Акциз и транспортный налог

Себестоимость бензина. Разберем на примере 1 литра в России и США

Очень часто ко мне приходят вопросы — про себестоимость бензина, а сейчас (видно из-за кризиса) такие вопросы намного увеличились. Народу интересно, а сколько реально стоит произвести 1 литр топлива, скажем АИ – 92? Так ли это сложно как кажется и откуда берется такая большая стоимость бензина в стране? Лично я очень долго изучал этот вопрос, на который сегодня постараюсь вам ответить простыми, что говорится, словами …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Как мы с вами уже знаем — бензин производится из нефти, способов всего два: метод прямой перегонки и более совершенный метод крекинга (термического или каталитического). Но для того чтобы получить нефть нужно для начала найти месторождение, произвести геологические изыскания и только после этого начинать бурить. После этого нефть нужно доставить на перерабатывающее предприятие, которое уже изготовит бензин (доведет до нужных стандартов), после чего его транспортируют на сеть АЗС. После этого заправочная станция в комфортных для вас условиях продаст вам литр топлива, за который вы собственно и платите! Компания, которая произвела и продала вам топливо, должна заплатить акцизы и налоги в государственный бюджет. Именно из всей этой совокупности и складывается цена 1 литра топлива.

Если вывести цепочку то она получается примерно: — себестоимость добычи (разведки) + затраты на транспортировку + затраты на переработку + расходы на розницу + налог на прибыль + Акциз + НДС + НДПИ + совокупная прибыль (производителя и переработчика) = стоимость 1 литра.

С одной стороны кажется — что все сложно, цепочка большая! Но с другой стороны самое сложное это добыть нефть, а уже дальше это дело техники – переработка и доставка до потребителя, ну и конечно налоги – налоги! А куда же без них. Сегодня я хочу остановиться подробнее на каждом пункте, по его значимости в цепочки, в конце будет расклад в процентном соотношении.

Сразу хочется оговориться ребята — я пользовался информацией с государственных сайтов, а также с крупных масс-медиа (например «ВЗГЛЯД», «Московский Комсомолец» и т.д.). Также хочется отметить, что данные взяты за промежуток с 2012 по 2015 года, на 2016 год пока данных не нашел. Но думаю, мало что изменится. НУ что поехали.

А как у них, и у нас (я про США)?

Если честно, то я не поклонник США, просто взял для сравнения, как у них обстоит дело с производством и налогами? И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.), в пересчете на литры стоит чуть дороже, на данный момент (2016 год), около 40 рублей литр? Хотя уровень дохода американцев на много выше чем средний статистический по России.

Этому есть несколько объяснений:

Во-первых, в США почти все НПЗ перерабатывают бензин, по новым технологиям у них уже давно нет метода прямой перегонки, хотя в России он присутствует в 90% случаев. Что это дает? ДА то что в России с 1 литра нефти мы получаем всего около 150 – 160 мл бензина, а в США примерно в три раза больше около 450 – 480 мл. Для сравнения в Европе это 300 – 350 мл.

Во-вторых, налог государства в США заложенный в литр всего 25 – 30%, а вот в России все 49! Если бы государство снизило бы налоги хотя бы до 30%, то стоимость на АЗС доходила бы до 26,73 рубля!

Вот вам и весь расчет. Много цифр и букв, но если подбить чистую себестоимость литра топлива в России, без налогов и прибыли компаний, это – 9,141 рубль! При конечной цене в 33 рубля.

Если запутались, посмотрите мое видео, там я постараюсь более подробно разложить информацию, что говориться на пальцах.

НА этом заканчиваю, думаю было полезно. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Что входит в стоимость бензина и почему цены на бензин повышаются

Как и предполагал «Ъ», биржевые цены на бензин продолжили расти после новогодних праздников. Такая динамика необычна для начала года, поскольку зимой нефтекомпании снижают оптовые цены из-за стагнирующего спроса. Но в 2017 году ситуация усугубляется как увеличением привлекательности экспорта топлива из-за снижения экспортных пошлин, так и масштабными ремонтами на Московском НПЗ. При этом нефтекомпании уже не смогут, как в прошлом году, не перекладывать рост акцизов в цены на АЗС.


Биржевой рынок бензина, открывшись после новогодних праздников, уверенно движется к максимальным значениям за всю историю торгов: по данным СПбМТСБ, АИ-92 за месяц подорожал на 8%, до 40,62 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — примерно на 5%, до 41,62 тыс. руб. за тонну. Как и предполагал «Ъ», рост цен, начавшийся в конце прошлого года, когда участники рынка начали массово скупать объемы топлива, ожидая январского снижения экспортной пошлины, продолжился и после праздников.

Так, по данным «Аналитики товарных рынков», на прошлой неделе «Роснефть» активно распродавала бензин Рязанского НПЗ, к концу недели из-за отсутствия крупных объемов его стоимость значительно выросла. При этом биржевые цены на зимнее дизтопливо вышли уже на абсолютные исторические максимумы (около 40 тыс. руб. за тонну) и даже превышают уровень экспортной альтернативы.
Нехарактерный для января рост цен на топливо вместо традиционного снижения подкрепляется и другими факторами. В частности, в первые дни января «Газпром нефть» начала плановый ремонт Московского НПЗ, а, по словам собеседников «Ъ» в отрасли, в феврале-марте вовсе не будет производить бензин. По данным «Аналитики товарных рынков», из-за ремонта среднесуточное производство автобензина в целом по компании (без учета Ярославского НПЗ «Славнефти») в первую декаду января составило 16,2 тыс. тонн в сутки, что на 21,5% ниже декабрьского уровня.
Кроме того, рынок в начале весны может испытать нехватку топлива из-за параллельного ремонта Ярославского НПЗ, который собственники завода «Роснефть» и «Газпром нефть» отказались переносить с марта на апрель.
Несмотря на заверения ФАС, что рост цен на топливо в этом году не превысит инфляцию, большинство собеседников «Ъ» настроено пессимистично. Один из источников «Ъ» ожидает резкого роста цен в течение года в рознице, но в период, когда и биржевые цены будут максимальными, чтобы «нефтяники смогли предъявить регуляторам аргументы для повышения цен и избежать претензий». По данным Московской топливной ассоциации, АИ-92 за неделю подорожал на 14 коп., до 35,76 руб. за литр топлива, АИ-95 — на 16 коп., до 38,78 руб. за литр.
По оценкам Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», нефтекомпании будут вынуждены повышать цены, поскольку текущее соотношение оптовых и розничных цен не оставляет владельцам независимых АЗС приемлемой маржи. Нефтекомпании не смогли полностью учесть прошлогодний рост акцизов в цене топлива, добавляет эксперт. «Нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие ВИНКам, являются в их структуре технологическим, а не коммерческим звеном. Только этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что заводы еще не прекратили свою работу»,— отмечают аналитики компании «Алгоритм. Топливный интегратор».

Несмотря на повышение акцизов, на АЗС «скачка не будет», утверждает вице-премьер. «Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — добавил он.

С 1 января 2019 года начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, который предполагает постепенное понижение таможенных пошлин с соответствующим повышением НДПИ. Этот маневр также предусматривает отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который должен «выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо», напоминает Козак.

С помощью отрицательного акциза заводам будут компенсировать снижение экспортных пошлин при завершении маневра, а также сглаживать возможный рост мировых цен на нефть. Часть разницы между мировой ценой нефти и ее стоимостью на внутреннем рынке НПЗ также будут получать в виде специальной демпфирующей надбавки.

В случае если этих мер окажется недостаточно, в распоряжении правительства остается «такой инструмент», как введение экспортной пошлины и на нефть, и на нефтепродукты, отметил вице-премьер, подчеркнув, что он будет использоваться «на временной основе». «Несмотря на то что возможное использование такого инструмента приведет к снижению потенциальных доходов, нефтяники с пониманием к этому отнеслись. В арсенале правительства должен быть такой рычаг влияния на рынок», — заключил Козак.

О том, что правительство может ввести экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в случае резкого роста цен на бензин, Козак и министр энергетики Александр Новак рассказали в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» 7 июня. Тогда Путин назвал эту меру «угрозой» для нефтяников и выразил надежду, что правительству не придется к ней прибегать.

По словам Козака, оптовые и розничные цены на бензин резко выросли весной 2018 года (за январь—май подскочили на 7,7%, опередив инфляцию в 4,5 раза) из-за трех факторов: повышения акцизов, на которое наложилось ослабление курса рубля и рост цен на нефть на мировом рынке. «Негативная на тот момент ситуация на топливном рынке, что называется, «подсветила» нам проблемы будущего. Это способствовало принятию более взвешенного и сбалансированного варианта налогового маневра после 1 января 2019 года», — заметил вице-премьер.

В середине августа глава Российского топливного союза (представляет интересы владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша предупредил администрацию президента о риске роста цен на бензин из-за увеличения акцизов и НДС (вырастет с 18 до 20%). «Только в результате одновременного увеличения акцизов и НДС потенциал роста цены литра бензина составляет около 4,4 руб. за литр (10% от текущей цены. — РБК)», — написал он. Аркуша направил аналогичное письмо и Дмитрию Козаку.