.

Кроме того, официальные документы, исходящие от иностранных государств, должны быть легализованы, то есть на данных документах должны быть засвидетельствованы подписи в качестве подлинных уполномоченных лиц (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2008 г. N 14556/07).

Если же иностранное государство является членом Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в г. Гааге 05.10.1961, то на данных документах достаточно проставление апостиля (ст. 3 Гаагской конвенции).

Республика Ирландия является участником Гаагской конвенции.

Согласно Гаагской конвенции апостиль – это штамп, на английском языке, содержащий заголовок «Apostille» и ссылку на Гаагскую конвенцию 1961 года на французском языке (Convention de La Haye du 5 octobre 1961).

В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется, также перевод на русский язык.

НК РФ не устанавливает обязательной формы подтверждения, однако такой документ должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Согласно ст. 3 Соглашения об избежании двойного налогообложения со стороны Ирландии компетентным органом является Служба внутренних доходов или уполномоченные ею представители.

Согласно статье 3 Гаагской конвенции проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В целях исключения финансовых рисков рекомендуем удостовериться, что представленный ирландской организацией сертификат апостилирован.

На представленном вместе с вопросом бланке, указанная выше форма апостиля отсутствует. Однако, полагаем, имеет смысл уточнить у контрагентов в Республике Ирландия, возможно, они пояснят подробности, так как согласно содержанию сертификата, он предусматривает отсылку к международному соглашению и формулировки, свидетельствующие об обязанности организации уплачивать налог на территории Ирландии.

Выдержка из представленного Сертификата налогового резидентства в Ирландии перевод.

«Для целей налоговых договоров, перечисленных ниже. Я подтверждаю, что вышеупомянутая компания зарегистрирована для целей корпоративного налога в Ирландии и подает свои налоговые декларации за год, указанный выше на основании того, что является резидентом для целей налогообложения в Ирландии. Поэтому компания обязана уплачивать ирландский налог со всех своих доходов независимо от источника их возникновения, года».

3) В случае если выплата уже произведена в адрес Ирландской компании, полагаем, имеет смысл ориентироваться на статью 312 НК РФ. В данном случае имеет место документ, выданный государственным органом Ирландии, но не соответствующий вышеперечисленным нормативным документам.

Имеет смысл запросить апостилированный документ, перевод и уточнить возможность предоставления такого документа. Так как согласно статье 309 НК РФ в качестве налогооблагаемого дохода конкретно не поименован доход от участия в конференции/выставке, то риск возможности возникновения спора считаем невысоким.

4) В том случае, если сертификат резидентства не предоставлен, а оплата уже произведена, может сложиться следующая ситуация.

Как указано в статье 309 НК РФ доход от источника в РФ облагается налогом, если поименован в видах доходов согласно пунктам статьи 309 НК РФ. В этом случае организация применяет указанную норму и является налоговым агентом по уплате налога с дохода иностранной организации, так как сертификат не предоставлен и международное Соглашение невозможно применить согласно статье 312 НК РФ.

Если же сертификат не предоставлен, но и согласно 309 НК РФ доход не входит в перечень облагаемых, то соответственно организация не имеет обязанности налогового агента по уплате налога.

В отношении предоставленного сертификата (документа о регистрации на территории государства) следует отметить, что указанный сертификат соответствует норме статьи 312 НК РФ. Вид дохода не поименован в статье 309 НК РФ. Таким образом, риск доначисления налога от источника в РФ считаем не существенным.

Заказать обязательный аудит, заказать аудиторскую проверку можно по телефону 8(495)90-272-90.

Аудит в Москве и в России – являются специализацией наших аудиторов, юристов и налоговых консультантов. Чтобы заказать обязательный аудит и провести аудит, обратитесь на наш официальный сайт по аудиту, и Вы получите всесторонний налоговый аудит, цена которого будет доступна вплоть до малых и вновь созданных компаний. Обязательный аудит является востребованной услугой нашей компании, закажите аудит в Москве у нас! Также можно заказать услуги обязательного аудита в Москве, написав заявку или письмо на почту.

Справка о налоговом резидентстве РФ

Сертификат налогового резидентства – это документ, подтверждающий, что физическое лицо или организация имеют статус налогового резидента РФ.

Официальное название документа – справка о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации. У документа также много неофициальных названий – сертификат налогового резидента, справка о резидентстве.

«Резидентство» означает, что лицо или компания находятся на территории определённого государства. Значит, налоги нужно будет платить в пользу этого государства. Выдачей справок занимается только одно ведомство на территории РФ – МИ ФНС по централизованной обработке данных (ЦОД).

Зачем нужна справка о резидентстве (сертификат налогового резидентства)?

Чаще всего этот документ требуется во внешнеэкономической деятельности. Если фирма оказывает услуги или поставляет товар иностранному партнёру, то такая справка может понадобиться именно для него. Такую же справку могут получить и физические лица для своего иностранного контрагента. Это поможет зарубежным фирмам избежать двойного налогообложения. Справка также может пригодиться российским фирмам (или гражданину), которые получают дивиденды от иностранных компаний. Этот документ применяется во многих случаях. Например, иностранный гражданин, работающий в России, может получить такую справку, чтобы предъявить её налоговым органам в своей стране. Такую же справку должен получить российский гражданин, который получает доход в России и при этом приобретает, строит или продаёт недвижимость за рубежом.

Апостиль

Не забудьте о важной детали – справка о резидентстве предназначена для использования за границей. При необходимости документ надо будет перевести на язык «принимающего» государства – например, на английском он будет называться уже Tax Residence Certificate. Также в большинстве случаев нужно выполнить легализацию у консула, либо проставить апостиль. Апостиль ставится на нотариально заверенную копию справки, если она будет предъявляться в стране-участнице Гаагской конвенции. Соответственно легализация нужна для случаев, если зарубежное государство не участник конвенции и не признаёт апостиль.

Сроки

Как быстро можно получить справку о налоговом резидентстве? В основном это зависит от того, насколько «загружен» делами налоговый орган на текущий момент. В среднем срок получения справки составляет до 30 дней, иногда до 1,5 месяцев. Справку можно получить не только на текущий календарный год, но и на прошедшие годы. По договору с контрагентом справка действительна в течение года.

Что нужно указывать в заявлении

В заявлении указывается полное наименование организации, ИНН, КПП, ОГРН и адрес (место нахождения), а также календарный год, за который необходимо получить справку (подтверждение). Нужно указать иностранное государство, в налоговый орган которого представляется справка, и перечень документов. Организации подают заявление на своём бланке. Физические лица заполняют заявление в свободной форме. В нём также указывается ФИО, адрес и ОГРНИП (для предпринимателей). Остальные требования идентичны – нужно заполнить календарный год, указать иностранное государство и перечень прилагаемых документов, а также контактный телефон.

Предоставьте необходимые документы:

Для российских организаций и подразделений иностранных организаций

— Копии документов, которые свидетельствуют о возможности или о факте получения доходов в иностранном государстве. — договор (контракт) — решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов — уставные документы

Копии этих документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации. Если контракт действует более одного года, и ранее уже подавался запрос на справку, то повторно предоставлять его копию не требуется. Достаточно ссылки на это в новом заявлении.

Для граждан России и иностранцев – физических лиц

— Копии документов, которые свидетельствуют о возможности или о факте получения доходов в иностранном государстве. — договор (контракт) — документы, подтверждающие, что гражданин имеет право получать пенсию из-за границы — иные документы. — копии документа, удостоверяющего личность. — для граждан РФ — копии всех страниц заграничного паспорта (если он есть). — таблица расчёта времени нахождения на территории РФ (для ИП не нужна). В таблице указывается дата выезда и въезда, а также количество дней на территории РФ. — для иностранцев — документы, которые подтвердят, что гражданин находился на территории РФ не менее 183 дней в течение налогового периода (при условии безвизового режима между РФ и государством, откуда прибыл гражданин).

У наших специалистов Вы сможете узнать, требуются ли Вам дополнительные документы для получения справки о налоговом резидентстве РФ.

Если Вы находитесь не в Москве, для получения сертификата резидента Вы можете воспользоваться службой экспресс-доставки и передать нам необходимые документы. Мы обработаем Ваш запрос, и он будет передан в МИ ФНС ЦОД. Готовая справка будет отправлена через 30 дней на ваш домашний или юридический адрес.

Стоимость получения справки о налоговом резидентстве:

Для физических и юридических лиц лиц — 4990 руб.

Чтобы решить бухгалтерские и юридические вопросы, связанные с подтверждением резидентства, обратитесь в юридическую фирму «Аккаунт».

Что такое сертификат налогового резидента, и где его можно получить?

Сертификат налогового резидента, или справка о резидентстве официально подтверждает факт наличия фискальной связи между гражданином / ИП / юридическим лицом и государством. Справку о резидентстве РФ может затребовать как иностранный налоговый орган (в случае осуществления деятельности резидентом России на территории другого государства), так и иностранный партнер для уменьшения своих налогов в случае, если его поставщик – резидент РФ. Российские логистические компании при операциях ВЭД запрашивают у иностранных партнеров документальное подтверждение того, что клиент является налоговым резидентом иностранного государства, чтобы избежать уплаты налога в размере:

  • 10% от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров, включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки, в связи с осуществлением международных перевозок;
  • 20% со всех доходов (за исключением указанных в подп. 2 п. 2, п. 3-4 ст. 284 Налогового кодекса с учетом положений ст. 310 НК РФ) от стоимости счета клиента в казну РФ. При предоставлении сертификата резидентства иностранного государства, логистическая компания оплачивает 100% суммы по счету.

При непредоставлении сертификата, 10% или 20% от суммы счета взимается с клиента и перечисляется в казну. Такой процесс взаимодействия не способствует долгосрочному развитию отношений с подрядчиком, а предоставление сертификата с их стороны не всегда возможно. Клиенты не соглашаются терять свою выручку и работать на невыгодных условиях. Возникают спорные вопросы, которые невозможно решить без обращения НК РФ.

В течение какого времени нужно предоставлять сертификат?

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога по пониженным ставкам. Если такое подтверждение не получено, то российский налоговый агент будет обязан удержать налог с дохода иностранной компании по ставке, установленной НК РФ, а не соглашением.

Если в сертификате не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, то, как следует из большинства разъяснений Минфина России, им признается календарный год, в котором указанный документ был выдан (письмо Минфина России от 12 апреля 2012 г. № 03-08-05/1, письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. № 03-08-05, письмо Минфина России от 9 октября 2008 г. № 03-08-05/1). Подтверждение статуса резидента может быть получено как на текущий календарный год, так и за прошедшие годы.

Из п. 2 письма Минфина России от 15 июля 2015 г. № 03-08-13/40642 следует, что положения ст. 312 НК РФ не устанавливают ограничений периода действия подтверждений: согласно п. 1 ст. 312 НК РФ необходимо только, чтобы указанный документ был представлен до даты выплаты дохода. Большинство судов придерживаются такой же позиции (например, определение ВС РФ от 23 сентября 2014 г. по делу № 305-ЭС14-1210, А40-14698/13 (определением ВС РФ от 12 января 2015 г. № 8231-ПЭК14 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ).

Если за период, прошедший с момента выдачи указанного документа, постоянное местонахождение иностранной организации изменится, то ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести налоговый агент (письмо Минфина России от 14 апреля 2014 г. № 03-08-РЗ/16905, постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). В связи с этим во избежание налоговых исков необходимо получать сертификаты резидентства от иностранных контрагентов ежегодно.

Кем должен заверяться сертификат резидентства иностранного подрядчика, и в какой форме?

Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства. Согласно положениям договоров об избежании двойного налогообложения к числу таких компетентных органов относятся руководители финансовых или налоговых ведомств иностранных государств (постановление Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. № 9999/10). Кодекс не устанавливает обязательной формы подтверждения (п. 1 ст. 312 НК РФ). Документом, подтверждающим постоянное местопребывание, может быть, например, справка о местонахождении по форме, которая установлена законодательством иностранного государства или составлена в произвольном виде с указанием необходимых данных.

Подтверждающий документ должен быть заверен компетентным органом иностранного государства. Такой орган определен в соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые заключены Россией с иностранными государствами. Необходимо наличие апостиля (штампа, подтверждающего подлинность подписей) на сертификате или консульской легализации, если в отношениях между РФ и данным иностранным государством не существует договоренности о принятии документов вышеупомянутых требований.

Так как в абсолютном большинстве случаев сертификаты резидентства составлены на иностранном языке, налоговому агенту представляется также его перевод (п. 1 ст. 312 НК РФ).