Акциз косвенный налог

Содержание

Прямые и косвенные налоги в составе цены

В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.

Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально-экономическую роль:

1. налоги, реализуемые в цене, – это основной источник доходов государственного бюджета;

2. налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;

3. налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;

4. налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.

В состав цены входят следующие виды налогов:

1. социальные налоги;

2. налог на добавленную стоимость;

3. акциз;

4. налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).

Социальные налоги – это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.

Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.

НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.

Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.

Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос.

Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.

Тема 8. Виды цен и их классификация. Внешние (мировые) цены

Цена — это многофакторная величина, которая зависит от затрат труда на производство конкретного товара (блага), от его полезных свойств, степени потребности в этом товаре (соотношение спроса и предложения), а также стоимости самих денег. Цена — это центральное звено рыночного механизма в обеспечении экономического равновесия.

Состав и уровень цены зависят от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно проходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен (Цена производителя, оптовая цена, розничная цена). Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий. Вместе с тем в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов: себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), косвенные налоги. Таким образом, цена товара, которую определяет предприятие-изготовитель, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов или дотации. Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, различные отчисления во внебюджетные фонды и т.п. В отдельных случаях для уменьшения цены государство может выплачивать изготовителю или потребителю дотацию.

Оптовые и розничные торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они идентичны отпускной цене предприятия-производителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль и косвенные налоги, предусмотренные законодательством.

Однако в торговле используют множество различных цен, что обусловлено особенностями организации актов купли-продажи. Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике за счет влияния многих факторов. Эта система состоит из отдельных взаимозависимых блоков цен, таких как оптовые цены, тарифы транспорта и связи и др.

Блоки цен в свою очередь состоят из более мелких блоков, или подблоков. Так, блок оптовых цен делится на два подблока — оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Блок тарифов транспорта и связи состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.

Взаимозависимость цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями: во-первых, все цены формируются на единой методологической основе — на законах стоимости, предложения и спроса; во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны. Однако это не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков.

Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей в себя товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и другие составные части рыночной экономики.

Цены классифицируют по различным критериям: сферам товарного обслуживания, способу отражения транспортных расходов, формам продаж, стадиям продажи, степени регулирования, степени устойчивости во времени.

1. По сферам товарного обслуживания выделяют:

· оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

· розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

· закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

· цены и тарифы услуг. Тарифы могут относиться к сфере оптовой (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы) торговли.

2. По способу отражения транспортных расходов выделяют:

· цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель;

· цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

3. По формам продаж выделяют:

· контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем;

· биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность от места поставки;

· цены ярмарок и выставок (часто льготные);

· аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:

· с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями);

· вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);

· с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер).

4. По стадиям продажи выделяют:

· цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения — единственный источник информации об уровне цен на рынке;

· цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

· цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен.

5. По степени регулирования выделяют:

· жестко фиксированные цены, являющиеся основным типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;

· регулируемые цены, устанавливаемые государством, как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах;

· свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.

6. По степени устойчивости во времени выделяют:

· твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;

· подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;

· скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары, требующие длительного срока изготовления;

· цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность фиксации, ее база, сроки согласования и осуществления фиксации).

Внешние (мировые) цены — это цены, складывающиеся на международных рынках. В них не учитываются внутренние издержки на производство товара. По мировым ценам осуществляются экспортные и импортные сделки на национальных и международных рынках. Они используются в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте. К внешним ценам относятся:

базисная цена, используемая для определенного сорта или качества товара. Она может служить исходной величиной для определения цены фактически поставленного товара, когда его свойства отличаются от зафиксированных в контракте и ее согласовывают на переговорах между продавцом и покупателем;

фактурная цена (цена купли-продажи), определяемая условиями поставки, обусловленными в контракте (их снабжают одним из следующих указаний: (СИФ, ФОБ, ФОР, франко и др.)

· СИФ (стоимость, фрахт, страховка). Продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки и таможенные расходы, страховку груза до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель берет на себя все расходы после пересечения товаром линии борта судна;

· ФОБ (свободен на борту). Означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз;

· ФОР (свободен на рельсах). Продавец за свой счет должен доставить на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, а все остальные расходы несет покупатель;

· франко (свободные продажи). Продавец должен доставить товар в определенное место. Он несет все расходы по перевозке и страховке груза до места назначения, указываемого в цене (франко-завод поставщика, франко-станция отправления, франко-потребитель и т.п.);

удельные цены — цены, отнесенные к ценам единицы мощности, производительности или иного параметра, важного для данного товара.

Внутренние цены — это цены, складывающиеся на национальном рынке.

Налоги в составе цены

Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экономических категорий. Если цена позволяет определить стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налоги являются частью этой стоимости. Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в цену товара, в отнесении на финансовый результат производителя. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену.

Налог является не только элементом цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг).

Налог — это объективная экономико-правовая категория, инструмент перераспределения национального дохода, с помощью которого часть выручки (прибыли, дохода) физического или юридического лица направляется в бюджет и внебюджетные фонды для использования на нужды общества и государства.

Источником средств для уплаты этих налогов становится выручка, полученная от продажи товаров и оказания услуг. В связи с этим, устанавливая цену на товар (услугу), предприниматель учитывает в ней сумму налога, которую он будет обязан заплатить после реализации продукции.

Так как налоги играют важнейшую роль в жизни общества, цена также приобретает ряд важнейших социально-экономических функций.

  • 1. Формирование доходной части государственного бюджета. Фискальная функция цены имеет важнейшее практическое значение. Около 80% доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений.
  • 2. Формирование доходов внебюджетных государственных фондов: социального обеспечения, Пенсионного, обязательного медицинского страхования. Иными словами, цена играет важнейшую социальную роль, обеспечивая поддержку малоимущим слоям населения. С одной стороны, признается, что система взносов в государственные внебюджетные фонды служит гуманным целям, но с другой — она подвергается многосторонней критике из-за неоправданно высокого уровня обязательных платежей.
  • 3. Развитие производства. Выручка, являясь объектом налогообложения, участвует в воспроизводственном процессе и может как стимулировать, так и дестимулировать производственный процесс. Снижение налогов на покупку сырья ведет к снижению его стоимости, способствуя улучшению рыночной ситуации для производителя.
  • 4. Влияние на уровень цен. Налоги, которые производитель и продавец традиционно включают в состав цены на товар, непосредственно влияют на уровень цен на аналогичные товары, на заменители данного продукта и на товары, «дополняющие» его.
  • 5. Влияние на потребительский спрос. Налоги и сборы являются важнейшим инструментом регулирования спроса на продукт. Дифференцированное налогообложение позволяет устанавливать заниженные налоговые ставки на товары первой необходимости с целью понижения цены на них; а для предметов роскоши и товаров, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, напротив устанавливаются более высокие налоговые ставки с целью сделать их менее доступными.
  • 6. Воздействие на движение цен, их снижение и инфляцию. Более высокие налоги способствуют развитию инфляционных процессов, низкие — приостанавливают их. Высокие цены на отдельные товары в силу общеэкономического закона спроса и предложения также оказывают весомое влияние на ценовую картину на рынке в целом.
  • 7. Влияние на доходы граждан. В чрезмерном количестве налоги отрицательно сказываются на доходах граждан. Уровень цен на товары увеличивается соответственно росту налогов, и этот процесс необязательно сопровождается ростом заработной платы. Совокупные доходы граждан, таким образом, снижаются, падает совокупный платежеспособный спрос.

По объекту налогообложения налоги подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые налоги уплачиваются непосредственно субъектом налогообложения, т. е. физическим или юридическим лицом, и они прямо пропорциональны его платежеспособности. К ним относят: налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный, лесной, налог на добычу полезных ископаемых и т. п.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, частично идя полностью переносимые на цену товара. К ним относят: налог на добавленную стоимость (с акцизы, налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, налог на наследство, транспортный налог, таможенные пошлины, налог и т. д.

Именно косвенное налогообложение составляет основу доходов государственного бюджета. От уплаты косвенных налогов сложнее всего уклоняться, так как налогооблагаемая база их достаточно очевидна. Но вместе с тем косвенные налоги считаются социально несправедливыми в связи с их регрессивным характером: самые высокие налоги в процентном отношении платят малоимущие граждане.

Соотношение косвенных и прямых налогов является предметом серьезнейших споров и дискуссий политиков и юристов.

Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен.

Нарушение ценовой дисциплины может выражаться в необоснованном завышении или занижении государственных цен или тарифов.

К задачам налогового контроля над ценами относятся:

  • — регулирование цен на товары первой необходимости;
  • — регулирование уровня цен на монополистических рынках;
  • — регулирование рыночного равновесия и равномерности экономического цикла;
  • — контроль над процессами инфляции и дефляции;
  • — поддержание занятости населения;
  • — обеспечение социальной справедливости цен;
  • — стимулирование производства;
  • — защита национальной экономики;
  • — стимулирование экономического роста.

Контрольные вопросы

  • 1. Через какие каналы осуществляется распределительная функция цены?
  • 2. Как связаны между собой функция сбалансирования спроса и предложения и распределительная функция?
  • 3. В чем проявляется учетно-измерительная функция цены?
  • 4. Значение стимулирующей функции цены в экономике.
  • 5. Какие факторы следует учитывать предприятию, выбирая объект для вложения капиталов?
  • 6. Как связаны между собой различные функции цены?
  • 7. В чем заключается отличие состава цены от структуры?
  • 8. Что понимается под отпускной ценой предприятия?
  • 9. Что включается в оптовую цену?
  • 10. Из каких элементов состоит розничная цена?
  • 11. Перечислите основные социально-экономические функции, которые выполняют налоги.
  • 12. Какое значение имеет налоговый контроль над ценами?

Что такое акцизы и для чего они нужны?

Наверное, многие увлекаются туризмом, читают о разных странах, смотрят передачи о путешествиях. А кто-то просто бывает за границей на отдыхе или по работе.

В любом случае, эти люди обычно знают, что в некоторых странах указывают не полную стоимость товара. Например, в Америке вы еще заплатите налог – процент, который высчитывается от ценника. Для многих это неприятный сюрприз. А вы знали, что переплачиваете за некоторые вещи благодаря акцизу, и вообще, представляете, что это такое? Если нет, с удовольствием расскажем.

Что означает слово «акциз»?
Для чего нужны акцизы?
Что такое акцизы на алкоголь?
Что такое акцизы на бензин?
Чем отличается акциз от НДС?

Что означает слово «акциз»?

Так называют вид косвенного налога, с его помощью государство пополняет свой бюджет. Акциз действует на популярные товары и услуги.

Среди первых в списке, конечно, значатся спиртные напитки и сигареты, также с недавнего времени добавился бензин.

Для чего нужны акцизы?

Как мы уже выше написали, акцизы нужны для получения государством прибыли, точнее сверхприбыли от изготовления популярной среди населения продукции. Это этиловый спирт, алкогольная продукция, табачные изделия, автомобильный бензин, спиртосодержащая продукция, пиво, ювелирные изделия, легковые автомобили.

В некоторых странах, в той же Америке, акцизный сбор не прижился, потому что далеко не каждому хотелось переплачивать 10% от стоимости новенького легкового авто или другого предмета роскоши.

Люди просто начали закупаться за рубежом, а это убытки для отечественного производства, сокращение рабочих мест и прочие проблемы. Так что государство не приобрело, а напротив, потеряло.

Вообще же, налог на роскошь (второе название акцизного сбора) должен сделать систему налогообложения более справедливой, слегка уровняв уровень достатка, увеличив сбор с предметов не первой необходимости. Как бы то ни было, акцизы есть и наверняка будут вводиться дальше, поэтому остановимся подробнее на разных вариантах.

Что такое акцизы на алкоголь?

Косвенный налог на спиртные напитки. Именно он влияет на окончательную стоимость продукции, а значит, и на доход с продажами. В последнее время акцизы неуклонно растут, по прогнозам, к следующему году они возрастут где-то на две трети. Почему? Специалисты говорят, что это мера борьбы с пьянством.

Но, если копнуть глубже, вскроются и негативные стороны. Пьющие люди все равно будут покупать спиртное, подешевле, и тут высок риск столкнуться с низким качеством, контрафактом, незаконным ввозом алкоголя из других государств.

Можно долго рассуждать, но что налог на алкоголь будет – это точно, вопрос лишь в его размере.

Что такое акцизы на бензин?

Как вы видите, автомобилей на российских дорогах становится все больше. Достаточно просто выглянуть во двор и посмотреть, сколько их припарковано у подъездов, торговых центров и в других местах.

Получается, что на покупку машины деньги есть, и неплохо бы поучаствовать в развитии дорожного фонда. Так подумали члены правительства и ввели акцизы на бензин. Планировалось, что в 2011 году часть полученной с этого косвенного налога суммы направят на ремонт дорог.

Это хорошее подспорье к сумме, которая изначально выделялась государством для этих целей, примерно треть от нее.

Чем отличается акциз от НДС?

Есть как минимум три отличительные особенности:

Во-первых, налогом на добавочную стоимость облагается часть стоимости продукции, в то время как акцизом – вся стоимость, даже материальные затраты.

Во-вторых, акцизы действуют лишь в производственной сфере, а НДС уплачивается и появляется на всех стадиях обращения и производства товаров. Есть только исключение: товары, которые импортируются на территорию Российской Федерации. В этом случае акцизы выплачивают физические и юридические лица, которые занимались закупкой данной продукции.

В-третьих, как вы видели, список подакцизных товаров ограничен. Услуги и работы этим видом налога не облагаются, объектом обложения выступает оборот по реализации исключительно товаров.

>Налоговая база: акцизы и НДС(2018г)

Как исчислить акциз при реализации подакцизных товаров – НалогОбзор.Инфо

По общему правилу реализация подакцизных товаров на территории России облагается акцизом, если товары реализуют их производители.

Что считается реализацией

Товары считаются реализованными, если право собственности на них перешло от продавца к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Для целей исчисления акцизов к реализации приравниваются следующие операции:

  • безвозмездная передача права собственности на подакцизные товары или использование подакцизных товаров при натуральной оплате (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ);
  • недостача подакцизных товаров в части, превышающей нормы естественной убыли (п. 4 ст. 195 НК РФ).

Когда начислять акциз

При реализации (передаче) подакцизного товара акциз начислите в день отгрузки (передачи) покупателю (получателю) товаров (п. 2 ст. 195 НК РФ, письмо Минфина России от 14 января 2010 г. № 03-07-06/03).

Если организация продает товары в розницу, то датой реализации для целей исчисления акцизов признается дата передачи товаров подразделению, которое осуществляет розничную продажу (п. 2 ст. 195 НК РФ).

Исключением является случай реализации товаров, переданных в залог, если они с момента заключения договора залога находились у залогодержателя. В таком случае начислить акциз можно только после проведения публичных торгов. Это объясняется тем, что при заключении договора залога товары передаются залогодержателю не с целью реализации (ст. 337 ГК РФ).

Если обязанность по уплате акциза связана с обнаружением недостачи товаров, датой реализации является дата обнаружения недостачи. При этом акцизом облагается то количество недостающего товара, которое превышает нормы естественной убыли (п. 4 ст. 195 НК РФ).

По операциям передачи товаров, произведенных из давальческого сырья, акциз начисляется на дату подписания акта приема-передачи таких товаров (п. 2 ст. 195 НК РФ).

Акциз начислите по всем операциям, дата реализации (передачи) которых относится к текущему месяцу (п. 5 ст. 194, ст. 192 НК РФ).

Ситуация: в какой момент нужно начислить акциз при реализации товаров через посредника?

При реализации товаров по посредническим договорам акциз начислите в момент передачи товаров посреднику.

Объясняется это так.

При реализации произведенных подакцизных товаров возникает объект обложения акцизами (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Реализацией товаров признается передача права собственности на товары (на возмездной или безвозмездной основе) от одного лица к другому (п. 1 ст. 39 НК РФ). То есть в общем случае датой реализации считается дата перехода права собственности.

Вместе с тем, для целей исчисления акцизов дата реализации подакцизных товаров определяется как день их отгрузки (передачи) (п. 2 ст. 195 НК РФ).

Таким образом, если условиями договора предусмотрен переход права собственности, начислять акциз нужно на дату отгрузки товаров в рамках исполнения такого договора независимо от даты перехода права собственности на него или дату оплаты. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 14 января 2010 г. № 03-07-06/03.

При реализации товаров через посредников право собственности на товары сохраняется за производителем до момента продажи их посредником (п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ).

Однако передаются они посреднику с целью их реализации, в результате которой право собственности от производителя перейдет непосредственно к покупателю. Поэтому на основании изложенных выше норм начислить акциз нужно на дату отгрузки товаров посреднику.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 октября 2008 г. № 03-07-06/87.

Ставки акциза

После определения момента начисления акциза определите ставку акциза по реализованному (переданному) товару. Это связано с тем, что порядок определения налоговой базы зависит от вида налоговых ставок, установленных для различных подакцизных товаров.

Налоговым законодательством предусмотрены три вида ставок акциза:

  • твердые или специфические – в рублях на единицу измерения объема реализованного (переданного) подакцизного товара;
  • адвалорные – в процентах от цены (стоимости) реализованных (переданных) подакцизных товаров;
  • комбинированные – одновременно включающие в себя как твердые, так и адвалорные налоговые ставки.

В настоящее время применяются только два вида налоговых ставок:

  • комбинированные – установлены в отношении сигарет и папирос;
  • твердые или специфические – установлены в отношении остальных подакцизных товаров.

Такой вывод следует из положений пункта 2 статьи 187 и статьи 193 Налогового кодекса РФ.

Ставку акциза определяйте на основании положений статьи 193 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: по какой ставке начислять акциз при реализации газированной винной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 8,5 процента?

При реализации газированной винной продукции начисляйте акциз по ставке, установленной в отношении игристых (шампанских) вин.

Объясняется это следующим.

Адвокат в невском районе Санкт-Петербурга услуги юриста

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). В теории налогообложения он получил название универсального акциза.

Взимание НДС построено на территориальном принципе: налогообложению подлежат как резиденты, так и нерезиденты, совершающие на территории Российской Федерации операции, признаваемые объектами налогообложения. Правовая основа исчисления и взимания НДС изложена в гл.

23 второй части Налогового Кодекса России.

Система взимания НДС

Система взимания НДС, используемая в России, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством.

Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости производственных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным методом.

Налогоплательщик выписывает покупателю товара (работы, услуги) специальный (по установленной Правительством РФ форме) счет-фактуру, увеличивая цену товара (работы, услуги) на сумму налога, которая указывается отдельно.

Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при приобретении необходимых для производственных нужд товаров (работ, услуг) и выделенного в счете-фактуре поставщика. Разница вносится в бюджет.

Таким образом, продавец товара теоретически не несет экономического бремени, связанного с уплатой НДС при покупке сырья и материалов, так как покупатель его товара компенсирует эти затраты. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный потребитель, поэтому НДС традиционно относят к косвенным налогам (налогам на потребление).

К объектам налогообложения отнесены также передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных непроизводственных нужд и выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

НДС на импорт

Другой объект НДС – импорт товаров. Налог взимается таможенными органами на основе таможенной стоимости товара. Налоговый Кодекс Российской Федерации устанавливает несколько ставок налога: нулевую, стандартную, пониженную и расчетную.

Пониженная ставка применяется при налогообложении основных продовольственных товаров и товаров детского ассортимента по перечню, установленному в НК РФ.

Налогообложение проводится по расчетным ставкам налога при получении авансовых платежей, при удержании налога налоговыми агентами, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

НДС на экспорт

На экспортируемые товары и услуги НДС взимается по нулевой ставке.

Облагаются по нулевой ставке и услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров, транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации, а также услуги по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

Нулевая ставка применяется в отношении товаров и услуг, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и их персоналом, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Налогоплательщикам, применяющим нулевую ставку, возмещаются из бюджета суммы налога, уплаченные ими при покупке товаров (работ, услуг), использованных при производстве облагаемой по нулевой ставке продукции (товаров, работ, услуг).

Возмещение происходит путем возврата или зачета уплаченных сумм налога на основании решения налогового органа, в который налогоплательщик представляет отдельную декларацию

Сроки составления и представления НДС

Сроки составления и представления в налоговый орган расчетов НДС, а также его уплаты зависят в основном от масштаба деятельности налогоплательщика. При больших оборотах налог уплачивается по истечении каждого налогового периода – ежемесячно, при незначительных – реже.

Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки, не превышающими 1 млн. руб., налоговым периодом определен квартал. Для организаций и предпринимателей, у которых сумма выручки за три последовательных календарных месяца не превысила в совокупности установленный налоговым законодательством размер (т.е. 1 млн руб.

), предусмотрена возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Акцизы

В отличие от многоступенчатого НДС, акцизы уплачиваются в бюджет однократно производителем подакцизного товара и теоретически перекладываются на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, имеют регрессивный характер.

С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомобили и т.п.

) и товары, пользующиеся повышенным спросом, но недорогие в производстве (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.).

Экономическая роль акциз

Экономическая роль акциза заключается в перераспределении доходов и препятствии образованию сверхвысокой прибыли. С этой же целью акцизами традиционно облагаются компании, добывающие минеральное сырье.

Глава 22 части 2 Налогового Кодекса России вводит две группы предметов налогообложения акцизами — подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Перечень подакцизных товаров включает спиртосодержащую продукцию, табачные и ювелирные изделия, легковые автомобили, автомобильный бензин и дизельное топливо. К подакцизному минеральному сырью относится природный газ.

Перечень подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, ставки акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, едины на всей территории Российской Федерации и установлены в Налоговом кодексе РФ.

Ставки и объекты акцизов

Действующие ставки акцизов разделяются на специфические, устанавливаемые в твердых суммах, и адвалорные (процентные). Так, для ювелирных изделий и некоторых видов подакцизного минерального сырья применяются адвалорные ставки, а для алкогольной и табачной продукции – специфические.

Объектами акцизов являются факты реализации (передачи) налогоплательщиком подакцизных товаров (в том числе и из давальческого сырья), а также импорт подакцизных товаров. В гл.

22 второй части Налогового Кодекса РФ установлен накопительный метод учета налоговой базы: моментом реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, за исключением моторного масла и природного газа, считается день их отгрузки; моментом реализации моторного масла и природного газа – день поступления денежных средств на банковский счет или в кассу налогоплательщика. Сумму акциза плательщики определяют самостоятельно. При этом сумма акциза, как и НДС, в счетах – фактурах выделяется отдельной строкой.

В целях расширения экспорта готовой продукции и недопущения двойного налогообложения акциз не взимается либо возврата (возмещается) из бюджета в случае поставок большинства подакцизных товаров за пределы государств – участников СНГ. Не освобождаются от акцизов поставки на экспорт минерального сырья.

Уплата налога

Сроки уплаты налога и представления отчетности определяются зависимости от величины оборота по реализации соответствующего товара и вида производимой продукции. Наиболее часто уплачивают акциз производители этилового спирта и ликероводочных изделий.

В качестве особой меры контроля за своевременным и полным внесением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка специальными марками акцизного сбора алкогольной продукции, табак и табачных изделий, как производимых на территории Российской Федерации, так и ввозимых на ее таможенную территорию.

В Российской Федерации акцизы отнесены к федеральным налогам, но они ежегодно распределяются в порядке межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. В региональных бюджеты может зачисляться от 50 до 100% сумм акцизов, собранных на территории субъектов Федерации.

Налоговый юрист, минимизация налогообложения

Подробнее

Налогообложение юридических лиц, и их имущества

Подробнее

НДС, система взимания, НДС на импорт и экспорт

Подробнее

Налоги с владельцев транспортных средств

Подробнее

Земельный юрист, размер, льготы на земельный налог

Подробнее

Единый социальный налог, ставки, освобождение от ЕСН

Подробнее

Объекты налогообложения, взимание налогов, нарушения

Подробнее

Уголовная, административная, финансовая ответственность

Подробнее

Налог, сбор, платеж, характеристики налогов и сборов

Подробнее

Услуги налогового адвоката, помощь в налогообложении

Подробнее

Услуги адвоката при налоговой проверке, налоговый специалист

Подробнее

Налоговый юрист для физических и юридических лиц

Подробнее

Услуги юриста и адвоката по налоговым спорам

Подробнее

Адвокат по налоговым преступлениям, налоговые санкции

Подробнее

Экономия налогообложения, юрист по налоговой оптимизации

Подробнее

Задать вопрос адвокату:

Налоговая база: акцизы и НДС

Акцизы и НДС — это одно из ключевых понятий как для экономистов, занимающихся особенностями налогообложения, так и для предпринимателей, старающихся выжить в условиях сильной рыночной конкуренции в нашей стране.

Многих эти слова пугают, у других вызывают бурю недовольства – «Снова государство отбирает последние деньги!».

Впрочем, сложно спорить, налогообложение в существующей форме, имея множество острых углов, все же эффективно – ставки не так высоки, как во многих державах, а отдача позволяет каждому ощущать социальную безопасность за счет государства и его «финансовой подушки».

Акцизы: что это и зачем?

Рассказывая об акцизах и НДС, для упрощения ситуации каждый из видов надбавок лучше рассматривать отдельно. Это позволяет избежать путаницы понятий. Впрочем, нужно также помнить, что общего у этих двух разновидностей немало.

Так, НДС, акцизы, налог на прибыль представляют собой косвенное налогообложение. Этот термин обозначает следующий факт: надбавка причисляется к стоимости товара, уплатить которую придется покупателю.

В этом категорическое отличие от прямых налогов, оплата которых более «прозрачна», очевидна и ложится на продавца, производителя, работодателя.

В то же время акцизы отличаются узкой сферой применения, чем и выделяются на фоне НДС.

Их можно наложить лишь на определенные группы продуктов, изготовленных за рубежом или в родной стране, но нельзя распространить на услуги, работы.

Обычно начисление акциза и НДС производится индивидуально для каждой группы подакцизных товаров. Такой подход обеспечивает максимально справедливый и экономически эффективный результат работы системы налогообложения.

Акциз: отличие от НДС

Несмотря на то что налоговая база НДС и акцизов довольно сходна по своей структуре, есть некоторые важные отличия. Акциз начисляют и взимают лишь один раз за весь цикл существования товара.

Начисление налога происходит на какой-то одной стадии продвижения продукта, чаще всего – начальной, то есть в тот момент, когда товар отпускается производителем первому (вероятно – оптовому) покупателю.

Когда товар перепродается, дополнительных отчислений по налоговой программе акциза не требуется, поскольку средства уже были направлены в бюджет. Производитель включает акцизы и НДС в отпускную стоимость, а значит, эти величины в будущем – лишь элемент цены.

При этом однократность отчисления этой суммы делает акцизы гораздо более дружелюбными для предприятий, покупателей, нежели НДС, раз за разом составляющий прибавку к цене товара и ложащийся в итоге на конечного потребителя. Насколько велик он будет при этом, определяется длительностью цепочки перекупщиков.

Во многом эта разница в логике начисления является основным отличием, важным для учета НДС и акцизов, который ведется бухгалтерией предприятия.

Акцизы: настоящее и будущее

Указанная специфика начисления акцизов и НДС делает очевидной взаимосвязь системы налогообложения и инфляции. Если увеличение объемов НДС с каждой операцией по товару лишь стимулирует инфляционный рост, то регулярность и одноразовость акцизов позволяет минимизировать рост стоимости продукта и сделать рынок более стабильным.

В то же время нельзя полностью исключить акцизы, НДС, таможенную пошлину, даже если при идеалистичном воззрении на экономические науки кажется, что это лучший способ исключить инфляцию. Именно эти налоги позволяют наполнить бюджет государства, а также обеспечивают приток средств в бюджеты субъектов страны.

Стабильность: будет ли?

Ежегодно формируется аналитика, отражающая, как велика была за отчётный период уплата НДС и акциза в каждом отдельном субъекте и по государству в целом. Если поднять данные за последние несколько лет, можно заметить, что колебания показателей существенные.

Следовательно, сложно прогнозировать значимость акцизной надбавки для федерального, территориальных бюджетов на будущее.

Известны года, когда за счет акцизов в бюджет страны приходило лишь 3,6 % от общей величины, а в другие отчетные периоды эта цифра возрастала до 15 %.

Говоря о фискальной значимости этого элемента системы налогообложения, важно отметить, что без учета акцизов и НДС нельзя делать корректные выводы о значимости для бюджета страны реализации подакцизной продукции на фоне общих объемов всех торговых операций в государстве.

Корректный налоговый учет позволяет выявить процент акцизов из прочих налоговых отчислений, направленных в консолидированный государственный бюджет.

Эта величина зависит от установленных акцизных размеров и льготных программ, инфляции и особенностей объектов, на которые начисляются налоги.

Правильное использование информации, получаемой из такой аналитики, позволяет корректировать начисление НДС, акцизов, налога на прибыль, НДФЛ таким образом, чтобы при достаточно объемных отчислениях в бюджет предприятия могли работать с выгодой для себя.

Аналитика и взаимосвязи

Итак, цена на любой товар включает НДС и акцизы, которые показывают также потенциал системы налогообложения. Кроме того, можно делать выводы о необходимости расширения или уменьшения круга товаров, на которые необходимо ввести (или исключить) акцизы.

Подакцизные товары в настоящее время:

  • этиловый спирт;
  • продукты, в которых этиловый спирт присутствует в концентрации от 9 % и более;
  • алкогольные товары;
  • пиво;
  • продукция с содержанием табака;
  • персональные автомобили;
  • мотоциклы, мощность двигателя которых составляет 150 лошадиных сил и больше;
  • бензин для автомобилей;
  • дизель;
  • моторные масла;
  • прямогонное топливо.

На все эти категории товаров акцизы и НДС достаточно существенные, чтобы гарантировать бюджету ежегодные поступления довольно большого объема средств.

Было – стало

Известно, что ранее папиросы и этиловый сырцовый спирт не входили в число подакцизных товаров. Корректировки по этому поводу в закон были внесены не так давно. Выручка, НДС, акцизы на эти категории продукции стали сходны с прочими алкогольными, автомобильными, содержащими табак товарами. Между прочим, мотоциклы тоже были введены в перечень подакцизных товаров не так давно.

Впрочем, не все так однозначно. Аналитика, оценивающая выручку, НДС и акцизы, позволила экономистам продвинуть идею об исключении некоторых категорий товаров из перечня подакцизных. Так, отсюда вывели ювелирные изделия и некоторые категории топлива, изготовленные из газа, нефти.

Эти изменения вызвали определенное недовольство со стороны местных чиновников, так как сократили поступления в бюджет. Если говорить о количественном выражении, то исключение указанных позиций из числа подакцизных только в Санкт-Петербурге уменьшило налоговые поступления на 7,5 %.

Для всей страны показатель упал в среднем на 2,5 %.

Частично эти потери возместили, включив в список подакцизных товары из категории бытовой химии, парфюмерии, а также продукты, содержащие спирт. Правила распространились на изделия, поставляемые на рынок в металлических упаковках, оснащенных аэрозолем.

Избежали внимания налоговиков

Некоторые виды продукции не облагаются акцизами, несмотря на наличие спирта среди компонентов. При этом акцизы не взимаются лишь при соблюдении определенных условий. Например, на таком особом положении оказались лекарственные препараты, произведенные на спиртовой основе.

Индивидуальный подход со стороны налоговых законов практикуется и к ветеринарным средствам, в составе которых содержится спирт. Также преимущественно не облагаются акцизами косметические и парфюмерные товары.

Все перечисленные категории избегают акцизного налогообложения только в том случае, если производитель позаботился о государственной регистрации продукта.

Кроме того, есть требования к упаковке: емкости должны удовлетворять принятым на государственном уровне стандартам.

Налоги и нормативы

Предполагается, что ежегодно только через программу акцизного налогообложения федеральный бюджет России должен получать около 130 миллиардов, из которых большая часть – это отчисления от товаров, изготовленных внутри государства. В процентном выражении это около 84 %. Из них более 40 % поступлений ожидается от нефти и продукции, изготовленной на ее основе, немногим меньше – от реализации содержащих табак товаров.

Чей кошелек страдает?

Кто должен заплатить акциз? По закону эта обязанность ложится на предприятия и предпринимателей, производящих товар либо перевозящих его через государственную границу России.

А вот обособленные подразделения и прочие подобные структурные формирования платить налоги самостоятельно не должны, они лишь берут на себя обязанность по перечислению денег из головного офиса в местное налоговое отделение.

Если некоторый предприниматель или предприятие были причислены к списку плательщиков акцизного налога, они должны сперва проанализировать хозяйственную деятельность.

Присутствует ли в ней такой объект, на который начисляются акцизы? Если таковой есть, налог придется заплатить в обязательном порядке.

При отсутствии продукции из перечня подакцизной платить ничего не нужно – пока не появится обосновывающий отчисления товар.

Нк и объект налогообложения

Из главного в России сборника налоговых законов следует, что объект акцизного налогообложения – это такие операции, в которых принимают участие товары, по закону облагаемые акцизами.

Указанные хозяйственные операции в экономических науках принято разделять на группы для упрощения составления аналитики. Существующее деление:

  • операции с нефтью и продуктами ее переработки;
  • операции с прочими товарами, облагаемыми акцизами.

Такое деление основано на введении специализированного порядка начисления налогов на нефть и изготовленные на ее основе продукты.

Операции: за что придется отчитаться?

Акцизы придется уплатить при совершении ряда операций с товарами, включенными в государственный перечень (основные категории, входящие в него, перечислены выше). К числу таких операций в первую очередь относят реализацию.

Рассматриваются сделки, заключаемые на территории России, причем одна из сторон – производитель подакцизной продукции. Закон трактует понятие «реализация» не только как продажу, но и сделки с безвозмездной основой, а также как передачу продукта, в ответ на что производитель получает отступные, инновации.

В качестве «оплаты» по реализации может выступать натуральная оплата труда.

Налогами будут обложены и операции, реализуемые в государственных границах России с подлежащими акцизному налогообложению товарами, если они были сделаны из давальческого сырья и затем переданы лицу, это сырье предоставившему. Если производитель некоторый процент произведенных продуктов оставляет себе в качестве вознаграждения за услуги по изготовлению, операция также подлежит акцизному налогообложению.

А что еще?

Налог придется заплатить, если организация передает изготовленные продукты, официально представляя их в качестве сырья для последующего производства товара, не подлежащего обложению акцизом.

Придется уплатить отчисление в бюджет и в случае, когда подакцизный продукт был изготовлен фирмой и передан потребителю без оплаты стоимости, но по договору потребитель обязан заплатить за переработку.

Если товары передаются для собственных нужд и внутреннего пользования, продукция также облагается акцизами, равно как и передача товара в качестве отчислений в уставной капитал третьего юридического лица.

НДС: рассмотрим внимательнее

Этот вид налогов также является косвенным и включается в стоимость товара, уплачиваемую покупателем. Плательщиками для этой категории налоговых отчислений выступают предприятия, предприниматели, а также те, кто перевозят товары через государственную границу России.

НДС можно начислять только в том случае, когда товары передаются (услуги – оказываются, работы – исполняются) в пределах государственных границ России, а покупатель активен на территории страны.

Чтобы процедура была легальной и корректной, ее сопровождают документацией, подтверждающей, где именно товары были проданы, услуги – оказаны, а работы – исполнены.

В качестве такого официального подтверждения выступают заключаемые договоры, чеки и иные документы, из которых следует, что услуги оказаны, работы исполнены.

НДС: базовые понятия

О том, что представляет собой налоговая база для расчёта НДС, рассказывает НК в статье под номером 40. Из нее следует, что для расчёта налогов берут стоимость продукта, услуги или работы, вычитая из нее величину акцизов. В качестве стоимости берут ту величину, которую в документах, сопровождающих операцию, указывают обе стороны сделки.

Если необходимо продать товар, в цену которого уже включен НДС, тогда для расчета налоговой базы выявляют рыночную цену товара и вычитают из нее остаточную стоимость, проводя в процессе бухгалтерских вычислений переоценку позиций.

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ В СОСТАВЕ ЦЕНЫ

Важное место в составе цены занимают налоги. По своей организационно-экономической сути налог – это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики без предоставления его плательщикам специального эквивалента. Эквивалентом, правда, могут быть те услуги, которые оказывает налогоплательщику государство*.

* В Древнем Риме не платившие налогов освобождались от обязанностей и прав гражданства лишались. Во времена Великой французской революции политические права обретали люди, уплатившие налоги в размере 3-дневного заработка.

Феодалы и духовенство считали налоги признаком рабства.

Капитализм уравнял (хотя и формально) все слои населения в налоговых обязательствах перед государством. Адам Смит обоснованно считал, что налоги для граждан – признак не рабства, а свободы.

Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение, инфляцию или снижение. В-четвертых, налоги выполняют активные социальные действия – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.

В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и не имеющий значения как самостоятельный элемент цены налог на прибыль.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды.

Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается *, перспектива их применения зависит от акцентов политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. В то же время ставки отдельных видов социальных налогов стали объектом критики, так как являются высокими. Так, ставка 28% в пенсионный фонд многими экспертами признается высокой и является фактором, завышающим издержки предприятия (себестоимость).

Правительство РФ в целях стимулирования производства внесло в Государственную Думу законопроект «О взносах в государственные внебюджетные фонды», предусматривающий перенос выплат в государственные внебюджетные фонды с работодателя на работника с соответствующим увеличением размера начисляемой заработной платы. В нем предлагается снижение ставки взносов для основного плательщика-работодателя с 39,5 до 27,7%, в том числе по платежам в Пенсионный фонд РФ – с 28 до 19 %, Фонд социального страхования – с 5,4 до 4,4%, Государственный фонд занятости населения РФ с 1,5 до 0,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – с 3,6 до 3,4%. Приведенные показатели резко увеличивают размер взносов, уплачиваемых физическими лицами в Пенсионный фонд РФ с 1 до 4,5%, вводится уплата взносов в Государственный фонд занятости населения РФ в размере 0,5%. Для того чтобы не допустить уменьшения чистых доходов работников, законопроектом предусмотрено условие, в соответствии с которым переход на новые тарифы осуществлялся бы при одновременном увеличении фонда оплаты труда.

* Источником социальной поддержки населения являются не только социальные налоги, но и доходы бюджета, которые формируются за счет других налогов. На практике присутствует противоречие между социальными и экономическими аспектами налогов. А именно: чтобы обеспечить дополнительные ресурсы для поддержания населения, нужно повысить налоги. Повышение налогов снижает доходы населения, а также предприятий.

Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называютспециальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды.

По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т. д.

К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. Косвенные налоги – это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.

Многие ученые и специалисты высказывают необходимость серьезного научного обоснования соотношения прямых и косвенных налогов. В настоящее время упор сделан на косвенные налоги как основу налоговой системы. В рыночной экономике традиционно считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления. Косвенные налоги – это налоги на потребителя. Они считаются самыми несправедливыми, поскольку регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких.

Налоги на добавленную стоимость и акцизы были введены в российскую хозяйственную практику с 1 января 1992 г. Произошло совмещение введения НДС, акцизов и либерализации цен.

По своей экономической сущности налог на добавленную стоимость*представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На каждой стадии производства товаров, выполнения работ, оказания услуг создается новая добавленная стоимость. Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных на их изготовление или выполнение работ, услуг.

* Система налога на добавленную стоимость разработана во Франции в 50-х гг., внедрена в этой стране почти во всех отраслях экономики, а с 1968 г. – распространена и на торговлю. В настоящее время данный налог используется более чем в сорока странах мира с экономикой, основанной на рыночных отношениях. Он дает наибольшие налоговые поступления в бюджет.

На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам), и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам.

Ставка налога на добавленную стоимость в 1992г. составляла 28%, с 1 января 1993 г. – 20%, на продовольственные товары (кроме подакцизных) и детские товары (по перечню правительства) – 10% *. В размере 10% взимается НДС по зерну, сахару-сырцу, рыбной муке, рыбе, морепродуктам, поставляемым в технических целях, для кормопроизводства и производства лекарственных препаратов.

* В перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10%, включены: мясо и мясопродукты, яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, макаронные изделия, рыба живая, море- и рыбопродукты (за исключением деликатесных), продукты детского и диабетического питания, овощи, картофель и продукты их переработки и т. д.

Список детских товаров, по которым установлена ставка НДС в размере 10%, включает 20 позиций товаров: швейные, трикотажные изделия, обувь для детей определенных возрастных групп, школьно-письменные принадлежности и т. д.

Указанные ставки в 20 и 10% применяются также при исчислении НДС по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.

Практика установления разных ставок на продовольственные и непродовольственные товары соответствует мировому опыту (практикуется в Германии, Италии, США и т. д.).

Если установлена цена, включающая налог на добавленную стоимость, то исчисление НДС производится из этих цен по ставке 16,67 или 9,09% *. Основными являются ставки в 20 и 10%, а ставки в 16,67 и 9,09% – производные от основной. Расчетные ставки применяются при исчислении налога по товарам, реализуемым по регулируемым ценам, а также при обложении налогом на добавленную стоимость предприятий торговли, товарно-сырьевых бирж, аукционов и в ряде случаев, когда НДС является составной частью полученного предприятием дохода.

* Ставка налога 16,67 и 9,09% выведена из соотношения: 20 / 120 x 100% = 16,67; 10 / ll0 x 100% = 9,09.

Как показывает практика, ставка в размере 20% достаточно высокая, она увеличивает цену реализации, тем самым она представляет собой налог на потребителя, перераспределяя его доходы в бюджет *. В структуре доходов консолидированного бюджета за январь–ноябрь 1998 г. НДС составил 128,1 млрд руб., занимая первое место в названных доходах (23,9%), в то время как прибыль – 80,4 млрд руб. или 15%.

*Налог на добавленную стоимость не относится на издержки производства и обращения.

В большинстве стран ставка налога на добавленную стоимость ниже, чем в России. Например, в Италии льготная ставка НДС в размере 2% применяется к предметам первой необходимости, по непродовольственным товарам установлена основная ставка – 9%, по предметам роскоши действует высокая ставка – 38%. Во Франции в соответствии с законом о финансах, который ежегодно принимается парламентом, как правило, применяются 3 основные ставки: сокращенная (2,1 %), нормальная – 5,5%, повышенная – 25% к базе исчисления.

С точки зрения социальной защиты малообеспеченных слоев населения предусмотрены определенные льготы в части обложения товаров и услуг НДС. Сейчас у нас действует перечень социально значимых товаров, услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость. Это услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом; квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях; стоимость выкупленного в порядке приватизации имущества; услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; плата за обучение детей и подростков в кружках, секциях, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях; услуги учреждений культуры и искусства и т. д. Во всех странах существуют льготные или нулевые ставки налога на добавленную стоимость для отдельных товаров и услуг. Их отсутствие ведет к повышению цен на соответствующие товары, услуги, что во всем мире считается нежелательным явлением по социальным соображениям (медикаменты, товары для инвалидов и т. д.).

По своей социальной сути НДС, как мы уже отмечали выше, регрессивен для конечного потребителя. При отсутствии каких-либо скидок и льгот НДС вынуждает лиц с низкими доходами выплачивать больший по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих доходов. Например, семья с доходами 60 тыс. руб. и семья с доходом 600 тыс. руб. покупают одинаковый бытовой прибор за 10 тыс. руб., в том числе налог на добавленную стоимость составляет 20%, то есть 1666 руб. Обе семьи в данном случае уплатят один и тот же косвенный налог – 1666 руб. В одном случае НДС составит около 2,8% к сумме месячных доходов (1666/60 000 x 100% == 2,77%), в другом – только 0,28% (1666/600000 x 100% =0,277%).

На товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши, введены с 1 января 1992 г. акцизы *. Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары, услуги и отдельные виды минерального сырья**. Акцизы устанавливаются на следующие виды продукции: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

*Акцизы действовали в нашей стране в 20-х гг.

** Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах, хотя в каждой имеются свои особенности. Например, в ФРГ акцизами облагаются электролампочки.

Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации, являются едиными на всей территории Российской Федерации и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме * (табл. 11.1).

* В большинстве стран акцизы устанавливаются в сумме на единицу товара.

По подакцизным видам минерального сырья ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

Акцизы способствуют изъятию доходов, которые сегодня включены в цену товара. Подакцизные товары облагаются налогом на добавленную стоимость с учетом акциза, что приводит к двойному налогообложению этих товаров: налогом облагается величина другого налога, то есть сумма акциза включается в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

В общей сумме налоговых поступлений в бюджет акцизы приносят немало дохода (по данным за 1998 г. – около 10%, в то время как в предыдущие годы примерно 4%).

Названные два вида налогов являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, делают их во многих случаях недоступными для малообеспеченных семей, перекачивают средства из доходов покупателей в бюджет, тем самым не стимулируют спрос.

С другой стороны, косвенные налоги, включаемые в цену сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, увеличивают себестоимость изготовляемых товаров, удорожают их, тем самым не стимулируют предпринимательство, сдерживают производство.

Величина ставки НДС, акциза должна быть экономическим регулятором. Поэтому большое внимание должно уделяться методике взимания налога. Надо выяснить, какой уровень налога допустим. У нас сначала государство подсчитывает, сколько ему нужно, и после этого определяет ставки налога.

Таблица 11.1. Действующие ставки акцизов в 1999 г.

Виды подакцизных товаров Ставка акциза в % или в руб. и коп. за единицу измерения
Спирт этиловый из всех видов сырья 12 руб. за 1 л безводного (100-процентного) этилового спирта
Спирт этиловый, отпускаемый организациям для производства лекарственных средств и изделий медицинского и ветеринарного назначения и (или) для проведения лечебного процесса в пределах утвержденных квот потребления спирта для этих организаций 8 руб. за 1 л безводного (100-процентного) этилового спирта
Алкогольная продукция, за исключением вин, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, а также виноградных, плодовых и медовых напитков и ликеро-водочных изделий с объемной долей этилового спирта до 25% включительно; спиртосодержащая продукция 60 руб. за 1 л безводного (100-п роцентного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Ликеро-водочные изделия, виноградные, плодовые и медовые напитки с объемной долей этилового спирта до 25% включительно, за исключением шипучих и газированных 48 руб. за 1 л безводного (100-процентного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Вермуты и вина, за исключением натуральных, игристых, шампанских, шипучих и газированных 27 руб. за 1 л безводного (100-процентного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Вина шампанские и вина натуральные игристые, шипучие и газированные 7 руб. за 1 л
Вина, винные и другие напитки шипучие и газированные (за исключением вин, натуральных игристых, шипучих и газированных), разлитые в стеклянную тару емкостью 0,5 л и более 10 руб. за 1 л
Вина натуральные, слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением газированных и шипучих напитков, разлитых в стеклянную тару емкостью 0,5 л и более) 3 руб. за 1 л
Пиво 72 коп. за 1 л
Табачные изделия: табак трубочный, за исключением табака трубочного по ГОСТу 168 руб. за 1 кг
Табак трубочный по ГОСТу 16 руб. за 1 кг
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции 72 руб. за 1 кг
Сигары, за исключением сигар по ГОСТу 3 руб. 60 коп. за 1 шт.
Сигары по ГОСТу 1руб. 20 коп. за 1 шт.
Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм 30 руб. за 1000 шт.
Сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 20 руб. 50 коп. за 1000 шт.
Сигареты с фильтром 1, 2 и 3-го классов по ГОСТу 14 руб. 50 коп. за 1000 шт.
Сигареты с фильтром 4-го класса по ГОСТу 9 руб. 50 коп. за 1000 шт
Сигареты без фильтра 7 руб. за 1000 шт.

Так как НДС и акцизы являются элементами цены, то в условиях роста цен они автоматически индексируются темпами инфляции, в отличие от прямых налогов, которые больше подвержены инфляционному обесценению. При падении объемов производства НДС только углубляет инфляцию, впрямую влияет на рост цен.

Возникает вопрос: можно ли избежать дефицита бюджета, уменьшив налоговые ставки?

Многие специалисты утверждают положительно, аргументируя это тем, что при снижении ставок (например, НДС) будет иметь место: 1) рост производства; 2) прирост налоговых поступлений в результате роста производства перекроет потери от снижения ставок.

В то же время практика показывает, что повышение налоговых поступлений (при снижении налоговых ставок) возможно в определенных условиях, а именно если отечественная промышленность будет более чутко и быстро реагировать на увеличение спроса ростом производства. В России ситуация, к сожалению, обратная. Ставки НДС с 1993 г. ниже ставок 1992 г. почти в 2 раза (сравните 28% в 1992 г. и 20 и 10% с 1993 г.), а спад производства продолжается. Что это значит? Это означает, что эластичность нашей экономики очень низка. Поэтому вероятность увеличения объемов производства при снижении цены за счет снижения налогов мизерна, что и произошло в 1993 г. За счет снижения НДС предприятия увеличили свою прибыль, а на снижение цен не пошли.

Необходимо учитывать, что эластичность нашей экономики очень низкая по сравнению с США, Швецией и другими высокоразвитыми странами. Это значит, что рекомендации, которые дают нам зарубежные ученые, у нас не срабатывают.

Критерием целесообразности снижения НДС, акциза в составе цены является наличие эластичного предложения, стремления и возможности предприятий заполнить образовавшуюся нишу реальными товарами.

Косвенные расходы

Для целей налогообложения прибыли расходы распределяются на прямые и косвенные расходы.

Косвенные расходы — это затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), которые нельзя напрямую отнести к изготовлению продукции (работ, услуг) и можно учесть в расходах в том периоде, когда они понесены.

Все затраты, которые не отнесены в учетной политике к прямым расходам и не являются внереализационными расходами, признаются косвенными расходами.

К косвенным расходам можно отнести, например, затраты на услуги связи, аренду офиса и т.д.

Самое главное отличие прямых расходов от косвенных расходов в том, что сумма косвенных расходов в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, а прямых — к расходам текущего периода по мере реализации товаров, работ то есть с учетом остатков незавершенного производства.

Исключением являются случаи, когда деятельность организации связана с оказанием услуг. Данные налогоплательщики вправе относить сумму прямых расходов отчетного (налогового) периода в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Относить ли расходы к прямым или косвенным расходам компания определяет отдельно для каждого производственного цикла.

Если те или иные ресурсы согласно технологическим регламентам не включены в производственный цикл, не являются его неотъемлемой частью, то затраты на них можно учитывать в составе косвенных расходов.

Пример. Отражение косвенных расходов в декларации по налогу на прибыль

Косвенные расходы торговой организации за I квартал текущего года составили 3 080 356 руб., из которых:

  • 210 000 руб. — амортизационная премия по автомобилю, включенному в третью амортизационную группу;

  • 500 000 руб. — амортизационная премия по расходам на реконструкцию здания склада, включенного в десятую амортизационную группу;

  • 130 000 руб. — авансовый платеж по налогу на имущество;

  • 37 000 руб. — авансовый платеж по транспортному налогу;

  • 978 000 руб. — заработная плата персонала;

  • 295 356 руб. — страховые взносы, начисленные на заработную плату;

  • 190 000 руб. — расходы на рекламу;

  • 400 000 руб. — арендная плата за офис;

  • 300 000 руб. — коммунальные услуги (электроэнергия, водо-, теплоснабжение и т.д.);

  • 28 000 руб. — расходы на канцтовары;

  • 12 000 руб. — расходы на услуги связи.

Эти суммы будут отражены в декларации по налогу на прибыль следующим образом:

В декларации по налогу на прибыль за I квартал текущего года:

По строке 040 отражается сумма в размере 3 080 356 руб.

По строке 041 отражается сумма в размере 167 000 руб.

По строке 042 отражается сумма в размере 500 000 руб.

По строке 043 отражается сумма в размере 210 000 руб.