Уточненка по прибыли

Лектор семинара: Е. Д. Илясова, С. П. Кучер

План семинара: 1. Форма «уточненки» должна соответствовать поданной декларации. 2. При переплате компания не обязана уточнять декларации. 3. Когда необходимо подать «уточненку». 4. Можно избежать штрафа при сдаче «уточненки». 5. Ответы на вопросы после лекции. В принципе сам алгоритм действий при подаче уточненной декларации несложен. Сначала компания выявляет самостоятельно или с помощью аудиторов ошибку в сданной декларации. Затем исчисляет недоимку и пени. Уплачивает получившуюся сумму. И только потом подает «уточненку», прилагая пояснительное письмо и платежку. Выполняя данный алгоритм, компания сможет избежать претензий от налоговиков. Но при подаче уточненных деклараций часто возникают различные нюансы, о которых пойдет речь на этом семинаре.

Форма «уточненки» должна соответствовать поданной декларации.

До 2007 года понятия уточненной налоговой декларации в законодательстве вообще не было. И только Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ ввел его в статью 81 НК РФ. Также там четко прописали отличия «уточненки» от обычной декларации. Но основное отличие лучше всего сформулировано в постановлении ФАС Московского округа от 23 июня 2006 г. № КА-А40/5659-06. По мнению суда, уточненная налоговая декларация не является новой декларацией, а представляет собой отчетность, в которую налогоплательщик вносит необходимые изменения и дополнения за предшествующий период самостоятельно до обнаружения ошибок налоговой инспекцией. То есть «уточненка» является только продолжением основной декларации, которая уже сдана. Но при этом она порождает определенные правовые последствия для компании.

Очень важный момент, на который бухгалтеры не всегда обращают внимание, установлен в пункте 5 статьи 81 НК РФ. В нем говорится, что уточненная декларация представляется в ИФНС по форме, действующей в тот налоговый период, за который вносятся изменения. Часто бухгалтеры, не приняв эту норму во внимание, подают «уточненку» по новой форме. А нужно обязательно разыскать старую форму декларации. Иначе инспекция откажет в приеме уточненной декларации.

Например, в октябре 2010 года компания обнаружила ошибку, допущенную в декларации по налогу на прибыль в I квартале 2009 года. Уточненную декларацию в этом случае нужно заполнять по форме, утвержденной первоначальной редакцией приказа Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н. Именно эта форма действовала в период с 1 июля 2008 г. и до конца 2009 г. Отыскать их можно в справочно-правовых базах или в интернете.

При переплате компания не обязана уточнять декларации.

Как правило, «уточненка» подается в двух случаях: при переплате либо недоимке. Если компания недоплатила налог, то она обязана уточнить ранее сданную отчетность. Но если налогоплательщик подал в инспекцию декларацию, а потом обнаружил в ней ошибку, в результате которой налоговая база не была занижена, то он вправе подать «уточненку». Другими словами, скорректировать декларацию он может, но не обязан. Причем, даже если он подаст «уточненку» после того, как выйдет срок, установленный для подачи соответствующей декларации, нарушением это не будет.

Зачастую налоговики требуют «уточненку» при переплате для того, чтобы провести возврат или зачет денег. Мол, без декларации это сделать невозможно. Но статья 78 Налогового кодекса РФ о возврате и зачете налогов не обязывает компании подавать «уточненки». В ней говорится только о том, что возврат или зачет налога проводится по заявлению налогоплательщика. То есть «уточненка» не требуется.

Но налоговики очень последовательны. Они считают, что о переплате они могут узнать только из уточненной декларации. Поэтому, по-моему, если компания хочет вернуть или зачесть переплату, нелишним будет все-таки сдать в инспекцию «уточненку».

Еще одна типичная ошибка. Компания подает сразу две уточненные декларации: одну с переплатой, а другую с недоимкой. Если налоги поступают в бюджет одного уровня, компания самостоятельно засчитывает переплату в счет недоимки. Этого категорически нельзя делать. Даже суды в этом случае поддержат налоговиков. Дело в том, что инспекция сначала проверяет правильность представленных «уточненок» в течение трех месяцев. Потом налоговики своим решением фиксируют переплату по одной декларации и подтверждают сумму недоимки по другой. Только после этого можно проводить зачет. Одного отражения переплаты в уточненной декларации для зачета недостаточно.

Кстати, и компании, и налоговики часто забывают об одном важном моменте. Допустим, у компании по налогу на прибыль с 2007 года есть переплата в федеральный бюджет. По настоящее время она числится за компанией. В октябре 2010 года компания подает «уточненку» по НДС за II квартал 2009 года, где НДС – к доплате. В этом случае налоговики не вправе привлечь компанию к налоговой ответственности за несвоевременную уплату сумм НДС и начислить пени со штрафом. Дело в том, что есть переплата по другому налогу в тот же самый бюджет. Эта переплата будет гарантом того, что при подаче «уточненки» с доплатой за прошлые периоды компанию не оштрафуют. Главное, чтобы переплата числилась за компанией и в корректируемый период. Такие выводы содержатся в пункте 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5.

Когда необходимо подать «уточненку».

Есть семь основных случаев, в которых компании все-таки необходимо подать уточненную декларацию:

– первичные документы поступили в компанию позже срока;

– компания сама исключила операции с сомнительными контрагентами;

– оформлен возврат товара или денег по договору;

– найдены ошибки в начислении амортизации;

– компания реорганизуется;

– декларация по налогу на прибыль корректируется из-за уточнения размеров других налогов;

– компания не успевает представить к сроку полную декларацию.

Если в бухгалтерию компании запоздала «первичка», что бывает достаточно часто, то важно точно установить, к какому периоду она относится. Ведь уточнения необходимо проводить именно в том налоговом периоде. Если точный период определить невозможно, то расходы или доходы по такой «первичке» можно учесть в текущем периоде. Например, это могут быть длительные операции, когда нельзя точно установить, какой же срок уточнять.

Что же касается подачи уточнений для исключения операций с сомнительными контрагентами, то этот повод изобрели сами налоговики. То есть они хотят, чтобы компания сама провела расследование по добросовестности своих поставщиков и решила, подавать ли по ним «уточненку» или нет. Ведь расходы, понесенные от сотрудничества с фирмами-однодневками, инспекция обязательно снимет.

И последний случай. Например, компания не успевает подать декларацию в срок. Тогда она может подать отчет с теми данными, которые уже рассчитаны, а через несколько дней сдать «уточненку». Но злоупотреблять этим методом не стоит.

Можно избежать штрафа при сдаче «уточненки».

Если компания подает «уточненку» при переплате, то ее не привлекут к налоговой ответственности. А при недоимке есть три случая, в которых компания может подать «уточненку» без штрафа. Они описаны в статье 81 НК РФ.

Во-первых, если уточненная декларация подается до наступления срока сдачи первоначальной декларации. Это пункт 2 статьи 81. В этом случае никаких неблагоприятных налоговых последствий для налогоплательщика не будет.

Во-вторых, уточненная декларация подается после истечения срока на представление декларации, но до срока уплаты налога в бюджет. Это пункт 3 статьи 81. Например, такое бывает на «упрощенке». Ведь на общем режиме по многим налогам эти два срока совпадают. Так вот, компанию не оштрафуют за ошибки в первоначальной декларации только при одном условии. Если она представит «уточненку» до того, как налоговики обнаружат их сами. При этом компании должно стать известно о том, что налоговики нашли ошибку. Например, из акта камеральной проверки или из требования о представлении пояснений и внесении соответствующих исправлений.

В-третьих, уточненная декларация с доплатой налога в бюджет сдается после того, как истекли сроки на подачу декларации и на уплату налога. Этот случай, конечно, самый распространенный. Пункт 4 статьи 81 дает два основания освобождения от штрафа. Первое – если «уточненку» успели подать до того, как налоговики нашли ошибку. Но самое главное – не только подать декларацию, но и доплатить недостающую сумму налога и пени.

На практике я столкнулся с такой ситуацией. Компания уплатила недостающую сумму налога, потом подала «уточненку». А вот пени доплатила позже. Формально в этой ситуации условие для освобождения от налоговой ответственности не соблюдено. Но компания посчитала, что привлекать ее к ответственности неправомерно, поскольку налог она заплатила и свою обязанность перед государством выполнила. Мы доказали в суде, что законодательство четко не устанавливает, что компанию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога, если сумма недоимки уплачена до подачи уточненной декларации, а сумма пени – после. Это следует из содержания пункта 1 статьи 122 НК РФ и пункта 4 статьи 81 НК РФ. ( Постановление ФАС Московского округа от 14 июня 2007 г, 15 июня 2007 г по делу № КА-А40/5412-07) . Но безопаснее все-таки заранее платить и налог, и пени.

Ну и второе основание, по которому компания может быть освобождена от уплаты налоговых санкций, – это представление «уточненки» после выездной проверки.

Комментарий редакции.

Появились новые риски при подаче «уточненки»

Теперь при получении уточненной декларации налоговики могут проверить тот период, за который она представлена, в ходе выездной проверки. Даже если он выходит за рамки трехлетнего срока давности. Такие изменения были внесены в пункт 4 статьи 89 НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ. Они вступили в силу со 2 сентября 2010 г. До этого налоговики могли проверять данные только в пределах трех лет.

Статья напечатана в журнале «Семинар для бухгалтера» № 10, 2010

Острые вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций

Екатерина Колесникова,
Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
Специально для компании «Такском»

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка), Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточненки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Таким образом, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточненки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

  • когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
  • когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

— уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

— до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений…».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции. Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил налогоплательщику требование о представлении пояснений и внесении исправлений, из которого явно следует, что инспекторами были выявлены какие-то несоответствия, искажения, ошибки в декларации (например, часто распространенное явление — вопрос о несоответствии объема выручки по данным декларации по налогу на прибыль и данным деклараций по НДС). Конечно, такое требование не означает, что налогоплательщик непременно должен сдать «уточненку», скорее всего заданные вопросы объяснимы. Но если есть понимание, что показатели в декларации действительно нужно исправить — потребуется «уточненка». И тогда вопрос о начислении штрафных санкций станет актуальным. При этом если уже получен акт камеральной проверки, где выявлена соответствующая ошибка, то штрафных санкций не избежать. А вот если такой акт не получен, то ситуация будет выглядеть достаточно спорно, ведь налоговый орган наверно знал о допущенной ошибке, когда направлял соответствующее требование о представлении пояснений.

Как будут развиваться дальнейшие события предсказать достаточно сложно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

  • проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
  • начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
  • налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
  • даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка». Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки. Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
  • назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
  • проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Таким образом, будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

Для кого (для каких случаев): Когда уже ничего не исправишь по результатам проверки.

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ.

Схема ситуации: Налоговая инспекция где-то в 2016 году проводила проверку одного Индивидуального Предпринимателя по НДС. Проверяли три предыдущих года: 2013, 2014, 2015. Наверное, в конце 2016 года проверка была закончена и уже 24.01.2017 года нашему ИП предъявили акт по результатам проверки: штраф 2 922 522 рубля и дополнительно НДС 39 905 087 рублей.

Наш ИП забегал и уже 03.03.2017 представил в налоговую инспекцию уточнённые декларации по НДС за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2013 года. В уточнённых декларациях уменьшилась сумма реализации и появились налоговые вычеты по НДС на сумму 22 851 640 рублей. Так что же это получается? Налоговики не смогут взыскать с нашего ИП дополнительно начисленный ему НДС 39 905 087 рублей?

А вот и нет! Ведь уже наступил 2017 год. А что это значит? Это значит, что ушло, как детство, от нашего ИП право на подачу уточнённой декларации по НДС за 2013 год. Уточнённую декларацию по НДС за какой-то налоговый период можно подать только в течение трёх лет после этого периода. «Уточнёнку» за 1 квартал 2013 года нужно было подать до 31.03.2016. «Уточнёнку» за 2 квартал 2013 года нужно было подать до 30.06.2016. «Уточнёнку» за 3 квартал 2013 года нужно было подать до 30.09.2016. «Уточнёнку» за 4 квартал 2013 года нужно было подать до 31.12.2016.

Как поётся в одной старинной песне: «Кто-то успеет. Ты или я!» В данном случае успела только налоговая инспекция – проверить в 2016 году НДС за 2013. Проверила, начислила штрафы и НДС. И выскочила с актом в 2017 год. Год, в котором уже ничего не успевал наш ИП – он уже не имел права исправлять только что проверенный 2013 год. Вот в такую налоговую западню попал наш ИП. А и сам виноват – чего раньше не уточнял – три года ведь было в его распоряжении.

Но наш ИП не сдался. Он пошёл в суд и стал требовать зачесть ему НДС за 2013 год. Объяснял это так: «Я только в 2017 году узнал, что у меня есть не зачтённый НДС за 2013 год. Поэтому три года надо считать не от налоговых периодов (в 2013), а от 2017 года. Именно в 2017 году, по результатам налоговой проверки, я вдруг понял, что у меня есть НДС, который я не подал к вычету».

Но суд на объяснения нашего ИП только рассмеялся: «Ну вы, дружище, даёте! Узнал в 2017 году, поэтому давайте считать от 2017! Ха-ха-ха! А как вам понравится, если завтра придёт налоговая инспекция и скажет – мы только что узнали о нарушениях, которые этот ИП совершил в 2010 году. Давайте его за это накажем! Ну и что, что прошло 8 лет, а срок давности налогового правонарушения 3 года. Мы же об этом только сейчас узнали! Это же какое веселье начнётся, если налоговая начнёт всех трясти не за последние три года, а за все прошлые года? Она мол только про них узнала! Это же сколько старинных налоговых нарушений накопают из прошлого?! Да вся экономика рухнет!»

Вдоволь нахохотавшись, суд успокоил нашего ИП: «Три года давности – это срок для всех – и для налогоплательщиков, и для налоговой инспекции! И считается он от налогового периода. Но, правда, вы можете подать иск о восстановлении этого срока. Если докажете, что были обстоятельства совершенно непреодолимой силы, по которым вы не могли в течение трёх лет зачесть полученный НДС. Ну, например, вы всё три года были в тылу врага, или жили на Луне, или пролежали всё это время в коме. Если предъявите ваши причины, то суд их рассмотрит и примет справедливое решение».

Похоже, что наш ИП не смог предъявить на три прошедших года ни справок от врага, ни гостиничных квитанций с Луны. Поэтому суд отказал ему в зачёте НДС за 2013 год.

Выводы и Возможные проблемы: Надо держать ухо востро! Особенно в налоговом периоде, который был три года назад. Налоговая может успеть его проверить и выкатить акт проверки, а налогоплательщик может уже утратить право на уточнение налогов в этом периоде. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Трехлетний срок подачи уточненной налоговой декларации».

Цена вопроса: 39 905 087 рублей.

Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2018 N Ф07-10529/2018 ПО ДЕЛУ N А44-938/2018

Государственное регулирование внешних эффектов

Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.

Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.

Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

Т = МЕС,

где Т — размер корректирующего налога; МЕС — предельные внешние издержки.

Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 51.1).

Рис. 51.1

Корректирующие субсидии

Корректирующие субсидии — это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:

Ср = МЕВ,

где Ср — размер корректирующей субсидии; МЕВ — предельная внешняя полезность.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Qq = Qp (рис. 51.2).

Рис. 51.2

Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.

Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.

Создание рынков прав на загрязнение

Проблема создания прав собственности — одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.

Отрицательные внешние эффекты зарождаются вследствие конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов еще не закреплены. При отрицательном внешнем эффекте дискуссионный вопрос состоит в следующем: имеют ли право продавцы и покупатели перекладывать издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?

Поскольку право собственности на реку не установлено, фирмы могут сбрасывать в нее отходы бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.

При положительном внешнем эффекте права собственности тех, кто приносит выгоду третьим лицам, не установлены. Экономические субъекты, доставляющие полезность третьим лицам, не имеют возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.

Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут осуществлять сравнительно дешевые меры.

Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов показан на рис. 51.3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 руб.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.

Рис. 51.3

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Другие материалы по теме Государственное регулирование внешних эффектов

Микроэкономика…

При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) в соответствии с п.7 письма Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 96 О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами на сумму ранее учтенного налога корректируется ранее сделанная запись (дебет счета 68 Расчеты с бюджетом , субсчет Расчеты по налогу на добавленную стоимость и кредит счета 64 Расчеты по авансам полученным ). В налоговом учете необходимо сумму НДС уплаченную с аванса отразить по строке 5 Декларации.  

При регистрации и (или) снятии транспортного средства с регистрации в течение отчетного периода сумма налога корректируется на коэффициент (Ктр), определяемый как отношение числа полных месяцев регистрации к числу календарных  
НАЛОГ КОРРЕКТИРУЮЩИЙ — налог на производство блага, посредством которого предельные индивидуальные издержки возрастают до уровня предельных общественных издержек, вызывая таким образом повышение цены, вследствие чего происходит сокращение выпуска продукции.  
Согласно метода обязательств, ожидаемый налоговый эффект текущих временных разниц определяется и отражается в балансе или как обязательство по статье «Отсроченные налоги» или как активы по статье «Отсроченные расходы — налоги», представляющие собой досрочную оплату будущих налогов. Сальдо отсроченных налогов корректируется в соответствии с изменениями ставок налога на прибыль.  
Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности и корректирующих коэффициентов, влияющих на результаты предпринимательской деятельности.  
При рассмотрении вопросов оптимизации налога на имущество следует учитывать специфику формирования налогооблагаемой базы. Положение о том, что для расчета налога на имущество используются балансовые показатели, а для целей налогообложения по прибыли произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов, можег привести к тому, что все производственные затраты будут сведены к нормативному размеру. Лучше использовать часть прибыли после налогообложения, чем увеличивать налогооблагаемую базу по налогу на имущество.  
После уплаты налога на прибыль у организации остается прибыль от обычной деятельности. В случае возникновения чрезвычайных расходов и доходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами. В результате формируется чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода, за счет которой выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Величина прибыли, остающейся в распоряжении коммерческой организации, отражается по строке 190 ф. 2 финансовой отчетности. Порядок формирования прибыли организации представлен на рис. 46.  
Прежде всего организация уплачивает в установленном порядке налог на прибыль, корректируя прибыль (убыток) до налогообложения (строка 140 ф. №2). Из откорректированной прибыли вычитаются доходы в виде дивидендов по обыкновенным акциям, процентов и дисконта, полученных по государственным ценным бумагам, принадлежащим организации доходы, полученные от долевого участия в деятельности других организаций (кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации) доходы от игорного бизнеса и видеосалонов прибыль от посреднических организаций, страховой деятельности, отдельных банковских операций прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства. Перечисленные доходы облагаются по иным ставкам, чем прибыль от производства продукции. Налог на часть названных доходов исчисляется и уплачивается источником выплаты налогов. Далее вычитается сумма льгот, предоставляемых организации в соответствии с действующим законодательством.  
Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ — налог на доходы физических лиц). В гл. 4 приведено достаточно подробное описание этого налога, основанное на действующем законодательстве, поэтому в данной главе мы не будем возвращаться к его характеристике. Подчеркнем лишь, что потенциальными плательщиками этого налога в Российской Федерации являются более 80 млн чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции —17%, в США —до 60%). Для многих городских и районных бюджетов этот налог до 2001 г. являлся основным источником прямого финансирования в настоящее время отчисления в полном объеме поступают в федеральный бюджет, затем определенная их часть перераспределяется в бюджеты различных уровней. Налог на доходы физических лиц выплачивается ежемесячно, сумма сделанных выплат ежегодно корректируется в соответствии с установленными Налоговым кодексом требованиями.  
Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (убытка) от реализации имущества и доходов от сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Далее валовая прибыль корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разницу между суммой выручки от реализации, исчисленной по рыночным и фактическим ценам (при реализации продукции по ценам ниже себестоимости), суммы списанных на убытки недостач, суммовые разницы и др. Таким образом, прибыль, подлежащая налогообложению, заметно отличается от фактического финансового результата хозяйственной деятельности. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли. Следовательно, источником уплаты такого налога служат вместе с прибылью оборотные средства.  
До вступления в силу главы 25 Налог на прибыль организаций Налогового кодекса РФ налогооблагаемая база по налогу определялась по данным бухгалтерского учета. Отчетная (бухгалтерская) прибыль (кредитовое сальдо счета Прибыли и убытки ) корректировалась составлением Справки о порядке определения  
Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, правительственными учреждениями, страховыми компаниями, профсоюзами и т. д. Финансовым органам и правительственным учреждениям учетная информация необходима для того, чтобы контролировать поступление средств в федеральный и местные бюджеты, корректировать финансовую политику через систему налогообложения. Налоговые службы на основании отчетной информации следят за правильностью поступления налогов. Банковские учреждения и страховые компании на основе финансовой информации оценивают возможность заключения договоров с организациями по расчетным операциям и страхованию. Профсоюзы заинтересованы в получении информации об экономической жизнеспособности организации в плане занятости и оплаты труда. К этой группе можно отнести также заказчиков, которые имеют интерес к информации о перспективах функционирования предприятия.  
Смысл переходного периода состоял в том, чтобы дать организациям время скорректировать показатели для исчисления налога на прибыль в 2002 г. Для этой цели организации провели инвентаризацию дебиторской задолженности за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права по состоянию на 1 января 2002 г. Выручка по состоянию на эту дату определялась с учетом той выручки, которая ранее не принималась для целей формирования налогооблагаемой базы. Кроме того, корректировалась сумма неучтенных для целей налогообложения в 2001 г. внереализационных доходов.  
Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.  
Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.  
Действительно, в любом государстве функционируют десятки тысяч предприятий, различающихся между собой не только по видам деятельности, но и по ряду других признаков, которые неизбежно будут влиять на формирование их налогооблагаемой базы и, соответственно, на размер уплачиваемых налогов. Это и структура их издержек производства и обращения, связанных с получением дохода, и скорость оборота капитала, и различная фондоемкость и наукоемкость производства, и уровень их доходности и многое другое. Учитывать все это при формировании налоговой системы необходимо, но крайне сложно. Вот здесь-то и должен использоваться показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту. Без него невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет право переступать. При этом оно должно постоянно корректировать этот показатель, приближая его к конкретному налогоплательщику.  
Этот тип корректирующих записей отражает расходы, которые были понесены, но не были записаны и оплачены, т. е. представляют собой обязательства. Примерами таких расходов служат начисленная, но не выплаченная заработная плата, начисленные, но не выплаченные налоги, начисленные, но не выплаченные проценты и т. д.  
Положения Налогового кодекса могут корректироваться лишь при наличии объективных на то причин, всесторонне обоснованных и подкрепленных глубокими экономическими расчетами. Такие корректировки носят форму законодательных поправок к Налоговому кодексу, вводимых в действие спустя месяц со дня их официального опубликования. Одной из важных причин, обусловливающих необходимость корректировок статей Налогового кодекса, могут явиться успешные результаты проводимых в стране налоговых экспериментов. Налоговый эксперимент — это пробное изменение фрагментов налогового производства в связи с объективными сдвигами в темпах и уровне развития производительных сил, отраслевыми структурными перестройками, изменениями финансовых потоков на макроэкономическом уровне. Такие фундаментальные изменения обусловливают необходимость разработки и внедрения в порядке эксперимента налоговых концепций, отличающихся от действующих налоговых правил. Таких концепций может быть несколько. Они затрагивают, как правило, один или два налога, взимание которых напрямую связано с изменениями в экономике. Экспериментальные концепции, представляемые на рассмотрение в государственные органы власти и управления, оцениваются экспертами, и из них выбирается наиболее оптимальная с позиций адекватности сложившимся воспроизводственным пропорциям. Эта концепция объявляется законом как налоговый эксперимент на один год, по истечении которого вновь проводится экспертная оценка данного нововведения. В случае успешного завершения эксперимента в области налогообложения он выносится на рассмотрение в высший законодательный орган страны с целью внесения поправки к Налоговому кодексу.  
Законотворческая деятельность представительной власти России как часть процесса налогового планирования и регулирования не свободна от лоббирования ведомственных интересов в ущерб общенациональным. Свод налоговых законов России содержит рекомендации принципиального характера. Полная реализация этих рекомендаций на практике не достигается. Недостаточно стыкуются между собой методики исчисления и уплаты конкретных налогов, что затрудняет контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Налоговые инструкции призваны лишь конкретизировать положения налоговых законов, а не корректировать их, как это имеет место в российской практике. Методики расчетов налоговых сумм, техническое и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бухгалтерского учета, а не наоборот. Превалирование рекомендаций государственных налоговых служб над требованиями Министерства финансов РФ по организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности недопустимо. Приводимые в экономических изданиях 1996—1997 гг. рекомендации о необходимости введения в бухгалтерскую практику понятия налоговый учет нельзя назвать экономически обоснованными. Это — важный организационно-экономический вопрос, и он требует особого рассмотрения. Мы вернемся к нему несколько позже.  
Результаты, полученные по вышеназванным направлениям исследования (планирования), позволяют определить структуру налога, рациональность его элементов (плательщик, объект обложения, ставка, льготы и др.) и соответствующим образом оценить используемую в текущее время концепцию по подоходному налогу с граждан., При необходимости могут корректироваться элементы этого налога прогрессия обложения, соотношение ставок и доходов, необлагаемый минимум, льготируемые выплаты и т. п.  
Методика исчисления налога на прибыль (доход) неоднократно корректировалась с момента выхода Закона РФ О налоге на прибыль . Рекомендации по применению положений Закона и Инструкции ГНС РФ № 37 изложены в Методических указаниях ГНС РФ от 4 августа 1995 г. № НП-4-01/46н. На рис. 31 показаны основные методические подходы к определению суммы налога на прибыль предприятий и организаций (кроме банков, страховых фирм, субъектов малого предпринимательства, речь о них пойдет особо), указаны пять элементов затрат, относимых на себестоимость при исчислении налога. В составе каждого из элементов указаны основные виды затратных статей, формирующих себестоимость продукции, приведен основной перечень внереализационных доходов и расходов, учитываемых на счете 80 Прибыли и убытки .  
В течение 1996—1997 гг. порядок исчисления дорожных налогов неоднократно корректировался. В соответствии с проектом Налогового кодекса часть дорожных налогов будет упразднена, часть объединена с другими однотипными налогами. Предполагается отмена налога на реализацию ГСМ и налога на пользователей автодорог, как негативно проявляющихся налогов с выручки. Два других налога будут введены в систему имущественного обложения.  
Субъектам РФ предоставлено право корректировать ставки налога (повышать общероссийские или устанавливать собственные)  
Налоговым ведомством РФ со второго полугодия 1997 г. вновь предпринимался ряд корректирующих налогообложение мер. Во-первых, в соответствии с письмом ГНС РФ от 15 декабря 1996 г. № 1 Порядок учета, хранения и продажи налоговыми органами специальных марок установленного образца на алкогольную продукцию, производимую на территории РФ были введены штрафы за утерю акцизных марок. Эта мера вынужденная, поскольку распространяемые МФ РФ акцизные марки используются нелегальными производителями алкогольной продукции, которые попадают к ним незаконным путем. С 1 января 1997 г. была введена обязательная отчетность по использованию специальных марок и по финансовым показателям производства алкогольной продукции. При получении лицензии на выпуск алкогольной продукции необходимо заручиться банковской гарантией на сумму поступления в бюджет трехмесячных акцизных платежей. Расширена сеть налоговых постов на предприятиях, производящих и реализующих эту продукцию. Постепенно отменялись все отсрочки по налоговым платежам, при этом еще более жесткие требования предъявлялись к действиям Временной чрезвычайной комиссии, занимающейся злостными неплательщиками налогов в бюджет. В течение 1998 г. планировалось ввести в практику фиксированные сборы с казино, налог на операции с векселями, с продаж, сбор с пользователей объектами животного мира и биосферы, другие платежи. Разработана система налоговых препятствий бартерным (товарообменным) операциям. Подготовлен законопроект по реформированию налога на имущество и недвижимость. В связи с этим реформированию подвергнется система Бюро технической инвентаризации. Цель реформы — перейти к рыночной оценке недвижимости. Все эти меры, по словам руководителя налогового ведомства А.П. Починка, продвигают страну к переходу на нормы Налогового кодекса, обновленный проект которого проходит в 1998 г. законодательные согласования.  
Операционный поток корректируется с учетом лизинговых платежей и изменением налоговых платежей -налога на прибыль и налога на имущество. Операционный и инвестиционный потоки предприятия-организатора при использовании лизинга определяются как  
Налоги не дифференцируются субъектами управления в лице вышестоящих организаций и не корректируются в течение года. Они удобны и выгодны предприятиям с устойчивой финансовой базой и ускоряют процесс банкротства низкорентабельных предприятий. Благодаря стабильному характеру действия налоги обеспечивают материальную заинтересованность предприятий в увеличении прибыли и ее использовании на цели производственного и социального развития. Налоги усиливают правовую защищенность предприятий и гарантируют полную самостоятельность в использовании прибыли, остающейся после расчетов с бюджетом.  
Получение дополнительного дохода за счет использования заемного капитала в том случае, когда платность заемного капитала ниже, чем сумма полученной прибыли, дает эффект финансового рычага, который равен разнице между уровнем рентабельности и ставкой банковского процента, умноженной на соотношение заемного и собственного капитала и умноженной на корректирующий коэффициент, отражающий величину налога на прибыль  
Второй подход состоит в том, что каждый хозяйствующий субъект самостоятельно оценивает свою индивидуальную цену денег , т.е. выраженную в долях единицы (с учетом налогов и риска), реальную норму годового дохода на вложенный капитал с учетом альтернативных и доступных на рынке направлений вложений со сравнимым риском. Корректируя ее с учетом риска, связанного с конкретным инвестиционным проектом, субъект определяет индивидуальную норму дисконта. Однако для реализации такого подхода необходимо иметь развитый фондовый рынок. Он может привести к тому, что субъект в качестве альтернативы будет осуществлять вложения средств в краткосрочные спекулятивные операции, в том числе и на валютном рынке. В этих условиях ориентиром при установлении индивидуальной нормы дисконта может служить депозитный процент по вкладам в свободно конвертируемой валюте.  
Расчет разводненной прибыли предполагает, что чистая прибыль (убыток) за период, которая распределяется на обыкновенные акции, должна корректироваться на сумму дивидендов на контракты с разводняющим эффектом, которые были вычтены при расчетах чистой прибыли на сумму процентов, начисленных за период по контрактам с разводняющим эффектом, конвертированным в обыкновенные акции любых других изменений в доходах и расходах, которые могут быть вызваны конвертацией в обыкновенные акции контрактов с разводняющим эффектом. Сумма прибыли за счет экономии на процентах и других вычетов по конвертируемым контрактам (в обыкновенные акции) рассчитывается с учетом налогов, относящихся к этим выплатам.  
Ставки подоходного налога устанавливаются по методу сложной прогрессии. Периодически, обычно один раз за финансовый год, проводится налоговая индексация корректируются суммы необлагаемого минимума, вычетов на содержание зависимых лиц, а также налоговых разрядов. Необходимость индексации вызвана инфляционными процессами.  
Вариантом данной формы является наделение нижестоящих органов власти правом корректировать условия налогообложения в отношении доли налога, зачисляемой в соответствующий бюджет. Речь идет, например, о предоставлении льгот, незначительном изменении правил  
Полная самостоятельность в определении видов налогов Установление исчерпывающего перечня налогов С предоставлением ограниченного права корректировать условия налогообложения С предоставлением права устанавливать ставки налогов Распределение суммы собранных средств Установление распределяемых налогов  
В случае использования в непроизводственной сфере товаров, по которым в установленном порядке произведен зачет сумм НДС, в Книге покупок делается запись, корректирующая эту сумму налога, с соответствующим уменьшением итоговой суммы налога, применяемой к зачету в текущем отчетном периоде.  
Отдачу на собственный капитал рассчитывают путем деления прибыли до уплаты налогов на осязаемый (материальный) собственный капитал. Как уже упоминалось, понятие «осязаемый собственный капитал» требует уточнения в каждом отдельном случае, ибо у некоторых фирм стоимость активов занижена. Кроме того, поскольку осязаемый собственный капитал меньше совокупных активов за минусом обязательств, отдача на собственный капитал в процентном выражении окажется выше, чем в случае, когда добавлены нематериальные активы. Нецелесообразно корректировать искусственно процент отдачи путем исключения нематериальных активов.  
Один вариант корректировок связан с необходимостью учета того факта, что многие проекты влекут за собой такие виды экономических издержек, которые не всегда «улавливаются» при формировании потока денежных средств в финансовой документации по проекту (например, вред, наносимый окружающей среде и не отраженный в финансовой отчетности, может обернуться серьезными экономическими издержками для общества). Другой вариант корректировок связан с издержками, которые с позиций предприятия отражаются в документации как финансовые (например, налоги), а с позиций общества должны быть отнесены к экономическим, так как не связаны с использованием ресурсов и представляют собой лишь трансферт от хозяйствующего субъекта в пользу государства. Наконец, некоторые ресурсы (такие, как услуги работников-добровольцев) могут предоставляться бесплатно, они не отражаются в финансовых денежных потоках. Подобные ресурсы также необходимо принимать в расчет при оценке экономических издержек проекта. Все сказанное означает, что необходимо корректировать финансовые потоки издержек и выгод для отражения результатов проекта с точки зрения общества. Только так можно оценить реальный результат проекта для общества.  
Плательщиками земельного налога с сельхозугодий являются колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия, в том числе индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты и др.). Они уплачивают налог с 1 га сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ) по ставкам в рублях, дифференцируемым в зависимости от качества земли в соответствии с кадастровой ее оценкой. Амплитуда колебаний размеров ставки по регионам России значительная — от 10 руб. за 1 га в Ярославской и Смоленской областях до 18 руб. по Краснодарскому краю (ставки даны без учета инфляции). Внутри республик в составе России, краев, областей и округов ставки земельного налога корректируются в зависимости от местоположения конкретного земельного участка, его качества. Если земля отторгается от сельхозпроизводства промышленными предприятиями, организациями транспорта и связи, вооруженными силами и внутренними железнодорожными войсками, то собственники и владельцы земли облагаются налогом по ставкам, увеличенным в три раза по сравнению со средней ставкой, утвержденной для данного административного района.  
Денежные налоги Налоговые лазейки Искажающие налоги Неискажающие налоги Паушальные налоги Корректирующие налоги  
В налоговом учете (подробно см. п. 6.8) определяется сумма налога на прибыль. Разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль соответствует показателю бухгалтерского финансового учета Прибыль (убыток) от обычной деятельности . При отсутствии последствий чрезвычайных событий приведенный показатель трансформируется в показатель Нераспределенная (чистая) прибыль отчетного периода (НЧПР). В противном случае прибыль (убыток) от обычной деятельности корректируется на последствия чрезвычайных событий (чрезвычайные расходы и чрезвычайные доходы).  
Систематический риск для акций возникает из-за финансового и коммерческого риска для компании. Когда мы вычисляем стоимость собственного капитала для проекта или группы проектов, компания-представитель, данные по которой используются для определения делового риска проекта, может иметь гораздо большую или меньшую долю заемных средств, чем наша фирма. Поэтому желательно корректировать значение бета компании-представителя на эту разницу. Попробуем это сделать, основываясь на базисных положениях модели оценки САРМ. Некоторые из приведенных ниже соображений и результатов понадобятся нам в гл. 17. При этом налоги на прибыль корпорации и выплаченные суммы процентов вычитаются по налоговым соображениям. В этих условиях Роберт Хамада1 и другие авторы показали.  
Вывод второй. Функции налога неразрывно взаимоувязаны. Рациональность налогообложения определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между ними. Поиск способов достижения относительного равновесия между налоговыми функциями осуществляется непрерывно при конструировании новых налоговых концепций. По мере нахождения оптимальной, по мнению разработчиков, концепции она подвергается всесторонней оценке и выносится на широкое публичное обсуждение, а затем корректируется с учетом итогов такого обсуждения. В конечном итоге на выбранной концептуальной основе строится новая система налогообложения или обновляется существующая. Усовершенствованная налоговая система утверждается в законодательном порядке и становится обязательной для применения. В процессе научно-практической оптимизации налогообложения незыблемым является соблюдение принципиальных требований к ее содержанию. Это те фундаментальные принципы, которые выработала наука и к использованию которых всегда должна стремиться налоговая практика.  
Применение сложных формул исчисления налогооблагаемой базы, сумм налогов приводит к значительному объему работы бухгалтеров, особенно при исчислении суммы затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Согласно Положению от 1 июля 1995 г. № 661, корректирующему Положение О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли от 5 августа 1992 г. № 552, а также от 20 ноября 1995 г. № 1133 , организации вынуждены вести раздельный учет затрат в обычном бухгалтерском режиме и налоговый учет расходов, относимых на себестоимость при исчислении налога на прибыль. Более того, эти расходы разделяются в налоговом учете на полностью невключаемые в себестоимость и включаемые в пределах утвержденных Правительством РФ лимитов.  
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Первый появление понятия налоговый учет связано с особым положением в экономике страны, и прежде всего с состоянием доходов бюджета. Дефицит бюджета, невыполнение плановых поступлений по налогам, неплатежи — все это заставляет органы власти и управления принимать вынужденные меры по расширению налогооблагаемой базы, корректировать и дополнять с фискальными целями методики расчетов основополагающих показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Данное положение не основано ни на одном из методологических требований бухгалтерского учета, оно противоречит и здравому смыслу. Во всем мире методологические основы бухгалтерского учета едины. Не следует изобретать особых видов учета, при которых искусственно, чисто арифметически формируются финансовые результаты, а тем самым завышается налогооблагаемая база.  

Вы обнаружили ошибку в расчете налога на прибыль. Чтобы налоговая инспекция не оштрафовала вас за нее, в налоговую отчетность нужно побыстрее внести изменения. Подробные рекомендации, как это сделать, не вызвав нареканий инспекторов, можно найти в бераторе «налог на прибыль от А до Я». Предлагаем вам ознакомиться с отрывком из этого издания.

В налоговом учете ошибку исправляют в том периоде, в котором она была фактически допущена (ст. 54 НК). При этом, если по результатам исправленной декларации у вас будет указана сумма к уплате большая, чем в первоначальном варианте, сначала доплатите налог и пени, а лишь потом сдавайте уточненку в налоговую инспекцию. Такой порядок действий избавит вас от штрафа при условии, что ошибку вы исправите до того, как налоговая служба ее обнаружит (п. 4 ст. 81 НК).

Обратите внимание: в статье 81 Налогового кодекса не указано, какую именно ответственность будет нести фирма, если она вовремя не уплатит недоимку и пени. В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. № 5 сказано, что статья 81 Налогового кодекса предусматривает два вида наказания:

  • по статье 122 Налогового кодекса (неуплата или неуплата сумм налога);
  • по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса (отсутствие первичных документов, повлекшее занижение налоговой базы по налогу на прибыль).

Причем оштрафовать налоговая служба вас может только по одной из этих статей. Применить штраф одновременно по двум статьям она не вправе. Однако на практике, если фирма не уплатила недоимку и пени до сдачи уточненки, налоговая служба чаще применяет статью 122 Налогового кодекса, так как вину по статье 120 того же кодекса доказать сложнее.

Если до подачи уточненки вы заплатите недоимку, а пени нет или наоборот – вас все равно оштрафуют (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2005 г. № А19-3063/05-40-Ф02-4384/ 05-С1). Если вы по каким-то причинам не в состоянии доплатить всю сумму по уточненной декларации, тогда сам факт того, что вы обнаружили ошибку и сдали уточненку, суд может посчитать смягчающим обстоятельством. В результате штраф будет снижен.

Обратите внимание: если в предыдущих периодах у вас была переплата по налогу, которая равна или превышает сумму, подлежащую уплате на основе уточненной декларации, тогда ничего доплачивать не нужно. А раз нет недоимки – штраф вам не грозит.

Если по уточненным данным сумма налога у вас будет меньше, чем в первоначальном варианте декларации, тогда вы просто сдаете исправленный вариант в налоговую службу. Сумму переплаты должны либо зачесть, либо вернуть.

Статья 81 Налогового кодекса не уточняет, нужно ли подавать исправленные декларации по итогам отчетных периодов (месяца, квартала). В связи с этим возникает вопрос: нужно ли пересдавать такие декларации? Ответ будет зависеть от того, когда вы обнаружили ошибку. Здесь может быть две ситуации:

  • первая – вы совершили ошибку в одном отчетном периоде года и обнаружили ее в течение этого же года, но в другом отчетном периоде;
  • вторая – вы совершили ошибку в одном отчетном периоде года, а обнаружили ее уже в следующем году, после сдачи декларации за год, в котором содержится ошибка.

Статья 54 Налогового кодекса обязывает фирмы сделать пересчет налога. Это влечет пересдачу деклараций за отчетные периоды. Исключение предусмотрено лишь для тех ситуаций, когда нельзя определить дату совершения ошибки. Эту же позицию поддерживает и Минфин (письмо от 9 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/174). Он рекомендует сделать так: «При обнаружении ошибки в исчислении налога на прибыль в истекшем отчетном периоде текущего налогового периода следует уточнить налоговую декларацию за этот период».

А что будет, если этого не сделать? Сначала рассмотрим вариант, когда по итогу отчетного периода вы заплатили авансовый платеж по декларации, а позже выяснили, что завысили в декларации его сумму к уплате. Если вы пересдадите декларацию или не сделаете этого, недоимки и пеней у вас не возникнет. Значит, штраф в этой ситуации неприменим.

Как видите, необходимость пересчета суммы авансового платежа за отчетный период и пересдачи декларации по нему у вас есть, а наказания нет. Однако сдать уточненку в ваших интересах. Ведь, подав исправленные сведения, вы укажете налоговой службе на переплату и сможете ее зачесть в счет будущих платежей. Впрочем, если вы делать этого не хотите, тогда можете воспользоваться мнением Минфина, приведенным в письме от 14 июля 2004 г. № 03-03-05/3/59. Это частный ответ на вопрос фирмы, нужно ли пересдавать декларацию за отчетный период, если ошибка не привела к занижению налоговой базы. Минфин ответил, что в этом случае фирма вправе этого не делать.

Рассмотрим случай, когда фирма обнаружила, что по итогам отчетного периода не доплатила авансовый платеж. Здесь ситуация иная. Во-первых, появляется недоимка, во-вторых, пени, которые нужно доплатить. А вот штрафа, если вы не перечислите долг до сдачи уточненной декларации, опять же не будет. Дело в том, что штраф по статье 122 Налогового кодекса применим, если фирма не заплатила (не доплатила) налог по итогам налогового периода (года). В нашем же случае фирма не доплатит авансовый платеж, а не налог (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2004 г. № А74-3515/03-К2-Ф02-635/04-С1).

Аналогичные выводы можно сделать и в отношении наказания по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса. Там предусматривается ответственность за занижение налоговой базы. Налоговая база у фирмы формируется только по итогу налогового периода, то есть года. Соответственно, штрафовать по этой статье можно только в отношении ошибок по годовой декларации, а по промежуточным декларациям нельзя (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2001 г. № А33-13191/00-С3-Ф02-1114/ 01-С1 и Западно-Сибирского округа от 7 мая 2003 г. № Ф04/2151-328/ А75-2003). Однако, чтобы не доводить дело до суда, советуем вам все же доплачивать недоимку и пени по уточненке за отчетный период до ее сдачи в налоговую службу.

Теперь решим вопрос, нужно ли пересдавать промежуточную отчетность в том случае, когда вы обнаружили ошибку в декларации за отчетный период года уже после того, как сдали декларацию за этот год. Нет, не нужно. Достаточно пересдать лишь годовую декларацию. Дело в том, что проверить правильность расчетов по декларациям за отчетный период налоговая служба вправе при камеральной проверке. Ее проводят в течение трех месяцев со дня сдачи таких деклараций (ст. 88 НК). Соответственно, если вы ошибку обнаружили уже после сдачи годовой декларации, например, за 2005 год (то есть после 28 марта 2006 года), сроки для проверки деклараций за отчетные периоды к этому времени уже истекут. К тому же обязанности пересдавать промежуточные декларации по году, за который уже сдана годовая декларация, Налоговым кодексом не предусмотрена. Выходит, пересдавать такие декларации нет необходимости. Все исправления вы зафиксируете в уточненной декларации за год. Этот вывод справедлив, когда одна и та же ошибка повторяется во всех отчетных периодах года. В этом случае пересдавать все декларации по этому году вам не нужно, достаточно сдать одну уточненку по итогам года.