Все про ЕНВД

Содержание

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

Н. ШАВЛОВА
Н. Шавлова, прокурор управления по надзору за исполнением налогового законодательства Генеральной прокуратуры РФ.
6 августа 1998 г. вступил в силу и действует на территории Российской Федерации Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее — Федеральный закон). Его принятие обусловлено тем, что современное состояние экономики, характеризующееся значительной долей теневого оборота капиталов, особенно в сферах широкого использования наличных денежных средств, позволяло уходить от уплаты налогов. В первую очередь это характерно для отраслей торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, выполнения строительных и ремонтных работ, а также оказания иных услуг населению. Федеральный закон был призван обеспечить равномерность распределения налогового бремени, направлен на пополнение доходной части бюджетов всех уровней в связи с легализацией учитываемых доходов и упрощение системы учета и отчетности.
Федеральный закон носит рамочный характер, устанавливая общие правила взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия только в рамках указанного Федерального закона. Налог вводится в действие нормативно — правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом (абз. 2 ст. 1). При этом определен круг вопросов, которые могут регулироваться в обозначенных нормативных правовых актах, а именно: предоставлено право определять сферы предпринимательской деятельности в пределах установленного Федеральным законом перечня; размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога и иные особенности его взимания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С момента введения в действие соответствующими нормативными правовыми актами единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации он обязателен к уплате (п. 2 ст. 1). Возможность освобождения от уплаты единого налога на вмененный доход по решению органов местного самоуправления данным Федеральным законом не предусмотрена.
Плательщиками единого налога с вмененного дохода являются только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в определенных сферах, в пределах перечня, установленного ст. 3 Федерального закона (оказание физическим лицам бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических услуг, ветеринарных и зооуслуг; оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию; ремонтно — строительных услуг, консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг и др.). Данный налог распространяется также на розничную торговлю, осуществляемую через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие торговой площади (подп. 7 п. 1 ст. 3), и на розничную торговлю горюче — смазочными материалами (подп. 8 п. 1 ст. 3).
Законами отдельных субъектов Российской Федерации расширительно толкуются сферы деятельности, которые подпадают под уплату единого налога на вмененный доход.
Например, Закон Пермской области от 31 декабря 1998 г. «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» установил, что налогоплательщики, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), подпадают под действие настоящего Закона при условии, что хотя бы один из осуществляемых ими видов деятельности соответствует критериям настоящего Закона.
Данная норма противоречит Федеральному закону «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», согласно требованиям которого многопрофильные предприятия переводятся на уплату единого налога только по тем видам деятельности, исчерпывающий перечень которых установлен Федеральным законом (ст. 3). При этом на каждый вид деятельности, предусматривающий уплату единого налога, выдается отдельное свидетельство (п. 1 ст. 8), а учет доходов и расходов по каждому виду деятельности ведется раздельно (п. 3 ст. 4). Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности. При этом налогообложению исключительно в соответствии с Законом о едином налоге подлежит только деятельность на основе свидетельства (п. 4 ст. 4).
Необходимо обратить внимание, что оптовая торговля в соответствии с указанной статьей не подпадает под действие Федерального закона.
Следует также подчеркнуть, что обозначенные юридические лица и индивидуальные предприниматели переводятся на уплату единого налога на вмененный доход, если они осуществляют свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, принявшего соответствующий закон, независимо от места их государственной регистрации.
При переводе на уплату единого налога на вмененный доход под предельной численностью работников следует понимать численность работающих в отдельно взятых местах осуществления деятельности, поскольку подп. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона предусмотрена выдача свидетельства об уплате единого налога на каждый вид деятельности и на каждое место осуществления деятельности. При определении видов деятельности, осуществление которых подпадает под уплату единого налога на вмененный доход, но имеет ограничение по численности работников, под численностью работающих следует понимать среднюю численность работников в каждом конкретном месте. Так, предусмотренную подп. 6 и 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона численность работников точек общественного питания (до 50 человек) и мест розничной торговли (до 30 человек) следует учитывать при переводе на уплату единого налога на вмененный доход применительно к численности работников каждой торговой точки и места розничной торговли, а не к общей численности персонала юридического лица.
Положения ряда региональных законов, касающихся определения предельной численности организаций, не согласуются с требованиями Федерального закона. В частности, не соблюдается требование Федерального закона об ограничении численности работающих в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере общественного питания и розничной торговли (Липецкая, Пензенская обл. и др.), либо неправильно исчисляется их предельная численность (Брянская, Воронежская обл.).
Многие субъекты Российской Федерации закрепили в региональных законах положение, согласно которому не признаются налогоплательщиками бюджетные организации; иностранные организации, организации и предприниматели, если их деятельность осуществляется в сфере розничной торговли товарами собственного производства и в части нестационарной выездной торговли на ярмарках, проводимых по решениям органов местного самоуправления. Организации и предприниматели, ведущие розничную торговлю как товарами собственного производства, так и покупными, признаются налогоплательщиками только в части розничной торговли покупными товарами. При этом они должны обеспечить раздельный учет доходов и расходов в отношении розничной торговли товарами собственного производства и покупными.
Ряд региональных законов противоречат Федеральному закону о едином налоге на вмененный доход в вопросе определения объекта налогообложения и налогового периода.
Согласно Федеральному закону о едином налоге на вмененный доход объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период на единый налог устанавливается в один квартал (ст. 4 ФЗ).
Законом Краснодарского края установлено, что объектом налогообложения является вмененный доход на очередной полный календарный месяц. Законом Кабардино — Балкарской Республики установлено, что объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный год. Периодом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный год.
Ставка единого налога в соответствии со ст. 5 Федерального закона устанавливается в размере 20% вмененного дохода и изменению законодательными органами субъектов РФ не подлежит.
Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога в соответствии со ст. 6 Федерального закона устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. В случае внесения количественных или качественных изменений в формулы расчета единого налога он должен быть пересчитан начиная со дня вступления в силу соответствующего федерального закона и (или) нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
В некоторых региональных законах предусмотрено, что налогоплательщики должны уплатить налог не позднее 25-го числа месяца, предшествующего месяцу (периоду), за который производится уплата, и выдается свидетельство об уплате налога. В течение 10 дней со дня возникновения у него количественных и (или) качественных показателей предпринимательской деятельности или получения требования об уплате налога налогоплательщик уплачивает доначисленные суммы налога.
Ряд региональных законов противоречат требованиям Налогового кодекса Российской Федерации в вопросе соблюдения порядка уплаты налогов.
Так, Закон Республики Марий Эл устанавливает, что уплата единого налога на вмененный доход предпринимателями, зарегистрированными в других субъектах Российской Федерации, при осуществлении выездной торговли на территории Республики Марий Эл (когда отсутствует стационарная торговая точка) производится администрации рынка, которая перечисляет собранные суммы налога в бюджет, или ответственному лицу. Аналогично решен вопрос законом Ставропольского края.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации уплата налога налогоплательщиком производится через банк, кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации (п. 2 ст. 45; п. 3 ст. 58 НК РФ). Налоговый кодекс Российской Федерации не наделяет администрации рынков и иных лиц функциями по приему от налогоплательщиков сумм в уплату налогов и перечислению их в бюджет.
После уплаты единого налога в соответствии со ст. 8 Федерального закона в течение трех дней налогоплательщику выдается свидетельство об уплате единого налога, форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Свидетельство выдается налоговым органом на каждый вид деятельности. Если у налогоплательщика несколько отдельно расположенных мест деятельности (палатки, ларьки, кафе и др.), свидетельство выдается на каждое из таких мест. Свидетельство выдается на тот налоговый период, за который налогоплательщик произвел уплату налога. Использование любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается. При утрате свидетельства оно не возобновляется. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой «взамен утерянного». Плата за новое свидетельство составляет не более 20% его стоимости на оставшийся налоговый период. При повторной утрате свидетельство приобретается за 100% его стоимости на оставшийся налоговый период.
Отдельными законами субъектов Российской Федерации о едином налоге на вмененный доход установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности без уплаты единого налога, при отсутствии свидетельства о его уплате, в случаях непредоставления или несвоевременного предоставления налогоплательщиком в налоговые органы расчетов сумм единого налога, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (законы Тамбовской, Тульской, Курской обл.). Согласно требованиям Федерального закона свидетельство об уплате единого налога является всего лишь документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога (ст. 8).
Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 — 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением девяти платежей, перечисленных в ч. 3 ст. 1 Федерального закона.
Законы о едином налоге на вмененный доход ряда субъектов Российской Федерации противоречат требованиям Федерального закона в вопросе обязательности уплаты налогоплательщиками, подпадающими под действие закона о едином налоге на вмененный доход, 9 платежей, установленных п. п. 1 — 9 ч. 3 ФЗ.
Так, закон Пермской области незаконно освободил определенную категорию субъектов малого предпринимательства от уплаты налога на приобретение транспортных средств. Данным законом налог на приобретение транспортных средств отнесен к числу платежей, обязательных к уплате налогоплательщиками, подпадающими под действие закона о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, за исключением предприятий, на которые распространяется действие п. 2 ст. 11 Закона Пермской области «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области». Положения указанного пункта освобождают от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств (за исключением приобретения легковых автомобилей) малые предприятия, осуществляющие приоритетные виды деятельности, в случае, если выручка от реализации продукции (работ, услуг) по данным видам деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В соответствии с Федеральным законом и письмом Госналогслужбы России «О Федеральном законе от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 26 августа 1998 г. единый налог на вмененный доход вводится в действие нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми и будут определяться конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться данным налогом (ст. 1).
Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций (ст. 4). Однако отдельные региональные законы нарушают это требование

ЭКСТРАДИЦИЯ — САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА «

В.К. Реш,
руководитель УМНС РФ по Тульской области,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга,

Е.В. Киценко,
советник налоговой службы I ранга

Понятие единого налога на вмененный доход появилось в российском законодательстве в 1998 году. Именно тогда был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее — Закон) . Согласно Закону вмененный доход—это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Введение Закона, с одной стороны, облегчило положение налогоплательщика. Лица и организации, переведенные на уплату единого налога, освобождались от обязанностей по исчислению и внесению в бюджет ряда федеральных налогов, в том числе: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и др.

С другой стороны, предполагалось, что снимется ряд проблем и для налоговых органов, связанных с мероприятиями налогового контроля за деятельностью налогоплательщиков, переведенных на уплату этого налога. Закон предусматривал введение нового налогового режима для предприятий и предпринимателей, оказывающих свои услуги в тех сферах деятельности, где объективный контроль выручки для налоговых органов был затруднен. К таким видам деятельности справедливо были отнесены:
— оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;
— оказание бытовых услуг физическим лицам;
— оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических, а также ветеринарных услуг;
— оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
— оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание;
— общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров и прочих предприятий общепита с численностью работающих до 50 человек);
—розничная торговля через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, ларьки, лотки, торговые павильоны;
—розничная торговля горюче-смазочными материалами;
— оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек;
— оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок, гаражей и т. д.

Согласно статье 5 Закона объектом налогообложения являлся вмененный доход, установленный на календарный месяц, со ставкой налога — 15% от него, налоговый период—квартал . Сумма единого налога рассчитывалась с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определялись в зависимости от ряда факторов. Право устанавливать конкретный размер вмененного дохода для каждого вида деятельности было делегировано законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ.

Однако реальность оказалась сложнее и многограннее законодательного варианта. Поэтому в практике налоговых органов возникли ситуации, потребовавшие судебного разрешения. В ряде случаев это произошло потому, что в связи с новизной налоговой ситуации законодательные органы субъектов РФ четко не определили некоторые понятия (например: «торговая площадь», «стационарная торговая точка (место)», «нестационарная торговая точка (место)»).

Инспекция МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Экс-Принт» 1 955 руб. налоговых санкций. Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.11.01 иск был удовлетворен, поскольку суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

В кассационной жалобе заявитель просил отменить решение суда как вынесенное в нарушение норм материального права. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы была проведена выездная проверка ООО «Экс-Принт» по вопросам соблюдения законодательства, регули-рующего порядок исчисления единого налога на вмененный доход, плательщиком которого общество являлось в силу статьи 2 Закона Тульской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 08.07.99 (с изменениями и дополнениями). Проверка проводилась за период с 19.10.99 по июнь 2000 года. О нарушениях, выявленных налоговой инспекцией, составлен акт № 78 от 14.08.2000 и вынесено решение № 54 от 14.08.2000, которым ООО «Экс-Принт» привлечено к ответственности в порядке пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде 1 955 руб. штрафа. В связи с тем, что в добровольном порядке штраф уплачен не был, ИМНС РФ по Привокзальному району г. Тулы обратилась с иском в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности факта занижения ООО «Экс-Принт» единого налога на вмененный доход в результате неправильного отражения в расчетах размера торговой площади. Материалами дела подтверждено, что ООО «Экс-Принт» в соответствии с договором аренды от 01.11.98 № 37/98 занимало помещение общей площадью 38,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, пр. Ленина, 104. Согласно техническому паспорту рабочая (используемая для осуществления торговли) площадь составляет 29,37 кв. м. Полагая, что часть помещения, занимаемая оргтехникой, не может считаться торговой, предприятие отразило в расчете единого налога размер торговой площади 9 кв. м.

Суд правомерно указал, что торговой площадью признается площадь торгового помещения, куда предусмотрен доступ покупателей. ООО «Экс-Принт» осуществляло работы и получало доход от копирования, ламинирования и других видов услуг, связанных с использованием оргтехники. Поэтому исключение из площади торгового зала площади, занимаемой ксероксом, компьютерами и т. д., куда возможен доступ покупателей, безосновательно.

При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности привлечения ООО «Экс-Принт» к налоговой ответственности следует признать обоснованным.

(Постановление ФАС Центрального округа от 05.03.02 № А68-56/13-01.)

Межрайонная инспекция МНС РФ № 6 по Тульской области обратилась с иском о взыскании с предпринимателя Степовой Н.Н. 512 руб. налога на вмененный доход, 11 руб. 89 коп. пени за его неуплату, 102 руб. 34 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.11.01 в удовлетворении иска было отказано.

В кассационной жалобе заявитель — Межрайонная инспекция МНС РФ № б по Тульской области просила решение арбитражного суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее Удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Алексину была проведена налоговая проверка предпринимателя Степовой Н.Н. В ходе проверки было установлено, что ответчица осуществляла розничную торговлю продуктами питания в стационарной палатке площадью 6 кв. м на микрорынке № 2 г. Алексина. При этом единый налог исчислен и уплачен ответчицей в размере 238 руб. по формуле единого налога, установленной для розничной нестационарной торговли, о чем составлен акт от 23.05.01. По результатам проверки решением Межрайонной инспекции МНС РФ № 6 по Тульской области от 07.06.01 № 105 Степова Н.Н. привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, а также ей предложено уплатить доначисленную сумму единого налога и пени за несвоевременную его уплату—всего 625 руб. 99 коп.

Статьей 1 Закона Тульской области № 101-ЗТО от 26.11.98 (в редакции Закона Тульской области от 25.05.2000 № 183-ЗТО) определены понятия «стационарная торговая точка (место)», «нестационарная торговая точка (место)». Под стационарной торговой точкой (местом) понимается специализированное место (в том числе входящее в структуру многофункциональных торговых комплексов или центров) для осуществления торговли, действующее на постоянной основе, как имеющее, так и не имеющее торговой площади. Стационарной торговой точкой, имеющей торговую площадь, признается складское, выставочное, офисное помещение, открытые площадки, используемые под складирование товаров и в выставочных целях (в случае продажи товаров по образцам или на дому у покупателя). Стационарной торговой точкой, не имеющей торговой площади, признается палатка, киоск, контейнер, торговый автомат, а также часть стационарной торговой точки, имеющей торговую площадь, в случае передачи ее по договорам гражданско-правового характера во временное пользование. Под нестационарной торговой точкой (местом) понимается место, не имеющее торговой площади, используемое для торговли с помощью средств развозной (автолавки, автоприцепы, тележки и т. д.) и разносной торговли (лотки, корзины и т. д.), а также торговли с рук, охватывающее совокупность всех территорий (область, районы, населенные пункты, места, расположенные вне населенных пунктов, при необходимости — места дислокации), указанных в расчете единого налога.

Определяя статус торгового места, суд правильно руководствовался данными понятиями и обоснованно пришел к выводу, что автоприцеп типа «Тонар-1», используемый ответчицей для розничной торговли, является нестационарной торговой точкой, а поэтому доначисление предпринимателю единого налога исходя из формулы розничной стационарной торговли произведено налоговым органом неправомерно. Довод заявителя жалобы о том, что автоприцеп на протяжении длительного времени находится на рынке и используется как стационарная торговая точка (колеса сняты, автоприцеп поставлен на бетонные блоки), материалами дела не подтвержден. При изложенных обстоятельствах арбитражным судом отказано в удовлетворении иска.

(Постановление ФАС Центрального округа от 20.02.02 № А68-189.)

Иногда обстоятельства, влияющие на доходность торговой точки, меняются. Однако налогоплательщик самостоятельно не вправе изменить коэффициенты доходности, если эти обстоятельства не подтверждены соответствующими нормативными документами.

ООО «Ирбис» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском о признании недействительным требования Инспекции МНС РФ по г. Щекино Тульской области (далее — ИМНС) от 25.06.01 об обязании ООО «Ирбис» произвести уплату единого налога на вмененный доход в сумме 70761 руб. и пени 3392 руб. Решением суда от 29.11.01 в иске было отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.02 решение суда от 29.11.01 отменено и иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ИМНС просила отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, кассационная инстанция пришла к следующему выводу. Как видно из материалов дела, ООО «Ирбис» представлены в ИМНС расчеты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за май—июль 2001 г. в связи с осуществлением розничной торговли горюче-смазочными материалами на стационарной автозаправочной станции, расположенной в пределах 150 м от придорожной полосы участка автомобильной дороги, проходящей от г. Тулы до г. Щекино. В этих расчетах налогоплательщик, полагая, что указанная автомобильная дорога является областной дорогой общего пользования, при исчислении налога использовал значение коэффициента места дислокации стационарной автозаправочной станции, равное 1,8.

Камеральной налоговой проверкой, оформленной актом от 25.06.01 № 201, установлено, что в нарушение статьи 4 Закона Тульской области от 26.11.98 № 101-ЗТО «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» допущена неуплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за май—июль 2001 г. в сумме 70761 руб. в результате занижения объекта налогообложения путем неверного применения коэффициента места дислокации стационарной автозаправочной станции, поскольку указанная автомобильная дорога является магистралью федерального значения, в связи с чем при исчислении налога используется значение коэффициента места дислокации стационарной автозаправочной станции, равное 3,6.

Решением ИМНС от 25.06.01 № 181-К обществу предложено уплатить 70761 руб. налога, 3392 руб. пени. На основании этого решения обществу направлено требование от 25.06.01 об уплате указанных сумм.

Истец обратился с иском о признании недействительным требования.

Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 25.12.01 № ГСДХ-9.1/4638-ис «О федеральной автомобильной дороге М-2 «Крым», пришел к выводу о том, что в связи с вводом в эксплуатацию участка федеральной автомобильной дороги «Крым» в обход г. Тулы и г. Щекино участок указанной автомобильной дороги от г. Тулы до г. Щекино утратил федеральное значение и подлежит передаче в государственную собственность Тульской области, но в настоящее время является федеральной собственностью.

Однако такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.

Согласно Порядку утверждения перечня федеральных дорог и внесения в него изменений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.91 № 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», перечень федеральных дорог утверждается и изменяется исключительно Правительством РФ.

Таким образом, неопределенность относительно статуса участка автомобильной дороги М-2 «Крым» от г. Тулы до г. Щекино отсутствует: Министерству транспорта РФ и Государственной службе дорожного хозяйства указанного Министерства законодательством РФ не предоставлено право давать разъяснения положений нормативных актов Правительства РФ, касающихся автомобильных дорог, в связи с чем письмо Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 25.12.01 № ГСДХ-9.1/4638-ИС «О федеральной автомобильной дороге М-2 «Крым» как изменяющее правовое регулирование статуса участка автомобильной дороги М-2 «Крым» от г. Тулы и тем самым затрагивающее права и законные интересы налогоплательщиков является нормативным актом и подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию. Учитывая, что указанные требования не соблюдены, письмо не подлежало применению к возникшим отношениям.

При таких обстоятельствах у апелляционной инстанции арбитражного суда не имелось оснований для принятия обжалуемого постановления.

(Постановление ФАС Центрального округа от 23.04.02 М2 А68-165/АП-01.)

С введением в действие с 01.01.03 главы 26 3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ Закон, о котором уже шла речь (и на основании которого приняты судебные акты, приведенные здесь в качестве примеров), утратил силу. Положения законодательных норм, изложенные в Кодексе, по сравнению с ранее действовавшим Законом, претерпели значительные изменения. Остановимся на них лишь тезисно<*>.

_____________
<*>См. также Постатейный комментарий к главе 26 3 НК РФ — «Налоги и платежи», 2002, №10, стр. 46 (прим. ред.).

Во-первых, изменилось количество видов предпринимательской деятельности, для которых по решению субъекта РФ может быть установлен этот налоговый режим.

Во-вторых, статья 34627 НК РФ устанавливает 3 корректирующих коэффициента, в том числе коэффициент-дефлятор, которые раньше федеральным законом не устанавливались.

В-третьих, Кодекс четко определяет понятия, которые раньше давались «на откуп» субъектам РФ и вызывали массу налоговых споров (розничная торговля, стационарная и нестационарная торговая сеть, площадь торгового зала, торговое место и т. д.).

В-четвертых, законодательно установлены физические показатели и базовая доходность для конкретных видов деятельности.

В-пятых, для некоторых видов деятельности изменились ограничительные критерии.

В-шестых, плательщики единого налога вправе уменьшить его на сумму начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование. Этот вычет не может превышать 50 процентов начисленных сумм налога.

Особенности ЕНВД

Работать на этой системе налогообложения могут индивидуальные предприниматели и компании, деятельность которых отражена в 346 статье НК РФ (пункт 2). ЕНВД не могут выбрать самые крупные налогоплательщики.

ЕНВД может применяться если:

  • на предприятии работает не более 100 человек;
  • не более 25% уставного капитала приходится на участников, которые являются юрлицами;
  • это не предприятие, работающее в сфере медицинских услуг, общепита, образовательной сферы или сферы социального обслуживания.

Также есть некоторые и другие ограничения, ознакомиться с которыми можно в НК РФ. Чтобы начать работать на ЕНВД ИП или предприятие должно написать письменное заявление в ФНС. Перейти на ЕНВД могут организации или ИП, которые работают в сфере:

  • розничной торговли;
  • грузовых или пассажирских перевозок;
  • рекламы;
  • ремонта транспорта;
  • оказания услуг бытового характера;
  • некоторые другие.

ЕНВД не могут использовать лица, которые продают собственноручно изготовленные изделия.

Если бизнес становится убыточным, то налогоплательщик, работающий по этому режиму, не освобождается от уплаты налога. Также налог и не будет уменьшен из-за отсутствия прибыли.

С 2019 года увеличивается перечень маркируемой продукции, а это значит, что теперь больше товаров будут находиться под запретом для реализации на ЕНВД. Если эта инициатива будет поддержана, то под запретом для временщиков будут находиться такие виды товаров:

  • табачная продукция;
  • шины;
  • фотокамеры;
  • обувь;
  • кухонный текстиль;
  • верхняя одежда;
  • некоторые другие.

>Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) в 2019 году

Для расчета платежей по налогу ЕНВД, вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором непосредственно на этом сайте.

Кто имеет право применять ЕНВД

ИП и организации, отвечающие определенным условиям, в частности:

  • Количество сотрудников не превышает 100 человек (указанное ограничение до 31.12.2020 года не применяется к кооперативам и хозобществам, учредителем которых является потребительское общество или союз).
  • Доля участия других организаций не более 25%, за исключением организаций, чей уставной капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Кто не может применять ЕНВД

  • Организации и ИП численность сотрудников которых превышает 100 человек.
  • Организации, в которых доля участия других организаций не превышает 25%, за исключением ряда учреждений, перечисленных пп.2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.
  • ИП и организации, ведущие деятельность в рамках договоров простого товарищества или доверительного управления.
  • ИП и организации, оказывающие услуги по сдаче в аренду автозаправочных и автогазозаправочных станций.
  • Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения, оказывающие услуги общественного питания.
  • Организации, относящиеся к категории крупнейших налогоплательщиков.

Критерии отнесения той или иной организации к крупнейшим налогоплательщикам установлены Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@. Разделяют 2 категории крупнейших налогоплательщиков: регионального и федерального уровней.

К региональным относятся организации, отвечающие следующим условиям:

  • Объем доходов за год составляет от 2 до 20 млрд. руб.
  • Среднесписочная численность сотрудников не менее 50 человек.
  • Активы находятся в пределах от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб., либо общий размер начисленных налогов и сборов составляет от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.

К крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня относятся организации:

  • Суммарный объем начисленных налогов которых составляет не менее 1 млрд. руб. Для организаций, оказывающих услуги связи и транспортные услуги, объем налогов должен превышать 300 млн. руб.
  • Суммарный объем доходов превышает 20 млрд. руб.

Отдельные критерии установлены для организаций оборонно-промышленного комплекса, стратегических предприятий и обществ.

При наличии лицензии, к крупнейшим налогоплательщиком относятся кредитные организации, страховые компании (осуществляющие страхование, перестрахование, взаимное страхование), участники рынка ценных бумаг, страховые брокеры, организации осуществляющие деятельность по пенсионному страхованию и обеспечению.

Примечание: к крупнейшим налогоплательщикам не может быть отнесена организация, применяющая специальные режимы налогообложения.

Обратите внимание, законопроектом от 2 июня 2016 года действие ЕНВД продлено до 2021 года. Впоследствии указанный режим налогообложения планируется отменить вовсе.

Виды деятельности подпадающие под ЕНВД

Классификатор видов деятельности, в отношении которых предусмотрено применение ЕНВД

ЕНВД применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 346.26 НК РФ):

  1. Бытовые и ветеринарные услуги.
  2. Ремонт, техническое обслуживание и мойка автомототранспортных средств.
  3. Предоставление мест для стоянки или хранения автотранспортных средств.
  4. Перевозка пассажиров и грузов (при условии, что количество используемых для оказания этих услуг транспортных средств не более 20).
  5. Розничная торговля через магазины и павильоны, с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту.
  6. Розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
  7. Общественное питание через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту.
  8. Общественное питание через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
  9. Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.
  10. Размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств.
  11. Предоставление помещений для временного размещения или проживания (при условии, что площадь помещений не более 500 кв. метров).
  12. Передача во временное владение или пользование торговых мест или земельных участков.

Примечание: 24 ноября 2016 года Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р был утвержден новый перечень кодов услуг относимых к бытовым в целях применения ЕНВД.

В каждом муниципальном образовании, местные органы власти самостоятельно решают по каким видам деятельности налогоплательщики вправе перейти на ЕНВД. В связи с чем, в зависимости от субъекта этот список может изменяться. Перечень видов деятельности, подпадающих под вмененку, указывается в нормативном акте местных органов власти.

Примечание: в ряде регионов, например, в Москве, ЕНВД не установлен.

Переход на ЕНВД в 2019 году

Для перехода на ЕНВД необходимо в течение 5 дней, после начала осуществления деятельности, заполнить в 2-х экземплярах заявление (для организаций – форма ЕНВД-1, для ИП – форма ЕНВД-2) и подать его в налоговую службу.

Заявление подаётся в ИФНС по месту ведения деятельности, но в случае оказания таких услуг, как:

  • Развозная или разносная розничная торговля.
  • Размещение рекламы на транспортных средствах.
  • Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов

заявление о переходе на ЕНВД, организациям необходимо подавать по месту нахождения, а ИП по месту своего жительства.

Если деятельность ведётся в нескольких местах одного города или района (с одним ОКТМО), то вставать на учёт как плательщик ЕНВД в каждой налоговой службе не нужно.

В течение 5 дней после получения заявления, налоговая служба должна выдать уведомление, подтверждающее постановку ИП или организации на учёт в качестве плательщика ЕНВД.

Условия для перехода для перехода на ЕНВД в 2019 году

  • Количество сотрудников менее 100 человек.
  • Доля участия других организаций не более 25%.
  • Организация или ИП не относятся к субъектам, которым запрещено применять ЕНВД (пп.2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
  • ЕНВД введен на территории, на которой планируется ведение деятельности.

Как уменьшить налог ЕНВД

  • Индивидуальные предприниматели без работников могут уменьшить 100% налога ЕНВД на сумму уплаченных в налоговом периоде (квартале) фиксированных платежей за себя. ИП самостоятельно выбирают наиболее удобный график уплаты страховых взносов за себя (главное, чтобы вся сумма вовремя была уплачена в рамках календарного года, т.е. с 1 января по 31 декабря).

    Обратите внимание, что в соответствии с Письмом Минфина России от 26.01.2016 № 03-11-09/2852 вмененщикам разрешили уменьшать налог на страховые взносы, уплаченные в другом квартале при условии, что они были уплачены до момента сдачи декларации по прошедшему отчетному периоду. Например, ИП может уменьшить налог за 1 квартал на взносы, уплаченные до 20 апреля (крайнего срока сдачи о отчетности за 1 квартал).

    Также, если страховые взносы были уплачены за один налоговый период в другом (допустим за 4 квартал 2018 года в 1 квартале 2019г.), их тоже можно принять к уменьшению при расчете налога за 1 квартал 2019г. (Письмо от 29.03.2013 № 03-11-09/10035).

  • ИП и организации с работниками могут уменьшить до 50% налога на сумму уплаченных страховых взносов за работников и фиксированных взносов за себя (ИП).

    Примечание: изменения в ст. 346.32 НК РФ, предоставляющие ИП возможность уменьшения налога на взносы за себя при наличии наемного персонала, вступили в силу с 1 января 2017 года. До 2017 года ИП, осуществляющие выплаты своим работникам, не имели права уменьшать налог на страховые взносы за себя.

    Ограничение на уменьшение налога в 50% для ИП распространяется только на те кварталы, в которых у него были работники.

  • ИП на ЕНВД могут учесть затраты на покупку и установку онлайн кассы в размере 18 000 руб. при расчете налога.Для того, чтобы получить данную льготу ИП должен зарегистрировать онлайн кассу в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года, а если ИП оказывает услуги общепита и ведет розничную торговлю с наемными работниками, то ККТ должна быть поставлена на учет с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года.

    Обратите внимание, что для получения вычета указанные расходы не должны быть учтены ранее по иным системам налогообложения.

    Размер льготы – 18 000 руб. на каждый кассовый аппарат.

Пример расчёта налога ЕНВД с уменьшением на страховые взносы

Исходные данные

Предположим, что в 2019 году ИП Антонов В.М. оказывал услуги по ремонту обуви в г. Балашиха (Московская область).

Базовая доходность для этого вида деятельности составляет 7500 руб.

Физическим показателем для услуг по ремонту обуви является количество работников (включая ИП). На протяжении всего года физпоказатель не менялся и был равен 2.

Коэффициент К1 в 2019 году равен 1,915.

Коэффициент К2 для этого вида деятельности в г. Балашиха равен 0,8.

Ежемесячно ИП Антонов В.М. отчислял страховые взносы за своего работника. Всего он уплатил 86 000 руб. (1-й квартал: 20 000 руб., 2-ой квартал: 23 000 руб., 3-й квартал: 22 000 руб., 4-й квартал: 21 000 руб.)

За себя ИП Антонов В.М. уплатил в 2019 году фиксированные страховые взносы в размере 36 238 руб. (по 9 059,5 руб. каждый квартал).

Расчёт налога

Так как, физический показатель не менялся на протяжении всего года, налог в каждом квартале будет рассчитываться одинаково: 7 500 руб. x 2 x 1,915x 0,8 x 3 мес. x 15% = 10 341 руб.

Получившуюся сумму налога можно уменьшить на уплаченные страховые взносы за работника и фиксированные взносы за себя, но не более чем на 50%.

Таким образом, ИП Петрову В.М. в каждом квартале необходимо будет уплачивать 5 171 руб. (10 341 руб. x 50%).

Пример расчета ЕНВД ИП без работников

В 2019 году Иванов А.А. оказывал ветеринарные услуги в г. Смоленске.

Базовая доходность для этого вида деятельности составляет 7500 руб.

Физическим показателем для ветеринарных услуг является количество работников (включая ИП). На протяжении всего года физпоказатель не менялся и был равен 1 (сам ИП).

Коэффициент К1 в 2019 году равен 1,915.

Коэффициент К2 для этого вида деятельности в г. Смоленск равен 1.

Ежеквартально Иванов А.А. уплачивал страховые взносы за себя. Всего он уплатил 36 238 руб. (по 9 059,5 руб. каждый квартал).

Так как, физический показатель не менялся на протяжении всего года, налог в каждом квартале будет рассчитываться одинаково: 7 500 руб. x 1 x 1,915 x 1 x 3 мес. x 15% = 6 463 руб.

Получившуюся сумму налога можно уменьшить на уплаченные страховые взносы за себя в полном размере.

Так как сумма уплаченных страховых взносов превышает исчисленную сумму налога, ИП Петров В.М. ничего по итогам квартала платить не должен (6 463 руб. – 9 059,5 руб. = 0 руб.)

Пример расчета ЕНВД ИП без работников при уплате страховых взносов в другом налоговом периоде

В 1 квартале 2019 года Сергеев А.А. оказывал услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств в г. Пушкино Московской области.

Базовая доходность для этого вида деятельности составляет 12 000 руб.

Физическим показателем является количество работников (включая ИП).

Коэффициент К1 в 2019 году равен 1,915.

Коэффициент К2 для этого вида деятельности в г. Пушкино равен 1.

В 1 квартале 2019 года Сергеев уплатил страховые взносы за себя за 4 квартал 2018 года и 1 квартал 2019 года в общей сумме 17 155,7 руб. (8 096,2 руб. за 4 квартал 2018 года и 9 059,5 руб. за 1 квартал 2019 года).

Расчёт налога за 1 квартал 2019 года

12 000 руб. x 1 x 1,915 x 1 x 3 мес. x 15% = 10 341 руб.

Получившуюся сумму налога можно уменьшить на уплаченные страховые взносы за себя в полном размере.

Таким образом, ИП Сергееву А.А. за 1 квартал необходимо будет уплатить 1 281 руб. (10 341 руб. – 9 059,5).

Налоговый учёт и отчётность ЕНВД

Учёт физических показателей

Все ИП и организации на ЕНВД обязаны вести учёт физических показателей. В каком именно виде это делать – кодекс не регламентирует, поэтому все так называемые «Книги ЕНВД», которые настойчиво рекомендуют работники налоговой службы, незаконны. Особенно если в них присутствуют такие разделы, как «Доходы», «Расходы» и т.д.

Однако, в любом случае, учитывать физические показатели необходимо, поэтому, если стоимость такой книги приемлемая (штраф за её отсутствие от 500 до 700 руб.) возможно и стоит её приобрести. Но, при этом важно помнить, что в ней необходимо вести только учёт физпоказателей, всю остальную информацию по доходам и расходам туда заносить не нужно.

Налоговая декларация

Налоговым периодом по ЕНВД является квартал.

По итогам каждого квартала, не позднее 20-го числа первого месяца следующего квартала, все ИП и организации на ЕНВД обязаны сдавать налоговую декларацию.

Крайние сроки сдачи декларации по ЕНВД в 2019 году

Отчетный период Срок представления
1 квартал 22 апреля 2019 года
2 квартал 22 июля 2019 года
3 квартал 21 октября 2019 года
4 квартал 20 января 2020 года

Примечание: в связи с тем, что крайние сроки сдачи декларации по ЕНВД за 1, 2 и 3 квартал 2019 года выпадают на выходные дни (20 апреля и 20 июля – суббота, а 20 октября – воскресенье), они переносятся на первый рабочий день – 22 апреля, 22 июля и 21 октября соответственно.

Бухгалтерский учёт и отчётность

ИП, применяющие ЕНВД, не обязаны представлять бухгалтерскую отчетность и вести учет.

Организации на ЕНВД, помимо налоговой декларации и учёта физпоказателей, обязаны вести бухгалтерский учёт и сдавать бухгалтерскую отчётность.

Бухгалтерская отчетность для разных категорий организаций различается. В общем случае она состоит из следующих документов:

  • Бухгалтерский баланс (форма 1).
  • Отчет о финансовых результатах (форма 2).
  • Отчет об изменениях капитала (форма 3).
  • Отчет о движении денежных средств (форма 4).
  • Отчет о целевом использовании средств (форма 6).
  • Пояснения в табличной и текстовой форме.

Более подробно о бухгалтерской отчетности

Отчетность за работников

Сдают только ИП и организации, имеющие наемных работников.

Подробнее про отчетность за работников

Кассовая дисциплина

Организации и ИП, осуществляющие операции, связанные с с приемом, выдачей и хранением наличных денежных средств (кассовые операции) обязаны соблюдать правила кассовой дисциплины.

Более подробно о кассовой дисциплине .

Обратите внимание, с 2017 года все ИП и организации, осуществляющие расчеты с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа (за некоторым исключением), перешли на онлайн-кассы. Для ИП на ЕНВД это необходимо будет сделать чуть позже, а именно, не позднее 1 июля 2019 года.

Дополнительная отчетность

Осуществление некоторых видов деятельности, а также владение определенным имуществом, подразумевает уплату дополнительных налогов и ведение отчетности.

Подробнее о дополнительных налогах для ООО .

Подробнее о дополнительных налогах для ИП .

Частые вопросы по применению ЕНВД

Что считать датой начала ведения деятельности на ЕНВД? Дату заключения договора аренды, дату открытия магазина или дату получения первого дохода?

Датой начала ведения деятельности является день получения первого дохода. Таким образом при подаче заявления для перехода на ЕНВД отчет должен вестись с даты получения первого дохода, а не заключения договора аренды или подписания акта приема-передачи помещения.

Есть ли лимит выручки на ЕНВД, как, например, на УСН или патенте?

Лимита выручки на ЕНВД нет. В этом основное отличие ЕНВД от других спецрежимов.

Может ли ИП, осуществляющий розничную торговлю, заключать договоры с иностранными компаниями?

Налоговый кодекс не устанавливает каких-либо ограничений на розничную торговлю с иностранными компаниями в целях применения ЕНВД. В случае, если соблюдаются условия данного вида деятельности (именно розничная, а не оптовая торговля), ИП вправе вести ВЭД, являясь плательщиком ЕНВД.

Вправе ли ИП на ЕНВД, оказывать услуги по перевозке пассажиров и грузов юридическим лицам?

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды.

Статьей 346.27 НК РФ определено, что к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются главой «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 784 ГК РФ предусмотрено, что перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.

Исходя из пункта 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Таким образом, в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по договорам перевозки грузов, заключенным с юридическими лицами, может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.